Главная » 3 Как собирать » Золотая медаль. Нужна или нет? Что дает золотая медаль

Золотая медаль. Нужна или нет? Что дает золотая медаль

Лишние баллы при поступлении в университет, но при этом бессонные ночи в одиннадцатом классе в надежде выучить материал для урока и получить очередную пятерку. Для чего вообще нужна золотая медаль, да и нужна ли? Может, лучше спокойно готовиться к ЕГЭ по выбранным предметам, чем пытаться успеть все? Узнали, что об этом думают обладатели трофея.

Екатерина Лапицкая:

НАСЛАДИТЕСЬ ПОСЛЕДНИМИ ГОДАМИ В ШКОЛЕ

В первую очередь, золотая медаль – это повод гордится собой. К тому же, это радость для себя, родителей и близких людей, потому что в моей семье, например, никогда прежде не было медалистов.

Я стала отличницей только в девятом классе. После успешного получения первого диплома, мне не хотелось сдавать позиции, и я решила дойти до конца с положительными оценками. Однозначно, это было не просто. Десятый и одиннадцатый класс оказались для меня самыми сложными. Когда ты отличник, у тебя есть некоторая ответственность – нужно всегда быть готовым к уроку. Если на занятиях проводится опрос, то вероятность, что тебя спросят, если никто другой не знает ответа, увеличивается в несколько раз. Это было для меня сильным стрессом. На контрольных или самостоятельных самым страшным было услышать результат. Я вроде бы и уверена, что сдала хорошо, но все равно боялась, что не будет пятерки.

На самом деле, в этот период я очень сильно зацикливалась на оценках. На домашнюю работу у меня уходило довольно много времени, в то время как некоторые одноклассники развлекались и не волновались насчет своей успеваемости, в отличие от меня. Иногда я жалела, что решила добиться медали.

На данный момент я не считаю, что эти старания оправданы. Дело в том, что при поступлении в университет дополнительные баллы дают при дипломе с отличием, но при этом у тебя может не быть медали. По сути, медаль принесла мне лишь временное удовлетворение и осознание, что у меня получилось добиться поставленной цели. Для диплома с отличием можно было бы стараться чуть меньше, чем для медали. Те периоды, когда я училась, не приносили мне много радости. Я могла бы заниматься какими-то другими интересными делами, но была сфокусирована только на учебе. Не скажу, что это было очень-то здорово.

По моему мнению, если школьнику очень нравится учится, и это не приносит никаких трудностей, можно идти на золотую медаль, почему нет. В принципе она просто дополнение к диплому с отличием.

Я бы лучше посоветовала выпускникам насладится этими последними годами в школе и уделить внимание экзаменам. Ну и еще стремление к получению медали и диплома с отличием порождает перфекционизм. По себе знаю, что после высоких оценок понижать планку не хочется, и тем самым ты стараешься выполнить все на 100%, но идеального результата так и нет.

Анастасия Белая:

НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО НАДО ИДТИ НА ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ

В первую очередь, золотая медаль дала мне внутренних сил, новый толчок к достижению целей. Что касается поступления в вуз, благодаря красному диплому меня взяли на бесплатное обучение в институт.

На самом деле, я сначала и не надеялась получить медаль. Я даже не рассчитывала на такой поворот событий. Я просто, как и всегда, серьезно относилась к учебе на протяжении десятого и одиннадцатого классов, выполняла все домашние задания, участвовала в олимпиадах, выступала с докладами и старалась получать только положительные оценки. Два года промчались незаметно, и вот мне уже сообщают о том, что я – отличница, я – медалистка!

Переживания и сильные эмоции были всегда. Я очень волновалась за учебу: за самостоятельные, контрольные, лабораторные работы и просто за уроки. Часто засиживалась допоздна ради подготовки. Проблемы, безусловно, тоже были. Многие темы и даже сами предметы было тяжело понять, но усердием и трудом все постигалось.

На самом деле, я не могу сказать, что медаль – это признак ума, для меня – это скорее показатель труда, упорства. Вспоминая сейчас школьные годы, я с уверенностью могу заявить, что выкладывалась по полной, прилагала все усилия, поэтому золотая медаль – заслуженная награда.

Я не считаю обязательным идти на золотую медаль, без нее возможно прожить. По моим наблюдениям, нет особой разницы между медалистами и теми, у кого ее нет.

Мария Стаина:

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДАЛИ Я ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛА

Золотая медаль дала мне два балла при поступлении и, как следствие, прохождение в первой волне. Без нее я бы прошла по второй и просто поволновалась бы на несколько дней больше. Но все равно бы поступила на бюджет туда, куда и хотела.

Для получения медали я практически ничего не делала. Мне очень легко давалась учеба в школе. Контрольные работы всегда сдавала раньше всех без подготовки, достаточно было побывать на уроке. Домашнее задание практически не делала, из-за этого часто и возникали проблемы, но школе нужна была медаль, и ее наличие – заслуга, скорее, учителей и директора с завучем, чем моя.

Стараний не было, я в лицо директору говорила, что мне не нужна медаль, просила отстать от меня.

Если школьникам нужно прилагать усилия, чтобы учиться на одни пятерки, то это хорошо, потому что медаль – цель, к которой можно и нужно стремиться. Но нервов, которые она отнимает за последние два школьных года, это не стоит. Если бы она давала больше привилегий, тогда – да. А так без медали можно спокойно прожить, как и живет большинство. У меня в группе на первом курсе из 32 человек, если не ошибаюсь, 24 медалиста было. Все очень разные. Моя медаль, по сути, ничего не значит, учусь я плохо. А некоторые и без медали гораздо успешнее и ЕГЭ сдали, и учатся сейчас. Так что опять же, медаль, на мой взгляд, устарела.

У меня дочки - близнецы. Они закончили школу с серебряными медалями. А вот университет с красным дипломом закончила только одна, у второй были четверки и получила она обычный диплом:)
Итак, читаем о традиции вручения школьных медалей, имеющая в России почти 186-летнюю историю.

В истории российского образования награждение учащихся впервые появилось при императрице Екатерине II. Согласно утвержденному ею в 1786 году «Уставу народным училищам в Российской империи» имена учеников, отличившихся успехами в науках, прилежанием и благонравием, заносились учителем в записную книгу, которая явилась прообразом «Книги почета», широко распространенной позже в советской школе

Кроме того, лучшим ученикам в качестве награды вручалась учебная книга в хорошем

переплете, подписанная директором. Поскольку в XVII веке книги стоили очень дорого, они

являлись действительно высокой наградой для учащихся.

В 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» в России впервые

были официально введены школьные медали. До этого вручение различного вида школьных

медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим

чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года

Учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских

гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным

гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва,

стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног

Сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись - «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

Предполагалось, что гимназическое образование должно продолжиться в

университете, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за

окончание университета.

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов - большая из серебра, и

малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и

делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки

«отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее

4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть

награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки.

«Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство

народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна.

На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из

ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением

покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в

лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ».

На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались

профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА». После смерти августейшей особы шефство над женскими

гимназиями приняла супруга Александра III и мать последнего императора Николая II -

Мария Фёдоровна, и на лицевой стороне медалей стали чеканить уже её профильное

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в

обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи,

причем неединичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Пример: директор гимназии Ф. Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) настоял выдать золотую медаль выпускнику Владимиру Ульянову.

Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели

возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все

зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за

медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

общегосударственной наградой можно было лишь с большой натяжкой.

Октябрьская Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том

числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных

заведений медалями.

После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных

медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо

отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и

бессистемно.

Кроме того, различные ведомства, учреждения, комиссариаты поощряли лучших выпускников школ похвальными грамотами и подарками, нагрудными знаками за отличное окончание всевозможных курсов. Официально же похвальные грамоты были утверждены Постановлением ЦИК СССР от 2 сентября 1935 года и впервые начали вручаться по итогам 1935-1936 учебного года

Медали образца 1945 года .

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся. 30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним. Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы. Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке. Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие

учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь

принимались награжденные золотой медалью, а затем - серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели

один и тот же диаметр - 32 мм, а толщину - соответственно 1,5 мм и 2 мм. Изготавливались

медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно.

Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота

толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга,

окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей,

помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ

Медали образца 1945 года:

Золотая школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 11 граммов,

золото 583-й пробы.

Серебряная школьная медаль образца 1945 года.

Диаметр 32мм, вес 15 граммов,

серебро 925-й пробы.

По материалам сайта www.smedal.ru.

УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На

оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования

соответствующей союзной республики.

В аттестатах учащихся, окончивших среднюю школу с медалью, имелась запись:

«Награжден золотой или серебряной медалью», а в верхней части аналогичный текст был

выполнен соответственно золотистой или серебристой краской.

В тот же период Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали в

16 вариантах для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись "За

отличные успехи и примерное поведение" также исполнялась на национальных языках

союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной

Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину.

После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете

МГУ, который окончил с красным дипломом.

В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его

избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую

Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года .

С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов. Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов. Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года .

Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования,

золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних

десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи.

произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные

оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на

медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она

стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из

недрагоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19.

Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5

микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль

расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра - 0,167 г.)

Соответственно вводились и новые образцы аттестатов о среднем образовании. На

лицевой стороне бланка аттестата помещался герб и название Министерства просвещения

союзной республики и наименование документа: «Аттестат о среднем образовании».

Если бланк аттестата предназначался для учащихся, окончивших среднюю школу с

золотой или серебряной медалью, то герб и надписи были выполнены соответственно золотым

или cepeбряным тиснением. На внутренней стороне имелся текст, удостоверяющий

награждение владельца аттестата золотой или серебряной медалью.

Медали данного типа чеканились Монетным двором для 15 союзных республик, и

надписи на них были исполнены на языках тех республик, для которых они предназначались.

медалями оканчивающих заочные средние общеобразовательные школы», которое позволило

вручать медали выпускникам не только заочных средних общеобразовательных школ, но и

заочных отделений средних общеобразовательных учебных заведений.

награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и

установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными

медалями было временно прекращено.

Одновременно с отменой серебряных медалей были введены похвальные грамоты «За

особые успехи в изучении отдельных предметов».

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по

всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5»,

примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Учащиеся, претендующие на похвальную грамоту по предметам, должны были иметь

Да, условия в следующем году буду еще жестче. Количество золотых медалистов резко сократится, я думаю.

Условия для получения золотой медали и сложны, и просты одновременно: школьник должен иметь не только одни пятерки по всем предметам за два года, но также он обязан сдать на «отлично» все ЕГЭ без исключения.

Представляю, какой тремор будет охватывать потенциального медалиста на экзамене.

Для получения золотой медали в школе требуется два условия. Последние два учебных года по всем предметам иметь итоговый оценки «отлично» и сдать успешно ЕГЭ.

Подобное нововведение дает полную картину об успехах учащегося, ибо золотая медаль это престиж и нельзя чтобы ее получение зависело только от субъективности учителей.

Каковы условия получения золотой медали в 2017/2018 учебном году?

После скандала золотых медалисток, когда одна девочка обвинила на выпускном вечере другую в том, что ее мама пользуясь служебным положением, сделала дочке золотую медаль, Министерство образования решили изменить правила вручения золотой медали, начиная с учебного года 2018 медаль получают после отличной сдачи ЕГЭ, когда все ЕГЭ сданы на оценку пять в переводе с баллов, то есть имея отличные оценки в двух последних классах и получив отлично на всех ЕГЭ, можно рассчитывать на золотую медаль.

Для того, чтобы получить золотую медаль у ученика выпускного класса должны быть итоговые оценки «отлично» по каждому предмету. Что важно – не только за 11 класс, еще и за 10. Кроме того, необходимо успешно сдать Единый государственный экзамен, т.е. набрать необходимое количество баллов. Только в таком случае, выпускник может рассчитывать на получение золотой медали. Подробнее о приказе и порядке выдачи медали можно узнать здесь.

Если вы хотите окончить школу с золотой медалью, то по всем предметам у вас должна стоять оценка «отлично» тоесть 5, четверок быть не должно. Так же в 2018 году для того чтобы получить золотую медаль, необходимо с отличием сдать ЕГЭ.

Порядок получения золотых медалей утвержден был в 2014 году (текст Приказа смотреть здесь). Для получения золотых медалей выпускник должен иметь итоговые оценки только «отлично» по всем учебным предметам за последние 2 года обучения (за 10 и 11 классы).

С 2018 года золотая медаль будет вручаться только тем выпускникам школ, которые успешно сдали ЕГЭ (получили не меньше определенного количества баллов), и вручаться они будут после сдачи ЕГЭ.

Будем надеяться, что теперь случаев, подобных скандальной истории в адыгейской школе в июне 2017 года, связанной с незаслуженным получением золотой медали, будет меньше.

Четверок вообще не должно быть, но если они были в каком то году то в конце есть возможно эту оценку перездать с комиссией и подтвердить свой высокий уровень по этому предмету, так же нужно на отлично сдать Единый Государственный Экзамен.

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет - то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Эта тема обсуждается последние полгода - от выступлений представителей высшего образования на VII съезде Российского союза ректоров до парламентских слушаний, посвященных итогам ЕГЭ за 2002 год, где свои аргументы против золотой медали высказывали руководители регионального образования.

Золотой дождь

Новый этап в истории золотой медали наступил в 1995 году: в это время, впервые за несколько десятилетий, на российские школы хлынул золотой дождь. Менее всего его ожидали руководители образования. "Этот взрыв для нас неожиданность, - прокомментировали тогда в Министерстве образования. - Но мы бы остереглись говорить об абсолютном повышении уровня знаний учащихся. Это вообще трудно определить".

Неожиданная волна пылкой любви к учебе, захлестнувшая Россию, привела к тому, что в выпускных классах нестоличных школ (чаще всего это были школы с углубленным изучением предмета) с 1995 года ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста. Некоторые московские школы насчитывали в каждом выпуске по восемь медалистов.

Учителя нашли объяснение феномену. В начале 90-х было создано множество школ с углубленным преподаванием предмета. Как только первые гимназисты и лицеисты стали сдавать выпускные экзамены, по всей стране - от Калининграда до Магадана - прокатился девятый вал, состоящий из золотых и серебряных медалей. Выпускники гимназий, лицеев и спецшкол показывали блестящие результаты потому, что выпускные экзамены у них принимали по общешкольным экзаменационным материалам. А эти материалы были рассчитаны на более скромный уровень знаний.

"Перепроизводство" золотых медалистов имело и другие, гораздо более далеко идущие последствия. Оно сделало невыносимой работу приемных комиссий вузов. Медалистам, как известно, положена льгота - зачисление по результату первого, сданного на "отлично" экзамена. После 1995 года во всех престижных вузах стал традицией такой расклад: на 10 свободных мест претендовали около 60 золотых медалистов.

Погрузившись в "золотой" поток, руководители приемных комиссий вузов определили: только треть медалистов на вступительных экзаменах подтверждают свой высокий уровень. Такова общероссийская статистика.

Неудивительно, что в высших учебных заведениях школьную награду "За успехи в учебе" рассматривают как знак отличия местного значения. Сегодня золотая медаль вызывает доверие только в том регионе, в котором была выдана школьнику. Да и то не всегда.

Особенности национальных традиций

В остальном высшая школьная награда - это золотой плод, падающий счастливчику в руки в результате негласного соглашения между школой, учеником и его родителями.

Еще в начале девятнадцатого века классики обронили замечание, что экзамен на чин коллежского асессора следует сдавать на Кавказе. Там что-то помогает экзаменуемому: вероятно, климат. Заметим, что климат этот остается благодатным и по сей день.

В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения привлекательно увеличивается, если двигаться с севера на юг.

По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый 39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария -

каждый 18-й.

Кабардино-балкарский рекорд по числу золотых медалей на душу населения побить в России не удастся, по всей видимости, никогда и никому. На все вопросы Министерства образования кабардинцы отвечали, чтобы им не мешали блюсти национальные традиции.

По одной в руки!

Но не только национальные традиции увеличили число золотых медалистов. С каждым годом в стране становится все больше школьников, которые медаль "За успехи в учебе" (точнее, сопровождающие ее документы) купили сами.

Откуда берутся "свободные" золотые медали, которые можно продать и купить? Дело в том, что медаль доходит до своего владельца долгим путем. И на этом пути есть немало закоулков.

Гознак начинает собирать заявки на золотые медали ровно задолго до того, как потенциальный медалист закончит школу. Как правило, перечень счастливчиков, которые получат золотую медаль в будущем году, определяется школой и руно ровно за год. Год ведомственной переписки необходим, чтобы вовремя (на выпускном вечере) выдать школьнику его "серебро" или "золото". Бюрократическими проволочками объясняется и тот факт, что "непотенциальный" медалист заслуженной золотой медали не получит никогда и ни при каких обстоятельствах, как бы блестяще он ни сдал экзамены. Ему просто скажут: "Нет, Вася, ты медали недостоин".

А ведь система проста: нет заранее оформленного документа на медаль - не будет и медалиста.

Только в последние годы, чтобы восстановить справедливость, "внеочередным" медалистам все-таки стали выдавать их заслуженные награды. Иногда их заказывают вдогонку и выдают их, увы, полгода или год спустя...

Проследим дальше путь золотой медали. С Гознака нужное количество школьных наград отправляют по всей России фельдъегерской связью с приложением накладных. Заказ попадает сначала в региональный орган управления образованием, где все накладные записываются в книгу учета бланков аттестатов, золотых и серебряных медалей и похвальных листов, с указанием номера и серии поступивших документов, а затем аттестаты и медали распределяются по школам. В школе только что прибывшие аттестаты записываются в такой же школьный кондуит.

Медали получаются по накладной и кладутся в школьный сейф.

В XVIII веке первая российская гимназия последовала традициям своих французских коллег, выдав своему лучшему выпускнику золотую медаль. Настроенный на благодушный европейский лад директор гимназии и не подозревал, что основывает традицию, которой на Руси суждена долгая и странная жизнь. А между тем случилось именно так. Уже в Европе XVI века руководители школ иезуитов, дававшие детям самое престижное для своего времени образование, отмечали медалями лучших школьников. Тот же обычай был перенят на рубеже XVIII и XIX веков в школах для девочек, основанных монахиней-педагогом Магдаленой-Софией Бара и конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Кер). Эти школы, дававшие девушкам превосходное образование (включая древние языки и логику), вызывали любопытство и зависть у образованных россиян пушкинской поры. Так что невинный обычай награждать медалями лучших мальчиков и девочек имел в Европе долгую историю. Но, угодив на российскую почву, благостная образовательная традиция приобрела в России окраску не менее экзотическую, чем сарафаны национальной игрушки - куклы-матрешки.

Украсть аттестат!

Кражи школьных золотых медалей - случай редкий. Несмотря на огромный престиж в российском обществе, этот желанный предмет, по сути дела, не более чем жестянка. До

40-х годов прошедшего столетия желанный школьный трофей покрывал слой позолоты. После Великой Отечественной войны руководители страны решили, что позолота - это слишком. В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем - 90. В 70-е годы ее цена поднялась до рубля сорока копеек. До кризиса 1998 года школьная золотая медаль оценивалась на Монетном дворе приблизительно в 60 рублей. Она представляет собой кругляшок из томпака (монетной бронзы). Серебряная медаль "За успехи в учебе" делается из посеребренного нейзильбера (сплав мельхиора) и прозаически напоминает о столовых ложках. Как сообщили мне в Московском обществе фалеристов, повышенным вниманием коллекционеров золотые и серебряные медали "За успехи в учебе" не пользуются.

А вот за "золотыми" аттестатами идет охота...

Сама по себе медаль привилегий не дает. Зато некоторые возможности можно извлечь из сопровождающего ее аттестата. Каждую золотую или серебряную медаль должен сопровождать особый "золотой" или "серебряный" атттестат. Внутри этих аттестатов еще на Гознаке пишется особыми буквами, что школьник (имярек) получил золотую (серебряную) медаль.

Произвольно заказывать аттестаты нельзя: их число должно соотноситься с медалями приблизительно как 1:2. Если на Монетном дворе представителями образования российской территории заказывается тысяча золотых медалей, то к ней на Гознаке прибавляется заказ на полторы тысячи специальных, тисненных золотом аттестатов. Заказывать пятьсот лишних аттестатов только для золотых медалистов обходится в немалые деньги. Но территории на это идут. Школьные аттестаты, которые по сей день заполняются только вручную, легко испортить. Поступивший из региона заказ в тысячу золотых и три тысячи серебряных медалей (сам по себе он ненаказуем, потому что считается, что местные власти заказывают медалей на год-два вперед) дает возможность легально заказать на Гознаке огромное количество лишних аттестатов самых престижных форм - для золотых и серебряных медалистов.

Нередко случается, что именно эти аттестаты становятся предметом купли, продажи и кражи.

Органами внутренних дел по всей России возбуждено немало дел по факту кражи из руно или школ бланков школьных аттестатов. Одна из самых феерических краж этого рода была обнаружена в апреле 1998 года в Московской области, когда злоумышленники увели четыре тысячи сто три аттестата для девятиклассников и семьсот аттестатов для выпускников школ!

Зачем красть аттестаты? Затем, что именно "золотой" аттестат, а вовсе не медаль предъявляется абитуриентом в приемной комиссии в доказательство своего права сдавать экзамены на льготных основаниях.

Ни одного дела о предъявлении в приемных комиссиях вузов фальшивых "золотых" аттестатов органами МВД заведено не было. Предьявителей липовых школьных аттестатов (большинство из которых имеют номера, числящиеся за школьными аттестатами, направленными в конце 90-х в Чеченскую Республику) сотрудники приемных комиссий вычисляют по внешнему виду. И, как правило, заворачивают.

Подозрительную ситуацию регулируют сами вузы. И не ловлей "фальшивомонетчиков" в приемных комиссиях, а ужесточением вступительных экзаменов.

Горе медалисту

На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ 2002 года, руководитель образования Оренбургской области Исаак Калина (ныне заместитель генерального директора издательства "Просвещение") в своем выступлении подчеркнул: блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль. "На вступительных экзаменах в наш университет только 31 процент золотых медалистов подтверждают свои знания", - согласился с ним ректор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков.

У руководителей образования из разных регионов России нет сомнений: золотая медаль больше говорит о весе родительского кошелька и о предприимчивости ученика, чем о его знаниях.

Поэтому они разрабатывают другие льготы для поступления в вузы. С 2004 года в России будет запущена система школьных предметных олимпиад. Их победители получат право поступления в вузы без конкурса.

Жестко высказался на съезде Российского союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. Он настаивает на праве Московского государственного университета проводить вступительные экзамены, корректирующие результаты ЕГЭ (а заодно отсеивающие липовых золотых медалистов).

Уже известно, что МГУ станет первым в обсуждаемом ныне списке ведущих вузов страны. Эти высшие учебные заведения (ориентировочно числом пятнадцать) смогут устанавливать дополнительные вступительные испытания по своему вкусу.

Куплю медаль, повешу на стену!

Не так сурово относится к школьному "золоту" министр образования Владимир Филиппов.

"Золотая медаль останется, - заверил министр на одной из пресс-конференций. - Она не должна играть роли на ЕГЭ. Но при прочих равных условиях наличие золотой медали должно перевешивать при зачислении в вузы. Нужно такую систему разрабатывать. Например, в Российском государственном университете дружбы народов, ректором которого я был, на восемь мест по лингвистике ежегодно претендовали 65 золотых медалистов. Приходилось располагать медалистов в порядковом рейтинге. Понятно, что будет с медалистом, если на ЕГЭ он не подтвердил свои знания. А как распределить позиции этого рейтинга, если

"Дело в нестыковке шкал. Когда мы придем к другой шкале оценок, тогда и статус медалиста станет иным", - оптимистично высказался ректор Новгородского университета Анатолий Гавриков.

Иными словами: когда введение ЕГЭ лишит золотую медаль ее поступательной силы, образовательные чиновники наконец перестанут раздавать школьное "золото" направо и налево. И тогда, быть может, присуждать медаль станут и впрямь за успехи в учебе.

Даже если эксперимент с ЕГЭ покажется правительству неудачным, через несколько лет демографический спад приведет к тому, что двери большинства российских вузов будут открыты для всех желающих. Положенные для медалистов льготы при зачислении больше не понадобятся. Куда же деть золотые медали, позволяющие стольким людям чувствовать себя при деле (да еще и зарабатывать деньги)?

"Почему бы нам не сделать золотую медаль настенной - как грамоту?" - недавно предложил Владимир Филиппов.

Все-таки министру образования жаль расставаться со старой подругой.

До 1917 года золотая медаль не была в России общенациональной: выпускники гимназий получали эту почетную награду, если таково было решение совета гимназии. До 1835 года это решение утверждалось местным университетом, а с 1835-го - учебным округом. В некоторых трудных случаях присуждение золотой медали было делом политическим: когда директор гимназии Ф.Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) отдал распоряжение выдать золотую медаль выпускнику В.Ульянову (брату известного террориста), это событие вызвало пересуды. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки "отлично" по латинскому и древнегреческому языкам и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В СССР решение награждать школьников золотой медалью было утверждено постановлением СНК в 1945 году. В 1968 году были отменены серебряные медали и введены грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов". По итогам 1985/86 учебного года школьникам вновь стали присуждать серебряные медали.

Светлана КИРИЛЛОВА

Первое сентября (Москва) , N036

По статистике, более 50% студентов вузов учатся на платной основе. С каждым годом поступить на бюджет становится все сложнее. В связи с этим, законодателем предусмотрены льготы при поступлении в вуз или техникум (колледж) за счет федерального и регионального бюджетов.

Виды льгот при поступлении

Зачисление в институт без экзаменов

Абитуриент вправе не сдавать экзамены при поступлении, если он:

  1. Участвовал во всероссийской олимпиаде школьников и занял первое либо призовое место на последнем этапе (участие в олимпиаде совершенно бесплатное), о чем выдается специальный диплом;
  2. Участвовал в международной олимпиаде по школьным предметам;
  3. Сдал ЕГЭ на пятерки;
  4. Является чемпионом или призером в олимпийских или Параолимпийских играх, чемпионом мира или Европы.

Выбранная специализация должна соответствовать профилю выигранной олимпиады. Призовые места в спортивных состязаниях учитываются лишь при поступлении на спортивные факультеты.

Родители вправе зарегистрировать школьника в 2019 году на участие в следующих олимпиадах, исходя из его успехов в конкретных предметах:

Льгота по диплому победителя действительна в течение 4 лет, если олимпиада школьная и 1 год, если она всероссийская. Привилегия предоставляется лишь в один вуз на одну выбранную специальность. Только олимпиады первого уровня дают данное преимущество.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Поступление в учебное заведение по квоте


Что такое особая квота?

Это ежегодно меняющиеся количество бюджетных мест, которое устанавливает само учебное заведение. Такие места должны быть установлены для каждого факультета отдельно.

Ребенку, получившему такую квоту, необходимо пройти вступительные экзамены и набрать минимальное число баллов.

Кому положена особая квота в 2019 году:

  • Детям-инвалидам, инвалидам детства и инвалидам 1-2 групп;
  • Лицам, получившим травму или инвалидность во время войны или военной службы (если нет противопоказаний для учебы);
  • Сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения;
  • Ветераны военных действий;
  • Граждане, не достигшие 20-летнего возраста, воспитанные матерью или отцом-инвалидом 1-2 группы (доход семьи должен быть ниже МРОТ).

Квота может носить целевой характер. Это означает, что обучение оплачивает орган государства или муниципальное учреждение, на котором в дальнейшем должен будет работать студент. Основанием для этого служит специальный договор между абитуриентом и предприятием - спонсором.

Типовой договор заключается только по желанию абитуриента и обязывает его отработать на предприятии 3 года после получения специальности. Внимание! С середины 2018 г. поступление по квоте стало возможно с одновременной подачей документов сразу в 5 ВУЗов по 3-м разным направлениям. Ранее это можно было сделать только в пределах 1-го ВУЗа и 1-го направления соответственно.

Кто еще обладает преимуществами при зачислении

Данные лица вправе бесплатно пройти подготовительные курсы перед поступлением, а также бесплатно обучаться профессии очно. Для этого необходимо набрать одинаковое число баллов со студентами, поступающими на общих основаниях.

Помимо сирот, детей-инвалидов и малоимущих граждан, сюда относятся:

  1. Лица, подвергшиеся радиации во время Чернобыльской катастрофы.
  2. Абитуриенты, чьи родители были военными и погибли во время службы или умерли от болезни, увечья, полученных на службе;
  3. Дети, чьи родители были Героями СССР, РФ, кавалерами ордена Славы;
  4. Абитуриенты, у которых родители работали в органах внутренних дел, уголовно-исполнительных органах, в Следственном комитете, на таможне, в противопожарной службе, отделах, контролирующих оборот наркотиков и погибли на службе;
  5. Дети прокуроров, погибших на службе либо после ее прохождения;
  6. Граждане, испытывавшие ядерное оружие и радиоактивные вещества, ликвидировавшие аварии, связанные с радиацией, а также участвовавшие в захоронении радиоактивных веществ.

Также учиться бесплатно вправе военные контрактники, отслужившие 3 года или служащие в настоящее время. Офицеры такой привилегией не обладают.

Бесплатная подготовка данных лиц осуществляется однократно на основании аттестата об окончании школы. Выплата стипендии - обязательный атрибут при прохождении бюджетного обучения.

Подтверждение льготных прав

Родители школьника или сам абитуриент, собрав необходимый перечень документов, вправе:

  • Отнести их лично в филиал вуза или колледжа;
  • Отправить бумаги по почте;
  • Отправить документы на электронный адрес вуза.

Общие документы для приема: паспорт абитуриента, школьный аттестат, результаты ЕГЭ и медицинская справка.

Бумаги, подтверждающие льготы при приеме в вуз:

  • Справка об инвалидности поступающего либо его родителя;
  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида;
  • Справка с места службы родителей;
  • Удостоверение чемпионского статуса, золотой знак отличия и удостоверяющая его бумага;
  • Школьный аттестат с отличием, золотая или серебряная медаль;
  • Диплом о победе в олимпиаде;
  • Справка о доходах семьи;
  • Справки с военкомата;
  • Решение суда о лишении родителей прав, их недееспособности;
  • Приговор суда, по которому родители лишены свободы;
  • Удостоверение чернобыльца.
Студенты-инвалиды, помимо социальной стипендии, могут получать еще и академическую. Для этого им необходимо сдать сессию без троек.

О количестве льготных мест, вступительных испытаниях, количестве нужных баллов и другой информации при поступлении можно узнать на сайте вуза или в приемной комиссии. Если юридический отдел вуза отказал в поступлении на льготных условиях, можно написать заявление в Департамент образования или суд.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта