Главная » 3 Как собирать » В каком году была основана нижегородская ярмарка. История нижегородской ярмарки

В каком году была основана нижегородская ярмарка. История нижегородской ярмарки

Красивейшее здание Нижегородской ярмарки в стиле древнерусской архитектуры украшает историческую часть Нижнего Новгорода с 1890 года. Главный дом крупнейшей ярмарки России 19-го века входит в частично сохранившийся архитектурный ярмарочный комплекс.

Макарьевскую ярмарку (располагалась возле монастыря святого Макария), основанную великим князем Василием Иоанновичем в 1524 году, из-за пожара, уничтожившего все торговые строения, в 1816 году переносят в Нижний Новгород. В июле 1822 года на левом берегу реки Оки, в нижней части Новгорода, открылся настоящий ярмарочный комплекс с каменным гостиным двором, деревянными торговыми и складскими помещениями, а также уникальным гидротехническим сооружением, получившим имя проектировщика - Бетанкуровский канал. На территории ярмарочного комплекса были выстроены Староярмарочный собор и храм Александра Невского, сохранившиеся до наших дней.

В конце 1880-х основное ярмарочное здание устаревает и принимается решение о возведении нового, многофункционального Главного ярмарочного дома. В 1890 году по проекту архитекторов А.И. фон Гогена, К.М. Треймана и А.Е. Трамбицкого было возведено здание административного центра, где на втором этаже размещались: ярмарочная контора, канцелярия, отделение государственного банка, квартира губернатора, а на первом находился просторный пассаж. Новое здание было возведено на месте трёх "бетанкуровских" корпусов и считается заключительным этапом развития архитектуры ярмарочного комплекса.

Главный ярмарочный дом, входящий в число крупнейших пассажей России, после революции стал местом дислокации многочисленных воинских частей Красной Армии, а после 1922 года в просторных залах надолго обосновался "Детский мир". В наши дни историческое здание является крупнейшим выставочным комплексом, где находятся шесть выставочных павильонов, пять конференц-залов, а также Гербовый зал, принимающий высоких гостей, торговый пассаж и многое другое.

Главный дом Нижегородской ярмарки является архитектурным памятником и красивейшей исторической достопримечательностью города.

Основой торговли в Российской империи были 18,5 тысячи ярмарок в разных концах - в селах, городах.

Вершиной этой пирамиды была Нижегородская ярмарка - самая крупная, по товарообороту не только в России, но и в мире.

На рубеже веков обычно объясняли иностранцам: у нас три главных центра: Петербург - политический, Моек» в а экономический, а Нижний «карман» России.

Сам Нижний в списке городов занимал на 1914 год 23-е место в России -- 111 тысяч жителей. К 15 июля ежегодно население губернского города увеличивалось до миллиона. Это был особый день - открытия главной ярмарки страны.

Многие приезжали летом в Нижний не только по торговым делам, а чтобы просто побывать на спектаклях с участием известных русских и зарубежных исполнителей или присутствовать на дебюте. Именно здесь в 1909 году заблистала певица Надежда Плевицкая, здесь можно было увидеть впервые демонстрацию киноаппарата. В городе ходили трамваи, а в Петербурге еще надо было ждать их звонка 11 лет. Работал телефон. С открытием навигации склады наполнялись товарами особенно интенсивно. Собственно, ярмарка и была рождена рекой.

После взятия Казани Иваном Грозным суда с низу, которые тянули бурлаки, встречались с судами, которые плыли по течению у стен Макарьевского монастыря. Начинался обмен.... Монастырь стал предоставлять торговые ряды. Деньги от сделок поступали ему.

Государство признало стихийно возникшее торжище в 1641 году при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче. При последнем Романове ярмарка достигла самого большого товарооборота.

В 1816 году на ярмарку приехал государственный канцлер граф Румянцев, Но плохо встретил его хозяин села Лысково, что напротив монастыря, князь Грузинский - не дал петербургскому вельможе даже лошадей на обратный путь, Реакция - перевести ярмарку на год на сто верст выше по реке в губернский город. Сезон 1817 года прошел успешно, на старое место никто уже не думал возвращаться, но по традиции ярмарку называли Макарьевской.

Когда обсуждали вопрос, с какой дороги начать в России железнодорожное сообщение, Пушкин в 1836 году писал В. Ф. Одоевскому: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург и мое мнение - было бы: с нее и начать...». Начали не с нее, а с Николаевской.

Но в 1862 году в дни работы ярмарки уйдет первый поезд в первопрестольную, и это будет самая современная дорога по тем временам.

Летним вечером, в конце века, лихо подъезжали экипажи к залитому огнями и украшенному рекламой деревянному зданию Нижегородского вокзала. Экипажи из Замоскворечья с Третьяковыми и Бахрушиными, Щукиными в Гучковыми, Рябушинскимй и Алексеевыми (род Станиславского - жили они в этом же районе, здесь же была их фабрика). Приехал и Савва Морозов, с 1891 по 1897 год - председатель Ярмарочного и Биржевого комитетов. Занял он этот пост в 29 лет.

И вот подъем бело-сине-красного национального коммерческого флага. Затем все направлялись в Гербовый зал Главного ярмарочного дома (недавно его отреставрировали, к он вновь украшен 62 гербами Российских губерний). Шла торжественная часть, участники вносили до сто рублей залога. Это цена тоста. Если купец его не говорил, а лишь обменялся впечатлениями с соседями по столу, то с утра мог получить деньги. Делалось это специально - иначе банкет бы не кончился.

За столетие сложился целый город вокруг Главного ярмарочного дома: с соборами, мечетями, оперным Театром, с одним из лучших в мире цирков братьев Никитиных, биржей, ресторанами и улицами-линиями.

В 1888 году управляющий ярмаркой губернатор Николай Михайлович Бараков, имя которого знала вся Россия как героя (будучи командиром переоборудованного пассажирского судна «Веста», он потопил турецкий броненосец), писал в докладной записке в Петербург: «Ярмарка представляет собой две площади: одна на суше - 16840 магазинов и товарных складов, действующих до миллиарда рублей, другая на воде - караваны судов до 3 тысяч стоящих одновременно».

В это время шло заключение самых крупных торговых сделок в стране. И так до 25 августа. Затем закрытие, и еще несколько недель продолжалась отправка товаров до лесосплава, И город погружался в спячку до весны, А страна знала: успешно прошла ярмарка - значит, хороший будет год. За десятилетие перед революцией все сезоны были удачными. В финансовом мире на многих

биржах рубль предпочитали доллару. Россия имела активный торговый баланс. С 1886 по 1913 год она вывезла товаров на 25,3 миллиарда золотых рублей, а ввезла только на 18,7 миллиарда рублей.

Вообще по ярмарке ходить было утомительно. Сейчас это трудно представить. Вам все время что-то предлагают. Вы ищете товар, а приказчики ищут покупателей. Торговля всегда была нравственным понятием. Все ведущие позиции на ярмарке на рубеже веков принадлежали старообрядцам. Официальная религия вела с ними борьбу, хотя истоки раскола зародились в самом Макарьевском монастыре, где за одним столом в трапезной когда-то сидели выходец из ближайшего села Вельдеманова Никита Минич (будущий патриарх Никон) и, родом из соседнего села Григорова, Аввакум Петров. Два полюса духовного раскола.

В годовом кольце мировых ярмарок Нижегородская была самой крупной. За ней начиналась Лейпцигская осенняя, вторая по товарообороту.

В Германии с нетерпением ждали, какие цены определили в Нижнем на меха. На польских ярмарках всех волновали цены на ткани, й всех в мире - на муку и древесину, и другие важнейшие позиции в экономике.

И когда в 1917 году русское купечество 26 августа, торжественно отметив столетие Нижегородской ярмарки, уезжало поездом в Москву, никому и в голову не приходило, что больше сюда они не вернутся.

Как только было принято решение о новой экономической политике, у Совнаркома вопросов не было, где должен быть центр рыночной экономики. В 1923 году Рыков, приехав в Нижний, скажет: «Здесь я вижу образ будущей страны». Не думал Алексей Иванович, что через семь лет экономический курс его будет признан ошибочным.

Я родился в городе Горьком. Есть там в центре города место - Черный пруд. Несмотря ка такое название, тут назначал свидание своей будущей жене Иоле Торнаги, тогда итальянской балерине, Федор Шаляпин. Рядом было когда-то фотоателье одного из летописцев ярмарки М. Н. Дмитриева. Во времена моего детства о ярмарке говорили не так уж и много, но всегда словно о восьмом чуде света. А в других городах при слове «ярмарка» вспоминали только Миргородскую Гоголя.

Нижегородская ярмарка (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Более века нижегородская ярмарка привлекала торговцев чуть ли не со всей России. Одно из самых старых мест города, сегодня – большой выставочный центр, который продолжает традиции Нижнего Новгорода. Ярмарка расположена в заречной части – на площади Ленина. В 17 веке она называлась Макарьевской и находилась в районе города Лысково, ниже по течению Волги. Ярмарку пришлось перенести в Нижний из-за пожара в начале 19 века. Ее оставили за рекой и соединили с жилой частью города наплавным мостом.

После переселения ярмарка набралась сил и стала очень популярной. Правда, такой расцвет не нравился советским властям, которые закрыли ее как «враждебное явление». Ярмарку вернули к жизни в 1991 году. И вот уже более 20 лет она является одним из самых известных выставочных комплексов страны.

На Ярмарке сейчас именно те здания, что были построены при Александре Первом. Их, конечно, отреставрировали, но свой колорит дома не потеряли. Стоит отметить два собора, которые относятся к ярмарочному комплексу – Староярмарочный и Новоярмарочный. Что интересно, второй постоянно попадает на открытки с видами Нижнего Новгорода. Панорама следующая: от Канавинского моста через Стрелку и порт к Новоярмарочному собору.

Адрес: ул. Совнаркомовская, 13, Нижний Новгород

Он происходит на Арском поле , около Казани . В г. Василий Иоаннович , воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов , запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске . Место было выбрано неудачно, так как Васильсурск, как пограничный город, служил исходным пунктом военных действий против Казани.

На площади за собором располагалась высокая (54 метра) колокольня , разработанная архитектором А. Л. Леером . Сооружение выполняло роль заметного ориентира для приплывающих на ярмарку судов. На первом этаже колокольни располагались хозяйственные помещения, на втором - жилые помещения для священнослужителей. Больше всего места занимала Казанская церковь. Четырёхъярусная колокольня с 15 метровым шпилем завершала верхнюю часть строения.

Учитывались и потребности прихожан других религий, для чего были построены Армяно-григорианская церковь и мечеть . Указ о строительстве этих сооружений вышел в 1825 году. Работами руководил инженер Баус. Армянская церковь имела план в виде круга диаметром 21,5 м. Общая высота церкви вместе с куполом была также 21,5 м. Мечеть была архитектурно похожа на армянскую церковь, отличаясь лишь двухэтажностью и трёхступенчатым шпилем в роли минарета .

Площадь перед собором с противоположной стороны украшали Китайские ряды - четыре корпуса в духе китайской архитектуры, предназначенные для торговцев из Азии, основным предметом торговли для которых являлся чай .

Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения - подземная сводчатая канализация . Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Подземные галереи представляли собой длинные коридоры с каменными стенами и сводами и кирпичным полом. Длина каждой галереи - 640 метров, ширина - 2,1 м, высота - 2,5 м. Вдоль задней стены коридора пролегал жёлоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары . Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве (1816-1829). Гораздо позднее подобные подземные галереи появились в Париже .

Посетивший в 1833 году Нижний Новгород А. С. Пушкин свои впечатления от ярмарки отразил в «Путешествии Онегина».

Путешествие Онегина (отрывок)

…Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец;
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей;
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.


Расцвет

Вторая половина XIX века была эпохой расцвета для Нижегородской ярмарки. Открытие Николаевской железной дороги () почти утроило стоимость привозимых товаров, которая ещё больше увеличилась с открытием Московско-Нижегородской железной дороги ().

Ярмарка приобретает международное признание: на неё приезжают русские торговцы, европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы . В 1846 было привезено товаров на сумму 57 214 906 руб. серебром, а продано - на сумму до 49 549 377 руб. серебром. Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай , металлы , шерстяные изделия, шёлковые изделия.

Во время ярмарки из города приезжали нотариусы, банки, коммерческие и др. конторы и т. д. На Нижегородскую ярмарку ежегодно съезжалось до 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживало тогда менее 20 тысяч. Количество приезжающих на ярмарку гостей приводит к развитию инфраструктуры Нижнего Новгорода, строятся гостиницы , трактиры , рестораны , чайные , развивается сфера услуг. На противоположном берегу Оки бурно застраивается благоустроенными кирпичными зданиями улица Рождественская . Активно процветает судоходство , вдоль левой набережной Оки прокладывается важная транспортная магистраль Московское шоссе , значение которой сохранилось и до настоящего времени.

Продолжается и архитектурная застройка территории ярмарки. В строится Крестовоздвиженская часовня по проекту А. П. Брюллова , в - Печёрская часовня , по проекту И. К. Кострюкова , а в 1866 году по проекту петербургского архитектора Д. Гущина на набережной Оки напротив Главного дома строится самая крупная на ярмарке часовня - Макарьевская .

В 1858 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новые собор в память о посещении ярмарки императором Александром II , и 1864 году проект губернского архитектора Р. Я. Килевейна был готов. К сожалению, проект потребовал пересмотра сначала по причине недостаточной его прочности, затем - по причине недостаточности его финансирования. Было решено снизить стоимость строительства с 200 тысяч до 100 тысяч рублей. Новый проект предложенный молодым архитектором академиком Л. В. Далем также не был утверждён. Авторство окончательного проекта до сих пор не установлено, возможно, что автором является архитектор И. С. Вишневский. В 1867 году ярмарку посетил великий князь Владимир Александрович , который участвовал в церемонии освящения места закладки собора. Основное строительство Александро-Невского собора было начато 18 августа 1868 года и длилось 13 лет. Собор был возведён без традиционного свайного основания и «представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. В декоре фасада сочетались элементы разных архитектурных стилей . План собора имел эклектический характер.» 20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящен в присутствии императора Александра III , его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая .

Частые пожары приводили к тому, что всё большее количество зданий перестраивалось в каменные, этому же способствовал указ о переходе построенного каменного здания в собственность владельца.

В 1860-х годах нижегородский купец Э. Шмит установил на территории ярмарки 650 фонарей, а к 1885 году появляется электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц. В 1870 году на ярмарке появляется водопровод и фонтаны перед Спасским собором и Главным домом, сооружается водонапорная башня .

К концу 1880-х годов Главный ярмарочный дом настолько устаревает, что специальная комиссия приходит к выводу о полной его перестройке. В следующем же году было закончено строительство нового здания по проекту архитекторов К. В. Треймана , А. И. фон Гогена и А. Е. Трамбицкого . Строение было выполнено в формах древнерусской архитектуры XVII века. Здание продолжало выполнять роль административного центра, во время ярмарки в нём размещалась квартира губернатора и его канцелярия , ярмарочная контора и комитет, отделение государственного банка и пр.; на первом этаже находился красивый пассаж, в котором шла бойкая розничная торговля.

В 1896 году рядом с Нижегородской ярмаркой открывается Всероссийская выставка , к которой было приурочено появление трамвайного сообщения .

Развитие капиталистических отношений в России привело к активному развитию банковских учреждений. В 1880-х-1890-х годах на территории ярмарки открылись филиалы крупнейших банков России: Государственного , Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого , Московского торгового, Московского купеческого, Московского Азовского и Московского торгово-промышленного товарищества.

Товары

В первой половине XIX века первостепенная роль на ярмарке отводилась чаю. Во второй половине XIX века чайная монополия потеряла свои позиции. 30 апреля 1861 вышло разрешение на торговлю с китайцами на общих основаниях, а к 1862 году был разрешен привоз кантонского чая по западной границе России, что опустило чай на уровень остальных товаров.

Ассортимент товаров, представленных на ярмарке, был чрезвычайно богат, однако основными товарами во второй половине XIX века являлись чай, хлопок , хлопчатобумажные товары, металлы , рыба , соль , хлеб , меха , вина .

После падения чайной монополии стал значительным спрос на крестьянские товары, и в первую очередь, на хлопчатобумажные изделия. А. С. Гациский связывал причины такого роста с последствиями крестьянской реформы 1861 года. На ярмарку хлопчатобумажные товары доставлялись, в основном, с трёх направлений: московского, владимирского и костромского. Тогда как из московских районов привозили высококачественный ситец , остальные районы везли ситцы низшего сорта, немаловажную часть которых составляла продукция шуйско -ивановских фабрик, ориентированная на азиатский рынок «съ драконами, змѣями - или вѣрнѣе: „зміями“ - и подобными ужасами, весьма легко однако побѣждаемыми первымъ кипяткомъ .»

В тесной связи с хлопчатобумажными изделиями находилась торговля хлопком и красками. Хлопок доставлялся как из Америки, так и из Азии («бухарский хлопок»). Из красок наибольшую значимость имела марена , которую затем сменили минеральные красители: анилин и ализарин .

Из металлов основным товаром было железо , доставляемое по Волге, в основном, с Урала . Торговля железом контролировалась несколькими крупными капиталистами, которые платили авансом и устанавливали за собой исключительное право на закупку железа, затем перепродавая его остальным покупателям. Непроданное на ярмарке железо оставалось на складах и использовалось железоперерабатывающими предприятиями нижегородской губернии из Павловского , Краснораменского и других районов. За исключением железа и меди, роль торговли другими металлами на ярмарке была незначительна.

Из продуктов питания значительное место в торговле занимала рыба, хлеб и вино.

Культура

Большие массы привлеченного ярмаркой народа способствовали развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарки. Уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра .

Середина XIX века стала временем подъёма концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного ярмарочного дома. Среди выступавших был и молодой нижегородец М. А. Балакирев , будущий дирижёр и композитор, глава «Могучей кучки ».

С 1860-х годов начинается период гастрольных выступлений оперных и балетных трупп. В 1868 году на сцене выступили итальянские певцы с операми «Севильский цирюльник ». «Риголетто », «Фауст ».

Кроме театра на территории ярмарки располагался цирк и множество временных балаганов .

Упадок

Начало Первой мировой войны не могло не отразиться на экономическом благополучии Нижегородской ярмарки. Несмотря на то, что ярмарка не была закрыта, каждый новый торговый сезон демонстрировал всё больший спад, кроме того, на её территории начали размещать беженцев и военные подразделения. Солдаты и беженцы «обустраивали» свой быт за счёт имущества, оставленного в пустовавших в межсезонье торговых корпусах.

После установления в городе Советской власти ярмарка некоторое время продолжала функционировать, однако 17 января 1918 года Нижегородский совдеп предписал присоединить территорию ярмарки к Нижнему Новгороду и упразднить собрание уполномоченных ярмарочного купечества и ярмарочный комитет.

Экономическая политика, проводимая советским правительством не позволяла функционировать нормальным торговым отношениям. Так в 1918 году на ярмарке предполагалось, что товары будут меняться только на хлеб, без денежных расчётов. В результате торговый оборот составил 28 млн рублей, тогда как товар ещё на 40 млн рублей был просто не реализован.

С введением в стране НЭПа ярмарка быстро начала набирать обороты. Торговля велась с по 1929 годы , за этот промежуток товарооборот вырос с 31 до 300 млн рублей. Ярмарка обрела статус всесоюзной выставки. В 1928 году в ней приняли участие более 2500 фирм. Были также представители из других стран - Персии , Китая , Афганистана , Турции , Монголии и Ирака .

Последний раз ярмарка проводилась в 1929 году. В рамках борьбы за уничтожение НЭПа ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление указом от 6 февраля 1930 года.

Четыре последующих десятилетия корпуса на территории ярмарки использовалась в качестве жилья. Культовые сооружения, кроме двух соборов, были уничтожены. Район превратился в своеобразные городские «трущобы ».

Новые веяния начались лишь в 1970-х годах, когда был принят план о переносе центра города в нижнюю, левобережную, часть. Глобальная реконструкция мало что оставила от плана застройки XIX века. Более-менее сохранилась лишь переименованная в Стрелку Александро-Невская улица. В главном ярмарочном доме открылся магазин «Детский мир».

Начало подъёма

Весной 1990 года была проведена рекламная кампания «Пролог», а через полгода была создана дирекция ярмарки, которую возглавил В. В. Бессараб. Новая организация получила название Всероссийского закрытого акционерного общества (Всероссийское ЗАО) «Нижегородская ярмарка» с уставным капиталом 54 515 тыс. рублей .

Начиная с 1993 года ярмарку дважды посещал президент России Борис Ельцин и другие виднейшие политики страны и мира. В марте 2000 года за несколько дней до выборов президента России на ярмарке побывал тогдашний и. о. президента Владимир Путин .

В 2001 году Владимир Бессараб был вынужден уйти в отставку в связи с разногласиями с основными акционерами ярмарки - администрациями Нижнего Новгорода и области , вскоре после чего в отношении него было возбуждено уголовное дело за «злоупотребление должностными полномочиями»

Современная ярмарка

В настоящее время ВЗАО «Нижегородская ярмарка» - является современным выставочным комплексом, располагающим всем, что необходимо для проведения конференций, выставок и конгрессов. На территории ярмарки действует таможенный пост . В распоряжении Ярмарки находятся шесть выставочных павильонов, пять конференц-залов, Гербовый зал, принимавший гостей самого высокого уровня. Также в комплекс входят Ярмарочный банк, гостиница, рестораны, кафе и торговый Пассаж.

Предприятие входит в пятёрку самых крупных выставочных комплексов России, к которой также относятся: «Экспоцентр » (Москва), ВДНХ (Москва), «Ленэкспо » (Санкт-Петербург), «РЭСТЕК » (Санкт-Петербург), «Сибирская ярмарка ».

Наиболее известные мероприятия, проходящие на Нижегородской ярмарке - Всероссийский научно-промышленный форум «Россия Единая», Международный форум «Великие Реки/ICEF», «Города-Побратимы и Партнёры», «Автофорум», «Всероссийский Туристический Форум», Международная православная выставка-ярмарка «Нижегородский край - земля Серафима Саровского» и другие.

Современный вид прибрежной части бывшей территории ярмарки. Главный ярмарочный дом - в центре, Собор Александра Невского - за ним на горизонте.

Руководство ярмарки

  • Бажин, Игорь Сергеевич - начальник отдела управления корпоративных отношений ООО НФ "УК «РусПромАвто »;
  • Барулин, Валерий Николаевич (с 2006 года) - министр промышленности и инноваций Правительства Нижегородской области;
  • Живихина, Ирина Борисовна (с 2006 года) - заместитель губернатора Нижегородской области;
  • Живулина, Тамара Леонидовна (с 2006 года) - директор государственно-правового департамента Нижегородской области;
  • Коваленко, Константин Юрьевич (с 2006 года) - помощник Губернатора, руководитель группы помощников и советников Губернатора Нижегородской области;
  • Лунин, Виктор Николаевич - заместитель Председателя Правления ОАО «Волго-Вятский банк Сбербанка России»;
  • Шанцев, Валерий Павлинович (с 2006 года) - Губернатор, Председатель Правительства Нижегородской области.

Напишите отзыв о статье "Нижегородская ярмарка"

Примечания

Литература

  • Филатов Н. Ф. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. - Н. Новгород : Книги, 2003. - 512 с. - (Нижегородские были). - 5 000 экз. - ISBN 5-94706-007-8 .

Ссылки

  • - официальный сайт администрации Нижнего Новгорода.
  • - Генеральный план Нижегородской Макарьевской Ярмарки 1800-1830 гг..
  • - статья А. Владимировой из «Российской газеты», Нижегородская область, 22 марта 2006 г.

Отрывок, характеризующий Нижегородская ярмарка

– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
– Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться?
– Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!…
– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.
– Мне сказали, что ты велел закладывать, – сказала она, запыхавшись (она, видно, бежала), – а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине. Бог знает, на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься, что я пришла? Ты очень переменился, Андрюша, – прибавила она как бы в объяснение такого вопроса.
Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства.
– А где Lise? – спросил он, только улыбкой отвечая на ее вопрос.
– Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ax, Andre! Que! tresor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила.
Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице.
– Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Аndre! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Tout comprendre, c"est tout pardonner. [Кто всё поймет, тот всё и простит.] Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.
– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.
– Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
– МНЕ?… Мне?!… Мне тяжело?! – сказала она.
– Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.

Нижегородская ярмарка считается одним из красивейших мест в городе, вызывающем восхищение всех гостей и жителей. Приезжайте и полюбуйтесь. Сами истоки большой периодической торговли вдоль по средней Волге восходят к очень давнему времени. Первая половина XIII века отдала предпочтение проведению их на поле Арском, том, что возле Казани. В год 1524 от Рождества Христова царь Василий Иоаннович, приняв во внимание то факт, что татарами были разграблены русские купцы, дает им запрет на поездки к Казани, а вместо того учреждает ярмарку русскую у Васильсурска. Место сие выбрано было весьма неудачно, поскольку Васильсурск, являясь пограничным городом, одновременно служил форпостом для проведения военных акций супротив Казани.

По покорении ханства Казанского, а было то в году 1552, начинают складываться благоприятнейшие условия для ведения торговли. Вот где-то здесь и начинается образование ярмарки неподалеку от обители святого Макария, официальную же дату обоснования той ярмарки Вам уже никто не расскажет, канула она в Лету. Из-за выгодного расположения у средины пути волжского, ярмарке бурное развитие было присуще. И в 1641 царь, уже Романов, Михаил Федорович дает монастырю права обирать торговцев на один день за торговлю (в день святого Макария, 25 июля) на таможенный сбор. К 1648 году Алексей Михайлович разрешает приторговывать и беспошлинно в течение пяти дней, а затем только повелеваем быть уплаченному особому налогу. В году 1666 ярмарку посещают уж купцы не лишь из одной только Россеи, но также и из-за рубежей ее извне, а продолжается сама ярмарка две недели.
Больно разрослась ярмарка , да все берега Волги матушки захватила, а и на противоположный уж берег перешла к селу Лыскову. Постройки ярмарки в ту пору носят временный манер, представляют собою балаганы деревянные, лавки, да трактиры. Серединой века XVIII многие из строений пришли уже в негодность полную, а 18 июня года 1751 выходит указ царский об постройке гостиного двора из камня там, где старый деревянный стоял прежде. Имеются и по сию пору проекты многочисленные об перепланировке построек ярмарочных, относящихся к концу XVIII - началу XIX веков. В году 1809 перестройка ярмарочных сооружений завершается.

По августу года 1816, а было сие событие 16 числа, пожар случился, который уничтожил весь двор гостиный (исключением стал только корпус каменный), а равно и все временные, принадлежавшие к нему балаганы. Пожар пришелся на пору, последующую окончанию торгов (поскольку концом тем считался Первый Спас, выпадающий, как известно, на 1 число августа месяца), в пределах ярмарки тогда не было уж ни единого человека Божьего, ни единого тюка с товаром. Но убыток составил более 2 миллионов рублей. Сей пожар поставил остро вопрос про перенесение ярмарки, поскольку у самого мало места было для проведения ярмарки, помимо сего факта, течение Волги-реки ежегодно вымывало часть макарьевского берега.

Понимание важности дела создания экономического центра взамен сгоревшего заставило императора Александра I повременить с вожделенной перестройкой Зимнего дворца, но вместо этого направить выделенную сумму денег для постройки ярмарки в новом месте. Значительная сумма, направленная на строительство двора, составила 6 миллионов рублей казенных денег. Строительство поручено было возглавить председателю столичного Комитета строений генералу-лейтенанту Бетанкуру. Основу созданию архитектурного комплекса предоставил план, который разработал в 1804 году архитектор А. Захаров (он же впоследствии стал автором плана здания Адмиралтейства). С 15 февраля 1817 года было начато строительство, длившееся 4 года.
Лишь через 5 лет и 5 месяцев в июле 1822 года каменный гостиный двор и деревянные временные помещения приняли первых торговцев. Продолжительностью ярмарка превысила месяц: флаги были подняты в день 15 июля, а опущены лишь 25 августа. Настоящие торги с августа и начиналися, а продолжалися до самого сентября.

Ярмаркой занято было по площади целых 8 квадратных километров по над левым низким берегом Оки, да на мысу большом, что звался Стрелкой, образованном впадением Оки в Волгу-матушку.

Центральною частью всей ярмарки являлся гостиный двор, что строил Бетанкур, состоял оный из 60 корпусов отдельных, да с двумя с половиною тысячами лавок. Главный же дом был выстроен в стиле классицизма, а боковыми корпусами административными образована была центральная парадная площадь. Защитою от вешних вод, затопляющих сие место служило насыпное основание высотою за 3 метра. Вдоль берегов обводного канала выстроено было свыше 40 огромных зданий из камня, служащих целям торговли и складывания товара.
Подковообразной формы обводной канал имел 100 метров в ширину и с три стороны центральной части архитектурного ансамбля окружал. Уникальным было сие творение гидротехнического строительства и получило оно имя Бетанкуровский канал. Иже соединялось с Мещерским озером да каналом Пырским. Масштабом своим был комплекс сравним лишь с гидротехническим чудом Царскосельким да Петергофским. А к настоящему дню от канала того и системы мостов причудливых уже и не осталось ничего.

Особому же вниманию подвергали люди уникальный тем временам плашкоутный мост, проведенный через Оку, вызывал он у народа удивление великое. Имел в длину 510 метров, являясь от этого наиболее длинным плашкоутным мостом тех времен

Искусственным полуостровом обитался великолепный пятиглавый собор Спасский, Староярмарочным его еще называли, остался он одним из немногих зданий, которые сохранились до века нынешнего. Строительством собора сего занялись от 20 августа года 1818 в соответствии с проектом Монферрана, архитектора и проектировщика, оный в свое время спроектировал Исаакиевский собор, а сходство с тем собором достаточно очевидное наблюдается. Собор спроектирован, как центрическая композиция, по квадратному плану со сторонами в 25 метров и алтарем, а также тремя пристворами. Простенки меж высоких окон, что во главах собора, были украшены ионическими полуколоннами, куполам была придана полусферическая форма. Общей высотой сооружение (считая крестом) составляло около 40 метров. В лето 1822 года окончена была отделка собора, которую выполнил основатель Арзамасской школы живописи академик А. В. Ступин. Освящен собор был в 25 июля от того же года.

А площадь та, что за собором, украшена высокой (более 50 метров) колокольней, которую спроектировал архитектор А. Л. Леер. Данное сооружение служила своеобразным маяком приплывающим на ярмарку судам. Первый этаж колокольни обзавелся хозяйственными помещениями, второй - жилыми помещениями, где обитали священнослужители. Наибольшую площадь заняла Казанская церковь. Четырёхъярусной колокольней, имеющей 15 метровый шпиль, была увенчана верхняя часть строения.

Были учтены также потребности диаспор, относящихся к другим религиям, ярмарка обзавелась Армяно-григорианской церковью и мечетью. Указ на строительство данных сооружений был выпущен в 1825 году. Работу направлял Баус, известный инженер тех времен. Армянскую церковь выполнили круглой при диаметре основания в 21,5 метра. При общей высоте постройки, включая купол, в те же 21,5 метра. Мечети была свойственна архитектурная схожесть с армянской церковью, отличие было в двухэтажности и наличии трехступенчатого шпиля, выполняющего роль минарета.

Соборную площадь, ее противоположную сторону, украсили Китайскими рядами в виде четырех корпусов на манер китайской архитектуры, предназначались сии плоды фантазии искусных дипломатов и миротворцев торговцам азиатам, в основном торговали последние чаем. Очень он у них в почете и по нашу пору.
Уникальным для данной ярмарки было то, что на ее территории разработана была целая сеть санитарно-технических сооружений, настоящая канализация в подземном варианте и со сводами. Двумя круглыми башенками, расположенными промеж крайних рядов гостиного двора, ограничивался вход в данное сооружение в виде двух подземных галерей. Каждая подземная галерея представляла собою длинный коридор, имеющий каменные стены со сводами, а также кирпичный пол. В длину каждая галерея имела более полукилометра при ширине в 2,1 метра, высоты определили равной двум с половиной метрам. Продольно у задней стены галереи проложили желоб, который разделялся с помощью перегородок на писсуары. Санитарные требования были поддержаны ежедневной уборкой водой, текущей из труб, соединявшихся с обводным каналом. В России подобные фортификации считались уникальными, работы подземного характера до той поры совершались лишь в Москве, и много позже подобные удовольствия были возведены во Франции в Париже.

В 1833 году посетил Нижний Новгород с его ярмаркой и А. С. Пушкин, о своих впечатлениях, оставшихся от вояжа, он написал в «Путешествии Онегина».
Вторую половину XIX века можно считать периодом расцвета Нижегородской ярмарки . Открывая Николаевскую железную дорогу (1851), правительство практически утроило цены на привозимые товары, они еще больше возросли, когда построили Московско-Нижегородскую железную дорогу десятилетием позже.
Ярмарку признали на международном уровне: там торговали не только россияне, были и выходцы из Европы, Армении, Ирака, Турции, Азербайджана и некоторых других стран. На 1846 год туда привезли товару общей суммой более 57 миллионов рублей в серебре, причем продали из общего количества более 85% в денежном выражении. Главными предметами сбыта были изделия из хлопка, чай, металл, изделия из шерсти и шелка.

На период проведения торгов наезжали из города нотариусы, отделения банков, коммерческих и прочих контор. Нижегородская ярмарка каждый год собирала пятую часть от миллиона посетителей, при том, что сам Нижний Новгород имел в то время население, не превышающее 20 тысяч человек. Подобное количество приезжих с целью побывать на ярмарке привело к неимоверному развитию инфраструктуры города Нижний Новгород, росли, как грибы, гостиницы, трактиров, ресторанов и чайных стало несметное множество, чрезвычайное развитие получила сфера услуг. Противоположный берег Оки стал бурно застраиваться кварталами благоустроенных кирпичных зданий, названных улицей Рождественской. Очень процветало судоходство, а по левому берегу Оки проложили важную транспортную магистраль, то самое Московское шоссе, значимость которого глупо отрицать и сегодня.

Продолжилась архитектурная экспансия на территории, отводимой ярмарке. В 1852 возвели Крестовоздвиженскую часовню, согласно проекту А. П. Брюллова, спустя 7 лет - Печерскую часовню в соответствии с проектом И. К. Кострюкова, еще 7 лет, и проект петербуржца и архитектора Д. Гущина привносит на набережную Оки супротив Главного дома самую крупную на ярмарке часовню - Макарьевскую.

1858 год замечателен тем, что ярмарочным купечеством изъявлено было пожелание о постройке нового собора, посвященного памяти посещения ярмарки Александром II, царем российским, и к 1864 году этот проект был блестяще исполнен губернским архитектором Р. Я. Килевейном. По несчастью, проект пришлось пересмотреть ввиду недостаточной прочности сооружения, сказалась также и недостаточность его финансирования. Принято было решение о снижении стоимости проекта строительства вдвое, вплоть до 100000 рублей. Новому проекту, предложенному молодым талантливым архитектором и академиком Л. В. Далем, не суждено было утвердиться. Самое интересное, что автора окончательного варианта проекта так и не смогли установить. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что авторство принадлежит не кому иному, как И. С. Вишневскому, яркому представителю архитекторского таланта. 1867 год отмечен посещением великого князя Владимира Александровича макарьевской ярмарки , оный присутствовал при церемонии освящения того места, где предполагалось заложить собор. В основном же строительство собора Александро-Невского взяло старт 18 августа в 1868 году, было оно затяжным и заняло 13 лет. В соборе отсутствовало традиционное свайное основание. Он представлял собою центрическое сооружение монументального характера, имеющего пять восьмигранных шатров, центральному шатру придана высота в 72,5 метра. Декор фасада сочетает элементы из различных архитектурных направлений. Плану собора придан эклектический характер. 20 июля 1881 года строительству был положен конец, а собор с должной торжественностью освятили при личном присутствии Александра III, российского императора, его супруги, был там и цесаревич Николай.

Частыми были пожары, а это закономерно привело к тому, что большинство зданий стали строить из камня, тому начинанию сильно поспособствовал указ, разрешающий переход выстроенного здания из камня в собственность.
Чуть позже, наконец, занялись иллюминацией. В нижегородским купцом Э. Шмитом установлено по территории, отводимой ярмарке, 650 фонарей, в 1885 году и вовсе на ярмарку пришло освещение зданий посредством электричества, чуть позже были добавлены и улицы. А между этими безусловно замечательными событиями на ярмарке появился водопровод с фонтанами, расположенными пред Спасским собором и неподалеку от Главного дома, для обеспечения должного функционирования системы появилась необходимость сооружения водонапорной башни, коя и была удовлетворена в кратчайшие сроки.

К началу 90-х годов в Главном ярмарочном доме наблюдается заметное устаревание, специальной комиссией принимается решение о полной его реконструкции. Менее года ушло на претворение плана в жизнь, проект, разработанный группой архитекторов К. В. Трейманом, А. фон Гогеном и А. Трамбицким, успешно завершен. Постройка выполнена в древнерусских традициях. Зданию надлежит выполнять функции административного центра, на время проведения ярмарки там размещается квартира для губернатора, его канцелярия, строение включает ярмарочную контору и комитет, там располагается отделение государственного банка и прочие, говоря современным языком, офисы. Первый этаж занимается красивым пассажем, где проходит розничная торговля в довольно бойкой манере.

1896 год приносит открытие Всероссийской выставки неподалеку от Нижегородской ярмарки , к этому событию было приурочено введение в эксплуатацию трамвайного сообщения.

Развитые капиталистические отношения закономерно привели в России к бурному росту числа банковских учреждений. Территорию ярмарки обжили Государственный, Сибирский торговый, Казанский купеческий, Волжско-Камский коммерческий, Московский торговый, Московский купеческий, Московский Азовский и Московский торгово-промышленный банки.

Если первая половина XIX века прошла на ярмарке под тотальной монополией чая, поставляемого из центров торговли с Китаем из города Кяхты при ценах на кяхтинский чай, определяющих фактически цены всех остальных товаров ярмарки, то уже к второй половине чайная диктатура утратила свою необоримую силу. Возможно, вызвано это тем, что с 30 апреля 1861 вышел указ, разрешающий торговать с Китаем напрямую, уже в 1862 году разрешили провоз чая через границу России, и это опустило экзотический чай до уровня обыкновенного товара.

Ассортименту ярмарочных товаров позавидовал бы любой, на во врторой половине XIX века торговали в основном чаем, хлопком, изделия из хлопка, металлами, рыбой, солью, хлебом, мехами, вином.

Как только исчезла монополия на чай, появился неимоверный спрос на обычные крестьянские продукты, в первую очередь это изделия из хлопка. По некоторым сведениям, причиной такого явления можно считать крестьянскую реформу 1861 года. Ярмарка пополнялась изделиями из хлопка преимущественно тремя путями, существовали московское, владимирское и костромское направления. Специфика их была такова, что с московского региона свозили высококачественные изделия, остальными же поставлялся ситец низших сортов, немаловажная часть в поставках отводилась продукции заводов шуйско-ивановского кластера, ориентирована была на азиатов. Рисунок весь в драконах, вызывавших у русского человека недоумение или даже страх, побеждаемый легко, по утверждениям очевидцев, первым же кипятком.)) Имеется в виду, что ткань была столь низкого качества, что первая же стирка в горячей воде напрочь уничтожала рисунок.

Тесную связь с изделиями из хлопка имели, как Вы догадываетесь, продажи хлопка и красок. Нужно сказать, что несмотря на аграрный уклад российской действительности, хлопок завозился из Азии и даже Америки. Крепостное право, естественно, не брезговало трудом заморских рабов. Средь красок большая, чем у иных, значимость была у марены, затем ее заменили искусственными минеральными красителями: анилином и ализарином.

Средь металла же большой спрос имело железо, доставляли его по Волге, с Урала, в основном. Торговлю железом жестко контролировали несколько крупных капиталистов, платящих авансом и устанавливающих за собой исключительные права по закупке железа, затем уже шла перепродажа металла остальным закупщикам. Не распроданное в период ярмарки железо лежало на складе, используясь по мере необходимости железоперерабатывающими фабриками нижегородского региона. Исключая железо и медь, торговля металлами на макарьевской ярмарке шла не очень шибко. Продукты питания были только основные, торговали преимущественно рыбой, хлебом и вином. Более сложная кулинарная продукция таким успехом не пользовалась.

Большая масса народа, привлеченного ярмаркой, способствовала росту развлекательной и зрелищной индустрии в пределах ярмарочной территории. Сам первоначальный план по застройке ярмарки уже предусматривал здание театра.
Владельцем театра являлся князь Шаховской, труппу заполнял крепостными крестьянами, выступавшими на подмостках до 30-х. Каждый год театр посещался лучшими артистами из Москвы и Петербурга: Михаилом Щепкиным, Шумским, Мартыновой и другими. А. Н. Островским ярмарка посещена в 1845 году, он писал, что театр местный ни на йоту не уступит московскому.

Середину XIX века можно считать периодом подъема деятельности театра. Концерты шли в зале в Главном ярмарочном доме. Средь выступающих был молодой М. А. Балакирев, ставший впоследствии дирижером и композитором, главой известной всем «Могучей кучки».
С 60-х годов началось время гастролей оперной и балетной трупп. В 1868 году сцену удостоили посещением итальянские оперные певцы. Исполняли популярных «Севильского цирюльника». «Риголетто» и «Фауста».
Помимо театра территория ярмарки располагала цирком и множеством временных балаганов.

Первая мировая война, естественно, отразилась с экономической точки зрения на Нижегородской ярмарке . Нет, ярмарку не закрыли, но торговый сезон характеризовался определенным спадом, территория ярмарки начала принимать беженцев и боевые подразделения. Солдат и беженцев обустраивали в счет имущества, которое было оставлено в пустовавших торговых корпусах.

Установившаяся Советская власть некоторое время не трогала ярмарку, но 17 января в 1918 году Нижегородским совдепом территория ярмарки присоединена к Нижнему Новгороду, а собранию уполномоченных ярмарочного купечества и ярмарочному комитету было дано предписание на роспуск.
Экономической политикой, проводимой правительством СССР, не позволялось функционирование нормальных торговых отношений. В 1918 году предполагали менять товары лишь только на натуральный хлеб, никаких расчетов деньгами. Как результат, продажи составили всего 28 миллионов рублей, а в полтора раза больше товара в денежном отношении осталось лежать на складах. Против 80% сбыта в царской России.

Введение в стране Новой Экономической Политики позволила ярмарке быстро набрать обороты. Торговлю вели с 1922 по 1929 годы, товарооборот показал небывалый рост до третей части миллиарда целковых. Саму же ярмарка удостоили статусом всесоюзной выставки. 1928 год принес ярмарке участие более двух с половиной тысяч фирм. Замечательно участие в торговле представителей Ближнего Востока, Афганистана и Китая.

В последний раз ярмарку провели в 1929 году. Меры, принятые по уничтожению НЭП ликвидировали ярмарку в качестве враждебного явления посредством указа датой 6 февраля 1930 года.

Следующие 40 лет территория ярмарки и расположенные на ней строения использовалась, как обыкновенное жилье. Культовым сооружениям за исключением двух соборов суждено было погибнуть. Район был превращен фактически в трущобы.

Новым веяниям суждено было появиться в 70-х годах, тогда приняли план по переносу городского центра в нижнюю часть, находящуюся на левом береге. Глобальной реконструкцией мало что было оставлено от застроек XIX века. Боле менее осталась прежней лишь улица Александро-Невская, переименованная в Стрелку. Главному ярмарочному дому досталась перестройка, затем там открыли «Детский мир». Кто помнит советские времена, конечно же знает, что это такое.

Весною 1990 года решено было провести рекламную кампанию «Пролог», еще спустя полгода создали дирекцию ярмарки, она была возглавлена В.В. Бессарабом. Новой организации дали название Всероссийского ЗАО «Нижегородская ярмарка» , имевшего на тот момент уставный капитал в 54515 тысячи рублей.
Сегодня оно представляет из себя современный выставочный комплекс, располагающий всем необходимым, чтобы проводить конференции, выставки и конгрессы. Территория ярмарки размещает таможенный пост. Ярмарка может похвастаться 6 выставочными павильонами, 5 конференц-залами, Гербовым залом, принимающим гостей относительно высокого ранжира. Комплекс включает Ярмарочный банк, гостиницу, несколько ресторанов и кафе, имеется казино и даже торговый Пассаж.

Каждый год свыше 60 выставок проводится в целях представления инновационных технологий и различных новейших разработок научной сферы. Любой сфере человеческой деятельности можно сопоставить соответствующую тематику форума или выставки. Посвящены они здравоохранению и образованию, информационным технологиям и банковской сфере, автопрому и сельскому хозяйству, архитектуре и искусству, экологии и оборонной промышленности.
Проводимые выставки на Нижегородской ярмарке дают посетителю шанс ознакомиться с новейшими технологиями, провести сравнение качества продукции российского и зарубежного производства, взять консультацию у специалиста той области, к которой имеется особый интерес. Ярмарку снабдили инфраструктурой, необходимой для проведения подобных мероприятий. Имеется современное демонстрационное, коммуникационное оборудование, а также средства связи, потому высокий уровень сервисного обслуживания гостей и обеспечение достойной работы участников любого выставочного проекта попросту гарантированы. Залы Ярмарки используют для мероприятий государственной и даже международной важности.

В 2005 году Нижегородской ярмаркой , единственной организацией по всей стране, было принято участие в еще одном международном проекте. Была учреждена Всемирная ассоциация выставочной индустрии. Одновременно Ярмарка единственная из российских выставочных компаний является членом UFI в 2номинациях сразу: в качестве выставочного комплекса международного уровня и в качестве организатора выставок международного масштаба.

Сейчас активу Нижегородской ярмарки принадлежат некоторые национальные выставки, в следующих странах: Великобритания, Финляндия, Болгария, Индия, Италия, Германия, Франция, страны Африки. Выставки, организованные за рубежом, заслуженно получили высокие оценки международного бизнес-сообщества, принеся участникам успех в экономической и политической сферах.
Нижегородская ярмарка по праву считается центром инноваций: здесь первым начали проходить форумы, объединяющие конгрессную часть с экспозиционной.
В 2005 же году Нижегородская ярмарка обзавелась 10 полотнами, изображающими самые известные архитектурные памятники города, которые выполнены в стиле фрейм юнит арт. Изображение составлено из большого числа фрагментов, каждый из которых является маленькой фотографией с размерами нескольких сантиметров. Присмотревшись, можно увидеть там виды из городов региона. Общей площадью полотна занимают более полтора ста квадратных метров, включай (!) 100000 фрагментов. Создатель проекта – фотохудожник Игорь Пшеницын. Поддержка проекту оказана губернатором области и Полпредом Президента на территории Приволжья.
Исторически Нижегородской ярмаркой концентрируется все самое новое, все самое лучшее, наличествующее в РФ, потому выставочному бизнесу здесь прогнозируются неустанный прогресс регионального и федерального значения. Благодаря своей ярмарке Нижний Новгород теперь открыт всему миру, Нижегородскую же область считают нынче экономически выгодным регионом, привлекательным для инвесторов.

И вступайте в нашу группу в контакте



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта