Главная » 3 Как собирать » Основные сражения 4 крестового похода. Подготовка к походу

Основные сражения 4 крестового похода. Подготовка к походу

Потребовал за перевозку огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Крестоносцы не могли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.

Просуществовавшая до 1261 года империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы . Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря . Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех. Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Подготовка к походу

Латинская империя

Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. 16 мая 1204 года в храме св. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, её правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением.

В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский (1206-1216) стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. В их руки перешла значительная часть города - три квартала из восьми. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города.

Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи - Латинская и Венецианская. Действительно, в руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды . Территориальные приобретения венецианцев за пределами Константинополя были невелики в сравнении с их планами в начале Четвертого крестового похода, но это не помешало венецианским дожам впредь пышно именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Впрочем, господство венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя (они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога) оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили своё торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи.

Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и весёлым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал ещё более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII века Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и сёла, опустошённые и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнёта чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.

Результаты Четвёртого крестового похода

Четвёртый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой.

Собственно Византия после этого похода перестала существовать как государство более чем на 50 лет; на месте бывшей империи были созданы Латинская империя

Четвёртый крестовый поход

крестовый поход в 1202-1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат.

Кретоносцы собрались на острове Лидо около Венеции. Венецианцы (см. статью дож Энрико Дандоло), вместо Египта высадили крестоносцев у Константинополя. Константинополь пал.

Была создана Латинская империя. Первым её императором избрали Болдуина Фландрского. Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник. Венецианцы получили треть Константинополя. Византийцы создали Никейскую Империю.

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» - первой пространной хронике во французской литературе.

Предпосылки

По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Смещённый с престола в результате заговоров и интриг, в которых Византия к тому времени уже основательно погрязла, он давно уже обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что смогут рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли. Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору посление следующего содержания: «мы тебя из merde достали, в merde же и утопим». Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Подготовка к походу

В 1198 Римским Папой стал Иннокентий III. Новый Папа планировал воодушевить рыцарей на новый поход в Святую землю. К этому времени крестоносцы уже делали несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима, который был подорван Германией. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198).

Иннокентий III в своем послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. Для агитации Крестового похода на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлек к походу 200 000 войнов и собрал огромные денежные средства.

Осада Задара (Зары)

Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тыс. марок серебром. В июне 1202 г. корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва. Тогда дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром (во времена IV крестового похода Задар был крупным горо­дом-портом и торговым центром на восточном побережье Адриа­тики, соперником Венеции), незадолго перед тем передавшимся под власть венгерского короля, тоже, кстати, взявшего крест. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину, князья уступили требованию Венеции и после ожесточенной двухнедельной осады, 24 ноября 1202 г. Задар был взят штурмом и разграблен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлекшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, фор­мально оставив в силе отлучение венецианцев - инициаторов ве­роломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.

История средних веков. В 2 т. Т.1.: Учебник, под ред. С. П. Карпова, М., 2000

Взятие Константинополя

Предлогом для нападения на Константинополь послужила борьба за византийский престол, и крестоносцы явились в столицу Византии для того, чтобы восстановить на троне императора, которого они считали законным. 13 апреля 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносным войском. Часть населения погибла, православные храмы были разорены, множество памятников античного искусства разрушено. Дикие бесчинства крестоносцев резко контрастировали со сравнительно сдержанным поведением мусульманских завоевателей в отношении христианских святынь на Востоке. И в самом деле, погромы рыцарей Креста в византийской столице побили все рекорды вандализма. Католические завоеватели опустошили город, как никто. Массовое уничтожение веками накопленных культурных ценностей, совершенное в Константинополе рыцарями и церковниками, без сомнения, нанесло серьезный ущерб европейской цивилизации.

После взятия Константинополя возникло еще одно крестоносное государство - так называемая Латинская империя (название дано позднейшими историками, сами крестоносцы именовали свое государство Римской империей). Часть захваченных земель отошла к Венеции. Власть православного императора сохранилась в Малой Азии (Никейская империя, названная так поздними историками по имени временной столицы). Византийцы, поддержанные турками и главной торговой соперницей Венеции, Генуей, отвоевывали у Латинской империи территорию за территорией, пока, наконец, в 1261 г. вновь не овладели Константинополем. Латинская империя пала, но и возрожденная Византия никогда уже не оправилась от такого потрясения. Английский историк Дж. Годфрей пишет: в результате трагедии 1204 г. «Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми».

Результаты Четвёртого крестового похода

Четвертый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства.

Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство более 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией.


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

(1096-1099) в Святую Землю рыцари Западной Европы обосновались на землях Палестины и создали свои государства. Но они оказались окружёнными со всех сторон враждебным мусульманским миром, который не мог смириться с чужаками, захватившими его территории. Как следствие, феодальная Европа вплоть до 1192 года бросала в Палестину храбрейших рыцарей, лучший флот и даже заключала союзы с исмаилитами, но всё было тщетно.

В 1144 году пала Эдесса, но восстала и вновь была взята мусульманами в 1146 году. Второй крестовый поход (1147-1149) закончился неудачей. Захваченный у Фатимидов Иерусалим был взят в 1187 году курдом Салах ад-Дином. После этого был организован Третий крестовый поход (1189-1192), который никак не изменил политическую ситуацию в Святой Земле. Лучшие рыцари Европы спасовали перед сельджуками. Города Палестины и Ливана перешли к обороне. Держались они только за счёт венецианцев и генуэзцев, которые по морю доставляли в них провиант и оружие.

Таким образом, столетняя военная эпопея грозила обернуться для крестоносцев полным крахом. Необходимо было спасать ситуацию, и в самом конце XII века римский папа Иннокентий III взялся за организацию Четвёртого крестового похода (1202-1204). Планировалось вновь завоевать Иерусалим, но вторгнуться в Палестину не с севера через Малую Азию, а с юга из Египта.

Четвёртый Крестовый поход – штурм Константинополя в 1204 году (старинная мозаика)

Добраться туда крестоносцы решили на венецианских кораблях, но для перевозки людей нужно было заплатить Венеции деньги. Римский папа начал сбор средств для этих целей в 1198 году. Он также пообещал участникам крестового похода простить все долги и обеспечить неприкосновенность их имущества. Это заинтересовало бедных рыцарей, но крупные феодалы были заняты междоусобными войнами и не очень-то горели желанием отправляться в Святую Землю.

В 1202 году крестоносцы начали собираться на венецианском острове Лидо. Однако вместо планируемых 30 тыс. воинов в Венецию прибыло только 12 тыс. Деньги этих людей и средства, собранные римским папой, не удовлетворили правителя Венеции слепого дожа Энрико Дандоло. Расчётливый и хитрый венецианец запросил огромную сумму, но у воинов Христа таких денег не было. В результате этого вопрос о перевозке крестоносцев в Египет повис в воздухе, и Четвёртый крестовый поход оказался под угрозой срыва.

Огромная масса вооружённых людей сидела на маленьком острове, страдала от безделья и не знала, что делать. Начали зреть недовольство и разброд. И тут появился Дандоло и предложил альтернативное решение. Тут сразу следует пояснить, что основным торговым конкурентом Венеции в Средиземноморье была Византия. Она имела такой же большой флот, а деловая хватка греков ничем не уступала девой хватке венецианцев. Поэтому хитрый дож решил воспользоваться сложившейся ситуацией и использовать профессиональных воинов в конкурентной борьбе с византийцами.

Но венецианский лидер не стал прямо предлагать крестоносцам войну с Византией. Он попросил захватить крупный морской порт Задар, который в то время принадлежал венгерском королю. За это дож обещал покрыть недостающую сумму для перевозки воинов Христа в Египет. Но жители Задара были христианами, поэтому часть рыцарей отказалась участвовать в столь сомнительном мероприятии. Кто-то ушёл домой, а кто-то отправился в Палестину другим путём.

Однако большая часть крестоносцев осталась. Эти не отягощённые религиозными принципами воины осадили Задар и 24 ноября 1202 года, после 2-недельной осады, взяли его штурмом и разграбили. Данный неблаговидный поступок возмутил римского папу, и он отлучил воинов Христа и венецианцев от церкви. Но затем поубавил гнев и простил крестоносцев, а вот венецианцев, как инициаторов, оставил формально отлучёнными.

Путь крестоносцев из Венеции в Константинополь

Таким образом, Четвёртый крестовый поход с самого начала превратился в коммерческое предприятие под руководством венецианского дожа Дандоло. Тот запустил процесс, прекрасно понимая, что аппетит приходит во время еды. И действительно, после разграбления богатого торгового города первоначальная цель военной компании была напрочь забыта. Рыцари уже не хотели идти в Палестину, так как почувствовали вкус лёгких денег.

Воины Христа перезимовали в Задаре, а венецианцы в это время всячески расхваливали Константинополь и рассказывали о тех несметных богатствах, которые находятся в этом городе. Поэтому весной 1203 года крестоносцы уже горели праведным желание двинуться к столице Византии. Бала запущена идея: греки такие еретики, что самого Бога тошнит. Однако нужен был весомый повод для начала войны с греками-христианами.

Такой повод быстро нашёлся. В Византии в 1195 году произошёл дворцовый переворот. Императора Исаака II Ангела сверг с престола его старший брат Алексей. По его приказу басилевс был ослеплён и брошен в тюрьму. Сын сверженного владыки (тоже Алексей) обратился за помощью к участникам Четвёртого крестового похода. Он прибыл к ним в апреле 1203 года и пообещал крупное денежное вознаграждение за возвращение власти. В результате этого воины Христа двинулись к Константинополю как сподвижники законного императора, желавшие восстановить законную власть.

Уже в июне 1203 года венецианские суда доставили крестоносцев к столице Византии. Рыцари высадились на берег и стали лагерем возле Константинополя. Император Алексей Ангел не решился на военное сопротивление. Он бежал из города, а Исаак II был освобождён из тюрьмы. Горожане тут же провозгласили его императором, что не устроило крестоносцев, так как договор они заключили с сыном басилевса. Воины Христа потребовали, чтобы сын Алексей тоже был объявлен императором и рассчитался с ними за военную помощь. Таким образом, в Константинополе оказалось 2 императора, причём младший всеми силами старался выдать рыцарям обещанное денежное вознаграждение.

А где он мог взять деньги? Только у жителей Константинополя. Поэтому начались поборы, что вызвало возмущение народа. В городе начались волнения, закончившиеся бунтом. В результате этого 5 февраля 1204 года императором был провозглашён родственник правящей династии Ангелов Алексей Дука Мурзуфл.

А крестоносцы, стоя лагерем возле Константинополя и видя его богатства, стали помышлять о разграблении этого города. В конце концов, они решили взять столицу Византии штурмом и завладеть золотом, серебром, драгоценными камнями, которых в древнем городе было в изобилии. Начался штурм, и 9 апреля 1204 года рыцари ворвались в Константинополь. Однако византийцы их выбили, и 12 апреля атака христианского воинства возобновилась. Утром 13 апреля столица Византии пала.

Такое случилось впервые за тысячелетнюю историю. Никогда раньше вражеские войска не брали Константинополь штурмом, и только рыцарям Четвёртого крестового похода это удалось сделать. Причина же победы воинов Христа заключалась в том политическом кризисе, который переживала Византийская империя.

Латинская империя на карте

После разграбления богатейшего города христианского мира рыцари не пошли в Иерусалим. Они обосновались на землях Византии и создали Латинскую империю. На исконных греческих землях появились замки, перемешанные с крепостями византийских властителей. Не подчинились крестоносцам лишь укрепления Никеи, Трапезунд и горный Эпир. Эти осколки когда-то могучей империи к 1261 году выгнали рыцарей из Константинополя. Но более 50 лет шла жестокая война между воинами Христа и греками-христианами. Собратья по вере оказались врагами, а виной всему стали корысть и неуёмная жадность освободителей Гроба Господня.

В заключении следует сказать, что Четвёртый крестовый поход в последствии назвали «проклятым». Он окончательно расколол христианство на два непримиримых лагеря. Об объединении церкви разговор уже идти не мог. А Византия хоть и восстановилась через несколько десятков лет, но навсегда потеряла своё былое могущество. В выигрыше оказалась только Венеция, которая руками рыцарей уничтожила своего главного торгового конкурента в Средиземноморье .

Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 гг. имеет особенное значение в истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря уже о том, что в четвертом крестовом походе на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он отличается хорошо обдуманным и искусно проведенным планом.
Направленный против Византийской империи и завершившийся завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения, которое воспитали в западных европейцах первые крестовые походы . 4
К концу XII в. уже ни у кого из политических деятелей не оставалось сомнения, что крестовые походы в Святую землю есть праздное дело, не могущее закрепить за Иерусалима. После громадных жертв, принесенных в удовлетворение религиозного чувства, после трех больших крестовых походов , в которых принимали участие императоры германские, французский и английский короли, Иерусалим все же оставался в руках неверных.

Сирия, Палестина и горные ущелья Малой Азии поглотили уже до миллиона крестоносцев . Мусульмане издевались над христианами , и последним уже приходила мысль, что Бог не благословляет дело европейского христианства .

Но большинство военных и политических деятелей того времени были того мнения, что неудача крестовых походов лежит в систематическом противодействии европейцам со стороны византийского императора: он, говорили, подстрекает мусульман и устраивает засады крестоносцам , он заключает союзы с неверными и всеми мерами вредит успеху и развитию христианских княжеств на Святой земле . 4
Основную роль в подготовке нового крестового похода сыграл папа Иннокентий III.
христианства на Ближнем Востоке. Он захотел снова примирить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.
Успехи, которые принес первый крестовый поход ровно сто лет назад, потеря Иерусалима и неудача третьего крестового похода не давали ему покоя.
Иннокентий начал ряд мер, чтобы расшевелить католический мир идеей нового крестового похода , который следовало направить не в Палестину, а в Египет, ибо оттуда мусульманство черпало силы для борьбы с христианами . 4

В августе 1198 г. он провозгласил новый крестовый поход на Восток и разослал повсюду своих прелатов проповедовать его. Они обращались к каждому с призывом идти в Святую землю во имя Христово .
Затем Иннокентий написал письма королю Франции Филиппу Августу и английскому королю Ричарду Львиное Сердце, которые вели друг с другом войну с момента возвращения Ричарда из плена в 1194 г. Папа призывал королей, под угрозой наложения интердикта на их владения, заключить мир или хотя бы перемирие на пять лет не только из-за того, что развязанная ими война несла невыносимые бедствия простым жителям их королевств, но также ввиду того, что военные действия помешали бы вербовке отрядов для крестового похода , планируемого папой.
Кроме того папа увеличил размеры налога на крестовый поход , который обязаны были платить все священнослужители и даже монастыри, которые до сих пор освобождались от таких поборов.
Иннокентий сам подал пример воодушевления крестоносной идеей: он снарядил на собственный счет корабль, снабдил его экипажем и припасами, пожертвовал десятую часть доходов римского престола на крестовый поход и потребовал отчисления на тот же предмет 1/40 части всех доходов католической церкви. 4
Однако призыв папы не нашел столь восторженного отклика, как это бывало раньше...
В конце 1199 г. идея нового крестового похода нашла первых поборников во Франции. Это были Тибо, граф Шампани, Людовик Блуа и Бодуэн, граф Фландрии и Геннегау.
Первые два графа, как родственники королевского дома, своим согласием участвовать в походе в значительной степени обеспечивали успех дальнейшего движения, и, действительно, к ним скоро присоединились их вассалы и подвассалы.
Что касается фландрского графа, его участие объясняется еще фамильными преданиями, ибо фландрские графы со времени Первого крестового похода были самыми живыми выразителями крестоносной идеи. 4
В мае 1201 г. умирает главнокомандующий крестовым походом , граф Тибо, а его место занимает итальянский князь, Бонифаций, маркграф Монферратский, которому и принадлежит с тех пор руководящая роль в походе. Как только в августе он согласился принять крест и предводительство, некоторые немецкие духовные и светские князья, до сих пор безучастные к движению, начали готовиться в поход.
Так как прежде всего необходимо было обеспечить себе средства переправы в мусульманские земли, то князья пришли к решению законтрактовать в Венеции, как первой морской державе того времени, достаточное число судов для перевозки крестоносцев в Александрию.
За предоставление кораблей, судовых команд и обеспечение крестоносцев продовольствием венецианцы затребовали 85 000 марок серебром. Платеж суммы в 85 тысяч марок разделили на три срока, последний срок истекал в июне 1202 г.
Когда, однако, в 1202 г. в условленное время войско прибыло в Венецию, численность его составляла всего 11 000 человек, а денежные средства не насчитывали и половины требуемой суммы. 2
Чтобы избежать столкновений между крестоносцами и венецианцами, прибывшее войско было размещено на острове Лидо недалеко от Венеции. Венецианцы, выполняя свои обязательства в соответствии с договором, доставляли на него продовольствие для крестоносцев .
Когда же крестоносцам было предложено исполнить часть договора по окончательной оплате оговоренной суммы, они оказались не в состоянии реализовать требуемую сумму и готовы были внести только половину. Венецианское правительство со своей стороны приостановило подвоз припасов на Лидо и отказало в предоставлении судов для перевоза в Египет.

Можно понять, в какое уныние пришли крестоносцы , находясь без продовольствия под жарким солнцем летних месяцев. В лагере начался голод, появились болезни, дисциплина была расстроена, многие бежали, другие предались грабежу и разбоям...
Каким же способом венецианцы собирались возместить недостачу денег?
Обнаружив казну пустой, глава Венецианской республики, 90-летний дож Дандоло, предложил крестоносцам отвоевать для его республики город Зара (ныне Задар, Хорватия), захваченный венграми в 1186 г., а уж потом Венеция проявит великодушие.
Ситуация была до крайности неприлична. Задар был христианским городом, признававшим ранее власть республики св. Марка, но в 1183 г. перешедшим под власть короля Венгрии.
Мало того, венгерский король Имре незадолго до того сам принял крест, и поэтому его собственность - включая и город - находилась под защитой Святого Престола...
План захвата Задара обсуждался между лидерами похода и венецианцами, простые же крестоносцы ничего не знали о нем, от них он держался в строгой тайне, и хотя многие предостерегали от этого шага, крестоносцы согласились на предложение дожа...
Зара была хорошо защищена венгерским гарнизоном и оказала воинам креста значительное сопротивление, но 24 ноября 1202 г. была взята приступом и подверглась страшному опустошению, причем с жителями христианского города крестоносцы обращались как с неверными: брали в плен, продавали в рабство, убивали; церкви были разрушены и сокровища расхищены.
В ответ папа отлучил от церкви все войско крестоносцев - за пролитие «братской крови». Но на большинство крестоносцев это не произвело особого впечатления. Всю зиму они провели в городе, вновь принадлежащем Венеции. 2
Весной 1204 г. воинство креста взяло курс на византийскую столицу Константинополь. Венецианцы поддержали их в этом предприятии, так как желали упрочить за счет Византии свое положение торговой державы в восточном Средиземноморье.
В марте 1204 г. имел место договор между главнокомандующим силами крестоносцев князем Бонифацием и дожем Венеции Дандоло, имеющий предметом план раздела империи. Этим договором было решено:
взять Константинополь военной силой и установить в нем новое правительство из латинян;
город предать разграблению и всю добычу, сложив в одном месте, разделить полюбовно. Три доли из добычи должны идти на погашение долга Венеции и удовлетворение обязательств царевича Алексея, четвертая доля – на удовлетворение частных претензий Бонифация и французских князей;
по завоевании города, 12 избирателей, по 6 от Венеции и Франции, приступят к выбору императора;
тот, кто будет избран в императоры, получает четвертую часть всей империи, остальные делятся поровну между венецианцами и французами;
та сторона, из которой не будет избран император, получает в свою власть церковь св. Софии и право на избрание патриарха из духовенства своей земли;
договаривающиеся обязуются год прожить в Константинополе, чтобы утвердить новый порядок;
из венецианцев и французов избрана будет комиссия из 12 лиц, на обязанности которых будет лежать распределение ленов и почетных должностей между всеми участниками в походе;
все вожди, желающие получить лены, дадут императору вассальную присягу, от которой освобождается один лишь дож Венеции.
За подписанием этого договора последовал подробный план распределения частей империи. Можно заметить, что этот план составляли хорошо знающие империю люди: на долю Венеции выпал самый лакомый кусок: приморские области, важные в торговом, промышленном и военном отношении. Так написана была история ближайших судеб империи. 4
И хотя в этот раз также не было недостатка в предостерегающих голосах, крестоносцев это не остановило. Став на якорь перед Константинополем, они потребовали от города выплаты отступных - «за защиту».
Когда выяснилось, что желающих платить не нашлось, на военном совете у латинян решено было штурмовать Константинополь со стороны Золотого Рога у Влахернского дворца.
На рассвете флот крестоносцев выстроился вдоль гавани фронтом длиной в пол-лиги; большие грузовые суда вклинивались в разных местах между галерами и судами для перевозки лошадей. Эти корабли были подведены как можно ближе к стенам и с них были переброшены перекидные мосты на башни, в то время как часть отрядов высадилась и пыталась взобраться на стены по лестницам с земли.
Выгода византийского положения заключалась в высоких стенах и рвах. Долго крестоносцы пытались засыпать рвы и подойти к стенам с лестницами, но защитники города сверху осыпали их градом стрел и камней.
К вечеру 9 апреля была взята башня, и крестоносцы ворвались в город, но не посмели воспользоваться занятым положением и на ночь оставили позицию. В городе произошел третий, начиная со времени осады, пожар, истребивший две трети города.
12 апреля 1204 г. начался заключительный штурм Константинополя. Подгоняемый сзади сильным ветром, флот пересёк залив и приблизился к той же части стены. С больших кораблей удалось набросить мосты на верхушки нескольких башен. Отряды нападающих прорвались и отбросили защитников. Проживающие в городе венецианцы поддержали крестоносцев .
Остальные воины креста высадились и, взобравшись на станы по лестницам, открыли ворота изнутри. Из транспортных судов вывели коней, рыцари уселись на них и помчались через ворота. Греки отступили дальше в город, а нападающие укрепились в полосе вдоль захваченной ими стены.
Ночью германцы, опасаясь нападения, подожгли дома перед собой, и новый большой пожар охватил город, усиливая весь ужас происходящего.
Император Алексей Дука, отчаявшись в благоприятном исходе, бежал; в городе началась паника, народ разбежался по отдаленным кварталам и организовал отчаянную защиту в тесных улицах, устраивая заграждения латинянам.
Утром 13 апреля Бонифаций Монферратский вступил в город, греки просили у него пощады, но он обещал войску трехдневный грабеж и не отменил своего слова...
За этим последовали три дня грабежей и убийств. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению.
Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа.


В особенности нужно отметить варварское отношение воинов креста к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы, крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, жгли рукописи.
Многие частные лица составили себе богатства в это время, и потомство их в течение целых столетий гордилось похищенными в Константинополе древностями. Епископы и аббаты монастырей впоследствии подробно описали в назидание потомству, какие святыни и как приобрели они в Константинополе. Хотя они описывали историю хищений, но называли это святым хищением...
Некто Мартин, аббат монастыря в Париже, вошел в эти дни в греческий храм, куда греки снесли из окрестных домов свои сокровища и святыни в надежде, что носители креста пощадят церкви Божии. Аббат, предоставив солдатам расправляться с толпой, искавшей защиты в церкви, сам стал обыскивать на хорах и в ризнице, не попадется ли чего поценней. Тут он наткнулся на старого священника и потребовал от него под угрозой смерти показать, где скрыты мощи святых и сокровища.
Священник, видя, что имеет дело с духовным лицом, указал ему на окованный железом сундук, в который аббат запустил руки и выбрал то, что ему казалось более важным. Так аббату удалось похитить ковчежец с кровью Спасителя, кусочек дерева крестного, кость Иоанна Крестителя, часть руки св. Иакова. Такими святынями украшались западные церкви и монастыри. 4
«Заутра же солнцу восходящу внидоша во св. Софию и одраша двери и рассекоша эмболь окованный серебром и столпы серебряные 12, и 4 иконостаса и тябло иссекоша и 12 престолов, и преграды алтарныя, а то все было из серебра, и со св. трапезы отодраша дорогие камни и жемчуг. Захватили 40 кубков и паникадила и светильники серебряные, им же несть числа. С бесценными сосудами похитили евангелие и кресты и иконы, последния снимали с мест и отдирали с них ризы. А под трапезой нашли 40 кадей чистого золота, а на хорах и в ризнице и не сочтешь сколько взяли драгоценностей. Так обобрали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую, идеже св. Дух схождаше по вся пятнице, и ту одраша, а о других церквах и сказать нельзя, яко без числа. Черниц и чернецов и попов облупиша, а некоторых избиша». 4
Свирепостью и неумолимостью отличался более всех Бонифаций и сопутствовавший ему отряд немецких крестоносцев ; один из немецких графов по фамилии Катценелленбоген запятнал себя поджогами.
Бесценные произведения искусства были уничтожены или похищены безвозвратно. Бронзовая четверка лошадей - знаменитая квадрига VI века - была отправлена в Венецию, где она и по сей день венчает главный портал собора св. Марка. Более половины награбленного ушло в Венецию! 2
Когда насыщена была жадность победителей, приступили к исполнению статьи договора о разделе добычи.
Вот что пишет Успенский Ф.:« Нельзя, конечно, думать, что все крестоносцы честно выполняли обязательство и показали все награбленное. Тем не менее, судя по той части, которая была показана, добыча французов составляля 400 тысяч марок. По удовлетворении обязательств царевича Алексея и по выплате перевозной платы Венеции, остаток был разделен между крестоносцами : досталось каждому пехотинцу по 5 марок, кавалеристу – по 10, рыцарю по 20 (в дележе участвовало всего 15 тысяч человек).
Если принять во внимание еще долю Венеции, да долю главных вождей, то общая сумма добычи будет простираться до 20 миллионов рублей (в рублях до 1917 г. - прим. автора сайта ).
Лучше всего о громадных богатствах, найденных в Константинополе, может свидетельствовать предложение венецианских банкиров взять на откуп всю добычу и выплатить по 100 марок каждому пехотинцу, по 200 кавалеристу и по 400 рыцарю . Но это предложение не было принято, ибо было сочтено невыгодным.
Что касается памятников искусства, в которых крестоносцы не понимали толку, то в этом отношении никакие цифры не могут изобразить сумму вреда и порчи. Латиняне придавали некоторое значение только металлу, который переливали в слитки, а мрамор, дерево, кость шли нипочем...» 4
Папа Иннокентий III, как только узнал о падении Константинополя, поздравил крестоносцев и порадовался, что Византийская столица наконец-то вернулась в лоно родной церкви. Но как только папа узнал обо всех бесчинствах, творившихся во время падения Константинополя, он был сильно разгневан: именно это поведение крестоносцев в священном городе, в столице городов, ярче всего показало суть этого крестового похода и его цели...
Папа направляет письма Бонифацию Монферратскому и легату Пьетро Капуано (который к тому моменту из Сирии приехал в Константинополь), прямо осуждая произошедшее и выражая, таким образом, свое отношение, как главы Церкви, к эксцессам 1204 г.
В письме к Пьетро Капуано он пишет:
«Услышав же недавно и поняв из ваших писем, что всех крестоносцев , которые задержались для защиты Константинополя от прошлого марта до нынешнего времени, ты освободил от паломнического обета и от несения креста, мы не могли не выступить против тебя, поскольку ты и не должен был и не мог никак на это покуситься, кто бы тебе ни советовал другого и каким бы образом ни совращал твой разум. Ибо <...> они по преимуществу и прежде всего для того приняли знак Креста <...>. чтобы направиться на помощь Святой Земле и <...>, сбившись потом с пути, вплоть до сего дня гоняются за совершенно преходящими выгодами <.. .>.
Каким же образом Церковь греков, сколь бы она ни была поражена повреждениями <...>, обратится к церковному единству и благоговению перед Апостольским Престолом, если в латинянах [она] видит только лишь пример бесчинств и темные дела, и уже по справедливости может питать к ним большее отвращение, чем к псам?
Ведь те, кто не свои ей, но кого она считала ищущими Иисуса Христа, мечи, которые должны были использовать против язычников, обагрили кровью христиан и не щадили ни веры, ни возраста, ни пола; совершили кровосмешения, прелюбодеяния и разврат на глазах у людей, и не только замужних дам, но даже дев, посвященных Богу, выставили для грязной похоти.
И не достаточно им, что они взяли императорские богатства и взяли трофеи крупные и мелкие, но даже, что серьезнее, к сокровищницам церквей и к их содержимому протянули они свои руки, похищая даже серебряные доски из алтарей и разламывая на куски, оскверняли храмы, уносили кресты и реликвии».
После этого захватчики стали делить между собой всю Византийскую империю. Император бежал. На выборах нового императора Византии была предложена кандидатура графа Бодуэна Фландрского, который как более отдаленный владетельный князь представлялся менее опасным Венеции.
При голосовании Бодуэн получил 9 голосов (6 от Венеции и 3 от духовенства прирейнского), Бонифаций только 3. Провозглашение Бодуэна последовало 9 мая.
Новоизбранный латинский император Балдуин Фландрский получил четверть империи. Остальные три четверти были поделены между Венецией и государствами крестоносцев . В Греции таким образом возникли франкские княжества, вошедшие в новообразованную Латинскую империю.
Осенью 1204 г. латинское правительство предпринимает задачу подчинения империи, то есть походы в провинции с целью их завоевания. Нужно было удовлетворить ожидания всей массы крестоносцев по отношению к ленным владениям. Желающих получить лены было много, а раздавать пока было неоткуда. Между тем воины Христовы давно уже томились надеждой устроиться в областях империи как у себя дома, получить населенные земли во владение и отдохнуть от понесенных трудов.
Правительство щедро раздавало титулы и звания, рыцари тщательно изучали карту империи и выбирали себе места по вкусу. Появились герцоги никейские, филиппопольские, лакедемонские, графы менее значительных городов, герцогства и графства проигрывались и выигрывались в кости. 4
Венеция как морская республика утвердилась в первую очередь на Далматинских и Ионических островах, закрепив тем самым свое главенствующее положение в восточном Средиземноморье.
Византийская знать основала по ту сторону Босфора Никейскую и Трапезундскую империи.
Христа(или то, что считалось этим венцом) был отдан в залог венецианцам, а те, в свою очередь, передали его французскому королю Людовику IX Святому. Для этого венца Людовик повелел соорудить в Париже великолепную готическую церковь Сент-Шапель.
Четвертый крестовый поход не достиг цели из-за устремлений венецианцев, контролировавших к тому времени средиземноморскую торговлю и жаждавших еще большей власти.
Больше всех в этом походе выиграли романские народы. Историческая роль Франции на Востоке начинается именно с 1204 г. Нет ничего удивительного, что в западноевропейской литературе событиям Четвертого крестового похода отводится много места и что по специальной обработке в общем и в частностях он занимает исключительное положение. 4
На византийских землях была создана и полвека просуществовала т. н. Латинская империя. И хотя в конце концов франки были изгнаны с большей части территории Византии, империя уже никогда не смогла восстановить былое могущество.
Парадокс, но впервые эта твердыня христианства на Востоке была завоевана не кем-нибудь, а единоверцами-христианами 1 .
Падение Константинополя (Царьграда) в 1204 г. и основание латинских княжеств в областях Византийской империи имело непосредственное отношение к Руси, так как служило осуществлением заветных планов римского папы по отношению к православному Востоку. Сохранилось письмо папы Иннокентия III к русскому духовенству, написанное по завоевании Константинополя, в котором ставилось на вид, что подчинение Риму Византийской империи должно сопровождаться обращением в католичество и всей Руси... 4
Папа Иоанн Павел II в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию 4 мая 2001 г. высказал свое мнение о событиях 1204 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <...>
За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прошение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня.
Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю , обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью.
Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце?
Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа»...

Источники информации:
1. «» (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазольд М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Парфентьев П., Безруков П. «Четвертый крестовый поход : миф и реальность»

Четыре Крестовых похода вошли в историю как важные военные события, повлиявшие на мировую политику Средневековья. Осуществляемые под религиозными лозунгами, они несли разорение, смерть и ужас. Вследствие событий 1, 3, 4 Крестовых походов произошло территориальное деление карты мира. Сильные державы теряли бразды мирового правления, им на смену приходили другие государства. Теперь они являлись главными вершителями судеб не только простого народа, но и аристократии, знати и даже духовенства.

В данной статье речь пойдет о 4 Крестовом походе. Участники, цели, результаты и годы его проведения интересуют многих. Чем примечательно данное событие? Какое влияние оно оказало на историческую и политическую ситуацию того времени? И, что самое главное, были ли достигнуты цели 4 Крестового похода? Годы проведения данной военной операции навсегда вошли в историю как жестокое время кровавой войны между единоверцами.

Однако вначале давайте разберемся в мировых событиях и политической и религиозной обстановке того времени. Без общих сведений о ситуации и умонастроении людей той эпохи мы не сможем осознать всей важности и значимости достигнутых результатов 4 Крестового похода. О цели этой военной операции мы подробнее поговорим ниже.

Крестовые походы: причины

Если говорить кратко, то Крестовые походы - это череда религиозных военных выступлений западноевропейских христиан против мусульман. Лозунгом самых первых боевых походов было освобождение так называемого Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, от турок-сельджуков. Позднее цели данных выступлений могли меняться. Крестоносцы организовывали свои походы, чтобы обратить в свою веру язычников из Прибалтики или же подавить еретические течения в самой Европе.

Череда Крестовых походов охватывает довольно продолжительный период времени, начиная от самого первого, осуществленного в 1096 году, и заканчивая наступлением на Варну, во главе которого стояли поляки и венгры, пытавшиеся остановить набеги османов на Европу. Данное событие произошло в далекие 1443-1444 годы.

Немного исторических сведений

Какие события спровоцировали начало Крестовых походов? На фоне чего в умах и сердцах людей, как богатых и знатных, так и бедных и подневольных, возникло желание идти и воевать, рисковать своей жизнью и забирать чужую?

Поводом для проведения самых первых крестовых походов стало бесчинство сельджуков - народа, принадлежащего к ветви центральноазиатских тюрков. Этот воинственно настроенный народ проводил агрессивную внешнюю политику, стараясь захватить не только области, находящиеся на Ближнем Востоке, но и вторгаясь на христианские земли. В один из таких набегов сельджуки завладели крупными территориями Малой Азии, в том числе и Иерусалимом. Данные земли принадлежали христианской Византии.

Завоеватели проводили жесткую внутреннюю политику, издеваясь над проживающими на захваченных землях христианами. Они не просто ограничили их в правах, но нахально оскорбляли их, изощренно пытали, убивали. Святыни этих верующих были поруганы, храмы разорены и осквернены.

Такая ситуация не давала покоя многим искренне верующим в Европе. Римский папа и другие религиозные вожди того времени постоянно побуждали всех истинных христиан взяться за оружие и дать отпор ненавистным исламистам.

Все желающие принять участие в столь священной боевой операции, приносили торжественные обеты, а в знак исполнения клятвы нашивали на одежду кресты, сделанные из нескольких полосок алой ткани. Таким образом, всех участников военной экспедиции называли крестоносцами, а их военное наступление - крестовым походом.

Однако распространение ислама и агрессивная политика мусульман были не единственными предпосылками для христианского наступления. Были и другие причины, которые имели не религиозную, а социальную подоплеку. Дело в том, что на рубеже одиннадцатого-двенадцатого веков в странах Западной Европе начала назревать социально-экономическая катастрофа. Множество феодальных отпрысков, не получивших наследство в силу того, что являлись меньшими детьми, не имели необходимого материального достатка для удовлетворения нужд своей большой семьи. Они готовы были идти за хорошей жизнью и почестями хоть на край света, поэтому с удовольствием решили взять в руки оружие и найти применение своим талантам в таком благородном и значимом деле, как война с мусульманами.

Однако среди крестоносцев были не только представители знати и духовенства. Нищие и обездоленные крестьяне, задавленные невыносимыми налогами, также захотели испытать судьбу. Угнетенные многочисленными наводнениями и неурожайными годами, повальными эпидемиями и социальным неравенством, они решили принять участие в военном наступлении в надежде на быстрое и легкое обогащение.

Кто же спонсировал такую крупномасштабную боевую операцию? Помимо добровольно-принудительных пожертвований людей из разных классов и слоев общества, походы поддерживали зажиточные купцы (в основном из крупных торговых городов Италии). Они это делали в надежде на будущие коммерческие выгоды, которые стали бы возможными после утверждения христианства на Востоке.

Однако вернемся к нашей основной теме.

Кратко о событиях того времени

Когда произошел 4 Крестовый поход? Годы осуществления данного военного мероприятия навеки вошли в историю христианства как время необузданности и вседозволенности. Началось выступление в 1202 году, а закончилось в 1204-м. Каковы были цели участников 4 Крестового похода? И чем ознаменовалось его окончание?

Четвертое наступление крестоносцев организовал папа римский, называемый Иннокентием III. Именно он побудил участников религиозно-боевой операции пойти на Египет. Однако события 4 Крестового похода не оправдали ожиданий священнослужителя. Что-то пошло не так.

Вместо того, чтобы идти не неверных, крестоносцы повернули на Константинополь. Они взяли византийскую столицу штурмом, ворвались в город и учинили разбой. Разграбив и уничтожив храмы, дворцы и многие документы, они обосновались на территории завоеванных земель и создали новое государство, вошедшее в историю как Латинская империя.

Почему же такое произошло? Давайте узнаем.

Подготовка к военному выступлению

В 1198 году христианами было предпринято несколько попыток вновь завоевать Иерусалим, однако их старания оказались напрасными. Вследствие этого Римская католическая церковь стала терять свои позиции, из-за чего папа Иннокентий III захотел самолично возглавить восстание и поднять дух религиозных воинов.

Движимый таким благородным порывом, священнослужитель начал сбор пожертвований на боевую операцию. Согласно его требованию, все католические государства должны были отдать сорок процентов своих доходов.

Но как же собрать войско после стольких неудачных попыток вернуть Иерусалим? Римский папа обещает всем рыцарям, принимающим участие в военной операции, освобождение от налогов, прощение всех долгов и неприкосновенность имущества, а еще новые земли во владение. Благодаря этому стать участниками Четвертого крестового похода захотели десятки тысяч бедных и даже нищих людей.

Однако богатые и знатные рыцари, и уж тем более государи не спешили вовлекаться в новую военную авантюру под религиозной эгидой. Они были заняты собственными трудностями - проблемами внутри государства и войнами с противниками.

И все же пропаганда четвертого похода крестоносцев осуществлялась повсеместно - в церквях, на рыцарских турнирах, на рыночных площадях. Проповедники и священнослужители ревностно и красноречиво зазывали воинов в очередной боевой поход.

Первая операция

Итак, с причинами 4 Крестового похода мы разобрались. Кто-то из участников действительно горел религиозным восторгом и желанием вернуть Святой город, кто-то же преследовал свои личные интересы.

Как бы там ни было, воины собрались летом 1200 года и временно обосновались на французских землях. Их предводители заключили договор с правителем Венеции, что тот предоставит воинам необходимые корабли для их доставки в Египет. Энрико Дандоло - 41-й дож Венеции - потребовал за свои услуги 85 тыс. марок (или двадцать тонн) серебром.

Договор между влиятельными людьми был подписан, корабли готовы к отплытию, но крестоносцев оказалось очень мало. Вследствие плохой дисциплины, в середине июня 1202 года многие воины Христовы то ли еще не прибыли на место сбора, то ли уже отплыли в Египет самолично. Из-за этого оставшиеся в Венеции крестоносцы не смогли заплатить дожу Дандоло за переезд.

Недовольные неопределенностью положения, воины стали роптать. Их предводители, не имея наличными нужных средств, были вынуждены искать другие способы решения вопроса с транспортом. Выходом из сложного положения оказалось неординарное предложение все того же Дандоло.

Венецианский дож предложил крестоносцам завоевать главный торговый порт Адриатики. Город назывался Задаром и являлся соперником Венеции в сфере морской торговли. Жители порта недавно приняли христианство, однако это не помешало большей части крестоносцев согласиться на предложение дожа в обмен на отсрочку выплат за корабли.

Папа римский запрещал своим воинам вступать в боевые стычки с христианами и разорять их города. Часть знати (из числа самих крестоносцев) также выступила с протестом против такого решения. Некоторые участники экспедиции, как богатые, так и бедные, покинули своих собратьев и вернулись домой либо пошли вперед на мусульман. Большее же число крестоносцев и их предводителей уступило требованию венецианского дожа и пошли войной на своих собратьев.

Осада города продолжалась две недели. Битва была ожесточенной и суровой. Наконец порт пал, и крестоносцы вошли в город. Они безжалостно ограбили его жителей и остались там перезимовать, так как было уже поздно переправляться на кораблях в Египет.

Как отреагировал римский папа на такое своеволие его воинов? Вначале он отлучил их всех от церкви, однако позднее изменил свое решение и предал анафеме только венецианцев. Как видно из последующих событий, сменить гнев на милость Иннокентия III побудили личные политические мотивы.

Крестоносцы снова меняют направление

Казалось бы, после Задара уже ничего не должно мешать воина Христовым добраться до мусульманских земель и отвоевать у изуверов Иерусалим. Однако столь благородная цель вновь была отодвинута на задний план.

Дело в том, что Венеция уже долгие годы соперничала с роскошной Византией за лидерство в торговле со странами Востока. Венецианские торговцы и купцы решили сломить врага с помощью все тех же западноевропейских крестоносцев! Они уговорили как простых воинов, так и их предводителей выступить против Константинополя.

Данная операция сулила участникам Четвертого крестового похода несметные богатства. Константинополь славился своей роскошью и шиком на всю Европу. Однако не только желанные материальные блага побудили воинов Христовых взяться за столь гнусное мероприятие. Свою роль сыграло и распространение слухов о том, что якобы Византия виновата в неудачных военных операциях крестоносцев. Византийцы обвинялись в том, что не помогали крестоносцам, более того - воевали с их государствами, заключая союзы с сельджуками.

В сердцах ревностных воинов Христовых подогревалась ненависть к Византии. Раздору способствовали не только хитрые венецианцы, но и некоторые предводители крестоносцев, ожидающие большую выгоду для себя.

Поход на Константинополь

Итак, у крестоносцев появилась новая цель. Воодушевленные своими полководцами, они решили идти на Византию. Более того, политический переворот, произошедший в Константинополе, стал подходящим предлогом для нападения на государство. Что же там произошло?

Византийский император из династии Ангелов Исаак Второй был не просто свергнут с престола, но и ослеплен и брошен в тюрьму. Его же сын Алексей обратился за восстановлением справедливости к крестоносцам. Он заключил с ними союз в середине весны 1203 года, обещав несметные богатства за военную помощь. Воины Христовы отправились к городу в качестве справедливых борцов, восстанавливающих законную власть. Однако эта, казалось бы, благородная цель, обернулась для Византии катастрофой.

В начале лета 1203 года город Константинополь окружили корабли крестоносцев. Положение осажденных было плачевным. Византия, доверившись венецианским союзникам, свела к минимуму свой военный флот. Осажденных могли спасти только крепкие стены, но и они оказались ненадежными.

Спустя менее месяца западноевропейские рыцари вплотную подошли к городу. Узурпатор Алексей III, приходившийся братом свергнутому правителю, покинул Константинополь, спасаясь бегством. Вскоре рыцари вошли в город, в котором жители назначили императором Исаака Второго.

Такое положение вещей не устраивало чужаков. Они объявили правителем Алексея, надеясь, что тот даст им за это обещанные деньги. Некоторое время отец и сын правили совместно.

Молодой новоявленный император изо всех сил искал материальные средства для расплаты с союзниками. Для этого он ужесточил налоги и увеличил поборы. Жители города стали недовольны правлением государя и возненавидели его. Начался бунт.

Жители Константинополя избрали себе нового императора. Им оказался один из знатных сановников по имени Алексей Мурзуфл.

Осознав, что обещанных богатств за взятие города им не видать, воины Христовы решили взять непокорный Константинополь штурмом. Золото и драгоценности, хранящиеся за стенами византийской столицы, побудили их предпринять смелую попытку захватить город повторно.

Весной 1204 года предводители рыцарей заключили союз с Венецией, согласно которому разделили Византию между собой пополам. Духовенство, находящееся в рядах крестоносцев, всячески поддерживало боевой дух воинов.

Проведя несколько жестоких сокрушительных штурмов, воины Христовы ворвались в город. Император Мурзуфл, посидев на престоле всего пару месяцев, бежал. Столица оказалась в руках захватчиков.

Согласно некоторым историческим сведениям, одной из причин падения столь великой империи являлась так называемая "пятая колонна". Это обусловлено тем, что многие византийские аристократы и купцы были заинтересованы в тесных торговых отношениях с латинянами. Вот почему относительно небольшой группке вооруженных крестоносцев удалось захватить крепость, являющуюся непобедимой на протяжении нескольких столетий. Согласно историческим сведениям, силы были неравны. Соотношение между осаждающими и осажденными составляло один к двумстам.

После захвата

Что же произошло дальше? Ворвавшись в город, крестоносцы начали грабить не только местных жителей, но и церкви, храмы, различные строения. Они не только убивали, но и зверски пытали и издевались над византийцами. Как же на все это отреагировал папа римский?

Священнослужитель пришел в ярость от деяний своих подопечных. Услышав об их намерении, он велел им идти на Иерусалим, запрещая осаждать Византию. Однако своевольные воины его не послушали.

Лишь захватив город, они направили папе официальную бумагу, где предлагали ему изменить свое мнение и воздать благодарность Богу за легкую добычу. К слову, Иннокентий Третий именно так и сделал. Он решил не обращать внимания на доходящие до него слухи о зверствах крестоносцев и благословил их деяния.

Основание собственного государства

Каковы же были результаты 4 Крестового похода? Падение Константинополя стало первым событием в череде важных и значимых происшествий того периода. На территории города и близлежащих землях возникло новое государство, именуемое Латинской империей. Его основали крестоносцы.

Правителем новой державы, которую позднее стали называть Романией, стал граф-феодал Балдуин Первый Фландрский. Он считал себя преемником византийских императоров, поэтому многое перенял от своих предшественников как во дворцовом этикете, так и в государственном устройстве.

Из-за раздела византийских земель новое государство погрязло в междоусобных разборках. Крестоносцы, сохраняющие единство между собой только в момент осады города, стали воевать друг с другом за лакомый кусочек территории. Точно так же вели себя и их руководители.

Немалую роль в падении новой империи сыграла и Венеция. Именно венецианцам досталась львиная доля всей добычи, которую воины нашли в бывшей византийской столице. Кроме того, они заняли большую часть Константинополя, где осуществляли свою власть независимо от соседей. Обосновавшись в Константинополе как полноправные хозяева, венецианцы упрочили свое торговое и политическое влияние.

Причины падения империи

Романия просуществовала всего полвека. Крестоносцы, ворвавшись в город с оружием в руках, так и не научились созидать. Они угнетали местных жителей, обременяли их многочисленными поборами и налогами, притесняли их веру, традиции и культуру. Население ненавидело чужаков, предающихся различным удовольствиям и ведущих разгульный образ жизни.

В 1261 году Латинская империя рухнула. На ее место вновь пришла Византия. Однако ей так и не удалось достичь былой славы и могущества.

Значение Четвертого крестового похода

Итак, мы выяснили, чем примечателен 4 Крестовый поход. Участники, годы, цели и причины его проведения также были названы.

Как видим, данное военно-религиозное мероприятие, осуществляемое под лозунгом освобождения Святого города, изобличило неискренность и меркантильность не только самих крестоносцев, но и их предводителей, и даже самого папы римского. Тем самым идея Крестовых походов дискредитировала саму себя.

И все же четвертый поход не оказался последним. За ним последовали другие многочисленные военные акции под эгидой католической церкви, несущие в себе убийства, разорение, боль и нищету.

Последствием Четвертого крестового похода стало падение Византии как крупной мировой империи. Больше ей не удалось достичь былого величия и роскоши.

На месте Константинополя возникла новая держава, получившая названия Романия, или Латинская империя. Из-за неумелой внутренней и внешней политики государство просуществовало недолго.

В 1261 году Константинополь, находящийся в руках латинян, перешел в умелые руки греков. Несмотря на некоторые попытки со стороны папы римского и венецианцев вернуть город, Константинополь остался во владении новых хозяев.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта