Главная » 3 Как собирать » Загадки где встречаются ъ и ь знак. Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы

Загадки где встречаются ъ и ь знак. Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы

Тема: Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица. Твёрдый знак-буква-подсказчица. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады с мягким и твёрдым знаками.

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - …….Мягкий знак!

— Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Выполни задания:

Задание1

Отгадай загадки:

То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей –ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я?

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак

— Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

— В воде купался,

А сух остался.

— Красная корова

Всю солому поела.

— Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят.

Задание 2

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Пью, лью, шью, кольцо, пеньки, платье, пальто, сошью, альбом, бьёт, семья.

Задание 3

Придумай и запиши слова в два столбика:

Мягкий знак в начале слова Мягкий знак в середине слова

Задание 4

Вставь мягкий знак в слова:

доч.. , плач.. , помощ.. , сторож.. , задач.. , рож.., тиш.. , силач.. , моложёж.. , крыш.., нож.., меч…, реч…

Задание 5

Закончи пословицы:

Ученье – свет, а ………………..

Что посеешь, то ……………….

Скучен день до вечера, коли………………

Семь раз примерь, а …………………………

Петь хорошо вместе, а ………………………..

Любишь кататься, …………………………….

"Твердый знак – нужный знак!
И узнать его пустяк!

За приставкой он стоит,

Ничего не говорит.

А за ним е, ё, ю, я –

Его лучшие друзья!”

Правило:

1) разделительный Ъ пишется после приставки , которая оканчивается на согласный, перед буквами Е, Ё,Ю, Я.

2) разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё,Ю, Я,И.

Задание 6

Данные словосочетания списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление, жёлтые лист..я.

Задание 7

Списать пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.
Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторен..е – мать учен..я. Ум без книги, как птица без крыл_ев.

Задание 8

Разгадай ребусы:

- убрать одну букву

font-size: 16.0pt;color:#00B050;background:white;font-style:normal"> - убрать две буквы

м = т - замена букв

И = Ь


И = Я

Л = Т

П = Л

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

«Ъ и Ь знаки» - Пьеса. Воробьи. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Съёмка. Ь пишется в корне после согласных, но перед гласными: ю,я… Подъём. Польёт. Объезд. Объём. Серьёзный. Чутьё. Листья. Объявление. Объяснит. Муравьи. Бельё. Пьёт.

«Разделительный твёрдый и мягкий знак» - Муравьи колосья объявления свинья воробьи компьютер вьюга листья обезьяна. Догадаться вы сумели? Снежная буря, метель. Твердый знак. Полоса земли вдоль берега моря, озера. Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки. И, У, А после шипящих.

«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Проверь себя. Весёлые рифмы. Мягкость согласных звуков. Физкультминутка. Измените слова по данному образцу. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов. Составьте цепочку слов. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета. Загадки. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

«Разделительные знаки» - Упражнение. Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в следующих случаях. 16. Правило 1. Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах. Разделительные знаки Ъ и Ь. Правило 2. Твердый знак (Ъ). Твердый знак и мягкий знак. Содержание. Мягкий знак (Ь). Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных.

«Мягкий знак после шипящих» - Меч. Мягкий знак после шипящих. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Краткое прилагательное. Словарно – орфографическая работа. Печь. Развитие речи. Работа по карточкам. Ь после шипящих на конце слова. Рожь, мощь. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Найдите соответствие цифры букве. Правописание на конце слова Ь.

«Мягкий знак после шипящих» - Жгуч (кр. П.). 3 скл. - вещь, ночь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь. Сторож – 2 скл. Комментированное письмо. Тишь (3 скл.) - безлюдье вокруг. Дочь – 3 скл. Пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.). Свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.). Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется.

Всего в теме 23 презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

2 класс

Русский язык

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Закрепление изученного материала

Учитель: Романенко М.Н.

Декабрь 2010 год

г. Тихвин

Русский язык.

Тема : Разделительный мягкий знак.

Цель урока :
Создание условий для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Задачи урока:

Задачи:
- Развивать умение правильно определять «работу» мягкого знака в слове.
- Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
- Соблюдать здоровьесберегающие технологии.


Тип урока : урок – обобщение.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

1). Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать .

- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу , я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.

2). Каллиграфическая минутка.

А) Загадка : Слайд № 2.

Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Мягкий знак Слайд № 3

Б) Подготовка руки к письму.

А сейчас подготовим руку к письму в тетради. Слайд № 4.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).

В) Чистописание Слайд № 5.

Откройте тетради, запишите число.

Посмотрите на строку чистописания.

На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ

Цель чистописания?

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.

Одной чертой подчеркнуть сочетание букв, обозначающих 1 звук;

двумя чертами - 2 звука;

Сколько звуков обозначают сочетания букв…?

Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и МЬ?

Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

С какой целью?

II. Операционно – познавательный этап.

1) Ситуация успеха . Актуализация знаний. Слайд № 6.

Работа в группах

У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак.

(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).

  1. Эта буква не обозначает звука.
  2. Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.
  3. Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.
  4. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
  5. Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример
  6. Перенос ь.

Подводится итог, выполненной работы.

2) Закрепление

А) Работа в группах.

Работаете по цепочке, объясняя, для чего в каждом из слов употреблен мягкий знак. Запишите их в два столбика. Ь подчеркнуть.

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак.

Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?

Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?

осень осенью

деньки колья

мальчик стулья

окунь скамья

окуньки крылья

Братья

Б) Самостоятельная работа

Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Самопроверка. Слайд № 7

3) Физкультминутка Слайд № 8.

4). Обобщение.

Над какой темой мы сегодня с вами работаем?

Какую работу выполняет мягкий знак?

Коллективная работа

(В классе развешены карточки со словами.)

Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

Прочитайте слова третьего столбика, можно ли в эти слова вставить мягкий знак? Какие получатся слова? Запишите новые слова.

В первом столбике найдите лишнее слово. Почему?

О работе мягкого знака в этом слове нам еще предстоит узнать в следующих классах.

III. Рефлексивно - оценочный этап.

1) Контроль

Тест Слайд № 9

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Б) Проверка. Слайд № 10

2). Рефлексия. Слайд № 11

Урок наш подходит к концу. Вы выполнили все задания.

А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

Выставление отметок. Слайд № 12

3). Домашнее задание. Слайд № 13

По выбору:

  1. Сочинить загадку про мягкий знак.
  2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
  3. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова?

ДА!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Романенко М. Н. Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1» г. Тихвин 2 класс Русский язык

Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать.

мягкий знак

Массаж рук Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят- Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Чистописание

Ь мягкий знак

Самопроверка 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа ульи друзья стулья муравьи колья колосья ручьи деньки воробьи крылья перья соловьи угольки деревья пеньки листья звенья огоньки братья прутья

Разделительный мягкий знак- похлопаете в ладоши. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами. Лен ь, вороб ь и, стул ь я, ден ь ки, ред ь ка, варен ь е, в ь юнок, дожд ь. Физкультминутка

« СЛОВА ЗАБЛУДИЛИСЬ »

Тест 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки.

Правильные ответы 1. В 2. А 3. А 4. В 5. Б Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре правильных ответа. Хорошо. Пять правильных ответов. Отлично.

Рефлексия Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! А теперь вперёд! В знаниях уверен я!

4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 Молодцы!!! 5

По выбору: 1. Сочинить загадку про мягкий знак. 2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком. 3. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком. Домашнее задание

Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!


«Ь» Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.

Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.

Знаки «Ь» и «Ъ»

Веселые стихи

«Ь» Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак!

Е. Тарлапан

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

Вьюга хлещет так и сяк,

Бьет в лицо крупой сыпучей,

Очень жесткой и колючей,

Несмотря на мягкий знак.

«Ъ» Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.

Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

«Ь» Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит – только так.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Это буква – мягкий знак.

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

«Ъ» Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

Всем известно без подсказки:

Твердый знак как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

В. Степанов

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш-ш-ш-ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю.

Е. Тарлапан

– Как мы пишем твердый знак?

– Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

А. Потапова

Пословицы и поговорки

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Игры

И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)

Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

Игра «Закончи слово».

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев…
(-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

Игра «Превращение слов».

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

Игра «Доскажи словечко».

В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной

Отправляется… (медведь).

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша… (львица).

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные… (коньки).

Огромная кошка мелькнет за

стволами,

Глаза золотые и уши с кистями.

Но это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет, зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь –

Этот красный кот… (огонь).

Игра «Грамматическая арифметика».

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

Игра «Всегда маленькие».

Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении

О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».

кроссворды

1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».

О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .

2. Слова с «Ь».

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

3. Допишите буквы.

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

4. Слова с «Ь» и «Ъ».

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

Загадки

Ковш, половник и черпак.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта