Главная » Условно-съедобные грибы » Курс повышения квалификации "арт-терапия для детей и подростков с овз в условиях реализации фгос". Мульт-терапия как технология реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Курс повышения квалификации "арт-терапия для детей и подростков с овз в условиях реализации фгос". Мульт-терапия как технология реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Арт-терапия для детей с ОВЗ

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Арт-терапия - это лечение искусством , творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи:

  • Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.

  • Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.

  • Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

  • Компенсирует недостающие возможности.

  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

  • Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

  • Оптимизирует личностные качества.

  • Обеспечивает социальную адаптацию.

  • В целом помогает достойно жить.

Механизм действия арт-терапии

Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком , глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот).
Полушария в центре связаны мозолистым телом - узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.

При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм , создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Виды психотерапевтических техник

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

  • Вспомогательные - психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.

  • Лечебные - сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.

Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Активные методы:

  • самостоятельное творчество по созданию творческого продукта;
  • самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств.

Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.

Изотерапия. Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души».
Цель - активизация целительного потенциала самого ребенка. Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития.

Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить). Потом предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы:

  • «Этот рисунок изображает какую-то историю?»

  • «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?»

  • «У рисунка есть название?»

  • «Какие события предшествуют этом рисунку?»

  • «Что произойдет потом?»

  • «О чем ты думал, когда рисовал?»

Рисунки при этом не интерпретируются.

Результат: В беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок происходит безопасная разрядка саморазрушительных и разрушительных тенденций. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности, вплоть до того, что ребенок придумывает танец и его исполняет.

Читайте также:

Пассивная групповая методика «Поход в музей»

Цель - стимулирование процессов мышления, повышение самооценки, развитие эстетического восприятия. Рекомендуется для коррекции личности ребенка с проблемами в эмоциональной и коммуникационной сферах, а также при задержке умственного развития.

В музее детям предлагается рассмотреть картины или скульптуры. Затем даются задания:

  • повторить позу скульптуры;

  • повторить мимику скульптуры;

  • представить себя в роли героя картины;

  • придумать диалоги героев картины;

  • рассказать о развитии сюжета картины.

Результат: осуществляется мощный стимул для развития творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивается умение выражать собственные мысли. Происходит выход за рамки мышления, сформированного психическими и физиологическими особенностями развития, а также повышение самооценки и развитие эстетических чувств.

Пример лечебной арт-терапии

Цветотерапия. Основная цель - здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему. Вот ее простые, но очень действенные приемы:

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски».
Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.

Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала».
Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.
Цель - развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение. Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.

Результат: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами.

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой.

  • Улучшается психическое здоровье.

  • Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.

  • Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.

  • Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, - безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.

  • Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.

  • Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.

  • Повышаются адаптационные способности.

  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Игровая терапия для детей с ОВЗ.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике именно такие дети приводят к ухудшению психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное - нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям. Именно такие дети чаще всего оказываются в группах для детей с нарушениями речи. Сложившиеся проблемы в поведении у таких детей становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в логопедической группе. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Педагог, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять 3. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что "в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты".

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.

Наибольшее количество детей с проблемами в поведении страдают от повышенной тревожности или гиперактивности.

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Вот примерный подбор игр для таких детей.

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

В книге Л.М.Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми» подробно рассказывается о детской тревожности. Тревога, естественное и неизбежное состояние, зарождается уже в раннем детском возрасте. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, излишняя родительская опека и т.п.) тревога перерастает в тревожность, которая закрепляется в качестве свойства личности.
Наиболее естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения является игра. Л.М.Костина пишет о том, что игра имеет свою внутреннюю ценность – мир детей реально существует, и они рассказываю о нем в игре.


Игры для тревожных детей

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Содержание:"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз"

"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Содержание: "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х.: Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.-104с.

2. Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Опубликовано 11.06.2015 (
)

3. «Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов

4. Кулешова Е. Е. «Современные подходы к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми; Санкт-Петербург, «Речь», 2003

6. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- 5% скидка при он-лайн оплате
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

В настоящее время внимание психолого-педагогического сообщества обращено к внедрению и реализации ФГОС, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ОВЗ, а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В связи с этим для коррекции эмоционального состояния детей с ОВЗ используются методы арт-терапии. Арт-терапия для детей – это междисциплинарное направление, возникшее на стыке искусства и науки, которое представляет собой воздействие средствами искусства на ребенка. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала. Курсы арт-терапии позволят слушателям познакомятся с методами, направленными на гармонизацию эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 108 часов .

Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела "Анкетные данные", пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]

И это ещё не всё!

После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:

1 подарок

2 подарок

3 подарок

Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных занятий с использованием проектной технологии.

40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике.

Мастер-класс

«Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования приемов арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии в ходе мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Ожидаемые результаты:

  • Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
  • Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки :

А теперь, позвольте перейти непосредственно к теме мастер-класса «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?

В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии:

  • работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
  • помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
  • царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
  • помогает принять каждого ребёнка

Упражнение 1: участникам мастер-класса предоставляется возможность вспомнить виды арт-терапии, с которыми они знакомы.(работа в группах)

Да, вы правы, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

  • Изотерапия , позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т.д.Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.
  • Игротерапия. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
  • Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
  • Музыкотерапия – это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Танцетерапия позволяет выразить свои и чувства и эмоции в свободном движении и импровизации под музыку.
  • Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Существуют и другие виды арт-терапии, остановимся более подробно на широко распространенных.

  • А чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю перейти к технике «Визитка» .Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается свое имя и схематическое изображение себя в виде любого образа: предмета, цветка, животного и т.д. Далее каждый участник коротко представляется, называет, что он изобразил и с чем это связано.

Упражнение-игра «Серый волк и золотая рыбка»

Три человека (от каждой группы) получают простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт второе задание всей группе: придумать и рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 3 мин.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

Танец кистей рук

Танец рук

Танец головы

Танец плеч

Танец живота

Танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Схемы обсуждения:

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.

Время: 5 мин.

Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Схема обсуждения:

Что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

Что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

Когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или, когда сами были ведущими?

Техника «Рисуем круги...»

Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы:

Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Ход игры:

1 Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

2. Коллективная работа.

Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?

  • Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию? Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
  • Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
  • Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
  • Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
  • Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте.. , вспомните, что

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Мастер-класс «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

    Цели арт-терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости)

    Принципы арт-терапии: Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

    Преимущества применения приемов арт-терапии работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности; помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию; используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность; помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе; царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

    Виды арт-терапии

    Изотерапия – терапевтическое воздействие посредством изобразительной деятельности

    Игротерапия – способ выражения себя в игровой деятельности

    Сказкотерапия –психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности

    Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

    Танцетерапия – способ выражения себя в танце

    Песочная терапия Игра с песком– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения

    « Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс» (К. Роджерс) «Научившись распознавать в себе скрытого художника, защищать его и заботиться о нем, вы избавитесь от боли и психологической зажатости» (Дж. Кэмерон)


    Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

    Муниципальное образовательное учреждение «Новоигирменская

    средняя образовательная школы №1»

    Проект

    «Песочная терапия для детей с ОВЗ»

    Разработала: Залужьева Екатерина Руиковна

    Педагог-психолог

    п. Новая Игирма, Иркутская обл.

    2016 год

    Пояснительная записка.…………………………………………...……………...3

    Цели и задачи ………………………………………………………………..……4

    Общие условия организации песочной терапии ………………………………5

    Виды песочной терапии…………………………………………………………6

    Правила и условия игры с песком ………………………………………….....7

    Виды занятий..................................................................................................7

    Литература………………………………………………………………………10

    Пояснительная записка

    Ученики коррекционного класса, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

    Поэтому наши ученики нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

    Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

    Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

    Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

    Цели и задачи:

    Цель:

    Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

    Задачи:

      развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

      развитие способностей к социализации;

      снимать мышечную напряжённость;

      помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

      развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

      стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

      соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

      преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

      совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

      способствовать расширению словарного запаса;

      развивать фонематический слух и восприятие;

      развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;

    Общие условия организации песочной терапии

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:

      наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

      летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

      обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

      жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

      домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

      деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

      объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

      транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

      объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

      объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

      аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

      естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

      фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

      злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Виды песочной терапии

      Обучающие игры

      моделирование игр-сказок;

      игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

      моторики рук

      игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,

      обучение чтению и письму.

      Познавательные игры .

      игры на знакомство с окружающим миром.

      географические игры.

      фантастические игры.

      исторические игры.

      игры-экскурсии по городу.

      -Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

    Правила и условия игры с песком

      Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

      Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

      У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

      Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

    Дополнительные правила организации игр-занятий с мокрым песком

      У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

      Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

      Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

      Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

    Условия работы с детьми

      Согласие и желание ребенка.

      Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

      У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

    Виды занятий

      «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)

      Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

      Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

      Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

      Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

      Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

      Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

      Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

      «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

      Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

      Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

      Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

      Выложить фишками геометрическую фигуру.

      Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

      Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

      Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

      Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

      Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

      Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

      Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

      «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

      Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

      «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

      «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

      Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

      Игра «Назови звук» (по Н.В.Дуровой). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

      Игра «Найди друга» (по Н.В.Дуровой). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

      Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

      Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.

      Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).

      Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

      Игра «Кто это был?» (по Р.Г.Голубевой). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

      Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. - та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу

      С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

      Игра «Какой отличается?» (по Р.Г.Голубевой) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

      Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

      При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

      Упражнение "Необыкновенные следы".

      "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

      "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

      "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

      "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

    Литература:

      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. [Текст] - СПб., 2003г.- 400 с.

      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. [Текст] - СПб., 2002г. - 224 с.

      Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Текст]- СПб., 2001г. - 320 с.

      Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст]- М., 1991г.- 284с.

      Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996г. - 269 с.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта