Главная » Условно-съедобные грибы » Что сказать человеку чтобы. Неотложная психологическая помощь: как правильно утешать человека в беде

Что сказать человеку чтобы. Неотложная психологическая помощь: как правильно утешать человека в беде

Чтобы успокоить разгневанного человека, нужно много терпения. Когда человек закипает, слова "успокойся" могут лишь усугубить ситуацию. Если вы внимательно выслушаете человека и предложите несколько хороших способов отвлечься, это пойдет на пользу вам обоим. Однако, если его злость - взрывная и непредсказуемая, уйдите от человека, не предпринимая попыток воззвать к его разуму. Если разозленный человек не принимает ваши извинения, зачастую лучше дать ему немного пространства и удалиться.

Шаги

Сохраняйте спокойствие

    Не спорьте. Если кто-то доходит до точки кипения, ответная и равная по силе злость лишь усугубит ситуацию. Сосредоточьтесь на том, чтобы сохранять спокойствие, иначе все быстро выльется в ссору. Конечно, это значит, что вы должны быть совершенно безличными, просто старайтесь держать свои эмоции под контролем.

    Старайтесь не вставать в защитную позу. Когда человек в бешенстве, он вряд ли будет говорить спокойным тоном. В такой ситуации есть опасность принять его поведение на свой счет и начать обороняться. При общении с разозленным человеком помните, что, вероятнее всего, эта ярость не связана с вами. Отделите его эмоции от своих - так вы сможете помочь человеку, не принимая его гнев на свой счет.

    Оставайтесь в настоящем времени. Разозленные люди часто припоминают ситуации или разговоры из прошлого, особенно если пытаются спровоцировать вас на эмоции. Старайтесь противостоять этому, сохраняя концентрацию на данном моменте и решении текущей проблемы. Не позволяйте себе погрязнуть в ярости из-за событий прошлого.

    • Если вам кажется, что разговор перетекает в дела минувших дней, попробуйте сказать что-то вроде: “Мы можем поговорить об этом позже. А сейчас, я думаю, нам стоит сосредоточиться на том, что расстраивает тебя в данный момент, и найти выход из ситуации. Давай все делать по очереди”.
  1. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Если человек кричит или выходит из себя, позвольте ему выпустить пар, но сами при этом сохраняйте спокойствие или молчите (так будет лучше всего). Если вы все же заговорите, не повышайте голос. Если молчите, старайтесь сохранять нейтральное выражение лица и открытый язык тела. У вас лучше получится держать себя в руках, если вы не будете реагировать на “провокации” бушующего человека.

    • Есть разница между тем, чтобы позволить кому-то выпустить пар, и тем, чтобы быть жертвой словесных оскорблений. Если человек упрекает вас, обзывает или несправедливо выплескивает ярость, возможно, вам лучше сказать что-то вроде: “Я понимаю, что ты расстроен, и я хочу тебя поддержать. Но, пожалуйста, не срывай на мне злость”.
  2. Используйте навыки хорошего слушателя . Когда людей обуревают эмоции, они хотят, чтобы их поняли. Действительно выслушайте слова человека. Смотрите ему в глаза, при необходимости кивайте и задавайте вопросы, чтобы узнать больше. Процесс беседы и ощущение того, что его услышали, помогут человеку успокоиться.

    • Конечно, иногда разозленные люди не хотят, чтобы им задавали вопросы, и они могут быть настолько разгневаны, что не верят, что кто-то может их по-настоящему понять. Все, что вы можете сделать, - это стараться изо всех сил. Если человек не настроен на разговоры по душам, не принуждайте его к этому.
  3. Признайте его чувства. На самом деле, иногда за злостью скрывается другая эмоция, например, обида, смущение или грусть. Какой бы ни была причина для гнева, выслушайте человека и признайте его чувства (но не обязательно с ними соглашаться). Также следует воздерживаться от осуждения, так как оно может прослеживаться в ваших словах или языке тела, демонстрируя отсутствие поддержки с вашей стороны.

    • Вот что можно сказать, чтобы признать чьи-то чувства: “Да, это нелегко”, - или: “Я понимаю, как ты расстроена”.
    • А вот подобные выражения вряд ли будут полезны: “Тебе следует это отпустить”, - или: “У меня было то же самое, и я справился с этим”.
  4. Проявите сопереживание. Сопереживание может проявляться в виде понимания точки зрения человека, умения искренне огорчаться из-за несчастий других людей, а также как способность посочувствовать их эмоциям. Чтобы выразить сочувствие по отношению к разгневанному человеку, можно показать, что вы его слушаете и понимаете, о чем он говорит.

    • Чтобы с пониманием отнестись к разозленному человеку, попробуйте перефразировать источник его гнева. Можно сказать: “Ты говоришь, что злишься потому, что думаешь, что обязана выполнять все обязанности по хозяйству в одиночку”.
    • Возможно, вы захотите сказать: “Я понимаю, что ты чувствуешь”, однако знайте, что иногда это может еще больше разозлить человека. Он может полагать, что никто по-настоящему не понимает, что он испытывает.
  5. Разрядите обстановку юмором. Скорее всего, вам нужно разобраться в ситуации или довольно хорошо знать разозленного человека, чтобы понять, сработает ли этот прием. Юмор может эффективно бороться с гневом потому, что он меняет химические процессы в организме. Если вы пошутите или остановитесь и укажите на что-то забавное в данной ситуации, вызвав у вас обоих смех, вы сможете разрядить обстановку и потенциально остудить человека.

  6. Дайте ему немного пространства. Некоторым людям нужно выговориться, а другие предпочитают переваривать эмоции в одиночестве. Если вам кажется, что идея поговорить лишь еще больше выводит человека из себя, лучше дайте ему немного пространства и времени. Большинству людей требуется как минимум 20 минут, чтобы успокоиться, а кому-то нужно еще больше времени.

    • Если вы думаете, что человеку нужно какое-то время побыть одному, попробуйте сказать: “Я понимаю, что ты злишься, но я не думаю, что могу тебе помочь с этим. Мне кажется, тебе нужно побыть пару минут наедине с собой. Я буду неподалеку, если тебе нужно будет поговорить”.

«Эффективная стратегия усмирения гнева основывается на необходимости сосредоточить внимание на рассерженном человеке. Следует дать ему возможность выплеснуть свой гнев и при этом постараться исправить положение дел, которое привело к вспышке ярости, — считает Джек Шафер, профессор психологии, бывший специальный агент, автор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Такой подход разрывает порочный круг и позволяет разрешить критическую ситуацию, не испортив отношений».

Это правда, если в ходе улаживания конфликта вам удастся возвысить оппонента в его собственных глазах, то вы сможете не только его успокоить, но даже ему понравиться. И вот как это можно сделать.

1. Не пытайтесь ничего объяснять разгневанному человеку: он не способен мыслить здраво.

Гнев вызывает в организме реакцию борьбы или бегства, которая физически и умственно готовит человека к конфликту. В момент этой реакции организм реагирует на угрозу инстинктивно.

По мере нарастания опасности способность человека мыслить разумно напрочь пропадает. Разгневанные люди ведут себя точно так же, потому что гнев представляет собой реакцию на реальную или мнимую угрозу. Они говорят и действуют не рассуждая, и степень когнитивного расстройства зависит от интенсивности гнева.

Чем сильнее человек рассержен, тем меньше он склонен логически осмысливать информацию. В таком состоянии люди не замечают очевидного, потому что их рассудок помрачен.

2. Дайте ему время.

Разгневанному человеку нужно около 20 минут, чтобы успокоиться и вновь обрести способность ясно мыслить. Он не станет принимать никаких объяснений, решений и способов разрешения конфликта до тех пор, пока снова не овладеет своим рассудком.

3. Сразу предложите простое решение.

Людям всегда хочется чувствовать, что они управляют ситуацией. Разгневанный человек ищет утраченный смысл и порядок в мире. Неспособность вернуться в привычную колею вызывает растерянность, а растерянность выражается гневом.

Высказанное объяснение такому поведению или озвучивание проблемы часто помогает восстановить прежнюю картину мира и остудить гнев.

4. Если простое решение не помогло, сформулируйте «сочувственное высказывание».

Когда разгневанный человек слышит, что вы его понимаете, поначалу это вызывает у него удивление и растерянность. Если сочувствие высказывается неожиданно, оно может даже вызвать подозрение. Но если подкрепить свои слова, то человеку становится трудно не оценить участие оппонента. Сочувствие быстро ведет к доверию.

5. Оцените эмоциональное состояние собеседника.

Это очень поможет выразить сочувствие не слишком фальшиво. Будьте эмпатичны и учитесь различать нюансы: гнев может состоять из разных эмоций (обида, ярость, печаль, уязвленное самолюбие и т.д.). Вы сможете использовать это для того, чтобы направить человека к нужному вам решению.

Обращайте внимание на вербальные и невербальные реакции. Следите за малейшими изменениями мимики.

6. Дайте разгневанному человеку выпустить пар.

Скорее всего, выпустить пар за один раз не удастся. Помните, что первая разрядка обычно самая сильная. Она позволяет человеку сбросить напряжение, избавиться от большей части гнева и вступить в диалог. Последующие разы менее интенсивны, особенно если в топку гнева не подбрасывать дров.

После каждой разрядки возникает естественная пауза, которую стоит заполнить сочувственным высказыванием.

Рассерженный человек выплеснет еще толику злости, хотя с каждым разом интенсивность вспышек будет снижаться. Делать это надо до тех пор, пока гнев не уляжется полностью. Вздох, долгий выдох, ссутуленные плечи и опущенный взгляд говорят о том, что гнев иссяк.

7. Сделайте предположение.

Предположение направляет мышление рассерженного человека в русло разрешения конфликта. Сформулировать его надо таким образом, чтобы собеседник не смог отклониться от навязываемого ему образа действий.

Умение делать предположения требует навыка активного слушания, так как сделанное допущение направляет силу гнева на разрешение конфликта, приемлемое для обеих сторон.

Формулировать предположение нужно таким образом, чтобы человеку было сложно отказаться от рекомендации.

Вот так, к примеру, можно применить эту технику в рабочей ситуации:

Руководитель: Я рассчитывал, что ваш доклад будет готов сегодня утром. Ваше поведение недопустимо (гнев) .
Подчиненный: Я не смог закончить доклад, потому что не получил данных из отдела продаж. Их обещали прислать в течение часа (простое объяснение) .

Руководитель: Это не оправдание. Надо было пойти в отдел продаж и потребовать данные. Вы же должны понимать, насколько важно мне было получить доклад именно сегодня утром. Днем у меня назначена встреча с клиентом. Не знаю, что теперь делать (отвергает предложенное объяснение) .
Подчиненный: Вы расстроены, потому что клиент ожидает доклад сегодня днем (сочувственное высказывание) .

Руководитель: Да. Вы поставили меня в неловкое положение (выпуск пара) .
Подчиненный: Вы разочарованы, потому что рассчитывали получить мой доклад утром (сочувственное высказывание) .

Руководитель: Вот именно! В том-то все и дело (сутулится и вздыхает; пар окончательно выпущен) .
Подчиненный: Я сейчас же спущусь в отдел продаж и закончу доклад в течение часа. Скорее всего, я успею отдать его вам до приезда клиента (предположение) .

Руководитель: Хорошо. Посмотрите, что можно сделать (гнев улегся окончательно) .

«Некоторые люди считают, что поступаются своей властью и роняют авторитет, если прибегают к тактике постепенного подталкивания, а не к устрашению, — говорит Марвин Карлинс, профессор менеджмента Университета Южной Флориды, доктор психологии в Принстонском университете, соавтор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Но благодаря тому, что человек избавился от гнева, он соглашается подчиниться добровольно.

Позволяя человеку выпустить пар, вы повышаете вероятность того, что он согласится с вашим решением и при этом почувствует, что вы отнеслись к нему с должным уважением. Нельзя придумать лучшего исхода для противостояния.

В статье вы узнаете:

Как успокоить человека в истерике психологическими методами?

Привет, друзья! Вам приходилось сталкиваться с неадекватным поведением близких людей, друзей? Мне приходилось. И это было не самым приятным занятием. Я тогда растерялась и не понимала, что делать, как успокоить человека в истерике. Во-первых, за него было страшно – неизвестно, что он вытворит. Во-вторых, ужасно чувствовать собственное бессилие, когда очень хочешь помочь.
Но это было давно в прошлом. Мы все иногда слегка теряем крышу от ветра перемен. И, как оказать первую помощь пострадавшему, я теперь знаю, умею, практикую. И, конечно, охотно поделюсь с вами своими находками.

Не дайте урагану разбушеваться

Человек, который находится в истерическом припадке, много кричит, эмоционально говорит, может плакать, совершать нервные движения и необдуманные поступки. Глубинная цель такого поведения – демонстративная, желание вовлечь в собственный вулкан переживаний.
Поэтому задача того, кто рядом, потушить его еще на стадии зачатия. Но не словами , они в этом случае могут не помочь, а, наоборот, навредить. Любая ответная реакция, тем более такая же эмоциональная и негативная, способна спровоцировать дальнейшее развитие нервного срыва.

Чтобы успокоить человека, нужно в первые же минуты дать валерьянки или поднести нашатырь. Любое успокоительное, кроме спиртного! Также придерживайтесь правила, молчание – золото. То есть не пытайтесь успокоить словесно и тем более не горячитесь в этой ситуации сами, не ругайтесь и не кричите.
Лучше крепко обнимите и подождите, пока эмоции улягутся. Через пару минут начинайте аккуратно, спокойно задавать вопросы и обсуждайте проблему.

Накал страстей

Если же процесс не остановить и на ваши попытки реакции нет, то придется прибегнуть к жестким методам. Когда человека бьет дрожь и его трясет, то обнимать и успокаивать смысла уже нет. Нужны действия, которые отвлекут человека от его состояния.
Чтобы остановить истерику, нужно задать отвлекающие вопросы, которые включат логику нашего психически пострадавшего. Спросите о работе, детях, о том, что не связано с проблемой. Пытайтесь включить мозги «съехавшего с катушек». Этот метод, кстати, хорош, если вам приходится успокаивать человека по интернету.
Если попытка безнадежна, переходите к физическим действиям:

— хлопните в ладоши
— нажмите на болевую точку чуть ниже локтевого сгиба
— дайте пощечину, но остерегайтесь, чтобы вас не укусили
— встряхните за плечи два-три раза
— плесните стакан воды
— облейте водой под душем
— уроните стул
— запрыгните на подоконник, стол

Такие отвлекающие действия могут выдернуть человека из его состояния и успокоить разбушевавшиеся нервы. После этого следует дать короткие команды «Выпей воды!», «Пойдем со мной!», «Ляг!», они также способствуют восстановлению нормальной психики.
Поскольку после истерики, как правило, наступает упадок сил, то в соответствии с командами дайте стакан холодной воды или горячий чай и уложите в кровать. Теперь вы можете утешить словами, поддержать, ободрить, поговорить. Но, ни в коем случае не читать моралей и не поучать! «Я же говорил», «Я предупреждал» — таких фраз быть не должно.

Техника безопасности

Пытаясь остановить неадекватное поведение, подумайте и о правилах безопасности:
1. Ни в коем случае не оставляйте человека одного. Будьте рядом, если истерика продолжается. Исключение может быть, когда процесс только начался и вы можете в любой момент быстрее, чем за 1 минуту вернуться к пострадавшему.
2. Уберите из помещения все опасные предметы. Особенно их много на кухне. Поэтому спрячьте ножи и вилки, либо уведите человека в другую комнату.
3. В начале статьи я упомянула о том, что истерика вызвана демонстративными причинами, поэтому необходимо очистить помещение от всех третьих лиц. А если истерика произошла на улице или в толпе, то уведите в уединенное место. Лишите актера его зрителей.

Подумайте и о психологической безопасности человека, который был выбит из колеи. После того, как он успокоился, обязательно поговорите с ним о проблеме. Не оставляйте его одного наедине со своей бедой. Не уводите разговорами в другое русло, а спокойно и внимательно выслушайте.
Подчеркну, что при этом важно самому не заразиться чужими эмоциями. Избегайте излишнего сочувствия, жалости. Если требуется – дайте выплакаться. Но подумайте и о собственном состоянии, не принимайте все близко к сердцу.
Кроме того, не давайте в этой ситуации никаких рекомендаций и не предлагайте решения проблемы. Поскольку в данный момент идет процесс осознания произошедшего. Решать это каким-либо образом человек сейчас не способен. А ваши предложения могут только вызывать новую волну переживаний.

Если истерит ребенок

Для грудных малышей громкий плач – сигнал о дискомфорте, боли, неудовлетворенной потребности. Для деток же постарше – плач, истерика нередко способ манипуляции родителями для получения желаемого.
И, как правило, разбушевавшегося ребенка родителям очень сложно успокоить. Как бы они ни уговаривали, ни увещевали или угрожали, ничего не получается. Со временем такие манипуляции становятся привычной моделью поведения.

Задача же мам и пап приучить свое дитя к тому, что не все его желания могут исполнятся. Как же остановить бурные протесты малыша?
1. Родителям следует овладеть в первую очередь собой. Нет смысла сейчас объяснять ребенку причины отказа, кричать на него и нападать. И тем более нет нужды наказывать! Если это сложно, отойдите от него сторонку. Но без эмоциональных всплесков и комментариев, спокойно.
2. Если вы видите, что ваше чадо само испугано собственной реакцией и «психом», то обнимите его, окажите поддержку. Объясните, если он при этом не проявит раздражения, что такое бывает и это пройдет. Малышу не стоит по этому поводу переживать.
3. Далее отвлеките ребенка игрой, интересным мультиком, вкусняшкой. И не акцентируйте внимание на случившемся.
4. К сожалению, чаще всего дети начинают себя неконтролируемо вести в магазинах, поликлиниках, на улице. В этом случае необходимо уйти туда, где меньше людей и отвернуться от плачущего дитя. Лишенный зрителей, он быстро прекратит шуметь.

Кроме того, что главная задача – не вестись на провокации, родители должны понять, почему их кровинушка так поступает. Возможно, это единственный способ заявить о своих желаниях, когда родители излишне авторитарны. Тогда вам стоит пересмотреть свое отношение к дитю и стать более демократичными.
Или она так поступает, потому что не умеет проявлять свои эмоции. В этом случае, нужно научить этому. Например, рассказывать об эмоциях, которые испытывает ребенок. «Сейчас ты раздражен, но это временно», «Я вижу, что ты сейчас злишься» и т.д.

Превентивные меры

Самый лучший способ от стрессовых ситуаций для взрослых и детей – это не допускать их. Конечно, мы не можем повлиять на события, которые не зависят от нас. Например, трудности на работе, аварии или потеря близкого. Но многих нервных состояний можно избежать, вовремя обсуждая проблемы.
Не ждать, когда они накопятся и взорвутся, а проговаривать, проявлять эмоции по отношению к ним. Выплескивать все, что неприятно душе. Если необходимо, вовремя обращаться к специалистам. Или использовать те психологические методы, о которых я вам сегодня рассказала.

С любовью к вам, Джун!
Напомню, что вы можете оформить подписку на новости. А если вам понравилась статья – поделитесь с друзьями. Всем пока!

У человека случилось горе. Человек потерял близкого. Что ему сказать?

Держись!

Самые частые слова, которые всегда первыми приходят в голову –

  • Крепись!
  • Держись!
  • Мужайся!
  • Мои соболезнования!
  • Чем-то помочь?
  • Ох, какой ужас… Ну, ты держись.

А что еще-то сказать? Утешить нечем, потерю мы не вернем. Держись, друг! Дальше тоже непонятно как быть – то ли поддержать эту тему (а вдруг человеку так еще больнее от продолжения разговора), то ли сменить на нейтральную…

Слова эти говорятся не от равнодушия. Только для потерявшего человека остановилась жизнь и остановилось время, а для остальных – жизнь идет, а как иначе? Страшно слышать о нашем горе, но своя жизнь идет своим ходом. Но иногда хочется переспросить – за что держаться-то? Даже за веру в Бога трудно держаться, потому что вместе с потерей нарывает и отчаянное «Господи, Господи, почему ты оставил меня?».

Надо радоваться!

Вторая группа ценных советов скорбящему намного страшнее, чем все эти бесконечные «держись!».

  • «Радоваться надо, что у вас в жизни был такой человек и такая любовь!»
  • «А вы знаете, сколько бы бесплодных женщин мечтали о том, чтобы хотя бы 5 лет побыть мамой!»
  • «Да он же наконец отмучился! Как он тут страдал и все – больше не страдает!»

Не получается радоваться. Это подтвердит каждый, кто хоронил любимую 90-летнюю бабушку, например. Матушка Адриана (Малышева) ушла в 90. Она не раз была на волоске от смерти, весь последний год она тяжело и мучительно болела. Она просила Господа не раз забрать ее поскорее. Все ее друзья виделись с ней не так и часто – пару раз в год в лучшем случае. Большинство знало ее лишь пару лет. Когда она ушла, мы несмотря на все это осиротели…

Смерти вообще не стоит радоваться.

Смерть – это страшнейшее и злейшее зло.

И победил ее Христос, но пока мы в эту победу можем только верить, пока мы ее, как правило, не видим.

Кстати, и Христос не призывал радоваться смерти – он плакал, услышав о смерти Лазаря и воскресил сына Наинской вдовы.

А «смерть – приобретение» – сказал апостол Павел про себя, а не про других «для МЕНЯ жизнь – Христос, а смерть приобретение».

Ты – сильная!

  • Как он держится!
  • Какая она сильная!
  • Вы сильная, вы так мужественно переносите все…

Если человек, переживший потерю, на похоронах не плачет, не стенает и не убивается, а спокоен и улыбается – он не сильный. У него идет еще самая сильная фаза стресса. Когда он начнет рыдать и кричать – значит, первая стадия стресса проходит, ему стало чуть легче.

Есть такое точно описание в репортаже Соколова-Митрича о родственниках экипажа «Курска»:

«Вместе с нами ехали несколько молодых моряков и три человека, похожие на родственников. Две женщины и один мужчина. Сомневаться в их причастности к трагедии заставляло лишь одно обстоятельство: они улыбались. А когда нам пришлось толкать забарахливший автобус, женщины даже смеялись и радовались, как колхозницы в советских фильмах, возвращающиеся с битвы за урожай. “Вы из комитета солдатских матерей?” — спросил я. “Нет, мы родственники”.

Вечером того же дня я познакомился с военными психологами из Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Профессор Вячеслав Шамрей, который работал с родными погибших на “Комсомольце”, сказал мне, что эта искренняя улыбка на лице убитого горем человека, называется “неосознанной психологической защитой”. В самолете, на котором родственники летели в Мурманск, был дядечка, который, войдя в салон, радовался как ребенок: “Ну вот, хоть в самолете полетаю. А то сижу всю жизнь в своем Серпуховском районе, света белого не вижу!” Это значит, что дядечке было очень плохо.

— К Рузлеву Саше едем… Старшему мичману… 24 года, второй отсек, — после слова “отсек” женщины зарыдали. — А это отец его, он здесь живет, тоже подводник, всю жизнь проплавал. Как зовут? Владимир Николаевич. Только вы его не спрашивайте ни о чем, пожалуйста».

Есть ли те, кто хорошо держится и не погружается в этот черно-белый мир горя? Не знаю. Но если человек «держится», значит, скорее всего, ему нужна и еще долго будет нужна поддержка духовная и психологическая. Все самое тяжелое может быть впереди.

Православные аргументы

  • Слава Богу, теперь у вас ангел-хранитель на небе!
  • Ваша доченька теперь ангел, ура, она же в Царствии Небесном!
  • Ваша жена теперь к вам близко, как никогда!

Помню, коллега была на похоронах дочери подруги. Коллега – нецерковная – была в ужасе от крестной той маленькой девочки, сгоревшей от лейкоза: «Представляете, она таким пластмассовым, жестким голосом чеканила – радуйтесь, ваша Маша теперь ангел! Какой прекрасный день! Она у Бога в Царствии Небесном! Это лучший ваш день!».

Тут штука в том что нам, верующим, действительно видится, что важно не «когда», а «как». Мы верим (и только тем и живем), что безгрешные дети и хорошо живущие взрослые не лишатся милости у Господа. Что страшно умирать без Бога, а с Богом ничего не страшно. Но это наше, в некотором смысле теоретическое знание. Человек, переживающий потерю, и сам может много рассказать всего такого богословски правильного и утешительного, если понадобится. «Ближе, чем когда-либо» – это ведь не чувствуется, особенно в первое время. Поэтому тут хочется сказать, «можно, пожалуйста, как обычно, чтобы все было?»

За месяцы, прошедшие со дня смерти мужа, кстати, я ни от одного священника не услышала этих «православных утешений». Наоборот, все отцы говорили мне о том, как тяжело, как трудно. Как они думали, что знают что-то о смерти, а оказалось, что знают мало. Что мир стал черно-белым. Что скорбь. Ни одного «наконец-то у вас ангел личный появился» я не услышала.

Об этом, наверное, может сказать только сам человек, прошедший через скорбь. Мне рассказывали, как матушка Наталия Николаевна Соколова, похоронившая за год двоих прекраснейших сыновей – протоиерея Феодора и владыку Сергия, сказала: «Я детей рожала для Царствия Небесного. Вот двое уже там». Но это только она сама могла сказать.

Время лечит?

Наверное, со временем эта рана с мясом через всю душу немного затягивается. Я пока это не знаю. Но в первые дни после трагедии все рядом, все стараются помочь и посочувствовать. А вот потом – у всех продолжается своя жизнь – а как иначе? И как-то кажется, что и самый острый период горя уже прошел. Нет. Первые недели не самые трудные. Как мне сказал мудрый человек, переживший потерю, через сорок дней только понемногу понимаешь, какое место в твоей жизни и душе занимал ушедший. Через месяц перестает казаться, что сейчас проснешься и все будет по-старому. Что это просто командировка. Ты осознаешь, что сюда – не вернется, что тут уже не будет.

Вот в это время и нужна поддержка, присутствие, внимание, работа. И просто тот, кто будет тебя слушать.

Утешить не получится. Утешить человека можно, но только если вернуть его потерю и воскресить умершего. И еще может утешить Господь.

А что говорить-то?

На самом деле, не так важно, что говорить человеку. Важно другое – есть ли у вас опыт страдания или нет.

Дело вот в чем. Есть два психологических понятия: симпатия и эмпатия.

Симпатия – это мы человеку сострадаем, но сами в такой ситуации никогда не были. И сказать «я тебя понимаю» мы, на самом деле, тут не можем. Потому что не понимаем. Понимаем, что плохо и страшно, но не знаем глубины этого ада, в котором сейчас человек находится. И не всякий опыт потери тут годится. Если мы похоронили любимого 95-летнего дядю, это еще не дает нам права сказать матери, похоронившей сына: «Я тебя понимаю». Если у нас нет такого опыта, то ваши слова для человека не будут, скорее всего, иметь никакого значения. Даже если он вас из вежливости слушает, фоном будет мысль – «Но у тебя-то все хорошо, почему ты говоришь, что меня понимаешь?».

А вот эмпатия – это когда ты человеку сострадаешь и ЗНАЕШЬ, что он переживает. Мать, похоронившая ребенка испытывает к другой матери, похоронившей ребенка эмпатию, сострадание, подкрепленное опытом. Вот тут каждое слово может быть хотя бы как-то воспринято и услышано. А главное – вот живой человек, который тоже такое пережил. Которому плохо, как и мне.

Поэтому очень важно организовать человеку встречу с теми, кто может проявить к нему эмпатию. Не намеренную встречу: «А вот тетя Маша, она тоже потеряла ребенка!». Ненавязчиво. Аккуратно рассказать, что вот можно к такому-то человеку съездить или что такой человек готов приехать поговорить. В интернете есть много форумов поддержки людей, переживающих потерю. В Рунете меньше, в англоязычном интернете больше – там собираются те, кто пережил или переживает. Быть с ними рядом – не облегчит боль утраты, но поддержит.

Помощь хорошего священника, у которого есть опыт потери или просто большой жизненный опыт. Помощь психолога, скорее всего, тоже понадобится.

Много молиться об умершем и о близких. Молиться самому и подавать сорокоусты в храмах. Можно и самому человек предложить поездить по храмам вместе, чтобы кругом подать сорокоусты и кругом помолиться, почитать псалтирь.

Если вы были знакомы с умершим – вспоминайте его вместе. Вспоминайте, что говорил, что делал, куда ездили, что обсуждали… Собственно, для того существуют и поминки – вспоминать человека, говорить о нем. «А помнишь, однажды мы встретились на остановке, а вы только вернулись из свадебного путешествия»….

Много, спокойно и долго слушать. Не утешая. Не приободряя, не прося радоваться. Он будет плакать, будет винить себя, будет пересказывать по миллиону раз одни и те же мелочи. Слушать. Просто помогать по хозяйству, с детьми, с делами. Говорить на бытовые темы. Быть рядом.

P.P.S. Если у вас есть опыт того, как переживается скорбь, потеря, мы добавим ваши советы, рассказы и хоть немного поможем другим.

Утешить расстроенного друга может быть довольно сложно. При попытке успокоить, вы можете почувствовать, как будто вы постоянно говорите что-либо не то и затрудняете ситуацию. Итак, как вы можете успокоить расстроенного друга и сделать так, чтобы он чувствовал себя лучше? Просто выполните следующие действия.

Шаги

Часть 1

Будьте сочувствующим
  1. Покажите вашему другу некоторую привязанность. 99 % времени ваш друг хотел бы, чтобы его обнимали, положа руку на его или ее плечо, или аккуратно похлопывали по руке. Большинство людей любит привязанность, это заставляет их чувствовать себя утешенными и не одинокими. Если ваш друг так расстроен, что отказывается от прикосновений, значит, это особенный случай, но вы почти всегда можете начать утешать вашего друга, показывая ему свою привязанность. Ваш друг может быть очень расстроен, чтобы сразу же начать говорить, и эти маленькие жесты могут иметь большое значение для того, чтобы ваш друг чувствовал себя менее одиноким.

    • Прочувствуйте это. Если вы прикасаетесь к вашему другу, и он пододвигается ближе вместо того, чтобы отодвинуться от вас, значит, вы на правильном пути.
  2. Просто слушайте. Следующее, что вы можете сделать, это предложить вашему другу доброе ухо. Настройте зрительный контакт, иногда кивайте и высказывайте свои комментарии, когда необходимо, в то время как ваш друг говорит. Но, в основном, позвольте вашему другу выразить себя и излить все, что есть у него в груди. Это не время для того, чтобы вы показывали свое мнение или много говорили. Это время для того, чтобы позволить вашему другу объяснить всё, что его беспокоит, и получить лучшее представление о ситуации. Некоторые проблемы не могут быть решены, но он может чувствовать себя мене трагично, если есть кто-то в округе, кто войдет в его затруднительное положение.

    • Если ваш друг немного разговаривает, вы можете спросить: «Хочешь поговорить?» Затем проясните ситуацию. Возможно, ваш друг хочет поговорить и нуждается в небольшом подталкивании, или же он или она просто сильно расстроен и пока не может говорить, а, значит, все, что вам нужно, просто быть рядом.
    • Вы можете вставлять небольшие комментарии, как «Это должно быть так трудно» или «Я не могу себе представить, через что вы проходите», но не переусердствуйте.
  3. Сделайте так, чтобы ваш друг почувствовал себя более комфортно. Возможно, ваш друг дрожит, как под дождем. Обнимите его и укутайте одеялом. Возможно, он плакал в течение часа. Дайте ему салфетки и немного Адвила. Возможно, ваш друг встал во время рассказа о том, как он расстраивается из-за ношения тяжелого рюкзака. Посадите его. Если ваш друг немного раздражен, налейте ей или ему ромашковый чай. Если ваш друг не спал всю ночь, беспокоясь, уложите его в постель. Идея придет к вам.

    • Ваш друг может быть так расстроен, что он или она не заботится о своем здоровье или комфорте. Тут вы приходите на помощь.
    • Не думайте, что ваш друг будет чувствовать себя лучше, если вы откроете бутылку вина или принесете упаковку пива. Алкоголь НИКОГДА не является выходом из положения, если ваш друг расстроен. Помните, что он действует только как депрессант.
  4. Не минимизируйте проблемы вашего друга. Ваш друг может быть расстроен по многим причинам. Серьезная причина: ваш друг только что узнал, что его бабушка находится в больнице. Не серьезная проблема: ваша подруга только что рассталась со своим парнем после совместных 6 месяцев. Тем не менее, даже если вы знаете что, объективно, ваш друг скоро с этим справиться, или что это не большая причина для переживаний, не время узнавать о перспективе вещей, если вы не хотите быть загруженным вашим другом.

    • Во-первых, вы должны серьезно воспринимать проблемы вашего друга. Если ваш друг слишком долго хандрит из-за краткосрочного разрыва отношений, то вы можете помочь ему справиться с этим позже.
    • Избегайте давать такие комментарии, как «Это не конец света», «Ты справишься с этим» или «В действительности это не большая проблема». Очевидно, ваш друг расстроен, потому что это большая проблема для него или нее.
  5. Не давайте ненужных советов. Это еще одна вещь, которой нужно избегать любой ценой. До тех пор пока ваш друг не повернется к вам и не скажет: «Что, по твоему мнению, я должен делать?», вы не должны выпрыгивать и предлагать вашему другу пять лучших вариантов для действия, по вашему скромному мнению. Это будет выглядеть как снисхождение, как будто вы думаете, что проблемы вашего друга могут быть легко решены. Пока ваш друг не посмотрит на вас глазами лани и не скажет «Я не знаю, что делать…», дайте ему время, прежде чем давать свой совет.

    • Вы можете просто сказать «Ты должен немного отдохнуть» или «Выпей ромашковый чай и почувствуешь себя намного лучше», чтобы предложить вашему другу немного комфорта. Но не говорите такие вещи, как «Я думаю, что ты должен позвонить Биллу прямо сейчас и выяснить отношения» или «Я думаю, что тебе нужно обратиться в высшую школу сейчас же», иначе ваш друг будет просто перегружен и раздражен.
  6. Не говорите, что вы все понимаете. Это еще один способ быстро сделать вашего друга раздраженным. Если однажды вы не были в идентичной ситуации, вы не можете сказать « Я знаю точно, что ты чувствуешь…», потому что ваш друг сразу крикнет: «Это не то же самое!». Расстроенные люди хотят быть услышанными, но не слышать, что их проблемы похожи на чужие. Итак, если ваш друг расстроен из-за серьезного разрыва, и вам приходилось проходить через эти же проблемы тоже, вы можете сказать об этом. Но не сравнивайте ваши трехмесячные отношения с трехлетними отношениями вашего друга, иначе вы только навредите.

    • Скажите лучше «Я не могу представить, что ты чувствуешь», чем «Я знаю точно, через что тебе приходится проходить…»
    • Конечно, для вашего друга может быть утешением знание того, что кто-то тоже прошел через подобную ситуацию и выжил, но если это не так, то будьте аккуратны с фразами.
    • Сравнивать себя с вашим другом проблематично, поскольку, в конечном счете, вы можете болтать всякий вздор, даже не подозревая, что вы делаете.
  7. Знайте о том, когда ваш друг хочет, чтобы его оставили его в покое. К сожалению, не каждый, кто расстроен, желает поддержки и доброго уха. Некоторые люди справляются с проблемами наедине, и некоторые люди, возможно, захотят, чтобы их оставили в покое после разговора о проблеме. Если это случай с вашим другом, не оставайтесь, если он этого не хочет. Если ваш друг сказал, что он или она хочет побыть один, то, скорее всего, это то и означает.

    • Если вы думаете, что ваш друг может что-нибудь с собой сделать, тогда вам нужно остаться и предотвратить это, но если ваш друг просто расстроен, но не опустошен, тогда, возможно, ему просто нужно время, чтобы отойти.
  8. Спросите, чем вы можете помочь. После того, как вы и ваш друг поговорили, спросите вашего друга, что вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию. Возможно, есть конкретное решение, и вы можете помочь исправить ее, например, если ваш друг провалил занятия по математике, а вы хорошо разбираетесь в цифрах и можете обучить его. Иногда, нет хорошего решения, но тогда вы можете прокатить своего друга и провести с ним больше времени, если он переживает трудный разрыв, или позвольте вашему другу побыть у вас некоторое время.

    • Даже если вы действительно не можете ничего сделать, кроме как быть рядом, просто вопрос о том, что вы можете сделать, поможет вашему другу почувствовать, что он не один, и что кто-то есть рядом с ним или с ней.
    • Если ваш друг думает, что вы делаете слишком много для нее или для него, напомните другу о тех временах, когда он или она был с вами в момент, когда вы действительно нуждались в этом. Это то, ради чего нужны друзья, не правда ли?

    Часть 2

    Сделайте все возможное
    1. Заставьте вашего друга смеяться, если проблема не слишком серьезная. Если ваш друг не страдает от значительной потери, тогда вы можете приподнять ему или ей настроение, пошутите или ведите себя как дурень. Если вы попытаетесь развеселить друга слишком рано, то, скорее всего, это не пройдет, но, если вы немного подождете и затем начнете веселить друга через смех, то это хорошо окупится. Смех действительно лучшее лекарство, и если вы можете превратить в шутку не оскорбительную ситуацию или просто подшутить над собой, чтобы привлечь внимание вашего друга, то эти действия предоставят временное облегчение.

      • Конечно, если ваш друг сильно расстроен, юмор не самый лучший выбор для вас.
    2. Отвлеките вашего друга. Следующее, что вы можете сделать в то время, как ваш друг расстроен, это попытаться занять его настолько, насколько это возможно. Однако вы не должны тащить вашего друга в клубы или приглашать его на огромную вечеринку, где каждый одет как его любимый супергерой, вам следует прийти к другу с фильмом и большой пачкой попкорна или же пригласить его на прогулку. Когда вы будете отвлекать друга, часть боли уйдет прочь, даже если изначально ваш друг сопротивляется. Не нужно давить на друга слишком сильно, но знайте, что он нуждается в небольшом подталкивании.

      • Ваш друг должен сказать что-то вроде: «Я не хочу веселиться, я просто хочу быть самым большим занудой…», и вы можете сказать: «Это смешно! Я люблю веселиться с тобой, несмотря на что-либо».
      • Возможно, ваш друг будет проводить время в своей пещероподобной комнате. Просто вытащите его или ее из дома на свежий воздух, даже если вы просто прогуляетесь в кафе по улице, это принесет ему пользу физически и умственно.
    3. Сделайте что-нибудь полезное для вашего друга. Если ваш друг действительно расстроен, то вполне вероятно, что он или она пренебрегает своими обязанностями или домашней работой. И тут появляетесь вы. Если ваш друг забыл поесть, привезите ему обед или пойдите и приготовьте ужин. Если ваш друг не стирал белье вот уже два месяца, привезите немного моющего средства. Если дом вашего друга в абсолютном беспорядке, предложите ему свою помощь в проведении уборки. Принесите почту вашего друга. Если он или она остается дома и не идет в школу, то принесите домашнее задание. Эти маленькие вещи могут не показаться большими делами, когда ваш друг невероятно расстроен, но они прибавляют помощи.

      • Возможно, ваш друг скажет, что он не нуждается в вашей помощи, и что вы и так достаточно сделали, но вы должны настаивать, что хотите помочь, по крайней мере, на первый взгляд.
    4. Проверяйте вашего друга. Если у вас и вашего друга не идентичные графики расписания, вы, неизбежно, будете проводить некоторое время друг без друга. Но если вы знаете, что ваш друг действительно расстроен, то вы не можете уйти от ситуации полностью. Вам следует позвонить другу, написать ей или ему или заходить время от времени, чтобы увидеть, что ваш друг делает. Так как вы не хотите раздражать вашего друга и писать ему: «С тобой все хорошо?» каждые три секунды, вам нужно проверять вашего друга, по крайне мере, один или два раза в день, если вы знаете, что он переживает трудный момент.

      • Вы не должны говорить: «Я просто звоню, чтобы узнать, что ты делаешь». Вы можете быть хитрее, если захотите, и придумать оправдание, например, не видел ли ваш друг ваше коричневое пальто, а затем закончить с приглашением его на обед. Вы же не хотите, чтобы ваш друг почувствовал, что вы нянчите его или ее.
    5. Просто будьте рядом. Часто, это самое важное, что вы можете сделать, утешая друга. В редких случаях вы можете решить проблему друга или тем более найти лучшее решение. Иногда ваш друг должен подождать или пройти через проблему самостоятельно. Но сейчас большую часть времени вы можете быть плечом для того, чтобы ваш друг поплакал, утешительным голосом, который он бы мог услышать в середине ночи, если вашему другу действительно нужно поговорить, а также источником добра, разума и комфорта. Не чувствуйте себя неадекватным, если все, что вы можете сделать, это просто быть рядом с вашим другом.

      • Скажите вашему другу, что не зависимо от того, в чем состоит проблема, она улучшится со временем. Это реальность, даже если она не ощутима сразу.
      • Сделайте усилие для того, чтобы очистить ваше расписание и посвятить больше времени вашему другу. Он или она будет очень благодарен вам за ваши старания, которые вы сделали, чтобы он или она почувствовал себя лучше.
    • Предложите помощь вашему другу, если его обидели. Если вы пришли в школу с ним и увидели, что его обижают, схватите его за руку и обнимите. Защитите его. Скажите ему пойти с вами. Даже если вы единственный друг, который у него есть, всегда защищайте его так, как никто другой не сможет.
    • Обнимите вашего друга и скажите, что любите его, и что вы всегда рядом с ним.
    • Если сначала ваш друг не захочет говорить, не звоните и не беспокойте его! Позвольте ему или ей побыть некоторое время наедине с собой, перед тем как вы будете говорить с ней или с ним о проблеме. В конечном итоге, он или она придут к вам, когда они будут готовы говорить и делать вещи лучше.
    • Умейте понять, когда ваш друг расстроен или когда он просто нуждается во внимании. Если он изображает из себя расстроенного целый день возле вас и отказывается говорить, что случилось, значит, он просто ищет внимания. Если он действительно расстроен, то не будет сильно показывать это и, в конце концов, расскажет кому-то, в чем проблема.
    • Вытащите вашего друга поесть или прогуляться в парке! Делайте все, чтобы отвлечь его внимание от того, что произошло, и развлекайте его!

    Предупреждения

    • Если причина расстройства друга в вас, сделайте все, что возможно и извинитесь! Не важно, что случилось, или кто что сказал, или кто что сделал, стоит ли ломать из-за этого дружбу? И если он не примет ваших извинений…подумайте о том, что вы сделали больно и обидели его. Дайте ему время и пространство, чтобы отойти от этого, и, возможно, он придет или позвонит к вам!
    • Не заставляйте его сказать вам, в чем дело, если он в плохом настроении или не хочет разговаривать вовсе!
    • Никогда не переходите на себя. Если ваш друг говорит, что он устал от приставаний школьного хулигана, не говорите «Это еще не так плохо, как в прошлом году, когда… (а затем приступить к рассказу истории о себе)». Предложите решить его проблему. Он открыт перед вами, так, покажите ему свое сострадание!
    • Скажите что-нибудь доброе, например «Я люблю тебя, не зависимо от того, как ты выглядишь, что ты делаешь, и независимо от того, кто ты есть».


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта