Главная » 3 Как собирать » Первым человеком полетевшим в космос был. Первый в космосе: неизвестные факты о полете Гагарина

Первым человеком полетевшим в космос был. Первый в космосе: неизвестные факты о полете Гагарина

55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. В начале 60-х прошлого века именем Юрий, в честь Гагарина, назвали едва ли не четверть всех мальчиков, родившихся в Советском Союзе – в роддомах после 12 апреля 1961 года проходили стихийные митинги: младенцев называли Юрами.В честь Гагарина названы город (бывший Гжатск) и район в Смоленской области. Его имя носят предприятия и организации, улицы и проспекты, площади, бульвары, парки. Нынешний хоккейный кубок КХЛ тоже носит имя Гагарина. Впрочем, как и многие другие спортивные турниры и школьные олимпиады.

Кажется, что о Юрии Алексеевиче Гагарине мы знаем абсолютно все – из книг, учебников, фильмов. Ведь Гагарин – это визитная карточка нашей страны, ее гордость и предмет уважения. Его биография расписана едва ли не по минутам – от рождения (9 марта 1934 года) до полета в космос (12 апреля 1961 года) и смерти во время авиакатастрофы (27 марта 1968 года). И вспоминая сегодня Первого космонавта, не будем повторяться, по возможности, об известных фактах его биографии, а акцентируемся на, может, незначительных, но интересных деталях, которые тоже в немалой степени характеризуют Юрия Гагарина. И где-то даже развеивают мифы и легенды о главном космонавте планеты.


Сам факт полета Юрия Гагарина в космос и его первенство в освоении околоземной орбиты долгое время оспаривались американскими специалистами НАСА, которые упустили шанс стать первыми. Доводы строились на нескольких позициях. Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна.

«У Юрия Алексеевича действительно был предшественник, который дважды побывал в космосе, – рассказывает историк Дома авиации и космонавтики Антонина Евгеньевна Дементьева. – «Иван», или «Иван Иванович» – макет человека, облаченный в скафандр, оснащенный датчиками и приборами, совершил несколько витков вокруг земли и передал немало ценной информации о воздействии невесомости на человека, перегрузках во время старта и полета.

При втором запуске «Ивана», 25 марта 1961 года, оснастили радиопередатчиком с магнитофонными записями. Чтобы сбить с толку американских конкурентов, которые старались отследить любые детали советских экспериментальных запусков ракет в космос, он передавал на землю не шифрованные донесения, а… кулинарные рецепты. Американцы долго ломали голову над расшифровкой, а потом пришли к выводу, что советский космонавт… сошел с ума, ведь помимо рассказа о том, как приготовить щи или харчо, он еще и исполнял хоровые песни!»


Кто действительно побывал до Гагарина в космосе, так это известные всему миру собаки Белка и Стрелка, которые после трех суток полета на орбите удачно вернулись на Землю. Еще одна легендарная собака, побывавшая на орбите – дворняжка Лайка, погибшая во время экспериментального полета. В ее честь были названы сигареты – короткие, как ее жизнь.
Памятник Лайке находится неподалеку от метро «Динамо» в Москве, возле КПП Института космической медицины Министерства обороны РФ. Всего во время космических испытаний погибло 20 собак – Дезик, Цыган, Лиса… Для длительных полетов отбирали только девочек – в узком контейнере при справлении малой нужды им не нужно было поднимать лапу.

Подвиг собак-космонавтов предопределил и судьбу Юрия Гагарина – опыты с животными позволили спасти жизнь человеку. Члены государственной комиссии, которые выбирали первого космонавта, были в большинстве своем уверены, что выбирают «смертника». Ракета, на которой предстояло лететь Гагарину, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США. На первый полет в космос претендовало двадцать человек. Отбор проводил сам Генеральный конструктор Сергей Королев.
Важен был рост, вес и здоровье. Отбор прошли шестеро, в том числе Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов. Считается, что тогдашний Генсек Никита Хрущев больше симпатизировал открытому и дружелюбному Юрию, что и предопределило окончательный выбор, кому быть первым. Считалось, что Титову помешало нерусское имя – Герман. Но, будем объективны, Титов был подготовлен лучше и его оставили не просто как дублера, а для более сложного и длительного полета, что вскоре и случилось. Хотя сам Герман Степанович всегда переживал, что не ему выпала честь побывать в космосе первым.

Известный факт – в космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Майора ему присвоил министр обороны маршал Родион Малиновский буквально через два часа после приземления возле деревни Смеловка Саратовской области. И когда Гагарина 12 апреля доставили на самолете в Куйбышев (г. Самара), на закрытой даче обкома КПСС он докладывал о завершении задания председателю госкомиссии Константину Рудневу в… спортивном костюме.

Только на следующий день ему пошили парадную форму с майорскими погонами, а работники военторга привезли обувь по размеру и набор форменных носков.

К слову, первое знакомство с кабиной космического корабля Юрий Гагарин осуществил… босиком. За девять месяцев до старта Сергей Королев привез шестерых кандидатов в космонавты в ОКБ-1 на закрытом заводе в подмосковном Калининграде (г. Королев) и предложил ознакомиться с кабиной. Гагарин вызвался первым и прежде, чем сесть в кресло пилота, снял ботинки. Королев это запомнил – как в дом входит.

Полет первого космического корабля «Восток-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Никто не мог дать гарантии, что в условиях невесомости космонавт сохранит работоспособность. На самый крайний случай Юрию Гагарину перед самым стартом был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Но на самом деле это был чисто психологический ход – управление кораблем осуществлялось исключительно с земли.Была опасность за психическое состояние космонавта, потерю им сознания и, как вероятность, приземление на территории другого государства. На это случай капсула спускаемого аппарата была заминирована – подрыв должен был осуществиться дистанционно, а при потере связи – сработать автоматически через 62 часа после вхождения в плотные слои атмосферы.
Пистолет, который был у Гагарина, не предназначался для самоубийства, а служил средством обороны от диких животных в случае приземления в безлюдной местности. Впоследствии все космонавты были вооружены личным стрелковым оружием. Применять его пришлось Алексею Леонову и Павлу Беляеву, которые приземлились в тайге Северного Урала и отбивались из «Макарова» от медведей.

Перед запуском космического корабля с человеком на борту было подготовлено три сообщения для информационного агентства ТАСС – на случай возникновения нештатной ситуации на борту или, что не исключалось, приземления вне пределов СССР. Конверт номер один – на случай полного успеха. Номер два – на случай вынужденной посадки на зарубежной территории.Номер три – на случай катастрофы. И когда Гагарин достиг орбиты и были получены данные о высоте, склонении, периоде орбитального движения, Кремль дал команду в ТАСС: «Вскрыть конверт номер один!». Был и четвертый конверт – на борту спускаемого аппарата, в котором содержался тот самый секретный код, для включения автоматического управления капсулой, но о нем Гагарину сообщили еще перед стартом.

На землю Юрий Гагарин приземлился не в капсуле спускаемого аппарата (его оригинал хранится в музее Дома авиации космонавтики), а на парашюте, катапультировавшись на высоте 6-7 километров. Изначально так и планировалось – Королев сомневался, что человек способен без травм перенести резкое приземление спускаемого аппарата. При этом согласно регламенту, утвержденному особым международным соглашением, чтобы претендовать на высотный рекорд пилоты должны оставаться внутри своего летательного аппарата. Решение оставили на последние минуты приземления и Гагарин был готов оставаться в капсуле до соприкосновения с землей.«Произошла еще одна нештатная ситуация, которых за весь полет было зафиксировано одиннадцать, – рассказывает Антонина Дементьева. – Уже при вхождении в плотные слои атмосферы не удалось отсоединить от шара спускаемой кабины цилиндр приборно-агрегатного отсека, пиропатроны не смогли отстрелить соединяющие два блока провода. Возникла невероятная болтанка, раскачивание всей конструкции, возросла и скорость. Лишь спустя десять минут провода, скрученные в жгут, перегорели, но колебания не прекратились. И тогда из ЦУП была дана команда на катапультирование Гагарина, что спасло ему жизнь. Очевидцы приземления капсулы свидетельствовали, что шар при соприкосновении с землей три или четыре раза подпрыгнул в воздух. Если бы внутри него находился человек, то шансов уцелеть у него не было практически никаких».

Из-за этого факта американцы пытались оспорить сам факт покорения советским пилотом космоса, но впоследствии все же признали первенство СССР в полете человека на околоземную орбиту.

Популярность Юрия Гагарина во всем мире общеизвестна – везде его встречали как бога, а английская королева Елизавета даже пренебрегла ради советского космонавта правилами этикета за столом и стала использовать из множества столовых приборов лишь ложку – как Гагарин. И однажды, когда Юрий Алексеевич на кинофестивале в Москве удостоился поцелуя популярной киноактрисы Джины Лоллобриджиды, заметив недоуменно поднятые брови своей супруги, Гагарин ей улыбнулся: «Не она, Валюша, мыкалась со мной по Заполярью. Мы уж вместе с тобой до самой последней березоньки на могилке…». И в этой фразе – весь Юрий Гагарин, который, несмотря на мировую славу, так и остался простым и искренним человеком. Таким мы его и запомнили.

«Многих выдающихся людей, стоявших у истоков нашей космической программы, уже нет в живых, но жива память о них и память о ликовании, охватившем весь советский народ в тот день 12 апреля 1961 года, – говорит летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».

первый успешный полет человека в космос, Юрий Гагарин — он сказал «Поехали»

История космонавтики, первые полеты в космос. Кто летал в космос до Гагарина. Первые полеты в Космос — территории холода и невесомости, и мира больших тайн. 12 апреля, официальный праздник космонавтики, в честь первого полета Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, космонавт Советского Союза, совершил первый пилотируемый полет в космос , продолжавшийся 108 минут. Это был огромный успех. Колоссальный шаг в освоении космического пространства.

Это было время великих достижений советских ученых. Советский космонавт Юрий Гагарин совершает пилотируемый полет в космос на орбите Земли! Вся страна ликовала и праздновала!

Так это и запомнилось в истории освоения космоса ….

Полет Ю. Гагарина в космос, был крайне важен для Союза, ведь шла гонка космических завоеваний двух супердержав, СССР и США. И надо было доказать всему Миру, что только в Союзе все самое передовое, и только под управлением компартии вершатся великие дела.

Но прежде чем первый космонавт, совершил исторический полет, в космосе первыми побывали животные. Это известные на весь мир собачки, Белка и Стрелка. Совершившие первый орбитальный полет вокруг Земли, и проведя в условиях невесомости сутки. Но как рассказывает академик Олег Георгиевич Газенко, сотрудник специальной лаборатории Института авиационной медицины ВВС, и они были не первыми кто отправился в космос.

— В 1948 году, перед спецлаборотирией была поставлена задача подготовить собак к полетам в космос. Для этого животных отлавливали на улицах, подбирая по весу 4-5 килограмм. И уже в 1951 году мы вплотную приступили к работе. Это многоуровневые системы подготовки, — привыкание собачек к ношению жилета с датчиками снятия биопараметров.

Приучить их к тесноте кабины корабля, чтобы у животных не было боязни клаустрофобии. Практически всевозможные тесты, которые можно было предвидеть при запуске, и полете ракеты в космосе, конечно кроме условий невесомости. Именно невесомость немало беспокоила ученых, каким будет ее влияние на организм. На этот вопрос и отвечали подопытные животные.

Но до успешного полета Белки и Стрелки, многие вспомнят, что на орбиту в 1957 году отправлялась Лайка. Подготовка к этому полету шла в течении 10 лет. Но искусственный спутник не был оборудован системой спуска на Землю, и собака погибла.

А первыми в космосе побывали собаки Цыган и Дезик, правда на высотной ракете, но полет собак прошел успешно, и они благополучно вернулись на Землю. Вспоминает Олег Георгиевич и собачку Жульку, которая трижды побывала в космосе . Это мало кому известная, беленькая и пушистая героиня космонавтики . Два раза она успешно стартовала в космос на высотных ракетах. В третий раз, Жулька отправилась на орбиту в декабре 1960 года, на корабле предшественнике корабля Гагарина.

Но в этот раз, на ее долю выпало много опасностей. Из-за сбоев технического оборудования, корабль не достигает орбиты. В этом случае, предписывалось уничтожение корабля. Но снова происходит осечка в работе систем, подрыва корабля не происходит. И спутник падает на Землю, на просторах Сибири, в районе Подкаменной Тунгуски. Два дня, спасательная команда добиралась до упавшего аппарата.

Все это время, Жулька, пережившая все перипетии падения космического аппарата, находилась на морозе, без еды и питья. Но выжила, и затем была «списана» из участников космической программы. Олег Георгиевич пожалел отважную космонавтку, и забрал собачку к себе домой, где Жулька и прожила еще около 14 лет.

Надо сказать, что в космосе побывали не только собаки и мыши, но даже черепахи. Кстати говоря, малоизвестный факт, но именно черепахи были первыми кто совершил облет Луны, на советском аппарате «Зонд-5». Черепахи благополучно вернулись на Землю, приводнившись в Индийском океане.

А непосредственно перед полетом старшего лейтенанта Гагарина, в космос отправилась собака по имени Звездочка. На старт корабля в марте 1961 года, со Звездочкой на борту, были приглашены все будущие космонавты. Чтобы посмотреть и убедится, развитие космической техники, позволяет человеку совершить благополучный полет в космос. Присутствовал при этом и Юрий Гагарин, успешный полет которого состоялся в апреле.

В этом полете, старший лейтенант Гагарин, произнес известное нескольким поколениям землян слово «Поехали «. Приземлился Гагарин уже будучи майором. Некоторые и сейчас высказывают сомнения, — сам ли Юрий произнес «Поехали «, или это так было «надо». — Но разве это важно для истории космонавтики? Мне думается нет.

Некоторые исследователи, пристально разглядывая историю советской космонавтики, говорят и о других космонавтах. Которые якобы отправлялись в космос до Гагарина, но погибли, при неудачных запусках, сгорая в космических кораблях.

по мнению исследователей, архивные документы, прячут фамилии и лица людей, которые никогда не увидят свет софитов. Это люди, совершившие полеты в космос еще до Гагарина. Это они, были первопроходцами, первыми из людей преодолевавшими силу притяжения Земли.

Но имена первых космонавтов, искавших тропы космических дорог не звучат среди имен космонавтов. Они погибли в космических аппаратах в поисках пути на орбиту. А неудачные запуски космических ракет для истории не нужны, — как и люди. — считают исследователи.

Я конечно сейчас забегу немного вперед, но хочу сразу сказать официальную точку зрения по этому вопросу. Как официальных лиц, так и историков.

Вот что об этом говорил А. Первушин, — «возможно секретность окружавшая космическую программу не слишком оправдана. И породила множество слухов и домыслов. Но в истории советской космонавтики не существует и не существовало скрытых трупов». И называет это «плодом буйной фантазии, порожденной строгим режимом секретности» а так же — » как бы это цинично не прозвучало, но интерес представляло не удачное возвращение космонавта, — это не имело значения, в условиях гонки было главным заявить о собственном приоритете «

Об этом же говорят и историки. Как уже говорилось, в космической гонке с американцами, было очень важно, чтобы первым в космос полетел советский космонавт. В качестве примера, опровергающего неизвестные полеты, приводится документ ЦК КПСС, подписанный за 9 дней до старта Гагарина, — 3 апреля 1961 года. Документ предписывал подготовить два сообщения ТАСС, о запуске пилотируемого корабля.

Одно из них было хвалебное, об успешном запуске советского корабля с пилотом на борту, и великом достижении СССР. Другое сообщение, было о гибели Гагарина. То есть, никакого сокрытия информации, при любом исходе полета и речи не было. Согласно историкам, допущенных к изучению документов, фамилий нередко упоминаемых погибших космонавтов Ледовского, Шиборина, Миткова и Громову, в реальности не существовало, это вымышленные неизвестно кем имена. Во всяком случае, по словам историков, связи со стоящими за этими фамилиями людей не нашлось.

История погибших космонавтов, якобы совершивших первые полеты в космос до Гагарина.

Начать наверно надо с известной фотографии на обложке журнала «Огонек» от октября 1959 года. На изображении пять человек, Качура, Михайлов, Завадовский, Белоконев, Грачев, — испытатели из Института космической медицины. На фотографии они в гермошлемах, — и многие решили что это и есть будущие космонавты. Однако, их фамилии не встречаются среди имен космонавтов. И западная пресса выдвигает версию что они погибли при первых полетах в космос.

Якобы космонавты Грачев и Белоконев, отправились в космос в сентябре 1961 года, с целью совершить облет Луны на двухместном космическом корабле. По версии журналистов(в частности западной прессы) на корабле происходит поломка, и космонавты не могут вернуться. Корабль с космонавтами на борту, потеряв управление, превращается в космического странника, теряясь в холодной глубине космоса. — Трагическая история гибели.

Однако, на тот период, космические технологии не позволяли совершить пилотируемые полеты к Луне. Иначе СССР победила бы США в освоении Луны. Но это не смущает журналистов, главное побольше дыма на территории идеологического противника. Гибель Геннадия Михайлова и вовсе приурочили к неудачному запуску автоматического венерианского зонда. 4 февраля 1961 года, запуск станции был неудачным, из-за аварии в разгонном блоке, автоматическая станция «зависла» на околоземной орбите.

Правда иногда встречаются записи что так погиб Качура. Но станция была беспилотная, полностью автоматическая. Впрочем тут и так все ясно, из названия Института понятно чем занимались упомянутые люди. К тому же, в рамках все того же режима секретности, лица «засветившиеся» на обложках журнала, не могли участвовать в космических полетах.

Но все же есть один случай о неизвестных космонавтах, на который могут указать исследователи темных углов космонавтики. Это Владимир Илюшин, сын известного конструктора, на него указывают как на первого космонавта. Официально, Илюшин угодил в автокатастрофу за несколько месяцев до запуска на орбиту Гагарина.

После излечения на Родине, отправился в Китай, для поправки здоровья с помощью восточной медицины. Его проблемы со здоровьем, тут же засчитали за неудачный полет в космос. Якобы корабль завершая свой полет, совершил неудачную посадку, в которой пострадал космонавт. А в угоду все той же, пресловутой секретности, травмы космонавта официально «записали» как автокатастрофу.

Однако подобная версия не выдерживает критики, мало того что в ней отсутствует логика, так она еще и смешна. Что тут можно скрывать? Даже в этой версии, запуск корабля был успешным, — проще скрыть его трудную посадку — и можно смело сообщать на весь мир о достижениях советских ученых.

Петр Долгов, летчик-испытатель, сгорел в корабле при неудачном запуске в сентябре 1960 года. Да погиб, однако не при старте на орбиту. А два года спустя, в ноябре 1962 года, совершая прыжок с борта стратостата с помощью парашюта. Предположительно погиб проводя испытание новой модели скафандра.

Другие факты, приводимые исследователями альтернативной истории космонавтики, и тайно закопанных погибших космонавтов идентичны. Но потери среди 20 космонавтов «гагаринского» набора были. Это отчисленные из отряда за сопротивление армейскому патрулю в пьяном виде Григорий Н. , Иван А. , и Валентин Ф. (фамилии не указаны исходя из норм этики).

Известно, что Григорий Н. проходя службу на Дальнем Востоке в обычном авиаполку, рассказывал что именно он должен был лететь в космос вместо Гагарина. Правда сослуживцы ему не верили. В 1966 году Григорий погиб, угодив под поезд. Осталось неизвестным, -это было несчастным случаем, самоубийством, или как задаются вопросом исследователи, — его настиг режим секретности.

Еще одна, история гибельных «до гагаринских» запусков, а также и впоследствии погибших космонавтов, рассказана итальянцами, — братьями Кордилья . Начну с технических возможностей братьев. Может быть сейчас инженеры — конструктора и засмеются, но братья Кордилья, в одиночку, пользуясь только фотографиями наземных станций слежения НАСА, смогли собрать собственное устройство. С помощью которого они прослушивали переговоры космонавтов на орбите с ЦУПом.

Это братьям удалось совершить невозможное, в то время как все страны, следи за действиями советских космонавтов пытаясь прослушать эфир, сделать это смогли только братья Кордилья. В частности, только им удалось услышать, как погибающие космонавты переговариваются с Землей в последние секунды жизни. В прессе, в том числе и по телевидению, историю братьев Кордилья достаточно подробно пересказывают.

Поэтому не будем подробно останавливаться на том, сколько сигналов о бедствии на орбите, криков и стонов погибающих космонавтов зафиксировали итальянцы Кордилья. Но даже человек не знакомый с подробностями устройств спецсвязи, знает, прослушивать канал связи на «закрытой» частоте невозможно, даже обладая трижды суперкомпьютером будущего, «сесть» на прослушку этого канала не получиться. Здесь можно добавить, что работа применяемой спецаппаратуры, разительно отличается от известных сейчас скремблеров(устройство шифрования информации от не авторизованных лиц).

Так неужели в рамках космической программы , военные использовали открытые частоты для связи? И обнаружить это смогли, только братья Кордилья , а технические сотрудники спецлужб других государств оказались абсолютно некомпетентными? При этом итальянцы прослушивали переговоры еще со времен полета Лайки. Но вот информацией они поделились только в 2007 году, опубликовав свой дневник наблюдений.

Но что любопытно, как сообщают братья итальянцы, первый полет в космос совершила собака Лайка, чью работу сердца им удалось зафиксировать. И действительно, они не могли знать что в космосе побывали собаки Цыган, Дезик, Жулька, это информация в виду отсутствия какой либо важности не имела распространения. И братья об этом не могли знать. А значит и все остальное можно считать выдумкой.

А повторение известных случаев гибели космонавтов, в плане сокрытия космических тайн «до гагаринских» полетов, интереса не представляет, они общеизвестны.

Вспоминается космическая история Америки. Ведь как встречается в прессе, в германии еще в 1945 году осуществили пилотируемый запуск ракеты.Это произошло под руководством известного изобретателя Фау, доктора фон Брауна. Якобы последний вариант ракеты Фау-2, представлял собой полноценный космический корабль. На нем то и отправился один из пилотов в космическое пространство. Причем в последствии он благополучно приземлился.

Другая презабавная история, рассказывает как в середине 80-ых, в прибрежные воды поблизости от Майями, иногда упоминаются Канарские острова, падает космический аппарат. Прибывшие к месту приводнения полицейские замирают, перед ними находятся трое человек, одетые в немецкую форму. и они подтверждают, — да они являются пилотами великой Германии. И были запущены на орбиту в 45-том году. Но из-за неисправности анабиозной камеры их сон продлился на большее время.

Таким образом они также претендуют на роль первых космонавтов. Однако в действительности надо обратить внимание на один факт, и тогда все эти историю лопаются проще мыльного пузыря. Доктор фон Браун, перешел на сторону США, и принял участие в космической гонке против Советского Союза. Тогда почему, изобретатель уже отправивший на орбиту космонавтов, еще не один десяток лет кропотливо работает над созданием пилотируемого корабля. Ответ прост, не было необходимых технологий, и все истории вымысел.
***
Конечно, неудачные запуски советских космических аппаратов были. И при неудачных запусках погибло много космонавтов. Но ни кто их имен не скрывал. Другое дело, что об этом мало говорилось, но это совсем другая история.

Интересны некоторые достижения космической техники и для использования в повседневной жизни, так сказать в гражданской. К примеру космический костюм «Пингвин», разработанный для борьбы космонавтов с невесомостью, впоследствии применялся для излечения от детского церебрального паралича.

Другой космической разработкой, является «Бифидум-бактерин», шагнувший на прилавки магазинов. Изначально он разрабатывался для космонавтов, как профилактическое средство дисбактериоза.

Эта альтернатива была вполне реальной. США обладали всеми экономическими и научно-техническими возможностями, чтобы запустить первый спутник и впервые вывести человека на орбиту. В США ещё в первой половине ХХ века работал всемирно признанный теоретик и практик ракетостроения Роберт Годдард. США смогли привезти к себе почти всю команду немецких ракетчиков во главе с талантливым Вернером фон Брауном.

В США, как и в СССР, прекрасно сознавали, какое стратегическое преимущество даёт стране лидерство в космической гонке. Собственно, она потому и началась, что рассматривалась обеими державами как передовая линия фронта холодной войны. Отставание США на первых порах произошло только потому, что там даже не могли себе представить, чтобы СССР обошёл их на этом поприще. США спохватились и заторопились только после внезапного триумфа первого советского спутника.

Как США упустили шанс вывести первый спутник

В июне 1954 года правительство США дало старт проекту по запуску первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Запуск планировалось приурочить к Международному геофизическому году (МГГ), который должен был начаться 1 июля 1957 года. По иронии судьбы, заседание Комитета МГГ в Риме, на котором представитель США заявил об этом плане своей страны, состоялось 4 октября 1954 года, ровно за три года до успеха СССР. На эмблеме МГГ, утверждённой в 1955 году, красовался ИСЗ (по-английски Satellite) на орбите. Почти никто в мире не сомневался, что США сделают это первыми.

В США были настолько уверены в своей победе, что не стали концентрировать в этом проекте усилия разных групп. В результате деньги и специалисты оказались рассредоточены по трём конкурирующим ведомствам: сухопутным войскам, ВВС и ВМС.

Группа немецких ракетчиков во главе с Вернером фон Брауном первая создала ракету «Юпитер С», четвёртая ступень которой была способна достичь скорости 8 км/c и вывести ИСЗ на орбиту. Министр обороны США Чарльз Уилсон не хотел допустить, чтобы первый американский спутник запустила немецкая группа. Было приказано не заправлять топливом четвёртую ступень. Запуск «Юпитера С» 20 сентября 1956 года (больше чем за год до пуска советского спутника) теоретически мог завершиться выводом на орбиту первого ИСЗ в истории США и человечества, если бы американское руководство не пошло на поводу у ложно понятого патриотизма. После испытания «Юпитера С», поднявшегося на высоту более 1000 км, но не достигшего первой космической скорости, группе фон Брауна было запрещено разрабатывать что-либо, кроме ракет малой дальности.

На декабрь 1957 года США анонсировали запуск своего первого ИСЗ ракетой-носителем «Авангард». Внезапно 4 октября 1957 года громом среди ясного неба прозвучали позывные советского спутника. Через два месяца, 6 декабря, старт «Авангарда» с мыса Канаверал закончился катастрофой. Только тогда Пентагон вспомнил о фон Брауне. 31 января 1958 года «Юпитер С» доставил на орбиту первый американский ИСЗ «Искплорер».

Американский шимпанзе полетел в космос раньше Гагарина

А через три с небольшим года Вернера фон Брауна уже считали главным виновником того, что США уступили СССР первенство в полёте человека в космос. 31 января 1961 года первый суборбитальный полёт на корабле «Меркурий» совершил шимпанзе по кличке Хэм. Но фон Браун назначил на 24 марта ещё один непилотируемый полёт вместо пилотируемого. Что произошло дальше, известно всем.

Получается, что американский астронавт реально мог совершить первый полёт в космос ещё 24 марта 1961 года. Правда, он не был полноценным орбитальным полётом, как у Юрия Гагарина. Так что в этом компоненте СССР всё равно обошёл бы США за три недели. А у американцев первый настоящий орбитальный полёт состоялся только 20 февраля 1962 года.

На корабле «Меркурий-3» Джон Гленн трижды облетел вокруг Земли. За полгода до того Герман Титов совершил 17 оборотов по орбите. Правда, Гленн стал первым, кто вернулся из космоса не на парашюте, а в кабине космического корабля. Но эти технические детали были интересны лишь специалистам.

Весьма вероятно, что при своевременной концентрации усилий США могли запустить первого астронавта на околоземную орбиту раньше полёта Гагарина. И как бы отреагировал тогда Советский Союз?

СССР не сдался бы в начале 60-х, уступив лидерство в космосе

Скорее всего, реакция СССР в этом случае была бы такой же, как у США – догнать и перегнать. Это было вполне естественно. Ведь от способности ответить на вызовы в космосе зависела оценка возможностей державы в гонке вооружений.

Вопрос: повлияло бы это на сроки запуска первого советского ИСЗ и первого космонавта? Здесь могла таиться опасность, так как спешка могла привести к авариям, что отдалило бы завоевание космоса советскими людьми. Но будем считать, что в этом случае руководство СССР заботилось бы не о сроках, а о качестве и безопасности полётов.

Конечно, выигрыш Соединёнными Штатами первых этапов космической гонки мог подстегнуть нашу национальную гордость и стимулировать в СССР, в качестве ответа на американский вызов, ускоренную программу первого полёта на Луну. Тогда как США, напротив, могли почить на лаврах после первых успехов в космосе.

Но возможен и другой вариант. Успех США могли воспринять в Советском Союзе как ещё одно свидетельство технического превосходства США. Конечно, от признания этого факта до капитуляции СССР в холодной войне было ещё очень далеко. Ведь советские люди поколениями воспитывались в сознании того, что США – лидер научно-технического прогресса. Индустриализация СССР, когда советские заводы создавались американскими специалистами на американском оборудовании, подтверждала это. Война, когда советские солдаты воевали в американских ботинках и питались американской тушёнкой, ещё больше убедила советских людей в этом превосходстве.

Поэтому, скорее всего, если бы США сразу опередили СССР в борьбе за космос, это произвело бы на советских людей гораздо менее шокирующее воздействие, нежели реальные и внезапные советские успехи произвели на самоуверенных американцев.

Чего со стороны СССР невозможно себе представить – это того, чтобы в конце 50-х – начале 60-х годов Никита Хрущёв и его коллеги повели себя так же, как Леонид Брежнев со своим Политбюро в конце 60-х гг., после выигрыша США «битвы за Луну». СССР не предпринял попытки взять у США реванш на Луне. Однако почти невероятно, чтобы Хрущёв отказался от запуска советского космонавта, если бы американский астронавт успел полететь раньше.

Таким образом, в тот период СССР не сдался бы, отстав от США на первых шагах в космосе. Остаётся загадкой, почему десяток лет спустя новое советское руководство повело себя принципиально иначе.

Конечно, без приоритета Гагарина у нас сейчас было бы меньше поводов для национальной гордости за своё прошлое. Впрочем, как бы это отразилось на нашем настоящем – тоже вопрос.

Внимание, минутная готовность!
Ключ на старт!
Есть ключ на старт!

Протяжка один!
Есть протяжка один!
Продувка!
Есть продувка!
Ключ на дренаж!
Есть ключ на дренаж!
Зажигание!
Понял вас, дается зажигание.
Предварительная!
Есть предварительная!
Промежуточная!
Главная!
Подъем!

35 секунд, полет нормальный. Высота 19 километров. Температура за бортом – 55°С. Здесь вода кипит при температуре человеческого тела, а на иссиня-черном небосводе днем видны звезды.

60 секунд, полет нормальный. Высота 32 километра. За минуту, прошедшую с момента старта, ракета «Фау-2» набрала скорость порядка 1600 м/с (около 6 тыс. км/ч).

В этот момент наблюдатели на Земле видят, как отделилась вторая ступень, названная «ВАК-Корпорал», и, резко увеличив скорость, пошла на штурм предельной высоты.

100 секунд, полет нормальный. Ракета «ВАК-Корпорал» достигла высоты 110 км. Пройдена «линия Кармана», определяющая границу между космонавтикой и аэронавтикой: на этой высоте становятся бессмысленными все законы аэродинамики, т.к. для создания подъемной силы потребуется превысить первую космическую скорость (7,9 км/с).

145 секунд, полет нормальный. Высота 160 километров. Температура за бортом + 1500°С. Но сверхнизкое давление воздуха, близкое к вакууму, делает бессмысленным само понятие температуры - здесь она лишь указывает на очень высокую скорость движения молекул воздуха. Человек, окажись в термосфере без скафандра, почувствует лишь ледяной холод космического пространства.

150 секунд с момента старта. Первая ступень – ракета «Фау-2» – достигла высоты 161 км и рухнула вниз, в пропасть земной атмосферы... В это время «ВАК-Корпорал» летит в Космос со скоростью 2,5 км/с.

200 секунд, полет нормальный. Достигнута высота 250 км. Граница наиболее низкой возможной орбиты с краткосрочной стабильностью. Искусственный спутник Земли может просуществовать здесь несколько недель.

300 секунд с момента старта. Ракета «Фау-2» разбилась в пустыне в 36 километрах севернее места запуска. В это время «ВАК-Корпорал» продолжает подниматься к звездам.


Обнаруженные обломки "Фау-2"


390 секунд, полет нормальный. Вторая ступень достигла высоты 402 километра. На этой высоте настолько глубокий вакуум, что его не удается достичь даже в самых современных лабораториях в наземных условиях. Таким образом, ракета «ВАК-Корпорал» достигла безвоздушного пространства.

12 минут, конец полета. Ракета «ВАК-Корпорал» разбилась о земную поверхность. Несмотря на то, что радиолокаторы точно определили район падения второй ступени, ее остатки были найдены только через год в 135 километрах от места старта.


Вот так, 24 февраля 1949 года американская ракетно-космическая система «Бампер» открыла Человечеству дорогу к Звездам. Читатель наверняка улыбнулся, прочитав эту фразу – ведь все же знают, что первый космический спутник запустили в Советском Союзе. 4 октября 1957 года баллистическая ракета Р-7, легендарная «Королевская семерка», унесла в ночное небо Байконура стальной шар диаметром 58 сантиметров, ставший символом начала Космической Эры. Человечество победило притяжение Земли.

В погоне за сенсацией

Легенды о космической программе Третьего Рейха и секретных фашистских базах на Луне до сих пор не сходят со страниц «желтой прессы». Действительно, кто же первым вышел в Космическое пространство? Немецкий «астронавт» Курт Келлер, утверждающий что совершил суборбитальный полет на «Фау-2» еще в 1944 году? Или, может быть первым в Космосе был фантастический ракетоплан доктора Зенгера? В конце концов, достойна ли пальмы первенства команда американских исследователей, запустившая в 1949 году ракету на высоту 400 километров?
Смотря что подразумевается под «запуском в космос». Если это обычный суборбитальный полет по параболической траектории, то тогда, несомненно, первыми были немцы – еще в годы Второй мировой войны на Лондон упали 4300 баллистических ракет «Фау-2»!

Здесь сразу же возникает вопрос: где граница земной атмосферы и где начинается Космос? Например, в США официально проводят границу воздушного пространства на высоте 50 миль (80 км). Россия называет цифру 100 километров. Конец жарким спорам подвел Теодор фон Карман, предложив, на мой взгляд, гениальное решение – Космос начинается там, где для создания минимальной аэродинамической подъемной силы требуется первая космическая скорость. Это происходит как раз на высоте около 100 километров. Вершина траектории полета баллистической ракеты «Фау-2» превышала 100 км, другими словами немецкая ракета первой вышла в Космическое пространство. Пусть всего на несколько секунд.

Примечание. Секретным разработкам Третьего Рейха зачастую придается несправедливо большое значение. На самом деле, «фантастические» немецкие проекты во многом отражали намерения, а не возможности. После войны на территории Германии не было обнаружено ни одного действующего ядерного реактора. Немецкие реактивные самолеты в реальности оказались ненадежными «вундервафлями» с пылающими двигателями и заклинившими пушками - в это же время у союзников появились свои реактивные машины, ничуть не уступающие немецким «Швальбе» и «Блицбомберам». Советская школа танкостроения превзошла немецкую, а американцы на десятилетие опередили Рейх по системам радиолокации и связи. Из тысячи «суперсовременных» немецких субмарин 783 остались лежать на дне Атлантики. Хваленые зенитные ракеты «Вассерфаль» не сбили ни одного самолета, а от пусков «Фау-2» было не больше пользы, чем от Общества изучения арийской расы.


А в чем же тогда смысл достижения американских ракетчиков, поднявших контейнер с научным оборудованием на высоту 400 километров над Землей? Ведь это обычный суборбитальный полет, который отличается от полетов «Фау-2» лишь более высокой траекторией – «ВАК-Корпорал» поднялась туда, где в настоящее время бороздит космическое пространство МКС (что, конечно, впечатляет – все-таки на дворе стоял 1949 год). Единственное важное преимущество проекта «Бампер» (дикий симбиоз трофейной «Фау-2» и американской метеорологической ракеты) – двухступенчатая конструкция, что позволило многократно увеличить максимальную высоту подъема ракеты. Тем не менее, когда звучит шутливый вопрос: «Кто был первым в космосе?» американские любители космонавтики часто приводят в пример именно полет «ВАК-Корпорал».

Наверное не стоит долго рассказывать, в какой стране создали первый искусственный спутник Земли и кто был первым космонавтом. Принципиальным отличием «Спутник-1» от «ВАК-Корпорал» была эллиптическая траектория полета советского космического аппарата.


Траектории запусков по проекту "Бампер". Кроме полетов в космическое пространство, проводились запуски на максимальную дальность полета.


Что касается уровня их технологического исполнения, то двухступенчатый «Бампер» и ракета-носитель Р-7 отличались также, как китайская петарда и управляемая ракета «Хэллфайр». К концу 40-х годов прабабушка всех современных ракет «Фау-2» была уже во многом устаревшим проектом, с кучей недостатков и неудовлетворительными характеристиками. Ввиду отсутствия на тот момент необходимых знаний и технологий, американским специалистам так и не удалось обеспечить эффективное разделение ступеней ракеты. С точки зрения логики, отделение первой ступени должно происходить в тот момент, когда в ее баках полностью израсходовано горючее, увы, на «Бампере» это было невозможно, т.к. ускорение «Фау-2» в последние секунды работы ее двигателя превышало начальное ускорение, которое могла развить «ВАК-Корпорал». Много вопросов возникло с автоматическим запуском двигателя второй ступени на высоте 30 километров – компоненты топлива отлично горели в наземных условиях, но в разреженной атмосфере они мгновенно испарялись и смешивались, что приводило к преждевременному взрыву в топливопроводах и разрушению ракеты. Много проблем возникло со стабилизацией ракеты на верхнем отрезке траектории – все аэродинамические поверхности оказались бесполезны в вакууме. «ВАК-Корпорал» можно с большой натяжкой назвать космической системой – ни по одному из критериев она не подходит под это звание.
Одним словом, истина остается не зыблема – первенство в космической гонке принадлежит СССР.

Первые изоображения Земли, полученные из ближнего космоса:

Середина ХХ века знаменовалось важнейшим событием в истории человечества – произошел полет первого человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин - лётчик-космонавт СССР открыл в космонавтике новую эру.

Биографические данные Гагарина

Будущий космонавт появился на свет 9 марта 1934 г. в деревушке Клушино в крестьянской семье. В этом селе прошло его детство. Здесь же он пошел в школу, но учеба вскоре прервалась из-за вторжения в Клушино немецких войск.

Вскоре семья переезжает в Гжатск. Юрий через некоторое время поступает в ремесленное училище и с отличием его заканчивает по специальности формовщик-литейщик. В 1951 году он поступает в индустриальный техникум в Саратове, который заканчивает также с отличием. Одновременно с учебой он записывается в Саратовский аэроклуб и добивается значительных успехов. Вскоре Юрий на самолете осуществляет первый самостоятельный полёт. Так начинается его карьера летчика. В 1955 году он служит в Ворошиловском истребительном авиационном полку.

Учился Юрий на отлично, единственной проблемой была посадка самолета. У него не получалось грамотно приземляться. Было решено о его отчислении. Но скоро выяснилась причина, создающую проблему с посадкой самолета. Это был маленький рост летчика, из-за которого угол обзора менялся, а также уменьшалось чувство земли. После установления толстой подкладки под Юрия, он успешно справился с посадкой самолета. В 1957 году. Гагарин с отличием заканчивает училище. А спустя 2 года получает звание старшего лейтенанта.

Как проходил выбор кандидата

В этот период в военно-воздушных силах СССР проводили отбор и подготовку будущих космонавтов. 9 декабря 1959 г. Юрий Гагарин подал рапорт о зачислении его в группу кандидатов. Спустя неделю летчика-истребителя специально вызывают в Москву, чтобы пройти всестороннее медицинское обследование. В начале 1960 года была проведена еще одна специальная медкомиссия, после которой Юрия Гагарина признали годным для космического полёта.

Выбор кандидатов проводил Сергей Королёв, являющийся советским ученым, инженером конструктором, а также основоположником практической космонавтики. Отбор совершали из военных летчиков-истребителей. Всего было избрано 20 человек.

Выбор осуществлялся по конкретным физическим данным:

  • пол – мужской;
  • вес – 72 кг;
  • рост – 170 см;
  • возраст – до 30 лет.

Они были необходимы для космонавтов, поскольку у корабля «Восток» кабина имела такое строение, что в нее мог вместиться только человек, который обладал вышеперечисленными данными. А также претендент должен был быть:

  • психически здоровым;
  • с хорошей физической подготовкой;
  • коммунистом.

После окончательного отбора осталось шесть человек, претендующих на полет в космос. 1961 год знаменуется принятием на заседании ГК окончательного решения в выборе космонавта. Им стал Юрий Гагарин, а в качестве его дублера был выбран Герман Титов.

Особенности космического корабля «Восток-1»

Полёт первого человека в космос должен был осуществиться на корабле «Восток-1», состоявший из 2 частей:

  • кабины с наличием системы обеспечения жизнедеятельности;
  • отсека с тормозным двигателем и приборами.

Кресло, находящееся в кабине было также местом хранения:

  • рацией;
  • медикаментов;
  • продовольствия;
  • спасательной лодки (если посадка произойдет на воду).

Космический корабль был снаружи был покрыт специальной тепловой защитой, так как проходя плотность слоев атмосферы, он очень сильно нагревался. Для иллюминаторов использовалось жаропрочное стекло.

Сам процесс управления кораблем был полностью автоматизирован, т. е. космонавт был пассажиром. Но Гагарин получил также и секретный код, позволяющий активизировать ручное управление в случае необходимости. Однако это было возможно лишь в том случае, если космонавт мог решить математическую задачу. Она была записана на листке и запечатана в конверт. Справившись с ней, летчик получал код.

Все эти меры предосторожности были связаны с тем, что реакция человеческой психики в космосе еще не была известна. На случай, если космонавт окажется на грани помешательства (предполагался и такой момент), то он не сможет перейти на ручное управление и повредить оборудование.

Первый полет в космос

Сергей Королёв торопился осуществить первый запуск в космос, поскольку были получены данные свидетельствующие о том, что американцы тоже собираются отправить человека в космос. У них это событие было намечено на 20 апреля 1961 года.

Перед полетом, за два дня, Юрий Гагарин написал прощальное письмо своей супруге, так как не было гарантии его точного возвращения. Письмо передали жене спустя 7 лет после смерти космонавта, в 1968 году. Он разбился на самолете, выполняя тренировочный полет.

За один день до вылета ракеты, Гагарина, одетого в скафандр с креслом, вместе повторно взвесили. Выяснилось, что произошел перевес на целых 14 кг. В срочном порядке, за одну оставшуюся до вылета ночь, разработали и провели работы по ликвидации лишнего веса, чтобы облегчить космический корабль. В действия были включены обрезка кабелей важных датчиков температуры и давления, которые в дальнейшем во время полета привели к некоторым нештатным ситуациям.

12 апреля 1961 года в 09:07(московское время) – происходит знаменательное событие, был совершен 1 полет человека в космос. Из динамика прозвучало слово Гагарина ставшее потом знаменитым, «Поехали». До старта выяснилось, что крышка люка неплотно закрылась после того как летчик прошел через нее в кабину. Эта неисправность была ликвидирована оперативными действиями ведущего конструктора «Восток», Ивановским. Он за короткий срок отвернул тридцать гаек с замком, которые запирали люк, поправил прижим крышки и вновь запер люк. Ракета была готова к запуску.

Таким образом, произошел важнейший момент в истории космонавтики, в которой первый полет в космос совершил Юрий Гагарин.

Телевизионная и радиотелеметрическая системы позволяли вести регулярное наблюдение за состоянием здоровья Гагарина, а также за полетом в целом. Система жизнеобеспечения была рассчитана на десять дней.

Когда корабль прошел через плотные атмосферные слои, Юрий Гагарин увидел Землю. Как потом рассказал сам космонавт, его больше всего впечатлил вид горизонта, отделявший очень черное небо от планеты.

За время полета, который продлился 108 минут, «Восток» успел облететь вокруг земного шара всего один раз. Из них всего лишь 89 минут было проведено на орбите, остальное время ушло на взлет корабля и посадку. Максимальная удаленность орбиты «Востока» от поверхности Земли составляла 327 км.

В процессе полета, Гагарин на бортовой магнитофон записывал все что чувствовал и ощущал в процессе полета. А также вел простые эксперименты на орбите: ел, пил и вел записи карандашом. При этом он обнаружил, что последний уплывает. Это навело пилота на мысль, что в космосе предметы желательно привязывать.

Возвращение на Землю

Когда шла заключительная стадия полета и космический корабль проходил при спуске плотные слои атмосферы, Юрий Гагарин, увидев пламя в иллюминаторе и решив, что загорелся «Восток-1», попрощался с товарищами через радиосвязь. В то время еще не знали, что это естественный процесс, когда происходит при трении защитного жаропрочного покрытия корабля об атмосферу.

Приземление шло по заранее составленному плану. Достигнув высоты 7 км от Земли, Гагарин катапультировался. Космонавт и капсула приземлялись на отдельных парашютах. При катапультировании, в момент, когда должен был отсоединиться воздуховод корабля, случилась неполадка с клапаном скафандра, предназначенный для поступления свежего наружного воздуха. Он сразу не открылся, и космонавт стал задыхаться, но через короткий промежуток времени деталь заработала.

Другой проблемой ситуацией было посадочное место. В тормозной системе произошли некоторые отклонения во время посадки. Это послужило небольшим отклонением корабля «Восток-1» от запланированного курса и если бы Гагарин не имел хороший уровень подготовки, то мог бы оказаться при спуске в ледяных волнах Волги. Он сумел увести от реки парашют двигая стопами. Космонавт удачно осуществил приземление около деревни Смеловка (Саратовская область), в 1,5-2 км от береговой линии, недалеко от корабля. Это произошло в 10 часов 55 минут. Только через час поисковые службы смогли его обнаружить.

Юрию Гагарину - человеку, кто летал в космос было присвоено звание майора, «Герой Советского Союза», «Летчик-космонавт СССР». Он стал человеком, который смог побывать впервые в космосе и рассказать об этой еще неизведанной атмосфере.

Это позволило провести:

  1. Испытание системы корабля.
  2. Изучить влияние невесомости на человеческий организм.
  3. Исследовать воздействие полета на физиологическое и психологическое и физиологическое состояние человека.

Новая эра в космосе

Юрий Гагарин стал, человеком, кто первый открыл космос. В истории навсегда запечатлелось имя того, кто первым летал в космос. После него его продолжали осваивать новые имена.

16 июня 1963 года , ставшей первой женщиной-космонавтом, был осуществлен полет в космос. Она была единственной женщиной, которая совершила одиночный полет, в то время как другие летали только в составе экипажей.

18 марта 1965 года был совершен первый выход человеком, Алексеем Леоновым, в открытый космос. Время нахождения за пределами космического корабля составило 12 минут.

Первые космонавты в космосе положили начало дальнейшим открытиям космического пространства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта