Главная » 3 Как собирать » Правописание имен числительных. Правописание имен числительных Нормы сочетания слов

Правописание имен числительных. Правописание имен числительных Нормы сочетания слов

Форма числительных

Задание: Написать числительные в нужной форме:

Школьная библиотека пополнилась 649 книгами.

Длина окружности равна 422 см.

Ураган бушевал (четыре или четверо) суток.

Ответ: Школьная библиотека пополнилась шестистам сорока девятью книгами Длина окружности равна четырехсот двадцати двум сантиметрам.

Ураган бушевал четверо суток.

Нормы сочетания слов

Задание: Выписать словосочетания, в которых не нарушены нормы сочетания слов:

Согласно указаний администрации двор заасфальтировали.

Это говорит за то, что ты мало читаешь.

Ответ: Твои выводы основаны на ошибочных фактах.

С твоими недостатками я постоянно мирюсь.

Список используемой литературы

  • 1. «Функциональные стили русского языка. Их виды. Функциональные стили речи» www.studfiles.ru
  • 2. «Стили языка и стили речи. Функциональные стили языка» www.fb.ru
  • 3. «Орфографический словарь Русского языка» www.alfavit.dljavseh.ru
  • 4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство

речи. Современная риторика . Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс».1995г. - 576 с.

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И.

Максимова. - М.: Гардарики, 2000. - 413 с.

Упражнение 56

Перепишите, заменяя цифры словами. Объясни­те правописание.

Об Оймяконе знают во всем мире - здесь полюс хо­лода. Было только начало ноября, когда я приехал в Оймякон, а термометр показывал 42 градуса ниже нуля. В декабре и январе термометр падает до 60, а ино­гда и до 70 градусов ниже нуля. И это не где-нибудь за Полярным кругом, а на 63-й параллели, всего на 100 с лишним километров севернее Якутска и на 350 север­нее Ленинграда (По И. Михайлову).

Правописание количественных и порядковых числительных

Упражнение 57

Прочитайте. Перепишите, заменяя цифры сло­вами, вставляя пропущенные буквы.

1. Часов в 8 утра первые дождевые капли упали
на землю. 2. 10-го января экспедиция достигла неболь­шой речки. 3. 2-е суток бушевало море. 4. Наибольшая
ширина озера равна 60 километр… . 5. В окружности
оно около 260 километров и в длину - около 85. Это
дает площадь в 2400 квадратных километров (В. К. Ар-
сеньев).

Упражнение 58

Прочитайте вслух, затем перепишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки.

I. 1. Из 596 вычесть 387. 2. К 1777 прибавить 952.
3. От 16 485 отнять 11090. 4. Теплоход с 728 (пас­сажир). 5. Длина окружности, равная 422 (сантиметр).
6. Отчитаться в 254 (рубль).

II. 1. 16 пар (ботинки, валенки, сапоги, носки, чулки). 2. 8 (килограмм) (апельсины, помидоры, ли­моны). 3. Ящик со 124 (килограмм) (яблоки). 4. Сила тока в 15 (ампер). 5. Напряжение в 127 и 220 (вольт). 6. Груз весом в 411 (тонна), (килограмм). 7. Площадь в 95 (квадратный метр), (гектар). 8. Длина, равная 45 (метр). 9. Высота в 2750 (метр).

III. 1.Поезд с 287 (экскурсанты). Схема на 287 стра­нице учебника. 2. Расстояние, равное 1861 (километр). Отмена крепостного права в России в 1861 (год). 3. В 1947 (год) Москва отмечала свое (800) (летие). 4. 12 апреля 1961 (год) Ю. А. Гагарин совершил впер­вые в мире полет в космос.

Упражнение 59

Перепишите, раскрывая скобки. Цифры заме­ните словами, где это целесообразно.

90(летний) юбилей, 40 (градусный) мороз, 38 (гра­дусный) жара, 900 (метровый) высота, 450 (квартир­ный) дом, 340 (километро­вый) переход, 200 (литровый) бак, 280 (миллионный) народ.

Упражнение 60

Перепишите, заменяя цифры словами, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

По плану площ…дь вес…ней пахоты в Гремяч…м Логу должна была составить в этом году 472 гектар…, из них 110 - целины. Под зябь осенью было в...пахано - еще единоличным порядком - 643 гектар… озимого жита посеяно 210 гектар… . Общ… посевн… площ…дь предпо­лагалось разбить по хлебным и м…сличным культурам следующим порядком: пшениц… - 667 гектар…, жита - 210 ячменя - 108 овса - 50 проса - 65 кукурузы - 167 подсолнуха - 45 конопли - 13. Итого - 1 325 гек­тар… плюс 91 гектар отведенной под бахчи песч.. ной земли простиравшейся на юг от Гремяч.. го Лога до Ужачиной балки (М. А. Шолохов).


1. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. (В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это произошло в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. )

Равноправными являются формы восемью и восьмью , восемьюдесятью и восьмьюдесятью , восемьюстами и восьмьюстами: Я встретился с восемью (восьмью) товарищами.

Равноправными являются формы Т. п. тысячей и тысячью: Библиотека пополнилась тысячей (тысячью) новых книг.

От родовой принадлежности зависит склонение числительного полтора . Мужской и средний род в Им. и В. п. принимают форму полтора , все остальные падежи – полутора. Женский род в Им. и В. п. принимают форму полторы, в остальных падежах – полутора .

Числительное полтораста имеют только две формы: Им. и В. п. – полтораста , все остальные падежи – полутораста .

2. Имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме Им. и В ., согласуются с числительным в падеже: двумястами шагами дальше . В разговорной речи возможен вариант, когда числительное управляет существительным: с пятьюстами рублей (НО пятьюстами рублями ).

Слово тысяча с предшествующим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова: с одной тысячей рублей . В качестве числительного слово тысяча обычно согласуется с последующим существительным: с тысячью рублями, а также может управлять существительным: с тысячей рублей .

Числительные полтора , полтораста согласуются с существительными во всех падежах, кроме Им. и В. п.: в полутораста километрах . Числительное полтора во всех падежах, кроме Им. и В. п., сочетается с формой мн. ч. последующего существительного: полтора километра , НО в полутора километрах .

3. Слова два, три, четыре в сочетании с одушевленными существительными имеют форму В. п., сходную с Р.: встретил трех друзей, увидел двух подруг (ср. прочитал два тома, три страницы ).

В сочетаниях существительных женского рода, обозначающих животных, птиц, рыб, с числительными два, три, четыре книжными формами являются купить двух коров, увидеть трех уток , разговорными – купить две коровы, увидеть три утки .

В сочетаниях составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре , с существительными, независимо от категории одушевленности-неодушевленности, нормативным является сохранение в В. п. формы Им. п.: вызвать двадцать два студента, выдвинуть сто три кандидата.

2. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя коли­чественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Солнечный год, то есть продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, а лунный месяц – 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам. 2. Вес третьего искус­ственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 3. Длина окружности равна 422 сантиметрам. 4. За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 5. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 6. Библиотека еже­месячно пополняется 300-400 (книга). 7. Город находится в (полтораста) (кило­метр) отсюда. 8. Внизу вы увидите книжные шкафы с 1785 книгами. 9. Для ремонта ограничились 200 руб.

1. Солнечный год, то есть продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, равен трёмстам шестидесяти пяти суткам пяти часам сорока восьми минутам сорока шести секундам, а лунный месяц – двадцати девяти суткам двенадцати часам сорока четырём минутам трём секундам. 2. Вес третьего искус­ственного спутника Земли был равен тысяче трёмстам двадцати семи килограммам. 3. Длина окружности равна четырёмстам двадцати двум сантиметрам. 4. За истекший год было собрано более пятисот восьмидесяти тысяч тонн зерна. 5. Вес некоторых грибов достигает полутора килограммов. 6. Библиотека еже­месячно пополняется тремястами-четырьмястами книгами. 7. Город находится в полутораста километрах отсюда. 8. (1) с одной тыся­чей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами и (2) с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами. 9. (1) Для ремонта ограничились двумястами рублями. – (2) ....двумястами рублей.

3. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Расстояние в тысяча семь метров (тысячу ). 2. Общая сумма не превышала триста рублей (трехсот ). 3. На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено к встрече с избирателями (на четырехстах шестидесяти ). 4. Преподаватель вошел в аудиторию и увидел двадцать четырех студентов (двадцать четыре ). 5. Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полуторасот (полутораста ). 6. Перед домом посажено 22 молодых ели (молодые ели). 7. В новом квартале строятся четыре кирпичные дома (кирпичных дома ).

Морфологические нормы современного русского литературного языка

1. Колебания в роде и склонении имен существительных.

2. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.

3. Склонение и употребление имен числительных.

4. Употребление форм русского глагола.

Терминологический аппарат: морфология, морфологические нормы, грамматическое значение, род.

Задания.

1. Выучить термины.

2. Используя материалы учебников, подготовить устные ответы (см. план).

3. Выполнить в тетрадях для практических работ следующие упражнения.

Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Укажите род существительных. Значение незнакомых слов определите по толковому словарю.

Авеню, атташе, бар-бильярдная, боа, бра, визави, депо, Дели, Душанбе, жалюзи, жюри, интервью, какаду, кашне, кенгуру, колибри, кольраби, кофе, леди, МГУ, Миссисипи, мозоль, ООН, пенальти, пони, протеже, резюме, рояль, салями, сирокко, сулугуни, табу, «Таймс», Тбилиси, толь, тюль, ТЭЦ, фламинго, ФСБ, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, ЮНЕСКО, эсперанто.

Образец. Солнечный Сухуми – м.р., несклоняемое сущ., имя собств., неодушевленное, род определяют по родовому слову – город.

Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведенных ниже слов.

Арабески, иваси, коррективы, манжеты, мокко, плацкарты, СПИД, статус-кво, тапки, туфли, шасси, эполеты.

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения.

Мехи – меха, колени – колена, образы – образа, ордены – ордена, поясы – пояса, пропуски – пропуска, соболи – соболя, счеты – счета, токи – тока, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, цветы – цвета.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Апельсин, баклажан, брелок, бурят, бюллетень, валет, вафля, гектар, гусар, заморозки, калмык, килограмм, мандарин, носок, погон, полотенце, сапог, томат, туркмен, туфля, чулок, якут, ясли, шило.

6. Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов. Разделите примеры на группы: а) ошибки в образовании форм именных частей речи; б) ошибки в образовании глагольных форм.

1. Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно. 8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил?

Исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

Я сейчас картошки почистю. 2. Ну, вот, дом теперь убратый. 3. Сдавайте польта в гардероб. 4. Лук, обдатый кипятком… 5. Я, конечно, извиняюсь, но вы здесь не стояли, когда я пришла, так что за мной будете. 6. Ну, возьми тюль и постирай в машинке. Она такая грязная. 7. В последнее время я стал читать книги более внимательнее. 8. В вашем учебнике нет семиста восьмидесяти пятой страницы. 9. Боюсь, что я ощущу неловкость. 10. А почему нам документы не ворочают?

Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Прибыл поезд с 280 экскурсант….

2. Длина окружности равна 300 сантиметр….

3. Для строительства спортплощадки потребовалось помощь еще 4 ребят.

4. Наш театр вмещает до 550 зрителей.

Сорок


девяносто

сто

Р.,Д.,Т., П

сорока

девяноста

ста

  1. Склонение числительных от 50 до 80 , от 500 до 900 ; 200, 300, 400

от 50 до 80

500 до 900

200, 300, 400

Им., В.п.

пятьдесят

пять сот

двести


Р.п.

пяти десяти

пяти сот

двух сот

Д.п.

пяти десяти

пяти стам

двум стам

Т.п.

пятью десятью

пятью стами

двумя стами

П.п.

(о) пяти десяти

(о) пяти стах

(о) двух стах

Склонение собирательных числительных оба, обе
мужской и средний род
женский род

Им.п.

П.п.


оба студента, стола, письма

обоих студентов , столов, писем

обоим студентам, столам, письмам

обоих студентов , оба стола, письма

обоими студентами, столами, письмами

об обоих студентах, столах, письмах


обе студентки, книги

обеих студенток, книг

обеим студенткам, книгам

обеих студенток, обе книги

обеими студентками, книгами

об обеих студентках, книгах


6. Склонение числительных полтора, полтораста

Задание № 49. Прочитайте вслух приводимые ниже предложения , поставив числа в соответствующей падежной форме.

А. 1.Частное от деления 8648 на 8 равно1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

Б. Нет 700 учащихся, гордиться 284 участниками финала, договорились о 199 книгах, раздать номера 455 участникам эстафеты, гордиться собранными 955 центнерами зерна, по рецептуре требуется около 320 граммов масла и 90 миллилитров ликера, у нас более 875 книг, на 2080 страницах, рекорд в беге на 800 метров, к 345 прибавить 20, от 964 отнять 12, 10 сложить с 798, деревня находится в 364 км от города , предложение принято 475 голосами против 44, опрос среди 635 руководителей, 88,9% опрошенных считают, стеллаж с 785 книгами, расстояние в 1985 км, это произошло в 1985 году, не достиг 17 лет, книга с 2647 иллюстрациями, строительство должно завершиться к 2008 году, с 1000 (рубли) в кармане, на сборы в поход ушло 22 (сутки).

Задание № 50. Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Прибыл океанский лайнер с 2485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 576 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина с результатом 128,55 балла победила молодая спортсменка. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 85 иллюстрациями.

Задание № 51 . Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение числительных.

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17 464 отнять 11 090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. 12. Он чувствовал себя уверенно с 400 рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 13. Экспедиция будет длительной , вряд ли она закончится за 32 (сутки).

Задание № 52 . Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму, обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 2. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 3. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 4. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 5. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 6. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 8. Печать, в том числе областные , городские и районные газеты, должн… сыграть важную роль в развитии производства.
Материал для справок № 2


  1. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с Р.п. мн. числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе , если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

  2. Если подлежащее выражено так называемым с ч е т н ы м о б о р о т о м, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в Р.п. мн. числа, то сказуемое обычно согласуется так же , как с подлежащим – собирательным числительным (см. п. 1). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.)

  3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.

  4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

  5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

  6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели; Пробило десять часов; Так прошло пятнадцать лет.

  7. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: профессор сделал доклад ;

  8. При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Профессор Сергеева прочла лекцию.

  9. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована; песня-романс стала весьма популярной ; книга-справочник весьма полезна.

  10. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

Задание № 53 . Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали , младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

Задание № 54. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание № 55 . Прочитайте данный ниже текст, обращая внимание на правильное произношение числительных.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк с 562 рублями , приобрела самовар стоимостью около 250 рублей , а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 рублей , прибавив к найденным 562 рублям ещё что-то около 29 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была его 265 операция . Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на гостей.
БЛОК 3. Трудные случаи именного и глагольного управления

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта