Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ЗАГАДКИ Материал подготовила преподаватель русского языка и литературы Каширина Н.В. http://aida.ucoz.ru
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Загадка - жанр устного народного творчества. Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра "загадка" происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. "Гадание выяснение чего-то скрытого, затемнённого.
4 слайд
Описание слайда:
Загадка ли это? Где березняк, рябой и редкий, Где тает дымка лозняка, Он, серенький, сидит на ветке И держит в клюве червяка. Но это он, простой, невзрачный, Озябший ночью от росы, Заворожит посёлок дачный У пригородной полосы. (Сергей Щипачёв) Авторское название стихотворения «Соловей» Это не загадка. Почему?
5 слайд
Описание слайда:
История возникновения загадки Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, Русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.
6 слайд
Описание слайда:
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудрёные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звёздах и месяце.
7 слайд
Описание слайда:
Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "тёмных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт.
8 слайд
Описание слайда:
И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеётся, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идёт вниз поскрипывает, как бы смеётся, а вверх поднимаясь - воду расплёскивает, как будто плачет. Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка – радует и удивляет.
9 слайд
Описание слайда:
Отгадайте загадки. (Из архива учителя) 1.Дождь пошёл, и взяли мы в руки странные грибы: шляпка есть и ножка есть, но, увы, нельзя их съесть. 2.Держит девочка грибок, чтобы плащик не промок. 3.Дождик льёт как из ведра, В школу мне идти пора. И раскрыл я свой грибок – Посмотрите: не промок! 4.Птица крылья распахнёт – нас от дождика спасёт. 5. Стоит только мне раскрыться – стану я похож на птицу. 6. В дождь шагает по дорожке цапля на высокой ножке. 7. Разноцветные ромашки в дождь несут все над собой. Тучи убираются - ромашки закрываются.
10 слайд
Описание слайда:
Я и дом украшаю, Я и пыль собираю. А меня люди топчут ногами, Да потом ещё бьют батогами. Внутри - пустой, А голос - густой. Сам молчит, А бьют - ворчит. У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть - не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. То назад, то вперед Ходит бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявит море! Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор. Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
11 слайд
Описание слайда:
Учимся сочинять загадки Заготовка 1.Ароматные снежинки Висят на травинке (цветы ландыша) 2.Весной, в мае, на опушке появились белые погремушки. (цветы ландыша) 3. Стучат, стучат молоточки, ложатся буковки в ровные строчки. (пишущая машинка) 4.Стоит колокольчик на тонкой ножке в лиловой одёжке. (колокольчик) 5.Висят,как бусинки, но не звенят, от них разносится сильный аромат. (цветы ландыша) Улучшенный вариант 1. Ароматные снежинки На лесной висят травинке. (цветы ландыша) 2.В конце мая на опушке забелели погремушки. (цветы ландыша) 3.Стучат бойко молоточки и вбивают буквы в строчки. (пишущая машинка) 4.Стоит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке. (колокольчик) 5. Белые бубенчики висят, но не звенят, и от них струится дивный аромат. (цветы ландыша)
Загадки – совершенно особый вид народного фольклора. Это не просто развлечение, загадки тренируют ум ребенка, развивают внимание и память, учат выделять важные признаки предметов.
Загадывайте детям загадки! Даже если ребенок не смог отгадать загадку сам, а узнал ответ от вас – это тоже хорошо. Это помогает посмотреть на вещь или явление с другой стороны, обогащает словарный запас ребенка. Дети учатся определять переносное значение слов.
Мы привыкли предлагать маленьким детям стихотворные загадки, в которых ответом является легко угадываемая рифма. Ребенок часто даже не вникает с смысл слов загадки, а просто подставляет рифму. Но русские народные загадки для детей – редко бывают стихотворными, зачастую это всего одно предложение. Зато они лаконичны и требуют смекалки.
При отгадывании русских народных загадок детьми есть один нюанс. В некоторых из них используются устаревшие слова, а некоторые – о предметах, которые современный ребенок в глаза не видел, или которые не являются обыденными (например, валенок: «не шит, не кроен, а весь в рубцах»). Загадывая такую загадку, будьте готовы в случае затруднения ребенка, давать наводящие вопросы, небольшие подсказки, но не говорите сразу правильный ответ, не отнимайте удовольствия догадаться самому.
Загадка - это особый вид острословия, которому во все времена уделялось внимание в обществе. Эту часть фольклора активно использовали для обучения, создания определённого настроя и представлений у людей разного возраста и положения. Соответствующие случаю загадки русские народные появлялись в учебниках, книгах, журналах и газетах, а также распространялись в устной форме.
Как правило, под загадками понимают иносказание в виде описания вещей или явлений, заданное в вопросительной форме. Добавление "русская народная" подразумевает, что оно появилось и используется на территориях славянских стран или среди русскоязычного населения.
Многие люди, понимая суть этой части фольклора, не способны дать ей внятного определения, но обязательно приведут в качестве примеров одну из известных им загадок. Среди особенностей этого явления выделяют:
Загадки русские народные - это один из самых значимых и живых поэтических жанров, по которому можно мировидение в обществе. Ещё 60-70 лет назад они составляли значительную часть досуга молодёжи и официальная власть использовала их в том числе для пропаганды.
Пик изучения загадок как части фольклора и составление сборников пришлось на XIX-XX века. В частности, в 1837 году вышли в свет "Сказания русского народа" и "Пословицы", составленные талантливым археологом и путешественником И. П. Сахаровым. А в 1976 году свои "Загадки русского народа" выпустил Д. Н. Садовников. Сборник из 2504 пунктов впоследствии неоднократно переиздавался.
Определённое внимание загадкам уделяли и в СССР. В 1932 году под редакцией М. А. Рыбниковой вышел самый полный сборник, включающий в себя фольклор различных регионов, творчество школьников и новые "советские" придумки.
В дальнейшем серьёзная работа М. А. Рыбниковой стала источником для создания развивающих детских книг. Загадки из неё можно встретить и во многих современных изданиях.
В XXI веке количество новых загадок заметно уменьшилось, но сами они стали значительно сложнее и порой отдают циничным юмором. Повсеместно используется и наследие советских времён - в учебниках начальной школы и развивающей литературе для самых маленьких (3-6 лет).
Как и всякой части русского языка, фольклору свойственно обновление. В первую очередь забываются загадки русские народные о вышедших из употребления вещах. Например:
Технический прогресс вычеркнул из фольклора немало, и заполнить пустоту оказалось нечем. На сегодняшний момент в 80% всех известных загадок, так или иначе, используются устаревшие слова и выражения - кафтан, орда, жернов, царь и пр. Пока они ещё понимаются людьми (и особенно детьми) и остаются частью культурной традиции.
Повсеместно употребляемые загадки имеют несколько словесных форм:
Стоит отметить, что подобного рода русские народные и часто перенасыщены иносказаниями. Давать их следует либо взрослым, либо детям от 10 лет.
Отмечают, что фольклор в стихотворной форме на слух кажется более ярким и легче запоминается. Большинство известных загадок и присказок, в том числе очень короткие, рифмованы. Чаще всего используется трёхстопный или четырёхстопный хорей:
Русские народные загадки в стихах могут иметь 2 вида:
1. Рифмованный вопрос.
2. Неоконченное стихотворение, где ответом является последнее слово в рифму. Чаще всего их используют для обучения детей счёту, алфавиту, природоведению.
Разнообразные природные явления всегда были предметом пристального внимания в фольклоре. Вода, земля, луна, реки, звёзды и множество иных вещей - все они были предметом загадывания. Причём пик их появления пришёлся именно на конец XIX - начало XX века, когда люди начали гораздо больше внимания уделять окружающему миру. В то время появляются русские народные загадки про воздух, туман, дым и облака - явления очень эфемерные.
Не менее популярный предмет - времена года и погодные явления. Особенно интересны русские народные зиму и связанные с ними события вроде снега, листопада, мороза, вьюги и ветра.
Детское мышление требует указания на конкретные вещи и потому русские народные загадки о животных (диких и домашних) во все времена составляли значительную часть этого вида фольклора. Причём они полезны вдвойне, так как в игровой форме доводят до ребёнка информацию о поводках, поведении или опасности того или иного зверя. Например:
Детские загадки русские народные, посвящённые человеку, позволяют в развлекательной форме научить ребёнка азам анатомии. Они научат определять части тела по одному только описанию.
После революции 1917 года и становления нового государства в обществе начали большое внимание уделять грамотности населения. Отправить на курсы чтения пожилых людей, уже имеющих внуков, было обычным делом. А вот среди подрастающего поколения престиж образования помогали распространять загадки русские народные, стишки и частушки о неучах. Весь фольклор по этой тематике можно разделить на следующие группы:
1. Об учебных принадлежностях - тетрадях, книгах, учебниках и пр.
2. Об алфавите, цифрах и прочих науках.
Детские загадки русские народные, составленные в стихотворной форме (с ответом-окончанием), очень эффективны как средство обучения первоклассников азам письма и арифметики.
Самая обновляемая часть фольклора, в которой загадки отмирают вслед за выходом из употребления тех или иных вещей. Но вместо них также регулярно появляются новые. Так что легко можно найти загадки про русскую печь, кочергу или коромысло, а также про компьютер, сотовый телефон, автомобиль или самолёт.
Тематика этой группы очень обширна и в любом сборнике легко найдётся загадка про русский народный инструмент, одежду, отопление, рукоделие, технику и пр.
Загадки про еду большей частью сосредоточены вокруг нескольких важнейших продуктов, доступных всем - хлеба (ломти, каравай), соль, сахар, блины, тесто, молоко.
Бытует мнение, что русские народные загадки о природе, вещах и еде предназначены для детей. Но это не совсем так. Огромный пласт фольклора имеет прямое отношение к взрослым людям. И это не только особо сложные формы, но и эротические загадки - категория "18+". Несмотря на строгую религиозную, а затем и партийную цензуру они процветали во все времена.
Загадки для взрослых всегда двусмысленны и глубоко ироничны, так как строятся на обманутых ожиданиях. Произнося текст, исполнитель делает вид, что не понимает сексуального смысла ключевых слов вроде "дырка", "теребить", "долбить" и пр. А главная ложь состоит в том, что ответ на загадку не содержит нескромного смысла. Например:
Загадки, как часть фольклора, существуют во всех странах. Но русские выделяются на общемировом фоне своей многочисленностью, разнообразием форм и значимостью для общества.
Русские народные загадки о растениях, животных, человеке и явлениях природы
Загадки о растениях
Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.
(Хлеб)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?
(Красная смородина)
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
(Вишня)
Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.
(Мак)
Стоит старик над водой,
Трясет бородой.
(Тростник)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.
(Слива)
Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
(Гриб)
Не море, не река, а волнуется.
(Поле с колосьями)
Золотые горы растут в летнюю пору.
(Копны)
Одно бросил – целую горсть взял.
(Зерно)
Загадки о животных
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.
(Свинья)
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.
(Крот)
Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.
(Рыба)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчелы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук)
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идет.
(Кулик)
Два раза родится,
Один умирает.
(Птица)
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.
(Ласточка)
С бородой родится,
Никто не дивится.
(Козел)
Шерстка мягонька,
Да коготок остер.
(Кошка)
На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.
(Собака)
Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Еж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине -
И щука не проглотит.
(Ерш)
Кто на себе лес носит?
(Олень)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…
(Крот)
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…
(Поросенок)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…
(Воробей)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…
(Гусь)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…
(Скворец)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
(Грач)
Загадки о человеке
(Волосы)
Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)
Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?
(Человек)
Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.
(Язык, глаза, уши)
Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.
(Глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.
(Ноги)
Всегда во рту,
Да не проглотишь.
(Язык)
Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.
(Ложка, зубы, язык)
Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.
(Ноги, глаза, руки и голова человека)
Загадки о явлениях природы
Дедушка мост мостит без топора и без ножа
(Мороз)
Шел долговяз в сыру землю увяз
(Дождь)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает
(Снег)
Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!
(Река)
По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.
(Река)
Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора -
Сама уйду я со двора.
(Тень)
Один идет, другая пьет,
А третья питается.
(Дождь, земля и трава)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
(Ветер)
В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.
(Эхо)
Что идет, не двигаясь с места?
(Время)
Виден край, да не дойдешь.
(Горизонт)
Шуба нова, а на подоле дыра.
(Прорубь)
Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.
(Тень)
Что вниз вершиной растет?
(Сосулька)
В воде не тонет и в огне не горит.
(Лед)
Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Без рук, без ног,
А в избу лезет.
(Мороз)
Красное коромысло над рекой повисло.
(Радуга)
Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
(Болото)
Серое сукно тянется в окно.
(Пар, туман)
Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.
(Дождь)
Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
Не стукнет, не брякнет, а сам придет.
(День)
Горя не знаем, а горько плачем.
(Облака)
Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.
(Земля)
Заревел вол за сто сел, за сто речек.
(Гром)
Чего в сундук не запрешь?
(Луч солнца)
Голубая простыня весь свет одевает.
(Небо)
Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.
(Луна и солнце)
Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…