Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.
Рождение Зевса
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.
Борьба Зевса с Тифоном
Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.
Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года — 28 декабря 1940) — русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.
Появился на свет в мае 1877 года в семье ученого и пианистки. Родители Николая происходили из старинных дворянских родов, имели глубокие русские, англо-шотландские и немецкие корни, благодаря чему мальчик получил хорошее домашнее образование, рано научился свободно читать и изъясняться на нескольких языках.
Получив в 1903 году диплом историко-филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Кун устроился преподавателем в Тверскую женскую учительскую семинарию имени П. П. Максимовича, а два года спустя был приглашен продолжить образование в Берлинском университете. Возвратившись в Тверь в 1906 году, Николай Альбертович возглавил Тверское частное реальное училище. Вскоре женой Куна стала Елена Францевна Роупер, англичанка высокого происхождения, ради союза с начинающим ученым навсегда рассорившаяся с родителями, отказавшаяся от наследства и сменившая вероисповедание.
Научная карьера Николая Куна была стремительной и впечатляющей — еще в молодом возрасте звание профессора ему присвоили сразу несколько ведущих университетов Москвы и Нижнего Новгорода. Кроме чтения лекций, посвященных истории культуры, религий, античного искусства, древних цивилизаций и ряда других дисциплин, Николай Альбертович также трудился редактором в Большой и Малой советских энциклопедиях, создав для них сотни заметок и статей по древней истории.
Последние годы Куна прошли в Черкизовском парке, на даче, где он скончался в возрасте шестидесяти трех лет 28 декабря 1940 года. Похоронен писатель и великий популяризатор исторического знания на Черкизовском кладбище.
За долгие годы плодотворного труда Николай Кун стал автором таких книг, как «Боги и герои», серии «Персей», труда «Магомет и магометанство», вошедшего в сборник «Пророк Мухаммад», а также множества других пересказов и оригинальных произведений. Но наибольшей известностью пользуется книга Куна, первоначально озаглавленная «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» и впервые опубликованная в 1914 году, которая по сей день массовыми тиражами переиздается под названием «Легенды и мифы Древней Греции». Произведения этого издания включены в образовательную программу средней школы и, по словам читателей, отличаются от других интерпретаций древнегреческих преданий доступностью и увлекательностью авторского языка, полнотой и глубиной представленного материала.
Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако наибольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 году «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 году, 1937 и 1940 году. После 1940 года (последнее прижизненное издание подписано к печати 17 сентября 1940 года) она неоднократно переиздавалась массовыми тиражами, но уже с внесенными изменениями под названием «Легенды и мифы Древней Греции».
), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Профессор МГУ.
1 / 3
✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: боги" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать
✪ 2000085 Chast 1 Аудиокнига. Кун Николай Альбертович. «Легенды и мифы древней Греции: боги»
✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: Одиссея" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать
Отец, Альберт Францевич, был человек образованный, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру; имел глубокие немецкие и англо-шотландские корни. Мать, Антонина Николаевна, - из старого дворянского рода Игнатьевых , была очень способной пианисткой, ученицей Рубинштейна и Чайковского.
После окончания в 1903 году с дипломом первой степени и престижной премией им. Сазиковой за реферат, историко-филологического факультета Московского университета , его оставляли при университете, но из-за участия его в студенческом движении представление не было утверждено попечителем Московского учебного округа и он начал работать в Тверской женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича . В 1905 году работал в Берлинском университете у профессора Мейера и в музее народоведения. В конце 1906 года вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 года читал в нём лекции по истории культуры.
В 1908 году был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов Д. И. Тихомирова, где читал лекции до закрытия курсов в 1918 году. Одновременно читал лекции в Московском обществе народных университетов, преподавал историю в учебных заведениях Москвы (в 1915 году по данным ежегодника «Вся Москва» преподавал в гимназии им. Г. Шелапутина).
В 1911-1912 годах руководил экскурсиями российских учителей в Риме , читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина . С 1915 года - профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. С 1916 года он - профессор Нижегородского городского народного университета .
С 1920 года Н. А. Кун - профессор факультета общественных наук Московского государственного университета . Одновременно преподавал историю культуры в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). В 1920-х годах Н. А. Кун преподавал также в Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, так называемой «Народной консерватории», в поселке Черкизове .
С 1935 года и до конца жизни состоял профессором .
С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.
Женат Н. А. Кун был на Елене Францевне Роупер (1871-1961). Она происходила из старинного англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребёнком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями; вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим учёным оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием, Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.
Последние годы Н. А. Кун провёл на даче в Черкизовском парке . Умер он перед чтением своего доклада «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев», ставшего его последней работой.
Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!
Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.
Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:
1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.
2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.
3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!
4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!
5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.
6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...
В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.
Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺