Главная » 3 Как собирать » Занятие по рисованию первоцветы в подготовительной группе. Конспект открытого показа НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Первоцветы

Занятие по рисованию первоцветы в подготовительной группе. Конспект открытого показа НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Первоцветы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида г. о. Звенигород

Конспект открытого показа НОД

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Первоцветы»

Подготовила: воспитатель

Сафронова Ирина Анатольевна

Апрель 2015 г.

Программные задачи: дать знания о первоцветах: тюльпане, нарциссе, особенностях их строения, произрастания, отметить отличительные признаки. Рассказать легенды о цветах. Активизировать словарь за счёт слов: нарцисс, тюльпан, клумба, цветы первоцветы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание о ней заботиться.

Предшествующая работа: дети рассматривали цветы в повседневной жизни.

Ход НОД

Дети сидят полукругом. На столе ваза с цветами.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)

Дети, какое сейчас время года?
- Ребята, какие изменения в природе происходят весной?

Дышит, растёт, а ходить не может (растение).
- Какие изменения в растительном мире происходят весной?
- Какие растения распускаются первыми?
- Какие растения распустились на вашей клумбе?

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник).

О каком растении я загадала вам загадку?
- Как вы догадались?
Предлагаю рассмотреть нарцисс.

Какого цвета цветы у нарцисса? (жёлтые, белые)
- Дети, пахнут ли эти цветы? (предлагаю всем понюхать, проношу вазу с цветами).
- Нравится ли вам запах этих цветов?
- На чём располагаются цветы, что это? (показываю на стебелёк).
- Длинный стебелёк или короткий?
Да, цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке.
Предлагаю Саше, Насти показать пальчиком.
- Какого цвета стебель? (зелёного).
- Есть ли листья у этого растения?
- Какие они длинные или короткие? (длинные)
- Какого они цвета? Предлагаю Варе подойти и посмотреть (зелёные).
- Как называется это растение? (закрепляю).
- Где растёт нарцисс в огороде или на клумбе? (на клумбе, закрепить).
Рассказ воспитателя.
В дикой природе (объяснить), нарциссы растут в южных районах нашей страны. Но с древних времён нарциссы выращиваются как декоративные растения, т.е. на клумбах. По своей популярности эти растения ничем не уступают другим цветам. Существует очень много сортов этих растений, которые отличаются между собой размерами, формой, краской, сроками цветения. У нарциссов ароматные крупные белые или жёлтые цветы, распложены по одному или нескольку в кистях (есть махровые сорта).

Известна древняя легенда о происхождения названия этого растения.

Нарцисс – имя юноши, который, увидев в воде своё отражение, был настолько поражён своей красотой, что никак не мог оторваться от этого отражения. Так и погиб он, склонившись над водой. А в том месте, где он умер, вырос белоснежный, прекрасный цветок – нарцисс.

Вам понравилась легенда?
- Почему этот цветок назвали нарциссом?

Показ тюльпана. Кто знает, как называется этот цветок?
- Как вы догадались, что это тюльпан? (Предлагаю рассмотреть).

Что есть у этого растения?
- Какого цвета тюльпаны? (жёлтые, красные).
- Есть ли запах у этих цветов? (Предлагаю понюхать).
Да, есть, но в отличие от нарцисса, он нежный, тонкий, пахнет весной, свежестью.
- Что это у тюльпана? (стебелёк).

Какой стебель длинный или короткий? (длинный).
- Какого он цвета? (зеленого).
- Какие листья, предлагаю описать (зелёные, широкие, большие).
Рассказ воспитателя.
Листья у тюльпанов широкие, большие некоторые виды имеют волнистые края. В России тюльпаны появились давно, современные сорта отличаются многообразием форм, окраски. Любят тюльпаны солнечные места, защищённые от ветра. В разгар весны все сады и скверы города загораются ярким пламенем тюльпанов. Торжественно – праздничным парадом выстраиваются ряды этих высоких, стройных цветов. Своё название они получили за сходство формы цветка с головным убором Турков – тюрбаном. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, чёрными, малиновыми, лиловыми, жёлтыми. В нашей стране дикие тюльпаны растут на юге и в степях целыми полями.

Дети, скажите, когда цветут тюльпаны и нарциссы? (весной).

Эти цветы зацветают одними из первых, поэтому их называют первоцветами (закрепить).

Берегите первоцветы,
Весны первые шаги,
Ранним солнцем чуть согреты
Это первенцы весны.
- Где растут нарциссы и тюльпаны? (на клумбе , закрепить).
- Для чего люди выращивают цветы?
- Как нужно заботиться о цветах?
3.Предлагаю послушать сказку «Лида и цветы» Барто А.Л.

Жила – была девочка Лида. Она очень любила ухаживать за комнатными растениями. Но вот наступили у детей весенние каникулы. К её соседке приехала внучка, звали её Машенька. Они очень подружились и играли с ней в разные игры. Лидочка и позабыла про свои комнатные растения. Придя, домой она увидела, что цветы стали увядать. Она спросила их: «Милые мои, что же с вами происходит?» А они ей в ответ:
«Лида, Лидочка, Лидок, разве ты нам не дружок,
Ты забыла нас полить, землю нужно разрыхлить.
Запылённые листы протереть забыла ж ты,
Как нам зеленеть, расти, как нам дружно зацвести?
Лида, Лидочка, Лидок, вот теперь ты наш дружок.
Ты теперь нас поливаешь и землицу разрыхляешь.
Не поранив корешки, дружно будем мы расти,
Ярко, весело цвести».
- Дети, что случилось с цветами?
- Как вы дома ухаживаете за цветами?
- Что нового, интересного вы узнали на занятии?

Занятие в подготовительной группе «Прогулка по весеннему лесу. Первоцветы»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная разработка может быть интересна и воспитателям детского сада и учителям начальных классов при ознакомлении детей с миром природы.
Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав, словацкий поэт.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о первоцветах.
Расширять представления дошкольников об изменениях в природе весной.
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Учить видеть красоту весенней природы.
Учить замечать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Ход занятия


Ребёнок:
Самуил Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Рассказы о первоцветах
Подснежники
Когда на полях и в лесах начинает таять снег, появляются первые весенние цветы. Нередко все самые первые цветы называют подснежниками. Но настоящий подснежник выглядит так:


Подснежники – первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме крайнего севера.
Во многих странах мира 19 апреля отмечают День подснежника. Он был учреждён в Англии в 1984 году. Срок цветения подснежников зависит от климатической зоны их произрастания. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, немцы - снежным колокольчиком, чехи – снежинкой.
Существует такая легенда, что когда то очень давно жили – были брат и сестра. Их дом стоял на самом краю леса. Они рано остались без отца и матери и вынуждены были заботиться о себе сами. Наступала весна. Однажды, когда брат в очередной раз ушёл на охоту, сестра взяла два ведра и пошла в лес подальше от дома, чтобы набрать снега почище, чтобы вымыть полы в доме. Да забрела она довольно далеко от дома. Старый леший в это время объезжал свои лесные владения, увидел девушку, и она так ему приглянулась, что он захотел иметь такую хозяйку у себя в доме. Схватил он её и повез в свою берлогу. Девушка испугалась, но быстро сообразила - рванула на шее веревочку бус из речного жемчуга и стала бросать бусинки, помечая дорогу. Видя, как бусинки бесследно исчезают в снегу, девушка горько заплакала.
Но солнышко, увидев это, засияло ещё ярче и на том месте, где падали жемчужины, снег растаял и выросли первые весенние цветы – белоснежные подснежники, Они то и привели брата к берлоге лешего. Леший завизжал от злости и пустился наутёк.
А брат с сестрой возвратились к себе домой и стали жить счастливо.
Физкультминутка
Воспитатель: Присядьте, руки положите на голову.
В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево – вправо с поднятыми вверх руками).
Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение, затем разводят руки в стороны).
Сон - трава или прострел
Сон - трава или прострел - очень загадочное растение семейства Лютиковых. В Тюменской области растёт прострел желтеющий.


Про сон – траву есть легенда, что однажды, когда один из архангелов решил раз и навсегда разделаться с нечистью, та решила укрыться от него за прострел – траву. Архангел метнул громовую стрелу и прострелил ту траву сверху донизу. С тех пор всякая нечисть обходит прострел стороной за двенадцать вёрст. А старинный травник гласит, что тот кто носит прострел – траву при себе, «от того человека дьявол бежит, в доме - добро держать, а хоромы строить - под угол класть, жить стройно будешь».
Свежие листья сон – травы ядовиты. А вот высушенные листья наделены лекарственными свойствами.
Ветреница лесная
Ветреница лесная (род Анемона) семейства Лютиковые – нежный изящный цветок. Цветки 3-7 см в диаметре.


Анемона - ближайшая родственница адониса и принадлежит к одному и тому же семейству Лютиковых.
Легенда о любви Афродиты к прекрасному Адонису
Афродита, богиня любви и красоты, ради любимого Адониса, сына царя Кипра, отказалась от жизни на Олимпе.
Адонис большую часть времени посвящал охоте. Афродита предупреждала его, чтобы не охотился на кабанов и медведей, а иначе может случиться беда.
Но однажды Адонис увлёкся погоней за кабаном, но в итоге сам стал жертвой раненого кабана. Огромным клыком кабан нанёс смертельную рану Адонису.
Афродита, найдя тело Адониса и пытаясь его оживить, пролила немало слёз. из которых выросли прекрасные анемоны.

Зевс, самый великий и могущественный бог на Олимпе, был сильно растроган и повелевал своему брату Аиду, правителю подземного царства, где пребывают тени смертных умерших людей, каждый год отпускать Адониса на полгода на землю. Адонис каждый год возвращался на землю в самом начале весны, олицетворяя весеннее пробуждение и оживление природы.
Ранней весной и распускаются анемоны, как символ быстротечности жизни и мимолётности любви.
При малейших дуновениях ветерка крупные белые лепестки анемон начинают трепетать, как влюбленное сердце при виде своего возлюбленного.
Белые анемоны помогают снять усталость с глаз, если на них долго смотреть.
Адонис весенний
Адонис весенний (горицвет весенний, запарная трава, черная трава, черногорка, стародубка, златоцвет, волосатка, купавник) семейства Лютиковые. В апреле-мае распускаются ярко-желтые цветки, достигающие в диаметре 4 - 8 см.
Адонис весенний является ценным лекарственным растением.


Ребёнок:
Где растёт горицвет?
И в какой окрашен цвет?
Неужели он горит,
Как названье говорит?
И летят на огонёк
Бабочка и мотылёк?
Или мчится мошкара
От него, как от костра?
Ярким светом горицвет
Согревает или нет?
Или жжёт он, как крапива?
Он пахучий? Он красивый?
На какой цветок похож?
Может, это знает ёж?
Может, скажет нам сурок,
Где растёт такой цветок?
Или желтощёкий уж?
Он в лесную лазил глушь.
Или рыжая лиса,
Изучившая леса?
Кто же даст из них ответ -
Что такое горицвет?
Адонис волжский


Адонис волжский в Тюменской области обитает только на юге Тюменской области– на острове оз. Таволжан Сладковского района, где в настоящее время создан заказник «Таволжанский».
Гусиный лук


Гусиный лук жёлтый из семейства Лилейные произрастает на юге Тюменской области.
Когда то давно на лугах и на лесных полянах гусиного лука росло очень много. В те времена эти цветы почти никто не рвал, и только стаи диких гусей опускались на эти луга и поля, возвращаясь из тёплых стран, чтобы пощипать ранние весенние всходы дикого лука. Поэтому эти цветы и назвали – гусиный лук.
Из гусиного лука готовят острые салаты. Гусиный лук используется также в народной медицине.
Медуница
Медуница - один из первых весенних цветов радует нас своей красотой весь май.


Существует легенда. Что однажды богиня Флора, осматривая цветы, заинтересовалась медуницей, а та смутилась в ответ оказанным ей вниманием и залилась румянцем. Тогда богиня Флора и объявила, что теперь ее цветки всегда будут такими же изменчивыми.
Соцветие медуницы состоит из колокольчатых цветков, образующих зонтик.
Цветы медуницы сначала могут быть белыми, розовыми, пурпурными. Это самые ароматные цветы, в них больше всего нектара, что привлекает пчёл, шмелей и бабочек. Но потом чуть – чуть постареют и становятся синими, фиолетовыми и нектара в них почти не остаётся.
Медуница – лекарственное растение.
А ещё медуницу можно употреблять в пищу, используя молодые прикорневые листья в салаты.
Калипсо луковичная


Калипсо из семейства Орхидные. Своё научное название получила по имени прелестной нимфы древнегреческой мифологии, которая покончила с собой из-за любви к Одиссею.
Наиболее благоприятными местами обитания Калипсо являются хвойные, реже смешанные леса, заболоченные участки и участки вдоль берегов озёр и рек. Калипсо предпочитает одиночество, но встречается группами, но не более 10-15 растений.
В сентябре Калипсо выпускает один темно-зелёный лист, который зимует. Весенние цветки растения выдерживают любые заморозки. По окончанию цветения вянут и листья.
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветки распускают лепестки.
(Кисти рук медленно развести в стороны).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Пошевелить пальчиками, дуя на них).
Наши нежные цветки, закрывают лепестки,
(Медленно сомкнуть кисти рук в «бутон»).
Тихо засыпают, головками качают.
(Медленно покачивать сомкнутыми кистями рук в «бутон» влево – вправо).
Загадки (демонстрация слайдов презентации)
На проталинках лесных –
Капли снежные - цветы.
Раньше всех проснулись,
К солнцу потянулись.
(Подснежники)
Необычный желтоватый цветок –
На тюльпан похож.
Пушистый стебелёк и листья –
Большое от него отличие.
(Сон-трава или прострел желтеющий)
Одиночный белоснежный цветок,
С жёлтой, полной пыльцой, серединкой.
Среди пчёл знаменит,
Хотя и ядовит.
(Ветреница лесная)
Растение красивое
Хотя и ядовитое.
Жёлтый цветок,
Листок, что укроп.
Чёрной травой называют.
Весной расцветает
От многих болезней исцеляет.
(Адонис весенний)
Расту дичком в лесу и на лугу.
Там любят меня птицы пощипать,
Возвращаясь из тёплых стран,
Садясь на луг отдыхать.
(Гусиный лук)
Яркий зонтик из цветков
Привлекает ароматом, красотой.
Эти изменчивые цветы
Могут от кашля исцелить.
(Медуница)
Я из семейства Орхидей,
Нет мест для меня милей, чем
В хвойных лесах, у озёр и рек.
Там проведу одиноко свой век.
(Калипсо луковичная)
Слушание музыки и просмотр слайдов
Воспитатель: А сейчас мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Апрель. «Подснежник» и смотреть замечательные весенние пейзажи русских художников.
Ребёнок:
А.Н.Майков
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...

Итог
Воспитатель: Почему в лесу мы не будем срывать цветы?
Воспитатель: Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Ольга Епонешникова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : «Весна . Первоцветы » .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные задачи : расширять кругозор, уточнять и закреплять элементарные представления о весне , о весенних цветах, обогащать активный словарь, активизировать речь воспитанников, продолжать знакомить с Красной книгой;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать связную речь : умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений и знаний; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления; способствовать развитию познавательных способностей;

Коррекционно-воспитательные : воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе, к цветам.

Планируемые результаты : Умение составлять рассказ о весне с опорой на сюжетные картинки, составлять описательный рассказ по вопросному плану. Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о весенних цветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Материалы и оборудование : Серия сюжетных картинок : «Весна » , предметные картинки : «Весенние цветы» , интерактивная доска, слайд-шоу «Весенние цветы» , живые цветы в вазе, аудиозапись произведения : «Подснежник» П. Чайковского.

Предварительная работа : Беседа о весне , о весенних цветах; рассматривание картин, иллюстраций с изображением весны , весенних цветов; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; решение кроссвордов, обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по плану.

Ход занятия

I. Организационный момент

Загадка о весне .

Логопед : Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится :

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - … (Весна ) .

II. Составление рассказа о весне по серии картинок .

Логопед : Мальчики и девочки, вы любите весну ? Расскажите, пожалуйста, о ней, о её приметах. А помогут вам в этом картинки, только зима их перепутала, потому что не хочется ей уступать своё место весне , поэтому нам их нужно разложить по порядку, чтобы вся исправить. (Дети раскладывают по порядку серию сюжетных картинок, затем говорят по предложению к каждой картинке, придумывают заключение рассказа. (Все рады весне ) В итоге желающий воспитанник рассказывает весь рассказ целиком).

1. Весной солнце светит ярче .

2. День длиннее ночи.

3. Тает снег, с крыш капают сосульки.

4. Появляются проталины на земле, расцветают подснежники.

5. На деревьях набухают почки и распускаются молодые листочки.

6. Перелётные птицы возвращаются их тёплых стран.

7. Просыпаются животные и насекомые после зимней спячки.

8. Люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

III. Упражнение на развитие мимических мышц лица :

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться

И конечно восхищаться.

IV. Составление описательного рассказа о цветке по плану.

1. Сюрпризный момент : живые весенние цветы (нарцисс, тюльпан, лесная фиалка, мышиный гиацинт, гиацинт, ветреница, чистяк весенний, прострел).

Логопед достаёт из шкафа цветы в вазе, и говорит детям, что это весна привет им передала .

2. Дыхательное упражнение : «Аромат цветов» .

Вдох через нос, выдох через рот, 3 раза.

3. Рассматривание цветов, сравнение, составление описательного рассказа по плану :

Что это?

Какого цвета?

Какие особенности строения ? (Назовите части растения) .

Где растёт?

Какую пользу приносит?

Чем примечателен этот цветок?

Примерный рассказ : Это аптечная ромашка. Она белая, а серединка у неё жёлтая. У неё есть корень, стебель, тонкие зелёные листья, белые нежные лепестки, желтые тычинки. Ромашка растёт на лугу. Из неё делают лекарства, мыло, шампунь. Она пахнет приятным запахом.

V. Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

VI. Беседа о цветах.

На интерактивной доске слайд-шоу предметных картинок : «Весенние цветы» .

Назовите цветы - первоцветы , т. е. те которые расцветают первыми .

Назовите цветы, которые занесены в красную книгу. (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш).

Почему эта книга называется Красной? (Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности) . Он как бы говорит : «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти их. (Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Надо только любоваться ими).

VI. Просмотр на интерактивной доске слайд-шоу «Весенние цветы» под аудиозапись произведения : «Подснежник» Петра Ильича Чайковского.

Логопед : Вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку и смотрели весенние цветы? Какая эта музыка? (замечательная, волшебная, красивая, лёгкая,) Автор этой музыки великий композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Подснежник» из произведения «Времена года» . Запомните, пожалуйста! Какие цветы вы видели на экране? (Воспитанники перечисляют все цветы , которые они видели и запомнили).

VII. Игра : «Составь цветок» - закрепление предметного словаря.

Воспитанники составляет цветок из лепестков, на которых изображены весенние цветы. Они их называют.

VIII. Упражнение «Составь предложение» - преобразование деформированной фразы .

Деревья, на, листья, распустились.

Высоко, ласточки, над, летать, земля.

Под, сидеть, берёза, ёж.

Луг, одуванчики, на, растут.

IX. Игра : «Повтори скороговорку» - автоматизация звуков.

Просыпаются весной цветики лесные ,

Одеваются цветы в платьица цветные.

X. Игра : «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое) .

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) .

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная) .

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий) .

Нарцисс высокий, а пролеска … (низкая) .

Лютик ядовитый, а мать-и-мачеха … (лекарственная) .

У гиацинта гладкий стебель, а у незабудки … (шершавый) .

Лесная фиалка – полевой цветок, а анютины глазки - … (садовый) .

XI. Игра : «Назови признаки» - уточнение и закрепление словаря прилагательных.

Логопед : Вот открою сундучок, в нём таинственный клубок, передавая таинственный клубок друг другу, мы будем дарить весне красивые слова . (Яркая, красивая, долгожданная, нарядная, тёплая, солнечная, ароматная, зелёная, цветущая, замечательная, любимая).

Логопед : Ой, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вам понравилось наше занятие ? А что больше всего понравилось? Нарисуйте своё настроение в виде смайлика с помощью цветных карандашей.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли :

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)

(Первый слайд) Подснежник.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

(второй слайд) медуница.

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

(третий слайд) Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(Четвертый слайд) Сон-трава.

«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова

(Пятый слайд) Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны».

(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

(Восьмой слайд) Ландыш.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

(Девятый слайд) Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта