Главная » 3 Как собирать » Наука первой половины 19 века. Культура России первой половины XIX в

Наука первой половины 19 века. Культура России первой половины XIX в

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России - это, прежде всего, математика, физика и химия.

В казанском университете профессор математики Николай Лобачевский смог разработать новую теорию в геометрии, которая получила название «неевклидовая». Врач Николай Пирогов смог далеко шагнуть в медицине, долго изучая при этом хирургию. Он смог применить ее на войне, впервые использовав эфирный наркоз и гипсовую повязку.

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Вторая половина 19 столетия характеризуется с точки зрения науки как развитие естественных наук, таких как физика, математика, химия, зоология и география. Такой спрос определялся потребностями жизни, модернизацией производства и желанием ученых прославить государство достижениями и открытиями, чтобы именно такая была история науки России. 19 век, прежде всего, «подарил» таких ученых, как Пафнутий Чебышев, который старался увязать проблемы математики с естественными науками и сделал открытия по теории машин и механизмов.

Ярким представителем ученого мира была женщина, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

Отдельно стоит отметить Дмитрия Менделеева, который открыл химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Российская система образования в первой половине XIX в. претерпела значительные изменения, была значительно усовершенствована и улучшена. Появилось разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие, было построено много новых школ, училищ, гимназий и университетов. Кроме того, в это время активно развивалась отечественная наука. Совершенствовались российская биология, геология и астрономия. На развитие образования и науки большое влияние оказало книгопечатание, которые в первой половине XIX в. начало набирать силы в Российской империи. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Также начало века стало временем открытия целого ряда новых учебных заведений. Это был Царскосельский лицей (рис. 2), открытый в 1811 г. Кроме того, были открыты новые университеты: Дерптский (рис. 3), Харьковский, Виленский, Санкт-Петербургский (рис. 4) и Казанский.

Рис. 2. Царскосельский лицей ()

Рис. 3. Дерптский университет ()

Рис. 4. Санкт-Петербургский университет ()

Во второй четверти XIX в. изменилось отношение государства к нуждам образования. Если ранее во главу угла ставилась универсальность образования, то теперь государство требовало от учебных заведений, чтобы они обращали свое внимание на вопросы нравственности и религиозное воспитание подрастающего поколения.

Типы школ в данное время сохранились прежними, но во времена правления Николая I (рис. 5) они получили свой сословный статус. Так, одноклассные приходские училища предназначались для социальных низов. В них преподавались такие предметы, как закон Божий, арифметика, грамота. В уездных училищах, где обучение проходило три года, могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан. В них изучались такие предметы, как география, история, геометрия помимо русского языка и арифметики. Дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии обучались семь лет в гимназиях.

Рис. 5. Николай I - российский император ()

Число училищ беспрестанно росло. Если к началу XIX в. их было 158, то к середине примерно по 130 было в каждой губернии Российской империи. Особенно успешно в этот период развивались специализированные училища и вузы. Это объяснялось тем, что выпускников подобных заведений с большей охотой и привилегиями принимали на работу в соответствующие министерства.

Большую роль в развитии науки и образования в России в первой половине XIX в. сыграло то, что в стране в это время издавалось большое количество книг. Так, издательство А.Ф. Смирдина (рис. 6) выпустило до 70 собраний сочинений крупнейших российских авторов, причем книги этого издательства были доступны всем слоям российского общества. Кроме того, усилиями губернских дворян практически в каждом городе появились библиотеки (рис. 7) - это достижение 1830-1840 гг.

Рис. 6. А.Ф. Смирдин - российский книгоиздатель ()

Рис. 7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге ()

Совершенствование системы образования в России в первой половине XIX в. дало мощный импульс развитию наук. Это время было периодом накопления и систематизации новых знаний. Российские биологи и зоологи в это время создали прекрасные коллекции флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока, русской Америки. В 1812 г. был создан Крымский ботанический сад (рис. 8), ставший на долгие десятилетия одним из центров отечественной ботаники.

Рис. 8. Крымский ботанический сад ()

Систематический характер приобрели геологические исследования. Они охватили всю Сибирь, Забайкалье, территории Кавказа. Н.И Кашаров в первой половине XIX в. издал первый геологический атлас европейской части России. Еще геологи достигли важного открытия: они определили, что Земля существует уже длительный период и претерпела за это время значительные изменения.

В 1839 г. была построена Пулковская обсерватория (рис. 9). Так, государство оказало неоценимую помощь российским астрономам. Это дало мощный импульс развитию астрономии.

Рис. 9. Пулковская обсерватория ()

Таким образом, первая половина XIX в. - это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития.

Список литературы

  1. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / Милютин, А. О., Болушевский, С. В.. - М.: Эксмо, 2011.
  5. Островский Э.В. История и философия науки. - М: Юнити, 2007.
  6. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.:ИИЕТ, 2010.
  1. Countries.ru ().
  2. Yaklass.ru ().
  3. Studopedia.org ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о развитии образования в первой половине XIX в. Какие изменения произошли с российским образованием в это время?
  2. Как развивалась российская наука в первой половине XIX в.?
  3. Что дало мощный толчок развитию образования и науки в первой половине XIX в.? Почему именно этот фактор был определяющим?

Начало XIX в. - время культурного и ду-ховного подъема России, которому способство- вала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I . При Александре открылись новые университеты - Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петер- бургский, Лесной институт, Царскосельский ли- цей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых ос-новала в Москве Институт восточных языков. При Николае I , покровительствовавшем ин-женерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический уни- верситет, Московское техническое училище, Ака-демия Генерального штаба, Инженерная и Артил- лерийская академии. Число средних учебных за- ведений - гимназий - за 30 лет (с 1824 г.) уве-личилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие на- чального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ве домства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.

В первой половине XIX в. русская наука дос-тигла больших успехов. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зи нин синтезировал анилин (это был один из круп- ных успехов в органической химии); В. В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики; П. П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и за-ложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории - предмет восторгов за-рубежных астрономов - трудился В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н. И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н. М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»...

Становление России как морской державы вы- двигало новые задачи перед отечественными гео- графами. В 1803-1806 гг. адмирал И. Ф. Кру-зенштерн возглавил первую русскую кругосвет- ную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океа- на, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были со- ставлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские остро- ва. Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819-1821 гг. русская экспедиция - ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен - открыла Антарктиду. Уче-ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се- верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж- ной Америки, основал Русское географическое об- щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

В научной сфере в первой половине 19 века начинается дифференциация, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных), и в этом плане российская наука имела серьезные успехи. Общие социально-экономические и политические процессы, происходившие в русском обществе, оказали благоприятное влияние на научную мысль.

Естественные науки

Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали через просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы. Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. В 1803-1806 гг. совершилась первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Она прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о. Сахалин. В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий. Большой вклад в освоение окраинных российских земель, исследование Северного Ледовитого океана и берегов Камчатки внес адмирал Ф. П. Литке, по инициативе которого в 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). В 1821--1824 годах в ходе научных экспедиций на бриге «Новая Земля» Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821--1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По своим результатам это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу. Были описаны до того неизвестные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотской Земли, определены острова Прибылова, архипелаг Каролингский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй -- «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах». Врангель Фердинанд Петрович, выдающийся русский исследователь, в 1820--1824 годах возглавлял экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири. В ходе экспедиции было описано побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы, нанесены на карту Медвежьи острова. В 1825--1827 годах возглавлял кругосветное плавание на военном транспорте «Кроткий». В 1826 году настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени. Это открытие создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки. Еще очень известен математик Михаил Васильевич Остроградский. Его основные работы относятся к прикладным аспектам математического анализа, механики, теории магнетизма, теории вероятностей. Он внёс также вклад в алгебру и теорию чисел. Хорошо известен его метод для интегрирования рациональных функций (1844). В физике чрезвычайно полезна формула Остроградского для преобразования объёмного в поверхностный интеграл. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием в 1839 г. Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который и возглавил Пулковскую обсерваторию. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве, а также обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, что явилось значительным астрономическим открытием XIX в. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд. Составленные им два каталога двойных звёзд были опубликованы в 1827 и 1852 годах. Струве принадлежит успешное измерение эгодичного параллакса звезды Веги созвездия Лиры (1837 г.). В. Я. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Их работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литров, который построил небольшую обсерваторию в 1814 г. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов, участник путешествия к Антарктиде. В 1819 по предложению Академии наук Симонов был назначен астрономом в новое кругосветное плавание вместе с русскими путешественниками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. М. Симонов стал первым русским астрономом, совершившим кругосветное путешествие. Он первым из русских астрономов выполнил наблюдения звёзд южного полушария неба, которые никогда не видны в России. Помимо астрономических наблюдений и определения географических координат, он проводил магнитные наблюдения и впервые установил, что Южный магнитный полюс Земли расположен на 76° ю. ш. и 142,5° в. д. Собранные Симоновым естественнонаучные и этнографические коллекции (около 180 экспонатов) были переданы Казанскому университету. Они пополнили его геологический и зоологический музеи и положили начало этнографическому музею. Симонов оставил подробное описание (путевой дневник) путешествия. Он был первым российским астрономом, который наблюдал в ноябре 1846 только что открытую новую планету Нептун. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В. В. Петров, продемонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги и выдвинувший идею о ее применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Инженер-металлург П. П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла (1831 г.), тем самым положив начало металлургии высококачественной литой стали. На основе длительного эксперимента разработал в начале 40-х. годов утерянный в средние века способ получения булатной стали. На Нижнетагильском металлургическом заводе промышленников Демидовых крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833-1834 гг. была построена первая в России паровая железная дopoгa. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Б. С. Якоби успешно работал в области электрохимии и открыл метод гальванотехники. В 1834 году он строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, - открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат (1850 год), руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и до Царского Села. В 1839 г. построил лодку с электромагнитным двигателем. Это было первое в мире применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. Инженер П. Л. Шиллинг 21 октября 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село. Прибор, созданный Шиллингом, имел стрелочную индикацию передаваемых по электрическим проводам сигналов, которые легко расшифровывались в буквы оператором приёмного телеграфного аппарата, согласно разработанной Шиллингом специальной таблице кодов. Открытие электромагнитного телеграфа, получившего практическое применение с 50-х годов XIX в., считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. В истории физики научным трудам Э.Х. Ленца всегда будет отводиться почетное место. Многие его научные исследования относятся к физической географии. Но главным образом он работал в области электромагнетизма. Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики: Закон индукции («Правило Ленца») (1834 г.), «Закон Джоуля -- Ленца» (1842 г.), опыты, подтверждающие «явление Пельтье» (1838), опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н. Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство. Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии в 1799 г. и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847 г.), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Четырехтомный атлас Пирогова “Топографическая анатомия”, выходивший с 1851 по 1859 гг., получил мировую известность.

Российская система образования в первой половине XIX в. претерпела значительные изменения, была значительно усовершенствована и улучшена. Появилось разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие, было построено много новых школ, училищ, гимназий и университетов. Кроме того, в это время активно развивалась отечественная наука. Совершенствовались российская биология, геология и астрономия. На развитие образования и науки большое влияние оказало книгопечатание, которые в первой половине XIX в. начало набирать силы в Российской империи. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Также начало века стало временем открытия целого ряда новых учебных заведений. Это был Царскосельский лицей (рис. 2), открытый в 1811 г. Кроме того, были открыты новые университеты: Дерптский (рис. 3), Харьковский, Виленский, Санкт-Петербургский (рис. 4) и Казанский.

Рис. 2. Царскосельский лицей ()

Рис. 3. Дерптский университет ()

Рис. 4. Санкт-Петербургский университет ()

Во второй четверти XIX в. изменилось отношение государства к нуждам образования. Если ранее во главу угла ставилась универсальность образования, то теперь государство требовало от учебных заведений, чтобы они обращали свое внимание на вопросы нравственности и религиозное воспитание подрастающего поколения.

Типы школ в данное время сохранились прежними, но во времена правления Николая I (рис. 5) они получили свой сословный статус. Так, одноклассные приходские училища предназначались для социальных низов. В них преподавались такие предметы, как закон Божий, арифметика, грамота. В уездных училищах, где обучение проходило три года, могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан. В них изучались такие предметы, как география, история, геометрия помимо русского языка и арифметики. Дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии обучались семь лет в гимназиях.

Рис. 5. Николай I - российский император ()

Число училищ беспрестанно росло. Если к началу XIX в. их было 158, то к середине примерно по 130 было в каждой губернии Российской империи. Особенно успешно в этот период развивались специализированные училища и вузы. Это объяснялось тем, что выпускников подобных заведений с большей охотой и привилегиями принимали на работу в соответствующие министерства.

Большую роль в развитии науки и образования в России в первой половине XIX в. сыграло то, что в стране в это время издавалось большое количество книг. Так, издательство А.Ф. Смирдина (рис. 6) выпустило до 70 собраний сочинений крупнейших российских авторов, причем книги этого издательства были доступны всем слоям российского общества. Кроме того, усилиями губернских дворян практически в каждом городе появились библиотеки (рис. 7) - это достижение 1830-1840 гг.

Рис. 6. А.Ф. Смирдин - российский книгоиздатель ()

Рис. 7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге ()

Совершенствование системы образования в России в первой половине XIX в. дало мощный импульс развитию наук. Это время было периодом накопления и систематизации новых знаний. Российские биологи и зоологи в это время создали прекрасные коллекции флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока, русской Америки. В 1812 г. был создан Крымский ботанический сад (рис. 8), ставший на долгие десятилетия одним из центров отечественной ботаники.

Рис. 8. Крымский ботанический сад ()

Систематический характер приобрели геологические исследования. Они охватили всю Сибирь, Забайкалье, территории Кавказа. Н.И Кашаров в первой половине XIX в. издал первый геологический атлас европейской части России. Еще геологи достигли важного открытия: они определили, что Земля существует уже длительный период и претерпела за это время значительные изменения.

В 1839 г. была построена Пулковская обсерватория (рис. 9). Так, государство оказало неоценимую помощь российским астрономам. Это дало мощный импульс развитию астрономии.

Рис. 9. Пулковская обсерватория ()

Таким образом, первая половина XIX в. - это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития.

Список литературы

  1. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / Милютин, А. О., Болушевский, С. В.. - М.: Эксмо, 2011.
  5. Островский Э.В. История и философия науки. - М: Юнити, 2007.
  6. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.:ИИЕТ, 2010.
  1. Countries.ru ().
  2. Yaklass.ru ().
  3. Studopedia.org ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о развитии образования в первой половине XIX в. Какие изменения произошли с российским образованием в это время?
  2. Как развивалась российская наука в первой половине XIX в.?
  3. Что дало мощный толчок развитию образования и науки в первой половине XIX в.? Почему именно этот фактор был определяющим?


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта