Главная » 3 Как собирать » Народ поэмы кому на руси жить хорошо. Народ - герой поэмы "кому на руси жить хорошо"

Народ поэмы кому на руси жить хорошо. Народ - герой поэмы "кому на руси жить хорошо"

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

/ / / Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Эти бумажки ценятся превыше всего.

В судьбе главного героя анализируемого произведения, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг.

Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным. Родион ощущает свою силу и значимость.

Но теории несостоявшегося «Наполеона» не суждено воплотиться в жизнь. Она не логична уже в своей основе. Именно это теперь причина всех мучений и страданий Родиона. Он осознает, что зря совершил грех, что он и есть та самая «дрожащая тварь» и никаких прав на решение чьих-то судеб он не имеет.

Достоевский в своем произведении не берет в расчет юридическую составляющую, его интересует преступление против нравственных законов.

Главный герой, хотя и такой молодой, равнодушен к людям, в его жизни нет любви. Убийство другого человека в данном случае равносильно убийству самого себя. Это преступление сделало совершенно пустой душу и жизнь Раскольникова. Автор понимает, что необходим человек, который тоже много страдал, но остался чист нравственно. Только он сможет спасти Родиона. И этим человеком становится Соня Мармеладова. Девушка будто ангел-хранитель наполняет жизнь молодого человека смыслом, заполняет всю ту пустоту, которая была до нее.

Не отличается внешней красотой, да это и не важно для Достоевского. Главное, что она прекрасна в душе. Слабая девушка несет на себе непосильную ношу. Деньги, заработанные распутством, она отдает пьянице-отцу, Катерине Ивановне и ее маленьким детям. Соня – жертва, которая безропотно подчиняется правилам жизни. Этот персонаж самый искренний, добрый и чистый в романе Достоевского, она готова помогать всем и каждому, сострадать и переживать.

Девушка сильна своей верой, и именно она вытаскивает Раскольникова из тьмы, в которую он сам себя загнал.

Благодаря ей Родион идет признаваться в совершенном преступлении. Соня не боится разлуки с любимым, она решает пройти и этот путь на каторге вместе с ним, разделить с ним все лишения и тяготы. Молодой человек сначала равнодушно принимал все эти знаки внимания, ласку и заботу. И только лишь постепенно оттаял душой, смягчился. В нем зародилось чувство, которое он никогда раньше не испытывал, Родион полюбил. Росток любви в сердце Родиона Раскольникова помог ему начать новую жизнь, возродить нравственное начало в его душе, раскаяться в совершенном преступлении.

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой.

Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи‑процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада, толкает ее к таким же «униженным и оскорбленным» людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, «бедными и кроткими», которые «все отдают, глядят кротко и тихо». Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких‑либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

НАРОД - ГЕРОЙ ПОЭМЫ НЕКРАСОВА. Многие предшественники и современники Некрасова пи­сали о народе. Их произведения помогали развитию обществен­ного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые созда­ет произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это многолетний труд Некра­сова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бес­правие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия гово­рят сами за себя; Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разу ­той и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угне­тателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»-- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусско­го», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского на­рода. Вместе с другими крестьянами он отказывается пла­тить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, соба­чий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавид­ную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, перено­сит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства.

Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и став­ших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Ги­рин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли про­тив растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ни а? счастлив своим холоисюш положением. Зах­лебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах образа, называя его «князюшной», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чув­ствительный» .

Ненависть к холопству, к рабскому терпению -- одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демекратов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про хо­лопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузинатак говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда… Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

В поэме совершенно ясно сказано о том, что делает кресть­янина бунтарем и какой силы может достичь его возмущение и бунт: «У каждого крестьянина душа что туча черная - гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям…»

Некрасов свято верит в «силу народную - силу могучую», в славное будущее народа: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь!» Поэт хочет вселить эту веру в других, вдохновить своих современников не отворачи­ваться от людей простого звания: «Такая почва добрая - душа народа русского… О сеятель, приди!..»

А ведь действительно, наш народ выстоял, выдержал и войны, и революции кровавые. Выдюжил, не согнулся, оста­лись работящие и умные, жадные до знаний люди. Я верю, что Россия превратится в могучую, цветущую державу, какой и должно ей быть. Мы ведь русские..

Рисуя многочисленные образы крестьян, Некрасов изображает различные характеры, разделяет их на два лагеря: рабов и борцов. Поэт изображает крестьян, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" автор рассказывает о дворовом человеке, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Он гордится тем, что тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Не менее выразительным является образ холопа князя Утятина. Игнат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного -- Якова верного". Несмотря на жестокое обращение, верный раб до самой старости берег ублажал своего господина. Сам поэт не верит, что добрый господин может избавить крестьян от страданий. Некрасов убежден, что лишь сами крестьяне могут и должны бороться за свое счастье.

Осуждая покорность, Некрасов симпатизирует крестьянам-борцам, чьи образы он раскрывает в поэме "Кому на Руси жить хорошо". В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Но даже понимая безысходность своей жизни, Яким Нагой не черствеет душой, он любит и понимает красоту. Яким украшает свою избу картинками, употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким -- крестьянин нового типа. Он уже побывал в отхожем промысле и понял, к сожалению для себя, что тяготы жизни не всегда приводят крестьян к борьбе, а в большинстве случаев заглушаются вином:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная --

Гневна, грозна -- и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождем,

А все вином кончается.

Сочувствует поэт и Ермиле Гирину. Он сельский староста, умный и честный человек, пользующийся любовью и уважением крестьян. А они, в свою очередь, в трудную минуту помогают Ермилу сохранить мельницу. Вот, оказывается, несмотря на свою забитость, крестьяне способны объединиться для хорошего дела и действовать всем миром. Ермил же, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда "бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова" должны были наказать. Ермил Гирин выступил как защитник крестьянских интересов и потому с полным правом мог сказать о себе: "Клейменый, да не раб!" В поэме он показан как потенциальный борец с несправедливостью:

Наши топоры

Лежали -- до поры!

О пассивных крестьянах Гирин говорит презрительно, называя их "погибели-пропащие". Другого героя этой поэмы, Савелия, Некрасов называет богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляя его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Савелий не случайно изображен в одной главе с Матреной Тимофеевной, ибо это и есть два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось исполнять рабский труд, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Тяжело переживает она смерть сына Демушки, преследования господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты жизни она проявляла настойчивость и твердость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта