Главная » Условно-съедобные грибы » Как развивать речь ребенка с рождения? Формирование активной речи ребенка. Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение

Как развивать речь ребенка с рождения? Формирование активной речи ребенка. Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение

В этой статье:

Общение значит очень много для развития личности. Общение и разговор занимают важную часть жизни каждого человека. Нет возможности построить коммуникацию, значит, человек теряет связь с миром . Огромное влияние речь имеет на формирование психики.

Развитие активной речи - одно из важнейших направлений для работы с ребенком дошкольного возраста. Если в 2-5 лет с ним не заниматься, то речь развивается очень медленно. Это препятствует поступлению в школу и нормальной социальной жизни. Конечно, бывают ситуации, когда ребенок не может овладеть речью. Такие особенности развития в большинстве случаев поддаются лечению. Для этого придется посещать кабинет дефектолога. В остальном существует множество методик развития речи у детей. Многое зависит и от самих родителей. Заниматься с ребенком можно и дома – это совсем не сложно.

Значение развития речи

Само по себе развитие речи - процесс уникальный. Ученые даже не до конца понимают, как это происходит. Механизм кажется понятным: ребенок слушает голоса взрослых, запоминает связь предмета и его названия (звучания, набора звуков). Он запоминает все это, ведь от рождения до начала активной речи проходит 2-3 года . Многие скажут, что это объяснение вполне логичное и понятное.

С другой
стороны, овладение устной речью довольно таинственное явление. Всего за 1-2 года малыш от криков и звуков переходит к словам и фразам. Он использует существительные, глаголы, прилагательные и другие части речи, хотя никто его прямо этому не учил. Все обучение ведется косвенно. И еще одно: в раннем возрасте у детей избирательная концентрация, да и то не более 10 минут. Как ребенок с таким низким временем концентрации может сосредоточиться на обучении такой сложной «науке»?

Все говорит нам о том, что развитие речи у детей - процесс, заложенный на подсознательном уровне. Это первая необходимость - научиться ходить и говорить. Так устроен человек, так устроена система выживания. Не можешь ходить и бегать – ты легкая добыча. Не можешь говорить, значит, остальные тебя не поймут, не прислушаются к твоему мнению, желаниям, проблемам. Выживание человека в обществе тесно связано с речью.

С какими проблемами могут столкнуться родители

У малышей дошкольного возраста все как-то само собой происходит. Вот
неожиданно он сам попросил молока или поиграть с ним. Слова появляются внезапно. Что-то услышал на улице, что-то в детском садике. Или же вдруг ребенок, подражая бабушке или дедушке, произносит фразу, совершенно не свойственную для его возраста . Мозг ребенка тут работает самостоятельно. Это удивительно, но всего за 1-2 месяца малыш может начать говорить. В этот период, когда идет активное развитие речи, просто необходимо контролировать малыша. Могут возникнуть проблемы:

  • Неправильное произношение слова

В этом
случае родителям нужно обратить внимание на свою дикцию и речь. Ребенок лишь повторяет за вами, а значит, не очень хорошо вас услышал. У этой проблемы может быть и другой, менее простой корень – проблемы со слухом. В этом случае ребенок просто не слышит так, как нужно. Снижение слуха часто обнаруживается на 2-3 году жизни малыша, когда начинается развитие речи.

  • Дефекты речи

В первый
раз вы посетите кабинет логопеда в 4 годика. Еще есть время исправить некоторые дефекты, особенно произношение согласных букв. Если есть серьезные проблемы , то вам назначат лечение у дефектолога , лечебную гимнастику для связок. Некоторые проблемы можно решить и без этого, просто родителям нужно обращать как можно больше внимания на речь малыша.

Психологические аспекты развития речи

Одна из крупных проблем развития речи у детей носит психологический характер. У малышей дошкольного возраста психика еще не такая устойчивая, как у более старших детей или взрослых. Родителям необходимо обращать внимание на то, что происходит в жизни малыша. Некоторые проблемы кажутся вам смешными, а для него могут обернуться серьезными нарушениями. В том числе и в области речи.

Наказания от родителей

Малыши шалят, бегают, не хотят слушаться, плохо себя ведут на людях. Кстати, это норма. Ребенок должен быть активным, у него должно быть желание двигаться, везде заглядывать, обо всем спрашивать. Но такое поведение часто раздражает родителей. Итог – крики, скандалы, иногда даже оскорбление малыша. Если вы думаете, что в 3-5 лет ваши грубые слова или угрозы неспособны навредить ребенку, то очень ошибаетесь .

Особо
темпераментные в этом плане родители могут столкнуться с серьезной проблемой - развитие речи тормозится. Дело в том, что малыша можно испугать своей вспышкой гнева. На подсознательном уровне этот страх наказания будет препятствовать речи. Например, из активного малыша, который вечно задает вопросы и говорит громко, он превратится в тихоню.

Еще один важный момент – к 4-5 годам имеет огромное значение имеет социальное поведение. Вы остановились посреди улицы или магазина для того, чтобы отругать малыша – а что дальше? Он ощущает свою вину, да еще и на глазах у других людей, детей. Это может привести к глубоким комплексам относительно своего поведения, внешнего вида и необходимости разговаривать. Молчишь - тебя не ругают. Лишних слов не говоришь - не ошибаешься, значит, тебя не ругают . Многие люди потом всю жизнь борются со своими комплексами, а их корень лежит в таком нетактичном подходе со стороны взрослых в детстве.

Психологический стресс

Сильный психологический стресс может способствовать обратному развитию речи. Сюда относятся:


В этом случае необходимо работать с детским психологом или даже психотерапевтом для снижения последствий стресса. Психологический стресс может полностью изменить направление развития малыша. Родителям нужно быть очень острожными и внимательными. Прислушивайтесь к жалобам, если малыш делает попытку сообщить вам о проблеме.

Дефекты развития

Развитию активной речи могут мешать врожденные дефекты:

  • деформация носоглотки;
  • проблемы с голосовыми связками;
  • неправильное развитие гортани, языка;
  • проблемы со слухом.

Это лишь самые простые дефекты. Некоторые из них могут быть последствиями родовой травмы или неправильного развития малыша в утробе. Дисбаланс некоторых витаминов и гормонов во время беременности может привести к таким последствиям . Как итог – отставание в речевом развитии.

Отставание в развитии речи

Такой диагноз вашему малышу может поставить только специалист.
Воспитатель обычного детского сада может быть знаком с дефектологией, но он может лишь посоветовать родителям отвести малыша к врач, который определит, имеется ли проблема. Развитие речи идет по индивидуальному плану у всех детей. Это зависит от многих факторов:

  • как часто взрослые общаются с малышом;
  • читают ли ему;
  • есть ли у него возможность общаться с другими детьми;
  • занимаются ли с ребенком речевым развитием ;
  • есть ли кто-то, кто исправляет ошибки произношения.

Если
отставание сильное, то придется пройти курс занятий. Возможно, у ребенка есть нарушение работы нервной системы. Тогда вам порекомендуют садик для детей с отставанием в развитии речи. Тут нет ничего плохого и это не значит, что ребенок какой-то дефектный. Просто ему дадут возможность лучше подготовиться к школе.

Главная задача дефектолога - как можно скорее вернуть кроху в нормальное русло. Поступление в садик, школу, дальнейшее образование – с сильным отставанием в речевом развитии все это может быть тяжело. Возможно, 2-3 года в специальном садике исправят положение. Тогда перед школой диагноз снимается и ребенок идет в обычный класс, как и другие дети.

В садике
коррекционного типа нет ничего страшного. Там воспитатели-дефектологи знают множество методик работы с такими детишками. Огромный упор делается на развитие активной речи у крохи. Вот и все – не нужно переживать, если вам дали направление в такой садик.

Три уровня речевого развития

Психологи отмечают три уровня речевого развития детей. Кто-то овладевает речью быстрее, кто-то чуть медленнее. Всегда можно откорректировать ситуацию, особенно если малыш здоров. У малышей дошкольного возраста гораздо больше шансов на коррекцию, чем у детей школьного возраста.

Высокий

Дети с высоким уровнем речевого развития очень активны. Возможно, они говорят еще не так хорошо, делают ошибки. Самое главное - у них огромный потенциал . Им всегда хочется разговаривать, что-то рассказывать. Они помогают себе жестикуляцией, мимикой. Малыш общается с воспитателем, родителями, друзьями. У него полно идей, о чем можно поговорить.

У ребенка есть желание и потребность в общении, он с легкостью заводит знакомства, играет с другими. Обычно развитие речи тут происходит быстрее, чем у остальных – не раньше, а именно быстрее. За год ребенок делает такие же успехи, как другой за 1,5-2 года . У таких детей этот прогресс благотворно влияет на учебу.

Средний

В речевом отношении у этих детей мало инициативы. Скажем, группе из 5-7 человек воспитатель задает вопрос. Дети с высоким уровнем речевого развития начинают отвечать первыми, за ними могут повторить ответ на вопрос дети со средним уровнем развития речи. Если задать вопрос такому ребенку непосредственно, он будет ждать подсказки от других или же просто повторит слова другого малыша .

Чем больше у крохи доверия ко взрослому или другому ребенку, тем активнее он будет общаться. С ним нужно провести дополнительные занятия, а родителям обратить внимание на свою речь. Возможно, его часто ругают за ошибки или публично на них указывают – конечно, это не способствует желанию говорить . Обычно средний уровень может выровняться, и малыш изменится к 7-8 годам. Средний уровень развития речи не является каким-то страшным отклонением. Возможно, у ребенка вся семья такая неразговорчивая, и он просто перенял подобное поведение от взрослых.

Низкий

Низкий уровень речевого развития необходимо корректировать. Такой малыш молчалив, не идет на контакт с незнакомыми. Он может просто игнорировать вопросы, не отвечать на них. Его речь неразборчива и больше похожа на лепет. Воспитателям нужно попробовать разные методики для того, чтобы помочь крохе.

Для малышей дошкольного возраста это состояние опасно. Скоро начнется школа, а там уже не будет времени на исправление данного дефекта. Или же ему вообще не разрешат пойти в обычную школу. Низкий уровень речевого развития приводит и к отставанию в общем развитии.

Особенности психического развития

Как уже было сказано, дети все повторяют за взрослыми. Такова особенность их психического развития в этом возрасте (2-5 лет). Родителям нужно избегать:


Иначе не стоит потом жаловаться, что ребенок произносит «плохие слова», постоянно оскорбляет других детей и взрослых. Для него любая фраза, сказанная отцом или матерью, совершенно нормальная, ведь с них он берет пример. Чаще всего дети не знают значения всех выражений родителей, а лишь повторяют их. У детей младшего дошкольного возраста еще нет «фильтра». Все слова для них допустимые, раз их произносят взрослые. Ругать потом малыша за свои же ошибки просто глупо.

Формирование словаря

Маленькие мальчики и девочки - потрясающие лингвисты. Они учат язык очень быстро. Необходимо
от 1,5 до 2 лет для того, чтобы овладеть правилами языка. Они чувствуют родной язык, за это короткое время овладевая им практически совершенно. Дальше дело за малым – пополнять словарный запас . В этом ребенку потребуется помощь.

Родители, воспитатели, родственники и друзья принимают активное участие в этом. Чаще всего даже не осознавая. Новые слова быстро попадают в активный словарь крохи. Поэтому нужно быть внимательными к тому, что говорите.

Как помочь ребенку?

Занятия, внимание, ответы на вопросы – вот все, что могут сделать родители. Если вам кажется, что этого мало, то вы заблуждаетесь. Все необходимое малыш сам получит из ваших занятий. Главное - терпение. Дети совсем не хотят расстраивать родителей, ошибаться или медленно учиться . Просто некоторые мамы и папы слишком спешат.

Если у соседей малыш уже говорит про любимые марки машин, космические корабли и любимые мультики, это еще не значит, что его интеллект выше. Скорость развития речи вообще на интеллект не влияет. Речь - приобретенный навык. Кому-то дается проще, а кому-то нет. Это влияет на скорость обучения другим иностранным языкам. Так, можно научиться петь, но не приобрести музыкальный слух.

Чтение

Читать ребенку вслух - незаменимая помощь. Оставим сейчас мысли о том, что хорошая литература позитивно влияет на его интеллект. Ребенку в 2-5 лет можно читать вообще все, что попадается под руку: газеты, стихи, детские рассказы, хоть программу передач . Главное – правильная речь читающего и нормальное содержание. Малышу очень важно слышать, как произносятся слова. Это первое, что усваивает мозг.

Активное слушание - основное, что вы должны обеспечить для крохи. Развитие речи невозможно без знания слов. Незнакомые слова повторяйте , иллюстрируйте их картинками. Если читаете что-то про животных, подготовьте картинки или фото зверей. Так детям будет в разы интереснее вас слушать. У малышей дошкольного возраста отлично развита зрительная память - формируется связь «изображение-название».

Чем старше становится малыш, тем больше ему нужно новых слов. Выбирайте детские книжки по возрасту. Даже до того момента, как кроха начнет читать сам, его нужно к книгам приучать. Большинство детей с высоким уровнем речевого развития получили хороший опыт активного слушания. Мама читает перед сном, во время завтрака или обеда . Это удобно и концентрирует внимание. Многие родители во время еды включают детям мультфильмы. К сожалению, из мультика такого хорошего опыта не получить.

Пересказ

Если сначала у крохи была возможность послушать вас, то теперь уже вы слушаете его. Прочли книжку, историю, посмотрели детский фильм - попросите рассказать, о чем они. Сначала дети не знают, как подойти к выполнению задания. Мама может показать на своем примере - пересказать известную сказку своими словами. С каждым разом пересказ у малыша будет получаться все лучше и лучше.

У детей
дошкольного возраста воображение развивается постепенно. Так добавляются разные подробности к пересказу. Со временем малыш сможет воспроизводить знакомый текст почти что слово в слово. Слушая ребенка, поправляйте его, но только аккуратно. Не нужно кричать, указывая на ошибку, говорить, что он тут уже много раз ошибался. Речь приходит с опытом . Просто поправьте неверное слово, произношение. Так ему будет проще сконцентрировать внимание на правильном варианте.

К пересказу можно добавить заучивание стихов, фраз. Это тренирует память, давая малышу набор новых слов. Такие занятия не должны длиться больше 40-60 минут для детей 3-5 лет. Из них 10-15 минут на чтение, остальное время на обсуждение и пересказ. Вы можете попросить немного обыграть историю, рассказать от первого лица или от третьего . Например, задайте вопрос: как чувствовал себя герой сказки в такой-то момент?

Вопросы и ответы

Дети часто задают вопросы. Старайтесь отвечать на них развернуто, а не односложно «да-нет». Многие вещи можно объяснить, показать. Иногда на один и тот же вопрос придется отвечать часто. Для ребенка это важно – получить полный ответ. Если вы будете игнорировать его, предлагать самому подумать, то у него может просто пропасть интерес к обучению. Конечно, в каких-то случаях необходимо давать задание на «подумать». Это помогает развитию воображения.

Если
же это что-то новое для ребенка, лучше сами объясните ему. Если кроха задает вам «неудобный» вопрос, то пообещайте ответить на него дома. Не ругайте его за такие вопросы – относительно физиологии, различия полов . Ведь лучше вы объясните ему все деликатно доступно для его возраста, чем кто-то другой. Вопросы и ответы важны для развития активной речи. Это инициатива крохи. Он осваивает новый вид общения – нельзя сейчас отбивать у него интерес.

Причем дети с высокой степенью речевой активности не только задают вопросы, но и пытаются сами найти на них ответы. У малышей дошкольного возраста это позитивная динамика освоения устной речи.

Детский сад

Хороший толчок для развития речи - детский сад. Даже не занятия в садике, а именно общество других детей. Они обмениваются опытом, словами, выражениями. Тут может прийти в некий баланс уровень всей группы. Кроме того, конечно, воспитатель будет стимулировать общение, предлагая детям развивающие игры и задания.

Малыши раннего дошкольного возраста с легкостью запоминают новые слова в процессе игры. Опытный воспитатель любую деятельность может обратить в игру или небольшое соревнование .

Общение и игры

Многие мамы обращают внимание лишь на негативные аспекты
общения, по сути, мешая ребенку учиться отношениям.

С этим мальчиком не играй: он грязнуля.

С той девочкой не дружи: она агрессивная.

Эти ребята - плохая компания, они плохие слова говорят.

Примерно такими фразами мамы наставляют детей. Очень часто ребенок разрывается между двумя стремлениями в садике: быть как все и слушаться маму. Такая избирательность в общении приводит к проблемной адаптации и отставанию в социализации. Нужно со всеми уметь находить общий язык.

«Грязнуля»
может быть просто очень активным ребенком, который во время общения научит вашего малыша новым словам и видам деятельности . Научившись ладить с «агрессивной девочкой», малыш получит важный опыт решения конфликтов. «Плохая компания» в детском саду практически невозможна. Это положительный момент – кроха попадает в новый мир. Тут просто необходимо общаться, строить отношения, чтобы стать частью общества.

Дети, которые посещают садик, начинают говорить правильно значительно раньше. Обычно к 3 годам у всех еще разный речевой уровень, но всего через несколько месяцев в садике он выравнивается. Конечно, тут помогают совместные занятия и игры.

Занятия

Занятия для развития речи проводятся во всех садиках и развивающих учреждениях дошкольного образования. Многие из них вам уже знакомы: чтение, пересказ, задания для малышей. Используются системы лингвистических карточек и игрушек. Воспитатель показывает изображения людей , животных, цветов, а дети должны называть их. Или же ребенок загадывает животное, а другие должны отгадывать по наводящим вопросам. Такие простые практики сильно помогают, ведь похожи на игру.

Воспитатель провоцирует детей на разговор, обсуждение. Например, каждый малыш рассказывает, как провел выходные. Остальные слушают его и задают вопросы. Такие задания позитивно сказываются на концентрации, памяти. Тут два важных момента :

  • активная речь рассказчика;
  • составление вопросов, интерес.

Главное, что каждый малыш побудет в обеих ролях. «Молчунов» обязательно разговорят, даже если на это потребуется много времени. Важно организовать доверительную атмосферу в группе детей, тогда никто не будет стесняться. Воспитатель предупреждает малышей, что над рассказами и вопросами не нужно смеяться . Тогда через некоторое время даже самые робкие ребята начинают без проблем разговаривать и спрашивать.

Процесс овладения языком, по мнению Д.П. Горского, заключается в овладении лексическим запасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. Ребенок, развиваясь, овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно. Научаясь соотносить (а затем и произносить) тот или иной звуковой комплекс с предметом, который он обозначает, ребенок овладевает одновременно и лексическим составом языка, и фонетическим его строем.

Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком, как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи .

Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих. Даже нерезко выраженное снижение слуха у ребенка может затруднить овладение речью. Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. И.П. Павлов говорил: «Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного». Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата окружающих, и это играет роль в построении им артикуляционного процесса.

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражаются субъективные состояния малыша . На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает свои лишь негативные недифференцированные состояния. В результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления позднее оказываются способными выражать позитивные состояния, а затем при нормальном развитии ребенка превратятся в его речь.

По мнению В.М. Смирнова, первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах возникают при крике новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры .. Е.А. Мастюкова в этой связи отмечает, что в крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста? смягчение речи. Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими. Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д, а также оглушение звонких звуков.

Произнесение слов в этом возрасте имеет особенности. В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах.

По словам М.Ф. Фомичевой, произношение ребенком каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. У большинства детей трех лет встречаются физиологические, не патологические недостатки звукопроизношения, которые имеют непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка трех лет еще несовершенно функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четкие и согласованные, звуки не всегда точно различаются на слух. Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Автор также отмечает, что 3 - 4 года? это период осознания процесса овладения звуками, период, когда дети начинают интересоваться звуковой стороной речи. .

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года.

Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», - внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др. .

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной .

В развитии активной речи выделяются два периода. Первый - с конца первого года жизни до полутора лет; второй - со второй половины второго года жизни до 2 лет. Каждый из них имеет свои особенности, качественные отличия.

Во второй половине 2 года - запас активных слов быстро возрастает, и ребенок начинает ими довольно широко пользоваться. Одновременно изменяется характер слов малыша.

Первый период в развитии речи детей на втором году жизни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько отличающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детской речи.

К полутора годам малыши охотно и легко повторяют за взрослыми произносимые ими слова. Когда взрослые поют песенку или говорят маленькие стишки, дети «подговаривают», повторяют их концовки, если они нетрудны по звуковому составу.

Второй период в развитии речи обычно наступает после полутора лет и характеризуется нарастанием темпа развития, выдвижением на первый план самостоятельной речи. . Накопленный за первое полугодие запас слов становится активным словарем малыша. Он быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы: прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух-трех слов.

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Детей третьего года отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова («Натка-карпатка», «Светка-карбетка»). Речь становится особым предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.

Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года - пересказать слышанную от взрослого сказку.

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы. .

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.).

Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениями. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками.

Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы («Это Милочкин бабушка», «Я бегом бежу»). Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни А.Н. Гвоздев характеризует как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Выделим этапы становления речи : - развитие словаря, различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; развитие связной речи: односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3 -- 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок. .

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет Елена Янушко

Развитие активной речи ребенка

Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков.

При этом не следует впадать в другую крайность – расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Часть первая Гармоничное развитие ребенка 1.1. Гармоничное развитие ребенка - что это такое? Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Великий философ, которому, по определению братьев

Из книги Справочник логопеда автора Автор неизвестен - Медицина

1.1. Гармоничное развитие ребенка - что это такое? Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Великий философ, которому, по определению братьев Стругацких, «не повезло с поклонниками», Фридрих

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

4.1. Творческое развитие ребенка Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Стивен Джуан

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов:

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Из книги Суперпапа: развивающие игры автора Виктор Кузнецов

Озвучивание желания ребенка посредством речи Если взрослый угадал желание ребенка, то можно озвучить его. При этом необходимо побуждать и обучать ребенка отвечать любым доступным ему способом, например жестом согласия (кивком головы), либо несогласия. В случае если

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,

Из книги Развитие ребенка от 1 года до 3 лет автора Жанна Владимировна Цареградская

Развитие речи

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

Развитие понимания речи В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения

Из книги автора

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно – пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому,

До 1,5 года речи ребенка развивается достаточно медленно. В этот период она усваивает от С-40 до 100 слов и принимает их очень редко. Значительно инициативнее ребенок становится после того, как ей исполнится 1,5 года. Она не только требует называть предметы, а сама пытается произносить слова, которыми эти предметы называют. Все это заметно повышает темп развития его речи: к концу 2-го года жизни она использует до 300 слов, 3-го - до 1500.

Развитие словаря ребенка является процессом неравномерного накопления различных слова. Слов-предметов у нее всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков. В словаре детей 3-го года жизни преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы быта, объекты живой природы. Пассивный словарь преобладает активный в 1,2-1,3 раза.

На 3-м году жизни у малыша возрастает интерес к языку людей, которые его окружают, особенно, если она направлена на него. Словарь детей содержит все части речи. Большинство его составляют существительные (до 60%), глаголы (примерно 27%), прилагательные (10-12%).

Речь малыша на первых порах является автономным - мало подобным речи взрослого, поскольку ресничка употребляет слова, которыми взрослые не пользуются. Эти слова ("ам-ам", "ав-ав", "ням-ням", "бяка") взрослые (мама, няня) спе-циально придумывают для детей, считая, что они более доступны детям. Кроме того, ребенок искривляет в своей речи слова взрослого, ведь у нее еще недостаточно развиты фонематический слух, звуковая артикуляция, из-за чего она невольно меняет звуковую форму слова: молоко произносит "моко", председатель - "Гова" и другие. В основном ребенок произносит отмечен и первый склады, из-за чего искажается звуковой состав середины слова.

При правильном языкового воспитания, когда взрослые требуют четкого произношения слов, исправляют ее, автономное вещание быстро исчезает. Если взрослые поддерживают автономное речи, оно может храниться долго, задерживая становление правильного.

В раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Сначала (примерно до 1 года 10 месяцев) дети ограничиваются предложениями, которые состоят из одного, потом с двух слов, не изменяются по родам и падежам. Каждое слово-предложение может иметь несколько различных значений: когда малыш произносит слово "мама", это может означать "мама, возьми меня на руки", "мама, Я хочу гулять" и многое другое. Позже речи ребенка начинает приобретать связного характера и выражает простые отношения между предметами. Овладев во время предметной деятельности способами использования предметов, дети начинают улавливать и использовать грамматические формы, с помощью которых эти способы можно обозначить. Так, усвоив использование высказываний "забил молотком", "взял совочком", ребенок улавливает, что окончание "ом" имеет орудийную содержание, и начинает применять его к новым предметам-орудий ("ножом", "ложка", "лопатка"). Под влиянием взрослых такие неправомерные переноса исчезают. До 3-х лет ребенок овладевает использованием многих падежных окончаний.

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковой состав языка: использование различных звуков речи (фонематический слух), формирование правильного звукопроизношения. Сначала ребенок улавливает общую ритмично мелодичную структуру слова или фразы, а в конце 2-го - 3-м году жизни правильно произносит звуки. Поэтому речь взрослых, которые общаются с ней, должна быть правильной, с произнесением звуков, размеренным темпом.

На первых порах развития речи ребенка является ситуативным, связанным с общей со взрослыми и сверстниками практической деятельностью. Часто оно разворачивается в форме диалога, который способствует развитию социальных отношений ребенка. С помощью диалога дети привлекают друг друга к игре, занятия, устанавливают между собой контакт. Некоторые из них не умеют поддерживать разговор сверстника или взрослого, поэтому необходимо привлекать ребенка к таким играм, в которых роли требуют разговаривать, а темы разговоров подсказывает игровая ситуация, изучать маленькие сценки из сказок.

В раннем возрасте возникает и описательное речи ребенка, что связано с расширением круга ее общения, представлений, повышением ее самостоятельности. Ситуативное, свернутое вещания (жесты, мимика) уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, например, когда она пытается рассказать о неизвестных для воспитателя события. Поэтому противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью средств для этого обусловливает возникновение описательного, развернутого речи. Его формирование происходит при участии взрослого, который знакомит ребенка с примерами, образцами такого вещания (сказки, рассказы).

Активное речи на 3-м году жизни напоминает речи дошкольника. Происходит дальнейшее овладение грамматическим строем языка. Дети употребляют многословные и сложные придаточные предложения, будущее время глаголов, прилагательных, союзы, предлоги, начинают замечать неправильное произношение отдельных слов, иногда падежных окончаний. Постепенно речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми и сверстниками. ее активный словарь обогащается за актуальной потребности высказываться, должного внимания взрослых к вопросам, развернутых ответов на них. Языковые упражнения во время выполнения разноплановых задач способствуют налаживанию отношений взрослого и ребенка в процессе общения.

Таким образом, овладение речью имеет важное значение для различных сторон психического развития ребенка. В процессе речи происходит передача ребенку общественного опыта, руководство ее деятельностью со стороны взрослых. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) - очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается - она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка - в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное - как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание - повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления - развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям - как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер - общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи - существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции - предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи - важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание - воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит - ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека - это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками - мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке - "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов - названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" - идет, "кач-кач" - качается на качелях, "ам-ам" - ест, "куп-куп" - купается, "бух" - упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности - предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения - зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Использованы материалы из работ специалиста по раннему развитию Елены Янушко



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта