Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.
От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.
Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?
Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.
Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.
Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).
Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:
Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:
В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...
Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:
Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.
В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.
О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.
Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.
И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.
Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.
Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:
Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…
Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?
Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).
Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.
Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.
В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.
Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.
Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.
Для этого родителю потребуются:
Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.
Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.
Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.
Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.
Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.
В речи малыша появились задержки и паузы? Постоянные упражнения, терпение и ваша любовь - вот что нужно для победы.
В чем причина недуга? Проанализируйте, в каких ситуациях малыш заикается (когда не уверен, напуган, взволнован).
На ясность произношения влияют черепно-мозговые травмы. Причиной заикания может стать страх. Кроху способны напугать лай собаки, внезапно погасший свет. Старайтесь оградить ребенка от возможного риска. У чрезмерно впечатлительных детей опасный недуг возникает из-за излишней родительской строгости и ссор в семье. Малыши часто боятся воды, высоты, пауков - чего и кого угодно. Опасен даже злодей из мультфильма.
Если вы чересчур быстро разговариваете между собой и с ребенком, он не успевает за вами и начинает запинаться. Не способствует плавной речи и общение крохи с заикающимися детьми или взрослыми. Не спешите разучивать с ребенком иностранные слова, считать до ста и рассказывать о Римской империи. Чтобы добиться похвалы родителей, карапуз старается изо всех сил. Но наступает момент, когда ему не хватает слов, чтобы высказать свою мысль. Тогда в его речи появляются запинки.
Пусть все взрослые говорят медленно, разборчиво, по очереди, с приятными интонациями. Ставьте ребенку такие вопросы, которые требуют простых, коротких ответов. Кроха о чем-то рассказывает? Выслушайте его с интересом и до конца. Имейте в виду: заикание усиливается, если ребенок устал, болеет, чем-то напуган или раздражен. В такие моменты не требуйте от него многого и не исправляйте его речь. Когда же у малыша хорошее настроение, не пытайтесь с выражением повторять с ним стихи, постоянно расспрашивать об окружающих вещах. Превратите повседневные занятия в игру, во время которой вы общаетесь тихо-тихо. Это успокаивает нервную систему. Поддерживайте такой режим около месяца.
Пойте с ребенком дуэтом. Но во время таких концертов произносите слова так, как удобно крохе, - шепотом или громко, скандируя или нараспев. Подбирайте легкие песенки с большим количеством гласных и с медленным темпом. Лучше, чтобы сильная доля приходилась на первый слог («Голубой вагон»).
Нужно разрабатывать мышцы губ, щек и языка. Пусть малыш чистит зубы щеткой дважды в день, а потом весело полощет рот. Покажите ему, как, смотрясь в зеркало, надо надувать щеки и перекатывать воздух из одной в другую. Развитие речи также зависит от мелкой моторики, поэтому давайте ребенку игрушки с шариками внутри. Купите шнуровки, складывайте мозаику. Научите малыша застегивать пуговицы и завязывать бантики.
Л. Я. Симонов, врач логопед
Хочешь, чтобы твоя презентация или важная речь прошла идеально? Воспользуйся этими простыми способами, чтобы прокачать свое выступление.
С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе.
Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.
Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.
Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.
Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.
Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.
С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.
Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.
Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.
Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.
Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.
Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.
Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.
О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:
Как увеличить словарный запас
Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале
Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.
Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.
Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики
Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.
Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.
Более полезно перечитывать один и тот же текст , нежели постоянно читать новые страницы.
Так вы будете видеть свой результат.
Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.
Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.
Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”. Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.
Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.
Представь, что ты оказалась на другой планете... Малыш, попав в мир взрослых, находится в похожей ситуации. Для кого-то такой стресс выливается в проблемы с речью.
Таня очень гордилась своим двухлетним сыном Андреем. От восхищенных реплик окружающих не было отбоя: какой развитый малыш, как рано уже разговаривает, как он все понимает и умеет!.. Неприятность пришла внезапно: проснувшись утром, ребенок начал разговаривать, повторяя первые звуки слов. Диагноз специалистов оказался полной неожиданностью – заикание. Таня стала реже выводить малыша на улицу, ограничила общение со сверстниками, а сама впала в уныние – в результате ее нервное состояние передалось и сыну. Мальчик начал замыкаться в себе, стесняться своей речи. Женщина поняла, что нужно срочно переходить к активным действиям.
Компьютер и телевизор были исключены из досуга ребенка наряду с нервным перенапряжением и слишком активными играми. Вечерами она рисовала с Андреем, читала добрые сказки и детские стихотворения, они вместе пели песенки, лепили из пластилина… И вот спустя несколько месяцев речь малыша начала постепенно налаживаться. Пришло облегчение: значит, путь выбран правильный.
Откуда это приходит
Ученые выяснили, что чем более развита страна и сложнее ее язык, тем больше в ней людей с таким дефектом речи. Заикание – следствие многих причин. Оно может возникнуть и во взрослом возрасте в результате заболеваний центральной нервной системы, однако наиболее часто развивается у дошкольников 2-6 лет, то есть в период активного развития фразовой речи. Полуторагодовалый малыш имеет словарный запас в несколько десятков слов, а четырехлетний – уже несколько сотен. Именно такой скачок в познании всего нового и небезопасного для нервной системы и провоцирует подобный коварный недуг. Усиливаясь с годами, заикание начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные сигналы (крик, принуждение).
Вызывать патологию речи могут и другие причины: испуг, сложное течение беременности матери, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, агрессивные мультфильмы, сильные звуковые раздражители (телевизор, магнитофон, громкие окрики взрослых и т. п.). Следует помнить, что часто ребенка пугает не само событие, а реакция на него окружающих взрослых и родителей. К провоцирующим факторам также относятся: нарушения режима сна и питания, неспокойная обстановка. Даже большое скопление людей или повышенное внимание может травмировать психику крохи (поэтому не всем детям подходит чтение стихов перед гостями или навязанное родителями участие в детсадовских утренниках).
Время не ждет
Если не помочь малышу справиться с заиканием сразу, то к школьным годам проблема может лишь усугубиться. Ведь чем лучше ребенок осознает свой недуг, тем сильнее эмоционально он переживает, воспринимая себя как неполноценного человека. Он начинает испытывать волнение перед разговором и даже отказывается от него, чтобы не проявлять свой недостаток на людях. Кроме того, речь заикающихся часто сопровождается изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, повышенным потоотделением – то есть вегетативными реакциями, возникающими во время стресса. Также к «побочным эффектам» этого заболевания относятся сопутствующие движения, которые ребенок не может сам остановить, колебания настроения, тревожность, впечатлительность, капризность, нарастающие вместе с эмоциональным напряжением. Эти малыши с трудом привыкают к новой обстановке, в частности к условиям детского сада.
Невылеченные в раннем возрасте дефекты речи в дальнейшем влекут за собой развитие логофобии – страха возникновения заикания. И получается замкнутый круг. Поэтому ребенок, столкнувшийся с такой проблемой, требует к себе повышенного внимания. Ему необходимо посещать не только логопеда, который будет работать над звуковой стороной речи, но и компетентного психолога, способного помочь крохе справиться со своими страхами и стать более уверенным в себе и своих силах. И конечно же, малышу требуются любовь и понимание родителей.
Не дай болезни пустить корни
Заикание само по себе не проходит. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог реабилитироваться в кратчайшие сроки. Так что если в твоей семье возникла такая проблема, немедленно действуй:
Помни, что устранение заикания – дело сложное, требующее перестройки речевых навыков и образа жизни. А для достижения успеха необходимы время и терпение – в первую очередь мамы.
Нас консультируют:
Катерина Дуксина,
практикующий психолог,
Наталья Науменко
, логопед лечебно-диагностического центра «Адонис»
Журнал Prevention, февраль 2009