Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена; ?, село Выездная Слобода, Арзамас - 1670) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.
30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:
Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука.
«…легендарную женщину, сражавшуюся за идеалы добра и справедливости и повторившую судьбу героини Франции Жанны Д’Арк».
· Биография · Образ Алёны Арзамасской в литературе · Примечания · Официальный сайт · Видео «Алёна Арзамасская»
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.
30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:
Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука.
Танго и страсть
Студийная фотосъемка. Фотограф: Алена Замотаева Визажист: Елена Серякова Модель: Алина Воробьева Модель:
1:51 мин.
Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена ; ?, село Выездная Слобода , Арзамас - ) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина .
Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Алёну Арзамасскую делят — и порой очень горячо — между собой три народа: русские, эрзяне и мокшане (последние два для русских обычно сливаются в единый мордовский этнос). Ведь родилась Алёна в эрзяньских и мокшанских местах, но — в казацкой семье. Вела она за собой русских, но — и «мордву» тоже. А, главное, вошла в легенды нескольких народов — а как родная легенда может быть неродной крови?
В любом случае, Алёна родилась в казацкой семье, под мордовским городом Арзамасом. Жизнь её начиналась обыкновенно, по‑женски, в труде полевом и домашнем — и была она в работе всегда девкой первой. За то и сосватал её муж богатый, но старый. Зря, конечно. Он вскоре после свадьбы надорвался в работе и умер — то ли за женой пытался угнаться, то ли, как порой шутили, работа была… на жене, а когда девка молодая да ядрёная, долго ли старый выдержит?
Алёне в замуже не понравилось, так что, овдовев, она не стала новых женихов дожидаться, а ушла строить карьеру. Тогда это было можно только одним способом — в монастыре. В монахини Алёна и постриглась. Алёной она, говоря точно, только после этого и стала, а каким именем крестили по рождении — это навсегда потерялось.
Карьера задалась. В монастыре выучивали не только молиться, но и читать, и писать, и лекарскому делу — монахини же должны помогать людям в страданиях. В Алёнином монастыре помогали травками и молитвой. Никакого «знахарства» в этом не видели, божья ведь травка-то, Бог ею засеял землю. Алёну назначение каждой былки и каждого листка выучила скоро, да ещё и добавила особое лекарство — синюю банную плесень. Этой хорошо было врачевать гнойные раны.
Правда, перед баней было особое предубеждение у крестьянства, так что потихоньку шептались, что монахиня, хоть и молится, а ведунья.
Говорили об Алёне вообще много. У неё к лекарскому делу большой талант оказался, ставила на ноги чуть ли не всех, от малых детей с их детскими болезнями до стариков с грыжами и переломами. От крестьянского труда к старости у многих грыжи вылезали, а кости крепче тоже не становились.
По некоторым легендам, провела Алёна в монастыре двадцать лет и ещё бы столько же там прожила, если бы не Стенька Разин. Нет, он монастыря не разорял. Он взбунтовался, и лозунги его политические, как бы их сейчас назвали, настолько Алёне понравились, что она вышла из монастыря, села на коня и собрала отряд больше, чем из трёх сотен мужиков. За ней пошли! За бабой! Потому что она была Алёна-монастырка, Алёна-старица, Алёна-ведунья, и каждый её знал в окрестных деревнях, и каждый дивился и учёности её, и везучести — у других раз через раз больные умрут, а с этой везёт, выживают.
Надела Алёна-старица доспех, взяла Алёна в руки лук и повела своё войско Темников-город занимать. И заняла, и села в нём править и рассылать письма прелестные — то есть, пропагандистские. Эти письма подожгли хвосты царским воеводам, потому что то ли дар у Алёны ораторский проснулся, то ли настолько её уважали, то ли этому хворосту одной искры недоставало — поднимались крестьяне, поднимались казаки, шли за Стенькой Разиным.
Грабили, жгли, убивали, но не в том беда — в том, что власть на местах сковыривали.
Два месяца Алёна сидела в Темникове. К тому времени в подчинение к ней пришли уже две тысячи человек. А потом разгромили её войско царские обученные люди. Разгромили и саму Алёну брать пошли. Верные ей пали первыми, а она вбежала в церковь и оттуда пускала стрелы, пока они в колчане не кончились — семерых убила, восьмого изранила. Отбросила лук и пала пред алтарём, обняла его.
От этого алтаря её двое мужчин оттаскивали. Пришлось пальцы выламывать — сил разжать их не оказалось. Подняли лук, играючи пытались натянуть тетиву — до уха, как у Алёны, не шла. Потом несколько дней на Алёнином луке силой мерились, кто и как его натянуть сможет. А Алёну отправили на дыбу, жгли калёным железом. И, говорят, Алёна ни разу не пожаловалась, ни разу не застонала — плевала в глаза палачам и только. В общем, оказалась Алёна не монахиней, а ведьмой, да и давно это знали, виданое ли дело — банной плесенью, грязью из места, где нечистая сила любит погулять, лечить? Решили Алёну сжечь.
Жгли так: к столбу не вязали, а то ведь от вида мучений кто-то не выдержит, пожалеет, раскидает костёр. Ставили вроде сруба с крышкой. Внутрь человек должен войти, снаружи его подожгут; для этого вокруг сруба лежали хворост и солома. Алёна в сруб сама вошла, на краю немного постояла, перекрестилась и прыгнула. И крышку за собой хлопнула. Подожгли Алёну — и слушали только треск костра. Даже умирая, не кричала Алёна. Из злобы своей не кричала, чтобы вы, царевы люди, радоваться не вздумали. Злая была баба, злая, и в бою всегда первая, и из боя уйти — последняя. Господь её знает, как такую злую бабу люди любили. Злую и лютую…
Смотри на них: была б у Алёны могилка, не развей её пепел царевы люди по ветру, ещё бы и кланяться ведьме ходили.
Хотите историю ещё одной женщины, которая умела вести за собой?
Родилась как-то в 30-х годах 17 века в бедной казачьей семье, в
селе под Арзамасом, девочка Алёна. Как вошла она в пору, выдали её
насильно замуж за старого крестьянина, а крестьянин тот вскоре
помер. Семье девочка была уже не нужна и постриглась она в монахини
в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь обучилась
девушка грамоте, узнала народное врачевание. Но ее тяготил
монастырский устав и она ушла из монастыря в лесной скит. Нередко
помогала бедным в окрестных деревнях, лечила, принимала роды.
Прекрасно знала тяжелое положение простых жителей сёл и деревень.
Смутная ситуация назревала повсеместно. И вот в одной деревне,
весной 1669 года, стала она свидетельницей очередного
измывательства управителя над дряхлым стариком. Управитель убил
старика с одного удара, Алёна кинулась вступиться, досталось и ей,
но тут поднялась деревня (дело то на людях было). Короче,
восстание, бунт, представители власти мертвы... Выход избежать
скорой расправы был один - уходить в леса.
Почти не колеблясь, деревенские мужики поставили
Алёну над собой, и это в те времена, когда женщина считалась
существом безголосым, практически вещью. Алёна же сразу предприняла
необходимые шаги по добыче припасов, оружия, лошадей и организации
военного лагеря в лесу. А было ей в то время примерно 32-35 лет от
роду.
Осенью под началом Алёны было уже 300-400 человек, с
которыми она двинулась на соединение с отрядом донского казака
Федора Сидорова, расположившегося у города Темникова. Алена не
смогла пробиться сквозь плотный заслон царских войск и приняла
решение, углубившись в дремучие леса, выйти к берегам реки Мокши,
где, по слухам, местное население пришло в волнение и было готово
присоединиться к восстанию. Алену встречали, как освободительницу:
хотя она никогда не видела Разина и действовала не с его ведома,
народ везде принимал "старицу" за его посланницу. За Аленой
следовали русские, татарские, мордовские крестьяне. Командовавший
карательным войском воевода Ю. Долгорукий сообщал о Москву, что
Алена-старица «збирала с собою на воровство многих
людей...
». Впоследствии плененный повстанец А. Осипов на
допросе у Долгорукого показал, что в Аленином отряде было 600
человек. Она поддерживала связь с другими повстанческими отрядами.
Местом их сбора был город Темников. Сюда с боями продвигалась
атаман Алена. Там, где были сосредоточены крупные силы карателей,
шли в ночное время, лесами. Как и Разин, Алена широко рассылала по
округе «прелестные письма», призывая окрестных жителей в свои
ряды.
В 1670 году её отряд объединился с отрядом
Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова и
взял Темников. Общая численность войска составила тогда от 6 до 7
тысяч.
Отряд Алёны (гравюра) (Художник мне неизвестен)
Около двух месяцев монахиня Алена и казак Федор совместно с городским кругом управляли городом, решая все дела по справедливости. Однако против них выступили регулярные войска, посланные князем Юрием Долгоруким. В бою, состоявшимся 30 ноября у села Веденяпино в пятнадцати верстах от Темникова повстанцы были разбиты воеводой Лихаревым. В город, оставшийся без войска, с отрядом был послан голова Волжинский. Ему навстречу вышли «лучшие люди» с иконами, крестами и откупными деньгами. Они били челом и просили прощения, объясняя, что были «у воровских людей поневоле».
Бой Алёны (Художник К.Смирнов)
Когда войска вошли в Темников, немногочисленные защитники обороняли только воеводскую избу и собор. Алена укрывшись в соборе отстреливалась из лука, пока не расстреляла все стрелы, поразив при этом семь или восемь человек. Убедившись в невозможности дальнейшего сопротивления, она отвязала и отбросила саблю, после чего с распростертыми руками бросилась к алтарю. Там ее и обнаружили ворвавшиеся в собор солдаты.
Воевода был беспощаден и повелел повесить мужчин
за рекой Мокшей на Рябчиковой горе. Алену же вместе с «воровскими
письменами и кореньями» он повелел сжечь в срубе на главной
городской площади. Считается, что ведьм и колдунов жгли только в
Европе, России же будто бы испокон веку свойственна веротерпимость.
Однако казнь монахини и ведуньи Алены Арзамасской показывает, что
все было далеко не так однозначно.
Казнь Алёны привлекла внимание
современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ
об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677
году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или
примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и
поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших
событиях нашего времени
». Фриш пишет:
"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня,
которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила
мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита
Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и
продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла
все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после
того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно,
отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась
навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена
ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой,
так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы
натянуть до конца принадлежавший ей лук
. Её мужество проявилось
также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины,
сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других
горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело
прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было
охвачено пламенем, не издала ни звука...
"
Видится мне в этой истории что-то от Жанны ДАрк...