Главная » Условно-съедобные грибы » Крупные стройки 20 30 годов. Стройки ссср

Крупные стройки 20 30 годов. Стройки ссср

На самом верху ЦК КПСС умели и любили строить грандиозные планы будущего. Масштабные и легковыполнимые на бумаге идеи должны были обеспечить стране превосходство во всех сферах над всем и каждым в мире. Рассмотрим некоторые из амбициозных советских проектов, которые так и не были воплощены.

Идея этого проекта, который должен был в прямом смысле возвысить СССР над всем светом, родилась в начале 1930-х. Суть его сводилась к строительству небоскреба высотой 420 метров с гигантской статуей Владимира Ленина на крыше.
Здание, еще до начала стройки получившее название Дворец Советов, должно было стать самым высоким в мире, обогнав даже известные небоскребы Нью-Йорка. Таким представляли себе будущего исполина в партийном руководстве. Планировалось, что в хорошую погоду Дворец Советов будет видно с расстояния в несколько десятков километров.

Место под строительство будущего символа коммунизма выбрали замечательное – холм на Волхонке. Тот факт, что локация давно была занята храмом Христа Спасителя, никого не смутил. Кафедральный собор решили снести.

Говорят, сподвижник Сталина Лазарь Каганович, наблюдая за взрывом храма с возвышенности в бинокль, произнес: «Задерем подол Руси-матушке!».

Строительство главного здания СССР началось в 1932-м и продолжалось до начала войны.

Возведение цоколя За это время успели полностью расквитаться с фундаментом и приступить к работе над входом. Увы, дальше этого дело не продвинулось: война внесла свои коррективы, и от имиджевой идеи обеспечить народ высоткой руководство страны вынуждено было отказаться. Более того, уже построенное стали разбирать и пускать на военные нужды, например, - на создание противотанковых ежей.

В 50-х к «дворцовой» теме вновь вернулись и даже почти приступили к работе, однако в последний момент отказались и решили построить на месте несостоявшейся высотки огромный бассейн.

Однако и от этого объекта впоследствии отказались – в середине 90-х бассейн ликвидировали, а на его месте возвели новый храм Христа Спасителя.

Пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о некогда грандиозных планах властей о создании Дворца Советов - это заправочная станция на Волхонке, часто именуемая «Кремлевской». Она должна была стать частью инфраструктуры комплекса.

А теперь посмотрите, как могла бы выглядеть столица, сумей руководство Союза осуществить планы по возведению «символа коммунизма».

«Стройка №506» - Сахалинский тоннель

Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.

Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.

Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Вот он.

Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.

Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.

«Боевой крот» - засекреченные подземные лодки

Стройка небоскребов и прочих поражающих воображение обывателя сооружений – не единственное, на что тратился советский бюджет в стремлении «обогнать конкурентов». В начале 30-х в высоких кабинетах загорелись идеей разработать транспортное средство, часто встречавшееся в книгах писателей-фантастов – подземную лодку.

Первая попытка была предпринята изобретателем А. Треблевым, создавшим лодку, напоминающую по форме ракету.

Детище Треблева передвигалось со скоростью 10м/ч. Предполагалось, что механизм будет управляться водителем, либо (второй вариант) – с помощью кабеля с поверхности. В середине 40-х аппарат даже прошел испытания на Урале у горы Благодать.

Увы, во время испытаний лодка показала себя не слишком надежной, поэтому проект решили временно свернуть.

О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никите Хрущеву жуть как понравилась идея «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». К работе над новой лодкой были подключены передовые умы: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, способная вместить 5 человек экипажа и перевозить тонну взрывчатки.

Первые испытания лодки все на том же Урале прошли успешно: крот преодолел отведенный путь со скоростью пешехода. Однако радоваться было рано: во время второго теста машина взорвалась, весь экипаж погиб. Сам крот остался замурованным в горе, которую так и не смог преодолеть.

После прихода к власти Леонида Брежнева проект подземной лодки свернули.

«Автомобиль 2000»

Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».

Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».

Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.

Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.

На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.

Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей. При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть. Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.

Индустриализация – период с 1928 по 1941 годы (прервана войной), в ходе которого Советская власть реализовала планы первых трех пятилеток, позволивших укрепить промышленность СССР, а также обеспечить независимость ВПК и основных элементов экономики от Западных стран. Начало индустриализации следует искать двадцатых годах прошлого века, приведших к внедрению НЭПа. Первый разговора о курсе на индустриализацию (хотя при этом подчеркивалось, что СССР всё ещё будет какое-то время оставаться аграрной страной) произошел в 1925 году.

Для правильного понимания сути происходящего, следует выделить 2 главные задачи, стоявшие перед индустриализацией:

  • Поставить СССР в экономическом и промышленном плане вровень с передовыми странами мира.
  • Полная модернизация военно-промышленного комплекса и его независимость от других стран.

Подготовка к индустриализации (период с 1925 по 1928 годы)

В целом путь к индустриализации был открыт на 14 съезде ВКПб 1925 года и 16-ой партконференции в апрель 1929 года, в результате которой произошло создание основных принципов развития. На повестке дня было 2 плана индустриализации:

  • «отправной». Показатели с необходимым минимумом.
  • «оптимальный». Завышенные показатели, в среднем на 20%.

Мы знаем, что советская власть всегда бралась за невозможное. Поэтому выбрали «Оптимальный» план, который имел завышенные проценты. Следующее важно событие произошло в апреле 1926 года. Впервые в партии Большевиков победила идея о построении социализма в СССР, без оглядки на другие страны. Напомню, что Ленин и Троцкий были сторонниками мировой революции. Они считали, что сначала нужно свергнуть буржуазию везде где только можно, а уже потом заниматься социализмом. Сталин говорил, что СССР это уникальный продукт, им нужно дорожить и строить социализм здесь и сейчас. В конечном итоге подход Сталина и победил. Но хочу отметить, что новый путь в корне противоречил идеологии марксизма. Здесь важный момент заключается в том, что сама индустриализация стала не просто экономическим средством, но и политическим.

Осень 1926 года Большевики выдвинули новый лозунг (любили они это дело): «Догнать и перегнать капиталистические страны!». Сделать это в условиях НЭПа, который уже загнивал в своей либеральности и мелкой торговле, было невозможно. Поэтому все больше людей поддерживало идею начала индустриализации в СССР, как единственного средства, позволяющего догнать страны Европы и США.

В апреле 1929 очередной съезд партии утвердил «оптимальный» план на первую пятилетку. Выше мы уже говорили о том, что это за план. Главное в этом плане – строительство новых объектов промышленности (фабрики и заводы). Всего планировалось построить 1200 новых крупных объектов. Сразу скажу, что в дальнейшем этот план пересматривался 2 раза в сторону уменьшения объемов, но об этом дальше. Приоритетом выступили объекты производства и тяжелая промышленность. На реализацию этой идеи выделялось 78% всех поступлений в бюджет.

Источники проведения индустриализации

Индустриализация требовала громадных денег. Это логично, потому, что построение промышленности требует больших денег и не дает ежеминутной отдачи. Но только так можно было спасти экономику СССР. И руководство партии стало изыскивать средства для создания промышленности всеми доступными способами:

  • Внешняя торговля. Советская власть продавала в Европу нефть, лес, лен, золото, зерно. Наибольшим спросом пользовались зерно, лес и нефть. Всего они приносили ежегодно более 2 миллиардов рублей.
  • Коллективизация активно работала на индустриализацию. Продукция сельского хозяйства забиралась практически за бесценок и передавалась на нужды промышленности.
  • Полная отмена частной (розничной и оптовой) торговли. Все привилегии НЭПа отменялись. Случилось это в 1933 году. Напомню, что доля НЭПманов на розничном рынке была 75%.
  • Создание «дефицитов». Население целенаправленно ограничивали во всем, чтобы максимально все вложить в промышленность. В результате уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года!
  • Идейная настройка граждан. Все партийные организации внушали людям чувство патриотизма и долга для того, чтобы те лучше работали. Что собственно и происходило.
  • Спецсредства.

Что такое спецсредства для индустриализации

Что имеется в виду под «спецсредсвами»? В 1917 году большевики провели массивную экспроприацию. Средства ушли в швейцарские банки (финансовый центр Европы), откуда они могли быть исопльзованы для нужд революции в других странах. Средства эти выделялись на конкретные счета и на конкретных людей. Это были представители Ленинской гвардии.


В период НЭПа деньги тоже получались, и они тоже уходили на счета в швейцарских банков. Было всего прядка 100 деятелей Ленинской гвардии, которые имели счета в зарубежных банках. Я повторяю это были не их личные деньги, но они лежали на личных счетах. Поскольку мировой революции нет, они так лежали мертвым грузом. А суммы были огромные - в среднем по 800 миллионов долларов (нужно только помнить, что доллар тогда по сравнению с современным нужно умножить на 20-25). То есть это были огромные суммы, и вот в 1930-е годы Сталин эти деньги получил и во многом благодаря им индустриализация в СССР прошла.

Личная разведка Сталина прошлась по западным банкам и, подкупая служащих, она вывела тех людей, которые имели деньги на счетах. Потому что Сталин этого знать просто не мог. Он не был в этой игре к тому моменту. Это делалось по другим линиям, например по Комментерну. Тогда начался, так называемый сталинский террор, когда начали арестовывать представителей Ленинской гвардии. Сначала им давали очень умеренные сроки. Но мало кто знает, что эти сроки (5-7 лет) это был обмен на их средства в швейцарских банках. Это и есть те самые спецсредства, которые решили много проблем.

В это же время в мире бушевал страшный кризис, который вошел в историю, как «Великая Депрессия». Благодаря этому кризису советской власти удавалось буквально за бесценок скупать объекты промышленности, которые им были нужны. Есть и еще 1 момент, о котором очень редко говорят истории. В это же время США потерял рынок Великобритании и был вынужден искать новые. Одним из них стал именно рынок СССР. Так, что частично индустриализации в СССР была проведена на деньги американских миллиардеров.

Ход индустриализации

Период до начала работы по первому пятилетнему плану

Фактически к 1928 году сложилась ситуация, при которой все имеющиеся ресурсы СССР бросало на создание промышленности. Сталин уже тогда говорил о том, что без промышленности СССР уничтожат и раздавят, скорее всего, войной (удивительно, но в своих прогнозах Сталин практически никогда не ошибался).

Для проведения индустриализации было выделено 3 пятилетки. Рассмотрим детально каждый пятилетний план.

План первой пятилетки (Реализован с 1928 по 1932 годы)

Техника решает все!

Лозунг первой пятилетки

Первая пятилетка должна была произвести до 60 крупных предприятий. Всего, напомню, изначально предполагалось построить 1200 объектов. Потом выяснилось, что денег нет на 1200. Выделили 50-60 объектов, но потом опять выяснилось, что и 50-60 объектов тоже очень много. В конечном итоге был составлен список 14 объектов промышленности, которые должны были быть построены. Но это были реально крупные и нужные объекты: Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие, не менее значимые и сложные. На их постройку вделалось 50% всех денег.

Всего были завялены следующие показатели в качестве оптимальных:

  • Выпуск промышленной продукции = +136%;
  • Производительность труда = +110%.

Первые 2 года первой пятилетки показали превышение плана, индустриализация шла полным ходом, в результате чего задания были увеличены на 32%, а затем еще на 45%! Руководители СССР предполагали, что бесконечное увеличение плана будет приводить ко все большей эффективности труда. Где-то так и получилось, но чаще всего люди стали заниматься «приписками», когда показатели давались заведомо ложные. Правда если это вскрывалось, то человека моментально обвиняли во вредительстве, и в лучшем случае дальше следовала тюрьма.

Первая пятилетка завершилась тем, что руководство СССР гордо рапортовало – план перевыполнен. На самом деле это даже отдаленно не напоминало реальность. Например, производительность труда выросла на 5%. С одной стороны не плохо и прогресс есть, но с другой стороны говорилось то о 110%! НО тут я хочу предостеречь всех от поспешных выводов. Несмотря на то, что практически все показатели, заявленные перед пятилеткой, выполнены не были – рывок страна сделала гигантский. СССР получил промышленность и отличную базу для дальнейшей работы и роста. И это самое главное. Поэтому результат первой пятилетки индустриализации в СССР должен быть оценен положительно.

План второй пятилетки (Реализован с 1933 по 1937 годы)

Кадры решают все!

Лозунг второй пятилетки

Первая пятилетка заложила фундамент, создала количественный показатель. Теперь же требовалось качество. И не случайно стройки первой пятилетки сразу вспоминаются, а вот стройки второй пятилетки – нет. Дело не в том, что стали хуже строить или пропали амбиции, а в том, что индустриализация перешла на следующий уровень. Именно поэтому в эти годы уже на слуху не предприятия, а личности – Стаханов, Чкалов, Бусыгин и другие. И этот упор на качество дал результата. Если с 1928 по 1933 году производительность труда выросла на 5%, то с 1933 по 1938 годы на 65%!

План третьей пятилетки (Реализован с 1938 по 1941 годы)

Третья пятилетка была начата в 1938 году, но была прервана в 1941 году, в связи с началом войны.

Третья пятилетка началась в 1938 году, а план на нее был утвержден на 18 съезде партии в 1939 году. Главный лозунг этого этапа развития СССР был – Догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Предполагалось, что этого следует добиться без уменьшения затрат на военно-промышленный комплекс. Но поскольку в Европе буквально меньше, чем через год, началась война – расходы были больше сосредоточены как раз на ВПК. Главный упор третьей пятилетки был сделан на химическую и электрическую промышленность. Мерило деятельности пятилетки – национальный валовой доход должен был увеличиться в 2 раза. Добиться этого не удалось, но причина тому война. Все-таки пятилетка была прервана за 2,5 года до своего завершения. Но главное чего удалось добиться Советской власти – ВПК стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на стабильные +5/6 % ежегодно. И это прямой результат индустриализации в Советском Союзе.

Что дали стране Пятилетки и их значимость для Индустриализации

Поскольку задача была в создании индустриального общества, то и результаты нужно оценивать исходя из ответа на главный вопрос. А звучит он так – «Стал СССР или нет полностью индустриальной страной?». На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И да и нет, но в целом – задача решена была. Докажу на примере. Официальные цифры говорят, что в национальном доходе 70% было получено от промышленности! Даже если предположить, что эти цифры завышены (любили это делать в руководстве ЦК КПСС) и доля промышленности в национальном доходе была 50% - это в любом случае колоссальные цифры, до которых далеко очень многим из современных держав. А СССР этот путь прошел всего за 12 лет.

Также приведу некоторые цифры развития СССР в период с 1922 по 1937 годы:

  • Ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600).
  • К 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года.
  • Объемы промышленности выросли значительно, и по их показателю СССР вышел на 2 место в мире. Напомню, что в 1913 году Российская Империя занимала по этому показателю 5 место в мире.
  • СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом от других стран. Без этого нельзя было победить в войне.
  • Полное отсутствие безработицы. Примечательно, что в 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации – в СССР работали все.

Рабочий класс и его жизнь

Главная идея индустриализации заключалась в том, чтобы обеспечить каждого человека работой и обеспечить жесткий контроль над ним. Добиться этого в принципе удалось, хотя полного контроля над умами рабочих не имело даже сталинское правление.

Начиная с 1932 года в СССР были введены обязательные паспорта для всех. В дополнении были ужесточены наказания за нарушение дисциплины на рабочем месте. Например, если человек не являлся на работу без уважительной причины – моментально увольнение. На первой взгляд кажется, что жестоко, но дело в том что тогдашний советский рабочий это бывший крестьянин, который привык, что за ним наблюдают в селе, контролируют и говорят что делать. В городе он получал свободу, после которой многим «сносило голову». Поэтому и нужно было наводить социальную дисциплину. Нужно правда сказать, что до конца социальную дисциплину в советском обществе даже сталинскому режиму не удалось решить.

В 1940 году (это было связано с подготовкой к войне) рабочий утратил право перехода на другое место работы без разрешения администрации. Это решение было отменено только в 1955 году.

В целом жизнь простого человека была крайне тяжелой. Карточная система была отменена в 1935 году. Теперь все покупалось за деньги, но цены были мягко говоря высокими. Судите сами. Среднемесячная зарплата рабочего в 1933 году составляла 125 рублей. При этом:

  • 1 килограмм хлеба стоил 4 рубля.
  • 1 килограмм мяса стоил 16-18 рублей.
  • 1 килограмм масла стоил 40-45 рублей.

А теперь подумайте, что мог себе рабочий позволить в 1933 году? К концу 30-х годов материальное положение рабочих несколько улучшилось, однако, они все-равно ощущали целый ряд проблем.

Интеллигенция при Индустриализации

Что касается интеллигенции и инженеров, то безусловно 30-е годы это был период, когда интеллигенция и инженеры жили очень хорошо. Практически у всех были домработницы, они получает хорошую зарплату. Власть старалась той части интеллигенции, которая пошла на службу режима, обеспечить условия сопостовимые с 1913 годом. Напомню, что, например, в 1913 году профессор получал такое же жалование, как и министр.

Специедство и его особенность

Поскольку очень часто планы не выполнялись, то решили ввести такое понятие, как вредители, или люди, мешающие становлению Советской власти. В 1928-1931 годах развернулась компания "Специедство". За время этой компании были изгнаны из страны до 1000 старых специалистов из различных областей. Их так же обвинили в непонимании задач социализма. И это стало одной из визитных карточек индустриализации.

Что такое специедство? Поясню на конкретном примере. Например, говорят инженеру, что нужна производительность 200%. Он говорит что это невыполнимо, техника не выдержит. Вывод советского чиновника - специалист мыслит буржуазными категориям, против социалистического строительства, значит нужно выгнать его из страны.

Параллельно с этим шел процесс создания новых рабочих и выдвижения новых кадров. Их так и называли "Выдвиженцы". Их число по итогам первой пятилетки составило 1 миллион человек. Но к середине 1931 года выяснилось, что эти новые кадры являются одним из главных тормозов индустриализации. И Сталин решил эту проблему – он вернул на должности старых специалистов, дали им хорошую зарплату, а выдвиженцам запретил вести отрицательную агитацию против этих специалистов. Так Специедство было прекращено, да и выдвиженцы практически закончились.

Экономика СССР к концу индустриализации

Очень интересно как комбинировались административные методы и методы хозрасчётов. В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет. 2 года все было хорошо. Потом в 1936 году – опять жесткий административный контроль. И так по циклу. То есть шла постоянная комбинация административных методов и методов хозрасчета.

Первые пятилетки сделали главное – они создали промышленность и создали новую экономику. Благодаря этому у СССР появилось будущее. Но именно здесь и начинается главный тормоз – множество ведомств и министерств. Всего их было создано 21. Промышленность разделили между монополиями и пока их было немного Госплану удавалось притирать их друг другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол. И уже в 50-е годы плановое хозяйство в СССР было весьма и весьма условным.

В любом случае индустриализация в СССР это было крайне важный шаг, которы обеспечил страну промышленностью и реальной экономикой, которая имела действенную ориентацию, и которая была в состоянии жить вне зависимости от других стран.

Великие стройки

Партия, страна взялись за трудную работу по выполнению «пятилетки», как сокращенно стали называть план. Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности. Шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, в Донбассе: их расширяли и оснащали новым импортным оборудованием. Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической, электроэнергетике, а также машиностроению в целом, то есть тому сектору, который призван будет сделать СССР технически независимым, иначе говоря, способным производить собственные машины. Для этих отраслей и создавались гигантские строительные площадки, возводились предприятия, с которыми навек будет связана память о первой пятилетке, о которых будет говорить вся страна, весь мир: Сталинградский и Челябинский, а потом и Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, первый шарикоподшипниковый завод, химические комбинаты в Бобриках и Березниках.

Самыми знаменитыми среди новостроек были два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Решение об их сооружении было принято после долгих и острых споров между украинскими и сибирско-уральскими руководителями, начавшихся в 1926 г. и затянувшихся до конца 1929 г. Первые подчеркивали, что расширение уже существующих металлургических предприятий на юге страны потребует меньших расходов; вторые – перспективность индустриального преобразования советского Востока. Наконец, соображения военного порядка склонили чашу весов в пользу вторых. В 1930 г. решение получило развернутый крупномасштабный характер – создание в России наряду с южной «второй промышленной базы», «второго угольно-металлургического центра». Топливом должен был служить уголь Кузбасса, а руда – доставляться с Урала, из недр знаменитой горы Магнитной, давшей название городу Магнитогорску. Расстояние между двумя этими пунктами составляло 2 тыс. км. Длинные железнодорожные составы должны были совершать челночные рейсы от одного к другому, перевозя руду в одном направлении и уголь в обратном. Вопрос о расходах, связанных со всем этим, не принимался во внимание, раз речь шла о создании нового мощного индустриального района, удаленного от границ и, следовательно, защищенного от угрозы нападения извне.

Многие предприятия, начиная с двух колоссов металлургии, сооружались в голой степи или, во всяком случае, в местах, где отсутствовала инфраструктура, за пределами или вообще вдали от населенных пунктов. Апатитовые рудники в Хибинах, призванные дать сырье для производства суперфосфата, размещались вообще в тундре на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

История великих строек необычна и драматична. Они вошли в историю как одно из самых потрясающих свершений XX в. России не хватало опыта, специалистов, техники для осуществления работ такого размаха. Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Лопатами они копали землю, нагружали ее на деревянные повозки – знаменитые грабарки, которые бесконечной вереницей тянулись взад и вперед с утра до ночи. Очевидец рассказывает: «Издали строительная площадка казалась муравейником… В тучах пыли работали тысячи людей, лошадей и даже… верблюды». Сначала строители ютились в палатках, потом – в деревянных бараках: по 80 человек в каждом, меньше 2 кв. м на душу.

На сооружении Сталинградского тракторного завода впервые было решено продолжать стройку и зимой. Нужно было торопиться. Поэтому работали и при 20, 30, 40 градусах мороза. На глазах у иностранных консультантов, порой восхищенных, но чаще скептически относящихся к этой картине, которую они воспринимали прежде всего как зрелище грандиозного хаоса, устанавливалось дорогостоящее и самое современное оборудование, купленное за границей.

Один из руководящих участников так вспоминает рождение первого Сталинградского тракторного завода: «Даже тем, кто видел это время своими глазами, нелегко бывает вспомнить сейчас, как все это выглядело. Людям помоложе и вовсе невозможно представить все то, что встает со страниц старой книги. Одна из глав ее называется так: «Да, мы ломали станки». Эту главу написал Л. Макарьянц – комсомолец, рабочий, приехавший в Сталинград с московского завода. Даже для него были дивом американские станки без ременных трансмиссий, с индивидуальным мотором. Он не умел с ними обращаться. А что говорить о крестьянах, пришедших из деревни? Были неграмотные – читать и писать было для них проблемой. Все было тогда проблемой. Не было ложек в столовой… Были проблемой клопы в бараке…». А вот что писал первый директор Сталинградского тракторного завода в книге, вышедшей в начале 30-х гг.: «В механосборочном цехе я подошел к парню, который стоял на шлифовке гильз. Я предложил ему: “Померь”. Он стал мерить пальцами… Инструмента, мерительного инструмента у нас не было». Одним словом, это был скорее массовый штурм, нежели планомерная работа. В этих условиях многочисленными были акты самоотверженности, личного мужества, бесстрашия, тем более героические, так как в большинстве своем им суждено было остаться безвестными. Были люди, которые ныряли в ледяную воду, чтобы заделать пробоину; которые даже с температурой, без сна и отдыха, по несколько суток не уходили с рабочего поста; которые не спускались с лесов, даже чтобы перекусить, лишь бы поскорее пустить в ход домну…

Среди советских авторов, доверяющих сегодня бумаге свои размышления о том периоде и оценивающих его в соответствии с собственными идейными предпочтениями, одни склоняются к тому, чтобы приписать заслугу этого порыва необыкновенной стойкости русского народа в самых тяжелых испытаниях, другие, напротив, скрытой энергии, таившейся в народных массах и высвобожденной революцией. Как бы то ни было, из многих воспоминаний явствует, что мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, будущее. Об этом говорилось на митингах. На собраниях вспоминали о подвигах отцов в 1917–1920 гг. и призывали молодежь «преодолеть все трудности» ради закладки фундамента «светлого здания социализма». В то время когда во всем остальном мире свирепствовал кризис, «молодежь и рабочие в России, – как заметил один английский банкир, – жили надеждой, которой, к сожалению, так недостает сегодня в капиталистических странах». Подобные коллективные чувства не рождаются путем стихийного размножения. Несомненно, суметь вызвать и поддержать подобную волну энтузиазма и доверия само по себе немалая заслуга; и эта заслуга принадлежала партии и сталинскому течению, которое отныне полностью руководило ею. Нельзя отказать в обоснованности рассуждению Сталина, когда он в июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) заявил, по сути дела выдавая свою сокровенную мысль, что, не будь идеи «социализма в одной стране», не был бы возможен и этот порыв. «Отнимите у него (рабочего класса. – Прим. ред.) уверенность в возможности построения социализма, и вы уничтожите всякую почву для соревнования, для трудового подъема, для ударничества».

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Бюджетный перегрев. Гонка вооружений и «стройки коммунизма» Характерной чертой сталинской модели было преимущественное развитие тяжелой промышленности и форсированное наращивание капитальных вложений, периодически выходящее за пределы экономической

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 7. Снижение цен и «великие стройки коммунизма» Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был.

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Алгемба» и другие кровавые стройки века Строительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Стройки Артаксеркса Артаксеркс приближался к концу своего долгого и, несмотря на многочисленные восстания, довольно успешного правления. Большая часть его богатств пошла на строительство. В начале своего правления он восстановил дворец Дария I в Сузах, уничтоженный

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ Династия правителей государства, возникшего на территории северной Индии и Афганистана в XVI веке после завоевания правителем Кабула Делийского султаната. В XVIII веке империя Великих Моголов распалась на ряд государств, большинство из которых в конце XVIII -

Из книги Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582 автора Новодворский Витольд Вячеславович

V. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Между тем король думал не о мирных переговорах, а о продолжении войны. Если он приостановил военные действия в конце 1579 года, то сделал это по необходимости и главным образом вследствие недостатка в финансовых средствах. Расходы на первую кампанию были

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Великие походы в IV в. К концу Ханьской династии южные хунны, оттесненные сяньби, пришли в большую излучину Хуанхэ, в Ордоские степи и в соседний Алашань, где и расселились. Южные хунны выполняли для Китайской империи функции федератов – примерно такие же, что осуществляли

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

6. Великие Луки 6.1.Корпусу предстояло принять участие в Великолукской наступательной операции Калининского фронта, проведенной с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года силами 3-й ударной армии и 3-й воздушной армии. Фронту была поставлена задача - окружить и уничтожить

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

III Великие камни Алмаз «Великий Могол» Великие Моголы обожали бриллианты, которые большей частью попадали к ним из Голконды - исторической области в центре Индостана. Марко Поло в 1298 г. писал об этой местности: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор,

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Пять целей стройки века Полвека назад я, тогдашний корреспондент «Правды» в Китае, отправился из Пекина в захолустный городок Ичан. Там трудились мои земляки – специалисты из Ленинградского института «Гидропроект». В их распоряжении был катер. На нем мы проплыли по

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

7. Великие стройки независимости: геополитика вместо экономики Для победы над «Великой депрессией» Рузвельт в США строил автомобильные дороги, трудоустраивая таким образом безработных и создавая своей стране транспортную инфраструктуру. Большие инфраструктурные

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

Владимир Семенов — автор генплана реконструкции Москвы 1935-го года и основатель архитектурной династии.
Свою дачу в поселке НИЛ, что на берегу Истры, архитектор начал возводить в 1935 году. НИЛ расшифровывается как Наука.Искусство.Литература. Семенов вместе с коллегами-архитекторами был инициатором создания этого дачного кооператива.

На строительство усадьбы ушло 30 лет. Дом был построен из корабельного леса. Окна и витражи архитектор вначале схематично изображал на огромных листах бумаги, прикладывал набросок к фасаду здания и смотрел, как получается. Перила и другие опоры делались в виде макетов из дерева, а лишь потом в натуральную величину.

Каминная комната была центральным помещением дома. Здесь, когда на улице смеркалось, все Семеновы в полном составе собирались и слушали занимательные истории об африканских приключениях архитектора. А в день святого Владимира (28 ию-ля) созывали гостей, для которых на большой террасе сервировали стол и угощали варениками с вишней.

В 60-х годах прошлого столетия внучка Семенова вышла замуж за Алек-сан-д-ра Шир-виндта и в поместье стали приезжать друзья артиста: Михаил Козаков, Андрей Миронов, Марк Захаров. В один из дней Миронов и Ширвиндт с оглушительным ревом рассекали по поселку на мопедах. Недовольные соседи вначале были крайне возмущены этим, однако узнав в нарушителях спокойствия известных актеров, тут же сменили гнев на милость.

Нынче в усадьбе Семенова, которую раньше за красоту называли Парком культуры, обитают его пра-прав-ну-ки. На ухоженной территории, как и прежде, красуются постриженные газоны и цветники. В доме на террасе все так же накрывают столы, а по вечерам собираются у камина.

Георгий Гольц — советский архитектор и театральный художник. В 30-х годах XX века он построил в Москве шлюз на Яузе, был автором Устьинского моста и комплекса Изогородка, а также проектировал и строил банки, фабрики и котельные. Гольц обладал острым умом и неуемной энергией, за что друзья прозвали его «Бокалом с шампанским».
В НИЛе архитектору достался один из последних участков земли над рекой, откуда открывался красивый вид на Но-во-и-е-ру-са-лим-ский монастырь.

Строить дачу начали в 1937 году. А летом 38-го года в еще недостроенный дом въехала жена Гольца и дочка.

Проект дачи не сохранился. Остались только зарисовки процесса стройки и эскизы. Дом построили из дерева, любимого материала Гольца. Шесть столбов фундамента и печи были кирпичными. Крышу накрыли дранкой, столы из дуба подставили под террасы. Сруб покупали в соседней деревне, а доски пилили из елей, растущих на участке.

Архитектор на даче занимался живописью, цветоводством, ходил к соседям за рассадой, которым в знак благодарности давал советы по строительству. Подход к выбору дачной одежды у Гольца был тоже творческий. Художник сам нарисовал выкройки для своего комбинезона со множеством карманов.

Вместе с семьей Гольца на дачу переехала его сестра с племянниками. Обедала семья на балконе, который называли южной террасой, а вечера проводила у камина, где сочиняла стихи и рассказы.

В 1942 го-ду в НИЛ пришли немцы. Семья Гольца в тот момент была в эвакуации. Во время бомбежки дача была повреждена — в ее стенах еще долго виднелись осколки от снаряда. Дом не ремонтировался три года. Художник начал реконструкцию, но в 1946 году скончался и семья сделала в доме простой ремонт. Сейчас там живет дочка Гольца — Ника, которая пошла по стопам отца и также стала архитектором.

Григорий Сенатов — автор проектов зданий больниц в Москве. Родился в 1885 году, окончил училище живописи. Однако в работе предпочитал архитектуру, так как она давала более высокий и стабильный доход.
Григорий Сенатов стал членом кооператива «Советский архитектор» в 1938 году. Его участок находился на крутом склоне. Художник разбил на нем самый настоящий парк с газонами, фруктовым садом и цветниками.

Дом сделали в виде куба с куполообразной крышей. Четыре пристройки к нему — из деревянных остатков разрушенной рядом постройки. Фундаментом зданию служили бревна из дуба.

Сенатов под куполом оборудовал для себя мастерскую. Все члены его семейства обитали на первом этаже, но внизу жить в доме было неудобно и некомфортно. Единственная просторная комната плохо отапливалась печкой. К дому таки пристроили несколько помещений, нарушив при этом симметрию, однако произошло это в послевоенные годы.

На дачу приезжали в апреле, перевозя с собой все вещи и помощницу по хозяйству. Каждый год — а это была обязательная традиция — варили 80 килограммов варенья. Для этого до блеска начищали медный таз, а плиту ставили прямо в саду.

В ноябре семейство возвращалось в город и всегда с сожалением. Они мечтали утеплить дом, чтобы в нем можно было жить и в холода.

Нынче на этой даче не закатывают варенье и не собираются за столом шумные компании. Однако облик дома остался прежним.

Виктор Веснин — автор Дворца культуры автозавода ЗИЛ в Москве, здания Театра киноактера, ДнепроГЭСа и многих других монументальных сооружений. Однако в противовес всем этим конструкциям, свою подмосковную дачу архитектор построил из дерева.

Дом в виде сруба с остекленной верандой построили в 1935 году в поселке НИЛ. Веснин был одним из инициаторов создания кооператива НИЛ и первым его председателем.

Дачу обставили антиквариатом, на стены повесили картины. Садоводством архитектор не увлекался, лишь укрепил крутой склон участка подпорками.

На даче Веснин облачался в бархатную блузу. На столе в саду раскладывал белые грибы, занимался живописью. Жена художника обладала отличными вокальными данными, и в усадьбе регулярно устраивали концертные и поэтические вечера. Кстати, соседом Весниных по даче были Семеновы, однако их участки разделял овраг.

В 1950 году Виктор Веснин умер и его супруга продала дачу. Ее новым хозяином стал сокурсник архитектора Михаил Врангель. Но и до сих пор этот старый дом зовется «дача Веснина».

Вячеслав Владимиров — один из ярких представителей архитектурного направления 30-х годов прошлого столетия. В 1942 году Владимиров погиб на войне. Дача в НИЛе — одна из немногих сохранившихся построек архитектора.

Проект дачи супруги Владимировы придумали вместе. Строительство дома началось в 1935 году. Однако в это же время архитектору поступил заказ на проект курортного комплекса на Эльбрусе и стройка застопорилась. До ухода на фронт Владимиров закончить строительство так и не успел. Уже после войны дом достроила его вдова Тамара.

Архитектор очень любил цветы: до сих пор вся дача засажена флоксами и розами, выращиванием которых занимаются его дочь и внучка.

С самого начала дача задумывалась скромной, в противовес шумной городской жизни архитектора. Вла-ди-ми-ров, заводила в шумных компаниях киношников и архитекторов, завсегдатай теннисных кортов в Гаграх, сбегал сюда от городского гама. Отсюда же он уехал на фронт.

Добраться в НИЛ можно было только на поезде, который ездил лишь четыре раза в день. От железнодорожной станции до дачи добирались пешком.

С тех пор там практически ничего не изменилось. Дачный поселок до сих пор тихий и скромный, практически не затронут новомодными строениями.

На вопрос какие крупные стройки 30-х годов xx века в россии?? заданный автором Второстепенный лучший ответ это Индустриализация - процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран.
В 1927 году XV съезд ВКП (б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана.
Важнейшими стройками первой пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде.
Вторая пятилетка (1933 - 1937) была утверждена в 1934 году на XVII съезде ВКП (б) .
Важнейшие стройки второй пятилетки: завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината - основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения и др. В Москве в 1935 году была открыта первая линия метро. Создавались новые промышленные районы в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Велось значительное школьное строительство. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий.
Третья пятилетка (1938 - 1942) была утверждена на XVIII съезде ВКП (б) в марте 1939 года. Она была прервана нападением Германии на СССР и, следовательно, не завершена.
Всего за годы пятилеток было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Индустриализация привела к значительному росту рабочего класса (с 9 млн. в 1928 до 24 млн. в 1940 г.) и инженерно-технической интеллигенции. На карте страны появился ряд новых городов: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др.
Подробнее читайте

Ответ от Осоловеть [новичек]
Первые станции метрополитена.


Ответ от Бульбозавр OOO [гуру]
В 30-тые годы прошлого столения в стране формировалась мощная индустрия. Строились такие значительные по тем временам промышленные предприятия, как Уральский машиностроительный завод. Магнитогорский металлургический завод, Горьковский автомобильный завод.
Выполнялся план ГОЭЛРО, а это строительство Днепровской гидроэлектростанции. Эта была самая крупная в то время в Европе стройку - мощность первой очереди ГЭС составляла 650 тысяч киловатт - возводила вся страна. В начале 30-х годов создавались промышленные предприятия во всех союзных республиках. Это и стройка Туркестано-Сибирской железной дороги" (1930 г.) , "Строительство плотины имени 1 Мая на реке Зеравшан в Узбекской ССР" (1930 г.) , Разработка нефтепромысла в Баку" (1935 г.). Создание современной индустрии во всех союзных республиках имело огромное значение для ликвидации фактической отсталости народов, обеспечения всестороннего прогресса в их развитии.
За 1928 - 1941 годы в СССР было построено 9 тысяч промышленных предприятий.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта