Главная » 3 Как собирать » Образ левши как воплощение русского народного характера. Несколько интересных сочинений

Образ левши как воплощение русского народного характера. Несколько интересных сочинений


Одним из лучших произведений Н.С. Лескова считается известная сказка «Левша». Именно в ней автор сумел создать образ талантливого русского человека, который отличается своим трудолюбием и чувством юмора. Таким образом, Лесков показал не отдельную личность, а целый народ, ведь, на самом деле, Россия всегда славилась своей смелостью и самобытностью.

В первую очередь следует заметить, что вся сказка пропитана глубоким патриотизмом и верой. Каждый человек просил Божьего благословения перед любым делом. Автор также показывает, что русский народ славы не любит, а только всеми силами старается сохранить свою честь. Трагичность судьбы таких людей показана в том, что многие из них были попираемы и гонимы.

Левша, как яркий представитель талантливого человека на Руси, спокойно приходит к государю в старой одежде, которая уже давно изжила себя. Он не пытается как-то льстить вышестоящему лицу. В нем нет ни капли угодничества. Все вокруг стали удивляться, когда он говорил с государем просто и безмятежно. Да, Левша понимал, что говорил с высшим человеком, но это никак не повлияло на его характер. Он остался самим собой. Толпа старалась намекнуть ему, как следует себя вести, но не смогла добиться ничего от этого простого русского человека. Даже сам правитель сказал: «Оставьте..., пусть отвечает как он умеет».

Главная задача Лескова в этом эпизоде была в том, чтобы показать ничтожество манер, лести и внешнего вида перед настоящим талантом.

Ведь любого прохожего можно красиво одеть и научить его разным изящным словам, а талант – это то, что дано от природы. Это то, что никто и никогда не сможет покинуть.

Черты патриотизма в Левше проявлялись на протяжении всей сказки. Англичане всеми силами старались как-то подбить его на то, чтобы тот изменил свое поведение, но так и не смогли добиться желаемого. Постоянно слышим мы такие фразы, которые только подчеркивают любовь к Родине: «Мы все к своей родине привержены», «У меня дома родители есть», «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки».

Левша оказался среди изобилия, которое могло увлечь бы многих. Но на героя все это влияет совсем по-другому. Чем больше удобств, вкусной еды и одежды, тем сильнее он тосковал по Руси: «Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить...».

Судьба Левши действительно трагична. Он вернулся на родину, но вместо добродушного приема, получил настоящее безразличие. Его гибель бессмысленна. Такое очень часто случалось в истории русского народа. Таланты гибнут, будучи пренебреженными своими современниками. И только потомки своими горькими слезами и воспоминаниями еще удерживают память о таких великих людях.

Как бы страшно не звучал этот отрывок, но он в точности передает правду жизни: «Везли Левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать - все роняют, а поднимать станут - ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу - не принимают без тугамента, привезли в другую - и там не принимают, и так в третью, и в четвертую - до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился».

Даже, будучи на смертном одре, Левша переживает за свой народ: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Левша – это поистине символ русского народа, который богат на талантливых умельцев, которые терпеливы и честны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Творчество прозаика известно прежде всего по его небольшой, но чрезвычайно глубокомысленной повести «Левша». Это произведение довольно трудно для восприятия из-за особенной, по-настоящему уникальной подачи автора. В отличие от большинства талантов 19 века, он не «поэтизирует прозу жизни», а наоборот, «прозаирует» её в максимальной степени.

Стиль его письма отторгает красоту и образность речи - на её место приходят нарочито сниженный стиль, драматичные, а зачастую и кровавые сюжеты, близкие к публицистике (в том числе и очерковой). У Лескова не найти возвышенных чувств и размышлений о вечном, ведь куда больше его и его героев интересует своё физическое и материальное благосостояние. Однако несмотря на эти особенности, его произведения, в частности повесть «Левша», заслуживают внимания.

В вышеупомянутой повести с особенной силой проявляется национальный характер русского народа. При этом Н. Лесков противостоит А.С. Пушкину, говорившему:

«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…».

Он нарочно изображает главного героя без прикрас; он не делает его эстетически привлекательным и набросками, отдельными штрихами слов набрасывает его портрет: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Уже эта деталь - выдранные волосы - свидетельствует о трудолюбии левши, который не отринул обучение из-за страха; он покорно смиряется со всеми трудностями и невзгодами, что в дальнейшем на протяжении всего повествования будет неоднократно раскрыто, например, в эпизоде, когда казак Платов треплет его за волосы, посчитав, что тульские мастера испортили английскую диковинку.

Помимо стойкости и смиренности, левша обладает удивительным трудолюбием: вместе с другими мастерами он сумел три недели работать в тяжелейших условиях - при закрытых окнах и дверях, держа задумку в тайне. Эти люди, как и весь русский народ в принципе, очень религиозны: прежде, чем приступить к делу, они молятся у иконы Николая Чудотворца.

Результат оказался удивительным - простые крестьянские таланты сумели подковать крохотную стальную блошку и выковать на подковах свои имена. А левша проявил себя особым образом, ведь именно он ковал и забивал гвоздики, которые даже в самый сильный «мелкоскоп» разглядеть «никак не можно». Жаль только, что крестьянство, даже такое удивительно одарённое, темное и дремучее, с науками не знакомое - в этой детали отражается ещё одна национальная черта - тотальная безграмотность, необученность крестьян.

Кроме того, герой повести Лескова являет собой «чистейшей прелести чистейший образец» - он истинный патриот, какими наполнена вся Русская земля. Скромного гения со впалой грудью не прельщает райская жизнь в Англии: он предпочитает изысканным блюдам грубую русскую пищу и квас; английских красавиц он находит тощими и малопривлекательными. Левша не готов отказаться от жизни на Родине, жизни грубой, горькой и, как окажется позже, короткой и неблагодарной, даже ради всех земных благ. Он спешит в Россию на корабле и заболевает, но даже умирая, левша хочет одного: раскрыть военную тайну англичан и помочь России в дальнейших сражениях. Так, он добивается встречи с военным министром и просит того донести императору, что в Англии не чистят ружья кирпичом, потому что они из-за этого портятся. Практически с этими словами герой умирает, считая, что выполнил свой гражданский долг.

Весь трагизм повести особенно проявляется в циничном игнорировании министром просьбы больного тульского мастера. Он не считает необходимым сообщить императору важные вести - и из-за этого Россия, по косвенным фразам Лескова, терпит сокрушительное поражение в Крымской войне.

Пожалуй, в этом есть и ещё одна особенность, но не русского национального характера, а русского национального уклада жизни. Бюрократическая машина работает настолько «хорошо», что с лёгкостью перемалывает и выплёвывает истинного гения, талант которого могут оценить во всём мире - кроме его собственной Родины. Можно смело утверждать, что Н.С. Лесков в повести «Левша» осуждает циничность, невежество николаевского режима, нравственную и интеллектуальную глухоту императора ко всему новому и полезному, чему его могут научить его подданные. Таким образом, в «Левше» не только создаётся образ истинного русича со всеми особенностями его бытия, но и поднимается важная политическая проблема бюрократизма и невежества в России.

Выполнил Трубников Евгений,

ученик 9 “А” класса

лицея №369

Научный руководитель

Епишова Светлана Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург 2011


Введение

1. Русский национальный характер

2. Описание Левши

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Загадочная русская душа... Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)

Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.

Для раскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”, потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека, который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ" – говорил сам Лесков.

“Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.


1. Русский национальный характер

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм, религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторых иностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь они видят нас со стороны и оценивают непредвзято.

· Трудолюбие, одаренность.

“Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический ум русского человека является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренность русского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуют высокому развитию русского искусства.

· Свободолюбие

“Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,

свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона”*.

По мнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и на опыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути.

Свобода духа, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытание ценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности.

Русскому народу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждом из них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О. Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.

· Доброта

Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., в своей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам” . С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют” - писал он про русскую доброту.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. “Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.”*

· Патриотизм

Русский народ всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней.

· Терпение и стойкость

“Русские обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности”*

· Религиозность

Религиозность – та черта русского национального характера, которая практически определила весь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был столь религиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многие определяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей. В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной и наиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский в своей книге.

2. Описание Левши

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.

Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.

Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались ”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».

Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.

Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.


3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

· Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

· Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

·Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели” , и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

· Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим ”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

· Доброта

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

· Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».


Заключение

В настоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере произведения Н.С.Лескова “Левша”. Анализируя это произведение, находя в его главном герое признаки русского национального характера, мы обнаружили, что “Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, использует различные языковые средства выразительности, такие как использование “народных” словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т.д). Это придаёт “Левше” особый “шарм”.

Левша – символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен, трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

произведение левша русский национальный характер


Список используемой литературы

1. Лесков Н.С. Левша. - Астрель, АСТ, 2006 г.

2. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.

3. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.

4. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.

5. “Большая Советская энциклопедия”. М, Советская энциклопедия, 1970г.

6. Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990.

Цель урока : воспитание интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.

Задачи урока:

обучающие:

  1. способствовать формированию умения анализировать художественное произведение;
  2. способствовать формированию умения объяснять мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных героев;
  3. способствовать формированию умения выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;
  4. способствовать формированию умения определять черты и особенности русского национального характера на примере образа Левши и его товарищей.

развивающие:

  1. способствовать развитию мыслительных, творческих и коммуникационных способностей учащихся;
  2. способствовать развитию навыков грамотной устной монологической и диалогической речи.

воспитывающие:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся через чтение и анализ художественного произведения;
  2. воспитание чувства гордости за русского талантливого человека, мастера своего дела; за Русь, рождающую умельцев;
  3. воспитание чувства сопричастности к истории Отечества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово проблемного характера с элементами эвристической беседы учителя литературы

В родном селе из века в век
Людей поклоном привечают:
– День добрый, добрый человек!
И люди тем же отвечают.

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы по творчеству замечательного русского писателя Н.С. Лескова. Разговор о нём и о его творческой судьбе мы с вами вели на прошлом уроке и пришли к выводу, что про него можно смело сказать словами стихотворения А. Бельского:

А силы в нём такие,
И в нём талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Я попросила вас дома внимательно прочитать статью в учебнике о Лескове и его автобиографию для того, чтобы вы смогли найти в них слова, которые были бы созвучны строкам процитированного стихотворения и помогли бы нам сформулировать тему сегодняшнего урока по сказу «Левша». Пожалуйста, вам слово.

(ответы ребят, подготовленные дома индивидуально, приводятся здесь и далее стенографически, так как невозможно заранее предугадать ход их мыслей; уч-ся предлагали разные варианты, но большинство остановилось на словах из автобиографии Лескова, где он говорит о том, что он «знал русский народ изнутри и понимал его характер»)

Учитель: Сейчас попытайтесь сформулировать тему нашего урока и её обоснуйте. Можно посоветоваться с товарищами в группе.

(Ребята предлагали следующие темы: «Русь, рождающая умельцев», «Образы русских умельцев», «Загадочная русская душа» «Русский национальный характер» (по сказу «Левша»), но выбрали последнюю тему и смогли обосновать её выбор.)

Учитель: Молодцы, с заданием справились успешно. Я же предлагаю вам выбрать эпиграф к нашей теме. Я подготовила карточки с высказываниями для каждой группы.

(Ребята, поработав в группах, предложили несколько эпиграфов, обосновали свой выбор и посчитали возможным предложить следующие варианты:

  • «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С. Лесков
  • «У него хоть шуба овечкина, так душа человечкина» Н.С. Лесков)

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок из художественного фильма «Левша», где в качества эпиграфа взяты слова Достоевского. Учитель предлагает уч-ся обратить внимание на них и убедиться в созвучности смыслов этого эпиграфа и эпиграфов, выбранных ими.

III. Актуализация прежних знаний, переходящая в этап изучения нового

Учитель: Ребята, сопоставьте начало сказа и фрагмент фильма. На что вы обратили внимание?

(Ребята, верно, подметили, что фильм начат словами из заключительной, 20 главы, сказа, где всё происходящее названо «делами давно минувших дней». Уч-ся отметили, что здесь умело использован приём «переворачивания» композиции, чтобы привлечь внимание зрителя и настроить на дальнейшее восприятие)

Учитель: Ребята, а действительно ли события, изображённые в сказе, происходили так давно, что их можно назвать «преданьями старины глубокой»? Предлагаю вам, поработав в группах, взглянуть на это произведение с точки зрения историков и найти в нём приметы времени.

(Ребята отметили, что написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права (об отмене уч-ся было известно с уроков по творчеству Тургенева). Отметили ещё, что упоминаются два русских императора – Александр I и Николай I, Атаман Платов, Венский конгресс. Упоминаются географические названия – Англия, Россия, Петербург, Тула. Но также ребята пояснили, что более подробно о данном периоде в русской истории сказать не могут, так как он не изучался ещё на уроках истории)

Учитель: Я предвидела, что данный вопрос может вызвать у вас затруднение, хотя вы сумели подметить много исторических реалий в сказе. Поэтому я пригласила к нам на урок в качестве гостя учителя истории, который попытается помочь вам разобраться с этим вопросом.

Учитель истории (гость) вместе с ребятами установил хронологические рамки изображённых событий – с 1815 года после Венского совета при Александре I и до казни декабристов в начале 1826 года при Николае I. Был дан исторический комментарий времени правления Александра I и Николая I, какой вклад они внесли в процветание Отечества, а самое главное, как относились к русскому народу. Речь учителя сопровождалась просмотром фрагментов из худ.фильма «Левша». Далее учитель истории предложил подкрепить полученные знания работой с текстом и найти фрагменты, подтверждающие отношение высокопоставленных лиц (императоров и Платова) к русскому народу. Ребятами была составлена таблица с цитатами из текста.

Александр Павлович Атаман Платов Николай Павлович
«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигли»
«
Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России…»
«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»
«А он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Тула»
«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

Учитель: Значит, исходя из всего наработанного вами, мы можем предположить, что и в основе произведения Лескова «Левша» лежат реальные исторические события или это всё же вымышленная история?

(Ребята, основываясь на материалах прошлого урока и материалах статьи учебника, пояснили, что в основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь на основе реального события. Они отметили тот факт, что в сказе упоминается Тула, а это город мастеровых – оружейников, самоварных дел мастеров. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя. Да и сам сказ – особый тип повествования, который строится как рассказ определённого лица. Сказ передаёт особенности речи этого человека. Ребята предположили, что рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, а исторические персонажи показаны с точки зрения простолюдина. Значит, и он - выходец из народа. Также ребята отметили, что не всегда смогли определить, какое слово искажённое русское, а какое иноязычное.)

Учитель: Значит, ребята, самое время пригласить нашего второго гостя – учителя иностранного языка, который поможет вам разобраться в данном вопросе.

Учитель иностранного языка (гость) предлагает просмотреть фрагмент из фильма, где изображён диалог героев, в который включены слова «искажённые». Далее ребятам предлагается найти такие слова в тексте сказа, каждой группе в определённых главах, и попытаться предположить, что эти слова обозначают, какова их этимология. Затем уч-ся выступили в роли языковедов и переводчиков, узнали, что большинство иноязычных слов в сказе из французского языка. Далее они сделали вывод о том, что Лесков, передавая живую устную речь, даёт нам понять, что «так может говорить только человек из народа», в характере которого нет преклонения перед заграницей.)

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, выбранным вами к нашему сегодняшнему уроку (уч-ся зачитывают) . К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова? (к Левше) Л. Аннинский писал: «О Левше и о народе «Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеётесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» А как бы вы ответили на этот вопрос, подводя итог 1 части нашего сегодняшнего занятия? Ответ свой подтвердите текстом сказа и фактами из биографии писателя.

(Ребята, обобщив сведения из биографии писателя и текста сказа, отметили, что сам Лесков хоть и принадлежал к потомственному дворянскому роду, но простонародный быт знал не понаслышке до мельчайших подробностей. В автобиографии он писал, что «народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею». Лесков также был убеждён, что ни один русский город не может существовать без праведников. У ребят в ходе обсуждения возник вопрос о том, кто же такие праведники. Учитель помог разобраться в этом вопросе и объяснил, что по Лескову,- праведники - это люди, прожившие жизнь «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастного врага»).

Часть вторая

IV. Применение на практике новых знаний

Учитель: Можно ли назвать Левшу праведником, русским человеком, носителем русского национального характера? Если да, то каковы же черты этого характера?

(Ребята, основываясь на ранее изученном материале, дают определение характера как совокупности качеств человека; отмечают, что в художественном произведении характер рисуется автором и является основой образа. Перечислили средства создания характера, записали их в таблицу, которую будут заполнять по ходу урока.)

Учитель: (после показа фрагмента из фильма – изображение Левши) Вы сейчас просмотрели, каким увидел Левшу режиссёр фильма. А соответствует ли это видение тому, каким предстаёт Левша в сказе? Рассмотрите и иллюстрацию к сказу И. Глазунова, где изображён главный герой. Зачитайтеи запишите в таблицу портретные характеристики героя. О чём говорит его внешность? (далее уч-ся заполняют таблицу)

(Ребята сделали вывод о том, что внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда порванная. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.)

– О чём говорит речь персонажа? (о его простоте)

– Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

– Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

– В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

Просматриваем фрагмент фильма «Левша у императора». - Как ведёт себя герой и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.)

Учитель: Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Медведеву Алексею побыть немного Левшой и рассказать историю этой поездки от имени самого героя (заранее подготовленный ученик творчески пересказывает эпизод «Левша у англичан»)

– Что восхитило англичан в Левше? (мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

– А что за границей произвело на Левшу впечатление? (хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (при осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

О какой черте характера говорит этот эпизод? (о любви Левши к Отечеству, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают)

Учитель: Значит, Левша – плоть от плоти русского народа. Какой факт наиболее ярко это подтверждает? (в тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа)

V. Подведение итогов урока

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке»: Что сближает это стихотворение и сказ Лескова? Какие слова из него вы бы назвали итоговыми нашему разговору?

(Ребята делают вывод о том, что героями этих произведений являются скромные русские мастеровые-умельцы, представители русского народа, его плоть и кровь; в качестве заключительных слов большинством были выбраны следующие строки стихотворения:

Ну а Ванька остался,
Как остался народ.
Ведь душа Ваньки-встаньки
В каждом русском живёт)

Учитель: Мне кажется, что мы всё-таки не обо всём сказали. Один вопрос так и остался без ответа: «Есть ли сейчас в нашем Отечестве «левши»? (Ребята начали дискутировать, но к единому мнению так и не пришли; учитель предлагает вниманию уч-ся компьютерную презентацию, выполненную заранее подготовленной ученицей «Современные «левши», а затем предлагает ребятам встречу с последними гостями урока - педагогами СДХШ – Ириной Павловной Курбановой и Натальей Геннадьевной Колесниковой)

Гости познакомили ребят с тем, какими народным промыслами они занимаются, как соблюдают народные традиции, как пытаются привить любовь к своему делу молодёжи. В ходе рассказа ребята совершили виртуальную экскурсию в Страну Мастеров с помощью выхода в открытое пространство сети Интернет . Гости призвали ребят тщательно хранить народные традиции, ведь через них осуществляется связь времён.)

VI. Рефлексия

Ученики заполняют свои самооценочные листы, подводят итоги работы группы. Составление синквейна.

VII. Домашнее задание

В конце урока ребятам предлагается «свободное» домашнее задание , основанное на материалах урока или впечатлениях от него.

На уроках в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова окончательный итог и выставление отметок предусматривается на следующем уроке.

Формы предоставления домашнего задания:

  • сочинения «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша», «Русь, рождающая умельцев» и др.;
  • стихотворения – отзывы об уроке;
  • синквейны;
  • компьютерные презентации об истории народных промыслов;
  • таблица «В каких ещё художественных произведениях говорится об умельцах»;
  • эскиз «Необычный памятник Левше»;
  • и другие.

Наиболее удачной были работы, в основу которых поставлены проблемные вопросы : «А так ли уж положителен образ Левши? Неужели у него нет отрицательных качеств?» «Кто виноват в смерти Левши?» и др.

Выполнил Трубников Евгений,

ученик 9 “А” класса

лицея №369

Научный руководитель

Епишова Светлана Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург 2011


Введение

1. Русский национальный характер

2. Описание Левши

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Загадочная русская душа... Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)

Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.

Для раскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”, потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека, который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ" – говорил сам Лесков.

“Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.


1. Русский национальный характер

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм, религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторых иностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь они видят нас со стороны и оценивают непредвзято.

· Трудолюбие, одаренность.

“Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический ум русского человека является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренность русского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуют высокому развитию русского искусства.

· Свободолюбие

“Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,

свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона”*.

По мнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и на опыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути.

Свобода духа, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытание ценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности.

· Сила воли, мужество и смелость

Русскому народу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждом из них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О. Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.

· Доброта

Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., в своей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам” . С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют” - писал он про русскую доброту.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. “Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.”*

· Патриотизм

Русский народ всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней.

· Терпение и стойкость

“Русские обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности”*

· Религиозность

Религиозность – та черта русского национального характера, которая практически определила весь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был столь религиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многие определяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей. В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной и наиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский в своей книге.

2. Описание Левши

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.

Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта