Главная » 3 Как собирать » Написание слов с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные

Написание слов с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные

ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

ЗЕМЛЯ НОЧНОЙ
ЗВЕЗДА НЕБЕСНЫЙ
РАКЕТА ЗЕМЛИСТЫЙ
ДОЖДИ ОРАНЖЕВЫЙ
НЕБЕСА ДОЖДЛИВЫЙ
СТОЯНКА КОСМИЧЕСКИЙ

Что общего у слов каждого столбика (имя существительное и прилагательное) (безударные согласные в корне слова).

Что называется именем существительным? И именем прилагательным? Как проверить безударную гласную в корне?

Левый борт найдите слово, в котором буквой Я – обозначаем один звук. Правый борт найдите однокоренное слово (земля – землистый). Какие слова называют однокоренными?

А теперь, пусть каждый найдет на своем борту лишнее слово (ракета, оранжевый -словарные).

Молодцы! Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Впереди планета. Жители этой планеты прислали нам поздравление.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТОРЖЕСТВЕННЫМ ДНЕМ. ЭТО ВАШ САМЫЙ РАДОСТНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. У ВАС СЕГОДНЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.

Каким словом можно заменить эти словосочетания? ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ – ПРАЗДНИК (словарная работа).

Сколько в этом слове букв и звуков. Какой звук в этом слове не произносится. Как проверить слово праздник. Не можем проверить. Если слово нельзя проверить, надо запомнить его написание. Запишите в тетрадь.

Подберите однокоренные слова (празднуют, праздничный, празднично). Составьте с одним из слов предложение (запись в тетрадь).

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Полет продолжается. Впереди планета. Предлагаю поприветствовать жителей этой планеты. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

ЗДРАВСТВУЙ

Какая удивительная планета. На что она похожа?

НА СОЛНЦЕ.

Как радостно бьется наше

На доске вывешиваются карточки со словами:

ЗДРАВСТВУЙ ЗДРА[СТ]ВУЙ
СОЛНЦЕ СО[НЦ]Е
РАДОСТНО РАДО[СН]О
СЕРДЦЕ СЕ[РЦ]Е

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание.

У. Какой согласный не произносится, а буква пишется (каждое слово разбирается отдельно.

У. Как называются согласные которые пишутся, но не произносятся? Д.(Непроизносимые согласные).

Запись в тетрадь слов.

У. Вот мы и узнали жителей этой планеты (вывешиваются карточки с буквами на планету). Выделим корень в словах. Определите, в какой части слова находятся непроизносимые согласные. (В корне слова).

РАДОСТНО – Иногда непроизносимые согласные встречаются на стыке двух суффиксов. Дайте название этой планете (открывается тема на доске).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

У. Как проверить непроизносимые согласные?

Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко.

Открываем учебник и читаем правила.

Радость Сердечко
Радостно Сердце
Радостный Сердечный

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Запишите проверочные слова в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем полет.

Работа с учебником. Прочитайте слова.

Доблес_ный, чес_ный, поз_ний, облас_ной

Как проверить слова?

Доблестный-доблесть (сообщение из этимологического, толкового словаря – ученик)

Честный – честь
Поздний – опоздать

Областной – область (исследовательская работа ученика, сообщение из этимологического словаря)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А сейчас непроизносимые согласные хотят проверить, что мы узнали и чему научились.

Работа по карточкам.

Задание. Образуй словосочетания с именами прилагательными. Запиши, подчеркни орфограмму непроизносимого согласного. Работа по карточкам.

(Известие) человек – известный человек
(звезда) небо
(ненастье) погода
(счастье) мгновение

Задание. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

У. Как называются слова близкие по значению? Д. Синонимы.

Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название космического корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

БУРЕВЕСТНИК (Исследовательская работа-сообщение).

Какая согласная в слове не произносится?

Согласная Т .

Подберите проверочное слово.

Известие, весть.

ИТОГ УРОКА.

Как называют обитателей планеты, на которой мы побывали?

Непроизносимые согласные.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.. Подобрать проверочное слово, в котором звуки слышатся отчетливо.

Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Домашнее задание. Составить 3-4 предложения о вашем самом любимом празднике.

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мы с вами поговорим о звуках, которые умеют мастерски играть в прятки. И прятаться у них получается так здорово, что эти звуки ищут многие тысячи мальчишек и девчонок, а также взрослых тёть и дядь.

А что же это за звуки такие?

Давайте прочитаем с вами вот эти слова: хруст, честь, звезда . Выделим в них корень.

Хруст – хрустит. Корень хруст . А ещё есть слово «хру[сн]ул». Стоп-стоп. В словах «хруст» и «хрустит» мы видим букву Т и слышим звук [т]. А вот в слове «хру[сн]ул» этого звука нет. Но корень в однокоренных словах должен быть одинаковым . Так понятно звук [т] спрятался. А вот буква Т в слове «хрустнул» должна встать на своё место. Хруст-нул.

Слово «честь». Однокоренное к нему – «честен». Корень честь или чест . Но если мы произнесём слово «честный», то в нём тоже исчезнет звук [т].

Звезда – звёздочка. Корень звезд или звёзд . Звёздный. Ну вот спрятался звук [д].

Друзья мои, обратите внимание! В середине слова «хрустнул» пишутся три согласные буквы подряд – С, Т, Н. И в слове «честный» тоже стоят три эти буквы. И в слове «звёздный» есть три согласные буквы подряд – З, Д, Н.

А если попробовать произнести такие сочетания согласных слитно? Стн, здн Попробуйте сами. Трудно произносятся? Конечно! Попробуем выговорить их в словах. ХрусТнул, чесТный, звёзДный. Звуки [т] и [д] приходится буквально выталкивать. Гораздо проще произнести эти слова без звуков [т] и [д]. Вот они и прячутся, когда мы произносим слова. Но буквы Т и Д в словах «хрустнул», «честный» и «звёздный» писать надо обязательно!

Да, в русском языке довольно много слов, в которых стоят три или даже четыре согласных подряд . Например, в словах «солнце», «сердце», «здравствуй», «чувство», «лестница» и во многих других Именно в таких сочетаниях из трёх или четырёх рядом стоящих согласных часто один из звуков прячется – тесно ему среди такого количества согласных, и расталкивать их он не хочет. Поэтому скромно за ними прячется. Называются такие «скромные», играющие в прятки звуки, непроизносимыми согласными . А находятся они чаще всего в корнях слов .

Как же определить, есть в слове непроизносимый согласный или нет ?

Давайте прочитаем несколько слов и определим, какое одинаковое сочетание звуков у них есть:

Счастливый, честный, местность, прелестный, лестница. Ну что, вы услышали? В каждом из этих слов есть сочетание букв С, Т, Н . А звучит это сочетание вот так: [сн] или [с н ] .

Теперь прочитаем следующую группу слов: поздно, звёздный, выездной, праздник.

В этих словах сочетание букв З, Д, Н произносится как [зн] или [з н ] . Ну а в таких словах, как «чувство», «здравствуйте» есть сочетание четырёх согласных подряд – В, С, Т, В . А звучит это сочетание так: [ств] . В нём прячется первый согласный [в].

В слове «сердце» – буквы Р, Д, Ц . Прячется звук [д]. И сочетание звуков здесь – [рц].

В слове «солнце» три буквы подряд – Л, Н, Ц . Но мы слышим два звука – [нц].

Итак, друзья мои, если в слове вы слышите сочетания и некоторые другие, будьте осторожны. Такие звуковые сочетания нам подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой.

Как же узнать, есть ли в словах с такими сочетаниями непроизносимый согласный ? Ну конечно же, подобрать проверочное слово , в котором этот согласный хорошо слышен. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное. Давайте найдём проверочные к тем словам, которые уже прозвучали на уроке.

К слову «хрустнул» отлично подойдёт проверочное слово «хрустит», в котором слышен звук [т]. .

Счастливый. Проверочное слово «счасТье».

Честный – проверочное слово «чесТен».

Местность – месТо.

Прелестный – прелесТи.

Лестница… м-м-м. Несмотря на то, что есть слово «лесенка», в котором буква Т не пишется, в слове «лестница» её надо писать. Это словарное слово. Его просто надо запомнить. Предполагают, что произошло слово «лестница» от слова «лезТь». Лезть по лестнице. Но в слове «лезть» стоит буква З, хотя и слышим звук [с], а в слове «лестница» – буква С. И буква Т в нём сохранилась.

Рассмотрим следующую группу слов.

Поздно. Проверочное слово «опозДать».

Слово «звёздный» проверяем словом «звезДа».

Выездной. Проверочное слово «езДить».

Ну а слово «ПРАЗДНИК» вы, конечно, помните. Это словарное слово.

Сердце – серДечко.

Солнце – соЛнышко.

Слово «здравствуйте». Друзья мои, мы недавно говорили про исконно русские слова с сочетанием -оро- и подобные древнеславянские слова с сочетанием -ра-. Город – град, ворота – врата. Когда мы говорим: «Здра вствуйте!», мы желаем человеку здоро вья. А вот солдаты, например, здороваются так: «Здравия желаем!».

И слово «здравствуйте» можно проверить словом «здраВие».

А вот слово «чувство» надо запомнить. В нём, как и в слове «здравствуйте», есть непроизносимый согласный В.

Ну, пожалуй, на этом и остановимся.

Ой, я вспомнил.

Я вам рассказал, что если в слове мы слышим сочетания звуков [сн], [с"н"], [зн], [з"н"], [ств], [нц], [рц] , то надо быть очень внимательными. Ведь они подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой. Я сказал «возможно», а не «обязательно». Ведь существуют и такие слова, в которых слышны такие же сочетания звуков, но непроизносимого согласного там нет . Например, слова «опасный », «ужасный », «чудесный », «прекрасный » и некоторые другие. При проверке в этих словах звук [т] не появляется.

Опасный – опасен, ужасный – ужасен, чудесный – чудесен, прекрасный – прекрасен. Я с этими словами даже вот такие строчки сочинил:

«Я думал, что лес ужасный, опасный.

Но оказалось – чудесный, прекрасный ».

Или, допустим, слово «вкусный», которое проверяется словом «вкусен », «интересный – интересен ».

Конечно, это далеко не все слова, в которых мы слышим сочетание [сн], и букву Т в них писать не надо. Только проверочные слова помогут вам разобраться – есть в слове непроизносимый согласный, или его нет.

А сейчас давайте повторим то, что вам надо сегодня запомнить.

Правописание слов, в которых слышим сочетание звуков [сн], [с"н"], [зн], [з"н"], [ств], [нц], [рц] и др. надо проверять.

Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное .

Если в проверочном слове появится ещё один согласный, значит, в проверяемом слове есть непроизносимый согласный.

Если в проверочном слове нет ещё одного согласного, значит, его нет и в проверяемом слове.

А ещё, друзья мои, постарайтесь запомнить словарные слова лесТница, чуВство и интЕресный.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

Правило


Например:

Например:
.



Например: чудесно, любезный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чуде
сн о, не прекра сн о,
А ужа
сн о и опа сн о
Букву Т писать напра
сн о
В словах вку
сн ый, интере сн ый.

Правило

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например:
звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко .

Некоторые слова проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чуде
сн о, не прекра сн о,
А ужа
сн о и опа сн о
Букву Т писать напра
сн о
В словах вку
сн ый, интере сн ый.

безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).


В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник - весть

грустный - грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник - известие

грустный - грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

солнышко, (какой?) солнечный - солнце

сердечко, (какой?) сердечный - сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

что?

власт ный - (что?) власть

радост ный - (что?) радость

несчаст ный - (что?) несчастье

прелест ный - (что?) прелесть

ненаст ный - (что?) ненастье

бескорыст ный - (что?) корысть

доблест ный - (что?) доблесть

чест ный - (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный - (каков?) вкусен

гласный - (что?) глас

интересный - (каков?) интересен

безопасный - (каков?) безопасен

небесный - (что?) небеса

чудесный - (что?) чудеса

прекрасный - (каков?) прекрасен

ужасный - (каков?) ужасен

напрасный - (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место .

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

Заключение:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта