Главная » 3 Как собирать » Максимилиан александрович. Максимилиан волошин

Максимилиан александрович. Максимилиан волошин

Волошин Максимилиан Александрович (псевд.; наст. фамилия Кириенко-Волошин) (1877-1932), русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед. Родился 16 (28) мая 1877 в Киеве, предки по отцу — запорожские казаки, по матери — обрусевшие в 17 в. немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897 окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за "отрицательное миросозерцание" и "склонность ко всякого рода агитациям" был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Волошин называл позднее "решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры".

Тем не менее именно активное приобщение к достижениям художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы становится его жизненной целью начиная с первых путешествий 1899-1900 во Францию, Италию, Австро-Венгрию, Германию, Швейцарию, Грецию. Особенно притягивал его Париж, в котором он видел центр европейской и, стало быть, всеобщей духовной жизни. Вернувшись из Азии и опасаясь дальнейших преследований, Волошин решает "уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы".

Страдание и горе - вот резец,
Которым смерть ваяет человека.

Волошин Максимилиан Александрович

В Париже Волошин живет с апреля 1901 по январь 1903, с декабря 1903 до июня 1906, с мая 1908 по январь 1909, с сентября 1911 по январь 1912 и с января 1915 до апреля 1916. В промежутках странствует "в пределах древнего Средиземноморского мира", наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском "доме поэта", который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, "Киммерийскими Афинами", по выражению поэта и переводчика Г.Шенгели. В разное время там побывали В.Брюсов, Андрей Белый, М.Горький, А.Толстой, Н.Гумилев, М.Цветаева, О.Мандельштам, Г.Иванов, Е.Замятин, В.Ходасевич, М.Булгаков, К.Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.

Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899 журнал "Русская мысль" печатает без подписи его маленькие рецензии, в мае 1900 там же появляется большая статья В защиту Гауптмана, подписанная "Макс. Волошин" и представляющая собой один из первых российских манифестов модернистской эстетики. Дальнейшие его статьи (36 о русской литературе, 28 — о французской, 35 — о русском и французском театре, 49 — о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской литературы (в особенности творчество "младших" символистов) в контекст современной европейской культуры. "Волошин был необходим эти годы, — вспоминал Андрей Белый, — без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений…". "Совопросником века сего" именовал его Ф.Сологуб, называли его и "поэтом-отвечателем".

Он был литературным агентом, экспертом и ходатаем, антрепренером и консультантом издательств "Скорпион", "Гриф" и братьев Сабашниковых. Сам Волошин называл свою просветительскую миссию следующим образом: "буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия…". Все это воспринималось через призму искусства — особо ценились "поэзия идей и пафос мысли"; поэтому писались "статьи, похожие на стихи, стихи, похожие на статьи" (по замечанию И.Эренбурга, посвятившего Волошину очерк в книге Портреты современных поэтов (1923). Стихов поначалу писалось немного, и почти все они были собраны в книге Стихотворения. 1900-1910 (1910). "Руку настоящего мастера", "ювелира" увидел в ней рецензент В.Брюсов; своими учителями Волошин считал виртуозов стихотворной пластики (в противовес "музыкальному", верленовскому направлению) Т.Готье, Ж.М.Эредиа и других французских поэтов-"парнасцев". Эта самохарактеристика может быть отнесена к первому и второму, неопубликованному (составлен в начале 1920-х годов) сборнику Selva oscura, включавшему стихотворения 1910-1914: большая их часть вошла в книгу избранного Иверни (1916).

С начала Первой мировой войны явственным поэтическим ориентиром Волошина становится Э.Верхарн, брюсовские переводы которого были подвергнуты сокрушительной критике еще в статье Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов (1907), которого он сам переводил "в разные эпохи и с разных точек зрения" и отношение к которому подытожил в книге Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы (1919).

Вполне созвучны поэтике Верхарна стихи о войне, составившие сборник Anno mundi ardentis 1915 (1916). Здесь отрабатывались приемы и образы той стихотворной риторики, которая стала устойчивой характеристикой поэзии Волошина времен революции, гражданской войны и последующих лет. Часть тогдашних стихотворений была опубликована в сборнике Демоны глухонемые (1919), часть — под условным объединяющим заглавием Стихи о терроре издана в Берлине в 1923; но в большинстве своем они остались в рукописи. В 1920-е годы Волошин составил из них книги Неопалимая Купина. Стихи о войне и революции и Путями Каина. Трагедия материальной культуры. Однако в 1923 началась официальная травля Волошина, имя его было предано забвению и с 1928 по 1961 в СССР в печати не появилось ни одной его строчки. Когда в 1961 Эренбург почтительно упомянул о Волошине в своих мемуарах, это вызвало немедленную отповедь А.Дымшица, указавшего: "М.Волошин был одним из самых незначительных декадентов, к революции он… отнесся отрицательно".

Волошин вернулся в Крым весной 1917. "Больше не покидаю его, — писал он в автобиографии (1925), — ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую…". "Не будучи ни с одной из борющихся сторон, — заявлял он ранее, — я живу только Россией и в ней совершающимся… Мне (знаю это) надо пребыть в России до конца". Его дом в Коктебеле оставался странноприимным во все время гражданской войны: в нем находили приют и даже скрывались от преследований "и красный вождь, и белый офицер", как писал он в стихотворении Дом поэта (1926). "Красным вождем" был Бела Кун, после разгрома Врангеля заправлявший усмирением Крыма путем террора и организованного голода. По-видимому, в награду за его укрывательство Волошину был при советской власти сохранен дом и обеспечена относительная безопасность. Но ни эти заслуги, ни хлопоты влиятельного В.Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу Л.Каменеву (1924) не помогли ему пробиться в печать.


Волошин Максимилиан Александрович
Родился: 16 (28) мая 1877 года.
Умер: 11 августа 1932 (55 лет) года.

Биография

Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении - Кирие́нко-Воло́шин; 16 мая 1877, Киев, Российская империя - 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР) - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.

Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850-1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни. Отец Максимилиана умер в 1881 году.

Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

Своё среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии.

Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель (1893), Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, ныне в нём Феодосийский государственный финансово-экономический институт (ФГФЭИ)). Пешеходный путь из Коктебеля в Феодосию по гористой пустынной местности был долгим, поэтому Волошин жил на съёмных квартирах в Феодосии.

С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в среде русских символистов; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы.

23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья» № 137 (ВЛФ). В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская» № 6 (ВЛФ).

В апреле 1906 года женится на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.

В 1907 году Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки». С 1910 года он работает над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступает в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (хотя сам стоит вне литературных и художественных групп).

22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию - Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.

Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца». В 1914 году выходит книга избранных статей о культуре - «Лики творчества»; в 1915 - книга страстных стихотворений об ужасе войны - «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

13 февраля 1913 года Волошин в Политехническом музее прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина». В лекции им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступает к постройке Первого Гётеанума - культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. (Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года по 1 января 1923 года)

В 1914 году Волошин пишет письмо Военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника - поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта - какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.

В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, - белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии - Дом творчества Литфонда СССР).

9 марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887-1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922-1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта», что является ярким примером гражданского мужества.

Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

Творчество Максимилиана Александровича имело и имеет большую популярность. Среди деятелей культуры, на которых повлияли его труды, были Цветаева, Жуковский, Ануфриева и многие другие.

Память

1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина».
19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Максимилиан Александрович Волошин (дом № 24 на бульваре Тараса Шевченко в Киеве).
Учреждена Международная Волошинская премия.
В Москве действует культурный центр-библиотека имени Максимилиана Волошина по адресу - Новодевичий проезд дом 10 (м. Спортивная)

Адреса в Санкт-Петербурге

Осень 1906 - весна 1907 года - квартира Е. Н. Званцевой в доходном доме И. И. Дернова - Таврическая улица, 35.


Стихи Волошина в основной своей массе были написаны о местах, которые он посетил за время своей жизни. Коктебель – это то место, где прошла его молодость, и те годы, которые впоследствии вспоминал с ностальгией. Всю Россию он прошел пешком: как было не написать об этом.

Тема путешествий еще не раз поднималась в его творчестве: оказали влияние поездки по Западной Европе, Греции, Турции и Египту – он описывал все страны, в которых побывал.

Сочинял он стихи и о войне, где призывал всех (даже в годы смуты и революций) оставаться людьми. В длинных стихах о Гражданской войне поэт пытался выявить связь между тем, что происходит в России, и ее далеким, мифическим прошлым. Он не вставал ни на чью сторону, а защищал и белых, и красных: защищал людей от политики и власти.

Его произведения о природе тесно связаны с местом, где он жил. Первозданный Восточный Крым и полумифический мир Киммерии поэт воссоздал не только в стихах, но и в картинах.

Волошин не только сам писал картины, но и был истинным ценителем прекрасного и по-настоящему верующим человеком. Тема веры впервые появляется в стихотворении «Владимирская Богоматерь»: увидев одноименную икону в музее, поэт был так потрясен, что по несколько дней подряд приходил на свидание к ней.

К сожалению, стихи великого поэта не вошли в школьную программу: он не писал для детей. Но каждый из вас может просто зайти на эту страничку и прочитать о том, что волновало Волошина больше всего: о любви и поэзии, о революции и поэзии, о жизни и смерти. Короткие или длинные – не важно, важно только одно: это лучшее, что было им написано за все годы.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877 – 8 ноября 1932) – прославленный русский поэт, один из самых значительных представителей движения символистов в русской культуре, литературный и художественный критик, печатавшийся во многих журналах начала XX века («Весы», «Золотое Руно», «Аполлон»). Он известен также блестящими переводами на русский язык ряда французских поэтических и прозаических произведений.

Молодость Волошина

Волошин родился в Киеве в 1877 году. Он провел детство в Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета.

Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком. Сам он так описывал этот период своей жизни:

«…Доживался последний год постылого XIX века: 1900 год был годом "Трех разговоров" Владимира Соловьева и его "Письма о конце Всемирной Истории", годом Боксерского восстания в Китае, годом, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, я по-своему переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов».

Возвратившись в Москву, Волошин не пробовал восстановиться в университете, а продолжил путешествия – теперь в Западную Европу, Грецию, Турцию и Египет. Пребывание в Париже и поездки по Франции глубоко повлияли на Максимилиана Александровича. Волошин вернулся в Россию «настоящим парижанином».

В то время в России существовало много литературных групп и направлений, создавших «Серебряный век русской поэзии». Но Волошин стоял в стороне от них, хотя был близким другом многих выдающихся деятелей культуры. «Я – Прохожий, близкий всем, всему чужой», – писал он сам о себе.

Портрет Максимилиана Волошина. Художник Б. Кустодиев

Когда один «сумасшедший» порезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», шокировав этим интеллектуальную Россию, Волошин был единственным человеком в стране, который защищал виновного, усматривая в его поступке уместный эстетический протест против «безвкусной» картины, изображающей кровь.

Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.

Волошин в смутные годы

В начале Первой Мировой войны Волошин, живший тогда в Швейцарии, написал глубокие и проницательные стихотворения, полные философского и исторического анализа современных ему трагических событий. Он зарекомендовал себя убеждённым гуманистом, призывая «в дни революций быть Человеком, а не Гражданином», «в смутах усобиц и войн постигать целокупность. Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих» (стихотворение «Доблесть поэта»).

Волошин переехал во Францию, где оставался до 1916. За год до Февральской революции в России, Максимилиан Александрович вернулся на родину и поселился в Коктебеле, где ему предстояло остаться до конца жизни. Последовавшая за этим Гражданская война побудила Волошина к написанию длинных стихов, где он пытался выявить связь между тем, что происходило тогда в России, и её далеким, мифологизированным прошлым. Позднее, Волошина обвиняли в самом страшном для большевизма грехе: самоустранении от политической борьбы между красными и белыми. На самом деле, он старался защищать белых от красных и красных от белых. Во время Гражданской войны его дом был подпольным убежищем для людей обеих партий, если им грозила опасность.

Ни у одного другого поэта произведения никогда не были так тесно связаны с местом, где он жил. Волошин воссоздавал полумифический мир Киммерии в картинах и стихах, писал пейзажи первозданного Восточного Крыма. Сама природа, казалось, отвечала на искусство Максимилиана Александровича. К востоку от теперешнего Музея Волошина (его бывшего дома), есть гора, форма которой странно напоминает профиль поэта.

Волошин чудом пережил Гражданскую войну. В 1920-е годы он устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей. Максимилиан Александрович всегда с пренебрежением относился к идее частной собственности, однако продолжал черпать большую часть своего вдохновения из одиночества и созерцания природы.

В последние годы жизни Максимилиан Волошин снискал признание и как тонкий акварельный живописец. Некоторые из его картин сейчас принадлежат музеям по всему миру, другие находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Творчество Волошина и память о нём

Хотя некоторые критики ставят весьма разнородную по достоинству поэзию Волошина ниже стихов Пастернака или Ахматовой , признано также, что она содержит глубокие философские прозрения и рассказывает нам о русской истории больше, чем творчество любого другого поэта. Многие из мыслей Волошина кажутся пророческими. Цельность миросозерцания и глубина идей Максимилиана Александровича привели к замалчиванию его наследия в советском государстве. За период 1928-1961 не было опубликовано ни одного его стихотворения. Если бы Волошин не умер от инсульта в 1932 году, то, почти несомненно, стал бы жертвой Большого Террора. «Не в первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму», – провидчески пишет он в одном из лучших своих произведений – «Китеж».

Небольшая деревня Волошина Коктебель в Юго-Восточном Крыму, которая вдохновила так много его стихов, по-прежнему сохраняет память о своем знаменитом обитателе. Максимилиан Александрович похоронен там на горе, ныне носящей его имя. Волошинский «Дом поэта» (ныне музей) продолжает привлекать людей из всех частей света, напоминая о днях, когда его гостеприимный хозяин собирал вокруг себя множество стихотворцев, художников, актеров, ученых и путешественников. Максимилиан Волошин считается одним из самых замечательных поэтов русского Серебряного века.

Волошин Максимилиан Александрович - русский художник-пейзажист, критик, переводчик и поэт. Много путешествовал по Египту, Европе и России. Во время Гражданской войны старался примирить конфликтующие стороны: в своём доме спасал белых от красных и красных от белых. Стихи тех лет были наполнены исключительно трагизмом. Также Волошин известен как художник-акварелист. Произведения Максимилиана Александровича выставлены в феодосийской галерее имени Айвазовского. В статье будет представлена его краткая биография.

Детство

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в 1877 году. Отец мальчика работал коллежским советником и юристом. После его смерти в 1893 году Максимилиан переехал с матерью в Коктебель (юго-восточный Крым). В 1897 г. будущий поэт окончил в Феодосии гимназию и поступил в Московский университет (юридический факультет). Также молодой человек ездил в Париж, чтобы взять несколько уроков гравюры и рисования у художницы Е. С. Кругликовой. В будущем Волошин очень сожалел о годах, потраченных на обучение в гимназии и университете. Полученные там знания совершенно ему не пригодились.

Годы странствий

Вскоре Максимилиан Волошин был выслан из Москвы за участие в студенческих восстаниях. В 1899 и 1900 годах он много путешествовал по Европе (Греция, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Италия). Памятники древности, средневековая архитектура, библиотеки, музеи - всё это являлось предметом неподдельного интереса Максимилиана. 1900-й был годом его духовного рождения: будущий художник странствовал с караваном верблюдов по среднеазиатской пустыне. Он мог взглянуть на Европу с «высоты плоскогорий» и ощутить всю «относительность её культуры».

Максимилиан Волошин путешествовал на протяжении пятнадцати лет, переезжая из города в город. Он проживал в Коктебеле, Петербурге, Москве, Берлине и Париже. В те годы герой данной статьи познакомился с Эмилем Верхарном (бельгийский поэт-символист). В 1919 г. Волошин перевёл на русский язык книгу его стихов. Помимо Верхарна, Максимилиан встретил и других ярких личностей: драматурга Мориса Метерлинка, скульптора Огюста Родена, поэта Юргиса Балтрушайтиса, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, а также художников «Мира искусства». Вскоре молодой человек начал печататься в альманахах «Гриф», «Северные цветы» и журналах «Апполон», «Золотое руно», «Весы» и др. В те годы для поэта было характерно «блуждание духа» - от католичества и буддизма до антропософии и теософии. А ещё во многих его произведениях отразились и романтические переживания (в 1906 году Волошин женился на художнице Маргарите Сабашниковой. Отношения у них были довольно натянутыми).

Масонство

В марте 1905 г. герой данной статьи стал масоном. Посвящение прошло в ложе «Труд и верные истинные друзья». Но уже в апреле поэт перешёл в другой отделение - «Гора Синайская».

Дуэль

В ноябре 1909 года Максимилиан Волошин получил вызов на поединок от Николая Гумилёва. Причиной дуэли стала поэтесса Е. И. Дмитриева. Вместе с ней Волошин сочинил очень удачную литературную мистификацию, а именно - личность Черубины де Габриак. Вскоре произошло скандальное разоблачение, и Гумилёв нелестно высказался о Дмитриевой. Волошин нанёс ему личное оскорбление и получил вызов. В итоге оба поэта остались живы. Максимилиан спустил курок два раза, но произошли осечки. Николай же просто выстрелил вверх.

Творчество Максимилиана Волошина

Герой данной статьи был щедро одарённой натурой и совмещал в себе разные таланты. В 1910 году он выпустил свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В нём Максимилиан предстал зрелым мастером, который прошёл школу «Парнаса» и постиг сокровенные моменты поэтического ремесла. В том же году вышли ещё два цикла - «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». В них Волошин обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. Также Максимилиан экспериментировал со стихотворными размерами, пытаясь передать в строках отголоски древних цивилизаций. Пожалуй, его самыми значимыми произведениями того периода стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Это было новым веянием в русской поэзии. Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати. А конец последнего, повторял начало первого, образуя тем самым венок. Стихотворение Максимилиана Волошина «Звёздная корона» было посвящено поэтессе Елизавете Васильевой. Именно с ней он придумал упомянутую выше мистификацию Черубины де Габриак.

Лекция

В феврале 1913 года Волошин Максимилиан Александрович, стихи которого обеспечили ему известность, был приглашён в Политехнический музей для прочтения публичной лекции. Тема была следующей: «О художественной ценности повреждённой картины Репина». В лекции Волошин высказал мысль о том, что в самой картине «заложены саморазрушительные силы», и именно художественная форма, а также содержание вызвали против неё агрессию.

Живопись

В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

Постройка храма

Летом 1914 года Максимилиан Волошин, картины которого уже активно обсуждались в сообществе художников, увлёкся идеями антропософии. Вместе с единомышленниками из более чем 70 стран (Маргарита Волошина, Ася Тургенева, Андрей Белый и другие), он приехал в Швейцарию в коммуну Дорнах. Там вся компания приступила к постройке Гетеанума - известного храма святого Иоанна, который стал символом братства религий и народов. Волошин больше работал в качестве художника - создавал эскиз занавеса и рубил барельефы.

Отказ от службы

В 1914 году Максимилиан Александрович написал В. А. Сухомлинову письмо. В своём послании поэт отказывался от участия в Первой мировой войне, называя её «кровавой бойней».

Неопалимая купина

Волошин отрицательно относился к войне. Всё его отвращение вылилось в сборник «В год пылающего мира 1915». Гражданская война и Октябрьская революция застали его в Коктебеле. Поэт сделал всё, чтобы помешать соотечественникам истреблять друг друга. Максимилиан принимал историческую неизбежность революции и помогал гонимому в независимости от его «окраски» - «и белый офицер, и красный вождь» находили в его доме «совета, защиты и убежища». В послереволюционные годы кардинально поменялся поэтический вектор творчества Волошина: на смену импрессионистическим зарисовкам и философским медитациям пришли страстные размышления о судьбе страны, её избранничестве (книга стихов «Неопалимая купина») и истории (поэма «Россия», сборник «Демоны глухонемые»). А в цикле «Путями Каина» герой данной статьи затронул тему материальной культуры человечества.

Бурная деятельность

В 1920 годы Максимилиан Волошин, стихи которого становились всё более популярными, тесно сотрудничал с новой властью. Он работал в сфере краеведения, охраны памятников, народного просвещения - ездил с инспекциями по Крыму, выступал с лекциями и т. п. Неоднократно устраивал выставки своих акварелей (в том числе в Ленинграде и Москве). Также Максимилиан Александрович получил охранную грамоту на свой дом, вступил в Союз писателей, ему назначили пенсию. Однако после 1919 года стихи автора в России почти не печатались.

Свадьба

В 1927 г. поэт Максимилиан Волошин женился на Марии Заболоцкой. Она разделила с супругом самые трудные его годы (1922-1932). В тот период Заболоцкая была опорой во всех начинаниях героя данной статьи. После смерти Волошина женщина сделала всё для сохранения его творческого наследия.

«Дом поэта»

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий - ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

Смерть

Максимилиан Волошин, биография которого была представлена выше, скончался после второго инсульта в Коктебеле в 1932 году. Художника решили похоронить на горе Кучук-Янышар. После смерти героя данной статьи завсегдатаи продолжали приходить в Дом поэта. Их встречала его вдова Мария Степановна и старалась поддерживать прежнюю атмосферу.

Память

Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.

Коктебель, вдохновивший Волошина на создание многих произведений, до сих пор хранит память о своём знаменитом обитателе. На горе Кучук-Янышар находится его могила. Описанный выше «Дом поэта» превратился в музей, привлекающий людей со всех уголков света. Это строение напоминает посетителям о гостеприимном хозяине, собиравшем вокруг себя путешественников, учёных, актёров, художников и поэтов. На данный момент Максимилиан Александрович входит в число самых замечательных стихотворцев Серебряного века.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта