Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2017 году основного государственного экзамена
по ИСТОРИИ
1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ии».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов содержания и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше нормативных документов, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и содержат требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть обучающийся. Принципиально важен был учет:
Содержание предмета «История» в основной школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории войн; отдельные вопросы истории экономики и культуры и др.).
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования позволяет обеспечить преемственность в государственной итоговой аттестации за курс основной и старшей школы. Преемственность ОГЭ с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и в формах отдельных заданий.
Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.
5. Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.
Общее количество заданий - 35.
Работа состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).
Часть 2 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий этой части проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
Пособие содержит 20 тренировочных вариантов экзаменационной работы по истории для 9 классов основной школы. В данных вариантах учтены все изменения, внесённые в контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ в течение последних лет.
Изменения направлены, прежде всего, на расширение списка умений, проверяемых экзаменационной работой, и приведение его в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).
Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время и включает 35 заданий, сгруппированных в две части.
Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырёх периодов истории, выделенных с учётом общей периодизации: 1) VIII-XVII вв., 2) XVIII - начало XX в., 3) 1914-1945 гг., 4) 1945-2012 гг. Как и в ЕГЭ по истории, в каждый вариант КИМ ГИА включаются два задания по истории Великой Отечественной войны (14, 15). На отдельных позициях каждого варианта КИМ в части 1 представлены задания, направленные на проверку знания выдающихся деятелей отечественной истории (9, 19), основных фактов истории культуры (10, 21); умения работать с исторической картой, схемой (20), иллюстративным материалом (22). При этом предполагается, что названные знания и умения проверяются в части 1 только указанными заданиями.
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
В части 2 работы, направленной преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, все задания могут относиться к любым периодам истории с VIII в. по настоящее время, при этом в каждом из них могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.
Обращаем внимание на систему оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. За верный ответ на каждое из заданий 1-23, 25, 27-30 выставляется 1 балл.
За полный правильный ответ на каждое из заданий 24 и 26 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 31, 32, 34 ставится от 0 до 2 баллов, за задания 33 и 35 - от 0 до 3 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 44.
В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий - Федерального института педагогических измерений: www.fipi.ru
Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС
«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако … трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…
Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело
Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»
Показать ответ
2) название периода – «перестройка»
В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
Показать ответ
В ответе должно быть указано предложение: «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей».
Могут быть указаны следующие причины:
1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов;
2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования;
3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере
Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.
1) Укажите год, когда могли произойти указанные события.
2) Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?
3) Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год, к которому относятся события, – 1917 г.;
2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти;
(Может быть названа другая верная причина.)
3) документ – Декрет о земле
Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
Показать ответ
Могут быть приведены следующие факты:
1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;
2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;
3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;
4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда.
Могут быть приведены другие факты
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Показать ответ
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.):
а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;
б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях;
в) завершение перестройки промышленности на военный лад;
г) развитие партизанского движения.
3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.).
Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция).
4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.