Главная » 3 Как собирать » Сложности отношений: почему манипуляции — это плохо. Начальная тактика борьбы с манипуляциями

Сложности отношений: почему манипуляции — это плохо. Начальная тактика борьбы с манипуляциями

Большинство людей считают, что манипуляция – это нечто плохое, что ни в коем случае нельзя производить над людьми. Основными причинами такого мнения считаются убеждения о том, что люди-манипуляторы пытаются добиться для себя успехов посредством других людей. В медицине же это слово означает действия со специализированными предметами.

Но вернёмся к вопросу о манипуляции в отношениях между людьми. В то время, когда в мире было разрешено рабство, многие люди пользовались этой привилегией с удовольствием, и считали, что вправе делать со своими рабами все, чего пожелают. Сейчас, к счастью, этого проделывать нельзя, но тем ни менее все можно встретить людей, которые не прочь удовлетворить свои потребности за счет других. Сейчас существует множество терминов и синонимов, связанных с манипуляцией. Для некоторых психологов ближе определения господства над разумом, контроль сознания, программирование поведения и мыслей, принуждение к чему-либо. А для других самое главное не определение и не процесс достижения цели, а сам результат, то есть результат достижения своих целей посредством другого, господство, выигрыш.

Основополагающим фактором в любого рода манипуляции является психологическое воздействие на индивида. А после этого и воздействие человека на другого, как на средство для достижения своих выгод и целей. Манипулирующий играет на слабостях испытуемого, подчиняет его волю себе. Процесс манипуляции вызывает негативное или позитивное возбуждение у человека, к которому она применяется, она провоцирует его на действия, которые он не собирался делать или никогда бы не совершил сам. Если смотреть на акт манипуляции с религиозной точки зрения, то она расценивается как большой грех.

В других ситуация манипуляции с разумом человека просто необходимы. Например, человек пережил очень страшную катастрофу, потеряв все что было, всех близких или просто оказался в центре жестоких событий, которые чуть ли не довели его до сумасшествия. В этом случае манипуляции опытного специалиста помогут пациенту заблокировать самые страшные картины и потихоньку вывести его из состояния шока, помогут вернуть к полноценной жизни.

Смотреть на психологическую манипуляцию можно по-разному, но итог зависит только от человека, чьими руками она используется.

Слово «манипуляция» обычно ассоциируется с чем-то нехорошим и негативным.

  • По телевидению манипулируют моим сознанием и впихивают определенное мнение…
  • В супермаркете манипулируют моими эмоциями и впаривают ненужные продукты…
  • Цыгане манипулируют и выманивают деньги…
    – вот типичные представления обычного человека о манипуляциях.

Однако, по определению,
Манипуляция – это (всего лишь) скрытое воздействие одним человеком на другого. Скрытое от сознательного контроля.

Да, конечно, не очень приятно, что нечто может происходить без моего контроля. Но ведь никого не ужасает, что завтра может неожиданно пойти снег или град? Это вполне приемлемое событие, и оно вне зоны контроля человека. А как Вам тот факт, что миллионы людей прямо сейчас поступают так, как они хотят - вне зависимости от Вашего личного мнения и Вашего контроля?

Нож сам по себе - не плохой и не хороший. Все зависит от того, в чьих руках он находится. В руках хирурга он используется для сохранения жизни, в руках преступника - наоборот. Поэтому и манипуляцию нужно рассматривать в используемом контексте, а, также, важны цели, с которыми она применяется. Результаты применения манипуляции могут как приносить благо, так и наносить ущерб.

Классификации манипуляций

Существует большое многообразие манипулятивных приемов, которые по-своему классифицируются разными авторами.

1) ПРИНУЖДЕНИЕ

Манипулятор принуждает объект манипуляции к своей точке зрения, совершению действия, возникновению чувства - насильно. Это – угрозы, давление авторитетом, эмоциональная атака, физическое насилие и др. Роль манипулятора в данном случае можно обозначить как Силовик .

На картинке кадры из фильма "Friends with Benefits", 2011, режиссер Уилл Глак:

2) СГЛАЖИВАНИЕ

Манипулятор вынуждает объект манипуляции совершить действия засчет неискренней демонстрации своей безмерной доброты , душевности, благодарности. Роль манипулятора в данном случае можно обозначить как Душка , который явно или не явно аппелирует к благородному, хорошему и доброму:
«Зачем ссориться, ведь мы же так любим друг друга!»,
«Сделай доброе дело для хорошего человека!» ,
«Я такой старый, больной, изможденный, ты для меня свет в окошке».

На картинке пример: Муж использует манипулятивный прием «Лесть» в ответ на критику жены.

3)УКЛОНЕНИЕ

Манипулятор различными способами отвлекает и рассеивает внимание объекта манипуляции от главной темы, уходит от ответа и путает либо меняет направление беседы совершенно в другую сторону.

Роль манипулятора можно обозначить как Тактик. Тактик обманывает, отшучивается, наводит туман, вовлекает, выстраивает логические ловушки.

Пример: Применение манипулятивного приема «Альтернативные формулировки вопросов» в разговоре мужа и жены.

Эверетт Шостром в приводит подробную классификацию различных типов манипуляторов:


На рисунке в секторах круга напротив друг друга содержатся роли, представляющие прямо противоположное поведение.

Так, Диктатор подавляет, приказывает, ссылается на авторитеты и т.д., а Тряпка выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его прямую противоположность - нарочито демонстрирует свою чувствительность и ранимость, забывает, не слышит, он пассивен и молчалив.

Калькулятор стремится во что бы то ни стало просчитать и проконтролировать все и вся. Он обманывает, запутывает, надувает, старается перехитрить и перепроверить других.

Противоположность ему - Прилипала - подчеркнуто зависим, желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он «позволяет» другим делать за него его работу.

Влияние манипуляции на отношения

Подобные манипуляции приводят к следующим последствиям в близких отношениях:
- Растет недоверие: Меня заставили
- Появляется отчуждение: Меня вынудили
- Неприятное послевкусие: Меня обманули

Под воздействием манипуляции объект совершает действия, каких не планировал. Проходит время, приходит осознание. Остается неприятное ощущение: «Меня использовали».

При следующем контакте партнер начинает подозревать, что им снова проманипулируют, вынудят, обманут, оставят в дураках. Отношения становятся напряженными, подвергающийся манипуляции партнер стремится закрыться, защититься.

Человек перестает делиться, начинает скрывать свои чувства, мысли, желания.

Жертва манипуляции выставляет защиту , через которую с каждым разом становиться пробиться все сложнее и сложнее. Если манипулятор не отказывается от манипуляции, то конфликт между сторонами усугубляется все больше, проблемы не разрешается, стороны все больше отдаляются друг от друга.

Такие отношения не обогащают партнеров, а превращаются в поле боя «Кто кого?». Манипуляции разрушают отношения .

Манипуляции во благо

Однако есть ситуации, в которых без скрытых воздействий - манипуляций никак не обойтись. Манипуляции могут использоваться в позитивных целях.

1. Воспитательные цели
Такие цели манипулятивны, т.к. скрыты от ребенка, абсолютно не входят в его планы, но при мудром педагоге действуют во благо воспитаннику.

Многим известен прием «от противного» в общении с «трудными» детьми. Он, несомненно, манипулятивен: ребенку, который со всем не соглашается и воспринимает указания в штыки, достаточно сказать: «Я запрещаю сегодня тебе спать днем, есть суп и чистить зубы. Сегодня ты будешь смотреть мультфильмы и есть только шоколад.»

Ребенок поступит наоборот и будет действовать в соответствии с режимом.

2. Психотерапия, Обучение
Для того чтобы перейти на новую ступень развития в интеллектуальном или духовном смысле, профессионалу (преподавателю, психотерапевту) необходимо применять различные манипулятивные приемы.

Без применения этих приемов невозможно разорвать устаревшие шаблоны поведения, узость старого мышления и обрести новые привычки.

Задача обучения по своей сути – манипуляция. Нужно воздействовать на ученика для того чтобы склонить его к определенным действиям (получить знания, выполнить задания, обрести новый навык).

Эти действия и цели, новое состояние не могут заранее быть спланированы учеником, т.к. изначально он находится в другом состоянии, на другой стадии развития, в которой ему еще неведомо новое состояние.

Система обучения по принципу «зона ближайшего развития» сплошь построена на манипуляциях!

При этом, разумеется, профессионал на то и профессионал, что он преследует не свои собственные цели, а цели, заданные объектом и рамками процесса, т.е. работает на сам объект.

Например, в психотерапии часто используется прием «перефразирования» - это переформулировка психотерапевтом сообщения самого клиента другими словами. Получая подобную обратную связь, клиент видит изложенное в другом свете и его отношение к ситуации и себе меняется.

3. Повышение эффективности работы подчиненных
В бизнесе и управлении персоналом также используются манипулятивные приемы. В руках умелых руководителей такие приемы действуют не только на благо организации, но и на благо самого работника.

«Что случится, если из управления устранить манипуляцию?»,- пишет Е. Доценко в ,- «… исчезнет ореол руководителя. Управление - это такой процесс в организации, который неизбежно порождает собственную внутреннюю мифологию. Организация строится на распределении функций и их мифологическом обеспечении. Убери это разделение функций - исчезнет организация, убери мифы - исчезнут скрепляющие ее нити. Сила там, где есть мифы. Последние всегда сопутствуют хорошим управленцам, равно как и хорошим педагогам, как и вообще хорошим специалистам: о них ходят истории, легенды, небылицы, над ними могут подшучивать, на них могут злиться - но всегда будут прислушиваться. Этот ореол есть символ власти, признак силы и обязательная ноша их обладателя. Кроме того, ореол личности - это не только способ скрепления организации, но и способ структурирования потребностей подчиненных. Если я подчиненный, то, каково же мне сознавать, что руководит мной такой же как я или еще слабее? Гораздо естественнее уступить архетипическому побуждению и сдаться на милость сильного, довериться его квалификации (отсюда понятны «шеф», «сам!», «батя» и пр.)»

Примером манипулятивного приема в управлении может быть ежегодная премия, размер которой зависит от результатов работы. Воздействие? Конечно. Но разве плохо становится хорошему сотруднику от получения дополнительной оплаты за продуктивность, хоть это и не входило в его планы?

4. Возможность поиграть, развлечься, внести разнообразие
Допустим, случилось чудо. Люди на Земле отказались от манипуляций в отношениях раз и навсегда. Что же это получатся за отношения?

Когда все честны и предельно откровенны, пропадает элемент разнообразия, изюминки. Кристальная чистота - это скучно, как обычный белый лист. Без существования манипуляций никто не будет понимать значения слова «флирт» - оно отпадет как понятие. А секс превратится в стандартную бытовую обязанность.

В здоровых отношениях люди могут выбирать – использовать ли прямое и открытое общение или манипулировать с позитивными намерениями. Эрик Берн употреблял вместо негативного слова «манипуляции» более мягкое слово «психологические игры» .

Резюме

Итак , отвечая на вопрос, поставленный в теме статьи, можно сделать вывод: манипуляция в руках профессионала может быть вполне полезной и даже необходимой.

Ну, а если Вы - не руководитель, не преподаватель, не воспитатель и не психолог, то, применяя манипуляцию, можете постепенно разрушить свои отношения.

Манипулировать, несомненно, проще, чем полюбить людей, мир и самого себя и лишь иногда играть. Не заигрываясь.

Алла Чугуева,
семейный психолог, ведущий курса «Договорись с манипулятором»:

Список литературы

1. Меткин М.В., «Конфликтология». Учебное пособие, -С-Пб, 2001.
2. Козлов Н.И., Интернет-проект «Психологос».
3. Шостром. Э «Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации», -К., 2003
4. Доценко Е.Л., Психология манипуляции. - М., 1997.

Хорошо или плохо манипулировать? Можно ли обойтись без манипуляций? Давайте исходить из того, что скрытое управление сознанием было, есть и будет. А ещё из того, что "предупреждён - вооружен". Отнеситесь к стилю как ко "вредным советам": рассказ о злодеяниях - не призыв их совершать.

Обесценивание.
Вам оказали услугу, за неё нужно платить (не обязательно деньгами). Хочется понизить цену или не платить вовсе.
Чтобы реализовать манипуляцию «обесценивание», надо заставить человека, который вам помог, думать, что его услуга:

    - не пригодилась
    - не очень-то и пригодилась
    - оказана не вовремя
    - не та, что просили
    - слишком легко ему досталась
    - совсем ничего не стоит на рынке
    - кем угодно могла быть оказана
    - нанесла вред.

Последний вариант – это высший пилотаж. Если убедить, что помощь "всё испортила", то на этом основании можно просить либо другой помощи либо неустойки, то есть, не только получить бесплатную услугу, но и заработать, либо, не принимая никакой оплаты, навечно обязать, с возможностью пожизненно пинать.

Завышение.
Вы оказали услугу. Надо за неё получить больше, чем она стоит.
Чтобы реализовать манипуляцию «завышение», надо заставить человека думать, что:

    - вы спасли его
    - это сделать или так сделать могли только вы
    - это вам слишком дорого досталось и физически и морально, вы на этом потеряли другие контракты и возможности.

Этим целям хорошо служат письменные отчёты, в которых прописывают максимальное количество операций по помощи.

Плагиат и пустышка.
Всё сложилось как сложилось, но на этом хочется заработать очки. Надо доказать, что всё это сделали вы: "Только благодаря моему вмешательству удалось избежать серьёзной беды", "Вы же не знаете реальной причины, почему вас не уволили".
Можно оказывать услуги-пустышки. Брать деньги за разгон туч, ничего не делать, но если тучи появятся на небе, "возвращать часть", ведь вы работали, но не получилось, либо не возвращать и обязать дождаться новой услуги. К услугам-пустышкам можно отнести медицинский лохотрон - развод страхом и лечение несуществующих бед.

Дискредитация источника.
Как победить оппонента (источник) в споре? Нужно его очернить (дискредитировать), тогда никто не станет его слушать. Многие не идею оценивают, а смотрят на того, КТО её озвучивает.
Самое простое - опорочить ложью. Лучшая дезинформация - непроверяемые факты.
Несложно поставить под вопрос психическое здоровье или просто здоровье.
Можно усомниться в моральном праве иметь мнение. Получится, что человек, у которого нет детей, никогда не сможет говорить о воспитании, при этом мать-самодур научит мир правильному обращению с детьми.
Можно дискредитировать принадлежностью к скомпрометированной группе: "Он столько лет во власти и что, не ворует? Смешно!" "Вы видели честных адвокатов?"
Можно бросить тень без аргументов: "А вы вообще знаете, чем он на досуге занимается? Лучше вам не знать! Я, если честно, даже не хочу в эту грязь влезать..."
Можно сочетать отсутствие аргументов с агрессией: "Это вы, подонки, разворовали страну!!!"
"Черт зарыт в деталях". Умолчите существенные детали: "Он убил человека", и не добавляйте: "Когда защищал школьницу от маньяка".
Запятнав человека, вы превратите все его доводы в ноль без палочки, а его активную позицию - в попытку оправдаться: теперь вы понимаете, почему он так завёлся? оправдывается!
Есть ещё одно преимущество этой манипуляции: даже если сразу выяснится, что очернение - ложь, у окружающих останется осадок: не всё тут чисто, а вдруг обвиняемый отмазался? Также останутся неприятные ассоциации с человеком, репутация будет подмочена. Пройдет время, история забудется, а ярлык останется. Есть крепкая группа несмываемых ярлыков: вор, педофил, болен СПИДом.

Я обиделся.
Это только при неправильном подходе "на обиженных воду возят".
Обида - сильнейшая манипуляция. Постоянно вводя окружающих в комплекс вины, вы заставляете их "исправляться", а для этого что-то надо делать в ваш огород.
Способов "обижаться" - сотни.

Глухой.
Просто контролируйте, чтобы не появлялось связи с собеседником. Когда он говорит, полностью отключайте слух. "Слушайте" не перебивая, потом программируйте на своё, а когда он попытается вас поймать, просите и вас не перебивать.
Если он вспылит, то он неразумен, вспыльчив и не хочет конструктивного диалога, вы пытались ему помочь.

Изматывание и увод.
Уводите тему разговора, подменяйте слова и вопросы собеседника, перебивайте и путайте его. Вы доброжелательны и готовы говорить вечность, обсудите важные моменты, под ними имейте ввиду мелочи.
Хороший приём "психоаналитик": вместо дела обсудите ваши ощущения: "Я в этом совсем не понимаю, но мне было противно смотреть!" Люди должны вас радовать, от этого всё и зависит.
Блестящий приём увода - это эмоциональный всплеск: на фоне рутинной беседы, надо "спохватиться": "Бли-ин! А сколько сейчас времени?!!" "Слушай, я вот что хотел спросить, чтобы не забыть!" Можно что-то уронить. После эмоционального всплеска тема подменяется. Люди редко вспоминают прерванную тему. Но если и вспоминают, то манипуляция сильна тем, что её можно повторять бесконечно.

Тяжело с дураками.
Заваливайте терминами, по-другому вы разговаривать не умеете, дело серьёзное, упрощать нельзя. Помогают высокомерие и презрительность. Собеседник тупой, можно это подтвердить и прямым образом. А с тупым и разговора нет.

Самодур.
Вы не хотите обсуждать вопрос? Уничтожьте кого-то! Подойдёт телефонная трубка, в которой якобы будет собеседник. Гнев должен быть неадекватным, до бешенства. Хорошо добавить действие. Если нечего разбить, кинуть, гневно бейте по столу рукой. Материтесь (а с реальным собеседником - подчеркнуто вежливо).
Уничтожать подставного собеседника надо за самую малость, что же будет, если вы узнаете о чём-то более неприятном! Когда шумит весь школьный класс, надо выбрать самого мирного из шумящих и публично размазать его, "не замечая", что творят другие школьники. Увидев, как сильно можно получить за малое, они успокоятся, боясь, что вы "заметите" большее.
Если собеседник не из пугливых, то можно воздействовать на подставного собеседника без конкретики: "Вы даже не представляете, чем закончится наш разговор" - фантазия реального собеседника родит то, что страшно именно ему.
Даже если вас не собираются расстраивать, то всё равно они должны знать, что вы можете осерчать, а в гневе - самодур. То есть, лучше с вами ничего не обсуждать. Завестись можно с малого: "Я вас не понимаю", а когда уточнят - более высоким тоном: "Что вы мне одно и тоже талдычите!" Вы заводитесь, а уже известно, насколько это опасно.
Можно по-другому: всё время разговаривать подчеркнуто вежливо, а в процессе "наезжать" на других реальных или нет людей, и вновь возвращаться к елейному общению. Эта манипуляция всё равно сработает.

Президент Вселенной.
Покажите УРОВЕНЬ проблем, которые вы решаете. Если вы в дежурном режиме отгружаете составы и переводите сотни тысяч на оффшор, то, сами понимаете, обсуждать с вами вопрос о задержке каких-то ста долларов как минимум не прилично. Не только потому что сумма смешна, а и потому, что вас отвлекают от НАСТОЯЩИХ дел. Пусть благодарят, что до них вообще снизошли!
Можно создать очередь из "посетителей", что сделает отъём вашего бесценного времени ещё более впечатляющим. Если до человека не доходит, ничто не мешает прямым текстом заявить, что он мешает править миром со своим пустыми вопросами.
Если роль президента играть тяжело, можно сослаться на сделку века: "Умоляю, только не сегодня!"

Комплекс вины.
Всегда обвиняйте, никогда не одобряйте. Человек хочет нравится и даже если понимает, что вы не правы, идёт не к знатокам или к тем, кто его ценит, а к вам, может теперь вы его похвалите? Обвиняйте! Если не работает - обижайтесь.

Переход на личности.
Одна из самых распространённых техник увода от сути. Когда у вас закончились аргументы надо сказать: “Да у тебя зубы кривые!”
Люди редко понимают, что это не при чём, их отвлекает то, что вы говорите правду.

Липовый авторитет или нас больше.
Работает, когда не хватает аргументов. Вместо обоснования своей позиции, говорите, кто её одобрил. Можно выдумать: известный западный психолог Пупкин. Пусть проверят вначале!
Можно заручиться поддержкой действительных авторитетов, люди забывают, что и великие ошибаются или то, что они великие в спорте, но не в математике.
Можно собрать толпу, она - лучший аргумент. Задавите массой - соберите подписи!

Лучшая защита - нападение.
Что делать, если вас обвиняют? Покажите, что человек, у которого претензии, ещё хуже! Переведите тему с вашего дурного поступка на якобы дурной поступок упрекающего вас (или на действительный промах другого, что позволяет и вам ошибаться или творить зло):

    - "Обобщите": из отношения к одному объекту выведите качество. На фразу: "Я не люблю, когда ты громко включаешь музыку" надо сказать: "Ты ненавидишь людей"
    - посчитайте упрёки: "Ты постоянно…" Получается, что это было и вчера, и сегодня, и вообще! Такая вот мелочность по отношению к вам.
    - “переведите стрелки”, если вас обвиняют: “Ты на себя посмотри!!!” (“переход на личность”)
    - “я как все и даже лучше”. Признайте вину: "Ну и что? А ты знаешь, сколько у нас на фирме таких?" или "Ты скажи еще спасибо, что я тебя не бью, как сосед снизу!"
    - “я сильнее пострадал”. Как можно обсуждать царапину другого, если у вас нога сломана?
    - "будь человеком". Как можно ругать за опоздание, если заболели дети или вам было плохо? "Дети" и "здоровье" всегда срабатывают, чтобы отпроситься с работы - тоже.
    - “вспомнить всё”. Припомните все грехи с самого рождения человека. Не важно, что он исправился или что это было 20 лет назад. Перечисляя прегрешения вы снимете любые претензии к вам.
    Родитель ребёнку:"Ты предатель!" "Почему?" "Когда мама спросила, кто вкуснее готовит, ты сказал - она!" "Так мне же было 5 лет!" "Вот-вот - с самого детства!"

Дискриминация.
 Как получить что-то за так? Скажите, что вы старше и вам надо уступить. Или младше или слабее - тогда вам тоже надо уступить. Объявите всем, что вы девушка! Скажите, что вы здесь дольше, хотя это не очень тонко - это простая дедовщина. Высокий уровень - это объявить окружающим, что вас преследуют. За правду, за происхождение, за возраст и т.д.

Не надо манипулировать, особенно в личном кругу. Оставайтесь чистыми.
Рад буду вашим добавлениям!

Заставить сделать другого человека то, что ему не нравиться, например, ребенка усадить за уроки, это делают все родители и без обучения НЛП. Криком, приказами, но добиваются своего.
Тоже и с взрослыми. Если приказ отдает начальник – то, скорее всего, даже если вы не согласны, вы его выполните. Или окажетесь уволены.

Вообще, любая коммуникация – это способ управлять действиями другого человека. Если вы другого о чем-то спрашиваете, а он отвечает, то получается, что вы вынудили его к ответу. Секундой ранее он это делать не собирался. А, услышав ваш вопрос, вынужден отвечать. Если ребенок просит есть, мама, как бы она ни была занята, бежит на кухню готовить еду.

Даже если кто-то намеренно игнорирует ваши слова и делает вид, что вас не слышит, он все равно в зоне вашего влияния! То есть вынужденно реагирует именно на ваши действия, на вашу речь. Вы оказываетесь в зоне его внимания, и таким или другим способом он с вами взаимодействует.
Получается, что, чтобы мы не сказали другому человеку, мы так или иначе управляем его действиями. И это называется просто общение.

А теперь представьте себе начальника, который умеет договариваться с вами, объяснять суть своего приказа понятными вами словами, находить область совпадения ваших и его интересов. И вот тогда вам легко выполнять его приказания. Просто потому, что вы теперь действуете и в своих интересах. Здорово, не правда ли? И теперь такая возможность действительно есть.

Манипуляция: хорошо или плохо?

Любая психотерапия, в том числе НЛП – это общение, беседа с другим человеком.

А что такое манипуляция? Это умелое делание чего-нибудь руками.

То есть, любой человек, который умело использует свои навыки, знания, получается, манипулятор. В хорошем смысле.
В принципе любому слову можно придать как положительное значение, так и отрицательное. Все зависит, в каких контекстах оно используется и какие смыслы ему придает говорящий.

Слову «манипулятор» повезло меньше всего.
Поэтому хочется вернуться к истинному его значению, а не тем смыслам, которые могут придаваться ему.
Дословное значение этого слова очень позитивное, в русском языке есть аналог – «умелец», мастер своего дела.
НЛП учит хорошей, «умелой» коммуникации, то есть общению, взаимодействию. А разве плохо быть мастером общения, человеком, который умеет говорить такими словами, которые понятны собеседнику?

Кто мешает обучиться этому каждому?
Один из наших студентов сказал о базовом курсе обучения навыкам психологической помощи:
«Этот курс надо преподавать в средней школе».
То же самое можно отнести к навыкам и знаниям по коммуникации, которые дает нам НЛП.

Уметь говорить на одном языке с любым собеседником, уметь понять его и помочь ему понять вас, уметь придать конкретное значение словам, всем этим достаточно просто овладеть.
Разве вам не приятно, когда вас понимают? Или когда говорят так, что вам понятно, о чем речь?
Мне, например, нравится, когда я сразу понимаю, о чем говорит собеседник.

А чего же бояться те, кто боится манипуляций?
Видимо, опять, что кто-то захватит над ними власть и будет управлять ими без их ведома.
Но мы уже говорили об этом, разбирая особенности гипноза.
Или того, что пойдет на поводу у собеседника и сделает, что он просит.
Или, даже не могу придумать, чего тут можно бояться!

Если то, что собеседник говорит, совпадает с моими намерениями, то я и без него это сделаю, а с его помощью сделаю еще лучше.
Если то, что он просит, мне неприятно, я, скорее всего, делать не буду. Или сделаю неохотно.

Сферы применения манипуляции

Многие компании, организации, фирмы проводят обучение своих сотрудников основам коммуникации с применением методов НЛП. Учат правилам телефонных и прямых переговоров, общению с заказчиками и посетителями, общению с деловыми партнерами. Разрабатывают планы своего развития, опять же используя достижения НЛП. Организуют команды и многое другое.

Нам тоже приходилось в прошлом десятилетии проводить такое обучение в ряде фирм. И, уверяю вас, нет там никаких особых тайн. Просто немножко большее знание основ человеческого мышления и языка позволяет улучшить свое общение.

И тут есть еще одна заслуга НЛП.

Те факты и стратегии, которые предлагает это направление психологии, на самом деле известны довольно давно. Но попробуйте разобраться в классической фундаментальной психологии досконально! Даже одолев гору томов и диссертаций, вряд ли удастся сложить внятную картину, как протекает наше мышление.

В НЛП же эти фундаментальные теории получили просто, ясное представление, доступное уже школьнику старших классов.

Для этого использована модель. Модель, которая является своего рода аналогом человеческого мышления, и при этом упрощена до минимума функций, нужных для успешного общения.

Поэтому НЛПеры и отрицают, что НЛП это наука. Это просто модель, которая понятно все объясняет, говорят они.

Не манипулирование, а моделирование

Слово «моделирование» значительно лучше подходит для объяснения, что такое НЛП.
Это возможность моделировать, создавать, изменять, находить лучшее, исправлять ошибки и совершенствоваться в своем личностном развитии.
И эта возможность есть у каждого. В первую очередь для себя.

А людям, которые живут рядом с таким человеком и общаются с ним, почему-то становиться значительно комфортнее и уютнее.

«Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает. В моих силах изменить свое общение для получения адекватной реакции.» (из базовых пресуппозиций НЛП)

Так что, общайтесь с удовольствием, даже по самым конфликтным вопросам!

Вопрос об этичности манипулирования другими звучит часто на наших тренингах. Последний раз он звучал 4 дня назад. А то, о чем я расскажу далее, случилось как раз на следующий день. Вот я и использую данный случай для ответа на вопрос о манипуляциях.

Приемные часы у паспортистки - как раз в разгар рабочего дня! Идти нужно мне самой, нужны только мои подписи. Заранее узнаю, что следует заплатить штраф (как потом оказалось ни много, ни мало - аж 17 грн.!) за то, что я не успела вовремя подать определенную справку.

Пришли вдвоем, вместе с мужем. Это уже вторая наша попытка. В предыдущий раз нас не приняли - за полтора часа до окончания приема сказали, что стоять в очереди бесполезно, все равно не успеем. Решили так: пока один стоит в следующий кабинет, другой бегает платить в сберкассу штраф. Но штраф оплатить заранее нельзя, нужно составить протокол и только потом платить... В общем, всего нам предстояло пройти 3 кабинета и сберкассу.

Кстати, попутно замечу, что всех плательщиков отправляют в кипрский банк, хотя рядом есть касса «Ощадбанка». Это по-нашему:))

Пришли за 15 минут до начала приема «протоколистки». Просидели-простояли ровно 3 часа в интерьере, где все обшарпано, ремонта не было лет сорок, не меньше... Скорость движения очереди - примерно 1 человек в 20 минут.

Наконец-то захожу я, одна, за 12 минут до закрытия паспортного стола. Муж напрочь отказался: «Боюсь что сорвусь...». У меня, напротив, эмоции - полный штиль!

Кабинет на 3 стола. За одним из них (две другие барышни гуляют по конторе - ясное дело, что за 3 часа мы уже знаем здесь всех!) сидит и пыхтит «протоколистка». Дама лет «за 30-ть» озабоченно что-то пишет. Сразу, с порога слышу от нее:

Не подходите ко мне! (Это после 3-х часов стояния, после второй попытки?!)

Почему? - спрашиваю я.

Ответ меня ошеломил:

Здесь у меня документы! Дайте свой паспорт и не подходите близко. Сядьте во-о-н там, у двери! Мне от вас больше ничего не нужно, никаких справок. Не мешайте!

Да, мне сказу указали «кто в доме хозяин» (Типичное начало жестких переговоров). Меня, конечно, вывела ее любезность («За кого она меня принимает?), а также нелогичность («И у меня в сумке тоже документы!»), но я решила чуть уравновесить позиции. Или я не веду тренинги по переговорам 10-ть лет?:))):

О, как у вас тут все строго! - произнесла я с легкой иронией.

Оглянулась: мне предлагалось сесть у двери, на какую-то вдавленную развалюху. Ну уж нет, со мной тоже так нельзя:)). Рядом - целые, нормальные стулья. Села на другой, новый, стол.

«Протоколистка» со словами «мне все равно, где вы сидите!», продолжала писать. «Ага, если тебе все равно, зачем об этом говорить?» - подумала я.

Через несколько минут, она все же попросила еще дополнительные справки. Я, подавая их, про себя улыбнулась...Прошло еще минут пять, как я услышала от нее разрешение:

Теперь можете ко мне подойти! (Почему-то это мне напомнило ЗАГС: «Молодые, подойдите к столу и распишитесь»...)

Я подошла, мне бегло диктаторским тоном надиктовывали фразы, я быстро писала....

И вдруг меня задело: «Интересно, в конце-концов я могу что-то изменить в данном «вежливом» общении?»

Сонечко, а здесь мне что писать? - 100% манипулятивно проговорила я свое любимое ласкательное словечко. Многие участники наших тренингов и мои коллеги знают эту мою привычку:))

  1. Тон стал совсем другим - на порядок ниже, и главное, она стала живой, естественной, женственно-миловидной. Наверное, я была первой, кто сегодня сказал ей хоть что-то хорошее за время приема...
  2. Все было как в сказке - я услышала следующее: «вообще-то я не могу дать вам документы и никому не даю, пока не предъявите мне квитанцию об оплате штрафа, но раз уже так поздно, придите завтра (в неприемное-то время!) и просто покажите мне квитанцию... а я сейчас вам все выдам на руки...вы зайдете в кабинет...попросите...может вам тоже там все сделают..»
  3. Более того, когда я, ошалевшая от смены ее настроения, вышла уже в коридор, она догнала меня на ступеньках (до этого не выходила 3 часа!) и еще рассказывала, как мне побыстрей закончить все дела...
  4. И что вы думаете: за 2 минуты в двух других кабинетах при упоминании ее имени мне сделали все! Без квитанции об уплате штрафа!

Да, каюсь, я проманипулировала, в своих целях. Однако на тот момент задача у меня была одна: проверить, а может ли она говорить с людьми иначе, вежливо. Выходит, может, и более того, помогает другим, даже что-то нарушая....



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта