Главная » 3 Как собирать » Профессиональная тайна в психологии. Профессиональная тайна

Профессиональная тайна в психологии. Профессиональная тайна

Профессиональная тайна

Каждый медработник обязан хранить молчание во всœех случаях и ситуациях по поводу любой медицинской информации о больном. Это диктуется как врачебной этикой, так и законодательством. Исключения, когда врач может (но не обязан) нарушить молчание:

· предоставления сведений о больном с его согласия

· при разрешении вышестоящих органов

· при экстренных извещениях

Обстоятельства, вынуждающие медработника нарушить молчание:

1. Редкость заболевания

2. Успех лечения

3. Известная личность больного

4. Услуга людям, от которых зависит медработник

5. Несдержанность медработника

10.6.4 Профессиональные ошибки

Ятропатогении - патологические состояния, возникшие у пациента вследствие диагностико-лечебных и профилактических мероприятий.

Сорогении - данные состояния возникли в результате действий медсестры.

Причины:

1. Профессиональные ошибки медработника

2. Дефекты организации медицинской помощи

3. Органоцентрический подход

4. Деформации личности медработника

Принципы самоотношения медработника:

· Признание своих недостатков

· Определœение пределов возможностей

· Ограничение сферы ответственности

· Определœение профессиональных притязаний

· Предоставление выбора себе

Психологические принципы взаимодействия при неопределœенности:

1. Признание неопределœенности

2. Письменное согласие больного

3. Предупреждение неадекватных мер (избыточного обследования, надуманной ясности)

4. Обеспечение социальной эмоциональной поддержки

5. Использование полезной наличной информации

6. Постоянное внимание по отношению к больному

7. Конгруэнтное невербальное и лингвистическое оформление вероятностной информации.

Профессиональные ошибки:

· Ошибки по неведению – ошибки в результате недостаточности профессиональных знаний и навыков.

· Ошибки по недомыслию – неправильное использование имеющихся профессиональных знаний и навыков.

· Деонтологические ошибки – ошибки в результате нарушения деонтологических принципов во взаимоотношениях с пациентом.

Ошибки крайне важно отличать от плохих исходов , которые не зависят от действий медработника (подразумевается, что он всё сделал правильно).

Плохие исходы:

Неизбежные исходы

Побочные действия

Основные меры по предупреждению ошибок по недомыслию:

1. Умение пользоваться когнитивными системами знаний

2. Поддерживание интеллектуальной формы

3. Определœение пределов своих интеллектуальных возможностей

Неадекватные реакции на совершенную ошибку:

1. Отрицание – непризнание самого факта ошибки

2. Оправдание – приведение аргументов, защищающих собственное неправильное решение или поведение

3. Отстранение – снятие личной ответственности за ошибку

Конструктивные реакции на совершенную ошибку:

1. Признание ответственности

2. Исправление ошибки

3. Устранение последствий ошибки

4. Анализ причин, выработка методов распознавания и предупреждения ошибки

10.6.5 Аспекты профессионального личностного роста медработника:

1. Воспитание когнитивного контроля.

2. Формирование адекватного профессионального когнитивного стиля и когнитивных схем.

3. Участие в тренингах по формированию коммуникативной компетентности.

4. Участие в балинтовских группах.

5. Выработка системного интегративного биопсихосоциального подхода к больному.

Правила этикета медработника по отношению к пациенту:

1. Умение представиться

2. Умение приветствовать

3. Пожелœение быстрого выздоровления

4. Спокойное упорядоченное поведение

5. Аккуратность в одежде

6. Вежливость в обращении

Поведенческие негативные проявления медработника:

· халатность

· механистичность

· шаблонность

· официозность

· фамильярность

· чрезмерная внимательность

· невнимательность

· поучения

· нотации

· агрессия

10.7 Психологические принципы организации медицинской среды:

1. Соблюдение лечебно-охранительного режима на всœех этапах передвижения больного.

2. Устранение медицинского лабиринта.

3. Создание психологически уютного интерьера.

4. Использование эффекта первого впечатления.

5. Распознавание реакции больного на медицинскую среду.

6. Соблюдение психофизиологического гигиенического режима (уровень шума, освещение, температурный режим).

7. Правильная группировка и распределœение больных.

8. Распознавание и предупреждение госпитализма.

9. Экскурсии больного по медучреждению.

10. Заблаговременная подготовка к выписке.

11. Общая линия поведения всœех медработников по отношению к одному и тому же больному.

Виды реакций на больничную среду:

1. Защитная

2. Защитно-обвинительная

3. Агрессивная

4. Принимающая

Амбивалентные стороны лечебно-профилактического режима:

1. Стремление поставить больного в зависимость от режима.

2.Стремление к самостоятельности больного и апеллирование к ответственности больного за нарушение режима.

Базовая установка для предупреждения амбивалентности -защищающие партнерские отношения, основанные на доверии.

Профессиональная тайна - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная тайна" 2017, 2018.

Нифонт Долгополов:

В связи с интенсивным обсуждением в официальной прессе и соцсетях (tass.ru›skandal-vokrug-57-y-shkoly и др.)случаев сексуальных контактов педагогов со старшеклассницами и мальчиками-школьниками в 57 школе в г. Москве, мне как практическому психологу с большим стажем и администратору психологического института (МИГИП), неоднократно имевшему дело с различного рода "этическими случаями" и юридическими претензиями, хочется высказать свое мнение (подчеркиваю СВОЕ, хотя форма высказывания может выглядеть категоричной) про «правила конфиденциальности», на которые часто ссылаются психологи (вследствие чего информация о начальных случаях сексуального использовании учащихся в упомянутой школе «опоздала» ни много, ни мало - на двадцать лет!). Осторожно: текст длинный и профессионально-нудный...

1.Для начала выдержки из Этических кодексов (далее ЭК), использующихся в России и задающих ориентиры для практики психолога в области конфиденциальности:
Этический кодекс психолога Российского психологического общества (2012 г.)
«… 1.1 Уважение достоинства, прав и свобод личности...

…Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц. ..
1.2. Конфиденциальность
1. (i). Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
2. (ii). Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
3. (iii). Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
4. (iv). Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
5. (v). Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
6. (vi). Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
7. (vii). Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.»
Этический кодекс педагога-психолога
«…Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.»
И наконец, кодекс для практического психолога - кодекс для гештальт-терапевта, взятый из Европейской ассоциации гештальт терапии (EAGT), которым в основном пользуется российское профессиональное гештальт сообщество (Ассоциация русскоязычных гештальт институтов - АРГИ и др. организации).
Кодекс EAGT- АРГИ
«…B.3 Конфиденциальность
B.3.1 Все происходящее между гештальт-терапевтом и клиентом расценивается как конфиденциальное (за исключением особых обстоятельств - см. абзац B. 7 ниже).
B.3.2 Хранение персональных данных клиентов, включая записи случая, подчинено соответствующим национальным юридическим и профессиональным правилам.
B.3.3 Гештальт-терапевт заботится о том, чтобы лично идентифицируемая информация не просачивалась через сеть других конфиденциальных отношений, как например супервизии.
B.3.4 Если гештальт-терапевт желает использовать определенную информацию, полученную в ходе работы с клиентом, в лекции или публикации, необходимо получить разрешение клиента и сохранять строгую анонимность, чтобы гарантировать, что клиент не может быть опознан - изменяя имена и даты, а также с помощью маскирующего процесс стиля изложения и использования соавторства.
B.3.5 Если Гештальт терапевт желает использовать материал определенного кейса с целью изучения этого кейса, отчетов или публикаций, он/она получает согласие клиента везде, где это только возможно, и защищает анонимность клиента.
B.3.6 Видео-, фотосъемка и аудиозапись требует разрешения клиента или письменного разрешения его/ее адвоката.
B.3.7 Если общественные или частные организации, такие как суд или страховая компания, запрашивают у терапевта данные относительно клиента, терапевт следует национальным законам. Он должен при этом обсудить это с клиентом в манере, которая наиболее щадящим образом повлияет на терапевтический процесс…
…B.7 Исключительные Обстоятельства
B.7.1 Могут возникнуть обстоятельства, где Гештальт-терапевт должен принять меры, защищающие клиента и/или его/ее окружение, когда клиент считается недостаточно способным к самоконтролю. В тех случаях, когда имеются основания предполагать, что клиент больше не хочет или не может нести ответственность за свои действия, его следует проинформировать относительно изменений в соглашении, касательно конфиденциальности.
B.7.2 При контакте с клиентом, которого терапевт рассматривает, как потенциально относящегося к сфере «исключительных обстоятельств», стоит попросить клиента дать имя человека, к которому можно будет в исключительном случае обратиться. В этой ситуации поправка к договору конфиденциальности будет строго ограничена фактами и временем, необходимым клиенту, чтобы восстановить ответственность за свои действия.
B.7.3 В случае индивидуальных и/или коллективных чрезвычайных событий (например: индивидуальная и/или коллективная угроза жизни, социальные беспорядки, войны, стихийные бедствия и т.д.) гештальт-терапевт постарается придумать, если обстоятельства это позволят, особую форму работы, чтобы сохранить автономию клиента и профессиональную конфиденциальность.
B.7.4 В тех случаях, где психотерапия является частью более широкого процесса, направленного на благополучие клиента, гештальт-терапевт защищает его автономию и профессиональную конфиденциальность. Это в особенности относится к случаям, где психотерапевтическая работа была инициирована какого-либо рода «комиссией» (работа в больнице, работа с организациями, работа с несовершеннолетними, с «меньшинствами» и т.д.), или работе в команде с другими сотрудниками здравоохранения. Гештальт-терапевту стоит прояснить характеристики этого контракта еще на начальной стадии заключения контракта с его клиентами и другими вовлеченными представителями/профессионалами, и связываться с третьей стороной только после того, как согласие клиента будет получено.»

2. Первый комментарий. О функциях ЭК.
Все этические кодексы выполняют две функции: дают этические ОРИЕНТИРЫ для профессиональной деятельности и информируют клиентов, участвующих в этой деятельности, но не обладают КАКОЙ-ЛИБО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ (наказывающей) ФУНКЦИЕЙ. При «нарушении» того или иного пункта кодекс лишь обозначает этически-профессиональную позицию: данное действие «нехорошо» и «неполезно» для профессиональной деятельности, или для клиента, или для самого психолога, или для всех И ТОЛЬКО. Почему я про это пишу - потому что многие клиенты, пишущие в этические комитеты жалобу на того или иного психолога, напрямую добавляют: «накажите!» (или подразумевают это действие), и потом обижаются. если этого не происходит. Еще раз повторяю: ЭК не наказывают, а экспертируют, предлагают конфликтующим сторонам вступить в диалог или дают рекомендации. НО НА ОСНОВАНИИ экспертизы ЭК общественные профессиональные объединения (например, ассоциации) или профессиональные институции (институты, центры и т.п.) в пределах своей компетенции могут предпринять различные действия, в основном направленные на улучшение деятельности психолога или коллектива психологов, защиту интересов клиентов. В отдельных случаях действия администрации могут носить предупреждающий или наказывающий характер, вплоть до отстранения конкретного психолога от определенного вида деятельности или исключения сотрудника из состава организации (но опять же действия правомерны в пределах административных полномочий).
2. Второй комментарий. ЭК и Законы.
Уголовная или гражданская юридическая ответственность психолога наступает только в рамках принятого в стране Закона, зафиксированного, в частности, в Уголовном Кодексе. Часто отношения Закона и Этического профессионального кодекса к тому или иному событию существенно различаются. Например, сексуальные действия учителя/психолога по отношению к старшеклассницам, безусловно осуждаются этическим кодексом педагога-психолога (см. пункт соответствующего ЭК о недопустимости ИСПОЛЬЗОВАНИЯ школьников сотрудниками школы), и администрацией школы должны быть жестко пресечены.
А Закон может относиться к этим действиям учителей неоднозначно: если школьницы достигли так называемого возраста сексуального согласия (например, для России- 16 лет), то учитель не подпадает под статью о сексуальном совращении; если доказать, что школьник/клиент является ЗАВИСИМЫМ от учителя/психолога, и его сексуальное согласие в принципе не может быть «добровольным», то только тогда учитель/психолог попадает под статью о сексуальном насилии. В отношении гомосексуальных контактов педагогов/психологов со школьниками правила Этического кодекса и Закона совпадают и запрещение не зависит от возраста школьника.
3. Третий комментарий. Правило конфиденциальности и реальность.
Ну а теперь про конфиденциальность. Конечно, во всех кодексах присутствует идея о МАКСИМАЛЬНОМ ОГРАНИЧЕНИИ «выноса» информации из консультативных/ психотерапевтических отношений за пределы этих отношений. Прежде всего не ради безопасности в социальном смысле, а для создания доверительной атмосферы в отношениях с психологом, не требующей перманентного контроля своих переживаний и высказываний. Для создания «близких отношений», в рамках которых могут быть открыты самые «стыдные», самые «опасные» для личности клиента переживания. Что чрезвычайно полезно для консультативной и терапевтической работы.
ОДНАКО, и клиент, и психолог понимают, что АБСОЛЮТА не бывает! Известно, что клиенты часто делятся содержанием терапии со своим партнером по жизни (особенно, если он/она оплачивают терапию!), !), а часто даже манипулятивно цитируют: «А мне мой психолог сказал, чтобы я…». А психолог обсуждает нюансы работы с супервизором, а своими эмоциональными состояниями во время работы, конечно, делится со своими близкими или коллегами… Поэтому как ни парадоксально, обсуждение с клиентом РЕАЛЬНОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ и случаев «выноса информации» из консультативных /терапевтических отношений, только укрепляет доверительность в этих отношениях. Ведь главным является не вообще вынос любой информации, а распространение сведений, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ тем или иным образом клиента, его репутацию, имидж, личность в целом. Если клиент заранее знает, за что реально отвечает психолог, а что не может контролировать, уровень доверия и безопасности клиента сильно возрастает.
Полезно сразу обсудить (и, если возможно, даже зафиксировать письменно) ситуации, когда определенная информация «выносится» психологом: когда клиент делится информацией, которая представляет реальную угрозу жизни других людей или его собственной (суицид); когда клиент сообщает психологу о противозаконных действиях; когда правоохранительные органы или страховые компании запрашивают информацию о клиенте; когда психолог обсуждает «кейс» со своим супервизором или в учебном контексте. При этом важно подчеркнуть клиенту, что даже в случае передачи информации, которая может быть опасна или противоречит интересам клиента (в этом смысле пункт первый в кодексе педагога-психолога - см. выше - в реальности невозможен), психолог постарается максимально защитить клиента и не употреблять интерпретации, которые могут скомпрометировать клиента, а опираться только на факты.
Хорошо бы обсудить с клиентом и случаи, когда клиент делится «конфиденциальной» информацией - например, в случае, если клиент жалуется в администрацию Центра на работу психолога, полезно максимально доносить фактологический материал и контекст работы психолога, а не скрывать информацию за общими суждениями и оценками.
4. Четвертый комментарий. Психолог и Организация.
Я выделил в отдельный пункт обсуждение взаимодействия психолога и ОРГАНИЗАЦИИ, к которой он принадлежит, или по контракту с которой он работает, поскольку в российском психологическом сообществе, на мой взгляд, в этом месте много путаницы. Если частный психолог отвечает за безопасность, полезность психологической работы с клиентом САМОЛИЧНО, то в тех случаях, когда психолог работает под эгидой какой-либо ОРГАНИЗАЦИИ, то как правило, ОРГАНИЗАЦИЯ несет ответственность за результативность работы, за конфиденциальность и другие аспекты психологической работы с клиентом, и собственно юридически клиент заключает договор с ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Поэтому «закрывание» психологом информации от ответственных лиц «своей» организации (что зачастую наблюдается) вообще-то является абсурдным.
Другое дело, что клиент все-равно может испытывать дискомфорт от такого распространения информации, да и администрация психологических центров в России не всегда знакома со своей ответственностью за конфиденциальность информации. В связи с этим психолог может обсудить с администрацией организации, что он не сообщает без необходимости подробности личной/внутренней жизни клиента, но уж ни в коей мере психолог не имеет права просто самовольно «не предоставлять» информации о клиенте администрации, под предлогом «принципа конфиденциальности». И разумеется, клиент должен быть предупрежден о таком «командном» хранении информации. Собственно, именно это обсуждается в пункте В.7.4 ЭК гештальт-терапевта ЕАГТ про включенность психолога в более широкий процесс и систему.
Я на своем личном опыте столкнулся с «командной ситуацией ответственности» на международном Интенсиве GATLA, когда мой терапевт (я был супервизором) попытался закрыть от администрации «конфиденциальную» информацию, полученную от клиента о том, что клиент является ВИЧ инфицированным, и не уведомил об этом ни администрацию Интенсива, ни своего партнера по комнате, в которой он жил на Интенсиве. Администрация Интенсива напомнила мне как супервизору и моему терапевту, что в этой ситуации мы оба просто обязаны сообщить администрации данный факт, поскольку именно она несет юридическую/финансовую ответственность, если неинформированный партнер по комнате «вдруг» заболеет СПИДом и выставит гигантский финансовый иск к администрации Интенсива.
Клиент может быть тоже включен в «более широкую систему» в рамках своей жизни - например, является несовершеннолетним, зависимым (психологически или финансово- его сеансы оплачивает другое лицо), проходит так называемую «принудительную психотерапию» и т.д. В этих случаях он также ОБЯЗАН предоставлять другим лицам, не вовлеченных непосредственно в терапевтический процесс, некую информацию о процессе собственной терапии/консультирования. Объем и содержание этой информации является предметом переговоров как с психологом, так и с представителями этой «более широкой системы» клиента.
5. И последний комментарий. Конфиденциальность о консультанте/терапевте.
Мы уже касались выше того факта, что не только профессиональный психолог отвечает за разумное ограничение распространения информации о консультативных/терапевтических процессах, но и сам клиент. Тем не менее мне кажется важным еще раз вернуться к этой важной теме.
Исторически сложилось, что психотерапия/психологическое консультирование прежде всего позаботилась, чтобы зафиксировать в ЭК правила поведения профессионала-психолога (что понятно - надо оптимально регламентировать деятельность специалиста). В результате в общественном мнении часто бытует предположение о том, что конфиденциальность соблюдает Психолог, а Клиент свободен от таковых обязательств. При использовании экспертных психологических методов (с чего начиналась психотерапия и психологическая практика) - психоанализа, бихевиоральной -поведенческой терапии - личность психолога в терапевтическом процессе достаточно закрыта и защищена.
С развитием так называемых гуманистических психологических методов, предполагающих большую ответственность клиента, достижение результатов терапии за счет диалогического контакта, психолог принципиально более открыт в контакте, делится своими эмоциональными переживаниями, фактами из собственной жизни и т.п. Вследствие чего психолог-профессионал нуждается в не меньшей защищенности в плане конфиденциальности!
Но поскольку в ЭК этого не впишешь - там нет правил для клиента, то обычно данная регламентация записывается в специальный контракт с клиентом - там же кстати описываются санкции в том случае, если клиент/терапевт пропускает назначенную сессию, опаздывает, правила изменения сеттинга без штрафных санкций и др. Резюме: клиент также несет ответственность за конфиденциальность информации, касающейся психологической работы с ним и личности психолога.
«Эпилог».
Возвращаясь к случаям сексуального контакта учителей со школьниками, обсуждение которых в Фейсбуке сподвигло меня к написанию этих комментариев, и ни в коем случае не оценивая действия конкретных психологов в конкретной школе, поскольку знаком только с массмедийными «фактами», которые, как известно, надо перед рассмотрением непонятно насколько множить и делить, позволю себе высказать экспертно- профессиональное мнение о том, как, на мой взгляд, было бы корректно действовать психологу в случае получения информации о сексуальном взаимодействии учителей и школьников.
При этом буду опираться на свой прошлый опыт руководителя психологической службы в двух известных в Москве школах - в «Школе Самоопределения» №734 (Директор -А.Тубельский) и в УВК «Измайлово» № 1811 (Директор - А. Рывкин) и буду описывать ниже свои действия из роли руководителя таковой службы. Опять же подчеркиваю, что выражаю здесь исключительно СВОЕ мнение, а не СОЦИАЛЬНО ПРАВИЛЬНОЕ, но надеюсь, что оно может быть полезным при формировании собственного мнения читателя).
Если к психологу службы обратилась бы за психологической помощью/поддержкой школьница старше 16 лет и рассказала бы о сексуальной связи с сотрудником школы, я бы ПОТРЕБОВАЛ от психолога сообщить в адекватной форме школьнице о том, что данная информация в каком-то виде ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть донесена до сведения администрации школы, и обсудить с клиенткой, в какой наиболее защищенной форме (для нее и для учителя) это возможно сделать.
Напомнил бы психологу о том, что необходимо быть максимально поддерживающим по отношению к клиентке (независимо от того, переживает ли она свои сексуальные отношения как романтическую взаимную любовь, или как насилие), но быть ясным при информировании клиентки о том, что данные отношения противоречат школьному кодексу и неизбежно вызовут социальную конфронтацию. И еще попросил бы психолога обязательно взять письменное подтверждение ее добровольного согласия на сексуальные отношения или подтверждение того, что она считает их в той или иной степени принуждением со стороны учителя (поскольку от этого зависит является ли психолог и я как руководитель службы в случае БЕЗДЕЙСТВИЯ соучастниками социально квалифицируемого ПРЕСТУПЛЕНИЯ или нет).
Психолог, на мой взгляд, ОБЯЗАН сказать клиентке, что в его ОБЯЗАННОСТИ также входит разговор с Учителем - сексуальным партнером (поскольку в рамках школы Учитель в данной ситуации является вынужденным подопечным клиентом), и обсудил бы с клиенткой ее возможные пожелания к этому разговору и возможности удовлетворения ее ожиданий.
Если бы администрация школы и сам учитель не предприняли бы никаких усилий по решению данной ситуации (либо начали бы «тормозить», сначала пообещав что-то сделать), я бы сообщил им, что в МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ как руководителя психологической службы входит в таком случае информирование высших инстанций в сфере образования, либо в случае переживания клиенткой ситуации как НАСИЛИЯ - обращение в правоохранительные органы. (Под «решением данной ситуации» подразумевается не некий «хэппиэнд», а различные возможные действия - остановка сексуальных отношений, оформление брачных отношений - которые снимают часто уголовную ответственность даже при ситуации насилия, разговор директора и учителя с родителями школьницы и др.).
При ситуации насилия, или в том случае, когда школьнице было бы менее 16 лет, или сексуальные отношения гомосексуальны, я как руководитель службы, дал бы указания психологу или самостоятельно предпринял бы меры по ПРЕКРАЩЕНИЮ обсуждаемых сексуальных отношений В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, когда мною была бы получена информация об этих отношениях (о чем необходимо было бы уведомить, конечно, клиентку/ клиента и отвечающих за них лиц, а также администрацию школы). Поскольку в случае драматических событий - последствий данных сексуальных отношений (например, попыток суицида, суицида или других насильственных действий), ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРОМЕДЛЕНИЕ пришлось бы в том числе руководителю психологической службы и психологу.
Если бы подчиненный мне психолог отказался бы (возьмем крайний случай) выполнять мои требования как руководителя службы, я попробовал бы еще раз обсудить с ним мои аргументы, но в случае его ПРИНЦИПИАЛЬНОГО НЕСОГЛАСИЯ с обсуждаемыми мной стратегиями и ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДРУГИХ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ с клиенткой (в частности, блокировки от всех полученной информации), я позволил бы отстранить данного психолога от консультативной/терапевтической работы с данной клиенткой В РАМКАХ ШКОЛЫ (я не могу запретить ему частную практику с данной клиенткой).
В дальнейшем я мог бы рекомендовать психологу обсудить этот кейс с супервизором, а в случае его отказа и «упорствовании» в стратегиях работы, противоречащих принципам психологической работы с насилием в рамках специализированного консультативно/ терапевтического направления (в частности, гештальт- метода), я мог бы обратиться в этический комитет соответствующей ассоциации с целью получить «третейское мнение» по данному кейсу и вообще по стратегиям работы этого психолога. И в случае подтверждения моего предположения об опасности деятельности психолога в сфере школьного образования, я как руководитель службы мог бы предложить ему не работать в нашей команде психологической службы.
Для того, чтобы ставить вопрос перед соответствующей профессиональной психологической ассоциацией о полной дисквалификации какого-либо практического психолога, требуется намного более серьезный анализ фактических действий психолога-практика и доказательств его «вредоносности». Честно говоря, я не слышал о подобных случаях в российском контексте. С попытками привлечения психологов к уголовной или гражданской ответственности я неоднократно сталкивался, но не слышал опять же, чтобы кому-то присудили какой-либо срок лишения свободы. Не знаю, радоваться этому или огорчаться…

– это сведения, которые становятся известными какому-либо лицу в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей и которые он не имеет права ни распространять, ни использовать в своих интересах. Соблюдение тайны способствует защите интересов граждан и ограничению доступа к сведениям, которые они считают конфиденциальными.

профессиональная тайна — это секретная информация

Владелец сведений называется доверителем, тот, кому он доверил тайну, — держателем. Работники государственных органов называются пользователями, так как законодательство разрешает им пользоваться этими сведениями для выполнения своих служебных , при условии что они не доверяют данную информацию третьим лицам.

Чтобы информация считалась профессиональной тайной, она должна соответствовать следующим условиям:

  • Информация действительно секретная, не предназначенная для широкой общественности.
  • Держатель тайны узнал ее для того, чтобы быть в состоянии предоставить профессиональные услуги.
  • Держатель не является государственным или муниципальным служащим (тогда информация классифицируется как служебная тайна).
  • Закон защищает эту информацию, потому что ее распространение может нанести ущерб доверителю.

Таково общее представление об этом понятии, основанное на законах, рассматривающих профессиональную тайну в контексте какой-либо отдельной сферы деятельности. Обобщенное понятие было введено в 2006 г. Законом об информации и ее защите. Федеральный закон, где разъяснялось бы, какие виды профессиональной тайны существуют и каким образом карается нарушение тайны, на данный момент отсутствует в своде законов Российской Федерации.

Различие между профессиональной и служебной тайной

Служебная тайна и профессиональная тайна — это разные понятия

Четкого разграничения между служебной и профессиональной тайной не проведено. Информация относится к одной из этих двух категорий на основании того, была ли она получена служащим муниципального/государственного учреждения или работником организации, оказывающей профессиональные услуги.

В связи с этим возникает много вопросов. Например, судья получил от нотариуса сведения о , представляющие собой профессиональную тайну, и воспользовался ими для принятия решения в суде. Будет ли эта информация считаться служебной тайной, учитывая, что она используется государственным должностным лицом?

Другой пример: в некоторых источниках к профессиональной тайне относится следственная тайна и тайна совещания судей. Первая связана со сведениями о том, как идет расследование. Только уполномоченные лица (следователь, прокурор) имеют право предоставить эту информацию общественности. Учитывая интересы следствия и принимая во внимание свое профессиональное чутье, они могут прийти к выводу, что какие-то сведения не защищаются законом об информации в качестве профессиональной тайны, потому что малозначимы.

Вторая тайна запрещает освещать то, что происходит во время совещания судей, включая мнения, которые они высказывают. Таким образом минимизируется возможное давление на судей и обеспечивается объективность вынесенного решения.

В других источниках эти две тайны определяются как служебные. Как правило, служебными называются все тайны, которые не являются профессиональными. Ввиду отсутствия закона о профессиональной тайне возникает путаница в классификации. Это показывает, что назрела необходимость в разработке закона о профессиональной тайне, проясняющего все вопросы.

Тайна в юридической практике

Закон позволяет выделить следующие виды профессиональной тайны, связанные с оказанием юридических услуг:

Нотариальная тайна

И его сотрудники не имеют права раскрывать кому-либо информацию, которую они узнали в процессе выполнения нотариальных действий. Они обязаны хранить молчание, даже когда оставят это место работы. Перед получением полномочий нотариус дает присягу, в которой обязуется хранить профессиональную тайну.

Адвокатская тайна

Адвокат обязан держать в секрете все, что узнает от клиента

Тайной считается все, что сообщит адвокату человек, обратившийся за его помощью, и факты, которые адвокат узнает, оказывая профессиональные услуги. Закон запрещает вызывать его в суд как свидетеля, чтобы задать ему вопросы, так или иначе связанные с этой тайной. Даже если он потеряет свой статус адвоката, он не сможет раскрыть эту тайну.

Если суд вынесет решение об обыске офиса или жилья адвоката и будут обнаружены какие-то материалы, относящиеся к делу лица, нанявшего адвоката, они не могут быть использованы в ходе (исключением является орудие преступления).

Адвокатская тайна – один из наиболее защищенных законом видов профессиональной тайны. Ее нарушение адвокатом приводит к административной и в зависимости от степени серьезности нарушения.

Понятие адвокатской тайны и адвокатской неприкосновенности, как гарантии сохранения адвокатской тайны:

Тайна завещания

– это документ, с содержанием которого заинтересованные лица должны быть ознакомлены после смерти завещателя. Те, кто вместе с ним участвует в подготовке текста завещания, его подписании и заверении (нотариус, иногда свидетели, законный представитель или переводчик), не имеют права предоставлять какую-либо информацию о пунктах завещания, равно и о внесенных дополнениях и исправлениях.

Разглашение этой тайны не карается законом, но заявитель может обратиться с иском, требуя компенсировать ему моральный ущерб за несвоевременное сообщение информации из завещания заинтересованным или посторонним лицам.

Тайна в сфере экономической деятельности

Раскрытие тайны, относящейся к экономической деятельности, может нанести серьезный материальный ущерб интересам доверителя. В этой сфере профессиональная тайна часто граничит с коммерческой.

Аудиторская тайна

Врачебная тайна как профессиональная обязанность врача

Организации и отдельные лица, занимающиеся аудитом предприятий (т. е. проверкой их экономической деятельности) лишены возможности распространять документы, предоставленные им в ходе проверки, и делиться информацией об операциях, которые производятся данными предприятиями. Исключение составляют те случаи, когда руководство предприятия дает им письменное разрешение.

Банковская тайна

Она включает личные данные клиентов банковского учреждения и данные об их операциях и счетах. Работники банка не имею права сообщать количество вкладов клиента, какая сумма находится у него на счету/счетах, как часто он совершает операции перевода/снятия/обмена денег и т. п. Некоторые специалисты относят банковскую тайну к коммерческой тайне, поскольку речь идет о коммерческих интересах клиентов.

Тайна страхования

Гражданский кодекс предусматривает наказание за нарушение этой тайны страховщиком. В нем оговорено, что тайной считаются не только заключенные договора страхования, но также общие сведения о материальном положении заинтересованных сторон, их состоянии здоровья. Данное положение имеет силу, когда страховщик представлен физическим лицом и когда он является организацией.

Тайна, связанная с этическими соображениями

Существует информация, которую не следует распространять скорее по этическим соображениям, чем в связи с нанесением материального вреда. Она затрагивает вопросы совести и межличностные отношения.

Тайна исповеди

Это выражение означает, что священнослужитель не имеет права рассказывать кому-либо то, что он услышал на исповеди. Закон не позволяет опрашивать его как свидетеля на заседании суда, если вопросы касаются содержания исповеди. Священник несет моральную ответственность за соблюдение тайны. Если он нарушит тайну, то юридических последствий не будет, так как наказание за раскрытие тайны исповеди не оговаривается в законе.

Тайна усыновления

Государство учитывает морально-этический аспект усыновления. Цель этой процедуры не просто обеспечить ребенка жильем и пищей, но дать возможность радоваться семейной жизни. За раскрытие тайны предусмотрена гражданская и уголовная ответственность. От судей, работников органов попечительства, представителей администрации закон требует молчания. Единственные, кто имеет право открыть эту тайну, — это сами усыновители.

Другие виды профессиональной тайн

Эти виды тайны отдельно оговариваются в законодательстве России:

Врачебная тайна

Никто не имеет право вскрывать чужие сообщения!

Врачи дают клятву, в которой обещают сохранить тайну пациента. К этой тайне можно отнести сам факт обращения за помощью в медицинское учреждение. Такого подхода особенно строго придерживаются в организациях, работающих с психически больными людьми, занимающихся искусственным оплодотворением, донорством, трансплантацией органов.

В каком состоянии находится здоровье гражданина, каковы результаты сданных анализов, какой диагноз был поставлен и какой метод лечения был выбран – все это сведения, которые больной считает конфиденциальными. Поэтому медработникам запрещено сообщать об этом посторонним лицам иначе как с разрешения доверителя.

Тайна связи

Соответствующий федеральный закон гарантирует сохранение конфиденциальности любых сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону, при помощи электросвязи. Вскрыть сообщение и ознакомиться с его содержимым (или прослушать, если это телефонное сообщение) разрешается только при наличии постановления суда.

Перевод и получение информации по этому поводу также является тайной для всех граждан и организаций, кроме отправителя и получателя или лиц, которым они выдали доверенность.

Таким образом, профессиональная тайна присутствует во многих сферах жизни. Она дает гражданам и юридическим лицам право не раскрывать секретные сведения и защищает это право. Понятие профессиональной тайны нуждается в дальнейшем уточнении и введении единых норм наказания за ее нарушение.


5. Что означает понятие «профессиональная тайна»?
Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности.

6. Раскройте содержание принципа ненанесения ущерба.
Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека.

8. Назовите основные уровни методологии и коротко охарактеризуйте их.
Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
О философской методологии говорят как о той основе, на которой базируется деятельность; это учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Крупные философские учения выступают в роли методологической основы определенных научных направлений. К этому уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания. К положениям, составляющим общую методологию науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики:
- материя первична, а сознание, психика – вторична;
- окружающий мир познаваем для человека;
- все в мире находится в непрерывном движении, изменении;
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- источником развития является единство и борьба противоположностей;
- развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного;
В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней: уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень метода как конкретной методики (или способа действий с объектом).
К общенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например:
- концепции системного научного анализа;
- структурно-уровневый подход;
- кибернетические принципы описания сложных систем и др.;
Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.
На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод. К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).

10. Какие принципы относятся к методологическим принципам психологии?
Применитель...
**************************************************************

Толкование

профессиональная этика психолога

психолог: этика профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения - как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

В первую очередь это - универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:

5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности - неразглашения сообщенных сведений;

7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

Словарь практического психолога . - М . : АСТ , Харвест . С . Ю . Головин . 1998 .

    измерения в психологии

См. Также в других словарях:

    Профессиональная этика психолога ПОО - Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

    - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

    профессиональная этика в психодиагностике - (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… … Большая психологическая энциклопедия

    Профессиональная этика (professional ethics) - Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

    этика психолога профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психолог: этика профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

    психодиагностика: этика профессиональная - практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно психологический… … Большая психологическая энциклопедия

    Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications) - Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с… … Психологическая энциклопедия

    Удостоверение квалификации (credentialing) - Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования… … Психологическая энциклопедия

    Компетентность в психологии (competency in psychology) - В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия

    Профессиональная этика , О. В. Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 - Психология (квалификация "бакалавр"). В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 603 руб

    Профессиональная этика , Ольга Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 - Психология (квалификация"бакалавр").В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 540 руб

    Профессиональная этика , Одинцова О.В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 482 руб

Другие книги по запросу «профессиональная этика психолога» >>

17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика,

клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта