Главная » 3 Как собирать » Основы учения о географической среде как объекте единой географии. Начальный курс географии

Основы учения о географической среде как объекте единой географии. Начальный курс географии

Введение

География - многоотраслевая наука . Это обусловлено сложностью и многообразием главного объекта ее исследования - географической оболочки Земли. Располагаясь на границе взаимодействия внутриземных и внешних (в том числе космических) процессов , географическая оболочка включает в себя верхние слои твердой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество. В зависимости от положения Земли на эклиптической орбите и благодаря наклону ее оси вращения различные участки земной поверхности получают разное количество солнечного тепла, дальнейшее перераспределение которого в свою очередь обусловлено неравномерным по широте соотношением суши и моря.

Современное состояние географической оболочки следует рассматривать как результат ее длительной эволюции - начиная с возникновения Земли и становления ее на планетный путь развития.

Дословное определение предмета физической географии слишком общее. Сравните: "геология", "геоботаника".

Чтобы дать более точное определение предмету физической географии, надо:

показать пространственную структуру науки ;

установить взаимоотношение данной науки с другими науками.

Из школьного курса географии вам известно, что география занимается изучением природы земной поверхности и теми материальными ценностями, которые созданы на ней человечеством. Другими словами, география - наука, которая существует не в единственном числе. Это, конечно, география физическая и география экономическая. Можно представить, что это система наук.

Главные свойства геосистем:

б) Компонентность, элементарность (элемент - греч. простейший, неделимый);

в) Иерархическая соподчинённость, определённый порядок построения, функционирования;

г) Взаимосвязь путём функционирования, обмена.

Выделяют связи внутренние, закрепляющие специфическое для данной науки строение, и через него - и присущий ей состав (структуру). Внутренние связи в природе - это, прежде всего, обмен веществом и энергией . Внешние связи - внутренний и взаимный обмен идей, гипотез, теорий, методов путём промежуточных, переходных научных подразделений (например, наук естественных, общественных, технических).

Подобно физике, химии, биологии и другим наукам, современная география представляет сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин (рис. 2).

Рис. 2. Система географической науки по В.А. Анучину

География животных (зоогеография) - наука о закономерностях распространения видов животных.

Биогеография - география органической жизни.

Океанология - наука о Мировом океане, как части гидросферы.

Землеведение (собственно физическая география) изучает географическую оболочку (природу земной поверхности) как целостную материальную систему - общие закономерности её структуры, происхождения, внутренние и внешние взаимосвязи, функционирование для разработки системы моделирования и управления происходящими процессами .

Общегеографические (или синтетические) науки - физико-географические и экономгеографические одновременно.

Прикладные физико-географические науки (инженерная геоморфология, синоптическая метеорология и др.) изучают проблемы практического характера, связанные с отраслями народного хозяйства.

Современная география изучает земные пространства всех размерностей, их строение, движение , а также их взаимодействие в природе и обществе.

Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович (1827-1914) - выдающийся русский географ, исследователь Азии. С 1873 по 1914 гг. руководил Русским географическим обществом. Именно в этот период знаменитые экспедиции Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая и других российских географов принесли всемирную славу отечественной географии. Основные труды: "Путешествие в Тянь-Шань в 1856-57 гг." (впервые опубликован в 1946 г.; новое издание - М., 1958), "Предисловие к книге "Землеведение Азии". Под его руководством написаны и изданы "Географо-статистический словарь Российской империи", 5 томов, СПб., 1865-1885; "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", 1911, 1899-1914. Понимал географию как "целую естественную группу наук", включающую гидрологию, климатологию, метеорологию, орографию, картографию, биогеографию, геогнозию (геоморфологию), а также ряд общественных дисциплин: антропологию, историческую географию, демографию, статистику, политическую географию. Соединив теоретические и практические вопросы освоения природной среды, создал оригинальную географическую школу.

Рихтгофен Фердинанд (1833-1905). Видный немецкий географ, путешественник. В различные годы был профессором в Боннском, Лейпцигском и Берлинском университетах. Один из создателей геоморфологии. Он считал, что география призвана раскрыть процесс взаимодействия многообразных явлений с рельефом земной поверхности. Решающее значение в выявлении сущности географического знания он придавал исследованию взаимодействия человека со всей совокупностью природных явлений, в пределах земной поверхности, а географию представлял наукой, пограничной между естественными и общественными науками. Основные труды: "Задачи и методы современной географии" (1883); "Китай. Результаты собственных путешествий", 5 томов с атласом (1877-1911); "Геоморфологические этюды Восточной Азии", 4 тома (1903-11).

Докучаев Василий Васильевич (1846-1903). Естествоиспытатель, профессор Петербургского университета, основатель первой в России кафедры почвоведения (1895) и учения о природных зонах. В.В. Докучаев - явление исключительное в масштабе нашей страны и в мировой науке. Он и его ученики создали сильную и плодотворную научную школу, которая обогатила многие науки: геологию, минералогию, почвоведение, ботанику; в школе появилось учение о лесе. В числе наук, испытавших сильнейшее влияние Василия Васильевича, находится география. В среде учеников Докучаева были минералог и геохимик В.И. Вернадский , геолог и петрограф Ф.Ю. Левинсон, Лессинг, почвоведы Н.М. Сибирцев и К.Д. Глинка, ботаники и географы А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий, гидрогеолог П.В. Отоцкий, основоположник учения о лесе Г.Ф. Морозов . К числу докучаевцев второго поколения принадлежат почвоведы и географы Л.И. Прасолов, Б.Б. Поланов, С.С. Неустроев, Ю.А. Ливеровский, ботаники и географы В.Н. Сукачёв (ученик Г.Ф. Морозова), геохимики А.Е. Ферсман и А.П. Виноградов (ученики В.И. Вернадского). К числу докучаевцев третьего поколения относятся почвоведы и географы Ин.П. Герасимов, М.А. Глазовская, А.И. Перельман и другие. Учеником А.Н. Краснова был Г.Г. Григор, долгое время заведовавший кафедрой географии в Томском университете. Учениками и соратниками Г.Г. Григора являются профессора Л.Н. Ивановский, А.А. Земцов, А.М. Малолетко, П.А. Окишев. Географические идеи докучаевской школы сохраняются и развиваются до сих пор. Основные труды: "Русский чернозём" (1883), "Наши степи прежде и теперь" (1892), "К учению о зонах природы" (1886).

География изучает происхождение и развитие земной поверхности на основе комплексных исследований, рассматривает природные процессы в пространстве и времени. Это есть сочетание теории и практики науки.

На первом этапе развития науки географы занимались сбором фактического материала: описанием того, что и где находится. Но к концу XIX столетия, когда сбор материала был завершён, они перешли к анализу и синтезу собранного, к изучению внутренних закономерностей природно-общественного развития. Теперь главные вопросы географии - почему? - объяснение, выявление причин существования и развития природных и социально-экономических комплексов, а также вопросы: следовательно? когда? - предвидение, предсказание, прогноз выявленных закономерностей развития. Это самое сложное, что может быть в науке. И, наконец, последний вопрос: для чего это нужно? - Для конструирования природных, социальных и экономических процессов, с целью управления ими.

Современная география давно уже не описательная наука. Она конструктивная - инженерно-преобразовательная, по Ин.П. Герасимову, и прогнозная, занимающаяся фундаментальными разработками задач современного взаимодействия природы и общества - ноосферы.

Курс построен на представлении о единстве и взаимосвязи компонентов географической оболочки Земли. Он заложит основы научных знаний о науках о Земле, позволит уяснить основные географические закономерности и тенденции развития географических явлений и процессов, сформирует целостное представление о современном мире и о месте России в нем, систематизирует географическую информацию.

О курсе

Курс расскажет о географических особенностях природы и населения разных территорий нашей планеты, ведь география – это не просто наука, а способ изучения современного мира, понимание каждым своего места в мире как части окружающей среды, ответственности за ее сохранение.

Задачи курса:

  • конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
  • выявить географические особенности природы, населения разных территорий, в том числе России;
  • сформировать целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
  • закрепить картографическую грамотность;
  • уяснить смысл основных географических понятий и терминов;
  • выявить и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи;
  • иметь представление об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся смогут:

  • оценивать и прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
  • объяснять географическую специфику крупных природных географических оболочек, географические явления и процессы в геосферах и взаимосвязи между ними, географические следствия движений Земли, изменение в географической оболочке в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • опираться на современные научные представления в процессе изучения географии и экологии;
  • анализировать демографическую, экономическую, экологическую ситуацию на локальном, региональном, глобальном уровнях;
  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • дополнительные материалы, включающие список дополнительной литературы, ссылки на полезную информацию из различных источников и видеоматериалы для самостоятельного просмотра;
  • тестовые задания на оценку (по 15 вопросов к каждому разделу курса).

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, состоящее из 50 вопросов. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 10 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

Информационные ресурсы

  1. Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. 176 с. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:199326&theme=system
  2. Экономическая и социальная география России: Практикум. Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во СКК–Пресс, 2006. 134 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000223739
  3. География в цифрах и фактах: учебно-методическое пособие / Т. В. Ромашова; под общ. ред. А. М. Малолетко. - Томск: [б. и.], 2008. 151 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000342747
  4. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – Томск, 2010. 212 с. (Соавторы – Евсеева Н.С., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М.). – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000439686
  5. Учебный материал (номенклатура и статистические данные) к курсу «Экономическая и социальная география России»: учебно-методическое пособие для студентов направления «География». – Томск, 2010. 72 с.
  6. Географическая номенклатура по «Экономической и социальной географии России»: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2013. – 47 с.
  7. Демографическое исследование процессов воспроизводства населения мира (географический подход): Электронное учебное пособие. – Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2010. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/179/tpl/index.html
  8. Топливно-энергетический комплекс России: обеспеченность, использование, ресурсо- и энергосбережение: Учебно-методический комплекс. Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2011. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/536/tpl/index.html
  9. Климат// Ландшафты болот Томской области/ Под ред. Н.С.Евсеевой. Томск: Изд-во НТЛ, 2012. С.88-103. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/search/query?term_1=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%A2.%D0%92.&theme=system
  10. География населения с основами демографии: практикум. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 98 с.
  11. Социально-экономические риски от опасных гидрометеорологических явлений // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географические исследования Евразии: история и современность», посвященной 160-летию экспедиции П. П. Семенова на Тянь-Шань в рамках XII Большого географического фестиваля (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 8-10 апреля 2016 г.). – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 734-737 [Электронное издание] / Т.В.Ромашова, Т.С. Богомолова. – URL: http://earth.spbu.ru/netcat_files/userfiles/events/2016_BGF/Informatsionnoe_pismo_1_BGF-2016.pdf
  12. Томская область. Общественная география // География Сибири в начале XXI века : в 6 т:/ Гл. ред.: В.М. Плюснин; Рос. Акад.наук, Сиб. Отд-ние, Ин-т географии им. В.Б.Сочавы; Ин-т водных и экологических проблем. Том 5. Западная Сибирь / Отв. Ред. Ю.И. Винокуров, Б.А.Красноярова. – Новосибирск: Академическое изд-во "ГЕО", 2016. с. 251-264 (соавтор – И.В.Козлова).

Требования

Необходимый уровень подготовки – базовые знания школьного курса географии.

Курс рассчитан на бакалавров 1-2 года обучения по направлениям подготовки 05.03.04 Гидрометеорология и 05.03.06 Экология и природопользование

Программа курса

Онлайн-курс состоит из девяти разделов:

Раздел 1. Источники географической информации

1.1. История развития географических знаний о Земле

1.2. Форма и размеры Земли

1.3. Осевое движение Земли и географические следствия

1.4. Орбитальное движение Земли и географические следствия

1.5. Виды изображения земной поверхности

1.6. Географическая карта

Раздел 2. Атмосфера Земли

2.1. Понятие об атмосфере

2.2. Нагревание атмосферы

2.3. Вода в атмосфере

2.4. Давление атмосферы

2.5. Воздушные массы и атмосферные фронты

2.6. Погода и климат

Раздел 3. Литосфера Земли

3.1. Внутреннее строение Земли. Геологическое летоисчисление

3.2. Состав и строение земной коры

3.3. Рельефообразующие внутренние процессы

3.4. Рельефообразующие внешние процессы

3.5. Рельеф суши

3.6. Рельеф дна Мирового океана

Раздел 4. Гидросфера и биосфера Земли. Географическая оболочка

4.1. Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе. Мировой океан: свойства вод

4.2. Движение вод в океане: волнения и морские течения

4.3. Воды суши: подземные воды, озёра, ледники

4.4. Воды суши: реки, болота

4.5. Биосфера

4.6.Понятие о географической оболочке. Свойства и закономерности

Раздел 5. Население мира

5.1. Численность населения мира и её динамика

5.2. Естественное движение населения

5.3.Поло-возрастная структура населения

5.4. Механическое движение населения

5.5. Этногеография

5.6. Размещение населения и географические формы расселения

Раздел 6. Экономическая география мира

6.1. Современная политическая карта мира. Основные типы стран

6.2. Ресурсный мировой потенциал.

6.3. География добывающих отраслей

6.4. География обрабатывающих отраслей

6.5. География сельского хозяйства

6.6. География мирового транспорта

Раздел 7. География России: природа

7.1. Географическое положение страны

7.2. Геологическое строение

7.3. Разнообразие рельефа

7.4. Климатические особенности

7.5. Богатство внутренних вод

7.6. Природные зоны

Раздел 8. География России: население

8.1. Численность и воспроизводство населения

8.2. Миграции населения

8.3. Половозрастная структура населения

8.4. Рынок труда и трудовые ресурсы

8.5. Национальный состав населения страны

8.6. Особенности расселения населения

Раздел 9. География России: экономическая и пространственная специфика

9.1. Топливная промышленность

9.2. Энергетика

9.3. Черная и цветная металлургия

9.4. Химическая промышленность

9.5. Сельское хозяйство

9.6. Внешнеэкономическая деятельность

Перед итоговой аттестацией проводится вебинар

Раздел 10.

Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса студент должен:

Знать: цели, задачи и систематизацию наук о земле, а также основные этапы развития географической науки; теоретические основы географии и наук о Земле; космические и планетарные факторы, определяющие развитие географической оболочки; внутреннее строение Земли; состав, строение и основные типы движения земной коры; исторические этапы формирования рельефа и земной поверхности, основные эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы, формы рельефа; состав атмосферы; давление, нагревание и содержание воды в атмосфере; закон климатической зональности и его влияние на компоненты географической оболочки; распределение водных масс на поверхности земли и их роль в формировании и функционирование географической оболочки; основные почвообразующие факторы, свойства, функции и распределение почв на поверхности земли; основные этапы эволюции биосферы, ее границы и структуру; структурные взаимосвязи между компонентами в географической оболочки для анализа изменений и решения отдельных практических задач; численность и структуру населения; размещение и формы расселения населения в мире и России; размещение и обеспеченность природными ресурсами: факторы размещения и особенности ведущих отраслей экономики мира и России; особенности географического положения и природных условий России; географическую номенклатуру.

Уметь: объяснять современные представления о форме Земли, движении в пространстве и времени, строении и движении структурных частей геосфер; отличать друг от друга формы рельефа различного генезиса, анализировать морфоструктуры и морфоскульпьтуры земной поверхности; анализировать изменения, происходящих в географической оболочке, происходящие в результате изменения отдельных компонентов природной среды; анализировать и объяснять размещение и обеспеченность населения и природными ресурсами, факторы размещения ведущих отраслей экономики мира и России

Владеть навыками: работы с географическими атласами и географическими картами разного масштаба; анализа и составления схем, таблиц, графиков, диаграмм и интерпретации информации, содержащейся в них; применения понятийно-терминологического аппарата географии и смежных наук; объяснения физико-и экономико-географических процессов в географической оболочке, а также применения теоретических знаний для решения исследовательских и прикладных задач.

Формируемые компетенции

  • (05.03.04 Гидрометеорология ОПК3) Владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о геоморфологии с основами геологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, социально-экономической географии;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК3) Владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК5) Владение знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Контрольная работа

по предмету: «География»

Студента 2 курса 11 группы

специальность «Биоэкология»

Ложкина Максима

Витебск 2010 г.

1. Описание формы и размеров Земли

Меридиан -- половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли.

Северный полюс -- точка, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии.

Южный полюс -- точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии.

Экватор -- воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящая через её центр. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария и служит началом отсчёта географической широты.

Полярный радиус (Rпол.) Земли - малая полуось эллипсоида Красовского.

Экваториальный радиус (Rэкв.) Земли - большая полуось эллипсоида Красовского.

1) площадь земной поверхности - 510 млн. км 2 ;

2) длина экватора - 40075 км;

3) полярный радиус - 6356 км;

4) экваториальный радиус - 6378 км;

5) средний радиус - 6371 км;

6) полярное сжатие - 21,4 км.

Математические модели, используемые для описания формы Земли:

Шар (сфера);

Кардиоид;

Сфероид или эллипсоид вращения;

Трехосный эллипсоид.

2. Решен ие задач на определение времени

А) солнце восходит и заходит в Витебске раньше чем в Минске. В Москве солнце восходит раньше чем в Витебске. Объясняется это тем, что Витебск находится западнее Москвы и восточнее Минска.

Б) одновременно с нами встречают полдень жители: Москвы, Анкары, Каира, Бухареста, Кишинева. Полночь в это время на Аляске.

В) первыми Новый год встречают жители западнее 180 меридиана, а последними жители восточнее 180 меридиана.

Первой территорией- встречающей Новый Год будут острова Рождества (Christmas isl.), цепочки островов Киритимати (Kiritimati), государства Кирибати.

Самыми последними территориями встречающими Новый год будут острова Самоа и Американское Самоа, Ниуе и атолл Мидуэй.

В-10: Москва, Лос-Анджелес, Норильск.

Если, перемещаясь с запада на восток, в каждом часовом поясе ставить часы по местному (поясному) времени, т.е. переводить их стрелки на час вперед, в конце кругосветного путешествия окажется, что они переведены вперед на 24 часа и таким образом приобретены лишние сутки. При перемещении с востока на запад стрелки часов придется переводить назад, и в конце путешествия одни сутки окажутся потерянными. Чтобы счет суткам во время плаваний и перелетов был правильным, установили условную линию - линию перемены дат , пересекая которую моряки, путешественники и летчики пропускают одни сутки (одно число) или считают одно и то же число дважды в зависимости от того, в каком направлении они следуют: с запада на восток или с востока на запад.

3. Задания по карте

Расстояние от Москвы до Минска-810км, от Москвы до Воронежа-48600км.

От Якутска до моря Лаптевых -1265 км, от экватора до Санкт-Петербурга 7865000км. Протяженность Евразии по параллели 500 С.Ш. -704000 км.

Географические координаты объектов по картам полушарий и СНГ:

Минск - 53о С.Ш./27о в.д.

Москва - 56 о С.Ш./38 о в.д.

Кишинев - 47 о С.Ш./29 о в.д.

Дели-28 о С.Ш./77 о В.Д.

Крайняя восточная точка Австралии- 155 о Ю.Ш./28 о в.д.

4. По разделу «Атмосфера»

А) В-10.

Б) В-10.

Б) проанализировав полученную диаграмму, видно, что на данной территории наибольшими по частоте и повторяемости являются ветры северо-западного, западного и юго-западного направлений. Ветры северного и южного направлений отмечаются не так часто. Наименее выраженными являются ветры северо-восточного, восточного и юго-восточного направлений.

а) Сингапур: находится в экваториальном поясе. Средняя температура воздуха в январе составляет +19 °C, в июле -- +36 °C. среднегодовое количество осадков --более 2000 мм. Слабые неустойчивые ветры, жарко и влажно, сезонные колебания температуры и влажности воздуха очень малы. Область низкого атмосферного давления.

б)Рим: располагается в субтропическом поясе. Средняя годовая температура воздуха в январе составляет -4°C, абсолютный минимум - - 59 о С, абсолютный максимум - + 37 о С. Средняя годовая температура воздуха в июле-+44 о С, абсолютный макимум+33 о С, абсолютный минимум--21 о С. среднее годовое количество выпавших осадков -- 1000 мм.

4 . «Гидросфера», «Литосфера»

А) Большой, или мировой, круговорот -- водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там, в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная -- очищается. Мировой круговорот охватывает все оболочки Земли.

Б) Схема Мирового круговорота воды:

В) оболочки земного шара, связанные в процессе влагооборота:

Атмосфера;

Гидросфера;

Литосфера;

Биосфера.

Г) значение Мирового влагооборота для географической оболочки:

Перемещение и перераспределение влаги;

Перемещение и перераспределение тепла;

Перенос химических веществ (солей, взвесей, газов) с суши в океан;

Самоочищение природных вод в результате изменения физических и химических свойств воды.

Д) уравнения годового баланса влагооборота для океана и для суши:

Годовой баланс влагооборота для океана:

Е ок = Х ок + f = 458+47=505

Годовой баланс влагооборота для суши:

Х с = Е с - f =119-47=72

Годовой баланс влагооборота для шара:

Х с = Е с + Е ок = 577=72+505

А) соленость поверхностных вод Океана в зависимости от широты:

Экваториальные широты - 34-35‰;

Тропические широты - 36-37‰ (максимальная);

Умеренные широты - 33‰;

Полярные широты - 32‰ (минимальная).

Б) средняя соленость поверхностных вод Океана 35‰. Отклонения средней солености в ту или другую сторону вызываются главным образом изменениями в приходно-расходном балансе пресной воды. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Океана, сток с суши, таяние льдов вызывают понижение солености, испарение; образование льда, наоборот повышают ее. Приток вод с суши заметно сказывается на солености у берегов и особенно вблизи впадения рек.

В) в экваториальных широтах поверхностные слои воды несколько распреснены вследствие того, что здесь количество осадков больше испарения. В субтропических и тропических широтах соленость поверхностных слоев повышенная, она достигает максимума для поверхности открытого Океана - 36-37‰. Это объясняется тем, что расход воды на испарение не покрывается осадками; Океан теряет влагу, соли же остаются. К северу и югу от тропических широт соленость океанских вод постепенно понижается до 33 - 32‰ из-за уменьшения испарения и увеличения количества осадков. Понижению солености на поверхности Океана в высоких широтах способствует таяние плавучих льдов.

Широтную зональность в распределении солености на поверхности Океана нарушают течения: теплые повышают ее, холодные, наоборот, понижают.

Наибольшую среднюю соленость имеет Атлантический океан - 35,4‰, наименьшую - Северный Ледовитый - 32‰. Повышенная соленость Атлантического океана объясняется влиянием материков при его сравнительной суженности. В Северном Ледовитом океане опресняющее действие оказывают сибирские реки (у берегов Азии соленость падает до 20‰).

Г) различия в солености вод Балтийского, Красного, Баренцева, Карского морей - в морях полярных и умеренных широт соленость пониженная. Здесь положительный баланс воды - много осадков, наибольшая испаряемость, впадающие реки. В морях субтропических и тропических широт - высокая соленость из-за сухого климата, низкого уровня осадков, отсутствия стока с суши, большой испаряемости.

В-4. Графики распределения температур в различные сезоны года.

Сезон - 2. Обратная стратификация:

Озеро находится в умеренном климатическом поясе.

Нагревание и охлаждение воды озера осуществляется в основном через их поверхность. В результате наибольшие колебания температуры наблюдаются на поверхности озера, а с глубиной ход температур с течением времени более равномерен.

В-4. Продольный профиль озера по створу.

экватор географический климатический рельеф

5 . Описание по физическо й карте форм рельефа

Горы Анды: Располагаются на западной части Южной Америки, максимальная высота -г. Аконгугуа-6960м. Средняя высота около 4000 м., протяженность с севера на юг-9000 км, омываются Тихим океаном.

Среднесибирское плоскогорье: Располагается на восточной части России, максимальная высота-1701м, средняя высота-500-700м, омывается с севера морем Лаптевых, с севера-востока окружена Верхоянским хребтом,с юга протекают реки-Ангара и Лена, с северо-запада окружено Западно-сибирской равниной. С запада на восток протяженность-236500км, с севера на юг-220000км.

С писок использованной литературы

Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и география. Мн., 1987.

Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению. М., 1997.

3. ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ: Учебно-методический комплекс для студентов ОЗО по специальности «Биология» со специализацией «Охрана природы» / Сост. С.И. Козик. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ правил проведения границ часовых поясов, их количества на поверхности Земли. Изучение сущности поясного времени - местного среднего времени осевого меридиана пояса, распространенного на территории всего пояса. Декретное, летнее и судовое время.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Гипсометрическо-батиметрический профиль вдоль меридиана 200 в.д. от экватора к Южному полюсу. Гипотетический разрез земной коры. Полоса основных типов почв и растительности, давлений воздуха в январе и июле, среднегодовых температур по линии меридиана.

    научная работа , добавлен 20.02.2015

    Россия на карте часовых поясов, общие сведения и географическое положение. Экологические проблемы морей. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Отряд Ермака, походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI - начала XVII в.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Характеристика климатических различий на примере двух метеорологических станций. Расположение городов Астрахань и Хабаровск на карте России. Атмосферная циркуляция, солнечная радиация, облачность, термический и ветровой режим, осадки на станциях.

    реферат , добавлен 21.02.2013

    Общая протяженность территории Дагестана и физико-географические зоны. Характеристика климата умеренного континентального, засушливого. Разнообразие растительно-климатических поясов Дагестана. Описание основных рек и озер, их расположение и значение.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Элементарные положительные и отрицательные формы местности с пересеченным рельефом. Глубинное строение Земли. Классификация форм рельефа по внешнему виду и происхождению. История взглядов на глубинное строение Земли. Характеристика веществ литосферы.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Состав и строение атмосферы Земли. Значение атмосферы для географической оболочки. Сущность и характерные свойства погоды. Классификация климатов и характеристика видов климатических поясов. Общая циркуляция атмосферы и факторы, влияющие на нее.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Форма и движение Земли. План местности и географическая карта. Литосфера и рельеф. Формы земной поверхности. Минералы и горные породы. Основные климатические зоны. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Украины. Климатические ресурсы.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2013

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Научный вклад П. Семенова-Тян-Шанского и Н. Пржевальского в освоение Центральной Азии. Развитие материка, особенности и основные формы рельефа Евразии. Размещение полезных ископаемых, разнообразие климатических условий, распределение внутренних вод.

Методологические основы географии и процесс географического познания, теория географической науки (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы), теоретические основы географического прогноза.

Методология – совокупность наиболее существенных элементов теории, необходимых для развития самой науки, т.е. это концепция развития теории.

Методика – совокупность технических приемов и организационных форм для проведения научных исследований.

Гипотеза – это какое-то чисто теоретическое обобщение материала, без доказательств.

Теория – система знаний, подкрепленных доказательствами.

Концепция – это совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенных в конструктивно приемлемой для практики форме, т.е. это теория, переведенная в алгоритм решения конкретной задачи.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановления проведенных решений, метод решения, господствующая в данное время.

Научный аппарат – аппарат фактов, систем и классификаций научных знаний. Основное содержание науки – это эмпирический научный аппарат.

Предмет изучения географии (физ-гео) – географическая оболочка, биосфера, учет основных характеристик географической оболочки – зональность, предельность и т.д.

Выделяется 4 принципа: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность.

Зональность: следствие – наличие природных зон и подзон.

Целостность – взаимосвязь всего со всем.

Неоднородность вещества в любой точке земной поверхности (пример – азональность) – пространственный полиморфизм.

Цикличность – замкнутость. Ритмичность – имеет какой-то вектор.

Гироскопичность (параметры местоположения объекта) – появления гироскопического эффекта у любого предмета, движущегося параллельно поверхности Земли (сила Кориолиса).

Центросимметричность – центральная симметрия.

Предельность – существуют четкие границы сфер.

Вещественный полиморфизм – в результате наличия ландшафтной оболочки, физических, химических и других условий, способствующих возникновению многообразных форм и структур вещества.

Географическое мышление – комплексное; мышление, привязанное к территории.

Глобальность – соотношение локальных, региональных проблем с общеземным фоном.

Систематика – классификация и типизация. Классификация – деление на группы по совокупности, отличных по количественному признаку. Типизация – по качественному признаку.

Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз – результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз – это определение будущего, прогноз – это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз – характеристика будущего состояния объекта, прогноз - оценка перспектив развития.



Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по – видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где прежде всего исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта – это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность:

1) представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования;

2) научного обоснования будущего развития и состояния объекта;

3) представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию;

4) четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем.

Методы географии – совокупность (система ) включающая общенаучные методы, частные или рабочие приемы и методы получения фактического материала, методы и технические приемы сбора и обработки полученного фактического материала.

Метод – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей приро­ды, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практических действий, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Метод является центральным элементом всей системы методологии. Его место в структуре науки вообще, его взаимоотношения с другими структурными элементами можно наглядно представить в виде пирамиды (рис. 11), в которой соответствующие элементы науки расположены восходящим образом в соответствии с происхождением научного знания.

По В. С. Преображенскому, современный этап развития всех наук характеризуется резким усилением внимания к проб­лемам методики, стремлением наук познать самое себя. Эта об­щая тенденция проявляется в усиленной разработке вопросов логики науки, теории познания, методологии.

Какими же объективными процессами обусловлены эти тенденции, с чем они связаны?

Во-первых, происходит расширение использования научных знаний, углубляется проникновение в сущность природных явле­ний и отношений между ними. Решить эту задачу невозможно, не совершенствуя методику.

Второй причиной является развитие науки как единого про­цесса познания природы. При этом возникают новые вопросы о свойствах природных тел и систем. А новые вопросы часто тре­буют для своего решения и поиска новых методических путей и приемов.

В современных условиях все важнее становится прог­нозировать поведение сложных систем, включающих как природные комплексы, так и технические сооружения. При этом обост­ряется потребность в новом подъеме работ по развитию методики.

Нельзя не отметить существование взаимной связи между ме­тодикой и теоретическим уровнем науки: чем совершеннее методика, тем глубже, шире и прочнее теоретические выводы, с другой стороны, чем глубже теория, тем многообразнее, четче, определеннее, отточеннее методика.

Третий толчок к ускоренному развитию методики определен гигантским ростом географической информации. Объем научных данных о земной природе растет столь быстро, что с помощью уже сложившейся методики, с помощью чисто интуитивных решений с этим потоком справиться невозможно. Возрастает необходимость в научной организации исследований, в выборе не просто каких-либо методов, а в создании наиболее рациональной и эффективной системы методов, методики.

Встает задача поиска принципиально новых методических приемов. Поиск же всегда связан с решением еще не решавшихся или оставшихся до сих пор нерешенными проблем.

Прежде чем перейти к рассмотрению собственно методов географии, нужно установить некоторые понятия.

Введение

География - многоотраслевая наука. Это обусловлено сложностью и многообразием главного объекта ее исследования - географической оболочки Земли. Располагаясь на границе взаимодействия внутриземных и внешних (в том числе космических) процессов, географическая оболочка включает в себя верхние слои твердой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество. В зависимости от положения Земли на эклиптической орбите и благодаря наклону ее оси вращения различные участки земной поверхности получают разное количество солнечного тепла, дальнейшее перераспределение которого в свою очередь обусловлено неравномерным по широте соотношением суши и моря.

Современное состояние географической оболочки следует рассматривать как результат ее длительной эволюции - начиная с возникновения Земли и становления ее на планетный путь развития.

Правильное понимание процессов и явлений различного пространственно-временного масштаба, протекающих в географической оболочке, требует, по меньшей мере, многоуровневого их рассмотрения, начиная с глобального - общепланетарного. Вместе с тем исследование процессов общепланетарного характера до последнего времени считалось прерогативой геологических наук. В общегеографическом синтезе информация этого уровня практически не использовалась, а если и привлекалась, то довольно пассивно и ограниченно. Однако отраслевое подразделение естественных наук достаточно условно и не имеет четких границ. Объект же исследований у них общий - Земля и ее космическое окружение. Изучение различных свойств этого единого объекта и процессов, протекающих в нем, потребовало разработки различных методов исследований, что в значительной мере и предопределило их отраслевое подразделение. В этом плане географическая наука имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, т.к. обладает наиболее развитой инфраструктурой, позволяющей вести всестороннее изучение Земли и окружающего ее пространства.

В арсенале географии методы исследования твердой, жидкой и газовой компонентов географической оболочки, живого и косного вещества, процессов их эволюции и взаимодействия.

С другой стороны, нельзя не отметить тот важный факт, что еще 10-15 лет назад большая часть исследований по проблемам строения и эволюции Земли и ее внешних геосфер, включая географическую оболочку, оставалась “безводной”. Когда и как появилась вода на поверхности Земли и каковы пути ее дальнейшей эволюции - все это оставалось за пределами внимания исследователей.

Вместе с тем, как было показано (Орленок, 1980-1985), вода - это главнейший итог эволюции протовещества Земли и важнейший компонент географической оболочки. Ее постепенное накопление на поверхности Земли, сопровождавшееся вулканизмом и разноамплитудными нисходящими движениями верхов земной коры, предопределяло, начиная с протерозоя, а возможно, и раньше, ход эволюции газовой оболочки, рельефа, соотношения площади и конфигурации суши и моря, а с ними и условий седиментации, климата и жизни. Иными словами, вырабатываемая планетой и выносимая на поверхность свободная вода, по существу, определяла в основном ход и все особенности эволюции географической оболочки планеты. Без нее весь облик Земли, ее ландшафты, климат, органический мир были бы совершенно иными. Прообраз такой Земли легко угадывается на безводной и безжизненной поверхности Венеры, отчасти Луны и Марса


Система географической науки

Физическая география - греч. физис - природа, гео - Земля, графо - пишу. То же самое, дословно - описание природы Земли, или землеописание, землеведение.

Дословное определение предмета физической географии слишком общее. Сравните: "геология", "геоботаника".

Чтобы дать более точное определение предмету физической географии, надо:

показать пространственную структуру науки;

установить взаимоотношение данной науки с другими науками.

Из школьного курса географии вам известно, что география занимается изучением природы земной поверхности и теми материальными ценностями, которые созданы на ней человечеством. Другими словами, география - наука, которая существует не в единственном числе. Это, конечно, география физическая и география экономическая. Можно представить, что это система наук.

Системная парадигма (греч. пример, образец) пришла в географию из математики. Система - философское понятие, означающее совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Это - динамическое, функциональное понятие.


С системных позиций география - наука о геосистемах. Геосистема(ы), по В.Б.Сочаве (1978), - земные пространства всех размерностей, где отдельные компоненты природы находятся в системной связи друг с другом и как определённая целостность взаимодействуют с космической сферой и человеческим обществом.

Главные свойства геосистем:

а) Целостность, единство;

б) Компонентность, элементарность (элемент - греч. простейший, неделимый);

в) Иерархическая соподчинённость, определённый порядок построения, функционирования;

г) Взаимосвязь путём функционирования, обмена.

Выделяют связи внутренние, закрепляющие специфическое для данной науки строение, и через него - и присущий ей состав (структуру). Внутренние связи в природе - это, прежде всего, обмен веществом и энергией. Внешние связи - внутренний и взаимный обмен идей, гипотез, теорий, методов путём промежуточных, переходных научных подразделений (например, наук естественных, общественных, технических).

Подобно физике, химии, биологии и другим наукам, современная география представляет сложную систему обособившихся в разное время научных дисциплин (рис. 2).


Рис. 2. Система географической науки по В.А. Анучину


Экономическая и физическая география имеют свои различные объекты и предметы исследования, указанные в рис. 2. Но человечество и природа не только различны, но взаимно влияют, действуют друг на друга, образуя единство материального мира природы земной поверхности (на рис. 2 это взаимодействие обозначают стрелки). Люди, образуя общество, являются частью природы и относятся к ней как часть к целому.

Понимание общества как части природы начинает определять весь характер производства. Общество, испытывая воздействие природы, испытывает и воздействие законов природы. Но последние в обществе преломляются и становятся специфическими (закон размножения - закон народонаселения). Именно общественные законы определяют развитие общества (сплошная линия на рис. 2).

Общественное развитие осуществляется в природе земной поверхности. Природа, окружающая человеческое общество, испытывающая его воздействие, образует географическую среду. Географическая среда, благодаря техническому прогрессу, непрерывно расширяется и уже включает Ближний космос.

Человек разумный не должен забывать о существующей системной связи. Очень хорошо об этом сказал Н.Н. Баранский: "Не должно быть ни "бесчеловечной" физической географии, ни "противоестественной" экономической географии".

Кроме того, современный географ должен учитывать тот факт, что природа земной поверхности уже изменена человеческой деятельностью, поэтому современное общество должно соизмерять своё воздействие на природу с интенсивностью природного процесса.

Современная география - триединая наука, объединяющая природу, население, хозяйство.

Каждая из наук: физическая, экономическая, социальная география, в свою очередь, представляет комплекс наук.


Комплекс физико-географической науки

Физико-географический комплекс - одно из главных понятий физической географии. Он состоит из частей, элементов и компонентов: воздух, вода, литогенная основа (горные породы и неровности земной поверхности), почвы и живые организмы (растения, животные, микроорганизмы). Их совокупность образует природно-территориальный комплекс (ПТК) земной поверхности. ПТК можно рассматривать как всю земную поверхность, отдельные материки, океаны, так и небольшие участки: склон оврага, болотная кочка. ПТК - единство, которое существует в происхождении (в прошлом) и в развитии (настоящем, будущем).


Природу земной поверхности можно изучать в общем и в целом (физическая география), по компонентам (частные науки - гидрология, климатология, почвоведение, геоморфология и др.); можно изучать по странам и районам (страноведение, ландшафтоведение), в настоящем, прошедшем и будущем времени (общее землеведение, палеогеография и историческая география).

География животных (зоогеография) - наука о закономерностях распространения видов животных.

Биогеография - география органической жизни.

Океанология - наука о Мировом океане, как части гидросферы.

Ландшафтоведение - наука о ландшафтной среде, тонком, наиболее активном центральном слое географической оболочки, состоящей из природно-территориальных комплексов разного ранга.

Картография - общегеографическая (на уровне системы) наука о географических картах, методах их создания и использования.

Палеогеография и историческая география - науки о природе земной поверхности прошлых геологических эпох; об открытии, становлении и истории развития природно-социальных систем.

Страноведение физико-географическое, изучающее природу отдельных стран и районов (физическая география России, Азии, Африки и т. п.).

Гляциология и геокриология (мерзлотоведение) - науки об условиях возникновения, развития и формах наземных (ледники, снежники, снежные лавины, морские льды) и литосферных (вечная мерзлота, подземное оледенение) льдов.

Землеведение (собственно физическая география) изучает географическую оболочку (природу земной поверхности) как целостную материальную систему - общие закономерности её структуры, происхождения, внутренние и внешние взаимосвязи, функционирование для разработки системы моделирования и управления происходящими процессами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта