Главная » 3 Как собирать » Мягкий согласный звук. Буква Ч, ч

Мягкий согласный звук. Буква Ч, ч

I. Организационный момент

Повторение правил поведения учащихся на уроке.

II . Повторение.

На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?

б) Чтение по слоговой таблице

III . Работа над новым материалом.

Загадка: Живет спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит:

Под ним, не зная страха,

Гуляет... (черепаха).

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Фонетическая зарядка . Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик,..)

IV . Чтение сказки.

Запомните слова с ч, которые вам встретятся в сказке.

Кто живет в часах.

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайни­ки - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чуче­ло - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на черда­ке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слы­шал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего; кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

(Г. Юдин)

V . На что похожа буква Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)

Л ногою мяч поддела.

Ч поймать его хотела.

Ждёт и ждёт. Устала ждать,

А мяча все не видать. (А. Шибаев)

VI . Работа по учебнику стр.112

Почему букву Ч поместили в прямоугольник зелёного цвета?

(Буква может обозначать только мягкий согласный звук)

- Назвать по рисункам слова, в которых слышится звук [ч, ],

б) Чтение слов

в
) Чтение текста стр.112

VII . Работа в тетради.

а)Печатание буквы Чч

б)Написать слова с буквой ч

VIII . Чтение учащимися в учебнике стр.113

IX . Работа в прописи №3 стр.21-22


X . Закрепление.

Кто больше? Придумайте слова, где звук [ч"] в конце.

(Грач, врач, мяч, луч, калач, печь, ночь.)

Встали ровно, проверили свою готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.
На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

Скажите, на какие группы делятся все звуки?
Как мы характеризуем гласные звуки?
Как мы характеризуем согласные звуки?

В изучении нового звука нам помогут картинки.
Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?
Давайте послушаем слово “мяч”.
Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук?
Дайте его характеристику.

Какой звук второй?
Что мы о нём знаем?
Какой звук последний?
Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
Как мы его произносим, что расскажем о нём?

В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки?

Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Верно, а теперь ещё раз произнесём слово “ручка”.
Где теперь мы слышим звук ч?
Произнесём это слово, и скажем сколько в нём слогов.
На какой слог падает ударение?
Давайте дадим характеристику звука ч в этом слове.
Снова мягкий.

Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”.

А почему не подошла эта схема?

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной.

Ч – напомни этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как жалеют малыша,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Ч – промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач,
Пропоют вагоны – АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны – ОЧ.
ОЧ-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны – ЧА.
ЧА-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги – ЧУ.
ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги – ЧО.
ЧО-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Молодцы, присаживаемся на места.

Открываем свои учебники на странице 6–7.

Перед нами буква “Чч”.

Читаем слоги слияния с буквой “ч”.

Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил, что-нибудь необычное?
Да. Ребята, оказывается, что некоторые согласные звуки бывают всегда мягкие или твёрдые. И звук Ч всегда мягкий.
Какого цвета мы его будем изображать на схемах?
Открываем тетради и напечатаем зелёным карандашом букву “Чч”.

Буква Ч сказала: “Есть!”,
Отдала кому – то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему?

А какие разнообразные здесь часы!

Читаем текст на странице 7.

В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы.

Физкультминутка.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

А в часах сиди кукушка,
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Если их не заведут,
То они совсем встают.

А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч.

Давайте сделаем выставку.

Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги.

У кого одна звёздочка?
У кого три?
У кого пять?
Победитель….

Что нового мы узнали на уроке?

Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно?

Урок окончен. Всем спасибо!

Буква Ч, ч (называется: че) — присутствует во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 24-ая, в русском - 25-ая, в белорусском - 26-я, в украинском и сербском - 28-я, в македонском - 29-я); некоторые неславянские народы также используют её в своих письменностях.

В церковно- и старославянской азбуках именуется «червь» (ц.-с.) или «чрьвь» (с.-с.) — словом этим обозначались не только черви, но и моль. Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.), имеет вид и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице, имеет форму и обозначает число 1000.

Обычно происхождение этих двух букв (как и Ц), связывается с семитской буквой «цади» или «цаде» (ср. с еврейским символом для этой буквы, который применялся в началах и серединах слов: צ).

Из существовавших вариантов написания буквы Ч в кириллице следует отметить чашеобразное старое (схожее с латинской буквой Y) и её форму в босанчице, имеющую вид латинского v или даже современной русской У (прописной буквы); буква Ч смотрелась как «коппа» — Ҁ в шрифтах Ф. Скорины.

Произношение

В русском языке исторически букву Ч произносили как одиночный звук, т.е., глухой переднеязычный палатальный шипящий фрикативный звук /ɕ/. Сейчас буква Ч произносится как глухая аффриката: в русском языке является всегда мягкой /tɕ/, но в большинстве иных славянских языков, имеющих кириллическую письменность, вообще всегда или часто твёрдая /tʂ/. Русская фонетическая транскрипция традиционно для передачи сочетания звуков /tɕ/ использовала символ [ч], хотя встречаются в литературе и варианты [т’ш’] или даже [тьщ].

ЗЧ, СЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ

Буквосочетания «зч», «сч», «жч», «шч», «здч», «стч» принято в русском языке выговаривать как долгое [ш̅’] (/ɕː/) (по аналогии с буквой «щ»).

Буквосочетание «чн» традиционно произносили как [шн] (/ʂn/), но теперь такое произношение сохраняется лишь в редких словах (напр., нарочно), в других словах в то же время (напр., точно), утвердилось [чн] (/tɕn/). На особенности произношения сочетания букв «чн» повлияли диалектные различия: чаще [шн] можно встретить в московской речи и оно было нормой в речи старомосковской; для произношения петербургского более типичным является [чн].

Словарной нормой считают произношение [шн] в таких словах, как скучный (и скучно), яичница, нарочно (и [чн] в нарочный, т.е. «посыльный»), очечник, конечно (но [чн] в словах, производных от слова «конечный»: алгоритм работать будет конечно, время жизни частицы конечно), скворечник; в производных от мужских личных имён I-го склонения (Илья, Кузьма, Никита, Фома и др.) женских отчествах, заканчивающихся на -ична: Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Не является обязательным, но допускается произносить [шн] в следующих словах: молочный, сливочный, порядочный (здесь возможны вариации в зависимости от семантики: это порядо[чн]ый человек, а другой — сволочь порядо[шн]ая), шапочный, копеечный, шуточный, гречневый, бутылочный, горчичный (и горчичник), булочная, двоечник, прачечная, лавочник, троечник, собачник. В прочих случаях предпочтительнее произносить [чн].

Буквосочетание «чт» в таком местоимении, как что и в его производных (ничто, чтобы и др., кроме нечто) произносят как [шт] (/ʂt/), во всех прочих словах (включая нечто) произносят как [чт] (/tɕt/).

ТЧ, ЧЧ

Удвоенную букву "чч" (встречающуюся в заимствованиях, напр., каприччо) произносят одинарно, т. е. правильно произносить не /tɕtɕ/, а /tːɕ/, при этом появляется пауза в звуке /tː/ между выполнением смыкания и размыкания, и в целом звучание может происходить более медленно и отчётливо. Аналогично произносят и сочетание «тч»: отчество.

Орфография буквы

В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в

ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).

Применение

Ч сокращенно обозначают час - единицу времени

Ч - «время Ч» - некоторое определённое время

Ч - в рецептах, в сокращении слова «часть» (объёмная или массовая часть — понимают из контекста)

Ч — в обозначении серии паровозов.

Озипа Бахтакалиевна
Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»

Образовательные области : Речевое,познавательное художественно-эстетическое социально-коммуникативное,физическое развитие.

Цель : Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч] ,буквой Ч

Задачи : Упражнять детей в умении выделять звук [ч] ,характеризовать его,определять место звука в трёх позициях , (в начале. в середине, в конце слова) .

Сформировать понятие о букве Ч , о значимости буквы в слове .

Совершенствовать речевой аппарат детей.

Расширять кругозор, словарный запас детей, тренировать память, дикцию, интонацию.

Развивать слуховое,фонематическое,зрительное восприятие.

Развивать навыки чтения, коммуникативные способности на основе общения, интеллектуальные и творческие.

Воспитывать умение работать в определённом темпе

Создавать условия для чтения без утомления и перенапряжения

Использовать игровые ситуации, словесные игры, динамическую паузу

Предварительная работа Чтение Дж. Родари «Приключения Чипполино»

Оборудование и материал

Ноутбук, мультимедийный проектор. Письмо от Деда Буквоеда , магнитная доска,буквы большого формата , слоговая таблица, сигнальные карточки, карточки со словами –описаниями Чучелки; предметные картинки, сундучок с куклой Чучелкой и угощением для детей -чудо сюрприз

Буквы из разрезной азбуки , схемы слов, «светофорчики» , карандаши зелёного цвета (для каждого ребёнка)

1. Введение в тему.

Ребята, сегодня я нашла письмо от Деда Буквоеда .

В письме Дед Буквоед сообщает плохую весть. Чучелка похитила новую букву , с которой мы должны были познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква . Если по картинке ответите на вопросы, то узнаете, что это за буква .

Что вы видите на картинке? (человека, часы)

Что делает человек? (чинит часы)

Как назвать человека, который чинит часы? (часовщик)

Где работает часовщик? (в часовой мастерской)

А теперь послушайте слова : часы, человек, чинит, часовщик часовая

Какой звук чаще других повторяется в этих словах?

Правильно,звук [ч] , который на письме обозначается буквой Ч .

Значит. какую мы должны найти букву ? Ч

А чтобы найти эту букву ,мы сначала поближе познакомимся

со звуком [ч] .

Для этого нужно нам размять свой язычок

2. Артикуляционная гимнастика

-Послушайте скороговорку :

«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас»

Назовите слова в ней со звуком [ч]

Прочтем скороговорку все вместе медленно, чётко выговаривая

(Чтение скороговорки индивидуально в убыстрённом темпе) .

3. Характеристика звука .

Когда мы произносим звук [ч] , кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.

Давайте, ребята,произносём вместе этот звук [ч-ч-ч]

Какой это звук , гласный или согласный ?

Почему? (звук [ч] согласный произносится при помощи язычка, его нельзя пропеть, воздуху есть преграда)

А еще этот звук особенный , он всегда мягкий. Поэтому мы обозначим его зеленой карточкой.

А сейчас послушаем, какой еще это звук , звонкий или глухой . Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук (ч-ч-ч)

Что вы чувствуете? (звук [ч] произносится без голоса, он глухой )

Какой карточкой мы обозначим в этом случае звук ч ?

Поэтому мы обозначим его карточкой, на которой изображение колокольчика перечеркнуто жирной линией, потому что голосок наш спит, а не звенит, как колокольчик, когда мы произносим звук [ч] .

Итак, Арина, посмотри еще раз на карточки и скажи, какой звук [ч] ?

Правильно, звук [ч] – глухой , согласный , мягкий.

Теперь,ребята, мы знаем,какой характер у звука ч ,а значит, сумеем найти и букву…Ч , тем более, что Дед Буквоед отправил к нам своих помощников.

4. Определение места звука в слове .

Дед Буквоед отправил нам своих помощников. И вот мы видим первого из них. Кто это?

Правильно, это Дюймовочка. (слайд1) .

Дюймовочка покажет нам дорогу, если мы выполним её задание

Есть ли звук (ч) в её имени, где стоит?

Дюймовочка принесла вам картинки

Вам нужно взять картинку в названии которой есть звук [ч] ,сесть за стол, взять схему слова и закрасить кирпичик на ней, который соответствует месту звука в вашем слове . (Выполнение задания детьми)

У кого звук [ч] стоит в начале слова? (в середине, в конце слова)

Так, где же может стоять звук[ч] в слове ? (вначале, в середине, в конце слова) .

Молодцы, справились с заданием.

И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою. Этот герой «Чебурашка» (слайд 2) .

А в его имени есть звук (ч?

Где он стоит? (ответы детей)

5. Звуковой и слоговый анализ слова.

И Чебурашка приготовил нам задание Вам нужно выложить звуковую схему слова . Это слово вы узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте

«Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь –

Стучим, стучим. Что это?»

Правильно, часы. Возьмите светофорчики и выложите звуковую схему этого слова .

А сейчас проверим, все ли правильно выполнили это задание. Ксюша, выложи схему слово-часы на магнитной доске

Почему ты поставила первым зелёный кружок? А вторым- красный?

(первым стоит мягкий согласный звук , который обозначается зелёным кружком,а вторым стоит гласный звук [а] -который обозначается красным кружком. А почему третьим ты поставила -синий кружок?, а четвёртым-красный?

(потому что третий-это твёрдый согласный звук [с] ,который обозначается синим кружком, а четвёртый-гласный звук [ы] , который обозначается красным кружком)

Ребята, проверьте у всех ли так выполнено задание?

А сейчас скажите, а сколько слогов в слове часы?

Прохлопайте это слово.

Молодцы! И с этим заданием справились

Как говорят : «Всему своё время» «Было –делу время, а теперь –потехе час»

6. Физминутка «Часы» .

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так? Наклоны туловища

Это маятник в часах, вправо-влево.

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка, Скрещенные руки над головой

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время Приседания

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу Вращение туловища вправо

Не касаются друг друга Ходьба по кругу и назад

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают Замедленная ходьба

А бывает, что спешат

Словно убежать хотят Бег на месте

Если их не заведут

То они совсем встают.

7. Работа с разрезной азбукой

Ребята, Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где чучелка спрятала букву Ч .

И это самый близкий друг Чучелки… Чипполино (слайд 3) .

Но и у Чипполино тоже есть своё задание

Чипполино и Чучелка – друзья. Чипполино знает много хороших и красивых слов про Чучелку.

Я сейчас буду называть эти слова, а вы по первым звукам этих слов выложите слово из букв разрезной азбуки и тогда вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч (Один ребёнок выкладывает у доски)

Послушайте эти слова : смешная, упрямая, необычная, добрая, удивительная, чудесная, обворожительная, красивая.

(По первым звукам этих слов дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово и читают слово без буквы Ч её нет поэтому и надо её найти

Какое слово у нас получилось?

(Сундуок)

Есть такое слово в русском языке (нет)

Кто догадался какое слово нам хотел подсказать Чипполино (сундучок)

Какую букву мы должны найти ?

Где её Чучелка спрятала, кто догадался? (в сундучке)

«Сундучок, сундучок покрутись, повернись и всем нам покажись»

Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.

Посмотрите, какая она (ответы детей)

А ещё ты,чучелка, озорная.

Чучелка, ты зачем букву похитила ?

(Я просто хотела поиграть с ребятами, чтобы у меня была своя буква Ч , ведь в моем имени их … сколько? Да, целых две,а я даже ничего не знаю про свою любимую букву Ч .)

Ребята, прочтите слово,которое вы составили без буквы Ч . (Сундучок)

Чучелка : Ой, как некрасиво получилось! Простите меня, ребята. Возьмите букву Ч обратно .

(Каждый ребёнок получает букву Ч и вставляет в слово -сундучок)

Прочтите, что получилось (сундучок)

Молодец, Чучелка, хорошее, доброе и полезное дело сделала

8. Знакомство с буквой

Ребята, а пусть Чучелка у нас останется и узнает побольше про свою любимую букву Ч .

Ребята, кто расскажет Чучелке, чем звук отличается от буквы ? (ответы детей) звуки мы произносим и слышим, а буквы видим , читаем и пишем.

Посмотрите, вот буква Ч . На что она похожа? (ответы детей на крючок, на вешалку)

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4» .

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя .

Из каких элементов она состоит?

(Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной)

Все сказочные герои : Дюймовочка, Чебурашка,Чипполино хотят убедится, как вы ребята запомнили букву Ч и приготовили для вас слоговую таблицу

Вам нужно прочесть слоги и составлять из них слова и Чучелку поучить читать

На доске нарисована слоговая таблица.

(Выполнение задания детьми)

темп регулирую

(Слова : часы, Сочи, удача, дача, сода, усы, учи, холода, сомы, дамы.)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Какой это звук ? (глухой , согласный , мягкий)

Какой буквой он обозначается на письме?

На что похожа буква Ч ?

Назовите слова со звуком [ч] .

Чучелка, тебе понравилось у нас? Тогда оставайся у нас, а мы с ребятами хотим тебе подарить букву Ч , чтобы у тебя была своя буква .

И у Чучелки для вас, ребята, есть сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [ч] , угадайте, что это? (Чупа-чупсы)

Чупа-чупсы в сундучке : помогите Чучелке открыть его, скажите волшебные слова : «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» .

Чучелка угощает детей.

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний.

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Что вы знаете о звуках? (слышим, произносим)

На какие группы можно разделить звуки?

Гласные: Согласные:

Произносятся без преград; - произносятся с преградой;

Можно пропеть; - бывают звонкие и глухие;

Обозначают мягкость и твердость - звонкие произносятся с голосом,

согласных; глухие с шумом.

Могут обозначать 2 звука (я,ё).

    Что видите на доске?

    Разделите эти слоги на группы.

На какие группы разделили слоги?

Почему –ча- определили в 1 группу?

    Сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук.

Что мы узнаем о новом звуке? (опора)

А в конце урока мы посмотрим правильно ли мы определили слог ча ?

    Работа над новым материалом.

    Знакомство со звуком.

Что мы услышали? (слияние мягкого согласного [м"] и [а] и звук [ч]).

Какой звук еще услышали? [ч"]

Как он произносится? (согласный)

РУЧКА (аналогично)

    В первом слове где мы слышим звук ч? А во втором? В первом и втором словезвук [ч] произносится мягко.

    Как произносится звук [ч]?

    Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (он особый, он не бывает твердым, он всегда мягкий)

    Игра «Кто внимательный»

Услышите и назовите звук [ч"].

    Знакомство с буквой.

Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (лента букв)

    Физкультминутка.

Тик – так, тик – так

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так

Тик – так, тик – так.

Звук [ч"] обозначается буквой «че».

На что похожа буква «че»? (стихотворение)

Буква ч сказала «есть»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрами друзья

Буквы путать нам нельзя.

    Сейчас мы прочитаем слоги с буквой «че». Чтение слогов.

Как произносится звук [ч"] в слогах? Даже если после «че» стоят гласные, которые обозначают твердость согласных, звук [ч"] произносится мягко.

    Работа с учебником.

Что вы видите на рисунке?

Кто чинит часы?

    А сейчас вы прочитаете текст и ответите на вопрос:

Какие бывают часы?

(чтение текста, история часов)

    Чтение слов

Что изменилось во втором слове?

Изменилось ли значение слова?

    Работа с многозначными словами.

Прочитайте заглавие. (Ручки)

Сейчас вы прочитаете предложения: I ряд – 1 предложение

II ряд – 2 предложение

III ряд – 3 предложение.

Найдите рисунки о тех ручках про которые читали.

    Итог урока.

С каким звуком и буквой мы познакомились?

Что особенного в этом звуке?

Самоанализ урока чтения

учителя Присяжнюк Н.А., декабрь, 2006г.

Это 32 урок при изучении раздела «Основной период» и первый урок при изучении темы «Звук [ч"], буква Чч». Этот урок связан с предыдущими уроками, где учащиеся учились распознавать звуки.

Учащиеся 1Д класса обучаются по стандартной программе. Класс разноуровневый, есть средние и слабые ученики, поэтому материал урока подобран так, чтобы думали и работали все учащиеся. При планировании урока учитывала знания, умения и навыки полученные учащимися на предыдущих уроках, умение анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с согласным звуком [ч"], буквой Чч; сформировать представление о звуке [ч"], как о мягком согласном.

Развивающие: развивать фонематический слух, устную речь, расширять словарный запас, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать культуру учебного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Изучение нового материала строила через создание проблемной ситуации, используя опорные знания учащихся; звуковой анализ слов, характеристика гласных и согласных, определять звук на слух и обозначать буквой. При работе на уроке использовала форму беседы. Училась говорить грамотно, верно, красиво. Из всего сказанного и выполненного дети выделили и усвоили главное.

На каждом этапе урока работала по достижению цели. Использовала различные сочетания форм обучения. Это индивидуальная работа, коллективная и фронтальная. При построении своей работы основывалась на использовании продуктивных методов: поисковой деятельности, исследовательской работы (постановки и решения проблемной ситуации, составления схем). При подведении итогов урока учащиеся выделили то новое, что узнали на уроке.

Считаю, что хорошая работоспособность детей в течении всего урока обеспечивалась их интересом к изучаемому материалу, организацией всех этапов урока, с включением момента отдыха с целью снятия напряжения и усталости от урока с переходом к другому виду деятельности. Атмосфера на уроке была доброжелательная, дети слушали и слышали учителя. Время использовала рационально. За урок сделано достаточно много. Интерес учащихся к уроку присутствовал на всех его этапах. Велась работа по формированию их мыслительной деятельности, внимания, умению сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, расширять кругозор, пополнение их словарного запаса. Воспитательную цель реализовала, так как удалось организовать учащихся на работу, создать атмосферу доброжелательности, стимулировать работу учащихся в течении всего урока.

Считаю, что задачи урока выполнены.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта