Главная » 3 Как собирать » Кун, николай альбертович.

Кун, николай альбертович.

Николай Альбертович Кун - русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал и пересказал самые важные сюжеты легенд и мифов. В эту книгу вошли циклы об олимпийских богах, Персее и Андромеде, Тесее, Прометее, Орфее и Эвридике.

"Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).

При подготовке к переизданию книги Н. А. Куна редакция, сохраняя в целом общую структуру работы, сочла необходимым произвести сокращение ее объема за счет изъятия некоторых второстепенных сказаний, не имеющих существенного значения для понимания основных частей греческой мифологии. Кроме того, учитывая возможность чтения данного произведения школьниками, редакция внесла некоторые частные изменения в изложение отдельных мифических эпизодов.

"Легенды и мифы Древней Греции" в изложении знаменитого исследователя античности Н.А. Куна уже давно стали классикой, без которой трудно представить себе детство или юность образованного человека.
Данное издание подарит вам уникальную возможность познакомиться с работами Н.А. Куна в том виде, в каком они вышли в свет в 1914 г.

Олимпийские боги, или олимпийцы, в древнегреческой мифологии - боги третьего поколения, обитавшие на горе Олимп, дети Кроноса и Реи. Среди них Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Дионис и др. Эта книга увлекательно и обстоятельно повествует об их подвигах и приключениях.

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года — 28 декабря 1940) — русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Появился на свет в мае 1877 года в семье ученого и пианистки. Родители Николая происходили из старинных дворянских родов, имели глубокие русские, англо-шотландские и немецкие корни, благодаря чему мальчик получил хорошее домашнее образование, рано научился свободно читать и изъясняться на нескольких языках.

Получив в 1903 году диплом историко-филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Кун устроился преподавателем в Тверскую женскую учительскую семинарию имени П. П. Максимовича, а два года спустя был приглашен продолжить образование в Берлинском университете. Возвратившись в Тверь в 1906 году, Николай Альбертович возглавил Тверское частное реальное училище. Вскоре женой Куна стала Елена Францевна Роупер, англичанка высокого происхождения, ради союза с начинающим ученым навсегда рассорившаяся с родителями, отказавшаяся от наследства и сменившая вероисповедание.

Научная карьера Николая Куна была стремительной и впечатляющей — еще в молодом возрасте звание профессора ему присвоили сразу несколько ведущих университетов Москвы и Нижнего Новгорода. Кроме чтения лекций, посвященных истории культуры, религий, античного искусства, древних цивилизаций и ряда других дисциплин, Николай Альбертович также трудился редактором в Большой и Малой советских энциклопедиях, создав для них сотни заметок и статей по древней истории.

Последние годы Куна прошли в Черкизовском парке, на даче, где он скончался в возрасте шестидесяти трех лет 28 декабря 1940 года. Похоронен писатель и великий популяризатор исторического знания на Черкизовском кладбище.

За долгие годы плодотворного труда Николай Кун стал автором таких книг, как «Боги и герои», серии «Персей», труда «Магомет и магометанство», вошедшего в сборник «Пророк Мухаммад», а также множества других пересказов и оригинальных произведений. Но наибольшей известностью пользуется книга Куна, первоначально озаглавленная «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» и впервые опубликованная в 1914 году, которая по сей день массовыми тиражами переиздается под названием «Легенды и мифы Древней Греции». Произведения этого издания включены в образовательную программу средней школы и, по словам читателей, отличаются от других интерпретаций древнегреческих преданий доступностью и увлекательностью авторского языка, полнотой и глубиной представленного материала.

Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако наибольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 году «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 году, 1937 и 1940 году. После 1940 года (последнее прижизненное издание подписано к печати 17 сентября 1940 года) она неоднократно переиздавалась массовыми тиражами, но уже с внесенными изменениями под названием «Легенды и мифы Древней Греции».

), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Профессор МГУ.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: боги" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    ✪ 2000085 Chast 1 Аудиокнига. Кун Николай Альбертович. «Легенды и мифы древней Греции: боги»

    ✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: Одиссея" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    Субтитры

Биография

Отец, Альберт Францевич, был человек образованный, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру; имел глубокие немецкие и англо-шотландские корни. Мать, Антонина Николаевна, - из старого дворянского рода Игнатьевых , была очень способной пианисткой, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

После окончания в 1903 году с дипломом первой степени и престижной премией им. Сазиковой за реферат, историко-филологического факультета Московского университета , его оставляли при университете, но из-за участия его в студенческом движении представление не было утверждено попечителем Московского учебного округа и он начал работать в Тверской женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича . В 1905 году работал в Берлинском университете у профессора Мейера и в музее народоведения. В конце 1906 года вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 года читал в нём лекции по истории культуры.

В 1908 году был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов Д. И. Тихомирова, где читал лекции до закрытия курсов в 1918 году. Одновременно читал лекции в Московском обществе народных университетов, преподавал историю в учебных заведениях Москвы (в 1915 году по данным ежегодника «Вся Москва» преподавал в гимназии им. Г. Шелапутина).

В 1911-1912 годах руководил экскурсиями российских учителей в Риме , читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина . С 1915 года - профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. С 1916 года он - профессор Нижегородского городского народного университета .

С 1920 года Н. А. Кун - профессор факультета общественных наук Московского государственного университета . Одновременно преподавал историю культуры в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). В 1920-х годах Н. А. Кун преподавал также в Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, так называемой «Народной консерватории», в поселке Черкизове .

С 1935 года и до конца жизни состоял профессором .

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Женат Н. А. Кун был на Елене Францевне Роупер (1871-1961). Она происходила из старинного англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребёнком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями; вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим учёным оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием, Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.

Последние годы Н. А. Кун провёл на даче в Черкизовском парке . Умер он перед чтением своего доклада «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев», ставшего его последней работой.

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта