Главная » 3 Как собирать » Трудный выбор Александра Невского. Между Востоком и Западом

Трудный выбор Александра Невского. Между Востоком и Западом

XV. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И РУСЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ

(продолжение)

Александр. – Невская победа. – Ледовое побоище. – Соперничество с братом Андреем. – Политика в отношении к татарам. – Новгородские смуты. – Татарские численники и сборщики даней. – Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. – Установленный им характер татарской зависимости.

Личность князя Александра Невского

Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами. Большую часть своей юности он провел в Новгороде Великом, где под руководством суздальских бояр заступал место своего отца Ярослава Всеволодовича; а с 1236 года, когда Ярослав получил Киевский стол, Александр остался самостоятельным новгородским князем. Эти годы, проведенные в Великом Новгороде, бесспорно имели большое влияние на развитие его ума и характера. Деятельная, кипучая жизнь торгового города, постоянное присутствие западных иноземцев и почти непрерывная борьба веча с княжеской властью, конечно, производили на него глубокое впечатление и немало способствовали развитию той выдержанности характера и той гибкости, соединенной с твердою волею, которыми отличается вся его последующая деятельность. Внутренним качествам соответствовала и самая наружность Александра, красивая и величественная.

В 1239 г. двадцатилетний Александр Ярославич вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце, где он и "кашу чини", т.е. давал свадебный пир; "а другое в Новгороде"; следовательно, по возвращении в свое княжение Александр и здесь устроил широкое угощение. Вслед затем он с новгородцами ставит городки на реке Шелони, т.е. укрепляет западную окраину их владений; очевидно в таких укреплениях существовала тогда настоятельная нужда.

Невская битва 1240

Как известно, Великий Новгород был столь счастлив, что гроза Батыева нашествия миновала его и только юго-восточная часть его земли подверглась разорению. Но в то же самое время западные соседи, как бы сговорясь между собою, спешат воспользоваться разгромом Северо-Восточной Руси, чтобы теснить Великий Новгород, отнимать у него волости, грабить, разорять его пригороды и села. То были: Шведы, Ливонские Немцы и Литва. Здесь-то, в борьбе с этими внешними врагами, Александр обнаружил свои блистательные дарования и покрыл себя неувядаемой славой. Первыми испытали на себе его тяжелую руку шведы. Известно, что уже давно происходили столкновения с ними новгородцев на северных прибрежьях Финского залива, где шведы постепенно распространяли свое владычество, а вместе с тем и свою религию. Но нам неизвестно в точности, что послужило ближайшим поводом к шведскому походу на новгородцев в 1240 г., в царствование короля Эриха Эриксона. Очень вероятно, что он был предпринят под влиянием папских посланий, побуждавших шведов и ливонских немцев оружием подчинить католицизму русские Прибалтийские земли. Настоящею же целью шведского похода было, по-видимому, завоевание Невского побережья, а следовательно, и захват главного пути новгородской торговли с Северо-Западною Европою; причем, может быть, имелась в виду и Ладога, которою издавна стремились завладеть варяжские конунги.

Когда в Новгород пришла весть о появлении шведского ополчения в устьях Невы, Александр не захотел терять времени на посылку за помощью к своему отцу, тогда великому князю Владимирскому, ни даже собирать рать из разных пригородов и волостей новгородских. Он понял, что успех зависит от быстроты и решительности. А потому, помолясь в Софийском соборе и взяв благословение у владыки Спиридона, немедля выступил только с новгородскою и собственною дружиною; на пути присоединил ладожан и с этими немногочисленными силами поспешил встретить врагов. Он нашел их расположившимися станом на южном берегу Невы при впадении в нее речки Ижоры, и, не дав им опомниться, стремительно ударил на них (15 июля 1240 г.). Шведы потерпели полное поражение; следующею ночью они поспешили на своих шнеках удалиться в отечество. По словам русской летописи, ладожане и новгородцы потеряли будто бы не более двадцати человек убитыми. Она описывает при этом подвиги шести русских витязей, наиболее отличившихся; любопытно, что трое из них были новгородцы, а остальные трое принадлежали к собственной дружине князя. Например, новгородец Гаврило Олексинич, преследуя неприятелей, спасавшихся на корабль, вскочил на доску, был сброшен с нее в воду вместе с конем; но вышел из воды невредимым и снова вернулся в битву. Сава, один из княжих отроков, пробился к златоверхому шатру шведского предводителя и подрубил его столб; шатер рухнул; что обрадовало русских и навело уныние на врагов. Другой отрок княжий, Ратмир, пеший избил много врагов, был окружен ими и пал от тяжких ран. Невская победа обратила на Александра общее внимание и доставила ему громкую славу. Какое сильное впечатление произвела на современников эта победа, указывает сложившаяся тогда же легенда о явлении перед битвой св. Бориса и Глеба некоему Пелгусию, старейшине Ижорской земли.

Ледовое побоище с немцами 1242

Более упорная война должна была произойти с ливонскими немцами. Около того времени орден Меченосцев, подкрепив себя соединением с Тевтонским орденом, возобновил наступательное движение на Русь Новгородскую и в особенности направил свои удары на ближайшую к нему Псковскую область. В самый год Невской битвы немцы вместе с русским изменником Ярославом Владимировичем (пошедшим по стопам своего отца Владимира Псковского) взяли псковский пригород Изборск. Псковичи выступили против них, но потерпели поражение. Затем немцы осаждали самый Псков, где тогда происходили внутренние смуты. По словам летописи, врагов подвела какая-то изменническая партия с Твердилом Иванковичем во главе. Этот Твердило (кажется, потомок известного новгородского посадника Мирошки Нездилича) захватил себе посадничество в Пскове и начал свирепствовать против своих соперников; так что многие граждане с семействами своими бежали в Новгород. Не встречая отпора, немцы распространили свои завоевания и далее; перешли за реку Лугу и, чтобы упрочить за собой этот край, заложили крепость в Копорском погосте. Вместе с толпами передавшихся им Чуди и Води они доходили уже за тридцать верст до Новгорода, захватывали купцов с товарами, отнимали у поселян коней и скот; так что и землю пахать было нечем. К довершению бедствий в то время усилились набеги литовцев на Новгородскую землю. А между тем случилось так, что новгородцы сидели тогда без князя.

Всегда ревнивые к своим вольностям и ограничению княжеской власти граждане успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу в Суздальскую область. Новгородцы послали к Ярославу просить князя, и тот назначил другого своего сына Андрея. Но они понимали, что в таких трудных обстоятельствах им нужен Александр, и отправили владыку Спиридона с боярами просить именно его. Ярослав исполнил их просьбу. Александр ловко и быстро поправил дела. Он разорил строившуюся крепость Копорье, прогнал немцев из Водской области и перевешал многих переветчиков из Чуди и Вожан. Но между тем немцы при содействии изменников успели захватить в свои руки самый Псков. Александр выпросилу отца на помощь себе низовые, или суздальские, полки с братом Андреем; неожиданно явился под Псковом и взял в плен немецкий гарнизон. Отсюда, не теряя времени, он двинулся в пределы Ливонии.

Перед выступлением в этот поход на немцев Александр по своему благочестивому обыкновению молился усердно в соборном храме. Между прочим, по сказанию летописи, он просил Господа рассудить его прю с этим велеречивым народом. А немцы, собравши большую силу, будто бы похвалялись тогда "покорить себе Славянский народ". Во всяком случае из летописного рассказа видно, что борьба Руси с немцами в то время приняла уже характер племенной вражды, разгоравшейся от немецких притязаний на господство, действительно непомерных. Характер ожесточения в этой борьбе подтверждает и немецкая летопись, которая говорит, что в ней погибло до семидесяти рыцарей; а шесть рыцарей, взятых в плен, будто бы были замучены.

Когда передовые новгородские отряды потерпели неудачу, Александр отступил на Чудское озеро, и здесь на льду дал битву соединенным силам немцев и ливонской Чуди, где-то близ урочища Узмени. Это так наз. Ледовое побоище произошло 5 апреля; но лед был еще крепок и выдержал тяжесть обеих сражающихся ратей. Немцы построились в свой обычный порядок клином (или, как Русь называла его, свиньею) и насквозь пробили русские полки. Но последние не смутились: после жестокой рукопашной сечи русские смяли и поразили наголову неприятеля; а потом гнали его по льду на расстоянии семи верст. Одних рыцарей было взято до пятидесяти; они пешие шли за конем Александра, когда он с победными полками торжественно вступил во Псков, встреченный гражданами и духовенством с крестами и хоругвями. Сочинитель Сказания о великом князе Александре, изображая его славу, распространившуюся "до гор Араратских и до Рима Великого", восклицает: "О псковичи! Если забудете великого князя Александра Ярославича (освободившего вас от иноплеменников) или отступите от его рода и не примете к себе кого-либо из его потомков, который в несчастье прибегнет к вам, то уподобитесь Жидам, которые забыли Бога, изведшего их из работы египетской и пропитавшего в пустыне манною и печеными крастелями". После Ледового побоища ливонские немцы прислали в Новгород с просьбою о мире и заключили его, отказавшись от Водской и Псковской областей, возвратив пленных и заложников. Таким образом, Александр отбил движение Ливонского и Тевтонского ордена на восточную сторону Чудского озера; этим миром установлены между обеими, сторонами приблизительно те границы, которые оставались и в последующие века.

Ледовое побоище Александра Невского. Картина В. Назарука, 1984

Победа Александра Невского над литвой 1245

Русь Новгородская умеренно воспользовалась победою, оставив за немцами Юрьев и другие владения на западной стороне Чудского озера; ибо, кроме их, было тогда много и других врагов. Между прочим, Литва, все более и более забиравшая силу, вторглась в самую глубь новгородских владений. В 1245 г. она проникла до Бежеца и Торжка. Возвращаясь отсюда с большим полоном, преследуемые новоторами и тверичами, литовские князья укрылись в Торопец. Но пришел Александр с новгородцами, освободил Торопец от Литвы и отнял у нее весь полон, истребив до восьми литовских князей с их дружинами. Новгородцы после того воротились домой. Но Александр считал нужным довершить удар, чтобы отбить у Литвы охоту нападать на Русь. Он с одним своим двором, т.е. с одною княжьею дружиною, преследовал литовцев в Смоленской и Полоцкой земле и разбил их еще два раза (под Жижичем и под Усвятом).

Таким образом, Александр силою меча укротил всех трех западных врагов Руси. Но иначе приходилось ему действовать на другом поприще, со стороны азиатских варваров.

Поездка Александра Невского в Орду и ко двору великого монгольского хана

Сочинитель Сказания о Невском герое повествует, будто по смерти отца его Ярослава Батый послал звать Александра в Орду и велел сказать ему: "Мне Бог покорил многие народы; ты ли один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сохранить свою землю, то приди ко мне, да увидишь честь и славу моего царства". Александр взял благословение у ростовского епископа Кирилла и отправился в Орду. Увидев его, Батый молвил своим вельможам: "Истину мне говорили, что нет подобного ему князя"; воздал ему большие почести и даже многие дары. Такие рассказы суть не что иное, как обычное украшение повести о любимом герое. В Орде не осыпали дарами наших князей; наоборот, последние должны были там усердно раздавать подарки хану, его женам, родственникам и вельможам. По другим летописным известиям, молодой князь еще прежде бывал в Орде Батыевой, вероятно, сопровождая туда своего отца: без сомнения, от сего последнего он научился смирять себя перед грозной татарской силой и не помышлять более ни о каком открытом сопротивлении. По смерти Ярослава следующий за ним брат Святослав Юрьевский занял старший Владимирский стол. Но теперь всякие перемены в княжениях производились не иначе, как с ханского соизволения. Поэтому Александр и брат его Андрей вновь поехали в Золотую Орду, вероятно, хлопотать о княжениях. Батый отправил их в Великую Орду к хану Менгу. Братья совершили это трудное и далекое путешествие. Они воротились домой спустя около двух лет, неся с собой ханские ярлыки на оба великие княжения: Александр – на Киевское, Андрей – на Владимирское. И в прежнее время племянники не всегда уважали старшинство своих дядей, а теперь над князьями явилась власть еще высшая, неуважение к старым родовым обычаям встречается все чаще. Уже до возвращения Александра и Андрея младший их брат Михаил, князь Московский, отнял великое Владимирское княжение у дяди своего Святослава. Но Михаил, прозванный Хоробритом, скоро погиб в битве с Литвою.

Александр Невский и брат его Андрей

Александр, очевидно, не был доволен тем, что Владимирское княжение досталось младшему перед ним брату Андрею. Хотя Киев и считался старше всех городов Руси, но он лежал в развалинах. Невский герой не поехал туда, а пребывал или в Новгороде Великом, или в своих суздальских волостях, ожидая удобного случая завладеть стольным Владимиром. Неосторожность Андрея помогла ему в достижении этой цели.

В то время в Суздальской Руси была еще слишком свежа память об утраченной свободе и независимости, как в среде князей и дружинников, так и в самом народе. Многие с нетерпением сносили постыдное иго. К числу их принадлежал и Андрей Ярославич. Будучи великим князем Владимирским, он женился на дочери знаменитого Даниила Романовича Галицкого и, вероятно, заодно с тестем начал питать замысел о свержении ига. Но нашлись соперники и недоброжелатели, которые донесли Сартаку о замыслах Андрея. Хан послал против него войско под начальством ордынского царевича Неврюя с воеводами Котяном и Алабугою. Услыхав о том, Андрей воскликнул: "Господи! доколе мы будем ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне уйти в чужую землю, нежели служить татарам". Он, однако, отважился на битву, но, конечно, был слишком слаб, чтобы выиграть ее, и бежал в Новгород. Не принятый новгородцами, он с женою и боярами своими удалился за море к шведскому королю, у которого и нашел убежище на время. Нашествие Неврюя на Суздальскую землю повело за собою новое разорение некоторых областей; особенно пострадал при этом Переяславль-Залесский. Есть известие, не знаем насколько справедливое, которое приписывает посылку татарского войска на Андрея проискам самого Александра Ярославича. Знаем только, что во время Неврюева нашествия (1252) Александр находился в Орде у Сартака и воротился оттуда с ханским ярлыком на княжение Владимирское. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II пребывал тогда во Владимире. Он, духовенство со крестами и все граждане встретили Александра у Золотых ворот и торжественно посадили его в соборном храме на отцовском столе.

Александр Невский и Новгород

Александр деятельно принялся уничтожать следы последнего татарского нашествия на Суздальскую землю: возобновлял храмы, укреплял города и собирал жителей, укрывшихся в леса и дебри. Но времена были тяжелые, неблагоприятные для мирной гражданской деятельности. Все десятилетнее великое княжение свое Александр I Невский провел в непрерывных трудах и тревогах, причиненных внутренними и внешними врагами. Более всего доставили ему беспокойства дела новгородские. Хотя монгольское иго, сильно тяготевшее над Суздальскою землею, сначала и ослабило ее преобладание над Новгородом Великим, однако при первой возможности повторились прежние взаимные отношения этих двух половин Северной Руси. Утвердясь на великом княжении Владимирском, Александр возобновил политику своих предшественников, т.е. старался постоянно держать Новгород под своею рукою и назначать туда князем, в сущности же, своим наместником, кого-либо из собственных сыновей. Это место занял его сын Василий. Юноша шел по стопам отца, и вскоре успел отличиться в борьбе с Литвою и ливонскими немцами, которые вновь открыли враждебные действия против новгородцев и псковичей. Но большинство граждан Великого Новгорода более всего дорожило своими вечевыми порядками и вольностями и снова стало тяготиться зависимостью от сильного Суздальского князя. В связи с этими отношениями происходила обыкновенная смена посадников. В 1243 г. умер Степан Твердиславич; он представляет единственный известный нам пример посадника, который сохранял свое место тринадцать лет и умер спокойно при своей должности. Когда Василий Александрович занимал Новгородский стол, посадником был Анания, любимый народом как ревностный защитник новгородских вольностей. Но семья Твердислава не оставляла своих притязаний на посадничество; внук его Михалко Степанович, по-видимому, добивался этого сана уже с помощью суздальских сторонников. Торжество народной стороны, однако, высказалось в том, что она изгнала Василия Александровича, а на княжение к себе призвала Ярослава Ярославича, младшего брата Александрова.

Великий князь не замедлил показать, что не намерен терпеть такое своеволие. Он быстро явился с суздальскими полками в Торжок, где еще держался его сын Василий; а отсюда двинулся на Новгород. Ярослав поспешил уехать; в городе произошли обычные смятения и бурные веча. Меньшие люди, т.е. простонародье, руководимые посадником, вооружились, одержали верх на главном вече и присягнули стоять всем как один человек и никого не выдавать князю, если тот потребует выдачи своих противников. А вятшие, или более зажиточные, держали сторону князя и замышляли передать посадничество Михалку Степановичу. Последний с толпою вооруженных людей удалился в Юрьевский монастырь, в соседство Городища, или княжеской резиденции. Чернь хотела было ударить на двор Михалка и разграбить его; но великодушный посадник Анания удержал ее от насилия. Между тем некоторые переветчики уходили к великому князю и извещали его о том, что делалось в Новгороде. Расположив свою рать вокруг Городища, Александр прислал на вече требование о выдаче посадника Анании, грозя в противном случае ударить на город. Граждане отправили к великому князю владыку Далмата и тысяцкого Клима с мольбою не слушать наветов злых людей, отложить гнев на Новгород и на Ананию и занять вновь их стол. Александр не склонялся на эти просьбы. Три дня обе стороны стояли друг против друга с оружием в руках. На четвертый день Александр велел сказать на вече: пусть Анания лишится посадничества, и тогда он отложит свой гнев, Анания удалился, и великий князь торжественно вступил в Новгород, встреченный владыкою и духовенством со крестами (1255 г.). Посадничество получил Михалко Степанович, а на княжеский стол воротился Василий Александрович.

В это время шведы попытались было снова отнять Финское прибрежье у Новгорода и вместе с подручным себе народцем Емью начали строить крепость на реке Нарове. Но при одном слухе о движении Александра с суздальскими и новгородскими полками они удалились. Однако Александр хотел дать им новый урок и продолжал поход вглубь страны, обитаемой Емью; причем много народу избил или взял в полон. По словам летописи, русская рать должна была преодолевать большие трудности на этом походе в холодную, туманную погоду, в краю, наполненном скалами и болотами. Цель была достигнута; долгое время после того шведы не отваживались нападать на пределы Новгородские.

Татарская перепись в Новгороде

Уже в следующем 1257 году новгородские смуты возобновились. Причиною их на этот раз был слух, что татары хотят ввести в Новгороде свои тамги и десятины.

В 1253 г. умер Батый, а вслед за ним и Сартак. В Кипчакской Орде воцарился брат Батыя Берке. Около того времени великий хан Менгу велел произвести общую перепись жителей во всех татарских владениях, дабы более точным способом определить количество дани с покоренных народов. Такое распоряжение тяжело отозвалось в Русской земле. Конечно, в связи с этим делом и для смягчения его условий Александр Ярославич летом 1257 года ездил с подарками в Орду, сопровождаемый некоторыми удельными суздальскими князьями, в том числе братом Андреем, который успел воротиться из Швеции и примириться с татарами. А следующею зимою приехали из Орды численники; сосчитали население в землях Суздальской, Рязанской, Муромской и поставили своих десятников, сотников, тысячников и темников. Только чернецы, священники и прочие церковнослужители не были записаны в число, потому что татары духовенство всех религий освобождали от даней. Такое изъятие было установлено еще Чингисханом и Огодаем, которые руководились при этом не одною монгольскою веротерпимостью, но, вероятно, и политическими соображениями. Так как духовенство у всех народов составляло самый влиятельный класс, то основатели великой Татарской империи избегали возбуждать религиозный фанатизм, опасное действие которого они могли заметить особенно у мусульманских народов. Татары обыкновенно переписывали всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста, и собирали дани отчасти деньгами, отчасти наиболее ценными естественными произведениями каждой страны; с Руси, как известно, они получали огромное количество мехов. Главные дани были: десятина, т.е. десятая часть хлебного сбора, тамга и мыт, вероятно, пошлины с торгующих купцов и провозимых товаров. Кроме того, жители обложены были разнообразными повинностями, каковы, например, ям и корм, т.е. обязанности давать подводы и съестные припасы татарским послам, гонцам и всяким чиновникам, особенно поборы на ханское войско, ханскую охоту и пр.

Тяжесть всех этих налогов и повинностей, а в особенности жестокие способы их сбора, конечно, были известны новгородцам, и потому они сильно взволновались, когда услыхали, что и к ним придут татарские численники. Доселе Новгород не видал татар в своих стенах и не считал себя подчиненным варварскому игу. Начались бурные смуты. Горячие головы, называя изменниками тех, которые советовали покориться необходимости, призывали народ положить свои головы за св. Софью и Новгород. Среди этих смут был убит нелюбимый посадник Михалко Степанович. Сторону горячих патриотов держал и сам юный князь новгородский Василий Александрович. Услыхав о приближении отца с ханскими послами, он не стал дожидать его и убежал во Псков. На этот раз новгородцы так и не позволили себя перечислять и, поднеся дары ханским послам, выпроводили их из своего города. Александр сильно разгневался на сына Василия и отправил его на Низ, т.е. в Суздальскую землю; а некоторых его дружинников жестоко покарал за их мятежные советы: кого велел ослепить, кому отрезать нос. Варварское иго уже давало себя знать в этих наказаниях.

Напрасно новгородцы думали, что они избавились от татарских численников. Зимою 1259 года Александр снова приехал в Новгород с ханскими сановниками Беркаем и Касачиком, которых сопровождала многочисленная татарская свита. Предварительно пущен был слух, что войско ханское уже стоит в Низовой земле, готовое двинуться на Новгород в случае вторичного неповиновения. Здесь опять произошло раздвоение: бояре и вообще вятшие люди изъявили согласие на перепись; а меньшие, или чернь, вооружились с кликами: "Умрем за св. Софью и за домы ангельские!" Клики эти напугали татарских сановников; они просили стражу у великого князя, и тот велел стеречь их по ночам всем детям боярским; а новгородцам он грозил опять удалиться и предоставить их в добычу ужасной ханской мести. Угроза подействовала; чернь успокоилась и допустила численников. Татарские чиновники ездили из улицы в улицу, перечисляя дома и жителей и высчитывая количество даней. Чернь злобствовала при этом на бояр, которые сумели устроить таким образом, что дани были налагаемы почти равные на богатых и бедных; следовательно, для первых они были легки, а для последних тяжелы. По окончании переписи сановники татарские удалились. И то уже было немалым благом для Новгорода, что в нем, вероятно, по ходатайству великого князя, не поселились баскаки, как в других стольных городах. Александр поставил здесь князем другого сына своего, Димитрия. Как неприятна и тревожна была для него эта последняя поездка в Новгород, показывают слова, сказанные епископу Кириллу. На обратном пути во Владимир великий князь остановился в Ростове, где его угощали двоюродные племянники, князья Борис Василькович Ростовский и Глеб Васильевич Белозерский с своею матерью Марьей Михайловной (дочерью замученного в Орде Михаила Черниговского). Разумеется, первым делом по приезде сюда было помолиться в соборном Успенском храме и поклониться гробу св. Леонтия. Тут, принимая благословение и целуя крест из рук известного книжника, престарелого епископа Кирилла, Александр сказал ему: "Отче святый! твоею молитвою я здрав поехал в Новгород, твоею же молитвою здрав и сюда приехал".

Волнения против татар в Суздальской земле

Спокойствия, однако, не было. Едва в Новгороде затихли волнения, вызванные татарскою данью, как еще большие возникли в самой Суздальской земле, и по той же причине.

Около этого времени ордынские властители начали отдавать на откуп дани и налоги магометанским купцам из Средней Азии, т.е. хивинским и бухарским; русский народ называл их вообще бесерменами. Заплатив вперед большие суммы в ханскую казну, естественно, откупщики старались потом вознаградить себя с лихвою и выжимали из народа последние его средства. За всякую отсрочку платежей они налагали непомерные росты, или проценты; отнимали скот и все имущество, а у кого нечего было взять, того или детей его брали и потом продавали в рабство. Народ, еще живо помнивший о своей независимости, не вынес такого крайнего угнетения; сюда присоединилось и возбуждение религиозное, так как фанатичные мусульмане начали ругаться над христианскою церковью. В 1262 г. в больших городах, каковы Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, жители восстали при звоне вечевых колоколов и выгнали от себя татарских сборщиков дани, а некоторых избили. В числе последних находился какой-то отступник Зосима, в городе Ярославле он был монахом, но потом перешел в мусульманство, сделался одним из сборщиков дани и пуще иноплеменников притеснял прежних своих соотчичей. Его убили, а тело бросили на съедение псам и воронам. Во время этого возмущения некоторые из татарских чиновников спасли себя тем, что приняли христианство. Например, так поступил в Устюге знатный татарин Буга, который потом, по словам предания, своею набожностью и добротою приобрел общую любовь.

Естественно, что за этим мятежом неминуемо должно было последовать жестокое возмездие со стороны варваров. И действительно, Беркай собирал уже рать для нового нашествия на Северо-Восточную Русь. В такое критическое время выказалась вся политическая ловкость Александра, сумевшего отвести новую грозу. Он отправился к хану, чтобы " отмолить людей от беды ", как выражается летопись. Так как новгородцы снова находились в войне с ливонскими немцами, то, отъезжая в Орду, великий князь распорядился защитою Руси с этой стороны. Он послал свои полки и брата Ярослава Тверского на помощь сыну Димитрию. Новгородско-суздальская рать вошла в Ливонскую землю и осадила Дерпт, или старый русский город Юрьев. Последний был сильно укреплен тройными стенами. Русские взяли внешний город, но не могли овладеть кремлем и ушли, не успев отвоевать этого древнего достояния своих князей. Главною причиною неуспеха было то, что русские опоздали: они условились с литовским князем Миндовгом напасть на немцев в одно время; но пришли уже тогда, когда Миндовг воротился домой.

Смерть Александра Невского

Между тем Александр с большим трудом умолил разгневанного хана не посылать войска на Суздальскую землю; причем, разумеется, должен был великими дарами подкупать всех, которые имели влияние на хана. Ему помогло еще и то обстоятельство, что Сарайский хан был отвлечен междоусобною войною с своим двоюродным братом Гулагу, властителем Персии. Берке продержал Александра в Орде многие месяцы, так что великий князь наконец тяжко заболел, и тогда только был отпущен. Имея не более сорока пяти лет от роду, Александр мог бы еще долго служить России. Но постоянные труды, беспокойства и огорчения, очевидно, сломили его крепкое тело. На обратном пути, плывя Волгою, он остановился передохнуть в Нижнем Новгороде; затем продолжал путь, но не доехал до Владимира и скончался в Городце 14 ноября 1263 года. По обычаю благочестивых князей того времени он перед смертью постригся в монахи. Автор Сказания об Александре говорит, что когда во Владимир пришла весть о его кончине, митрополит Кирилл в соборной церкви объявил о том народу, воскликнув: "Чада моя милыя! Разумейте, яко погибаем!" Митрополит и духовенство со свечами и дымящимися кадилами, бояре и народ вышли в Боголюбове навстречу телу великого князя и потом положили его в монастырском храме Рождества Богородицы. Уже современники, по-видимому, причисляли покойного князя к людям святым, к угодникам Божиим. Автор его жития, в молодости знавший Александра, прибавляет следующую легенду. Когда тело князя положили в каменную гробницу, митрополичий эконом приступил к нему и хотел разжать его руку, чтобы архипастырь мог вложить в нее отпустительную грамоту. Вдруг покойный простер руку и сам взял грамоту у митрополита.

Значение деятельности Александра Невского

Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси. И без того по своей дикости и степным привычкам не расположенные к городской жизни, особенно в северных лесистых и болотистых странах, не привычные к сложной администрации народов оседлых и более общественных, татары тем охотнее ограничились временным пребыванием в России своих баскаков и чиновников с их свитою. Они не тронули ни ее религии, ни ее политического строя и совершенно оставили власть в руках местных княжеских родов. Ханы и вельможи их находили столь удобным и легким пользоваться огромными доходами с покоренной страны, не утруждая себя мелкими заботами суда и управления, а главное, оставаясь среди своей любимой степной природы. Александр действовал в этом смысле усердно и удачно; отстраняя татар от вмешательства во внутренние дела России, ограничив ее только вассальными отношениями и не допуская никакого послабления княжеской власти над народом, он, конечно, тем самым содействовал будущему усилению и освобождению Руси. По-видимому, он ловко умел также уклоняться от известной обязанности подчиненных владетелей водить свои дружины на помощь хану в его войнах с другими народами. Повторяем, то был блистательный представитель великорусского типа, который с одинаковой ловкостью умеет и повелевать, и подчиняться, когда это нужно.

Александр Невский на Плещеевом озере. Картина С. Рубцова

Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова .


Легенда о Пелгусии, равно и подвиги шести мужей вошли в сказание об Александре Невском, которое встречается в позднейших летописных сводах (Новгород, четвертом, Софийском, Воскресенском, Никонов.). Приводим эту легенду (по Новг. четвертому).

"Бе некто муж, старейшина в земли Ижерской, именем Пелгусии; поручена бе ему стража морская; всприят же святое крещение, и живяше посреде роду своего погана суща, и наречено бысть ему имя в святом крещении Филипп; живяше богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчбе; тем же сподоби его Бог видению страшну. Уведав силу ратных, иде противу князя Александра, да скажет ему станы, обрете бо их. Стоящю же ему при край моря, стрегущю обои пути, и пробысть всю нощъ в бдении; яко же нача всходити солнце и услыша шум страшен по морю, и виде насад един гребущ, посреди насада стояща Бориса и Глеба в одеждах червленых, и беста руки держаще на рамах, гребци же седяща аки в молнию одены. И рече Борис: "Брате Глебе! вели грести; да поможем сроднику своему Александру". Видев же Пелгусии таковое видение и слышав такой глас от святую, стояше трепетен дондеже насад отъиде от очию его; потом скоро поехав к Александру: он же видев его радостныма очима, исповеда ему едину, яко же виде и слыша. Князь же отвеща ему: "сего не рци никому же".

Замечательную аналогию с этим рассказом представляет подобная же легенда, которою украсилась победа современника Александрова, чешского короля Пшемысла Оттокара, над угорским Белою на берегах Моравы в 1260 г. Сам Оттокар в письме своем к папе рассказывает, что один преданный ему благочестивый муж, оставшийся дома по болезни, в день битвы удостоился видения. Ему явились покровители Чешской земли свв. Венцеслав, Адалберт и Прокопий; причем Венцеслав сказал своим товарищам, что войско их (чехов) слабо и надобно ему помочь (Тургенева Histor. Russ. Monumenta, II. 349).

Хотя составитель Сказания об Александре говорит, что он писал по рассказам отцов, а об Невской победе слышал от участников и даже от самого Александра; однако рассказ об этой битве обилует явным преувеличением относительно врагов. Во-первых, в неприятельском ополчении кроме Свеев (Шведов) будто принимали участие Мурмане (Норвежцы), Сум и Емь. Убитых врагов будто бы было так много, что наполнено три корабля одними знатными людьми; а прочих, которым ископали ямы, было без числа. Не более 20 убитых с русской стороны слишком тому противоречит и показывает, что битва вообще не имела больших размеров. Имя шведского вождя обыкновенно не упоминается, хотя он называется королем Римским (т.е. латинским, или католическим). Только в немногих сводах летописей прибавлено Бергель, т.е. Бергер (Новгор. четверт.). При описании битвы в некоторых списках еще говорится, что тут был убит воевода их Спиридон (Новгородская первая); тогда как имя Спиридона носил в это время архиепископ Новгородский. Что касается до известного Фолькунга Биргера, женатого на дочери короля Эриха, то он возведен в достоинство ярла несколько позднее, в 1248 г. (Geschichte Schwedens von Geijer. I. 152).

П. С. Р. Лет. Летописи упоминают о поездке Александра к Сартаку и походе татар на Андрея под одним годом, не связывая между собою эти два события. Прямое известие о наговоре Александра хану против своего брата Андрея находим только у Татищева (IV. 24). Карамзин считает это известие вымыслом Татищева (Т. IV, прим. 88). Беляев старается оправдать Александра от этого обвинения ссылкою на умолчание известных нам летописей и повторяет мнение князя Щербатова, что наговор был сделан дядею Святославом Всеволодовичем, к которому и относит слова Андрея: "доколе будем наводить друг на друга татар" ("Великий князь Александр Ярославич Невский". Временник Об. И. и Др. IV. 18). Соловьев в своей истории полагает известие Татищева вполне достоверным (Т. II, прим. 299). Мы тоже находим его достоверным, если принять во внимание все обстоятельства; Александр, очевидно, считал себя обиженным после того, как Владимирским столом овладел его младший брат, вероятно, употребив для того перед ханом какие-нибудь ловкие извороты.

О великом княжении Александра Невского см. Летописи Лаврент., Новгород., Софийск., Воскресен., Никонов, и Троицкая. См. папские грамоты: к Юрию Всеволодовичу (Historica Russiae Monumenta. I. N. LXXIII) и Александру Ярославичу (ibid. LXXXVIII). Leben des heiligen Alexandri Newsky у Миллера в Sammlung Russischer Geschichte. I.

Писать о легендарных личностях непросто. Либо попадаешь в накатанную колею и сбиваешься на описание хрестоматийных примеров, либо опускаешься до банальностей. Даже сильные фразы при частом упоминании тускнеют и приобретают «затасканный» вид.

Порой стоит сделать усилие и выйти за рамки привычного, как сразу появляется масса прелюбопытнейших подробностей. Иногда эти факты в состоянии полностью изменить взгляд на вождей и героев. Так получается и с Александром Невским. Оказывается, образ князя-воителя создали гораздо позже, движимые патриотическим чувством, а не исторической реальностью.

Вниманию ХВ уже представлен взгляд на эту проблему автором Петренко в материале "Шляхом ганьби та зради -2" , тем интереснее сравнивать различные точки зрения.

На фоне истории

Александр был вторым из девяти сыновей Переяславль-Залесского князя Ярослава Всеволодовича. Включившись в междоусобную борьбу, Ярослав Всеволодович в конце концов сел на Киевский «стол». Тогда-то он и передал новгородские земли в управление 15-летнему Александру. Что касается матери, то удивительно, что летопись сохранила хотя бы ее имя, - обращать внимание на женщин не входило в обычаи того времени. Звали ее Феодосией и, возможно, она являлась дочерью известного своими воинскими похождениями Мстислава Удалого, который по договоренности с братом Ярославом Мудрым, долгое время был Галицким князем.

Пока Александр взрослел, к границам древнерусского конгломерата со всех сторон приближалась беда. С севера пограничные земли карелов и финнов издавна привлекали шведский орден меченосцев. Заносчивое европейское рыцарство считало вправе заявлять свои права не только на земли «неверных»-мусульман или язычников-карелов. Точно так же они не признавали и православие настоящей христианской религией, считая его опасной схизмой и расколом. Очередной римский папа Григорий IХ благословил крестовый поход на север.

Рыцарей-крестоносцев периодически сильно побивали то мусульмане, то финны с карелами, но они упорно продвигались вперед, теряя захваченные территории и тут же захватывая новые. Значительно поредевший орден Меченосцев, решил объединиться с новыми силами. Это был Тевтонский орден, созданный еще в захваченном крестоносцами Иерусалиме. Но воины аллаха вскоре выбили европейцев не только из Иерусалима, но и с Ближнего Востока, а тевтонцам нашлось новое применение – крестовый поход против славян.

Тевтонский орден начал вторжение в Прибалтику и в этом же 1237 году на юге Киевской Руси появились монголо-татарские полчища Батыя. Батый разорил и сжег Рязань, Тверь, Москву, его войска успешно развивали наступление на север и вплотную подошли к новгородским владениям князя Александра Ярославовича. Однако не лесистая местность и быстро наступившие холода, как уверяли советские историки, остановили Батыя. Он не скрестил оружие с юным Александром и тому были свои причины.

Зарождение мифа

Летом 1240 года через Ладожское озеро в новгородские земли вторгся шведский десант. Дело это было нехитрое: ни тебе таможни, ни контрольно-следовой полосы, даже столбы с табличками напрочь отсутствовали. Одним словом, приходи, кто хочет, забирай, что сможешь. Шведы беспрепятственно провели свои корабли в реку Ижору (приток Невы), причалили к берегу и принялись строить укрепления. По всей видимости их целью был не простой грабеж, а строительства форта. По Ижоре шла оживленная торговля среди местных племен, вот шведы и решили устроить своеобразную «таможню», так сказать прибрать к рукам грузопоток.

Далее следовало бы написать о серьезной битве и значительной победе русского оружия, ведь недаром Александр получил прозвище Невского. Но дело в том, что сражение на Неве напрочь отсутствует в шведских летописях, повествующих о времени Невского. Подозревать Шведов в том, что они забыли или решили утаить данную битву, нелепо: летописец фиксировал даже неудачи и поражения, если они играли значительную роль в жизни народа, государства. Получатся, что шведы не увековечили данное столкновение в силу его незначительности. Но как это может быть, если согласно русским летописям военную экспедицию возглавляло лицо очень значительное – ярл (герцог) Биргер, шурин шведского короля? Согласно тому же летописному рассказу Александр сошелся с ним в поединке и сумел нанести удар копьем в лицо! Но и об этом шведские источники ничего не говорят. Зато они сообщают, что Биргер получил титул ярла только через 8 лет после того, когда он якобы сражался на Неве. Эти и некоторые другие факты позволяют говорить о новой версии Невского сражения.

То, что для 20-летнего Александра было настоящим боевым крещением, для шведской стороны виделось обычной приграничной стычкой, каких происходит десятки за год. И экспедицию возглавлял вовсе не Биргер. Его имя появилось в русских летописях именно с целью придания большего веса победе Александра, величаемого Невским. Про саму военную операцию на Неве можно сказать былинным слогом, как в характеристике Алеши Поповича: «Он не так силен, как напуском смел». Внезапным наскоком немногочисленной конной дружины Александр сумел вытеснить шведов и заставил их покинуть берега Ижоры. Все вышесказанное отнюдь не умоляет заслуг молодого русского князя, но победа на Неве была таки «раздута» и, скорее всего, – по идеологическим причинам.

Чтобы осознать ситуацию, снова обратим взгляд на монголов и тевтонцев. Первые в год Невского сражения наконец-то добрались до Киева и практически стерли его с лица земли. А тевтонцы после событий на Неве захватили Псков и ряд других городов, причем Александр Невский ничем не смог им помешать. Для русских же летописцев важно было отразить какой-то позитив и создать образ князя-воителя, тем более, что в 1242 году на льду Чудского озера Александр одержал уже настоящую серьезную победу над тевтонцами.

Монгольский «след»

Собственно это и все военные заслуги князя. Остальные 20 лет жизни он дружил с… Батыем, но «татарская» страница биографии Александра Невского менее известно, хотя это ровно половина из его 43 лет жизни, причем уже не мальчика, но «мужа».

Что касается 1242 года, то он оказался для великого князя не только победным на Чудском озере. В Каракоруме, главной ставке монголов, был отравлен его отец Ярослав Всеволодович. В то время главой всей монгольской империи был вовсе не внук Чингиза – Батый, а старший сын – хан Гуюк. Недовольный тем, что Батый завоевал богатый «русский улус», Гуюк вымещал зло на посланцах и представителях Батыя – русских князьях. Отравив отца Невского, хан вызвал в ставку и сына. Батый понимал, чем закончится «дружественный визит» и под разными предлогами не отпускал от себя Александра и его брата Андрея. Так продолжалось несколько месяцев (!), пока Батый не получил известия о смерти Гуюка. Только тогда Батый послал Александра в Каракорум в качестве своего представителя.

В дальнейшем до самой смерти покорителя Руси, Александр Невский поддерживал с Батыем дружественные отношения. С помощью монголов Невский получил Владимирское княжество и начал собирать северную Русь. Его дипломатическая деятельность на этом поприще заслуживает гораздо большего внимания. Но, увы, хрестоматийный образ князя-воителя остался в веках, затмевая характер его последующей деятельности. Князь скончался 14 ноября 1263 года, перед самой смертью приняв постриг в монахи.

Андрей Марин (Корнев)

Святого благоверного великого князя Александра Невского (1221-1263 гг.) по праву считают великим военачальником, образцом русской воинской доблести. Но главным были отнюдь не ратные подвиги князя, а его политическая деятельность. Недаром орденом Александра Невского, учрежденным в 1725 году Екатериной I награждались не только за боевые заслуги, но и за государственную службу (в том случае, если орденом награждали за военные подвиги, к орденскому знаку присоединялись скрещенные мечи, проходящие через середину креста и звезды), а девиз ордена был: «За Труды и Отечество». Ведь именно за великие труды на благо отечества Александр Невский был причислен к лику святых.

Вся жизнь Александра Невского - это жизнь между молотом и наковальней, время постоянной угрозы русским землям как со стороны Востока, так и со стороны Запада. С Востока - монгольские орды, с Запада - рыцарские полчища, подогреваемые папскими благословениями и указаниями Ватикана. Мудрость Александра Невского проявилась в том, что он не стал воевать на два фронта, а, договорившись с монголами и обезопасив таким образом свой тыл, он начал масштабную войну с Западом, защищая русские земли от вражеских нашествий.

Первая победа была одержана на Неве над шведским войском под командованием ярла Биргера. Александру не было тогда еще 20 лет - 1240 год. Но девятнадцатилетний юноша нашел единственно верные слова, которые смогли направить его воинов на битву и вдохновить на победу: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». С небольшой дружиной Александр одержал победу («И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителя возложил печать на лицо острием меча»), за которую его и стали называть Невским.

А ведь ярл Биргер был абсолютно уверен в победе. Даже его объявление войны дышало этой уверенностью: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород в одиночку стоял перед шведским войском, остальная Русь была слишком ослаблена нападениями с востока, чтобы оказать хоть какую-то поддержку. И вот в это время всеобщих невзгод и поражений Александр Невский выиграл сражение.

Александр Невский наладил великолепную разведывательную сеть, которая наблюдала не только за внешними врагами, но и выявляла внутренних (во все времена существовали желающие продаться за кусочек повкуснее, а папские посланцы всегда славились вкусными приманками). Подобная организация позволяла ликвидировать многие угрозы до того, как они могли вылиться в полномасштабные неприятности, а также послужила основой для молниеносных и неожиданных для противника атак русского воинства.

Главным достижением Александра Невского стала его мирная политика на Востоке. Благословенный князь нравился всем. Его обаяние покорило сначала Батыя (в 1247 году), и Александр получил от хана ярлык на княжение в Киеве, затем (в 1252 году) он завязал тесную дружбу с Сартаком (сын Батыя, который управлял всеми делами «ввиду старости отца»), и получил ярлык на княжение во Владимире.

Когда Батый пожелал отделиться от Монголии, Александр Невский пообещал хану свою поддержку - и в результате похода против Монголии Батый, дружески относившийся к Александру, стал главной силой Великой Степи.

В 1254 году Александр Невский заключил договор о мирных границах с Норвегией, во время его княжения было просвещено и освоено все Поморье. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.

Политика Александра Невского во время восстания в 1242 году, когда были перебиты во многих русских городах татарские сборщики дани, привела к тому, что хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и объявил Золотую Орду самостоятельным государством. Так Александр Невский получил защиту от монгольских нашествий - между Русью и монголами встала Золотая Орда.

Именно Александр Невский заложил основы будущего многонационального Российского государства, которое впоследствии вобрало в себя практически все наследие Чингиз-Хана.

Герой многих сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич умер 14 ноября 1263 года в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 года. Во время погребения произошло «чудо дивно и памяти достойно»: когда хотели вложить духовную грамоту в руку князя, он сам простер руку и взял грамоту у митрополита Кирилла. Канонизирован Александр Невский был Русской Православной Церковью в 1547 году.

Показательно, что именно Александр Невский стал победителем конкурса «Имя Россия. Исторический выбор 2008». Именно его большинство россиян признали настоящим символом России - мудрейшего дипломата, искуснейшего политика, удачливого полководца.

София ВАРГАН


Александр Невский - фигура поистине легендарная. Александр являлся вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича, правителя Владимира. Чаще всего годом рождения будущей легенды называют 1220, по другим данным он появился на свет годом позже. Известно, что с ранних лет Александра готовили к правлению. Мальчика учили письму, счету, ратному делу. В 1233 году после смерти брата Федора Александр стал старшим наследником. А с 1236 года он принял титул князя Великого Новгорода.

В историю Александр Невский вошел, как защитник земли русской. Он успешно воевал со шведами, запомнившись Невской битвой и Ледовым побоищем. Вынужден был князь заниматься и дипломатией, служа монголо-татарам. В те годы покушалась на Русь еще и Литва. Считается, что князь не проиграл ни единого сражения, защищаясь от сильных врагов. Канонический образ всегда поддерживался и царской властью, и советской, и православной церковью.

Однако сегодня историки постепенно приходят к тому, что образ Александра не столь однозначен. В его биографии много противоречий, нам же подаются красивые легенды и мифы о нем, не имеющие порой отношения к действительности. В некоторых летописях Александр Невский предстает, как властолюбивый и жестокий человек. Гумилев же описывает князя, как настоящего создателя русско-ордынского союза. Каким же он был в действительности, мы и попробуем понять, разобрав основные мифы об Александре Невском.

Князь предал Русь татарам. Этот миф лишает исторического героя его традиционной патриотичности. Как мог защитник Руси сотрудничать с татарами? На самом деле Александр Невский был далеко не первым русским князем и не последним, кто вынужден был с ними сотрудничать ради укрепления своей власти. В конце 1240-х монголо-татарские войска дошли до границ Западной Европы. Князь Александр Ярославович мог попытаться противостоять полчищам завоевателей и обречь Русь на разорение или же сохранить мир в родных землях. Да и противостояние с сильными католическими странами требовало могущественного союзника, которым и стал хан Батый. Князю Александру пришлось заниматься тонкой дипломатией, договариваясь одновременно и с Ордой, и со своенравными городами Новгородом и Псковом. Но только так и удалось подчинить себе северо-западные земли Руси, обезопасив Родину от вторжения захватчиков-шведов и немцев. Благодаря авторитетной поддержке Батыя, и внутри самого древнерусского государства царил порядок.

Нет следов побед Александра Невского в западной истории. Историки пытаются принизить роль князя, заявляя, что для Западной Европы все его победы были незначительными. Якобы, католические страны особо серьезно и не угрожали России, так что его успехи преувеличены. Историк Данилевский, указывая в качестве источника шведскую «Хронику Эрика», отмечает, что там вообще Невская битва не описана. А ведь этот документ описывал все происходящее в регионе в XIII веке. Но лучший российский ученый в области истории Балтийского региона, Игорь Шаскольский, этот миф развенчивает. Он утверждает, что в средневековой Швеции до XIV века вообще не было истории в том виде, в котором она присутствовала в русских летописях или западноевропейских хрониках. Против литовских, шведских и немецких феодалов Александр Невский успешно воевал. Так, в 1245 году новгородское войско под его командование победило литовского князя Миндовгу, напавшего на Торжок и Бежецк. Уже силами своей дружины князь погнался за остатками вражеского войска, а под Усвятом разгромил очередной отряд литовцев. Согласно дошедшим данным Александр Невский провел 12 военных операций, не потерпев ни одного поражения.

Ледовое побоище было мелкой битвой. В «Старшей Ливонской рифмованной хронике» говорится всего о 20 погибших в ходе легендарного сражения рыцарях. Это позволило родиться мифу о незначительном масштабе битвы. Но историки отмечают, что хроника не учитывает потери среди датских наемников, балтийских племен, ополченцев. Все они участвовали в сражении, а последние так вообще составляли основу армии. Так что масштабы битвы на Чудском озере были все же немаленькими.

Невская битва и Ледовое побоище были значимыми для истории Руси сражениями. В 1240 году состоялась битва на реке Неве, где Александру Ярославовичу противостояли шведы. За эту победу князь и получил свое прозвище. Кажется, что это сражение должно было быть грандиозным и отмечено в хрониках. На самом деле упоминают о нем только два источника - Лаврентьевская и Новгородская летописи. Говорится, что было уничтожено два вражеских корабля, самих же русских воинов погибло 20 человек. В норвежских и шведских хрониках упоминаний о битве нет вовсе. Для современников Ледовое побоище было еще менее значимым событием, чем Невская битва. При этом в летописях имя Александра Невского встречается лишь мельком, героем он не выглядит. Житие святого позже пересказало то историю, дополнив ее деталями. Да и в те годы шведы были погружены в междоусобные войны, им было явно не до масштабного вторжения. Скорее всего, «великие» битвы были пограничными стычками, которые сам князь Александр преувеличил ради своего политического веса.

Александр Невский непричастен к свержению своего брата. В 1252 году Батый послал карательный отряд под командованием Неврюя, чтобы свергнуть владимирского князя Андрея Ярославовича, брата Александра Невского. Распространена точка зрения, что Андрей Ярославович отказался ехать в Орду, но нет никаких свидетельств, что такой вызов был. Зато встречаются рассказы о поездке Александра на Дон к сыну Батыя, Сартаку. Якобы князь жаловался на своего брата, который занял место великого князя вопреки завещанию отца и плохо платил дань. Считается, что татары, не особенно разбирающиеся в тонкостях интриг русских правителей, не могли самостоятельно принять решение об изгнании влиятельного князя Андрея Ярославовича. Есть мнение, что Неврюем был сам Александр Невский, ведь Нева звучала на общемонгольском, как Невра. К тому же имя загадочного полководца-карателя больше нигде не встречается в истории. В 1255 году сын Александра Невского, Василий, был изгнан из Новгорода. На его место взошел его дядя, Ярослав Ярославович. Историки считают это событие неслучайным. Брат Александра Невского мог поведать новгородцам всю правду об узурпации власти. Неслучайно в «Новгородской Первой летописи» говорится о крестопреступлении Александра Невского.

Александр Невский яростно защищал православие. В современном представлении князь выступает защитником веры, не позволившим уничтожить православие на Руси. Подтверждает косвенно это и «Новгородская Первая летопись». Там можно прочесть, что Александр уважительно относился к архиереям, прислушивался к ним. Но не все согласны с такой точкой зрения. Вполне резонно задаются вопросы, почему Александр Невский не объединился с христианами-католиками против орды, предпочтя союзу с Западом дружбу с чуждым идеологически Востоком? В летописях говорится, что в 1246 году Александр собрался поехать к Батыю, попросив благословения церкви. Однако историки считают, что новгородский князь не мог получить такого благословения у своего архиепископа Спиридона, который не одобрял дружбу с татарами. Тогда Александр вынужден был поехать к ростовскому епископу Кириллу, который дружил с его отцом Ярославом. В защиту утверждения о защитнике веры стоит упомянуть тот факт, что при татарах в России массово строились новые церкви, тогда как католики уничтожали любые проявления православия.

Александр Невский постоянно враждовал с Западом. В летописях есть немало историй о сражениях князя со шведами, тевтонцами, литовцами и ливонцами. Но внешняя политика Александра Невского заключалась не только в постоянной вражде с Западом. Он постоянно пытался найти компромисс в сложных отношениях с соседями. На самом деле Александр Невский подписал с Западом несколько мирных договоров. Так, в 1253 году он помирился с немцами, а в 1262 году с Литвой был не только подписан мир, но и соглашение о торговле. Благодаря Александру Невскому на западе России окончательно наступило спокойствие. Правда, эти мирные договора дались князю нелегко. Тевтонцам не нравилось сближение Руси с Норвегией. Мирные переговоры могли быть сорваны в 1253 году, но тогда под Нарвой войско Александра разбило крестоносцев. Зато в 1254 году свет увидела «Разграничительная грамота», которая стала результатом сближения Норвегии и Руси.

Дружба князя с Востоком стала основой для будущего деспотизма, так Россия повернула на азиатский путь развития. Как уже было сказано, с Ордой вынуждены были дружить все русские князья. Александр Невский шел по естественному и единственно правильному с точки зрения сохранения государства пути. Да и азиатской страной Россия так и не стала. Это можно уже с уверенностью сказать, оглянувшись назад. Судьба нашей страны в том, чтобы быть в равной степени и европейской, и азиатской. Да и православие равноудалено от католицизма, от ислама и от буддизма.

Александр Невский был приемным сыном Батыя и названным братом его сына Сартака. Если Александр родился действительно в 1220 году, то в момент путешествия в Орду ему было 18 лет. Но монгольский обряд братания подразумевает надрезание рук, смешивание крови с кумысом и совместное распивание напитка. Такая процедура осуществляется только в детском или подростковом возрасте, а 16 лет считалось уже возрастом взрослого мужчины. А по другим источникам «братание» произошло вообще в 1251 году. Да и сам Сартак появился на свет примерно в 1229 году, с учетом года рождения его отца, Батыя, в 1209 году.

Александр Невский защищал Русь от татар. Вторая половина жизни Александра Невского ознаменовалась прочным сотрудничеством с татарами. Они помогали ему сохранить власть, жестко подавляя восстания и собирая дань. Благодаря монголам, в 1252 году Александр получил ярлык на великокняжение во Владимире, свергнув брата Андрея. В 1257 году вместе с захватчиками Невский пришел в Суздаль, устроив подушную перепись и безжалостно уничтожая бунтующих. А в следующем году князь попытался аналогичным образом сделать перепись в Новгороде, что вызвало бунт. Суть переписи была вовсе не просветительская, а в том, чтобы узнать, сколько точно оброка надо платить. В 1259 году город даже был окружен татарами при помощи Александра Невского. А в 1262 году захватчики силой подавили бунт в Суздали, который возник на почве недовольства сбором дани. Лично Александр Невский подавлял мятежи в Ростове, Владимире, Ярославле.

Александр Невский умер своей смертью. В 1262 году восставшие перебили татарских сборщиков дани. Тогда взбешенный хан Берке потребовал провести на Руси военный набор, готовясь к очередной войне. Александр Невский отправился в Орду, чтобы умилостивить правителя. Но там князь заболел и умер в 1263 году, будучи похороненным изначально во Владимире. Однако, есть интересная аналогия. В 1246 году, возвращаясь из Орды, умер Великий Владимирский князь Ярослав Всеволодович. Сегодня у историков нет сомнений, что его отравили. В 1271 году подобная судьба ждала другого князя Владимира, Ярослава Ярославовича. А в 1276 году по дороге из Орды скончался очередной князь, Василий Ярославович. Череда таких случаев наталкивает на мысль об отравлении. Скорее всего, татары неявно расправлялись с провинившимися русскими правителями. А факт отравления замалчивается потому, что согласно канонам Русской православной церкви убитый таким образом князь не может быть объявлен святым.

13 мая 1221 года родился Александр Невский — человек, на чью долю выпало немало испытаний. сайт вспомнил основные факты об одном из самых известных князей средневековой Руси.

Александр Ярославович родился в Переяславле-Залесском в 1221-м. Когда ему было четыре года, отец «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины.

Первые сведения об Александре относятся к 1228 году, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. При этом он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Традиционно полагают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.


Печать Александра Невского. После 1236-го

По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.


Генрих Семирадский «Князь Александр Невский принимает папских легатов», 1876

Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Он освободил занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова немецкий гарнизон. Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Невского отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.

Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.

Фрагмент фильма Серея Эйзенштейна «Александр Невский»


Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом.


Икона Святого благоверного князя Александра Невского


Успешные военные действия Александра Невского обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед монголо-татарами.

В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы — Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда в Каракорум были вызваны его сыновья — Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.

Лишь в 1249 братья смогли вернуться на родину. Невский в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Приблизительно в это время, римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто.



Святой Александр Невский. Фреска 1666 г. Москва, Кремль, Архангельскии собор


В 1252 в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды.


Александр Невский на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. В 1257 году в Новгород, как и другие русские города, были направлены «численники» для проведения подушной переписи населения. Это вызвало возмущение новгородцев, которых поддержал князь Василий.

В Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. Александр лично навел порядок, казнив наиболее активных участников волнений. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду.

В 1262 году вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце скончался.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными богу. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта