Главная » 3 Как собирать » Сокровища гробницы. «Гробница Тутанхамона» сообщение

Сокровища гробницы. «Гробница Тутанхамона» сообщение


В свое время и до сих пор гробница Тутанхамона является выдающейся археологической находкой, сенсацией мирового масштаба. Археолог Говард Картер навеки вписал свое имя – он первый и единственный археолог, кому удалось найти и вскрыть не разграбленную гробницу.

Тутанхамон

Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333- 1323 годах до н. э., из XVIII династии, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора.

Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы. В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волоc его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

В правление Тутанхамона, Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.

Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.

Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.

При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.

Гробница

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами - египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность) 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису - 71, а А. Гардинеру - 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним - в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.

Вскрытие гробницы Тутанхамона (1922 год)

Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, время правления, примерно 1332-1323 гг. до н. э.

По общему обычаю в древние времена покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него при жизни: царям и вельможам - знаки их достоинства, воину - его оружие и т. п. Но все они «забирали» с собой почти все собранное за свою жизнь золото и другие предметы, не поддающиеся гниению. Бывали такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния.

Так что древние гробницы были сокровищницами, в которых были скрыты несметные богатства. Для защиты их от расхищения, строители строили недоступные для посторонних входы; устраивали двери с секретными запорами, которые закрывались и открывались при помощи магического талисмана.

Какие старания не прикладывали фараоны дабы уберечь свои гробницы от разграблений, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих был не в состоянии победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Несметные богатства, которыми снабжали в усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.).

Из за счастливого стечения обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, которая сохранилась почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности два раза подверглась разграблению. Открытие гробница Тутанхамона связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон и Говард Картер

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва смог уцелеть, и после того мечты о спорте пришлось оставить. Для того что бы укрепить здоровье скучающий лорд побывал в Египте и его заинтересовало великое прошлое этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безрезультатны. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему дали совет обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

1914 год — лорд Карнарвон увидал на одном из фаянсовых кубков, обнаруженных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя он встретил и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы Тутанхамона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г.Картера, когда его охватывало уныние от продолжительных, но безуспешных поисков.

Гробница Тутанхамона найдена

Гробницу фараона археологи искали в течении долгих 7-и лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей каждый час неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Более 80-ти дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона - через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, пока в конце концов не увидели того, кто на протяжении долгого времени был для историков только призрачным именем. Но вначале археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора - другой вход, который также был замурованным. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г.Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Вначале я ничего не увидел, - напишет он потом в своей книге. - Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи начало мигать. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты стали медленно выплывать из темноты. Там были странные фигуры зверей, статуи и золото - повсюду мерцало золото».

В гробнице

Гробница Тутанхамона в действительности была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г.Картер вошли в первую комнату, они были ошеломлены от количества и разнообразия наполнявших ее предметов. Там были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, также обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и то что было обнаружено в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

Золотой саркофаг Тутанхамона весом 110 кг

То, что гробницу вообще нашли, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г.Картеру еще раз, в те дни он написал: «Мы увидали то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой - дубовый ковчег, во втором - третий позолоченный ковчег, а потом и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках он держит булаву и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти.

Древние скульпторы и художники множество раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальным традициям древних египтян эти размеры соответствовали росту покойного.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке фараона археологи увидали вырезанные слова, с которыми фараон обращался к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже умершему фараону как обещание служить ему и .

Мумия фараона

Для того чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам довелось открывать несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, - пишет Г.Картер, - к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее нельзя было снять, так как она также приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором находилась мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи - коршун и кобра (богини - покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, при этом каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними также было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г.Картер развернул мумию, то обнаружил еще немало драгоценностей, опись которых делится у него на 101 группу.

Сокровища из гробницы

Трон Тутанхамона

Так, к примеру, на теле фараона археологи обнаружили два кинжала - бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, которая закрывала лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки - из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они выполнены из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев - из фиолетового фаянса, короны - из золота и серебра, а солнечные диски - из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона имеется рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди - единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли из себя орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением - иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте был и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, которые были найдены в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья также оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде.

Обнаруженное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, разных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения были расположены девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученые смогли установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона - произошло это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В прекрасных сосудах из камня ученые обнаружили и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это в земной жизни. Духи эти и по истечении 3 000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ использовалась самая современная техника, к делу были подключены судебные медики и даже эксперты из Скотланд-Ярда, занявшиеся рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3 000 лет назад 18-ти летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Английский лорд Карнарвон – наследник огромного состояния, коллекционер и спортсмен – был еще к тому же и одним из первых автомобилистов. Он едва уцелел в одной из автокатастроф, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить.

Для укрепления своего здоровья скучающий лорд побывал в Египте и там заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались бесплодными. Одних только денег для такого дела было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. Ему порекомендовали обратиться за помощью к Говарду Картеру, который в археологию пришел совсем другим путем.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя было и на золотой пластине из маленького тайника. Эти находки заставили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда того охватывало уныние от длительных, но безрезультатных поисков.

Но сначала члены экспедиции лорда Карнарвона решили очистить Долину царей от груд песка. Они проложили рельсы, и по этой узкоколейке покатились вагонетки, тонна за тонной вывозившие песок и щебень. Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих семь лет, но в конце концов им улыбнулось счастье.

Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Восемьдесят четыре дня добирались археологи до внутреннего золотого гроба Тутанхамона – через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, – пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора – другой вход, который тоже оказался замурованным.

Проделав в кладке дыру, Говард Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, – писал он потом в своей книге. – Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото – всюду мерцало золото!».

Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчан со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно уже высохшим вином.

За первой комнатой последовали другие, и то, что было обнаружено в гробнице фараона, превосходило самые смелые ожидания участников экспедиции. Здесь находились великолепные произведения древнеегипетского искусства.

Безжалостное время многое уничтожает, кроме того, в гробнице в давние времена побывали и воры. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятия, ни тщательная охрана, ни горы-пирамиды, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т.д.). Но благодаря счастливому стечению обстоятельств гробница фараона Тутанхамона остается единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности.

То, что экспедиция Г. Картера обнаружила гробницу, – уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась ему еще один раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени».

Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полные бесценных украшений, драгоценных камней, золота и произведений искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, а в нем другой – дубовый ковчег, во втором – третий позолоченный ковчег, а затем еще и четвертый. В этом четвертом находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, и в нем еще два саркофага.

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там десять залов, площадь которых равняется футбольному полю.

Тутанхамон имел две статуи Ка, которые в погребальной процессии несли в почетном ряду – сразу же вслед за саркофагом фараона. В погребальных покоях эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу.

Ка – это жизненная сила, которой боги наделяют каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека Ка покидала его тело, но по-прежнему заботилась о своем хозяине. Благополучие Ка в свою очередь зависело от состояния тела умершего, поэтому такое значение в Древнем Египте придавали бальзамированию.

У Ка фараона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторяли его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по древнеегипетской традиции размеры соответствовали росту умершего. Оказалось, что высота Ка и данные, полученные при обследовании тела Тутанхамона, расходятся всего на несколько миллиметров.

Душа человека – это Ба, и представлялась она в виде птицы с человеческим лицом. Ба Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображающую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. Ба и сокол олицетворяют собой небесную защиту. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми он обратился в мольбе к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!». Эта скульптурка была в числе подарков, которые преподнесли друзья и придворные уже мертвому фараону, как обязательство служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии Тутанхамона, ученым пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, – пишет Г. Картер, – к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими смолами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Голова, очевидно, была наголо выбрита, и кожа ее покрыта каким-то беловатым составом (вероятно, известным видом жирной кислоты).

Третий гроб, в котором и лежала мумия Тутанхамона (царь изображен в образе Осириса), целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме третий гроб повторял два предыдущих (первый из позолоченного дерева, второй весь был инкрустирован разноцветным стеклом), но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи – коршун и кобра – богини-покровители Севера и Юга. Они были наложены поверх золотого гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в третьем гробе мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю пелену были нашиты золотые кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение души в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные золотые полосы с текстами молитв.

Когда Говард Картер развернул мумию из пелен, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле царя ученые нашли два кинжала – бронзовый и серебряный. Рукоятка одного кинжала украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота посередине имеет еще два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которой узким фризом расположен геометрический узор.

Кованная золотая маска, закрывавшая голову Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки – из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов.

Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев – из фиолетового фаянса, короны – из золота и серебра, а солнечные диски – из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц. Спереди на спинке находится единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляют собой орнамент из лотосов и папируса, объединенных центральным изображением – иероглифом «сема», который символизировал единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Египте с незапамятных времен существовал обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, конечно же, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, два или три цветка при первом же прикосновении рассыпались в порошок. Листья оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Все это располагалось девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. По анализу цветов и плодов ученым удалось установить время захоронения фараона – случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня археологи нашли душистые мази, которыми Тутанхамон должен был умащиваться и в загробном мире так, как он делал это при жизни. Духи эти, и по прошествии 3000 лет, издавали крепкий аромат…

Выложил комментарии к фотографиям. И к первому выпуску тоже. Как на ваш взгляд - стоит это делать и дальше или у меня во френдах знающие люди:) ?
Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.


Бумеранг Тутанхамона

Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.

Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил

Пара золотых сандалий Тутанхамона

Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла.

Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.

Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится


Алебастровый ковчег Тутанхамона

Кинжал и ножны Тутанхамона

Колесница Тутанхамона

Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб - хепрю-ре. Центральный элемент - скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.

Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент - крылатый скарабей из халцедона

Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка - из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.

Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице

Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная

Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала

Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)

Парадный панцирь Тутанхамона

Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона

Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта

Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.

Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)

Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.

Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон - один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной "Пристройкой". Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона

Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений

Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража - кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)

Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму "немес";лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент "риши") и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице

Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит - парадный

Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой


Царский трон

Около 1325 года до н.э.
102 х 54 х 60 см
Дерево, золото, серебро, стекло, полудрагоценные камни
Из Долины царей (KV 62).
Ныне - Каир. Египетский музей

Говард Картер.
"Гробница Тутанхамона"
Передняя комната

Под этим ложем стоит ещё одно изумительное произведение искусства, пожалуй, самое значительное из до сих пор обнаруженных в гробнице - сплошь обитый золотом, инкрустированный стеклом, фаянсом и цветными камнями трон фараона.

Ножки трона в форме кошачьих лап оканчиваются львиными головами - простыми и в то же время очень реалистичными. Ручками служат великолепно изваянные крылатые змеи, увенчанные коронами. Между брусьями, поддерживающими спинку, изгибаются шесть кобр из позолоченного и инкрустированного дерева. Но красой всего трона является, конечно, его спинка. Я могу без малейших колебаний утверждать, что прекраснее этой панели в Египте еще ничего не находили. К сожалению, одноцветная фотография даёт лишь самое приблизительное представление о красоте этого шедевра.

На спинке кресла изображен один из залов дворца. Это комната, украшенная по бокам колоннами, увенчанными цветочными гирляндами, фризом из уреев и карнизом с традиционным рисунком. Сквозь отверстие в крыше солнце посылает свои дающие жизнь благословляющие лучи. Сам фараон в непринужденной позе сидит на покрытом подушками троне, небрежно закинув руку за его спинку. Перед ним стоит его жена. У нее тонкая девичья фигура. По-видимому, она помогает фараону заканчивать туалет: в одной руке у неё маленькая ваза с благовониями или умащениями, а другой она нежно умащает плечо мужа или стряхивает каплю благовонной эссенции на его ожерелье. Простая, скромная домашняя сценка, но сколько в ней жизни, чувства, движений.

Краски спинки трона необычайно ярки и эффектны. Лица и обнажённые части тела фараона и его жены сделаны из красной стеклянной пасты, головные уборы - из сверкающего, похожего на бирюзу, фаянса, а их одежда - из серебра, которому время придало изысканный редкий оттенок. Короны и ожерелья и все орнаментальные детали панели инкрустированы разноцветным стеклом и фаянсом, сердоликом, а также совершенно неизвестным сочетанием прозрачных кварцевых пластинок с подкладкой из цветной пасты, очень напоминающим итальянскую стеклянную мозаику. И все это на фоне листового золота, которым обит весь трон.

В первоначальном виде, когда золото и серебро ещё не потускнели, этот трон должен был представлять собой поистине ослепительное зрелище - слишком ослепительное для европейцев, привыкших к пасмурным небесам и неопределённым оттенкам. Но сейчас, несколько потускнев от налёта на металле, краски трона создают необычайно привлекательное и гармоничное впечатление.

Независимо от художественной ценности этот трон - также важнейший исторический памятник. Украшающие его изображения как бы иллюстрируют политические и религиозные противоречия во время правления Тутанхамона.

Сначала Тутанхамон придерживался концепции, полностью основанной на религии Тель-эль-Амарны с культом солнечного бога Атона. Об этом свидетельствуют человеческие ладони на концах солнечных лучей, изображённых на спинке трона. Однако картуши здесь удивительно сочетаются. На некоторых из них имя Атона стёрто и заменено именем Амона, в то время как на других имя Атона сохранилось. По меньшей мере, странно, что предмет со столь явными следами ереси был публично погребён здесь, в твердыне религии Амона. Очевидно, не случайно на этих частях трона сохранились остатки покрывавшей их льняной ткани. По всей видимости, Тутанхамон вернулся к старой религии не вполне по собственному убеждению. Наверное, он решил, что трон слишком ценная вещь, чтобы его уничтожать, и хранил его в одном из самых интимных покоев своего дворца. Но точно так же возможно, что уничтожение имени Атона удовлетворило фанатиков и фараону не приходилось прятать от них своё сокровище. На сиденье трона лежала скамеечка для ног, которая обыкновенно стояла перед троном. Она сделана из позолоченного дерева и темно-синего фаянса с изображениями наверху и на боковых стойках связанных простёртых ниц пленников. Таков был повсеместно распространённый на Востоке обычай. «Из твоих врагов я сделаю подножье для ног твоих», - говорится в псалмах, и, разумеется, при случае это общепринятое выражение осуществлялось на деле.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта