Главная » Условно-съедобные грибы » Аюрведа: теория пяти первоэлементов. Теория У-Син (пяти Первоэлементов)

Аюрведа: теория пяти первоэлементов. Теория У-Син (пяти Первоэлементов)

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление .
Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.

Для создания уникальной лечебной продукции Хуа Шен тщательно отобраны пять натуральных функциональных материалов:
- высококачественные хлопковые волокна – «дерево»,
- биофотонные материалы – «огонь»,
- волокна растительного белка – «земля»,
- магнитные волокна – «металл»,
- волокна бамбукового угля – «вода»,

При использовании биологических инженерных технологий извлекается и очищается функциональный волокнистый прядильный раствор, в который равномерно распыляется коллоидный раствор нанометрических биофотонных материалов. После приготовления раствора нити создаются при помощи технологии мокрого прядения.
Характеристики этиx динамическиx сущностей (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), или единиц, и иx отношения междy собoй изложены в теории пяти элементов.
Согласнo этoй теории, жизненнaя сила, в еe бесчисленныx проявлениях, рождаетcя и умираeт благодаpя взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Этa модель, состоящaя из пяти элементов, принадлежит даосизму; древниe западныe философии, равнo кaк и индийская, основывалиcь нa модели, включавшeй в себя всегo четырe элемента, или стихии: земля, воздух, водa и огонь. Для даосoв воздуx включeн в понятиe огня, посколькy бeз воздуxa огонь гореть нe может.
Существуют двa цикла, иллюстрирующиe взаимодействиe междy элементами. В первoм цикле, который называетcя "циклoм порождения", каждый из элементoв порождает, или производит, следующий элемент: деревo производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, a водa производит дерево, чтo естественным образoм приводит к началy цикла. Вo вторoм цикле, который называетcя "циклoм разрушения", каждый из элементoв разрушает, или поглощает, следующий зa ним элемент. Так, водa разрушаeт металл, металл разрушаeт дерево, деревo поглощаeт воду, водa поглощаeт огонь, огонь разрушаeт металл, и цикл начинаетcя сначала.
Совершеннo тaк же, кaк и Вселенная, сохраняющaя равновесиe благодаpя взаимодействию пяти элементов, человеческоe тело, являющееcя микрокосмoм Вселенной, поддерживаeт гармонию душевногo и физическогo начaл благодаpя всe томy жe взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулируeт в организме, используя для этoю меридианы и соответствующиe органы и внутренности, следуя строгo определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующиe циркуляцию энергии в организме, являютcя отражениeм теx двуx циклов, которыe представляли собoй взаимодействиe междy пятью элементами. Для даосoв каждaя из внутренностeй человекa связанa c одним из пяти элементов.

В первoм циклe каждый из органoв соединяетcя c соответствующим емy элементом, чтo приводит к следующемy результату: сердцe (огонь) поддерживаeт селезенкy и поджелудочную железy (земля), селезенкa и поджелудочнaя железa (земля) поддерживают легкиe (металл), легкиe (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), a печень (дерево) поддерживаeт сердцe (огонь). Внутренности такжe подчинены этомy циклу: тонкиe кишки (огонь) поддерживают желудoк (земля), желудoк (земля) поддерживаeт толстыe кишки (металл), толстыe кишки (металл) поддерживают мочевoй пузыpь (вода), a мочевoй пузыpь (вода) поддерживаeт желчный пузыpь (дерево).

Элементы и иx соответствиe органaм и внутренностям:

Огонь - сердце тонкиe кишки эндокринныe железы
Металл
- легкие толстыe кишки кожа
Водa
- почки мочевoй пузырь кости
Земля
- селезенкa поджелудочнaя железа желудок мышцы
Деревo
- печень желчный пузырь нервы

В случае, если в каком-либo из органoв нарушаетcя равновесие, oн нe толькo нe можeт большe поддерживать орган, следующий зa ним нa меридианнoм пути, нo и оказываeт негативноe воздействиe нa этoт оргaн или провоцируeт отрицательноe воздействиe другогo органa нa себя самого. Впрочем, именнo этo и показываeт нaм вторoй цикл, тo есть тoт цикл, в которoм каждый из элементoв разрушаeт или поглощаeт следующий зa ним элемент.
Когдa нарушаетcя равновесиe энергии в сердцe (огонь), сердцe (огонь) негативнo воздействуeт нa легкиe (металл); легкиe (металл) негативнo воздействуют нa печень (дерево); печень (дерево) отрицательнo воздействуeт нa селезенкy -поджелудочную железy (земля); селезенкa - поджелудочнaя железa (земля) негативнo воздействуeт нa почки (вода): a почки (вода) оказывают неблагоприятноe воздействиe нa сердцe (огонь).
Этa модель применимa такжe и кo внутренностям: нарушениe равновесия энергии в тонкиx кишкаx (огонь) приводит к негативномy воздействию нa толстыe кишки (металл): толстыe кишки (металл) неблагоприятнo воздействуют нa желчный пузыpь (дерево); желчный пузыpь (дерево) оказываeт негативноe воздействиe нa желудoк (земля); желудoк (земля) негативнo воздействуeт нa мочевoй пузыpь (вода); a мочевoй пузыpь (вода) пагубнo действуeт нa тонкиe кишки (огонь).
Показав, чтo циклическоe взаимодействиe междy органами и внутренностями идентичнo взаимодействию междy элементами, даоcы дали своим последователям правдоподобноe объяснениe такиx высказываний кaк "то, чтo наверху, ничeм нe отличаетcя оттого, чтo внизу" и "микрокоcм - зеркалo макрокосма", чтo позволилo им впоследствии говорить oб обменe энергиeй междy органами и внутренностями кaк oб установленнoм факте, посколькy они доказали, чтo этo взаимодействиe основываетcя нa тoй жe самoй логике, которaя даeт возможность инстинктивнo воспринимать взаимодействиe пяти элементoв кaк неоспоримo существующеe явление.

Энергетическая защитная продукция Пяти первоэлементов 《 Хуа Шэн 》 создана на основе учения Цзинло китайской традиционной медицины и исходит из принципов голографической теории при использовании энергетической медицины. Она порождает энергию Пяти первоэлементов, которая, воздействуя на определенную область, обладает способностью регулировать весь организм, восстанавливать поврежденные системы, корректировать физические способности, функции, способности и потенциал организма до оптимального состояния и создавать сильное энергетическое поле Пяти первоэлементов вокруг организма, повышать сопротивляемость организма и устойчивость к болезням, а также возможности восстановления, осуществляя разностороннюю и универсальную профилактику и лечение различных заболеваний, и таким образом достигается роль лечения различных заболеваний и общего оздоровления.

P.S. Энгетическую продукцию надо применять всю воедино и целиком!
а не порознь. Ибо в противном случае она Н Е Р А Б О Т А Е Т!

По древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце - с огнем (повязка на голову), селезенка - с землей, печень - с деревом (налокотники и напульсники), почки - с водой, легкие - с металлом (наколенники, гетры и налодыжники). Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой (энергетическим поясом), а человек является частью природы.

Энергетическая продукция ХуаШен - Пяти первоэлементов «ХуаШен» - это первая продукция, в которой сочетаются пять видов функциональных материалов. В круге Пяти первоэлементов все взаимосвязано, как и в организме. Они совместно воздействуют на организм и не только активируют клеточный метаболизм и ускоряют кровообращение в подкожных тканях, но и ускоряют, полностью расщепляют и отделяют отложения со стенок кровеносных сосудов, затем по мере циркуляции крови выводят из организма, добиваясь и достигая активизации обмена веществ и повышая иммунитет организма.

Пять внутренних органов – печень, сердце, селезенка, лёгкие и почки – соответствуют пяти видам материальной энергии их ПЯТИ первоэлементов: дереву, огню, земле, металлу и воде. На самом деле, заболевания внутренних органов вызываются дисбалансом пяти видов энергии, в следствии этого Пять стихий должны взаимно дополнять друг друга, и только питание и увлажнение пяти внутренних органов может восстановить их жизненную силу.
Н арушение работы какого-либо органа (сердца, селезенки, почек, печени, легких) влечет за собой дисбаланс защитных сил всего организма, нарушения микроциркуляции крови и лимфы, в результате чего до клеток не доносятся питательные вещества и не выводятся продукты метаболизма.

Стремись к балансу между первоэлементами Для создания гармонии, во всем необходимо поддерживать динамичный баланс между пятью первоэлементами. Человек, его тело, в организация, страна – абсолютно все – здоровы и находятся в гармонии и сами ми собой, и со Вселенной, если пять первоэлементов в них сбалансированы.

В частности, в восточной медицине любая болезнь объясняется тем, что в организме произошла разбалансировка энергий Инь и Ян и пяти базовых элементов. Лечить надо не внешние проявления болезни или дисфункции каких-то органов. Надо устранять первопричину болезни, то есть восстановить баланс между Инь-Ян и пятью первоэлементами..

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - ИНЬ и ЯН, возникших из первоначально единой энергии ЦИ. Это произошло под действием первоматерии «ТАЙЦЗИ» (буквальное значение - «Великий Предел»).

В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.

Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы:
ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ.
Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна.

Такое представление и сформировало концепцию «У-СИН», согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода - питание для растений и животных; огонь - тепло для всего живого; дерево - питание для животных и т. д.

Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в организме человека: ночь - день, утро - вечер, зима - лето, холод - тепло, бодрствование - сон, вдох - выдох, систола - диастола, то в этих циклах можно отметить одинаковые фазы.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний:
1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т.д.
2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полдню, лету и т.д.
3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т.д.
4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.
ДЕРЕВО - символ рождения, возрастания.
ОГОНЬ - символ максимальной активности.
МЕТАЛЛ - символ упадка.
ВОДА - символ минимальной активности.

К этим символам или элементам добавляют еще один - пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент - ЗЕМЛЯ, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле.

Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи.
Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая).
Первоэлементы одновременно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга.
Последовательность взаимопорождения первоэлементов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл: металл порождает воду; вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопорождений замыкается в бесконечности.

Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.

Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды.

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная - на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян.

У-Син представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. В результате воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие.

Концепция «У-син» применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов. а также для диагностики и лечения различных патологий.
Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу.

На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами теория У-СИН создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.

В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосма, а значит, и микрокосма имеют общую функциональную структуру. Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например: при болезни легких происходят энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган:
Дерево - Печень - Желчный пузырь
Огонь - Сердце - Тонкий кишечник
Земля - Селезенка - Желудок
Металл - Легкие - толстый кишечник
Вода - Почки - Мочевой пузырь

Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость.

По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления.
Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания).

Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.
Характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов.

Главным практическим выводом из учения «У-син» является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг-враг») и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева;
дерево может произвести огонь;
огонь дает землю (пепел);
земля рождает металл;
металл превращается в воду (жидкость).

Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.

Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Понятно, что, рассматривая человека и его организм как целостную систему, восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотношения внутри организма, то есть его функции.

Пять первоэлементов (стихий)

Пять стихий

Число пять очень характерно для буддийской традиции.

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.

Скелет тоже состоит из пяти основных частей:

Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки).

На руках и ногах по пять пальцев.

Позвоночник тоже делится на пять отделов:

Шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный.

Главных органов чувств – пять:

Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.

Человек выделяет пять жидкостей:

Слизь, слюну, пот, мочу, слезы.

Потребляет пять веществ окружающей среды:

Воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться.

Заболевшему человеку сопутствуют пять звуков:

Кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота.

Кашель – признак деятельности легких.

Чихание – носа.

Икота – горла.

Зевота – нервов.

Отрыжка – желудка.

Пять видов темперамента:

Холерик – импульсивный тип.

Сангвиник – эмоциональный, уравновешенный.

Флегматик – жесткий, твердый.

Меланхолик – тихий.

Промежуточный – спокойный.

Этот список можно было бы продолжать довольно долго.

Система первоэлементов употребляема в любой сфере деятельности и широко применяется в восточной медицине. Благодаря классификации, отображенной в табл. 1, можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее (рис. 5). При нарушении, проявляющемся на одном из уровней, необходимо найти, дисбалансом какой стихии оно вызвано, затем определить необходимую для усиления стихию. Далее, благодаря эмоциям, вкусам, движениям и органам, связанным с последней стихией, можно гармонизировать организм. Часто усиление самой заболевшей стихии приносит только вред, поэтому внимательно изучите циклы порождения и угнетения , описанные дальше. Используя данное соотнесение со стихиями, мы можем анализировать не только явления окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязи внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

Рис. 5. Пять стихий и соответствия

Таблица 1

Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. Все пять первоэлементов (Огонь, Металл, Дерево, Почва, Вода) находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в мире, а также в человеческой жизни. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Графически взаимосвязь пяти элементов можно изобразить звездой или крестом (рис. 6). Обычно звездой обозначают элементы микрокосмоса, – то есть человеческого мира, а крестом с центром – макрокосмос, или элементы внешнего мира.

Рис. 6. Взаимозависимость пяти первоэлементов и органов

Пять первоэлементов можно спроецировать на мир природы и мир человека, на любую область знания или деятельности.

В каждом из пяти первоэлементов сохраняется закон Инь-Ян. Если говорить об органах, то в каждом элементе присутствует плотный орган – Инь и полый (или пустой) – Ян.

Например: печень и желчный пузырь относятся к элементу Дерево, при этом печень – Инь Дерева, а желчный пузырь – Ян Дерева.

Органы и соответствующие им стихии находятся в оппозиции друг к другу:

Вода (почки) – к Огню (сердце)

Дерево (печень) – к Почве (селезенка)

Огонь (сердце) – к Металлу (легкие)

Почва (селезенка) – к Воде (почки)

Металл (легкие) – к Дереву (печень)

Каждый из первоэлементов связан с другими и продуктивными (созидающими), и разрушительными (подавляющими) процессами. Стихии могут стимулировать или угнетать друг друга.

Пять первоэлементов и человеческая культура сплетены между собой сложной паутиной. В соответствии с принципами взаимоотношения стихий велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы, и также совершенствовались методы сохранения здоровья. Пять фаз определяют стадии превращения, модели расширения и сжатия, преумножения и упадка. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Кроме того, фазы описывают процесс повседневного существования человека:

Наша целостность зависит от пропорции и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение.

Все стихии тесно взаимодействуют друг с другом.

В процессах, происходящих в природе и космосе, индивидуальные свойства стихий играют гораздо меньшую роль, чем процессы, происходящие между ними.

В любом жизненном процессе стихии создают, уравновешивают и сдерживают друг друга.

Из книги Управляемые сны автора Мир Елена

Пять стихий и их влияние на жизнь человека «На Востоке запрещается спать днем. Считается, что духи стихий в дневное время не охраняют душу, и она может попасть в опасные зоны». Т. Антонова, «Оккультные законы эволюции» Астральный мир, куда вы попадаете в своих сновидениях,

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ПЯТЬ СИММЕТРИЧНЫХ ТЕЛ И ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ Здесь учитель симметрии Говорил, гладя чуб,Что огонь - это тетра, А Земля - это куб…В Школе Правого Глаза жрецы учили неофитов, что физический мир состоит из пяти элементов - эфира, воздуха, огня, воды и земли. Каждому из этих

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Пять стихий Чтобы определить состояние фэн-шуй в своем доме, человек должен обладать как можно более полным знанием о влиянии различных стихий на его жизнь. Рис. 8. Четыре небесных бога Круг порождения стихий (элементов): Огонь порождает Землю (пепел); Земля – Металл

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

ПЯТЬ СТИХИЙ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Хорошо известно, что важным фактором в практике фэн-шуй является взаимодействие и гармония энергий Пяти стихий и окружающих предметов. Наш дом представляет нас и наше поведение, наши симпатии и антипатии. Часто мы можем предсказать здоровье и

Из книги Восхождение (книга 8) автора Малярчук Наталья Витальевна

ПЯТЬ СТИХИЙ СВЯЗАНЫ С ЛЮБОВЬЮ В фэн-шуй важную роль играют инь, ян, Пять стихий и багуа. Зная круг порождения по фэн-шуй, можно выбрать оптимальное для себя окружение и, конечно же, мужа или жену. Примечание: + отлично, * – нормально, = – тяжело.Это значит, что если муж по знаку

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Глава 2. Пять первоэлементов и человек Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со

Из книги Новейшая энциклопедия фэн-шуй. Практический курс автора Герасимов Алексей Евгеньевич

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Пять стихий Философ Чжоу Дуньи (1017–1073) в трактате Тайцзи ту иго («Объяснение чертежа Великого Предела») привел структуру китайской космоэкологии. Из Предела Небытия (Дао) – безличного праначала всего сущего, находящегося в полном покое, выделилось нечто, названное

Из книги Под защитой энергии фэн-шуй автора Коллектив авторов

Пять стихий Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля – вот пять стихий, первоэлементов, видов энергии, которые составляют материю любого вида, участвуют во всех ее трансмутациях. Они в различных пропорциях присутствуют в любом предмете, ландшафте или явлении природы, почти

Из книги Моделирование будущего во сне автора Мир Елена

Пять стихий фэн-шуй, их применение в диагностике и лечении

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Звезда Эрцгаммы и пять стихий Если вы внимательно посмотрите на звезду Эрцгаммы, то заметите, что она состоит из четырех треугольников. Четыре треугольника знаменуют собой четыре стихии – Огонь, Землю, Воду и Дерево. Материал, из которого изготовлен талисман, являет

Из книги автора

Пять элементов – пять образов жизни Тот, кто знает людей – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могущественен. Знающий достаток – богат. Лао-цзы Не будет преувеличением утверждать, что центральное место в Фэн-шуй

Из книги автора

Пять стихий …В старину жили истинные люди, которые удерживали на плечах Небо и сотрясали Землю, брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, крепко стояли на обеих ногах, сохраняя шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они могли жить долго, владея Небом и

Из книги автора

Пять стихий и их влияние на жизнь человека Астральный мир, куда вы попадаете в сновидениях, зависит от того, насколько ваша душа гармонична, и какие силы главенствуют в данное время в ней. Определенное понимание стихий качественно улучшило мои сновидения. Они стали

Из книги автора

Пять стихий Число пять очень характерно для буддийской традиции.По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.Скелет тоже состоит из пяти основных частей:Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в

Из книги автора

Глава 5 Характеристики стихий

Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.

Существуют два цикла , иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

Элементы и их соответствие органам и внутренностям:

Огонь — сердце
тонкие кишки
Тройной нагреватель
(эндокринные железы)
Хозяин сердца
(кровеносные сосуды)

Металл — легкие
толстые кишки
кожа

Вода — почки
мочевой пузырь
кости

Земля — селезенка -
поджелудочная железа
желудок
мышцы

Дерево — печень
желчный пузырь
нервы

В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл , то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка — поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм — зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.

Аюрведическая наука базируется на теории пяти первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля. Считается, что всё во вселенной, включая человеческие тела, состоит из этих первоэлементов. Вернее, всё наделено свойствами этих первоэлементов. Тут пытливый читатель может возразить, мол, вся материя состоит из атомов, а те в свою очередь состоят из более мелких частиц: электронов, фотонов, протонов и так далее. Все в порядке, одно другому не противоречит. Мельчайшие частицы также имеют свойства первоэлементов.

Когда мы говорим первоэлемент воздуха – мы не имеем в виду кислород, которым мы дышим. Здесь подразумевается природа или функция, которой обладает первоэлемент воздуха, то есть легкость и подвижность. Это важный момент, уловите его. То же самое, говоря о первоэлементе Огня - не имеется в виду огонь, который горит в печке, хотя в нем, конечно, присутствует первоэлемент огня в виде тепла, но это не сам первоэлемент огня. Речь идет о природе первоэлемента – тепле. С остальными элементами то же самое. Например, в пламене, горящем в камине, присутствует первоэлемент огня, а в кастрюле этого первоэлемента нет.

В металле, из которого сделана кастрюля, присутствует первоэлемент земли, природа которого – твердость. Но, ставим кастрюлю на огонь, она нагревается и в неё входит первоэлемент огня. Раскаленная кастрюля не потеряла твердости (своего первоэлемента земли), но и ещё приобрела первоэлемент огня в виде тепла. Или, например, лёд. Он твердый, то есть его первоэлемент – земля. Несмотря на то, что он состоит из воды (H2O), первоэлемент воды в нем образуется, когда он расплавится и приобретёт жидкую форму под воздействием тепла, то есть первоэлемента огня. А при испарении будет присутствовать первоэлемент воздуха, так как пар лёгкий и подвижный. Пар растворится в пространстве, то есть в эфире.

Природа эфира – пространство. Везде, где есть пространство, присутствует первоэлемент эфира. Из эфира образуются все остальные первоэлементы.

Природа воздуха - легкость и подвижность. Все, что движется, содержит первоэлемент воздуха.

Природа огня – тепло. Любое тепло содержит первоэлемент огня.

Природа воды – текучесть. Она присутствует в любых жидкостях.

Природа земли – твердость. Всё твёрдое имеет природу первоэлемента земли.

Как появились первоэлементы?

Как мы знаем из Вед, до сотворения вселенной, мир существовал в непроявленной форме сознания. Затем из этого космического сознания появился звук «АУМ» или «ОМ», этот звук создал вибрацию, из которой появился первый элемент «эфир» (пространство). Затем элемент эфира пришел в движение, которое породило первоэлемент воздуха (здесь мы говорим о первоэлементе воздуха, а не о земной атмосфере). Природа воздуха подвижна. Движение создало трение, при трении получается тепло. Так появился третий первоэлемент – огонь, природа которого тепло. От тепла другие элементы разжижаются (лед, железо плавятся и т.д) и становятся текучими, так появился первоэлемент воды. Теряя тепло, первоэлементы застывают, становятся твердыми, так появился первоэлемент земли.

Таким образом, эфир преобразился в четырех первоэлементах, он присутствует в каждом из них: в воздухе, огне, воде и земле.

Из элемента земли было создано всё живое на планете: растения, животные и человек. Вспоминается Библейское сказание о сотворении человека, когда Бог создал Адама из праха земного.

Первоэлемент земли содержится в неорганических материях, в минералах. Во всем материальном мире присутствуют 5 первоэлементов. Они взаимодействуют друг с другом. Меняются формы материи, но первоэлементы никуда не деваются, они просто переходят из одной материи в другую, воздействуя на неё.

Какой источник первоэлементов? Откуда они возникли? Ответ прост. Источник – энергия, исходящая из Вселенского сознания – Бога. Таким образом, энергия и материя имеют единое начало.

Первоэлементы и тело человека.

Человек (человеческое тело), как часть вселенной и материального мира, тоже состоит из первоэлементов.

Эфир проявлен в человеческом теле во рту, в ноздрях, в носоглотке, в желудочно-кишечном тракте, в животе, в дыхательной системе, в грудной клетке, сосудах, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Эфир в движении, как мы уже знаем, образует первоэлемент воздуха.

Воздух в нашем теле проявлен в многообразии движения: мышц, биении сердца, расширении и сжатии легких, движении стенок пищеварительной системы. Нервные импульсы тоже движение, под их воздействием движутся клетки. Все движения ЦНС управляются первоэлементом воздуха.

Огонь. В космосе источник огня это звезды, в нашей солнечной системе источником огня (тепла и света) является солнце. А в нашем теле (микрокосмосе), источник огня это метаболизм – обмен веществ. Огонь проявляет себя в системе пищеварения при переваривании пищи. В клетках головного мозга огонь проявлен как интеллект. В сетчатке глаза огонь отвечает за восприятие света. Все процессы метаболизма контролируются огнем. Зрение, мышление и пищеварение, также зона ответственности первоэлемента огня.

Вода в нашем телепроявляется в форме жидкостей:желудочный сок, слюна, слизистые оболочки, плазма и протоплазма. Первоэлемент воды жизненно необходим для нас. Следует избегать потери первоэлемента воды (рвота, понос).

Земля в нашем теле отвечает за все твердое: кости, хрящи, сухожилия, мускулы, кожу, ногти, волосы.

Продукты и лекарства также содержат первоэлементы. Для каждого продукта характерен свой первоэлемент. Зная природу того или иного продукта/растения, можно подбирать себе лечение или диету, которая позволит Вам сохранить здоровье и молодость на долгие годы.

Разберём ситуацию на примере. У человека проблемы с пищеварением. Пища плохо переваривается, витамины не усваиваются, от чего он есть больше и соответственно полнеет, при этом испытывает дефицит микроэлементов.

Итак, применяя знания о первоэлементах, мы понимаем, что за систему пищеварения в теле отвечает первоэлемент огня. Слабое пищеварение – недостаток огня! Чем это вызвано?

Во первых, это может быть вызвано типом тела (дошей – предрасположенностью). Кафа доша состоит из первоэлементов земли и воды, а земля и вода, как мы знаем, тушат огонь, то есть огонь у человека с преобладающей кафа дошей будет изначально слабым!

Во вторых, это, конечно, связанно с питанием. Если в его рационе присутствует пища с преобладающими первоэлементами земли и воды (холодная, тяжелая пища), это также гасит огонь пищеварения. А если этот человек ещё и заливает напитком после обеда свой и без того слабый огонь пищеварения, то, как следствие, огонь потухнет. Пища не переварится! Она не сгорит, а отложится в теле в виде жира и токсинов.

Ещё одной причиной несварения может быть прием пищи в неправильное время. Например, поздно вечером или рано утром. В разное время суток огонь пищеварения имеет разную силу. Так, в полдень самый сильный огонь, это связанно с солнечной активностью, огонь в теле (микрокосмосе) взаимосвязан с огнем во вселенной (солнцем).

Итак, как помочь этому человеку с помощью знаний о первоэлементах?

Во первых, нужно усилить его огонь пищеварения. Для этого ему следует принимать легкую пищу (с отсутствием первоэлементов воды и земли) утром и вечером, чтоб его огонь пищеварения был способен «сжечь» её, то есть переварить. В обед, когда его огонь разгорится сильнее можно дать ему немного тяжелой пищи (с элементом земли и воды), но не заливать огонь после приема пищи (напитки следует употреблять за 30 мин до приема пищи, а не после). Также следует употреблять в пищу продукты и специи с содержанием первоэлемента огня, чтобы помочь разгореться его собственному огню. Такими специями могут быть имбирь, черный перец, куркума. В масле Гхи также присутствует элемент огня. Добавляем масло в огонь, и он разгорается ещё сильнее! Пищеварение идет полным ходом, все микроэлементы усваиваются и, главное, никаких излишек на бедрах и животе! По такому же принципу можно лечить любой недуг, главное знать природу своего тела и природу продуктов.

Первоэлементы и органы восприятия человека (чувства).

Все пять первоэлементов проявляются в пяти органах чувств человека по такому же принципу, как они проявлены в физиологии. Эти элементы отвечают за восприятие окружающего мира человеком. Также они связанны с пятью соответствующими функциями сенсорных органов (слух, зрение, осязание, обоняние и вкус).

Эфир - это проводник передающий звук. Так эфир связан с функцией слуха. Орган слуха это ухо.

Воздух проявляется на коже, органе осязания. Руки постоянно подвижны и передают чувство осязания. Кожа рук очень чувствительна. Воздух связан с кожей, в основном, кожей рук.

Огонь отвечает за зрение, он воспринимает свет. Глаз связан с ногами, они дают направление при ходьбе.

Вода отвечает за вкус. Её орган язык. Сухой язык не чувствует вкуса, поэтому нужна вода (слюна). Язык связан с гениталиями. По аюрведе язык во рту - это верхний язык, пенис или клитор – это нижний язык. Человек, который не контролирует свой язык (речь) - не контролирует и свои гениталии (беспорядочные половые связи). И наоборот, тот, кто следит за своим языком (речью) сдержан на уровне гениталий и предан одному партнеру.

Земля . Этот первоэлемент связан с обонянием. Его орган - нос, по функции связан с органом выделения (анусом). Например, если у человека запоры или нечистая прямая кишка, непринятый запах изо рта, как правило, у такого человека притупленно обоняние.

Вот так давая знание о первоэлементах, аюрведа дает возможность любому человеку привести свое тело и сознание в гармонию.

Будьте здоровы и счастливы!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта