Главная » Условно-съедобные грибы » Конспект занятия - беседы на тему "Про правду и ложь" по произведениям В.А. Сухомлинского (средняя группа)

Конспект занятия - беседы на тему "Про правду и ложь" по произведениям В.А. Сухомлинского (средняя группа)

Программные задачи:

  • ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;
  • помочь выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизни;
  • опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;
  • развивать навыки произвольной регуляции поведения;
  • развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  • формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
  • создать условия для осознания детьми неэффективных способов поведения и их изменение.

Приветствие «Доброе утро»
Психолог: «Закройте, пожалуйста, глаза (дети сидят на стульчиках), кто услышит своё имя, открывает глаза и садится на любое место в кругу. А теперь возьмёмся за руки и скажем: «Доброе утро!».

Ребята, знаете ли вы, кто такие Феи? Ответы детей. Феи бывают разные. Есть Феи огня, ночи, воды, любви, танца, радости, песка.
В старые времена Феи наделяли родившихся детей чудесными дарами: Фея любви дарила ребёнку доброе сердце, Фея ночи прекрасные сны, Фея радости хорошее настроение, а вот Фея песка или Песочная Фея могла подарить путешествие по сказке.

Ритуал вхождения в сказку.
Сегодня нам с вами и предстоит такое сказочное путешествие. Но для этого понадобится много сил. А подарит волшебную силу наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьётся ваше горячее доброе сердце. Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя. Получилось? Молодцы. А вот и Фея, она приглашает вас к себе в гости, в песочницу. Звучит тихая, спокойная музыка, дети рассаживаются вокруг песочницы, внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал из которого сделана песочница), указывается на символическое обозначение неба, воды и земли.

Так же дети с помощью Песочной Феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры в песке надо помыть ручки.

Психолог от имени Феи просит «нежно, ласково поздороваться с песком» т.е. различными способами дотронуться до песка.

Упражнение «Здравствуй, песок!» (снижение психофизического напряжения)
Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Молодцы ребята! А сейчас настало время нашей сказки.

Слушайте внимательно, запоминайте старательно, ушки открываются, сказка начинается.

Сказка «Задача для лисёнка»
(показ сказки в педагогической песочнице)

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Их причиной было воспитание маленького Лисёнка.

Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложно. Лис должен уметь ловко обмануть даже родных.

Папа Лис был противником таких хитростей. Он считал, что так делать нельзя, потому что все будут называть Лисёнка врунишкой, и никто не будет с ним дружить.

Лисёнок прислушивался к этим спорам и размышлял:

Кто же прав, дедушка или папа?

В школе Лисёнок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У

Лисёнка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

Что с тобой случилось, не заболел ли ты? - поинтересовался учитель Еж.

Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисёнка.

Твой дедушка болен? - спросили ребята.

Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.

Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, - предложил учитель. - Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории.

Домой Лисенок пришел веселым и беззаботным.

Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис.

Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

Наш учитель заболел! - прошептал он.

Как заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.

Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей выдумкой. А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: как можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.
Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал, что происходит.

Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то учитель.

А вам? - спросил удивленный дедушка.

Сейчас что-то будет, - шептал Лисенок. - Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь - и все будет как прежде.

Но это был не сон. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.

Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка. Ему было и стыдно, и страшно.

Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? - спрашивал сам себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

Сам виноват, это я учил его обманывать.

Что отвечал на это Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Он мог только догадываться. Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что до него кто-то дотронулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.

Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес учитель. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом лгун начинает понимать, что запутался. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он понял, что ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. И Лисенок сделал свой выбор...

Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он учителю.

Я верю в тебя! - ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор Лисенок, если хочет сказать неправду, представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.
Обсуждение сказки :

  • Как родные хотели воспитывать Лисёнка?
  • Что сделал Лисёнок в школе?
  • Как вы думаете обманывать – это хорошо, или плохо?
  • Что чувствовал Лисёнок, когда все узнали правду?
  • Как вы думаете, как будут относиться окружающие к обманщику?
  • На что похожа ложь?
  • Чему учит нас эта сказка?

Упражнение «Паук»
Дети передают по кругу паука и говорят: «Уходи паук, я никогда не буду обманывать»

Упражнение «Правда или нет?»
Дети встают в круг и берутся за руки, психолог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит психолог, дети поднимают руки вверх и кричат:

«Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!».

В поле есть светлячки, правда?

В море плавают рыбки, правда?

Есть крылья у телёнка, правда?

Есть клюв у поросёнка, правда?

Есть вершина у горы, правда?

Есть двери у норы, правда?

Есть чешуя у петуха, правда?

Есть листики у ёлки, правда?

Есть книги на полке, правда?

Есть у бабы Яги метёлка, правда?

Упражнение «Нарисуй ложь»
Дети рисуют на листках свою ложь, а потом рвут их на кусочки.

Упражнение «Фея правды»
Фея Правды дотрагивается до каждого ребёнка волшебной палочкой и дарит каждому бусинку правды, которую нужно держать при себе, чтобы она помогала говорить только правду.

Ритуал выхода из сказки
«Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, всю волшебную силу мы истратили, но получили бесценный опыт. Давайте зачерпнём этого опыта в ладошки, приложим к своему сердцу и унесём из сказки в реальную жизнь».

Упражнение «Всем, всем до свидания».
Дети берутся за руки, становятся в круг, улыбаются друг другу и громко хором говорят: «Мы здоровые, мы красивые, мы счастливые, всем, всем до свидания».

Ирина Мухина
Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе

Цель : Познакомить с понятиями «правда » и «ложь » ; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость .

Воспитатель : Дорогие ребята! Послушайте стихотворение, которое называется «Вранье» .

У льва и тигра когти как острые клинки.

У льва и тигра в пасти ужасные клыки.

А у вранья – ни пасти, ни спрятанных когтей,

Но в целом белом свете нет ничего страшней.

О чем говорится в стихотворении?

Дети : Самое страшное на свете – это вранье, обман.

Воспитатель : И сегодня, ребята, мы с вами поговорим о правде и лжи . Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам послушать сказку.

За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда , другую – Ложь . Правда была красивой , сильной, доброй; Ложь – хитрой , изворотливой. Народ Правду любил , а Ложь стороной обходил , так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут : «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет» .

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву : ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила , а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить . Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

Как вы понимаете, что такое ложь ?

А правда ?

Как уберечь себя от лжи?

Какой вы себе представляете правду , а какой – ложь ?

Разыгрывание ситуации.

Воспитатель : Ребята подготовили ситуацию , и сейчас вам ее представят.

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой –боятся :

Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают,что лучше : соврать или правду сказать ?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.

А я правду скажу , - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идет.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое .

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду . За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое .

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила».

- Правильно ли поступили мальчики?

Как бы вы поступили?

Что лучше правда или ложь ?

Воспитатель : Ребята к нам сегодня пришел корреспондент и тоже хочет задать каждому из вас свои шуточные вопросы, касающиеся нашей темы о правде и лжи .

Корреспондент : Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам задам вопросы, а ваша задача отличить «правильную » историю от «неправильной » .

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

Отвечай, правда ли ? А что идет в марте?

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечай, правда ли ? А что любит кошка?

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечай, правда ли ? Кого пасет пастух?

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблони в саду.

Отвечай, правда ли ? Где спит лебедь?

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Отвечай, правда ли ? Какой выйдет платок?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечай, правда ли ?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечай, правда ли ? Пес кудахчет и несет яйца?

Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечай, правда ли ?

Корреспондент : Спасибо, ребята! Вы все просто молодцы. Ну а мне пора возвращаться на работу.

Воспитатель : Ребята, я смотрю вы засиделись. Предлагаю провести физкультминутку.

Ветер тихо клен качает,

Вправо , влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ – топ! Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Воспитатель : А сейчас я хочу чтобы вы ответили на вопросы, которые видите на экране.

Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры. (Лиса. Сказки «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Лиса и заяц» ).

Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок?

Как бы вы повели себя, если бы разбили мячом окно?

Как бы вы повели себя, если вы получили двойку?

Как бы вы повели себя, если бы разбили любимую мамину вазу? Какие слова нужно найти, чтобы рассказать маме о случившемся?

А у вас были ситуации, когда вы обманывали?

Воспитатель : Есть немало пословиц и поговорок о правде и лжи .

Маленькая ложь за собою большую ведет.

Врал в молодости, не поверят и в старости .

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Врет,что блины печет : только шипит.

Воспитатель : Наше занятие подходит к концу .

О чем мы говорили сегодня?

Какой вы сделали вывод из всего вышесказанного?

Ребята, правда и ложь , так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще не совсем взрослые и не полностью осмысливаете эти понятия . Хорошо то,что вы понимаете : нужно не бояться говорить правду , а ложь обходить стороной .

И закончить наше занятие я хочу стихотворением :

На свете так бывает,порой не разберешь :

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь ?

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом ,

А с ложью не дружить ?

Бывает ложь красива , а правда так горька ,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить !

Управление образования Администрации города Красноперекопска Республики Крым

МБДОУ (ясли – сад) № 4 «Золотая рыбка»

Конспект занятия-беседы

с детьми средней группы

на тему «Про правду и ложь»

по произведению В.А.Сухомлинского

Разработано и проведено

воспитателем Жихаревой Н.Д.

г. Красноперекопск, 2014 г.

Цель: продолжать учить детей доброжелательно относиться к своим ровесникам и взрослым; дать представления о положительном влиянии на человека такой моральной категории, как правдивость, губительное действие привычки обманывать на основе анализа поступков персонажей народных сказок, сказки Василия Сухомлинского "Лисенок" и предлагаемых моральных ситуаций. Обсудить с детьми некоторые проявления неправильного поведения; упражнять в решении моральных задач и ситуаций. Развивать аналитическое мышление детей, их память, внимание, связную речь, умение размышлять. Обогатить словарь определениями (правдивый, лживый, пакостный). Воспитывать непримиримое отношение к вранью во всех ее проявлениях.

Материал : сказки "Колобок", "Котик и Петушок", " Лисичка-Сестричка и Серый волк", "Заюшкина избушка", "Красная шапочка", "Коза и семеро козлят", " Коза-Дереза", сказка Василия Сухомлинского "Лисенок" (адаптированная для чтения дошкольникам), загадки о Котике и Петушке, пословица о правде и несправедливости, моральные ситуации, картинки, дидактическая игра " Правда-Несправедливость", игрушечные котик и петушок, шапочки для лисички и котика, Библия, подвижная игра "Лисичка и котик".

Ход занятия

Дети, скажите, любите ли вы сказки?

Я тоже их очень люблю. И сегодня хочу пригласить вас в гости к сказочке на лесную лужайку.

Дети заходят в комнату сказок, рассматривают деревья, кусты, избушку, двор.

Отгадайте, кто в этой избушке живое?

Кто с хвостиком и ушками,

У кого лапки с подушками,

Как идет, никто не слышит,

Охотится на мышек?

Так, правильно, котик.

Хвост с узорами, На забор вылетает.

Сапоги со шпорами, Ку-ка-реку, - всех поздравляет.

Конечно ж, петушок.

Может, вы догадались и как называется эта сказочка? ("Котик и петушок").

Дети, Котик и Петушок пошли, наверное, в лес по дрова. Пока их нет, прочитаем книжечку, которую они оставили на пенечке. Садитесь удобно и слушайте внимательно.

Чтение сказки Василия Сухомлинского "Лисенок" (Беседа по содержанию сказки)

1. Куда ходил Лисенок каждое утро?

2. Что оно придумал, чтобы не идти в детский садик?

3. Что сделала мама, поняв, что Лисенок ее обманывает?

4. Почему Лисенок быстро собрался в детский сад?

Дети, как вы поняли из сказки Лисенок обманул маму. А что означает слово обманывать? (-говорить неправду, врать).

А какие вы еще знаете сказки, в которых Лисичка прибегала к обману? (- "Колобок", "Котик и петушок", " Лисичка-Сестричка и Серый волк", " Заюшкина избушка ").

Какими словами можно охарактеризовать Лисичку, изображенную в сказках?

Дидактическое упражнение "Лисичка какая?.." (- Хитрая, пакостная, нечестная...)

А какими словами можно сказать про Колобка, Петушка, Зайчика, которые верили Лисичке? Они какие? (-Доверчивые, честные, не всегда послушные, беспомощные...)

Физминутка по методике Железновой.

Дети, а, может, вы знаете других персонажей сказок, которые тоже прибегали к обману? (- Волк, Коза).

В каких сказках Волк изображен как персонаж, которому нельзя верить? (- "Красная шапочка", "Коза и семеро козлят").

А в каких сказках Коза - обманщица? (" Коза-Дереза"). Мы уже с вами знаем, что Лисичка, Волк, Коза-Дереза обманывали, чтобы иметь с того какую-то пользу.

А что же происходило с теми персонажами, которых они обманывали, - с Колобком, Петушком, Зайчиком, козлятами? (Они попадали в беду, в зубы хищникам, имели большие неприятности).

Итак, их обижали. Вот почему неправду называют несправедливостью.

Нам в жизни кое-где приходится сталкиваться с обманом. Как вы думаете, дети, приятно ли, когда тебя обманывают?

Как вы относитесь к таким людям? Да, они нам неприятные. В народе говорят; "Правда вранья не любит", Припомните, какие пословицы о правде и несправедливости вы знаете.

Маленькая правда все неправды перевесит.

Ошибся - сознайся.

Враньем весь мир обойдешь, а назад не возвратишь.

А вот послушайте, какой случай случился в одном детском садике.

Моральная ситуация

Коля принес в детский садик краски для занятий по рисованию. Ему так захотело рисовать, что он тихонько, пока никто не видел, открыл красную краску и макнул в нее палец. Краска закапала на стол, пол, новый ковер. Коля быстро закрыл ее и вымыл руки с мылом. От красной краски на пальце и следа не осталось, а вот на столе и ковре остались красные пятна

Дети, кто это заляпал наш новый ковер краской? - спросила воспитательница. Но никто ей не ответил. Долго властвовала тишина. Коля так и не сознался.

Дети, как вы думаете: не сознаваться в совершенном- это обман или нет?

Как бы вы поступилив подобной ситуации? Почему?

Работа с картиной

Дети, рассмотрите эту картину. Я начну рассказ, а вы продолжите.

Дети игрались в комнате мячом. Мальчик бросил его сильно, и мяч залетел на стол и столкнул со стола вазу. Она упала и разбилась.., (Мама зашла в комнату и увидела это).

Кто это сделал? - спросила она. Мальчик переложил свою вину на (котика, мячик,

сестричку)...

Как вы считаете, перекладывать свою вину на другого - это обман или нет? Как бы поступили вы?

Как вы думаете, дети, красивым ли было бы лицо у вранья, если бы мы смогли его нарисовать? (Ответы детей).

Попробуйте изобразить его с помощью мимики.

Понравились ли вы друг другу? Почему?

В самом деле, вранье очень некрасивое, обманывать некрасиво и нехорошо для нашей души, и в Библии записано, что обманывать - грех.

А вот и Котик с Петушком возвратили из леса. Они принесли вам яблочек за то, что вы хорошо работали, а еще за то, что пообещали никогда не обманывать. Хотя они и устали, но хотят с вами поиграть в свою любимую игру "Хитрая лисичка".

После игры дети угощаются яблочками.

Конспект занятия.

Разработала, воспитатель

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Задачи:

1. Учить детей говорить правду.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.

Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь

обходить стороной.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Введение в тему:

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

· Чтение воспитателем сказки «Две сестры»:

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для лжи свое сердце

(Как это? Что значит?), то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Что-то новое узнали о правде и лжи?

Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

3. Сообщение темы: Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи.

4. Работа по теме: - Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол.

Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»

(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)

Комментарий детей о том, что одели и почему.

Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

· Игра «Подбери по смыслу слова», с комментированием каждого слова:

Правда Ложь

Искренность Лицемерие

Прямота Криводушие

Правдивость Предательство

Честность Обман

Откровенность Вранье

Истина Измена

Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

· Вопросы:

1. Что значит быть честным?

2. Как вы думаете, что легче сказать – правду или ложь?

3. Что чаще вы говорите – правду или ложь?

4. Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь?

5. Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

6. Как бы вы повели себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; сломал новую машину? Как вы об этом рассказали бы?

7. А у вас были такие ситуации, когда вы обманывали?

8. Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?

· Предъявление ситуаций: Как бы вы поступили в таких ситуациях?

«Я разбил красивую чашку из дорого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, но она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность».

«Во 2 классе я получила двойку по русскому языку . Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела».

· Обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи:

«Красива ложь, да от правды не уйдешь»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет»

«Говоришь правду – правду и делай»

«Ложь искривляет, правда исправляет»

«Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает»

· Пересказ рассказа А. Ульянова «Кто разбил графин?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Что может произойти с героями этого рассказа?

Первичное чтение рассказа воспитателем.

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тёте. В Казани, в квартире тёти, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тётя.

Кто разбил графин, дети? – спросила она.

Не я, не я, - говорил каждый.

Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тётей, в чужой квартире; ему, самому младшему, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца. Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

Я тётю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тёте Ане и что она, наверное, простит его».

Вопросы: Понравился рассказ? Почему? Как называется рассказ?

Кто главный герой? Что с ним произошло?

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Как, вы думаете, что чувствовал Володя, когда разбился графин?

Отчего Володя расплакался ночью?

Почему Володя, спустя время, решил признаться маме в совершенном проступке?

Как, вы, думаете, что Володя почувствовал, когда признался в своем проступке?

Как бы вы поступили на месте мальчика?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Самостоятельное чтение детей. Выбор ключевых слов или фраз.

Пересказ рассказа детьми.

5. Подведение итога:

Сегодня мы говорили с вами о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. В заключение я хочу прочитать стихотворение:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Мария Матвеева
Конспект занятия «Правда и ложь»

Тема : Час общения

Цель : 1. Формировать необходимые нравственные знания, воспитывать привычку анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.

2.0беспечить единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения.

Оборудование : карточки с заданиями, коробка с призами, кружки, чай, пирог.

Ход мероприятия

Организационная часть

Воспитатель : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы попали в необычную страну. В ней всего два города – город «Правды » и город «Лжи» . В городе «Правды » всегда говорят правду , в городе «Лжи» все говорят неправду . (Дети разбились на две команды)

Основная часть

Воспитатель : В этих городах не все жители говорят неправду , надо только выяснить, а для этого нам помогут наше жюри, которое оценит, кто говорит правду , а кто нет. Каждой команде я зачитаю по несколько фраз (по одной на каждого участника, ваша задача – ответить правильно : «правда или «ложь » . А жюри будет внимательно следить за вашими ответами, присуждая по одному очку за каждое «попадание» . Итак, начали!

1 Конкурс : Правда – Неправда

Фразы для первой команды

Если пчела ужалит, то погибнет. (правда )

Мыши, вырастая, становятся крысами. (неправда )

Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку. (неправда )

Черепахи вылупляются из яиц. (правда )

У солнечных часов нет стрелок (правда )

Кипятком огонь погасить нельзя. (неправда )

Слон боится мышей. (правда )

Фразы для второй команды

Пушкин в детстве увлекался фотографией. (неправда )

Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (неправда )

38 градусов – нормальная для человека температура тела (неправда )

У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (правда )

Бревно не тонет в воде. (правда )

Бензин можно тушить водой. (неправда )

Скорую помощь вызывают по телефону 01. (неправда )

Итог

2 Конкурс : Сыщики.

Воспитатель : Есть в мире знаменитые сыщики, которые всегда ищут правду , с помощью различных улик, доказательств. И один такой сыщик прислал вам задание. Вот у кого нужно поучиться отличать правду от неправды !

(Команды по очереди выбирают себе карточку с заданием. Обсуждают её в течение нескольких минут. Затем отвечают на вопрос, объясняя свои ответы.)

Задание на 1 карточке

На стол ставится кастрюля (без крышки) .Вопрос звучит так : «Представьте, что эта кастрюля – самая большая в мире. В ней поместятся не только щи и каша, но и все на свете. И все – таки есть один предмет, который не поместится в эту кастрюлю никогда. Что это за предмет? (Крышка от кастрюли)

Задание на 2 карточке

К директору музея пришел человек и попросил купить у него ценную старинную картину,на обратной стороне которой была надпись : «Работа над этой картиной закончена мною сегодня, … месяца, …года (дата неразборчива, за 3 года до нашествия Наполеона. (Подпись автора) » директор засомневался в подлинности картины. А что вы думаете по этому поводу? (Автору картины не могла быть известна дата начала нашествия Наполеона за 3 года до этого события. Картина не может быть подлинной)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

3 Конкурс «Воздушный шар»

Воспитатель : А вы знаете, что воздушный шар может никогда не упасть. Как это может быть? (ответы детей)

Убедимся, если поиграем в игру. Вам будет даны два шарика, ваша задача – подбросить вверх по команде и как можно дольше удержать его в воздухе, дуя на него. Команда, чей шарик раньше коснется земли - проиграет.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

4 Конкурс «Сказочный биатлон»

Воспитатель : Хорошо было бы, если бы обманщики встречались только в сказочной стране. Но, к сожалению, их хватает и в других странах. Давайте с вами вспомним самых знаменитых обманщиков из сказок. Я буду задавать вопросы по очереди обеим командам. Если вы ответите сразу, получаете 3 очка, если с одной подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если совсем не ответите – получаете ноль!

1 Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Маша из сказки «Маша и медведь» )

2. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

(Волк из сказки «Красная Шапочка» )

3. Мелкие торговцы- врунишки заявили, что их товар – волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

(Торговцы «невидимой тканью» из сказки Г. Х. Андерсена «Голый король» )

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр – это обидно.

(Лиса из басни И. Крылова «Ворона и лисица» )

5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

(«Кот в сапогах» из сказки Ш. Перро)

6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

(Волк из сказки «Волк и семеро козлят» )

7. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Глупый кругляшок уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

(Лиса из сказки «Колобок» )

8. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эта хрустальная вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.

(Дочка мачехи из сказки «Золушка» )

9. Они, когда собираются вместе не просто выдумывают, а будто сказки рассказывают.

Девочке отдали мороженое свое, чтобы она не плакала, когда её наругала мама из-за брата.

Когда брат сказал, что она варенье съела, а это сделал он, а ей губы намазал вареньем.

(«Фантазеры» из рассказа Н. Носова)

10. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот потому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

5 Работа с пословицами

Воспитатель : О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь , да от правды не уйдёшь .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

Кто первый ответит по пословице и правильно , тот и зарабатывает очко.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

Заключительная часть

Воспитатель : Теперь вы знаете, что ложь бывает разной , что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду , намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Предлагаю каждой команде составить несколько правил честного поведения . (Составление правил честного поведения .)

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему .

6) Поступай только честно.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурсов.

Если вы будите соблюдать правила , которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь :

С тобою, правда , рядом

Иль вкрадчивая ложь .

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить !

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта