Главная » 3 Как собирать » Жерминаль краткое. «Жерминаль», художественный анализ романа Эмиля Золя

Жерминаль краткое. «Жерминаль», художественный анализ романа Эмиля Золя

Молодой рабочий Этьен Лантье лишается места на железной дороге из-за своего вспыльчивого характера и нежеланию подчиняться всем требованиям начальства. Юноша пытается устроиться на близлежащую шахту, однако выясняется, что и старые шахтеры в этих местах существуют впроголодь, поскольку работы почти нет. Тем не менее, Этьену везет, пожилой забойщик Маэ согласен взять его в свою артель, поскольку накануне внезапно скончалась откатчица, работавшая в паре с его дочерью Катрин, и Маэ срочно требуется второй откатчик.

Лантье приступает к работе и в первый же день убеждается в том, что условия труда являются просто невыносимыми, шахтеры работают в невероятной тесноте и духоте, пятнадцатилетняя Катрин из-за постоянного пребывания в шахте выглядит моложе своего возраста и в то же время порой кажется взрослой, уставшей от жизни женщиной. К тому же Этьена поражает то, как безмолвно, без всякого протеста шахтеры терпят произвол руководства компании, обрекающей их не только на полуголодное существование, но и постоянно подвергающей смертельной угрозе, в шахте не соблюдаются даже элементарные требования безопасности.

Сначала молодой человек собирается сразу же уехать из шахтерского поселка, но все же решает хотя бы ненадолго задержаться. Его внимание сразу же привлекает молчаливая, кроткая Катрин, он чувствует, что неравнодушен к этой еще совсем юной девушке, вынужденной изо дня в день тяжко трудиться и терпеть вместе со своими близкими голод и унижения.

Семья Маэ живет в ужасной бедности, им никогда не хватает денег даже на хлеб. Жена старого забойщика пытается обратиться за помощью к помещикам по фамилии Грегуар, которые также являются совладельцами шахты. Но те не дают женщине денег, подавать милостыню не входит в их жизненные принципы, однако вручают ее младшим детям кусок булки и старую одежду.

При всей нищете и беспросветности существования шахтеров у них имеются и свои радости, одной из которых для семьи Маэ становится еженедельное купание. После этого между мужем и женой, как и у других жителей поселка, обычно происходит близость. В это же время к Катрин настойчиво пристает Шаваль, один из молодых шахтеров, недавно приехавший в поселок и работающий вместе с ее отцом. Робкая девушка пытается сопротивляться, ведь ей нравится Этьен, однако сильный и грубый мужчина без труда впервые овладевает Катрин в заброшенном сарае неподалеку от поселка.

Этьен с некоторым удивлением замечает, что среди шахтеров царит крайняя простота нравов, девушки без всякого стеснения вступают в отношения с парнями, не дожидаясь брака. Молодой человек пытается относиться к этому с пониманием, однако его возмущает связь Шаваля и Катрин, хотя Этьен и старается уверить себя в том, что его это нисколько не касается. В это же время он знакомится с машинистом Сувариным, русским про происхождению, принадлежащим к партии социалистов-народников, который был вынужден оставить родину и скрыться за границей.

В свою очередь, Этьен давно подружился с неким Плюшаром, являющимся одним из лидеров рабочего движения, юноша продолжает переписываться с ним, рассказывая о беспределе, творящемся на шахте. Суварин полагает, что добиться равенства и справедливости возможно лишь путем террора и анархии, а Лантье считает, что шахтеры обязаны устроить забастовку и таким образом добиться от руководства компании хотя бы некоторых уступок, но для этого необходимо иметь определенные средства, которые позволят забастовщикам в течение некоторого времени продержаться без заработка.

Переехав жить в семью Маэ, Этьен пытается рассказать о своих идеях главе семейства, однако старый шахтер боится даже обсуждать подобные темы. Тем временем ситуация в шахте неуклонно ухудшается, компания не перестает штрафовать рабочих за несоблюдение правил безопасности, и терпение шахтеров, получающих сокращенную заработную плату, оказывается на исходе. К тому же работать на участке, где трудится Маэ и его семья, становится все опаснее, вскоре случается обвал, в результате которого у младшего сына Маэ Жанлена оказываются переломанными обе ноги. Теперь и пожилой шахтер соглашается с тем, что терять уже совершенно нечего, и надо бороться, надо бастовать.

Директор шахты Энбо узнает о том, что никто не явился на работу. Этьен и несколько его товарищей приходят к нему с требованиями об увеличении заработка, но руководство компании отказывается идти на уступки. Лантье постепенно становится настоящим лидером среди рабочих, вытеснив более спокойного и склонного к умеренности Раснера, он убеждает шахтеров в том, что они должны сражаться за свои права. Добычу угля продолжает лишь шахта в Жан-Барте, на которой находятся Шаваль и Катрин. Но рабочие под руководством Этьена вынуждают углекопов оставить работу и подняться наверх.

Забастовка разрастается, работать перестают новые и новые шахты. Власти вынуждены вызвать на помощь силы армии и полиции, солдаты начинают стрелять в шахтеров, и среди жертв оказываются ни в чем не повинные женщины и дети, погибает и старый забойщик Маэ. Этьена преследует чувство вины за все случившееся, за смерть множества людей и полное разорение шахтеров. Рабочие снова начинают прислушиваться к Раснеру, настаивающем на примирении с руководством компании и возобновлении работы.

Лантье решает на следующий же день уехать из поселка, считая, что ему здесь больше нечего делать и все местные жители его ненавидят. Он проводит последнюю ночь в доме Маэ, а анархист Суварин сознательно портит обшивку, которая защищает шахту от подземного моря. Узнав, что Катрин тоже идет в шахту вместе с остальными обитателями поселка, Этьен неожиданно для самого себя решает отправиться туда вместе с ней, он не в силах расстаться с девушкой. К вечеру вода прорывается на поверхность, и шахтеры, среди которых Этьен, Катрин и Шаваль, отчаянно пытаются выбраться наверх, понимая, что почти наверняка утонут.

Между Шавалем и Лантье, давно испытывавшими друг к другу глубокую ненависть, происходит последняя ссора, и Этьен убивает своего соперника. С помощью Катрин молодой человек создает в стене маленькую скамью, на которой они с девушкой сидят над потоком воды, который проносится по дну шахты. Оба осознают, что надеяться на спасение, скорее всего, не приходится и им суждено умереть под землей. Они впервые становятся по-настоящему близкими и испытывают настоящее счастье, хотя и понимают, что им осталось жить совсем недолго.

Через три дня спасатели все же добираются до жертв наводнения и поднимают их на поверхность. Однако Катрин к этому моменту уже умирает, Этьен с отчаянием признается себе в том, что потерял любимую навсегда.

Немного восстановив силы, молодой человек оставляет шахтерский поселок. Он прощается с вдовой старого Маэ, лишившейся и мужа, и дочери, и вынужденной снова приступить к работе в шахте в качестве откатчицы. В шахтах снова кипит беспрестанная работа, и Лантье понимает, что никогда не забудет пережитого в этих краях.

Роман французского писателя Э.Золя «Жерминаль» входит в цикл произведений «Ругон-Маккары». Герои романа: рабочие – углекопы, буржуа Этьен Лантье, углекоп Маэ, его дети - Катрин, Захария, Ханлен, лавочник Мегра, углекоп Шаваль, директор шахт Энбо, совладельцы шахт Грегуары. Действия романа разворачиваются в угольном поселке под названием «Двести Сорок».
… Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту, которая находится в поселке «Двести Сорок». Но работы нет, и Этьен находит место лишь потому, что накануне его прихода умерла одна из откатчиц. Этьен попадает в артель старого забойщика Маэ. У Маэ большая семья, но почти все дети уже работают в шахте, в том числе пятнадцатилетняя Катрин. Этьен, оказавшись в шахте, удивляется тяжести работы: приходится работать в невыносимой духоте, лежа то на спине, то на боку. У Этьена даже возникает желание покинуть такую работу, тем более, что он видит, как плохо обращается начальство с шахтерами.
Само семейство Маэ живет в непредставимой бедности. Постоянные долги лавочнику, никогда не хватает денег на хлеб – все это вынуждает их совершать унизительные поступки. Однажды жена Маэ даже идет за помощью к Грегуарам, совладельцам шахт. Грегуары живут безбедно, и помощь, которую они оказывают Маэ, заключается лишь в двух старых платьях и куске булки. В то же время лавочник требует возвращения долгов. Маэ удается смягчить его только обещанием прислать к нему Катрину, хотя она знает, что лавочник «испортил многих девушек поселка»… Между тем Катрины домогается молодой углекоп Шаваль. Девушка сопротивляется ему, ведь ей очень нравится Этьен Лантье, но это продолжается недолго. Шаваль – гневливый и вспыльчивый, старается вести себя с Катрин ласково, даже дарит ей ленту для волос. В итоге девушка отдается ему в сарае за поселком.
Этьен постепенно привыкает к работе, к людям, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются обнимающиеся парочки. Но Этьен возмущен любовью Катрин и Шаваля, хотя в действительности просто ревнует эту девушку. Вскоре Этьен знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин – очень скрытный человек, поэтому Этьен нескоро узнает, что Суварин – социалист, бежавший из России. Этьен рассказывает Суварину о своей дружбе и переписке с вождем рабочего движения Плюшаром. Но у Суварина и Этьена Лантье разные жизненные позиции – Суварин считает, что жизнь можно изменить только при помощи террора, а Этьен склонен думать о забастовках, как о лучшем средстве «спасти мир».
В конце лета Этьен перебирается в дом к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и ему это почти удается. Но жена Маэ говорит, что равенства между хозяевами шахт и шахтерами никогда не устанавливается.
Вскоре появляется идеальный повод для забастовки – очередное сокращение выплат. Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей образуют делегацию для переговоров с хозяевами. В эту делегацию выходит и Маэ. Требования делегатов просто ничтожны: они хотят, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Вечером забастовщики собираются в доме вдовы Дезир, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Плюшар, который также присутствует на собрании, говорит, что забастовка – это самый недейственный метод. Неожиданно появляется комиссар полиции и жандармы, но забастовщики успевают разойтись.
Со временем Этьен приобретает все больше влияния на рабочих. Он даже вытесняет прежнего лидера, Раснера. А восстание, как пожар, распространяется по другим шахтам. Распевая «Марсельезу» толпа идет в Монсу, к правлению. Директор Энбо исчезает. Восставшие шахтеры грабят лавку Мегра, самого лавочника убивают и подвергают кастрации. В дом Маэ Шаваль приводит жандармов, но Катрин предупреждает Этьена и он спасается.
Между тем Ханлен, младший из Маэ, большой разбойник и хитрец, ощущает невыносимое желание убить солдата. Однажды он совершает это: убивает безвинного солдата, подкравшись к нему со спины… В то же время столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы намеренно идут на штыки, солдаты стреляют в них. Первыми выстрелами убивают детей – Лидию и Бебера, затем гибнет старый Маэ. Рабочие пугаются…
А вскоре приезжают представители власти из Парижа. Этьен все больше ощущает себя виновником множества смертей, насилия. Лидером шахтеров снова становится Раснер, который требует примирения. Этьен решает уйти из поселка, но потом возвращается, желая провести еще одну ночь в поселке. В это время Суварин идет к шахте, в которую собираются вернуться бывшие забастовщики, и подпиливает одну из скреп обшивки, которая защищает шахту от подземных вод.
Утром Этьен узнает, что Катрин тоже собирается вернуться в шахту. Этьен Лантье, безумно любя девушку, решает вместе с ней пойти туда. Когда они оказываются в шахте, вода прорывается из обшивки. Некоторые шахтеры успевают спастись, но на дне шахты остаются старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. Долгое время они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Именно здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен убивает Шаваля, раскроив ему череп куском угля. Здесь же, в темноте, на небольшом кусочке не залитой водой земли и сливаются в страсти Этьен и Катрина. После этого девушка забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Наконец их поднимают на поверхность, но Катрина уже мертва.
Этьен уходит из поселка навсегда. Шахтеры вновь возвращаются в шахты. Уходящему Этьену Лантье кажется, что удары шахтерских орудий сопровождают каждый его шаг.
Так завершается роман Э.Золя «Жерминаль».

Жерминаль
Эмиль Золя
Жерминаль

Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в поселке Двухсот Сорока. Работы нет нигде, шахтеры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц. Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно изможденной. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лежа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки. В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтеров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтеров поражает его. Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляют его остаться в поселке еще на некоторое время. Маэ живут в непредставимой бедности. Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остается, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным. Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и её детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают урок бережливости. Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать - не в правилах Грегуаров. Детям, однако, дают кусок булки. Под конец Маэ удается смягчить лавочника Мегра - в ответ на обещание прислать к нему Катрину. Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед - похлебку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтеров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешевое жилье и снабжающих все шахтерские семьи углем.

Одним из праздников в шахтерской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с теплой водой и переодевается в чистое. Маэ после этого балуется с женой, называя свое единственное развлечение «даровым десертом». Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго. К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за поселком.

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются гуляющие за отвалом влюбленные, но Этьен полагает, что молодежь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля - он неосознанно ревнует. Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником. Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию. Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром - одним из вождей рабочего движения, секретарем северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала. Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на нее нужны деньги - касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, - но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтеры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом. Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено - компания вовсю штрафует рабочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат - идеальный повод для забастовки. Глава семьи Маэ, получая безбожно сокращенный заработок, удостаивается также выговора за разговоры со своим жильцом о политике - об этом уже пошли слухи. Туссена Маэ, старого шахтера, хватает только на то, чтобы испуганно кивать. Он сам стыдится собственной тупой покорности. По всему поселку разносится вопль нищеты, На новом участке, где работает семья Маэ, становится все опаснее - то ударит в лицо подземный источник, то слой угля окажется так тонок, что двигаться в шахте можно, только обдирая локти. Вскоре происходит и первый на памяти Этьена обвал, в котором сломал обе ноги младший сын Маэ - Жанлен. Этьен и Маэ понимают, что терять больше нечего: впереди только худшее. Пора бастовать.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В нее вошел и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других поселков. Требования шахтеров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьем-то гнусном внушении, но ни один шахтер из Монсу еще не состоит в Интернационале. От имени углекопов начинает говорить Этьен - он один способен спорить с Энбо. Этьен в конце концов прямо угрожает, что рано или поздно рабочие вынуждены будут прибегнуть к другим мерам, чтобы отстоять свою жизнь. Правление шахт отказывается идти на уступки, что окончательно ожесточает шахтеров. Деньги кончаются у всего поселка, но Этьен убежден, что забастовку надо держать до последнего. Плюшар обещает прибыть в Воре и помочь деньгами, но медлит. Наконец Этьен дождался его. Шахтеры собираются на совещание у вдовы Дезир. Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтеры склонны больше доверять Этьену. Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но, предупрежденные вдовой, рабочие успевают вовремя разойтись. Плюшар пообещал выслать пособие. Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера - умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь. Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтеров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад. Этьен говорит страстно, как никогда. Собрание решает продолжать стачку. Работает на всю компанию только шахта в Жан-Барте, Тамошних шахтеров объявляют предателями и решают проучить их. Придя в Жан-Барт, рабочие из Монсу начинают рубить канаты - этим они вынуждают углекопов покинуть шахты. Катрина и Шаваль, которые живут и работают в Жан-Барте, тоже поднимаются наверх. Начинается драка между бастующими и штрейкбрехерами. Руководство компании вызывает полицию и армию - драгун и жандармов. В ответ рабочие начинают разрушать шахты. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам. С пением «Марсельезы» толпа идет в Монсу, к правлению. Энбо теряется. Шахтеры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти свое добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты. Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить её и спасаться бегством.

Между тем Жанлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи. Его разбирало желание убить солдата - и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы. Шахтеры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двух детей: Лидию и Бебера. Убита Мукетта, влюбленная в Этьена, убит Туссен Маэ. Рабочие страшно испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа. Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтеров снова становится Раснер, требующий примирения. Этьен решает уйти из поселка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве, С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в поселке. Суварин же идет к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря - «Потока». Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идет туда с ней: любовь заставляет его еще на один день остаться в поселке. К вечеру поток прорвал обшивку. Скоро вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику. Вместе с Катриной Этьену удается выскрести в стене некое подобие скамьи, на которой они сидят над несущимся по дну шахты потоком. Три дня проводят они под землей, ожидая смерти и не надеясь на спасение, но вдруг доносятся чьи-то удары сквозь толщу земли: к ним пробиваются, их спасают! Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви. После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из поселка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту - откатчицей. Во всех шахтах, еще недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Жерминаль

Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту компании Монсу, что близ городка Воре, в поселке Двухсот Сорока. Работы нет нигде, шахтеры голодают. Место для него на шахте нашлось лишь потому, что накануне его прихода в Воре умерла одна из откатчиц. Старый забойщик Маэ, чья дочь Катрина работает с ним в шахте второй откатчицей, берет Лантье в свою артель.

Работа невыносимо трудна, и пятнадцатилетняя Катрина выглядит вечно изможденной. Маэ, его сын Захария, артельщики Левак и Шаваль работают, лежа то на спине, то на боку, протискиваясь в шахте шириной едва в полметра: угольный пласт тонок. В забое невыносимая духота. Катрина и Этьен катают вагонетки. В первый же день Этьен решает было покинуть Воре: этот ежедневный ад не для него. На его глазах руководство компании разносит шахтеров за то, что те плохо заботятся о собственной безопасности. Молчаливое рабство шахтеров поражает его. Только взгляд Катрины, воспоминание о ней заставляют его остаться в поселке еще на некоторое время. Маэ живут в непредставимой бедности. Они вечно должны лавочнику, им не хватает на хлеб, и жене Маэ ничего не остается, как пойти с детьми в усадьбу Пиолена, принадлежащую помещикам Грегуарам. Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным. Хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и её детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают урок бережливости. Когда женщина просит сто су, ей отказывают: подавать - не в правилах Грегуаров. Детям, однако, дают кусок булки. Под конец Маэ удается смягчить лавочника Мегра - в ответ на обещание прислать к нему Катрину. Покуда мужчины работают в шахте, женщины готовят обед - похлебку из щавеля, картошки и порея; парижане, приехавшие осмотреть шахты и ознакомиться с бытом шахтеров, умиляются щедрости шахтовладельцев, дающих рабочим столь дешевое жилье и снабжающих все шахтерские семьи углем.

Одним из праздников в шахтерской семье становится мытье: раз в неделю вся семья Маэ, не стесняясь, по очереди окунается в бочку с теплой водой и переодевается в чистое. Маэ после этого балуется с женой, называя свое единственное развлечение "даровым десертом". Катрины между тем домогается молодой Шаваль: вспомнив о своей любви к Этьену, она сопротивляется ему, но недолго. К тому же Шаваль купил ей ленту. Он овладел Катриной в сарае за поселком.

Этьен постепенно привыкает к работе, к товарищам, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются гуляющие за отвалом влюбленные, но Этьен полагает, что молодежь свободна. Возмущает его только любовь Катрины и Шаваля - он неосознанно ревнует. Вскоре он знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин избегает рассказывать о себе, и Этьен нескоро узнает, что имеет дело с социалистом-народником. Бежав из России, Суварин устроился на работу в компанию. Этьен решает рассказать ему о своей дружбе и переписке с Плюшаром - одним из вождей рабочего движения, секретарем северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала. Суварин скептически относится к Интернационалу и к марксизму: он верит только в террор, в революцию, в анархию и призывает поджигать города, всеми способами уничтожая старый мир. Этьен, напротив, мечтает об организации забастовки, но на нее нужны деньги - касса взаимопомощи, которая позволила бы продержаться хоть первое время.

В августе Этьен перебирается жить к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и Маэ как будто начинает верить в возможность справедливости, - но жена его тут же резонно возражает, что буржуи никогда не согласятся работать, как шахтеры, и все разговоры о равенстве навсегда останутся бредом. Представления Маэ о справедливом обществе сводятся к желанию пожить как следует, да это и немудрено - компания вовсю штрафует ребочих за несоблюдение техники безопасности и изыскивает любой предлог для урезания заработка. Очередное сокращение выплат - идеальный повод для забастовки. Глава семьи Маэ, получая безбожно сокращенный заработок, удостаивается также выговора за разговоры со своим жильцом о политике - об этом уже пошли слухи. Туссена Маэ, старого шахтера, хватает только на то, чтобы испуганно кивать. Он сам стыдится собственной тупой покорности. По всему поселку разносится вопль нищеты, На новом участке, где работает семья Маэ, становится все опаснее - то ударит в лицо подземный источник, то слой угля окажется так тонок, что двигаться в шахте можно, только обдирая локти. Вскоре происходит и первый на памяти Этьена обвал, в котором сломал обе ноги младший сын Маэ - Жанлен. Этьен и Маэ понимают, что терять больше нечего: впереди только худшее. Пора бастовать.

Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей составили делегацию для переговоров с хозяевами. В нее вошел и Маэ. Вместе с ним отправились Пьеррон, Левак и делегаты от других поселков. Требования шахтеров ничтожны: они настаивают на том, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Энбо пытается вызвать раскол в депутации и говорит о чьем-то гнусном внушении, но ни один шахтер из Монсу еще не состоит в Интернационале. От имени углекопов начинает говорить Этьен - он один способен спорить с Энбо. Этьен в конце концов прямо угрожает, что рано или поздно рабочие вынуждены будут прибегнуть к другим мерам, чтобы отстоять свою жизнь. Правление шахт отказывается идти на уступки, что окончательно ожесточает шахтеров. Деньги кончаются у всего поселка, но Этьен убежден, что забастовку надо держать до последнего. Плюшар обещает прибыть в Воре и помочь деньгами, но медлит. Наконец Этьен дождался его. Шахтеры собираются на совещание у вдовы Дезир. Хозяин кабачка Раснер высказывается за прекращение забастовки, но шахтеры склонны больше доверять Этьену. Плюшар, считая забастовки слишком медленным средством борьбы, берет слово и призывает все-таки продолжать бастовать. Запретить собрание является комиссар полиции с четырьмя жандармами, но, предупрежденные вдовой, рабочие успевают вовремя разойтись. Плюшар пообещал выслать пособие. Правление компании между тем задумало уволить наиболее упорных забастовщиков и тех, кого считали подстрекателями.

Этьен приобретает все большее влияние на рабочих. Скоро он совершенно вытесняет их былого лидера - умеренного и хитрого Раснера, и тот предрекает ему со временем такую же участь. Старик по кличке Бессмертный на очередном собрании шахтеров в лесу вспоминает о том, как бесплодно протестовали и гибли его товарищи полвека назад. Этьен говорит страстно, как никогда. Собрание решает продолжать стачку. Работает на всю компанию только шахта в Жан-Барте, Тамошних шахтеров объявляют предателями и решают проучить их. Придя в Жан-Барт, рабочие из Монсу начинают рубить канаты - этим они вынуждают углекопов покинуть шахты. Катрина и Шаваль, которые живут и работают в Жан-Барте, тоже поднимаются наверх. Начинается драка между бастующими и штрейкбрехерами. Руководство компании вызывает полицию и армию - драгун и жандармов. В ответ рабочие начинают разрушать шахты. Восстание набирает силу, пожаром распространяясь по шахтам. С пением "Марсельезы" толпа идет в Монсу, к правлению. Энбо теряется. Шахтеры грабят лавку Мегра, погибшего при попытке спасти свое добро. Шаваль приводит жандармов, и Катрина едва успевает предупредить Этьена, чтобы он не попался им. Этой зимой на всех шахтах расставляют полицию и солдат, но работа нигде не возобновляется. Забастовка охватывает новые и новые шахты. Этьен наконец дождался прямой стычки с предателем Шавалем, к которому давно ревновал Катрину, и победил: Шаваль вынужден был уступить её и спасаться бегством.

Между тем Жанлен, младший из Маэ, хоть и хромая на обе ноги, выучился довольно резво бегать, разбойничать и стрелять из пращи. Его разбирало желание убить солдата - и он убил его ножом, по-кошачьи прыгнув сзади, не умея объяснить свою ненависть. Столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы сами пошли на штыки, и, хотя солдаты получили приказ применять оружие только в крайнем случае, вскоре раздаются выстрелы. Шахтеры швыряют в офицеров грязью и кирпичами, солдаты отвечают пальбой и первыми же выстрелами убивают двух детей: Лидию и Бебера. Убита Мукетта, влюбленная в Этьена, убит Туссен Маэ. Рабочие страшно испуганы и подавлены. Вскоре в Монсу приезжают представители власти из Парижа. Этьен начинает ощущать себя виновником всех этих смертей, разорения, насилия, и в этот момент лидером шахтеров снова становится Раснер, требующий примирения. Этьен решает уйти из поселка и встречается с Сувариным, который рассказывает ему историю гибели своей жены, повешенной в Москве, С тех пор у Суварина нет ни привязанностей, ни страха. Выслушав этот страшный рассказ, Этьен возвращается домой, чтобы провести в семье Маэ свою последнюю ночь в поселке. Суварин же идет к шахте, куда рабочие собираются вернуться, и подпиливает одну из скреп обшивки, защищающей шахту от подземного моря - "Потока". Утром Этьен узнает, что Катрина тоже собирается пойти в шахту. Поддавшись внезапному порыву, Этьен идет туда с ней: любовь заставляет его еще на один день остаться в поселке. К вечеру поток прорвал обшивку. Скоро вода прорвалась на поверхность, все взрывая своим мощным движением. На дне шахты остались покинутыми старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. По грудь в воде они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен раскроил череп вечному сопернику. Вместе с Катриной Этьену удается выскрести в стене некое подобие скамьи, на которой они сидят над несущимся по дну шахты потоком. Три дня проводят они под землей, ожидая смерти и не надеясь на спасение, но вдруг доносятся чьи-то удары сквозь толщу земли: к ним пробиваются, их спасают! Здесь, в темноте, в шахте, на крошечной полоске тверди, Этьен и Катрина в первый и последний раз сливаются в любви. После этого Катрина забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Когда их подняли на поверхность, Катрина была уже мертва.

Оправившись, Этьен уходит из поселка. Он прощается с вдовой Маэ, которая, потеряв мужа и дочь, выходит на работу в шахту - откатчицей. Во всех шахтах, еще недавно бастовавших, кипит работа. И глухие удары кайла, кажется Этьену, доносятся из-под расцветающей весенней земли и сопровождают каждый его шаг.

Жерминаль

© Д. С. Наливайко, предисловие, 2008

© Н. Д. Билык, примечания, 2008

© В. Н. Карасик, художественное оформление, 2015

© Издательство «Фолио», марка серии, 2010

Роман о борьбе труда и капитала

Среди французских писателей второй половины XIX века почетное место принадлежит Эмилю Золя. Именно он в своих произведениях, прежде всего в 20-томном цикле романов «Ругон-Маккары», стремился отразить современную ему Францию в такой же полноте и обстоятельности, как изобразил Францию первой половины XIX века Бальзак в своей «Человеческой комедии». Во многом ему удалось осуществить этот грандиозный замысел. «По романам Золя можно изучать целую эпоху», – писал Максим Горький.

У автора «Ругон-Маккаров» были все основания сказать о своем наследии: «Здесь есть и социальное исследование: мелкая и крупная буржуазия, проституция, преступность, земельный вопрос, деньги, буржуа, народ – тот, который гниет в клоаках пригородов, и тот, который поднимает восстания в крупных промышленных центрах, – весь бурный поток победившего социализма, который несет в себе зародыш новой эры… здесь все: прекрасное и отвратительное, низкое и высокое, цветы, грязь, рыдания, смех – словом, весь поток жизни, который куда-то постоянно несет человечество».

В самом обширном и разнообразном изображении этого потока, в этом течении жизни и видел Золя основную цель своего творчества, направленную прежде всего на объективный мир, социальную действительность, на их тотальное художественное познание и воспроизведение. В конце XIX – начале XX века он принадлежал к самым известным писателям, к тем, которые оказали весьма значительное влияние на тогдашнюю европейскую литературу и духовную культуру – наряду с Г. Ибсеном и Ф. Ницше, Ш. Бодлером и А. Стриндбергом, открытыми в то время на Западе русскими Л. Толстым и Ф. Достоевским. Но его творчество имело иную векторность и доминанту, чем у названных писателей (за исключением разве что Толстого), активно причастных к созданию модернистской литературы. Основной смысл и пафос произведений Золя заключался в художественном освоении объективной действительности, и в этой области он сделал очень много, больше, чем кто-либо из тогдашних литераторов. Но это отнюдь не исключает связей и совпадений его творчества с доминирующими тенденциями литературного процесса, даже значительного влияния его натуралистической прозы на их развитие.

Родился Эмиль Золя 2 апреля 1840 года в городе Экс, на юге Франции, в семье инженера-строителя, итальянца по происхождению. Там же, в Эксе, который впоследствии в «Ругон-Маккарах» станет прообразом города Плассана, прошли его детство и юность. Золя был еще мальчиком, когда умер отец, и семья оказалась в трудном материальном положении. Учился будущий писатель в местном лицее, самое примечательное событие его школьных лет – дружба с Полем Сезанном, которую оба пронесли через всю жизнь.

Восемнадцатилетним юношей Золя переезжает в Париж с твердым намерением стать писателем. Живет бедно на случайные заработки, в неотапливаемой зимой мансарде, но непреклонно идет к своей цели. Дела немного улучшились, когда ему удалось устроиться в парижское издательство «Ашетт», удачей было и то, что эта служба открывала ему доступ в литературные круги столицы.

Писать Золя пробовал еще в лицее, причем начинал как поэт-романтик. В первые годы пребывания в Париже он создал масштабные по замыслу романтические поэмы. Далее эстетико-литературные ориентиры Золя быстро меняются: в середине 60-х годов он становится сторонником реализма, а к концу того же десятилетия приходит к натурализму. В 1864 году появляется его первый прозаический сборник «Сказки Нинон», романтический по своему характеру, навеянный легендами и преданиями родного Прованса. Романы середины 60-х годов, в частности «Исповедь Клода» и «Завещание умершего», отражают эстетико-художественную эволюцию молодого писателя, поиски своего пути в литературе. Первым зрелым произведением Золя справедливо считается роман «Тереза Ракен» (1868), который, вместе с «Жермини Ласерте» Э. и Ж. Гонкуров, был одним из первых натуралистических романов во французской литературе. Далее появляется роман «Мадлен Фера» (1869), и в это же время возникает замысел значительного творения романного цикла «Ругон-Маккары». До франко-прусской войны 1870–1871 годов был написан первый роман цикла «Карьера Ругонов», но книга вышла уже после окончания войны и Парижской коммуны, осенью 1871 года.

Когда прусские войска начали продвигаться в Париж, Золя уехал на юг Франции, где оставался до марта 1871-го. Республиканец и демократ по убеждениям, он приветствовал падение ненавистной Второй империи; дальнейшие драматические события французской истории вызывали у него замешательство. Восприняв Парижскую коммуну как взрыв разрушительной стихии, Золя не стал ее сторонником; возмущала его и политика версальцев и их террор: «Это отвратительно. Идет братоубийственная война, и у нас прославляют тех, кто убил больше своих сограждан! Абсурд!» К Третьей республике Золя сначала отнесся благосклонно, однако прошло немного времени, и он убедился, что коренных изменений не произошло, что богатство и власть принадлежат тем же людям, что и при Второй империи.

Разочарованный в общественно-политических делах, Золя на некоторое время отходит от них и сосредоточивается на творчестве, постепенно возводя гигантское сооружение «Ругон-Маккаров». Отличаясь необыкновенной собранностью, Золя методично осуществляет свой план, ежегодно выдавая по роману: «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Ловушка» (1877)… Романы появляются один за другим, но желанный успех не приходит, нет и материальной обеспеченности. С каждым новым произведением критика все с большим рвением набрасывается на Золя. В каких только грехах его не обвиняют! В безнравственности и развращенности, в патологической страсти ко всему грязному и низменному; в органической неспособности замечать в жизни светлое и высокое и т. д. Один из критиков утверждал, что Золя – явление скорее не литературы, а психопатологии и заняться им должны ученые-медики.

В чем же причина таких ожесточенных нападок на Золя, которые по резкости своей превзошли даже нападки на Бальзака и Флобера? Конечно, для многих критиков был неприемлем принцип бескомпромиссной правды в изображении действительности, а его последовательно придерживался автор «Ругон-Маккаров». Помимо того, Золя, утверждая новую эстетику, новое понимание художественной правды, решительно ломал ограничения и запреты в отношении определенных сфер жизни, которые считались «неэстетичными», противопоказанными искусству. В частности, вводил в литературу «человека физиологического», что в то время считалось недопустимым и категорически осуждалось критикой.

Однако, несмотря на ожесточенное противодействие критики, авторитет Золя в литературе неуклонно рос. После публикации «Ловушки» в 1877 году к нему наконец приходит слава, отчасти скандальная. Критики прямо-таки набросились на этот роман, где с неимоверной правдивостью показана беспросветная жизнь парижского рабочего предместья; впрочем, эти нападки только разжигали интерес читателей, и в течение года «Ловушка» выдержала несколько изданий.

В середине 70-х годов творчество Золя получило признание у лучших мастеров художественного слова – Г. Флобера, Э. Гонкура, А. Доде, И. С. Тургенева, он становится участником знаменитых «обедов пяти». И хотя в этот период Золя много внимания уделял обоснованию и защите натурализма, это не отразилось на интенсивности его художественного творчества. Работа над «Ругон-Маккарами» продолжается с той же методичностью, и в 80-х и в начале 90-х годов выходят романы «Дамское счастье» (1883), «Жерминаль» (1885), «Земля» (1867), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892). «Ругон-Маккары» были завершены в 1893 году романом «Доктор Паскаль».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта