Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим
теоретическая часть к изучению обязательна!
Распевание перед пением имеет три основные функции.
1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.
2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)
По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.
Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.
В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.
Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.
Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.
Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!
Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.
Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.
1)
"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".
2)
Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.
3)
Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.
4)
Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.
5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.
6)
Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.
7)
Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.
8)
Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.
9)
Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.
10)
Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.
11)
Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.
12)
Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.
13)
Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.
14)
Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.
15)
Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.
16)
В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.
Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.
18)
Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.
19)
В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".
Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).
По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.
Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.
Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.
Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.
Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.
Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.
На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.
Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!
Вам также может быть интересно:
Надеюсь, что даже в самом насыщенном расписании Вы находите время для отработки своих навыков эффективного общения, активно практикуетесь в словесной импровизации, оттачиваете мастерство убеждающего выступления. И даже выкраиваете 5-7 минут ежедневно для речевой артикуляционной гимнастики!
А сегодня, чтобы добавить в наши тренировки разнообразия и свежести, предлагаю, как и обещал в предыдущем выпуске, изучить упражнения еще одной (как всегда – очень полезной!) разминки – для голоса. Итак, тема сегодняшнего выпуска –
Вы, конечно, помните из предыдущих выпусков, что характеристики голоса – важнейшая составляющая выступления оратора, один из «трех китов» его успеха. Голос выразительный, красиво окрашенный, богатый интонациями может творить с аудиторией чудеса, влияя на самые глубинные пласты подсознания слушателей.
В чем отличие «поставленного», тренированного голоса от простого? В подавляющем большинстве люди, не работающие с голосом профессионально, говорят «горлом» – используют только голосовые связки – и, увы, «зарабатывают» ларингиты и фарингиты. А профессионал для извлечения звука «включает» существующие в нашем организме естественные полости – их называют РЕЗОНАТОРАМИ. Одни из основных – резонаторы живота и груди, на разминке поучимся ими пользоваться.
Другая важная особенность – звучание «на опущенной гортани». При обычном повседневном говорении наша гортань обычно находится в поднятом, напряженном положении и быстро устает. Умение говорить с опущенной, расслабленной гортанью, «на зевке», помогает говорить и много дольше, и гораздо красивее. Для того, чтобы примерно ощутить, что это значит, положим ладонь на свое горло и изобразим зевок – почувствуем, что под ладонью гортань переместилась книзу. Теперь попробуем ее там оставить и сказать несколько слов. Как ощущения?
Впрочем, по этому поводу не буду пытаться отнять хлеб у профессионалов – чтобы научиться говорить с опущенной гортанью, рассылки явно недостаточно, нужен хороший тренинг постановки голоса.
На качество говорения оказывает существенное влияние и наше дыхание. Многие знают, что дышать можно по-разному. Если не вдаваться в подробности, люди используют два основных типа дыхания – грудное и диафрагмальное (его еще называют брюшным). Внешне их отличить довольно легко, можете себя проверить прямо сейчас. При грудном типе дыхания грудная клетка приподнимается на вдохе и опускается на выдохе. При диафрагмальном – на вдохе живот слегка выпячивается вперед, а на выдохе втягивается внутрь. И примите мои поздравления, если обнаружили, что дышите диафрагмально – это как раз то, что надо для хорошего голоса в целом и для качественной голосовой разминки в частности)).
Если нет – ничего страшного, диафрагмальному дыханию можно довольно быстро научиться, оно физиологично и полезно для здоровья.
Итак – нам предстоит ответственное выступление или важный разговор. Мы хотим добавить своему голосу звучности, солидности, красоты – мы делаем упражнения голосовой разминки.
Очень хорошо, если перед этим у нас нашлось хотя бы несколько минут для упражнений речевой (артикуляционной) разминки – это значительно усилит эффект воздействия разминки голосовой.
Выбираем удобную расслабленную позу – основная поза оратора вполне подойдет, но можно и сидя. Руки свободно висят вдоль туловища, плечи развернуты, подбородок чуть приподнят. Перед началом разминки делаем «контрольный заход» – негромко вслух проговариваем четыре строчки любого детского стихотворения, например – «В лесу родилась елочка» или «Наша Таня громко плачет». Проговариваем (не поем!) – и прислушиваемся к собственному голосу: как звучит, насколько глух-звонок, тих-громок и так далее. Запомнили?
Теперь приступаем к упражнениям разминки:
Представляем себя большой органной трубой или виолончельной струной
Делаем (очень желательно – ДИАФРАГМАЛЬНЫМ способом) спокойный, довольно глубокий (но не запредельный) вдох.
На выдох широко раскрываем рот и громко (ГРОМКО! ГРОМКО!!! ),душевно гудим-тянем-пропеваем звук
А-А-А-А-А – непрерывно, пока не кончится воздух. Когда он кончится, делаем еще такой же вдох – и продолжаем. Делаем 2-3 таких протяжных пропевания.
Во время «гудения» стараемся:
Если получится, опускать гортань, звучать «на зевке»;
Мысленно постоянно переводить зарождающийся в нас звук из горла в грудь и живот, чтобы он «возникал» именно там;
Держать подбородок чуть приподнятым, оставляя при этом расслабленными мышцы шеи и область горла;
Во время звучания постепенно напрягать и втягивать внутрь мышцы живота, словно выжимая воздух из живота-груди. На вдохе будет достаточно мышцы просто расслабить – и воздух войдет в легкие быстро и бесшумно.
Кстати – правильным вокалом в целом и этими упражнениями в частности можно так «прокачать» мышцы живота, что никакой фитнес не понадобится))
Время от времени в процессе гудения можно мягко прикладывать ладонь к груди. Если мы все делаем правильно, ладонь будет ощущать легкую вибрацию – значит, порядок, резонаторы резонируют)).
Закончив работу с «А», делаем небольшую паузу в 15-20 секунд, во время которой проверяем, не возникло ли в теле (особенно в области горла и шеи) непроизвольных излишних напряжений, встряхиваем мышцы, расслабляемся – и, сделав новый вдох диафрагмой, продолжаем пропевать следующий звук.
Всего звуков пять, пропеваем их в такой последовательности:
А-Э-И-У-О.
Начать можно с последовательности полегче:
А-Э-О
и постепенно переходить к полному набору. Заканчивать я рекомендую всегда самым красивым и певучим звуком О, представляя себя где-нибудь в кавказских горах за щедро накрытым столом – звук сразу становится насыщеннее и ярче)).
Закончив ряд, произнесем снова то самое четверостишие, которое декламировали перед началом разминки. Есть изменения?
Если изменения явно чувствуются – наш голос стал более густым, сочным, насыщенным – это значит, что мы в нашей голосовой разминке все сделали правильно. Если изменения пока не слишком заметны – ничего страшного. Голос – явление очень индивидуальное, тонкое. Возможно, Вам нужно позвучать в следующий раз несколько подольше или погромче – и изменения через несколько занятий обязательно появятся.
На этой позитивной и жизнеутверждающей – сильно, густо и бархатисто звучащей – ноте я призываю Вас, друзья, активно перейти от теории к практике и сразу же отработать упражнения голосовой разминки.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Поговорим о разогреве перед пением... Кто-то может сказать: "Зачем всё усложнять? Я вот, например, пою для себя не разогреваясь и всё бывает нормально!" Отчасти это так, но не совсем. Когда вы просто поёте - это одно; а, например, когда вы занимаетесь вокалом или собираетесь выступать - это совершенно другое дело. Во втором случае ваш голос испытывает намного большую нагрузку (физическую либо психологическую), и разогрев, во-первых, позволит вам легче с этой нагрузкой справиться, и, во-вторых, может предотвратить получение травмы. Вы же не побежите 100-метровку не разгрев мышцы? Вот так и с вокалом.
На нашем тренинге для начинающих "Начни петь за 1 день! ", помимо прочего, есть очень классные телесные упражнения, чтобы вы могли быстро привести своё тело в состояние полной голосовой готовности и получать максимальный эффект от занятий вокалом.
Теперь ещё несколько советов:
Так вы снимете телесные зажимы и вместе с ними зажимы гортани. Тогда все вокальные упражнения и само пение вам будут даваться легче, а голос будет звучать красивее. Время разминки и упражнения - на ваше усмотрение. Но как минимум нужно сделать вот что: поднимите руки над головой и потяните их как можно дальше; затем сделайте несколько наклонов, руками постарайтесь достать до пола (в это вся верхняя часть тела должна быть расслаблена); затем разомните плечи и шею, чтобы снять оставшееся напряжение. После этого можно приступать к вокальным упражнениям.
Выберите любую фразу, например: "один, два, три, четыре, пять". Просто произнесите её так, как вы обычно разговариваете без повышения или понижения интонации (на одной ноте). Старайтесь тщательно проговаривать слова, чтобы разогревался артикуляционный аппарат. После этого повторите ту же фразу на полтона выше. Так пройдите на несколько полутонов вверх, потом вниз, оставаясь в рамках комфортного диапазона. Полутон - это разница в звуке между двумя соседними клавишами на фортепьяно или синтезаторе (включая черные) или двумя соседними ладами на гитаре. Если у вас нет инструмента, можете использовать какую-нибудь программу, например "Пианино 3.0" Вконтакте (http://vkontakte.ru/vk_piano). "Вниз по полутонам" значит влево на пианино - более грубый звук. И, соответственно, наоборот. Это упражнение позволит вам почувствовать вибрации в груди, горле и во рту. И кроме того, иногда во время пения бывает нужно так пропеть фразу на небольшом выдохе (как речитатив).
Немой звук - это когда вы тянете звук "М-м-м", не открывая рта. Во время выполнения этого упражнения почувствуйте, где в вашем теле вибрируют те или иные ноты (в животе, в груди, в голове и проч.). Начните с комфортной ноты в середине диапазона, потом пройдите вниз по полутонам, потом поднимитесь вверх (пока это комфортно для вас).
Помните звук, который вы издаёте, когда зеваете? Мы это используем. Нужно на одном длинном протяжном зевке "проползти" голосом вниз до самой низкой ноты и вверх до максимально высокой ноты. Так зевнуть нужно несколько раз. Это очень хорошо разогревает голосовые связки, т.к. заставляет их буквально растягиваться и сжиматься как резиновые. Кроме того, ощущение зевка и это упражнение в частности, очень важно для постановки голоса и расширения диапазона (об этом будем писать в другом выпуске).
Используйте такое сочетание гласных: "А Э И О У". Их нужно пропевать на одной ноте, слитно, одна гласная перетекает в другую. Каждую гласную пропевать в течение 1-2 секунд. Начните с середины диапазона, пройдите вниз потом поднимайтесь наверх до самых низких и высоких нот своего диапазона соответственно. В целом эта разминка может занять у вас минуту или несколько и позволит разработать артикуляционный аппарат и выработать кантилену ("напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии").
Вообще, дикция очень важна для исполнителей. В конечно итоге, если ваши слушатели не поймут, о чем вы поёте, они не смогут по достоинству вас оценить. Поэтому снова выполняем предудущее упражнение, только вместо гласных берем какую-нибудь скороговорку, например "шла саша по шоссе и сосала сушку". Старайтесь очень тщательно выговаривать слова. Не важно, в каком музыкальном стиле вы работаете, если у вас будет отличная дикция, от этого будет только лучше.
Запишитесь в один клик!
Распевка для голоса - это то, с чего начинается любой вокальный урок. Она, словно физическое упражнение, развивает подготавливает их к дальнейшим нагрузкам, пробуждает. Пренебрежение подобной разминкой может привести к большим проблемам, которые будут связаны с голосом и возможностью петь. В данной статье мы рассмотрим несколько вокальных упражнений, которые необходимо знать и пропевать каждому вокалисту.
Прежде чем вы приступите к разогреву, необходимо занять подходящую позу. Ни в коем случае не пойте сидя, согнувшись, или тем более, поджав ноги к груди. Воздух должен свободно циркулировать через все тело, мышцы должны быть расслаблены, мысли свободны. В таком состоянии любая распевка для голоса отлично разогреет связки, подготовит их к новым высоким (или низким) нотам, которые вам придется взять в серьезных произведениях.
Итак, для начала немного помычим. Представьте, что через все тело проходит большой канат, который своим концом достигает потолка. По нему должен выходить звук, плавно и равномерно. Такая распевка для голоса рассчитана на разработку резонаторов: верхнего и нижнего. Первый находится в переносице, а второй расположен в области груди. Если вы все время поете басом, то логично будет разрабатывать именно нижний резонатор. Если же ваш голос - сопрано и выше, то работайте через
Также наши вокальные связки отлично развивает распевка для голоса под названием «пылесос». На протяжении нескольких минут произносите звук, который представляет собой что-то среднее между «в» и «ф». Сначала глубоко вдохните, а потом начинайте выпускать воздух через рот, произнося подобный звук. Представьте, что изо рта равномерно и спокойно вытекает вода.
Теперь рассмотрим именно вокальные, основанные на мелодии и ладах распевки для голоса. Слова первой из них всем прекрасно знакомы: "Ми-Мэ-Ма-Мо-Му". Повторят эти слоги необходимо на одной ноте, с каждым разом повышая ее на полтона. Начинайте с самого нижнего звука, который доступен диапазону вашего голоса. Постепенно вы дойдете и до верхнего показателя. Для того чтобы упражнение стало более эффективным, вернитесь по всем пропетым нотам аналогично вниз.
Многие упражнения для распевки голоса строятся на квартовом или квинтовом звукоряде, который начинается с тонической ступени мажорного лада. Если пропевается только четыре ступени, то чаще всего растягивается слово «ми-я». На первые четыре ноты (движение вверх) приходится слог «ми», когда мы голосом спускаемся к тонике, пропеваем слог «я». Звук «ми-я» можно заменить на «зи-ма» и любые другие сочетания слогов.
Чаще всего квинтовые распевки начинают петь с пятой ступени мажорного лада, спускаясь к тонике. Один из вариантов слов - «родина моя», где каждый слог соответствует своей ноте. Постепенно такая распевка может повышать свой лад на полтона или понижать. Аналогично предыдущему случаю слова «родина моя» можно заменить на любой другой набор слогов.
Содержимое:
Перед тренировкой всегда нужно разогревать мышцы, и голосовые связки - не исключение. Для долгосрочного здоровья ваших голосовых связок полезно будет перед пением или каким-либо выступлением делать распевку. Существует несколько упражнений, которые вам в этом помогут. Если у вас намечается выступление, то во избежание усталости и возможных повреждений голосовых связок, делайте 10-минутные распевки несколько раз на протяжении дня. Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.