Главная » Условно-съедобные грибы » Картотека на тему: Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении. Что делать родителям, чтобы этого избежать? Игра «Где же спрятались слова»

Картотека на тему: Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении. Что делать родителям, чтобы этого избежать? Игра «Где же спрятались слова»

- Какую проблему вы бы назвали первой?

Первая школьная проблема детей этого периода - отсутствие в среднем звене большинства школ ярких предметников. Эта ситуация есть даже в так называемых «топовых», «хороших» школах. Если в школе в принципе есть яркие учителя, то они скорее берут старшие классы, а в среднем звене уже довольно давно наблюдается дефицит учителей, которые и детей любят, и преподают интересно, и при этом методисты сильные.

Это связано с тем, что в целом происходит с учительским составом. В средней школе проблемы с учителями проявляются особенно четко, потому что для ребенка этого возраста основная фигура, «включающая» интерес к предмету, - это фигура учителя. Будет интересный учитель - будет любовь к предмету, не будет интересного учителя - не будет интереса к предмету.

В старшей школе это продолжается, но там дети становятся уже чуть более осознанными, и в ней больше ярких учителей. Это большая трудность, и пока не произойдет обновление педагогических кадров, пока не придумают что-нибудь, чтобы работать в школе было престижно, выгодно, интересно, пока не изменится имидж этой профессии, так все и будет.

- Как быть, если такого учителя, скажем, по истории в школе нет, а ребенку интересна история?

Если у ребенка интереса к предмету нет, а вы понимаете, что он ему может быть интересен, важен и вообще связан с его призванием, то можно найти дополнительные занятия по интернету, летние лагеря, дополнительные занятия с ярким профессионалом.

Екатерина Бурмистрова

Проблема в том, что в этом возрасте уже кончается время, когда родитель может научить сам, и поэтому нужен кто-то другой - учитель, наставник, - кто своей любовью к предмету и харизмой сможет зажечь в ребенке любовь и интерес.

И, конечно же, если у ребенка есть способности в определенной сфере, а вы знаете, что в другой школе есть яркий предметник этого профиля, то это вполне основание для перехода в эту школу. Не то, какая сильная в этом учебном заведении программа по интересующему вас предмету, а умение, талант и любовь к этой науке конкретного учителя, потому что просто сильная программа ничего не даст, кроме нагрузки и утомления.

- С какими еще трудностями сталкиваются дети, переходя из начальной школы в среднюю?

Для них часто представляет сложность переход на предметную систему обучения. В некоторых начальных школах не все предметы ведет один учитель, бывает, что с первого класса у ребенка уже предметники, но это все-таки исключения. Обычно дети подстраиваются под одну основную учительницу, и она их знает и контролирует, и хоть там и есть английский, окружающий мир и другие предметы, но они второстепенные.

А в пятом классе им нужно выстроить отношения с разными учителями, приспособиться к разным требованиям и быть более или менее самостоятельными. Это может быть просто не для всех, потому что этот шаг подразумевает, что у ребенка уже есть и учебная самостоятельность, и способность быстро перестраиваться, потому что в средней школе перестают контролировать так же, как в начальной.

Бывает, что после начальной школы самостоятельность не сформирована, а тут нужно что-то осваивать самостоятельно, появляются задания, которых не было в начальной школе, и они разные у разных предметников.

Если «провалить» в средней школе какие-то предметы, потом их будет очень энергозатратно «поднимать» в старшей. Поэтому крайне важно не только присматривать за тем, чтобы домашнее задание было сделано, но и видеть, насколько ребенок не выпадает из программы.

Классический пример - это алгебра и геометрия в 7-м классе. Если в самом начале что-то несколько раз не понять или проболеть, то потом будет сложно до самого конца. То же самое будет, если в 8-м классе выпасть из химии и физики.

Иногда предмет становится нелюбимым только потому, что в начале изучения был неудачный учитель и никто не оценил, насколько хорошо были усвоены базовые вещи.

Но в самом начале это бывает легко поймать. Проболели, уехали, была ужасная химичка - вы пошли и взяли несколько уроков у классного репетитора, и все.

- Сохраняется ли в средней школе проблема высокой нагрузки, которая часто появляется в начальной?

Да, и в ряде случаев - и это особенно касается сильных школ или школ с амбициями - это происходит, потому что предметники действуют так, как будто их предмет единственный : много и несогласованно задают по каждому предмету, и у детей могут быть трудности с выполнением просто объема заданий.

Если бы это было, скажем, одно задание по истории или литературе, оно было бы хорошее, но когда в один день три больших задания, то, особенно в первые два года, это довольно сложно.

А отсутствие детального контроля, такого, как в начальной школе, приводит к появлению большого процента детей, которые выпадают из учебного процесса, потому что не видят оценку за каждую домашнюю работу и постепенно перестают ее делать или делают некачественно. В конце концов, большая часть детей этому научается, но кто-то выпадает.

- Что делать с этим, как помочь ребенку?

Чтобы помочь ребенку преодолеть эти проблемы, нужно внимательно отслеживать, что с ним происходит на уровне перехода в пятый класс, когда начинается предметная система, чтобы помочь тем, кто сам не перестроился, и чтобы помочь им научиться учиться по-другому.

Часто это происходит не быстро, и у детей прежде начинаются тройки или двойки, после чего эти проблемы становятся очевидными, и им помогают. Поэтому в этот период нужна родительская внимательность и сопровождение, но без подмены самостоятельности.

- Есть ли у детей этого возраста сложности, связанные с их взрослением?

Начинается пубертат - половое созревание, и у ребенка включается гормональная печка. У него меняются гормоны, которые регулируют его физическое и психоэмоциональное состояние, и к нему приходят все радости подросткового периода.

Причем младший подростковый возраст, который продолжается с 10-11 до 13 лет, наименее изучен, но сейчас очень ярко протекает, и здесь речь идет не столько об именно школьных трудностях, а о том, что в школе учится человек, который проходит через очень непростой этап своего физического и потом уже личностного развития, и о том, что у нормального школьника в 5-6-м классе основной мотив смещается с учебы на взаимодействие со сверстниками, и эмоциональные интересы, связанные с общением, для него становятся более значимыми. И это нормально.

Но учителям обычно сложно, родители начинают понимать, что именно происходит, чуть позже, чем все это начинается. Но, вообще говоря, маркер очень простой: как только у ребенка изменился, вернее, появился запах, это значит, что процесс полового созревания начался.

И бывает так, что если пубертат яркий, острый, быстрый, резкий, то человека вообще «отключает» на время. У него могут падать оценки, сосредоточенность, и он может сильно отвлекаться, потому что в этом периоде он сконцентрирован на другом. Бывает, что ребенок сел делать уроки, вы смотрите - а у него на компьютере параллельно открыты два чата, и он вроде бы делает уроки, а на самом деле общается с друзьями. И общаясь таким образом, ребенок реализует главную с точки зрения психологии задачу этого периода развития: построение отношений с ровесниками. То, что все это общение переехало в интернет - это следующая тема.

Следующая проблема, связанная с предыдущей, - это зависимость детей среднего школьного возраста от виртуальности и погруженность в нее. И тут, к сожалению, дело не только в доступности гаджетов и в том, что почти у каждого есть в этом возрасте уже смартфон, планшет, приставка, компьютер, а в том, что в большинстве школ среднего звена много заданий, которые связаны с использованием интернета.

Это очень современно, и никуда от этого дети не уйдут, но сейчас очень редко можно услышать от учителя: «Пойдите в библиотеку и посмотрите справочный материал», говорят: «Зайдите в Википедию или поищите в интернете и найдите». Это реальность нашего времени, с этим ничего не сделаешь, мы сами, взрослые, перестали ходить в библиотеки, и даже типы заданий у детей часто связаны с компьютером, потому что надо сделать презентацию, и даже сами задания не записаны в дневнике, а выложены в электронном виде.

И получается, что, с одной стороны, ребенку действительно очень сложно, почти невозможно делать задание в средней школе, не имея собственного девайса с выходом в интернет, а с другой - он, выйдя в интернет, конечно, не все время будет заниматься уроками, а будет реализовывать свою главную задачу, о которой мы говорили выше: взаимодействие со сверстниками.

И для родителей это сложная ситуация, потому что сделать так, чтобы «ВКонтакте» или WhatsApp не были доступны, а можно бы было войти только в поисковики, технически довольно сложно. Возможно, программисты как-то эту задачу решают, но обычным родителям сложно так все настроить, чтобы одно блокировалось, а другое открывалось.

Поэтому важный вопрос этого периода: возникает или нет у ребенка с таким погружением в интернет саморегуляция времени в интернете или нет? Часто, делая уроки, он бесконечно растягивает этот процесс, потому что неконтролируемо висит в сетях.

Имеет ли смысл стоять над ним «с палкой», пока он делает уроки, следить, чтобы он заходил в Википедию, а не в чат?

Нет, конечно, это же не начальная школа, где контроль еще был теоретически возможен. Если это подросток, если эта гормональная печка действительно включилась, то один из главных лейтмотивов подросткового возраста - борьба за самостоятельность, за то, что они уже взрослые. Они себе кажутся ужасно взрослыми, и если вы помните себя в 12-13 лет, то тогда было очень сильное внутреннее ощущение, что ты абсолютно взрослый человек, а родители ничего не понимают.

И любой нормальный подросток, у которого действительно начался уже этот период, будет протестовать против контроля. А если он не протестует, значит, либо вы его уже очень сильно подавили, либо еще не началась пора активного созревания, просто он у вас поздний, и все это начнется в 14-15.

Контроль в этом возрасте, с моей точки зрения, оправдан только в очень небольшом количестве случаев и не дает эффекта, потому что фактически вы делаете за ребенка ту работу, которую он должен делать сам - удерживать внимание на домашнем задании.

- А если он этому не научился, что делать?

Постепенно двигаться в этом направлении. Если вы будете продолжать его все время контролировать, то продлите эту ловушку и дотянете до 8-9-го класса, когда они действительно уже совсем большие, ответственность тоже выше, потому что уже всякие экзамены и до института недалеко, и, тем не менее, все равно этот момент, когда иго контроля родительского будет сброшено, неизбежно наступит.

Мне кажется, что в 9-10-м классе это более травматично, потому что у человека не будет безопасных проб самостоятельных действий. Да, можно контролировать, понимая, что вы подменяете усилие ребенка своим усилием. С виртуализацией есть еще особая проблема - дети, которые склонны к экранной зависимости, очень возбудимые, импульсивные, не способные к ощущению чувства меры.

- И как с ними быть?

С ними сложно, и, с моей точки зрения, тут нужна работа психолога, потому что сами они обычно не видят, что есть зависимость и что они не властны над собой. Тут подойдет, может быть, не индивидуальная работа, а тренинг, их сейчас много, по крайней мере в крупных городах. Такому ребенку нужно помочь увидеть, насколько он не свободен от экрана.

Но, в целом, если вы начали формировать учебную самостоятельность в начальной школе, она к 5-6-му классу уже должна быть более или менее сформирована, конечно, со сбоями, конечно, ребенок может, скажем, зачитаться, если он читает, может заиграться, заболтаться. Но в среднем ребенок в этом возрасте уже может сам отвечать и за объем домашнего задания, и за желаемый результат в целом. Может быть, не на пять, может, его планка притязаний ниже или сильно ниже, чем планка притязания родителей.

Но тут вопрос разных ожиданий: маме кажется, что должно быть пять и только пять, а ребенок считает, что четыре вполне достаточно и что он лучше поиграет в футбол или поболтает с девочками. Тут надо договариваться, потому что поднять у ребенка уровень ожиданий усилиями семьи, если это не получилось до этого в начальной школе, сложно. Кроме того, есть школы или отдельные классы в школах, где учиться немодно.

- Если в классе немодно учиться , то ребенка, который увлеченно учится и делает уроки, называют «ботаником», с ним никто не общается, он непопулярен. Обычно в 5-7-м классе можно наблюдать интересную картину, когда на уроке одновременно сидят календарные ровесники, но при этом одни уже вымахали, у них борода, усы и бас, а другие еще совершенно дети с пищащими голосками, одни уже сформировавшиеся дамы со всеми вторичными признаками, а другие совершенно девочки.

И, как правило, те, которые созрели раньше, гораздо меньше любят учиться, и среди них формируется группка крутых и продвинутых «взрослых», и есть «ботаники», которые могут просто тихо учиться.

Есть школы, которые могут сделать так внутри себя, что у них учиться и иметь хорошие показатели - это классно, престижно, это как-то поощряется, а есть школы, в которых педагогический коллектив создать такую атмосферу не может, и в них тот, кто учится, оказывается в дурачках.

- То есть здесь не работает ни государственная, ни тем более семейная установка - это внутришкольная история?

Да, и более того, может быть неплохая школа, где в целом учеба поощряется, но в ней есть какой-то класс, где сформировались другие ценности.

- То есть мама с папой здесь роли не сыграют?

Могут сыграть, но роль коллектива и школы (либо внешкольного коллектива) уже гораздо выше. Мама с папой авторитетны до школы, в начальной школе, но как только начинается созревание, то мнение ровесников начинает влиять очень сильно. И если ваш ребенок, который хочет и любит учиться, оказался в коллективе, где учиться немодно, то это повод задуматься о том, что делать дальше.

В этом случае надо либо искать какие-то заведения дополнительного образования, где ребенку нравится и он находится в коллективе мотивированных ровесников, либо менять школу, либо ждите, пока он перерастет это влияние сверстников, это тоже вариант. Если ни первое, ни второе невозможно, и сам ребенок учиться не хочет, то, по отзывам опытных учителей, к 7-8-9-му классу созревание заканчивается и голова обычно встает на место. Часто даже люди, которые совсем не учились в 6-м и 7-м классах, в 8-10-м начинают обращать большее внимание на предметы.

- Почему?

Во-первых, у тех, кто рано начал созревать, это созревание уже завершилось, они гормонально стабилизировались. Да, их по-прежнему интересует противоположный пол, дружба и все остальное, но у них уже гораздо более стабильная ситуация с точки зрения гормональной регуляции и психоэмоционального состояния. А во-вторых, впереди замаячил институт, и для многих это серьезная и важная тема.

Еще одна проблема в средней школе - очень сильно выросло количество детей, которые не являются активными читателями. То есть они формально владеют грамотой, могут прочитать текст, но там, где можно это не сделать, они этого не сделают, и они не читают книги для себя. Считается, что если чтение не стало автоматизированным самостоятельным навыком до 11-12 лет, то потом вероятность, что оно станет таким, меньше.

Исключение составляют дислектики или дети с проблемным развитием, которые позже созревают. Но если ребенок без этих особенностей с тем количеством интернета и нагрузками, с которыми он живет, не зачитал до этого возраста, то есть вероятность, что он читать для себя и не будет.

И это очень сильно сказывается в средней школе: нечитающий ребенок гораздо менее осведомлен вообще в целом про все. Да, он, конечно, смотрит телевизор, Youtube, Instagram, но это другой уровень осведомленности. Если он не прочитал основные, базовые мировые сюжеты, он в целом хуже знает историю, хуже ориентируется в науках естественного цикла, потому что, читая хорошие художественные книги, в них параллельно много чего вычитываешь.

Кроме того, сейчас ужас в том, что все художественные произведения есть в интернете в кратком пересказе, то есть читать книги не обязательно - можно прочитать несколько страничек пересказа «Войны и мира», а «Каштанка» уместится на одну страницу.

У таких детей нет способности погружаться в эмоциональные тонкости, в детали сюжета, и они не становятся частью их внутреннего мира. И это мировая проблема. Например, во французской средней обычной школе дети настолько не читают, что им предлагается классическая литература в виде комиксов. Я сама видела «Отверженные», «Без семьи» в комиксах - представляете себе, что в таком изложении происходит с сюжетами и с деталями.

- Что могут с этим сделать родители?

Начинать делать надо, конечно, еще в начальной школе. Родителям небольших детей можно посоветовать, во-первых, не форсировать начало чтения.

Часто не любят читать дети, чьи родители с пяти лет пытались сделать так, чтобы ребенок зачитал, и делали это явно раньше того момента, когда он для этого созрел, давили на него, заставляли, а потом, когда он научился читать, в 7-8 лет родители успокоились, бросили семейное чтение, поняли, что у них уже читающий ребенок, но от технических навыков чтения до автоматического самостоятельного чтения еще очень много шагов.

То есть нужно очень сильно поощрять чтение в начальной школе и в 5-6-м классе, пока ребенок не начал активно созревать, поощрять всем, чем можете. Нужно сохранять традицию семейных чтений.

Детям, у которых период трудностей с созреванием, дислектикам, дисграфикам и детям с минимальной мозговой дисфункцией закачивать хорошие, полные версии аудиокниг. Приложите все усилия, которые в вашей семье возможны, чтобы ребенок все-таки зачитал, потому что от этого очень сильно зависит его успех в средней и в старшей школе, хотя есть такое ощущение, что школьная программа постепенно адаптируется под нечитающих детей.

Ну и, конечно, желателен словесник или историк, который сумеет каким-то образом повернуть ребенка к чтению, и очень важно окружение сверстников. Если у ребенка есть хотя бы 1-2 читающих друга, это уже очень сильно повышает шансы, что чтение все-таки сдвинется с места. Еще одна замечательная мера, стимулирующая чтение, - лето или вечера без интернета.

Я знаю семьи, где в 20.00 или в 19.30 выключается роутер и ребенок оказывается без вай-фая, и вся семья тоже. И последнее. Если взрослый ходит и сидит с книгой, а не со смартфоном, то шансы вырастить читающего ребенка очень высоки. Реальность такова, что мы читаем в основном с экранов читалок и смартфонов. А ребенок не понимает, сидим ли мы в соцсети или читаем книжку. Возьмите сами бумажную книгу.

- В средней школе в большей степени, чем в младшей, проявляются сложности в отношениях со сверстниками, изгойство. С проблемами буллинга (от английского bulling - психологический террор, травма. - Ред.) сегодня можно столкнуться уже и в начальной школе, но максимум этих проблем - это 5-7-й класс, когда еще очень сильно работает «закон джунглей», и при этом дети уже довольно сильные и никакой собственный опыт их пока не смягчил. Родители могут об этом и не знать, но в этом возрасте вся самооценка, эмоциональный комфорт, ощущение себя формируются коллективом и очень сильно влияют на учебу.

- Что делать родителям, чтобы этого избежать?

По крайней мере, знать, как обстоят дела, с кем общается ребенок, кто его самый близкий друг, потому что есть не только те, кто страдает от буллинга, но и те, кто его устраивает, и поэтому важно понимать, с кем ребенок общается больше, под чьим он, возможно, находится влиянием или на кого он влияет, какие в классе есть группировки. Хорошо, если вы сохраняете традиции общения, то есть ребенок что-то рассказывает, вы знаете персоналии.

Родителям очень полезно знать и учителей, и одноклассников, и понимать, что вы можете видеть одно, а ребенок - совершенно другое: вы видите примерную девочку-отличницу, а ваша дочь видит стервозную особу, которая является «кардиналом» класса. И она не плохая, просто у нее такие особенности.

Или вы можете видеть двоечника, хулигана, а для ребенка это человек, с которым можно поговорить, который всегда пожалеет. И если в классе дела обстоят не очень, то нужно искать альтернативные зоны общения, где ребенок чувствовал бы себя хорошо либо где бы он себя чувствовал своим. И если в классе вообще есть тема с травлей, об этом очень важно знать, чтобы вовремя на это реагировать, и понимать, что ребенку сложно быть совсем в стороне от коллектива.

Очень важно, чтобы вся жизнь ребенка не заключалась только в учебе. Есть школы с замечательной внеурочной жизнью: театры, поездки, секции, и тогда этого достаточно. А есть школы, где только школа. И надо помнить, что это тот возраст, когда ребенок еще готов общаться с семьей и совсем еще из семьи не ушел, хоть для него голос сверстников и важен. Но когда начался учебный год, мы часто за образовательным компонентом теряем все остальное: и семейное общение, и совместное чтение, и какие-то поездки, походы, и культурную жизнь с ровесниками, а это, возможно, не менее важно, чем образование.

Если покопаться в собственных воспоминаниях, оказывается, что то, что мы помним из этого возраста, крайне редко связано с уроками.

Помним мы обычно либо какое-то событие внутренней жизни, либо какое-то открытие или яркое переживание, либо что-то, связанное с общением, либо яркое культурное событие, поездку, книгу, поход в театр. Конечно, учеба - это очень важно, и надо не провалить саму программу средней школы, что часто бывает, но все остальное не менее важно, как раз оно и останется в долговременной памяти.

Буквально час назад прочитала статью, если интересно, посмотрите, возможно, найдете ответы на свои вопросы.

Скрытый текст

6 ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Екатерина Бурмистрова рассказала о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность… Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ РЕБЕНКА, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей. Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает. Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать.

Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше. Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые НЕ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ В СОЦИУМЕ и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые БОЛЬШЕ ПРИВЫКЛИ СМОТРЕТЬ, ЧЕМ СЛУШАТЬ. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации. Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ СЛИШКОМ РАНО, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши». Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Вопрос: Добрый день!Мой сын пошел во второй класс и совсем не справляется со школьной программой.Говорит на уроке не понимает что ему говорят, домашние задания совсем не может делать самостоятельно!Подскажите,что мне делать,как помочь ребенку!

Оксана, 29 лет

Ответ: Здравствуйте,Оксана!Большое спасибо за вопрос!Данные проблемы очень актуальны на сегодняшний день,большое количество родителей обращаются с вопросами учебной несамостоятельности детей,неорганизованности.Откуда она берется?

Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения. Когда вы учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками.Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей. учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Вклад в формирование несамостоятельности вносят и сами родители.

Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу,практически выполняя все задания за него.

Перегруженность ребенка больше, чем нужно!(когда в него впихнуто все, что можно впихнуть.) Многие мамочки говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.У таких детей совершенно нет свободного времени,чтоб погулять,поиграть,просто сходить в гости. Это показатель ненормальной нагрузки.

Какие же симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?
Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов.
А рекомендации такие:
-надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками.

Ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».
- вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы различными обязанностями. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность - у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Способствуют несамостоятельности и сами родители, у которых появилось много свободного времени. Сегодня часто мама сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. Нельзя сказать, что это плохо - это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

Еще одна причина в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне - так делают все.

Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

Ребенок не помнит сам, что ему задано. Не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один - мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее - мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Связанная с несамостоятельностью проблема - перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине.

У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» - «В Lego». - «Когда он играет в Lego?» - «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем - мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка - это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки - очень тонкий и индивидуальный.

Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

Какое состояние должно заставить родителей задуматься?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип - это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными.

Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».

Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство - это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.


Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают.

Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания - это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

ММД - это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.


Есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

Все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.


Есть еще один тип проблемы - довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать.

Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений - они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями - часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.


Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее.Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, он будет чувствовать себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина - школа, а где - какие-то их личные переживания.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности. Что это — проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию — ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше. Вам кажется, что ребёнок плохо учится потому, что он ленится и всячески оттягивает момент начала приготовления домашнего задания? Потому, что он отвлекается и невнимательно слушает на уроке? Всё с точностью до наоборот: ребёнку не хочется делать уроки (а иногда и ходить в школу), потому что он понимает, что не успешен. Он был недостаточно подготовлен к школе!

Ему трудно учиться, ему многое непонятно в объяснениях учителя и домашних заданиях. Но он в этом не виноват. Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Мне хочется, чтобы вы правильно поняли положение дел и предприняли все меры к тому, чтобы помочь ребёнку справиться со школьными трудностями. Поэтому я составила правила для родителей ученика начальной школы.

  1. Спокойствие, только спокойствие!
  2. Больше позитива — старайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное — с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!
  3. Забудьте всё, что вы вспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать! Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!
  4. Примите как данность: новые государственные стандарты образования составлены таким образом, чтобы родители помогали детям в учёбе, во всяком случае, в начальной школе. Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Даже если ему легко даются самые серьёзные предметы — русский язык и математика, вы обязательно должны слушать, как ребёнок читает тексты по литературному чтению, его пересказы. Сейчас в школах очень трудная программа по курсу «Окружающий мир». Многие задания по этому предмету ребёнок может выполнить только с помощью взрослого!
  5. Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать — школьные правила, учителей, директора, учебные программы. А как можно уважать то, что родная мама критикует?
  6. Никогда не выражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.
  7. С какими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность — помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы — внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда.
  8. Уважайте своего ребёнка! Не кричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери — вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?
  9. Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов! Если вы встаёте в школу в 7.00, в 22.00 школьник должен отойти ко сну. Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!
  10. Ограничивайте время просмотра ТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день — это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.
  11. Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете, то и почаще) выбирайтесь в «культпоходы» — в музей, в театр. Используйте каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.
  12. Помогать ребёнку выполнять домашние задания — это не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

Обсуждение

Мне кажется, очень важно подготовить ребенка к новой жизни. Вот как в статье сказано. У нас благо была программа начальная школа 21 века. Там в первом классе был адаптационный период. Все детки смогли привыкнуть и без всякого стресса взяться за учебу. Класс у нас сейчас очень сильный, подготовленный.

25.08.2018 15:18:35, Потешкина Марина

Я считаю, что если уделять достаточное количество внимания ребенку, делать уроки с ним вместе, помогать и объяснять ему то, что ему непонятно - проблем с учебой не возникнет в принципе!

У моей дочери в начальных классах возникли проблемы с учебой. Не могли заставить ее заняться домашними заданиями. А если уж это нам удавалось, дочь каждый раз пыталась найти повод, чтобы от уроков увильнуть. Хотя сказать, что она у меня слабый в учебе или несмышленый ребенок не могу. Когда спросили у нее в чем дело, она призналась, что ей трудно долго сидеть за столом. У нее стоял обычный твердый стул и как оказалось, на нем действительно ребенку усидеть нелегко. Решение мы этому нашли - купили стул Moll Maximo 15. Он очень яркий, имеет красивые формы, изготовлен из качественного материала. Все углы закруглены, механизмы безопасны для ребенка. Дочь делает уроки с удовольствием теперь, может усидеть довольно долго, так как в сидении стула встроены амортизаторы. Стул отлично перемещается и по твердой, и по мягкой поверхности. Но самое главное его преимущество - возможность самостоятельно регулировать высоту сидения и спинки, а также глубину стула. С этим дочь справляется даже самостоятельно. Когда дочь будет подрастать - мы сможем вместо покупки нового стула просто настроить этот стул Maximo и сэкономить деньги.
Советую каждому родителю, прежде чем ругать ребенка, выяснить причины того, почему делать уроки он не хочет. Решение может быть таким простым и полезным!

Самое главное, это чтобы повезло с классным учителем и она нашла подход к ребенку и сумела его заинтересовать.

Комментировать статью "Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?"

Вторая проблема: математика. Русский лучше, читает хорошо. Если в конце первого класса сложение в пределах 20 шло более-менее, то сейчас Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок -то новый), какие слабые стороны, какие проблемы...

Обсуждение

Сколько я не разговаривала с учителем начальной школы, а потом и средней, чтобы не раскрашивали тексты моего дисграфика сплошным красным и не ставили на титульном листе тетради наверху в ряд 20 двоек.

Но это совершенно бесполезно. Как я поняла - это скрытый садизм так проявляется. Свое зависимое положение и низкую заработную плату учитель вот так вымещает на слабых учениках.

Другим объяснить это маниакальное усердие выставлять 2/2 в работах заведомо неспособного написать норму ребенка - я не могу.

Ну и дневник тоже представляет предмет особого интереса - что они там выписывают и выставляют.

Это склонность к садизму и вымещение на детях своей неустроенной жизни. Ничего более.

Проблема, скорее всего, не в целенаправленном занижении отметок, а в том, что у девочки пока не сформированы учебные навыки (автоматизмы), необходимые во 2 классе + имеет место дефицит внимания (судя по Вашим описаниям). В 1 классе отметок нет, поэтому сложно бывает сориентироваться, насколько ребенок справляется с программой, а во 2 классе начинаются отметки, и сразу возникает много вопросов - на каком основании ребенок не получает отметку, на которую рассчитывал он сам (у него-то пока объективного восприятия нет - сделал, значит, молодец, значит, "5", раньше-то хвалили взрослые). Оценки выставляются в соответствии с нормативами, учитываются, конечно, особенности ребенка, но не до такой степени, чтобы завышать-занижать оценки. Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок-то новый), какие слабые стороны, какие проблемы заметила, над чем надо прицельно работать в первую очередь. Легче всего обвинить в предвзятости, тогда возникает логичный вопрос: ЗАЧЕМ это учителю? Ваша девочка как-то неудобна из-за поведения? - судя по всему, с поведением все нормально... С какими-то заданиями она справляется, с какими-то ПОКА - нет... Хорошо бы проконсультироваться с нейропсихологом, чтобы выявить реальные причины неуспешности (возможно, медицинские). В последнее время проблему излишне "психологизируют" - педагогические или медицинские проблемы пытаются решать психологическими средствами, потому и результата нет. В этом возрасте главное для ребенка - чувствовать себя умелым, компетентным, в этом и надо помогать, а не играть "в поддавки". Главное дело возраста - учеба, главная задача - научиться учиться и научиться мыслить, главная ошибка - критика учителя... в этом направлении и движемся)) Удачи Вам!

24.09.2017 13:59:13, Nina52

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Новые стандарты образования в начальной школе и помощь ребенку с домашними заданиями. Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у...

Обсуждение

Как вариант - забрать из школы на три года. Попробовать учить дома. Хуже не будет точно. Шанс, что выправится - довольно велик. Но делать это надо именно сейчас, уже через год - поздно будет.

Мы проходили этот путь дважды с очень мотивированными и любознательными детьми, и ещё раз - с умным ребёнком, лишенным изначально всякой познавательной активности в академической сфере.

Все, что хотя бы отдаленно напоминает школу, вызывает у него буквально отвращение, хотя сын никогда туда не ходил. Он рвал рабочие тетради, швырялся книгами и сползал на пол со стула при любой моей просьбе написать хотя бы одну букву.

После 8 лет при отсутствии обычной школы в жизни стало ощутимо легче. . Вчера первую свою книгу прочитал - сам! Постепенно начинает учиться писать. Появляется что-то, похожее на интересы, хотя приходится подсовывать регулярно совершенно разнообразные источники, я ужасно устала носом рыть и впрыскивать в этого ребёнка - старшие и младшая сами впитывают. Но я при этом совершенно уверена, что годам к 13-14 он, таким образом, выйдет на образовательную траекторию старших наших детей, изначально гораздо более самостоятельных и заинтересованных.

То есть радикально - убрать школу из его жизни и при этом не оставлять в покое! Пусть будет окружён книгами, интересными документальными фильмами, нестандартными задачками, интернет-уроками или курсами. Комп и прочие гаджеты - минимально, естественно, познавательное - вместе с родителями. Если и вправду умный - не может не среагировать на раздражитель, рано или поздно случится. А если все мимо - ну вернёте в школу через год, невелика потеря.

Да отстаньте уже от ребенка, пусть идет в профтехучилище, например, на сварщика. Очень прибыльная профессия. А сантехники? Да они живут в полном шоколаде.
Зачем заставлять ребенка учиться, если он для этого не создан.
И вообще, кто-то должен работать руками?
Губите себя и мальчика из-за глупых понтов.

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно...

Обсуждение

Нееее. Большая анкета лучше. Сразу ясно, что ее составитель не сможет ничему научить и никакую программу разработать, абы он не понимает задачу, не умеет формулировать вопросы, не знает элементарных вещей типа русского языка на уровне начальной школы.

Для Ромы. Не парься из-за критики. Уже то, что сделал анкету - шаг вперед. Тебе явно немного лет, так что работай!

04.05.2016 17:41:22, Ну и ну

Хотела было заполнить, но не поняла, какое отношение все эти сведения (особенно доход семьи в долларах и марки девайсов) имеют к обучению ребенка программированию. У меня как раз такой ребенок (доход маленький, девайсов нет), но он вроде бы уже чему-то научился в школе.

Реальные программы начальной школы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Иначе потом этих специально подготовленных к поступлению детей ждут проблемы в учёбе. Если к концу начальной школы дети уже должны быть способны писать сочинения и анализировать...

Обсуждение

"Школа России". Если кратко "почему",то вменяемая программа, базовая. Без оглядки на "талантливого учителя".
И учебники частично в школе выдавали и выдают. Деревья сохраняем:-)

"Школа России"! Есть и будет. Всем того же желаю.

23.05.2013 23:00:32, Акелла

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Но самым главным считаю отношение к учебе, чтобы ребенок любил учиться и получать знания. Но тут у моего люби. Трудности трудностям рознь. Давайте подготовимся! Ребенок не любит учиться.

Обсуждение

Напишу не про своего ребенка:) Знаю одного(!) мальчика (почти 9 лет), который, действительно, любит учиться. Но у него это трансформируется в любовь к преподаванию. То есть прочитал, проанализировал тему и начал обучать (принудительно: , обстоятельно и системно) родственников, гостей, одноклассников. Память великолепная, аналитические способности гораздо выше средних. Но внимать ему постоянно очень тяжело. Мама мальчика уже взмолилась в летние каникулы и посоветовала ему не читатать лекции, а записывать. В результате родились 3 брошюры по занимательной географии (сейчас, может и больше и не только по географии:)

Известно, что примерно у 6% людей (детей в данном случае) существует мощная познавательная потребность, устроены они так. Остальным нужна еще какая-то мотивация.

18.11.2009 01:16:23, Ль

Проблемы в первом классе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Дети не ездят ни на какой малый мехмат, хватает своих нагрузок. Это каждый день по уроку дополнительно. Мат лицеи с начальной школы готовят базу, а не работают по стандартной программе 4 урока пять...

Обсуждение

Не надо к психологу, подождите. Мне всю первую четверть учительница говорила:"Почему он у Вас на парте лежит?" "Ну, во-первых, не у меня. Во-вторых, спрошу у него." Ответ ребенка:"Мыслей много, голова тяжелая, на руку ложится. А когда меня спрашивают, я всегда поднимаюсь." Ничего, полежал полгода (не мешал никому), потом все прошло, а в новой школе вообще об этом даже разговора не было. Пошел в школу в 6,5. Сейчас второй класс. Подождите, прошло очень мало времени. Дочка должна привыкнуть к школе, к учительнице, подготовка совсем-совсем другое, ИМХО,там они дошколята, а здесь все по-взрослому. Не гоните ее и удачи Вам!

Вы прям хотите всего и сразу. Так не бывает. Не нужно ребенку вот такое говорить: "что это такое, давай тогда в садик вернемся и будешь в садик ходить с малышами" Зачем же собственного ребенка обижать и расстраивать? Практически все они такие в большей или меньшей степени, при чем, не только в 1 кл. и это нормально. "спросила тут у учителя как мы учимся" ,а что за нужда у вас спрашивать такое у учителя, когда вы только начали учебу, понятное дело, что пока никак (адаптационный период). Вы просто не оставили ей выбора. Вы неволнуйтесь, если что-то пойдет не так учитель сам вас найдет, а так получилось вы сами учителя провоцируете на такие разговоры, а потом на ребенка давление оказываете. Лучше у ребенка по чаще спрашивать "что нового", "что интересного" "что больше всего понравилось, запомнилось" , а если даже что не так, и даже если вам об этом сообщили учителя, так надо понимать, что эта информация исключительно для вас, а не с целью вывалить и заставить решить все эти проблемы разом, маленького ребенка. Это мне кажется всегда так, не только в начальной школе, потому и на собрания родительские, детей не пускают, чтоб они слышали то что считают нужным их родители.

Ребенок - серьезно относится к школе.?. Школа. Ребенок от 7 до 10. В тарших классах проще будет выбирать приооритеты. Я вот тоже не понимаюб, какмжно УЧИТЬ учтные уроки - ну прочитал от силы 1 раз - и хватит. Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?

Обсуждение

У вас еще и с черновиком!? Моя сразу делает в тетради, раз к разу не приходится - то супер показательно, то в числе-дом.работе три ошибки-исправления-зачеркивания... То настроение, то усталость, то погода... Я не парюсь, не особо проверяю (да и некогда - работаю + второе высшее получаю)- дочь смышленая, с математикой отлично, но рассеянная и невнимательная, от оценок тоже не расстраивается, хорошим, правда, радуется, но при этом не стремится их все время получать:)В основном, хорошие оценки на уроках за работу, на конкурсах и олимпиадах, а в тетрадках - нет. Уроки, правда, делает все - и по изо, труду, окр.миру, музыке. Но, именно такое отношение к школе, я вырабатываю с ней - мы крайне редко пропускаем школу, опаздываем и т.д., про легкотню - ваша дочь сама определила эти предметы? Вряд ли, может это идет от учителя? Для моей учитель - это авторитет и попробуй с ней поспорь, если учитель "ИМ СКАЗАЛ".
Да и вообще, мне кажется, таких большинство детей, а не тех, как у Вашей знакомой - не переживайте!

Я сама относилась к урокам так же как и Ваша дочь, но моя старшая такая же как дочь Вашей подруги. И тот, и другой варианты вполне могут существовать. Почему нет? Можно конечно заставить ребенка с ленью побороться, даже нужно иногда это делать (для профилактики), но постоянно зудеть над ней не стоит, ИМХО.

Сходите с ребенком к психологу - начальная школа - это очень хорошие шансы все исправить. Плохо учится - это лечится? Помогите ребенку лучше усваивать школьную программу. В каждом классе найдется такой ученик - как правило, нормальный и отзывчивый...

Обсуждение

Вы не имеете права ругать ребенка за то, что он не успевает по учебе. Только Вы могли его подготовить к школе, водить на подготовку, нанять учителя, самой с ним заниматься. Задолго дл школы Он не мог сам пойти в магазин и купить себе книги. Вы даже не знали о его уровне образования толком. Вы им не занимались. Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. Попросите учителя помочь Вам и хотя бы найти того, кто занимался бы с ним. Если же он по природе таков - он не виноват. Помогайте сыну. И не вините его и учителей.

13.08.2003 12:04:23, родительница

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта