Главная » Условно-съедобные грибы » Берестов автор как его зовут. Берестов валентин дмитриевич - чтобы помнили

Берестов автор как его зовут. Берестов валентин дмитриевич - чтобы помнили

Годы ученичества в Ташкенте 1942-1944 г.г. Во время войны семья Валентина уезжает в эвакуацию в Ташкент. И это вынужденная поездка определяет его будущее. Нужно сказать, что именно Корней Чуковский во время войны в Ташкенте «открыл» Берестова, разглядев в нем талантливого подростка – поэта. Он спас ему жизнь и помог в дальнейшем. В своей характеристике, данной Берестову в 1943 году, К.Чуковский писал: «Этот 14-леткий хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков». Двадцать семь лет их знакомства дали нам одного из лучших детских поэтов XX века и оставили воспоминания о его талантливом учителе – К.Чуковском.
Стоит ли говорить, что этого человека направляли по жизни, такие люди, как Лидия Чуковская, Анна Ахматова и Алексей Толстой, Надежда Мандельштам. Всеволод Пудовкин видел в нем нового – послевоенного А.П. Пушкина, которого так ожидали в то время.


Пушкинистика: Эрудиция и знание отечественной поэзии Берестовым, поражала еще его школьных учителей. Рина Зеленая, так просто, восхищалась им. Не удивительно, что Берестову удалось сделать любопытные открытия в Пушкинистике и описать явление «лестница чувств», свойственное народному творчеству песенного жанра - фольклору, и используемое Пушкиным в своих произведениях.


История и Археология: Но прежде Берестов, окончив исторический факультет МГУ им. Ломоносова, стал археологом, побывал в многочисленных экспедициях на раскопках в Средней Азии (Хорезм, Тагискене и др.), Новгороде. Он учился вместе с В.Яниным, Ю.Раппортом, В.Седовым и другими. В прозе и стихах для детей нашли отражение и эти годы. Сохранились экспедиционные песни, которые и сейчас поют студенты, выезжая на раскопки.


Поэзия Берестова для взрослых – это иллюстрация эпохи, точно подмеченные штрихи, вызывают из памяти яркие образы, например: «В Москве служил Гаврила мэром, / Служил, пока не надоест. / И разрешил пенсионерам / Не тратить денег на проезд» или «Дай нам денег, «Логоваз»! / Тот ответил: - Много вас!».


«В нашу гавань заходили корабли»: Но помимо стихов Берестов сочинял песни, которые в последние годы звучали в программе авторской песни «В нашу гавань заходили корабли». Вместе с Э.Успенским, А.Анпиловым и другими он был постоянным участником этой передачи. Фрагменты передачи на видеоносителях хранятся в фондах музея.


Переводы: Произведения В.Д.Берестова переведены на многие иностранные языки, в том числе на английский, испанский, немецкий, французский, японский. В фондах музея хранятся некоторые из этих изданий.
В течение нескольких лет Валентин Дмитриевич занимался переводами с французского языка стихотворений бельгийского поэта Мориса Карема (1899-1978). В экспозиции представлены как французские издания «Короля поэтов», как титуловали Карема в Париже, так российские издания переводов В.Д.Берестова.


Современные детские поэты: В последние годы жизни Валентина Дмитриевича вокруг него собирались молодые поэты (его ученики), которые сегодня уже хорошо известны, среди них Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Виктор Лунин, Виталий Калашников, Михаил Яснов, Андрей Чернов, Олег Хлебников и многие другие. Книги этих авторов с дарственными надписями были подарены Литературному центру В.Д.Берестова РГДБ и теперь хранятся в фондах Литературного музея «В.Д.Берестов и его окружение» Гимназии № 1565 «Свиблово».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае - двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? - спросила прабабушка. - Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась - «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа - учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой - Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, - ответил Корней Иванович. - Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:

Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения - серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других - умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:

Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.

На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» - первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой - художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» - отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:

Ирина Линкова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Д.БЕРЕСТОВА

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т. - М.: Изд-во Сабашниковых: Вагриус, 1998.
В два солидных тома избранных сочинений Валентина Берестова вошли его «детские» и «взрослые» стихи, фантастические произведения, а еще повести, рассказы и очерки по археологии.

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО / Рис. В.Сутеева. - М.: РОСМЭН: Лига, 1996. - 17 с.: ил.
Маленькие стишки для самых маленьких детей.

ЖАВОРОНОК: Стихи и сказки / Рис. Л.Токмакова. - М.: Дет. лит., 1988. - 144 с.: ил.
Художник Лев Токмаков часто иллюстрировал книги Валентина Берестова. И что удивительно, ему удается «сделать» очередную книжку вовсе не похожей на все предыдущие. Не потому ли одни и те же стихи поэта каждый раз звучат чуть по-новому.

БЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Ил. Г. и Н.Александровых, И.Билибина. - М.: Вагант, 2001. - 487 с.: ил.
Удивительный сборник. Он составлен с любовью и нежностью близкими поэта уже после его смерти. В него включены воспоминания Валентина Берестова, стихи и переводы разных лет и даже… «настоящие трубадурские песни со своими собственными оригинальными мелодиями» (Новелла Матвеева).

На самом деле - как это хорошо!

КАРТИНКИ В ЛУЖАХ: Стихи / Рис. Л.Токмакова. - М.: РОСМЭН, 1996. - 112 с.: ил.
Кто сказал, что по лужам можно только бегать? Ничего подобного. Их можно разглядывать, как самые настоящие картины.

ЛЮБИМЫЕ СТИХИ / Худож. Т.Галанова, Е.Запесочная, Н.Кудрявцева и др. - М.: АСТ-Пресс, 1997. - 287 с.: ил.
Ну, что тут скажешь, любимые стихи - они и есть любимые стихи!

ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Послесл. Л.Звонаревой; Рис. Т.Александровой. - М.: Дет. лит., 1990. - 94 с.: ил.
Какая солнечная книжка… В ней так много света - и от стихов Валентина Берестова, и от рисунков Татьяны Александровой.

ПО ДОРОЖКЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: Стихи / Худож. С.Остров. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.: ил.
Стихи можно написать… Но, оказывается, что стихи можно еще и нарисовать.

СТИХИ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ / Худож. А.Денисов. - М.: Сов. Россия, 1981. - 112 с.: ил.

УДИВЛЕНИЕ: Стихи. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 176 с.: ил.
Недаром говорят, что все хорошее - от удивления.

ШКОЛЬНАЯ ЛИРИКА: Стихи / Худож. А.Ременник. - М.: Дет. лит., 1981. - 110 с.: ил.
Многие знатоки детской психологии до сих пор утверждают, что подростки не понимают и не любят стихов. Как же они, знатоки эти, ошибаются!

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА / Худож. В.Канивец. - СПб.: Мир ребенка, 1997. - 94 с.: ил.
Старая сказка, рассказанная по-новому.

ЮНОСТЬ ДАВИДА; ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИОНА: Библейские предания / Пересказал В.Берестов // Вавилонская башня и другие древние легенды. - М.: РОСМЭН, 2001. - С. 109-128; с. 185-193.
В середине 1960-х годов К.И.Чуковский задумал удивительное по тем временам издание. Под его редакцией должен был выйти сборник пересказов библейских мифов. Адресован он был дошкольникам и первоклассникам. А над пересказами трудились самые талантливые детские писатели, среди которых был и Валентин Берестов. К сожалению, тогда сборник не увидел свет по «идеологическим» соображениям. И только в начале 90-х эта книга наконец-то была издана.
Кстати, пересказы двух библейских легенд, выполненных для этого сборника Валентином Берестовым, можно найти и в других изданиях. Например: Александрова Т., Берестов В. Застенчивый трубач. - М.: Дрофа, 2001.


АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. - М.: Дрофа, 2001. - 476 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 443 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 348 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Худож. Л.Токмаков. - М.: Дет. лит., 1990. - 127 с.: ил.
Что вы любили больше всего на свете, когда вам было пять? Сказки и игрушки! В этой книге есть и то, и другое.


- БЕРЕСТОВ - ПЕРЕВОДЧИК -

ВАНГЕЛИ С.С. ГУГУЦЕ - КАПИТАН КОРАБЛЯ / Пер. с молд. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1980. - 175 с.: ил.

ВИЕРУ Г.П. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА: Сказки / Пересказал с молд. В.Берестов. - М.: Дет. лит., 1979. - 69 с.: ил.

ГРУБИН Ф. ЦЫПЛЕНОК И ПОЛЕ: Стихи / Пересказ с чеш. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1977. - 12 с.: ил - (Для маленьких).

ДАНИЛОВ С.П. КРУГЛЫЙ ДОМ / Вольный пересказ с якут. - М.: Малыш, 1970. - 16 с.: ил.

КАРЕМ М. ПЕСЕНКА ВОЛЫНКИ: Стихи / Пер. с фр. В.Берестова, М.Яснова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 36 с.: ил.

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ: Сказка / Пер. с фр. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1970. - 32 с.: ил.

ЮСУПОВ Н.А. КТО КОГО ЛЮБИТ: Стихи / Пер. с лакск. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1984. - 126 с.: ил.


- БЕРЕСТОВ - СОСТАВИТЕЛЬ -

.
Об этом уникальном издании, подготовленном Валентином Дмитриевичем Берестовым, на страницах нашего сайта рассказала Елена Михайловна Кузьменкова, создатель Берестовского центра в Российской государственной детской библиотеке.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО: Сб. / Сост. В.Берестов - М.: Дет. лит., 1978. - 317 с.: ил.
В какой-то степени этот сборник - одно из лучших произведений Валентина Берестова. Его поклон своему Учителю - Корнею Ивановичу Чуковскому. А статья Валентина Дмитриевича «Пища богов» - украшение сборника.

Надежда Ильчук, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.БЕРЕСТОВА

Берестов В. [О себе] // Ку-ка-ре-ку. - М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, . - С. 109.

Берестов В. Светлые силы: Из книги воспоминаний // Берестов В. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. - М.: Вагриус, 1998. - С. 509-601.

Ампилов А. «Вот так и идти бы сквозь сумрак и свет…» // Ампилов А. Домашние тапочки: Стихи. - СПб.: Вита Нова, 2002. - С. 156-157.

Бегак Б. Доброе утро // Бегак Б. Сложная простота. - М.: Сов. писатель, 1980. - С. 179-193.

[Воспоминания Ф.Г.Раневской о встрече с В.Берестовым в 1946 году] // Щеглов А. Раневская: Фрагменты жизни. - М.: Захаров, 1998. - С. 94.

Звонарева Л. «Художник, что живет в любом из нас…» // Берестов В. Первый листопад. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 86-89.

Колотов Б. Воспоминания о Валентине Берестове. - М.: Макс-Пресс, 2002. - 40 с.: ил.

Кузнецова Н.И. Мещерякова М.И. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 54-56.

Михалков С. Стихи Валентина Берестова // Михалков С. Чувство локтя. - М.: Сов. писатель, 1971. - С. 254-257.

Падерина Е.Г. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - С. 90-91.

Турков А. На солнечной опушке // Берестов В. Улыбка. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 5-8.

Чернов А.Ю. Прогулка по Невскому с Валентином Берестовым; Руны брату: Стихи // Чернов А.Ю. Нежилой фонд. - М.; СПб.: Изограф, 2000. - С. 97, с. 105.

Н.И., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Д.БЕРЕСТОВА

Как нашли друга. Мультфильм. Реж. Л.Домнин. СССР, 1981.

Н.И.

Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе: Подснежник

Из книги
Татьяны Александровой и Валентина Берестова
«Катя в игрушечном городе»

ПОДСНЕЖНИК


Мишка очень обрадовался, когда Катя согласилась пойти к нему в гости. Он взял ее в лапы и понес.
- Быть медвежонком, Катюша, не так-то просто, - втолковывал он девочке по дороге. - Для этого нужно любить мед.
- Я его люблю! - ответила Катя.
- Молодец! - похвалил Мишка. - А малину?
- И малину, - сказала Катя. - Она сладкая.
- Умница! - одобрил Мишка.
Дальше выяснилось, что медвежонку надо уметь ходить на задних лапах, кувыркаться, баловаться, лазать по деревьям, плескаться в ручье и, конечно, спать.
Катя все это умела.
- Ты даже не подозреваешь, дочка, - гудел довольный Мишка, - до чего славный медвежонок из тебя получается! Только когда плещешься и вообще когда приятно, всегда делай «фрр», когда спишь - «хрр», а когда сердишься, делай как можно громче «гррр!».
(Повторяем медвежьи звуки, сопровождая их движениями)
- Кстати, ты знаешь, что такое подберезовик? - спросил Мишка. Мордочка у него была хитрая.
- Это такой гриб - ответила Катя.
- Фрр! Вот и не угадала! - обрадовался Мишка.- Это медведь, который спит под березой. А что такое подосиновик?
- Медведь, который спит под осиной? - предположила Катя.
- Фрр! Вот чудачка! - развеселился Мишка. - Это такой гриб с красной шляпкой. А что такое подснежник?
- Весенний цветок - ответила Катя.
- Ничего себе цветок! - удивился Мишка.- Подснежник - это медведь, который всю зиму спал под снегом, а весной вылез на солнышко. Не смейся, пожалуйста, это тебе не шутка - проспать всю зиму. А вот и берлога.
Это была круглая корзинка, а в ней мягкая перина, теплое одеяло, пуховая подушка и книжка с картинками.
Мишка уложил Катю в берлогу и спросил:
- Кстати, какая лапа у тебя самая вкусная? Не знаешь? Надо знать! У меня, например, левая. Поэтому ползимы я сосу правую лапу, а левую, самую вкусную, берегу на закуску. Ну, теперь спи, тренируйся. Сон для нас, медведей, очень важное дело.
И Мишка начал покачивать корзинку, напевая песенку:

Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
Спать он осенью ложится,
А встает весной.

Катя изо всех сил старалась уснуть, но ничего у нее не получалось. Тогда она хлопнула в ладоши и закричала:
- Раз-два-три! Зима кончилась!

Тук-тук-тук! стучат капели,
Гонят Мишку из постели.

И поскорее выбралась наружу, довольная, что из нее получился такой веселый подснежник.

Но Мишка только вздохнул и решил сам показать девочке, как надо учиться спать, залез в берлогу, взбил подушку, подоткнул одеяло, взял книжку, сделал «хррр!», и книжка накрыла его с головой.
- Как у него здорово получается! - позавидовала Катя.
Она тихо постояла рядом с берлогой, потом побегала вокруг корзинки, потом заглянула в щелку: Мишка во сне вынимал из пасти правую лапу, чтобы приняться за левую.
«Значит, ползимы прошло, - решила девочка. - Новый год уже позади!» И тут она придумала песенку:

Берестов, Валентин Дмитриевич (1928-1998) - российский детский поэт. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».

Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки - это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», - писал В. Берестов.

Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.

Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, - писал поэт Коржавин, - это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».

Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы - это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Если бы меня спросили, кто - человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.

Валентин Берестов - русский поэт, выдающийся публицист, переводчик, литератор, на добрых стихах которого выросло не одно поколение малышей.

Берестов Валентин Дмитриевич: биография

Житель города Мещовска (Калужская область), Валентин появился на свет 1 апреля 1928 года. Воспитывавшийся любящими родителями, добрыми дедушками и бабушками, мальчик научился читать очень рано.

Причем с первыми буквами Валентина познакомила слепая прабабушка. Получая по подписке газету «Известия», она просила мальчика описывать словами, размещенные на страницах издания карикатуры. Одна из них изображала, возвышавшийся среди бушующего моря горный утес с 4 огромными буквами. Прабабушка поинтересовалась: «Три буквы одинаковы и расположены вместе? Не иначе, как СССР!» Это и стало первым словом, которое будущий поэт сумел прочесть самостоятельно.

Жизнь в эвакуации

Когда мальчику было 13 лет, его семью из Мещовска эвакуировали в Ташкент - столицу Узбекистана. Там Валентину посчастливилось познакомиться с Корнеем Чуковским, Анной Ахматовой и подружиться с Муром - сыном Марины Ивановны Цветаевой. Литературоведению Валентин и его два друга учились у дочери Корнея Чуковского - Лидии, а английский ребятам преподавала



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта