Главная » Условно-съедобные грибы » Медицина в феодально-крепостнической россии. Развитие медицины в России в XVIII веке Врач в 18 веке

Медицина в феодально-крепостнической россии. Развитие медицины в России в XVIII веке Врач в 18 веке

С конца 16 - начала 17 века естествознание, а вместе с ним и медицина, начали бурно развиваться. Наука стала принимать международный харак тер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях и теориях.

В Европе один за другим стали создаваться научные центры:

в 1660 г. в Англии было основано Лондонское Королевское общество, несколько позднее - Королевский колледж врачей и Королевский колледж хирургов

в 1665 г. был основан первый научный журнал в 1666 г. - Парижская академия наук.
Постепенно Академии наук открываются и в других странах Европы: Берлинская и Мюнхенская (в Германии), Стокгольмская (в Швеции), Петербургская (в России).

Большой вклад в развитие медицины внес английский философ и естествоиспытатель ФРЕНСИС БЭКОН, который после Л. да Винчи продолжил внедрение опытного метода в естествознание. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине и во многом определил пути ее дальнейшего развития. В своем основном труде “Великое восстановление наук” вторая часть – “Новый органон” – была опубликована в 1620 г. В этом произведении Ф. Бэкон сформулировал три основные задачи медицины: “первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни”.

Основными орудиями познания Ф. Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент.
(2 слайд)
Занимаясь экспериментальными исследованиями, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов:

об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма о применении в хирургии эффективных болеутоляющих средств
о необходимости записывать все, что происходит с больным (история болезни)

о применении в лечении специфических лекарств

об использовании при лечении болезней прежде всего природных факторов о лечении искусственными минеральными водами (развитие бальнеологии) о разработке рациональных способов питания пищевыми концентратами.

Таким образом, Ф. Бэкон прогнозировал развитие медицины и, т.о., заглядывал вперед на многие столетия.

Другим представителем опытного метода в науке был современник Ф. Бэкона, выдающийся французский ученый РЕНЕ ДЕКАРТ. Он оставил яркий след в различных областях знаний (физике, математике, философии, медицине).

В тот период ученые пытались объяснить все явления материального мира с помощью установленных в эксперименте законов физики и механики, которые автоматически переносились на живые существа. С этих позиций ученые рассматривали механизм вентиляции легких, функцию почек, работу двигательного аппарата. Появилось новое направление в естествознании и медицине – ятрофизика, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физических процессов.

Декарт не был исключением. Он тоже считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее “рефлекторной”). Все нервы он разделил на центростремительные (по которым сигналы поступают в мозг) и центробежные (по которым сигналы из мозга движутся к органам).

Таким образом, в физиологии Декарт в самом общем виде приблизился к понятию рефлекса и разработал простейшую схему рефлекторной дуги.

Другим направлением в естествознании была ятромеханика. Ее представители считали, что живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. Сторонником ятромеханики был известный итальянский анатом и физиолог ДЖОВАННИ АЛЬФОНСО БОРЕЛЛИ. Он впервые определил центр тяжести человеческого тела и показал, что при совместном действии мышц и костей кости действуют как рычаги, а мышцы - как движущие силы.

Вслед за Борелли его соотечественник, итальянский ученый БЕЛЛИНИ ввел понятие об эластичности тканей организма и доказал, что ткани, подвергшиеся растяжению и сжатию по действием какой-либо силы, возвращаются в первоначальное состояние.

Таким образом, бурное развитие естествознания и опытного метода в науке в
17-18 вв. дало мощный толчок становлению важнейших медицинских дисциплин. Начала развиваться физиология - одна из древнейших естественных наук, изучающая жизнедеятельность человеческого организма.

Первые представления о работе отдельных органов человеческого тела начали складываться еще в глубокой древности. Они изложены в дошедших до нас сочинениях философов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Физиология как самостоятельная наука, основанная на экспериментальном методе исследования, ведет свое начало от работ В.Гарвея, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения.

Большую роль в дальнейшем развитии физиологии сыграл швейцарский врач
АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР. Он: (3 слайд)

* пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких

* установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость)

* доказал, что нервы являются проводниками раздражения и носителями чувствительности в организме

* первым высказал предположение, что сердце сокращается непроизвольно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Кроме того, Галлер достиг больших успехов в изучении анатомии и выпустил 8-томный анатомический атлас, который считался лучшим в 18 веке.

Таким образом, физиология 17-18 вв. носила механистический характер. Однако, при всех своих недостатках, по сравнению со средневековой схоластикой, для того этапа развития науки это было явлением прогрессивным.

Особенно бурное развитие в тот период получила физика, и передовые врачи стремились использовать ее достижения в интересах медицины.

Одним из наиболее выдающихся достижений 18 века было открытие итальянского анатома и физиолога ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ, который в 1791 г. на основании 20-летних исследований доказал существование биоэлектрического явления т.н. “животного электричества” и показал, что под действием электрического тока возникает сокращение мышц.

Исследования Гальвани положили начало электрофизиологии - новому направлению в науке, благодаря которому были изучены многие процессы жизнедеятельности, возникли и получили развитие новые методы диагностики и лечения (электрокардиография, электроэнцефалография, физиотерапия).

В конце 18 века в медицине стали применять также открытия в области химии. Экспериментальные исследования ЛАВУАЗЬЕ и ЛОМОНОСОВА показали роль кислорода в горении и дыхании, и это создало предпосылки для изучения газообмена, физиологии дыхания и обмена веществ.

В середине 18 века зародилась еще одна новая отрасль медицины – (4 слайд) патологическая анатомия - наука, изучающая структурные основы патологических процессов. Становлению патологической анатомии как науки способствовал БАРТОЛОМЕО ЕВСТАХИЙ. Он во второй половине 16 века в Риме впервые ввел в госпитале систематическое вскрытие умерших.

Первыми патологоанатомическими работами являются исследования швейцарского ученого ТЕОФИЛЯ БОНЕ, который в 1679 г. выпустил книгу “Морг, или практическая анатомия на основании вскрытий трупов больных”.

Последователями Боне был итальянский врач, анатом и натуралист МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ. Ему принадлежит открытие капилляров, завершившее работы В. Гарвея. Он также описал форменные элементы крови и почечные тельца, впоследствии названные его именем.

Основоположником патологической анатомии как науки стал соотечественник Евстахия - итальянский анатом и врач, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ. Он написал капитальный труд “О местонахождении и причинах болезней, обнаруженных путем рассечения”, в котором подвел итоги наблюдениям своих предшественников и своему собственному опыту и который был издан в 6 томах в 1761 г.

Особенно ценно было то, что Морганьи сам был практикующим врачом. Производя вскрытия умерших, он сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного.

Обобщив огромный по тем временам материал (700 вскрытий), Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом. Этот локалистический принцип в медицине в 18 веке сыграл большую положительную роль и нанес сильный удар по метафизическим и виталистическим теориям. Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьи положил начало клинико-анатомическому направлению в медицине и создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

С развитием патологической анатомии в дальнейшем выделилась новая врачебная специальность - прозекторская служба, которая дала врачам возможность постановки обоснованного диагноза и тем самым способствовала улучшению лечебного дела.

Исследования Морганьи в области патологической анатомии продолжил французский анатом, физиолог и врач МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША. Он показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический процесс поражает не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани.

Большое развитие в 17-18 вв. получила клиническая медицина, которая очень медленно осваивала достижения медико-биологических наук. Поэтому имелся большой разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, исходящих из опытно-экспериментального метода исследования, и мышлением врачей, которые вплоть до начала 19 века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

Именно поэтому величайшее достижение медицины 17 века - открытие В.Гарвеем кровообращения, которое дало начало современной физиологии и современному учению о патологии сердечно-сосудистой системы, - не оказало реального влияния на практическую медицину ни в 17, ни в 18 веке.

Не случайно и сам В.Гарвей, получивший признание современников как ученый-анатом, не считался хорошим терапевтом. Случилось это потому, что он занимался врачеванием в тот период истории медицины, когда ее основу составляли хаотически нагроможденные эмпирические данные, когда едва ли не каждый врач имел собственные рецепты и “секреты”, когда в качестве лечебных средств, например, при болезнях сердца, применялись растения, плоды которых по форме напоминали сердце, а при желтухе - чистотел, только потому, что сок его был желтого цвета.

Тем не менее учение о внутренних болезнях в конце 17 – начале 18 века претерпело большую перестройку.(5 слайд) Наблюдение у постели больного, сбор и систематизация симптомов, поиски “природы болезни” пришли на смену прежним толкованиям заученных текстов и словесным диспутам. Врач оторвался от пергаментных свитков и фолиантов и стал лицом к больному.

Это было, по существу, началом бурного развития клинической медицины. Одним из представителей этого направления явился итальянский ученый, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТИСТА МОНТАНО, который утверждал, что “...учить можно не иначе, как посещая больных” и все преподавание вел в больнице.

Значительное развитие клинический метод получил в Голландии, в Лейденском университете благодаря выдающемуся врачу, химику и педагогу ГЕРМАНУ БУРГАВУ. Г.Бургав считается основоположником клинической медицины. Он первым дал ее определение как “медицины, которая наблюдает больных у их ложа”. Тщательное обследование больного он сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями (для которых первым использовал лупу).

Г. Бургав руководил клиникой, организованной (6 слайд) при Лейденском университете и создал там свою клиническую школу, которая сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран и называли его “всей Европы учитель”. Лекции Бургава посещали видные деятели того времени, в том числе Петр Первый.

Во второй половине 17 века большой вклад в развитие терапии (которая тогда называлась внутренней медициной) и педиатрии внес лондонский врач ТОМАС СИДЕНГАМ. Он описал скарлатину, хорею, подагру; он же предложил лечить малярию корой хинного дерева; пытался систематизировать болезни и тем самым способствовал развитию нозологического направления в медицине.

Т.Сиденгама современники справедливо называли “английским Гиппократом”. Болезнь он рассматривал как процесс, как “усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился познать целительные возможности организма больного.

Разработанная Т.Сиденгамом система практической медицины, основанная на врачебном наблюдении у постели больного, оказала большое влияние на практикующих врачей того времени.

В этот период впервые в истории медицины начинают появляться методы и приборы физического обследования.

Вплоть до начала 18 века в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов опроса больного, прощупывания пульса, осмотра его тела и выделений.

Первым инструментальным методом обследования была термометрия. До этого температуру тела определяли эмпирически (прикладыванием руки), хотя первый термометрический прибор был изобретен еще в конце 16 века Галилео Галилеем. Множество драгоценных рукописей Галилея было сожжено инквизицией. Но в тех, что остались, были обнаружены рисунки первого воздушного термоскопа. В отличие от современного термометра в нем расширялась не ртуть, а воздух.

Первым в истории медицины измерил температуру тела человека итальянский врач, анатом и физиолог, профессор Падуанского университета САНТОРИО САНТОРИУС. В начале 17 века он предложил водяной термоскоп для измерения температуры во рту, который явился прообразом термометра для измерения температуры тела. Прибор был очень громоздким, и Санториус установил его во дворе своего дома для всеобщего обозрения. Теплота различных частей тела определялась по изменению уровня жидкости в трубке, на которую была нанесена произвольная шкала.

После водяного термоскопа Санториуса в Европе было создано множество оригинальных термометрических приборов. Первый термометр, показания которого не зависели от перепадов атмосферного давления, был создан в 1641 г. при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда II, который не только слыл покровителем искусств, но и был автором нескольких физических приборов. При его участии были созданы забавные по своей форме термометры, похожие на маленьких лягушат. Они предназначались для измерения теплоты человеческого тела и легко прикреплялись к коже пластырем. Полость “лягушат” заполнялась жидкостью, в которой плавали цветные шарики различной плотности. Когда жидкость согревалась, объем ее увеличивался, а плотность уменьшалась, и некоторые шарики погружались на дно прибора. Теплота тела определялась соответственно количеству разноцветных шариков, оставшихся на поверхности: чем их меньше, тем выше теплота тела.

Разработка единой шкалы градусов растянулась на целое столетие. Первый надежный спиртовой, а затем ртутный термометр со шкалой от 0о до 600о в начале 18 века изобрел голландский ученый Даниель Фаренгейт. Примерно через 30 лет после него шведский физик и астроном Андерс Цельсий предложил стоградусную шкалу. Сначала за 0 он принял температуру кипения воды, а точка таяния льда соответствовала 100 . Впоследствии эту шкалу перевернули, сделали 0 точкой таяния льда и началом отсчета, и именно в таком виде термометр приобрел мировую известность и сохранился до наших дней. Практикующие врачи начали использовать термометрию значительно позже – только во второй половине 19 века. Первым врачом, применившим термометр в клинической практике, был Герман Бургав.


Похожая информация.


Как называлось первое государственное лечебное учреждение в России?

Петербургский адмиралтейский госпиталь

Барнаульский центральный госпиталь

Московский военный сухопутный госпиталь

В каком году открыта первая госпитальная школа в России?

1725 +1707 -1710 -1741

Основной метод обучения в госпитальных школах:

Схоластический

Клинический

Где была открыта первая госпитальная школа в России в XVIII веке?

В Москве

В Санкт-Петербурге

В Барнауле

В Казани

В каком году была открыта Колывано-Воскресенская госпитальная школа?

1706 -1741 +1751 -1804

Первым штаб-лекарем Колывано-Воскресенских заводов был:

Цидеркопф

Н. Ножевщиков

С. Шангин

Ф. Геблер

В каком году был открыт Барнаульский центральный госпиталь?

1741 -1718 -1755 -1845

«Инструментальная изба» в Сибири в городе Тобольске была открыта в:

1706 г. -1725 г. -1718 г. +1758 г.

Кого готовили госпитальные школы?

Лекарей

Подлекарей

Медсестер

Аптекарей

Дантистов

Петр I подписал Указ об открытии Вольных аптек в:

1725 +1701 -1719 -1698

Являлся ли Петр I членом Парижской Академии наук?

Первая аптека в Сибири открылась в городе:

Барнауле

Новосибирске

Первая аптека в Сибири была открыта в:

1706 -1755 +1736 -1793

Первым судебно-медицинским экспертом Сибири был Ф. Геблер?

При Петре I в России были открыты:

Госпитали

Госпитальные школы

Морские карантины

Санитарные кордоны

Инструментальная изба

Амбулатории

В период царствования Петра I органом управления медицинским делом в России была:

Аптекарская палата

Медицинская Коллегия

Аптекарский Приказ

Медицинский департамент

Медицинская Канцелярия

Противоэпидемические мероприятия, проводимые на флоте в России в XVIII веке:

Изоляция больных

Карантинизация

Окуривание очагов инфекции

Создание санитарных кордонов

Госпитализация

Московский военно-сухопутный госпиталь и Московскую госпитальную школу организовал:

Н. Бидлоо

Н. Ножевщиков

П. Кондоиди

М.В. Ломоносов

М. Тереховский

Проблемы медицины в трудах М.В. Ломоносова:

Материалистическое понимание причины возникновения заболевания

Влияние на здоровье условий труда

Влияние на здоровье религиозных обрядов (крещение, посты и т.д.)

Влияние на здоровье образа жизни

Социальная обусловленность демографических процессов

Запрещение использования детского труда

Организация оказания акушерской помощи и помощи детям

Все не верно

В каком году был открыт Московский университет?

1748 -1758 +1755 -1765

В каком году в МГУ был открыт медицинский факультет?

1751 -1786 +1764 -1790

Впервые ввел демонстрацию больных при чтении клинических лекций:

К.И. Щепин

И.О. Мухин

А. Шумлянский

С.Г. Зыбелин

В каком году была открыта первая Академия Наук в России?

1755 -1718 -1812 +1725

Принятие присяги, клятвы врача и аптекаря в России было закреплено Указом царя в:

1690 г. -1716 г. -1806 г. -1755 г.

Диссертация о строении почек выполнена в 1782 году:

М.М. Тереховским

Д. Самойловичем

А.М. Шумлянским

К.И. Щепиным

А.П. Протасовым

Аптекарский приказ – это:

Больница

Орган управления медицинским делом

Лекарь – это:

Фельдшер

Санитар

Знахарь

По указу Петра I от 1702 года при переписи населения учитывали:

Все население

Только мужское население

Взрослых

Детское население

В ХVIII веке в госпиталях бесплатно оказывали помощь:

Всему населению

Работным людям

Военным

Кто в России в ХVIII веке считался истинным администратором медицинского дела?

Н. Бидлоо

П.З. Кондоиди

М.В. Ломоносов

Л. Блюментрост

Кто из отечественных ученых ХVIII века добился подписания Указа о функциональных обязанностях лекаря госпиталя?

П.З. Кондоиди

Н. Бидлоо

Л. Блюментрост

М.В. Ломоносов

Кто из отечественных ученых ХVIII века добился подписания Указа о демократизации госпитальных школ (переход к преподаванию на русском языке)?

Н. Бидлоо

П.З. Кондоиди

Л. Блюментрост

М.В. Ломоносов

Кто добился подписания Указа о функциональных обязанностях полкового врача?

Л. Блюментрост

Д. Самойлович

П.З. Кондоиди

Н. Бидлоо

«Инструментальная изба» в Санкт-Петербурге была открыта в:

Д. Самойлович предложил:

Карантинные меры во время чумы

Вакцину против чумы

Метод лечения чумы

Карантинные меры против холеры

Назовите ученых-медиков ХVIII века:

Е.И. Чазов

Г.А. Захарьин

Д. Самойлович

С. Г. Зыбелин

А.М. Шумлянский

Кем из отечественных ученых ХVIII века описан малый круг кровообращения?

А.М. Шумлянский

Н.М. Максимович-Амбодик

А.П. Протасов

С.Г. Зыбелин

Кто из отечественных ученых ХVIII века разработал основы русской анатомической терминологии?

Д. Самойлович

А.П. Протасов

М.И. Шеин

С.Ф. Хотовицкий

Известные медики России в ХVIII веке:

Д. Самойлович

К.И. Щепин

С.Г. Зыбелин

Н.М. Максимович-Амбодик

А.М. Шумлянский

М.В. Ломоносов

В 1753 г. главным директором Медицинской канцелярии и первым лейб-медиком императрицы был назначен:

Ломан Х.В.

Кондоиди П.З.

Герман Лесток

Герман Бурхааве-Каау

Фишер И.Б.

В России принципы медицинской педагогики Г. Бурхааве были внедрены:

Шумлянским А.И.

Тереховским М.М.

Кондоиди П.З.

Ломоносовым М.В.

Истории болезни, писавшиеся в XVIII в., назывались:

Ведомости

Записной лист

Докторские сказки

Скорбный лист

Лекарский лист

Первый русский анатомический атлас был издан в 1744 г:

Зыбелиным С.Г.

Протасовым А.И.

Шеиным М.И.

Двигубским И.А.

Максимовичем-Амбодиком Н.М.

Первый Российский оспопрививательный дом в 1768 г. был организован:

В Санкт-Петербурге

В Одессе

В Смоленске

В Москве

В Тобольске

Диссертация «De structura renum» («Структура почки», Страсбург, 1782 г.) была подготовлена и издана:

Тереховским М.М.

Максимовичем-Амбодиком Н.М.

Самойловичем Д.С.

Карпинским Н.К.

Шумлянским А.М.

Медицинская коллегия начала реорганизацию госпитальных школ, для чего в марте 1785 года были посланы за границу профессора «для обозрения иностранных университетов…»:

Карпинский Н.К.

Орреус Г.М.

Шумлянский А.М.

Тереховский М.М.

Самойлович Д.С.

Фундаментальный труд «Описание моровой язвы, бывшей в городе Москве с 1770 по 1772 год, с приложением всех для прекращения оной тогда установленных учреждений» (Москва, 1775 г.) обобщил богатый и трагичный опыт русской медицины. Автор этого труда:

Самойлович Д.С.

Зыбелин С.Г.

Шафонский А.Ф.

Ягельский К.О.

Полетика И.А.

Лекарь Конорскго полка Д.С. Самойлович, впервые столкнувшись с чумой, умело организовал:

Лазареты

Пункты проведения прививок

Карантинные мероприятия

Чумные больницы

Карантины

В конце 70-х годов в Московском университете начал проводить занятия на трупах:

Зыбелин С.Г.

Эразмус И.Ф.

Шадгонский А.Ф.

Буш И.Ф.

Керестури Ф.Ф.

Московский университет по указу Екатерины II в 1791 г. получил право:

Открыть медицинский факультет

Присуждать «градус доктора» медицины

Не подчиняться Медицинской коллегии

На введение телесных наказаний

На выдачу стипендии

Профессора Врачебного училища главным образом проходили стажировку в:

Лейдене

Гаворде

Страсбурге

Главное Врачебное училище переименовано в Медико-хирургическую академию в:

1798 г. - 1799 г. - 1802 г. - 1825 г.

Капитальный труд, написанный на латинском языке, объемом в 1306 листов «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» принадлежит:

Везалию

Павлу Эгинскому

Пеликану

Пирогову Н.И.

Службу городовых врачей основал:

Иоганн Фишер

Арман Лесток

Траугот Гербер

Иоганн Шрейбер

Лаврентий Блюментрост

В 30-е годы XVIII века решено было в России открыть новые госпитальные школы.

В основу обучения в них был взят опыт:

Лейденского университета

Московской госпитальной школы

Страсбургского университета

Киевской духовной семинарии

Греко-славяно-латинской академии

«Генеральный регламент о госпиталях» – документ, впервые законодательно регламентировавший все стороны деятельности русских госпиталей, в том числе и деятельности госпитальных школ был принят:

1707 г. - 1715 г. - 1725 г. +1735 г. - 1746 г.

Главный доктор госпиталя был обязан:

Руководить всей хирургической работой госпиталя

Контролировать учебно-педагогическую деятельность преподавателей госпитальной школы

Повышать качество клинического обучения

Назначать наказание за нерадивое исполнение обязанностей

Назначать и выплачивать жалование

С отставкой этого архиатра Екатериной II в российской медицине окончилось архиатрство:

Эрскин Р.К.

Монсей Я.Ф.

Блюментрост И.Л.

Ригер И.Х.

Фишер И.Б.

В 1725 году все медицинские учреждения Российской империи (как ведомственные, так и частные) были подчинены:

Аптекарскому приказу

Академии наук

Медицинской академии наук

Медицинской канцелярии

Медицинской коллегии

П.З. Кондоиди внедрял в России принципы медицинской педагогики Г. Бурхааве:

Воспитание врача должно происходить у постели больного (клинический принцип)

Врач должен быть обучен не только медицине (терапии), но и хирургии (общеврачебный принцип)

В основание врачебного знания следует положить естественные науки, химию и физику (теоретический принцип)

Врачу не обязательно заниматься практической анатомией

Врач должен готовить самостоятельно лекарственные средства

Приказы общественного призрения, созданные во всех губерниях России, должны были:

Устраивать народные школы

Устраивать и содержать сиротские дома

Ботаник, изучал медицину, защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте, в 1762 году стал первым русским преподавателем в Московской госпитальной школе (преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику, фармакологию):

Щепин К.И.

Шеин М.И.

Тереховский М.М.

Забелин С.Г.

Самойлович Д.С.

Существенным недостатком преподавания медицины в Московском университете было:

Теоретический характер преподавания

Отсутствие собственных клиник

Всего12 книг, прикованных к кафедре

Практическое преподавание медицины

Включение в план обучения консультативной медицины

Пятую часть своей книги «Искусство повивания» Н.М. Максимович-Амбодик посвятил:

Заболеваниям молочной железы

Заболеваниям внутренних органов

Уходу за детьми и их воспитанию

Гигиене

Кулинарии

Благодаря сделанным открытиям в строении почек, а также сведениям о физиологии и патологии почек вся Европа признала ученого одним из основоположников нефрологии:

Самойлович Д.С.

Шеин М.И.

Мальпиги М.

Базилевич Г.И.

Шумлянский А.М.

29 марта 1794 года в Московском университете состоялась первая защита диссертации, она прошла успешно для соискателя:

Васильев А.И.

Барсук-Маисеев Ф.И.

Базилевич Г.И.

Петров В.В.

Саполович Я.О.

Первой клинической палатой Московского университета руководил:

Керестури Ф.Ф.

Барсук-Моисеев Ф.И.

Мудров М.Я.

Мухин Е.О.

Зыбелин С.Г.

Основными чертами научной деятельности отечественных врачей XVIII века были:

Материалистическая направленность

Демократизм

Патриотизм

Гуманизм

Идеализм

Вначале XVIII века в организации аптечного дела произошли существенные изменения:

Введена аптечная монополия

За изготовлением лекарств и торговлей ими установлен государственный контроль

Торговля лекарствами в «Зелейных рядах» и в лавках знахарей запрещена

Разрешено открытие частных аптек

Принят единый аптекарский устав

Предмет преподавания «Материя медика» включал в себя:

Философию

Фармакогнозию

Ботанику

Геологию

Фармакологию

В обязанности штадт-физиков входило:

Наблюдение за народным здоровьем

Принятие медицинско-полицейских мер

Испытание вновь представляющихся врачей

Наблюдение за вольнопрактикующими

Надзор над аптеками

Разбор жалоб медицинских чинов друг на друга

Забота о продвижении врачей по службе

Оказание бесплатной помощи больным, имеющим право на казенное пособие

Название кафедры:

Социальная гигиена и организация здравоохранения

Социальная гигиена и общественное здоровье

Общественного здоровья и здравоохранения

Здравоохранения и общественное здоровье

Общественного здоровья и правоохранения

Научная специальность:

Организатор здравоохранения и общественного здоровья

Организатор общественного здоровья и здравоохранения

Организатор здравоохранения и социальной гигиены

История медицины Павел Ефимович Заблудовский

Глава 8 Медицина в России в эпоху феодализма (XVIII в.)

В начале XVIII столетия в интересах господствующих классов Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны: были учреждены коллегии вместо приказов, созданы регулярная армия и флот. В этот период стал остро ощущаться недостаток во врачебных кадрах, поэтому была произведена реорганизация медицинского дела в стране.

В 1706 г. издан Указ об открытии вольных аптек.

В 1707 г. состоялось торжественное открытие в Москве первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Аналогичные учреждения были организованы в Петербурге – сухопутный (1718) и морской (1719) госпитали, в Кронштадте – морской госпиталь (1720) и др. (рис. 15).

В 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию с более широкими правами и полномочиями.

В XVIII в. по решению Медицинской коллегии степень доктора медицины присуждена 16, а звание профессора – 8 русским врачам. Всего же за столетие в России и за рубежом степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иноземных лекарей.

Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725 г. Академии Наук в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем Академия наук оказала огромное воздействие на развитие медицинской науки в России. Согласно регламенту, Академия объявлялась не только научным, но и учебным заведением.

В 1775 г. были образованы Приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, учреждена должность уездного лекаря. В 1797 г. созданы губернские врачебные управы. Как исключение в Москве и Санкт-Петербурге действовали Медицинские конторы, а управляли ими главные врачи города.

В других крупных городах медицинской службы руководил городовой врач. К концу XVIII столетия на гражданской службе состояло 878 врачей. Заметно оживилась издательская деятельность. В типографии Н. И. Новикова с 1779 по 1792 г. была напечатана 21 медицинская книга. Продолжала печатать медицинские работы и университетская типография.

Рис. 15. Здание Московского военного госпиталя»

В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел (Медицинский департамент). При этом же Министерстве был учрежден Медицинский Совет – высшее научное медицинское учреждение. Он должен был давать заключения по научным трудам и медицинским дипломам иностранных университетов, составлять фармакопею и др.

В XVIII столетии подготовка врачебных кадров осуществлялась при госпитальных школах. Основу 5-10-летней подготовки лекарей составляла программа, применявшаяся в Московской госпитальной школе. Основными предметами были: анатомия; «материя медика», хирургия с десмургией и внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов стало обязательным.

С 1754 г. по новому учебному плану срок обучения врачей составлял 5-7 лет. На первых курсах изучались: анатомия, фармация, рисование, на третьем и четвертом – физиология и патология, на пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и хирургическая практика, на седьмом – медицинская практика по терапии. Слушатели госпитальных школ работали в анатомическом театре, аптекарских огородах, изучали больных непосредственно в госпитальных палатах. В обязанность госпитальных лекарей входило: составлять «скорбные листы» (истории болезни), записывать признаки болезней в дневник, лечить больных и учить этому искусству учеников.

Важные новшества ввел в систему обучения будущих лекарей Павел Захарович Кондоиди. По его инициативе выделены клинические палаты в госпиталях, организована медицинская библиотека, введено обязательное вскрытие трупов, установлен более строгий экзамен на звание лекаря. Такая система подготовки врачей в России просуществовала более 50 лет.

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением Медико-хирургической академии.

По инициативе гениального русского ученого М. В. Ломоносова 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

Медицинский факультет начал практическую деятельность лишь в 1764/65 учебном году. По штатам того времени на факультете полагалось иметь 3 профессоров: химии, натуральной истории и анатомии. В первый год работы университета медицину изучало лишь 16 студентов. Все занятия проводились в здании бывшей аптеки близ Красной площади. В связи с расширением университета и аварийным состоянием старого здания (1775) решено было строить новое. По проекту зодчего М. Ф. Казакова строительство нового здания университета (ул. Моховая) было начато в 1783 г. и завершено в 1793 г.

Во второй половине XVIII в. преподавание на медицинском факультете вели известные ученые: Семен Герасимович Зыбелин (с 1765 г.), Иван Андреевич Сибирский (с 1770), Игнатий Иосифович Вечь (1776), Михаил Иванович Скиадан (1776), Франц Францевич Керестури (1777) и др. Студенты делились на «казеннокоштных» и «своекоштных». При посвящении в студенты (после первого курса) полагалось носить особую форму – «зеленый мундир с белыми металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу».

В 1791 г. Московскому университету разрешено было присуждать после публичной защиты диссертации ученую степень – «градус» доктора. После защиты диссертации «О дыхании» в 1794 г. питомцу медицинского факультета Ф. И. Барсук-Моисееву впервые была присвоена ученая степень доктора медицины.

В начале XIX столетия в России расширилось университетское образование. Открылись университеты в Казани, Дерпте, Вильно, Харькове. При каждом университете были созданы медицинские факультеты, которые сыграли важную роль в подготовке врачебных кадров.

М. В. Ломоносов (1711-1765).

Необходимо определить роль М. В. Ломоносова в развитии медицины. М. В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа, к медицине. Медицину он считал наукой, «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойств тела… достигает причины». Любопытно его письмо к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761). Вот главные мысли, заключенные в этом письме: открыть лечебные «учреждения коих еще мало» и лечить больных по правилам медицинской науки; «требуется по всем городам (большое) число докторов, лекарей, аптек… чего нет и сотой доли»; Российским университетам дать право «производить достойных в доктора»; «сочинить медицинскую книгу» на русском языке для народа. Здесь же М. В. Ломоносов выражал озабоченность по поводу высокой смертности и заболеваемости в России.

Выступая в 1751 г. с актовой речью «О пользе химии», он говорил: «Как можем рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и составов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения» . Перед медиками совершенно определенно ставится задача переходить к изучению строения человека, к опытным знаниям. Эта идея М. В. Ломоносова получила дальнейшее развитие в трудах его учеников. М. В. Ломоносова интересовали некоторые вопросы физиологии: пути передачи нервного возбуждения, система кровообращения, функции органов чувств. М. В. Ломоносов наблюдал влияние запаха на обоняние и его совмещения со вкусом. В ряде работ М. В. Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в некачественной пище, колебаниях климата.

М. В. Ломоносов вооружил своих современников и последователей в естествознании и медицине методом познания природы. В этом главная заслуга ученого. Он считал, что полученные опытным путем знания так же важны, как теоретические. Теоретические познания, по его мнению, рождаются из «многократных опытов». Именно эти идеи стремились претворить в жизнь его ученики и последователи в медицине не только в XVIII столетии, но и в дальнейшем.

В середине XVIII в. в России зародилась научная медицина. У ее истоков стояли ученики и последователи М. В. Ломоносова, крупнейшие ученые-медики той эпохи С. Г. Зыбелин, Д. С. Самойлович, А. П. Протасов, Н. М. Максимович-Амбодик, А. М. Шумлянский и др.

Для отечественной медицины того же периода характерны самобытность научных исследований, материалистическая направленность, патриотизм, борьба с иностранным засильем. Главными проблемами, которые решали ученые и врачи, были: охрана здоровья народа, изучение сущности болезни, единства и целостности организма, борьба с заразными болезнями.

С. Г. Зыбелин неоднократно выступал с актовыми речами, в которых давал четкие и ясные гигиенические советы, излагал правила здоровой жизни, пропагандировал идею закаливания организма. Особый интерес представляет его актовая речь «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа».

Другой ученик М. В. Ломоносова, П. М. Максимович-Амбодик впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания, или наука о бабичем деле» (1784), который стал настольной книгой акушеров в России. Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию.

Большой популярностью в народе пользовался «Домашний лечебник» X. Пекена, переведенный на русский язык А. П. Протасовым.

Для решения некоторых вопросов сохранения здоровья народа К. И. Щепин написал докторскую диссертацию «О растительной кислоте» (1758). Вдали от Родины, в стенах Лейденского университета русский юноша работал в лабораториях. Он искал ответ на вопрос, почему крепостной крестьянин, изнуренный подневольным трудом, питающийся хлебом, щами и квасом, здоров и почти, не болеет. Исследуя названные продукты, К. И. Щепин установил, что они содержат органические кислоты, которые так нужны для здоровья человека.

В феодально-крепостнической России народ не знал причин болезней, не умел применять мер профилактики. Вот почему некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Это работа Д. С. Самойловича «Нынешний способ лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызений бешеной собаки и от язвления змеи…» (1780), С С. Андриевского «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства, в пользу простого народа» (1796) и др. С. Г. Зыбелин считал, что придет время, когда «многие болезни… исчезнут и наступят на их место природные россиянам свойства, крепость, сила, храбрость и мужество…»

Проблема сущности болезни на протяжении столетий претерпела известную эволюцию. В XVIII в. ученые России встали на путь материалистического понимания учения о болезни. С. Г. Зыбелин, а затем М. Я. Мудров видели проявление болезни в анатомических изменениях тканей органов. И. Е. Дядьковский, Г. И. Сокольский считали, что одно внешнее проявление болезни (симптом) не дает полного представления о ней. Возникло предположение о функциональных изменениях в организме.

Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812).

Во второй половине XVIII в. С. Г. Зыбелин в своих работах положил начало учению о сущности болезни.

Для понимания истоков болезни, говорил С. Г. Зыбелин, необходимо изучить внешние влияния на человеческий организм. Человек должен знать, что полезно ему и что вредно. Ученый считал, что лучше бороться с болезнями не лекарствами, а полезным трудом и правильным образом жизни.

Во второй половине XVIII в. Д. С. Самойлович завершил разработку учения о чуме. Он стремился распознать сущность этой болезни, вскрывая трупы умерших, искал причину болезни, дал классическое описание клинической картины и указал, что эта болезнь передается только через «прикосновение».

Врачи Колывано-Вознесенских заводов (Сибирь) Н. Ножевщиков и А. Эшке дали краткое описание клинической картины при заболевании сибирской язвой (1768). Оригинальное исследование этой болезни осуществил С. С. Андриевский (1789). Для того чтобы доказать тождественность заболевания сибирской язвой у людей и животных, он провел опыт на себе. Итогом его успешной работы была популярная брошюра «Краткое описание сибирской язвы, содержащее предохранительные и врачевательные средства, в пользу простого народа…» (1796).

М. В. Ломоносов, создавая учение об атомистическом строении материи, положил начало материалистическому учению о единстве и целостности организма. Его ученик С. Г. Зыбелин и по этой проблеме сказал новое слово. В работе «Слово о причине внутреннего союза частей тела между собой и происходящей из того крепости в теле человеческом» (1768) он критикует идеалистическую «клеевую теорию Галлера и поддерживает идею взаимного притяжения частиц». В другой работе С. Г. Зыбелина «Слово о сложениях тела человеческого и о способах как оные предохраняются от болезней» нашла дальнейшее развитие проблема единства организма. Сделанное им разделение всех людей на 4 типа телосложения и темперамента подтверждает его материалистическую убежденность и приверженность к идее единства организма. С позиций единства процесса развития организма следует рассматривать и знаменитую «Теорию зарождения» (1759) академика Каспара Вольфа. Весьма оригинальным является высказывание Н. М. Максимовича-Амбодика о принципе единства и в других областях. Он считал, что «умозрение с опытом – действием сопряжено непрерывным союзом…» А. Н. Радищев в работе «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792) отстаивал принцип единства организма (монизм) и критиковал сторонников дуализма.

Проблема борьбы с заразными болезнями была одной из главнейших в России на протяжении XVIII в. За столетие отмечено 9 эпидемий чумы. Велась борьба с натуральной оспой, сибирской язвой и другими заразными болезнями.

К общегосударственным мероприятиям, направленным на предупреждение и ликвидацию эпидемий, можно отнести: 1) организацию карантинов и «карантинных застав» в местах появления эпидемии (1755); 2) утверждение сенатом «Карантинного устава» (1800); 3) открытие «оспенных домов» в Москве (1768) и Петербурге (1772) и выделение должности «оспенного доктора»; 4) учреждение должности «пограничного доктора» (1743); 5) открытие «маленьких лазаретов» на судах; 6) организацию дезинфекции вещей (1771); 7) введение вакцинации по Дженнеру (1801); 8) утверждение Медицинской коллегией «Наставления о прививании предохранительной оспы» (1803) и др.

Оранизатором борьбы с чумой был Д. С. Самойлович. При возникновении эпидемии учреждались карантины, производились окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, в период эпидемии чумы рекомендовалось производить обмывание тела холодной водой или уксусом, принимать жидкий деготь как больным, так и здоровым (1727). В Астрахани во время чумы (1728) губернатор приказал жителям города выехать в степь и расположиться в палатках.

Во время эпидемии чумы на Украине (1738) «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».

Выдающийся ученый-эпидемиолог Д. С. Самойлович, участник ликвидации 9 эпидемий чумы в 1784 г., писал, что чума – «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом, или водой с солью, или чистой водой». Он предложил делать прививки против чумы медицинскому персоналу, для чего на несколько дней класть на предплечье марлю, пропитанную гноем из зрелого бубона.

Д. С. Самойлович (1746-1805).

Д. С. Самойлович впервые высказал убеждение, что хотя чума и опасная болезнь, но от нее можно выздороветь. Тем самым он внушил миллионам людей надежду на спасение во время эпидемий.

Первое описание признаков сибирской язвы в России принадлежит лекарям А. Эшке и Н. Ножевщикову. Клиническую картину данного заболевания у людей и животных детально описал С. С. Андриевский. Он предложил различные средства лечения этого заболевания. Прежде всего он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, накладывать на опухоль Зраза в сутки до тех пор, пока она не размягчится, а затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Из других симптоматических средств лечения предлагались припарки из льняного семени, сложные мази, слабительное. С. С. Андриевский предложил и другие меры: воздерживаться от продажи скота и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных глубоко зарывать в землю. Как видно из изложенного выше, все меры были явно недостаточны, чтобы избавить людей от столь опасного заболевания.

В XVIII в. цинга была известна как одно из распространенных заболеваний среди солдат. Для предупреждения этой болезни использовался народный эликсир – «настой на вине вершинок еловых и сосновых». В медицинскую коллегию было направлено 8 сочинений на тему о том, как предохранить солдат от цинги.

В период посещения Сибири П. С. Палас посетил рудники Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают цингой в зимнее время от недостатка «свежей пищи».

А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной болезни» (1786) описал способы лечения и предупреждения цинги. Его опыт лечения больных «русским настоем» (напиток из молодых побегов сосны), клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2 / 3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги – правильный образ жизни.

Натуральная оспа – одна из древнейших болезней. Только в XVIII столетии в России заболеваемость оспой составила 400000 человек. Для борьбы с этим заболеванием медики стали применять метод вариоляции.

Первым ученым, кто возглавил борьбу с натуральной оспой, был С. Г. Зыбелин. Им была написана специальная брошюра «Слово о пользе прививной оспы» (1768), где изложены признаки болезни, ее стадии и метод вариоляции. Вскоре в Москве и Санкт-Петербурге были открыты «оспенные дома», где стали производить прививки против оспы. В те же годы Медицинская коллегия командировала врачей в другие города для проведения оспопрививания. Всего с 1756 по 1780 г. в России было сделано 20 090 прививок против оспы.

Большую помощь врачам оказала брошюра А. Бахерахта «Описание и наставление о прививании оспы» (1769).

В конце XVIII столетия в России стал известен метод вакцинации, разработанный Э. Дженером. Вскоре этот профилактический метод стал применяться в нашей стране. По методу Дженера стал делать прививки детям Е. О. Мухин. В 1803 г. издано «Наставление о прививании предохранительной оспы», которое было крайне необходимо для врачей.

Из книги Хирургия грыж брюшной стенки автора Николай Валерианович Воскресенский

Глава XVIII Грыжи мочевого пузыря К грыжевым мешкам паховых и бедренных грыж мочевой пузырь может прилежать или же выпячиваться в полость грыжевого мешка, составляя как бы содержимое его. По данным В. Р. Брайцева, грыжи мочевого пузыря встречаются в 0,5-6,3%, по материалам Р. С.

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Глава XVIII АНГИИТЫ КОЖИ Ангииты кожи (син. васкулиты кожи) – дерматозы, в клинической и патоморфологической симптоматике которых первоначальным и ведущим звеном является неспецифическое воспаление стенок дермальных и гиподермальных кровеносных сосудов разного

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 5. Медицина в России XV–XVII вв 1. Общая характеристика исторического периода. Необходимые понятия С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодальной раздробленности.Причины феодальной раздробленности:1) развитие феодального земледелия, а также

автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 6. Медицина в российской империи XVIII в 1. Общая характеристика исторического периода XVIII в. начинается войной, которая получила название Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 гг. В это время в России правил Петр I. Необходимо напомнить, что Петр вступил на престол

Из книги Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии автора Карл Прибрам

2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также

Из книги Танатология - наука о смерти автора Сергей Валентинович Рязанцев

25 Основные черты экономики и культуры России XVIII в Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также

Из книги Желанный ребенок автора Тони Вешлер

Глава XVIII СИМВОЛЫПОБУЖДАЮЩИЕ ЗНАКИСимволы – это побудители к действию. Они обретают смысл на основе их применения в прошлом и состояния организма, использующего их, в настоящем. Этим они отличаются от знаков. Символы как обозначения зависят от контекста, в котором они

Из книги История медицины автора Павел Ефимович Заблудовский

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава восьмая. Метод определения возможности забеременеть в эпоху СПИД Прежде чем применять МОВЗ как метод контроля за рождаемостью, вы должны принять все необходимые меры, чтобы исключить возможность заражения СПИД и другими заболеваниями, передаваемыми половым

Из книги автора

Медицина эпохи феодализма

Из книги автора

Глава 4 Медицина эпохи раннего и развитого феодализма (V-XV вв.) Феодализм пришел на смену рабовладельческому строю, а в странах, где сложившегося рабовладения не было, – первобытно-общинному: в Китае в III в до н. э., в Закавказье – в IV в н. э., в Западной Римской империи – в V в н.

Из книги автора

Глава 9 Медицина в России в период разложения феодализма (первая половина XIX в.) Для России первой половины XIX в. характерны дальнейшее развитие капиталистических отношений и разложение феодального строя. Расширялась международная торговля. Русские сельскохозяйственные

Из книги автора

Глава 10 Медицина мануфактурной стадии капитализма (середина XVII – вторая половина XVIII в.) Последняя стадия феодализма характеризовалась постепенным созреванием в его недрах капиталистических отношений. Уже в конце XIV – начале XV в. в некоторых районах Средиземноморья

Из книги автора

Глава 11 Медицина периода промышленного капитализма (конец XVIII – вторая половина XIX в.) Промышленный переворот в Англии и Великая французская революция, окончательно утвердившие капитализм в правах как социально-экономическую систему в общеисторическом плане, не только

Из книги автора

Глава 12 Медицина в России во второй половине XIX-начале XX в. Середина XIX в. в России ознаменовалась значительным переломом в общественной жизни – переходом, хотя сильно запоздавшим, от феодально-крепостнических отношений к буржуазно-капиталистическим, которые исторически

Из книги автора

Глава XVIII. Оптимумы и пессимумы Практически во всех случаях несовершенного зрения, вызванного аномалиями рефракции, существует некоторый объект или объекты, которые человек может видеть с нормальным зрением. Такие объекты я назвал «оптимумами». С другой стороны, есть те

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Основные черты экономики и культуры в России в XVIII веке.

Раз­витие феодального общества в России в XVII веке вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централи­зованного феодального государства. С XVII века наступил новый период русской истории, когда происходил процесс слияния всех русских обла­стей, земель и княжеств в одно целое, вызываемый концентрированием местных рынков в один всероссийский рынок. С XVII века в России воз­никли капиталистические отношения и складывалась русская буржуазия. Однако в стране продолжал господствовать феодально-крепостнический строй, тормозивший развитие буржуазных отношений- В рамках российско­го многонационального государства происходило формирование русской на­ции. В недрах феодально-крепостнического строя рос и возвышался но­вый, буржуазный слой общества - купечество.

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ1

В отличие от многих стлан Западной Европы развитие буржуазных связей России XVII-первой половины XVIII века происходило в свое­образных условиях усиления крепостнических отношений. Феодальное государство, принимая меры к насаждению торговли и промышленности, всеми силами и средствами отстаивало интересы господствующего класса помещиков и охраняло крепостнические порядки, превращало в крепост­ных даже тех крестьян, которые ранее были свободными. Усиление рос­сийского государства сопровождалось усилением крепостнического гнета. Следствием этого было широкое развитие антикрепостнического крестьян­ского движения в России и на Украине (восстания Разина, Пугачева и др.).

Прогрессивную роль в развитии производительных сил и националь­ной культуры в России, в укреплении централизованного феодального государства сыграли реформы, проведенные Петром I в интересах поме­щиков и торговцев. В стране сооружались казенные заводы,- прокладыва­лись дороги и каналы, возникали города, создавалась регулярная армия, строился морской флот и т. д. Путем поощрения торговли, создания ма­нуфактур, реформами и другими средствами государство пыталось при­способить феодальные производственные отношения и политический строй к потребностям развития производительных сил общества, создать усло­вия для развития промышленности и торговли, для ликвидации техниче­ской и военной отсталости крепостной России.

Нельзя считать, что только личная воля Петра I произвела в России этот переворот, следствием которого было превращение России в могуще­ственное государство. Царствование Петра I «было одной из тех, совер­шенно неизбежных в процессе социального развития, эпох, когда посте­пенно накопляющиеся количественные изменения превращаются в каче­ственные. Такое превращение всегда совершается посредством скачков» . При Петре I продолжался процесс становления новой культуры, начав­шийся в предыдущую эпоху.

Процесс экономического развития России в XVIII веке сопровож­дался подъемом русской культуры, науки и искусства. Антифеодальные выступления и прежде всего крестьянские восстания XVII и XVIII веков дали сильный толчок развитию в России прогрессивной общественной мысли, появлению в среде передового дворянства и разночинцев антикрепостнических идеи, вначале просветительных, а затем и революционных.. Формирование передовой общественно-политической и философской мысли в России XVII-XVIII веков было тесно связано с развитием в стране промышленности и торговли, ростом русской национальной куль­туры, возникновением и развитием искусства, литературы, опытного есте­ствознания.

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свобод­ного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, при­влечь внимание к изучению естествознания в целях использования при­ходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. 3 связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились с практическому применению научных знаний. Прогрессивные русские мыслители XVIII века сделали значительный шаг от религиозной идеи к светскому знанию. Но они не поднялись еще дореволюционного,антнкрепостнического мировоззрения.

В XVIII веке, особенно в его второй половине, в России происхо-1ила упорная борьба передовых, материалистических идей наиболее выдающихся представителей русской естественной научной и общественно-философской мысли XVIII века с реакционными, идеалистическими идеями, которые часто насаждали и поддерживали в России главным образом иностранцы, представители преимущественно немецкой науки. Эта борьба мела классовый характер. Подавляющее большинство русских ученых C VIII века были выходцами из трудовых слоев народа, смотрели на ауку как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Сторонники реакционных теорий, деятели бюрократической верхушки, представители дворянско-помещичьего класса отражали интересы этого класса.

В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены ученые-иностранцы. Среди первых академиков были такие, эторые публиковали работы по медицинским вопросам. Так, Даниил опубликовал сочинения «О движении мышц, о зрительном;рвс», Леонард Эйлер - работу по гемодинамике, Дювернуа и Вейт-эехт - ряд анатомических работ.

Экономические потребности вызвали необходимость расширения и ^образования армии, финансовых и других реформ.

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ2

В мероприятияхреформах Петра I значительное внимание было уделено медицинскому ремеслу. Русские, ездившие в страны Западной Европы, в том числе сам етр I, наряду с кораблестроением, мануфактурами и школами знакоми­ть там с больницами, анатомическими музеями и выдающимися вра-МИ Голландии Петр I познакомился с передовыми медиками, слушал кции Бургава, приобрел у Рюйша за крупную сумму его знаменитую атомическую коллекцию, посетил Левеигука и ознакомился с его микро-опнческимм исследованиями.

В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем число врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого оряиства и нарождающегося купечества, а также для медицинского об-уживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных от мипистративных и культурных центров страны. В начале XVIII века в России были созданы постоянные военные госпитали - сухопутные для служивания армии и адмиралтейские для обслуживания военного флота, госпиталь был открыт 21 ноября 1707 г. в восточной части Москвы, за Яузой рекой в месте для лечения болящих». Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге,Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопут­ный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.- адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адми­ралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы ра­боты в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генераль­ный регламент о госпиталях». В регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйствен­ная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обяза­тельные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендо­валось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отно­шении больных и препаратов. В 1745 г. по инструкции для госпитальных школ России подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 г. медицинская канцелярия составила другую инструкцию, где уточнялись формы работы патологоанатома.

В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского об­разования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господ­ствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским уни­верситетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схола­стическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на ме­дицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Рос­сия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно по­этому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпи­талях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учеб­ного заведения для подготовки врачей - школы на базе крупных гос­питалей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштад­те госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контин­гент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском - до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитан­ная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпи­тале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпи­тальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать гол­ландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил орга­низовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве пре­подавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латин­ском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев.

Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утвержда­ли, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу. Позднее в 1715 г. в письме Петру I рассказывал об этом: «Мно­гие хирурги советовали дабы я народу сего (русского) юноши не учил, сказующе что не возможешь сие дело совершить». К чести Бидлоо следует отметить, что он правильно понял те задачи, которые перед ним стави­лись, и честно служил интересам России, решительно преодолевая противо­действие врачей-иностранцев. Бидлоо не испугался трудностей и нашел выход из положения: он получил разрешение набирать в госпитальную школу слушателей из числа учащихся Славяно-греко-латинской академии и школ духовного ведомства, где учащиеся изучали греческий и латинский языки.

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Пре­подавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика к физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и бота­нические сады («аптекарские огороды»).

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс [внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Стар­ший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним бо­лезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевяз­ках, работали <в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекар-гтвенных растений, присутствовали на операциях, судебно-медицинских и татологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали пир окне знания и практические навыки.

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ3

Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и осущетвили на практике новую систему медицинского образования, обеспечив юдготовку высококвалифицированных Врачей. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей "медицины i сыграли большую роль в развитии отечественного здравоохранения ".

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из чебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, нлософией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение, так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения (дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных пев­чих, купцов, солдатские дети и т. п.). Обучение в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, фи­зиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присут­ствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.

Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участ­никами многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпиталь­ных школах.

Система обучения будущих врачей в России строилась и совершен­ствовалась на протяжении всего XVIII века- Начало положил в 1707 г. Н. Бидлоо. В 1735 г. в «Генеральный регламент о госпиталях» была вклю­чена подробная глава о госпитальной школе, где определены задачи и периоды обучения в ней. В 1753-1760 гг.П. 3. Кондоиди и М. И. Шеия улучшили преподавание анатомии и клиники, устроили клинические пала­ты, были введены обязательные вскрытия, преподавание акушерства и женских болезней, изменен порядок экзаменов. В разработке вопросов пре­подавания медицины во второй половине XVIII века приняли активное участие многие передовыеврачи (П. И. Погорецкий, А. М. Шумлянский, М. М. Тереховский и др.). В 1782г. Д. С. Самойлович , находясь во Фран­ции, написал «Речь к слушателям госпитальных школ Российской импе­рии», где подробно осветил задачи медицинского образования. В 1785 г.

М. М. Тсреховский и А. М. Шумлянский были командированы с целью «собрать и доставить точные сведения об устройстве и организации выс­ших медицинских училищ в разных странах Европы». После этой поездки ими были разработаны предложения об улучшении медицинского образо­вания с учетом расширившихся к концу XVIII века медицинских знаний и начавшегося деления медицинских наук.

Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургиче­ские училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические ака­демии в Петербурге и Москве с более обширными программами, с новым учебным планом.

Основание Московского университета и медицинского факультета при нем. Учитывая необходимость «умножения в России российских докторов и хирургов, которых очень мало», М. В. Ломоносов в 1748 г. в проекте регламента университета при Петербургской академии наук писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридиче­скому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодаль­ным училищам)». То же в 1754 г. М. В. Ломоносов рекомендовал для организуемого Московского университета. Одновременно М. В. Ломоносов выдвигал вопрос о присвоении Московскому университету права «произво­дить достойных студентов в ученые градусы».

В 1755 г. был открыт Московский университет. С 1758. г. Керштенс стал читать здесь лекции по физике «для предуготовления тех, кои меди­цине обучаться желают», далее в следующие годы - химию, минерало­гию и химию в связи с натуральной историей простых аптекарских ле­карств, врачебное веществословие. В 1764 г. был приглашен профессор на кафедру анатомии, и медицинский факультет начал функционировать. В 1765 г. были более точно определены задачи медицинского факультета. «Медицинский класс или факультет упражнение свое имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни. В оном обучаются практической и теоре­тической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии и производятся из природных подданных такие люди, которые как лекари и врачи сограж­данам своим помогать, о здравии их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут».

В Московском университете в первые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2-3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета в первые деся­тилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей. С. Г. Зыбелии, преподавая внутренние болезни, эпизоди­чески показывал больных и лишь в конце XVIII века смог в небольшом объеме поставить клиническое обучение.

Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся центром, вокруг которого сосредоточивались видные представители отече­ственной медицинской науки, как русской науки и общественной мысли в целом.

Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII веке.

В ряду административных реформ Петра I были меро­приятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцеля­рия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки. В 1718 г. в Петербурге организовали «инструментальную избу» для изготовления хирургических инструментов. Стали использо­вать и изучать лечебное применение под минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Проводились мероприятия сани­тарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благо­устройстве Москвы.Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины. В сере­дине XVIII века проведены реформы в области здравоохранения: в 1763 г. была организована Медицинская коллегия, увеличено число врачей в го­родах, обращено большое внимание на медицинское образование и

подготовку врачей-специалистов и преподавателей. В 1763-1771 гг. в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с родовспомо­гательными заведениями при них, служившими школами для подготовки повивальных бабок. В связи с разделением на губернии проведены преоб­разования во врачебном деле: созданы губернские врачебные управы, вве­дены должности уездных лекарей. В 1775 г. в губерниях были созданы приказы общественного призрения, в ведение которых были переданы гражданские больницы.

В истории русской медицинской науки и медицинского образования в середине XVIII века видную роль сыграл Павел Захарович Кондоиди (1710-1760), грек по происхождению, привезенный в Россию в ран­нем возрасте и воспитанный в России. В 1732 г. П. 3. Кондоиди окончил, медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741 -1747 гг. П. 3. Кондоиди был помощником генерал-директора медицинской канцелярии и фактически руководил медицинским делом России. Через несколько лет он вновь был привлечен к руководству врачебной администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным директором Медицинской канцелярии.

Кондоиди был первым в России выдающимся врачебным адми­нистратором: при нем были составлены многочисленные инструкции для военно-санитарного дела, инструкции генерал штаб-докторам, дивизионным докторам, генерал-фельдмедику армии, военным лекарям, по лечению боль­ных оспой, корью и прочими болезнями, сопровождающимися сыпью, об осмотре инвалидов или неспособных к военной службе и др. При непосред­ственном участии П. 3. Кондоиди была составлена русская военная фар­макопея. Он проявил инициативу в организации акушерского дела и под­готовки ученых акушерок. Значительны заслуги П. 3. Кондоиди в раз­витии и усовершенствовании системы медицинского образования в России, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди М. И. Шейным были переведены на русский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургииПлатнера. П. 3. Кондоиди организовал (после перерыва) посылку в иностранные университеты врачей, окончивших госпитальные школы, для получения степени доктора медицины, без которой нельзя было стать преподавате­лем в госпитальной школе. П. 3. Кондоиди ввел научно-врачебные собра­ния (прототип конференций и ученых медицинских обществ), организовал медицинскую библиотеку, был инициатором в создании медико-топографи­ческих описаний и намечал постоянное издание для публикации трудов врачей.

Во второй половине XVIII века Россия сыграла передовую роль в проведении оспопрививания в виде вариоляции. Это мероприятие не встре­тило в России противодействия, как было в некоторых странах Западной Европы. Врачи и общественность России проявили понимание значения вариоляции. Несмотря на затруднения в связи с отсутствием на местах подготовленных работников, в России вариоляция получила широ­кое распространение: организовывались прививочные пункты («оспенные дома»), печаталась научно-популярная литература. Это же сказалось позднее и в отношении противооспенной вакцинации. В 1795 г. Дженнер в Англии провел первую прививку, и в 1801 г. в Московском воспитатель­ном доме была проведена первая прививка против оспы вакциной, полу­ченной отДженнера.

В XVIII веке Россия перенесла несколько эпидемий чумы. Наиболь­шей распространенностью отличалась эпидемия 1770-1772 гг., поразив­шая и унесшая много жертв в Москве и вообще в России. Передовые оте­чественные врачи Д. С. Самойлович, А. Ф. Шафонский, С. Г. Зыбелил

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ4

Таблица первого русского анатомического атласа, изданного п 1744 г. нередко с опасностью для жизни боролись с болезнью, изучали клинику и этиологию чумы.

Вопросы медицины и организации медицинской помощи населению занимали прогрессивную общественность России в XVIII веке: им уде­лялось значительное внимание в работах Вольно-экономического общества, учрежденного в 1765 г., в издательской деятельности Н. И. Новикова, в произведениях М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева.

Изучение печатных работ и архивных рукописей говорит о том, что во второй половине XVIII века передовые врачи России (Н. М. Макси­мович- Амбодик, М. Гамалея, Н. Карпинский, И. Протасов, Д. Самойло-вич. Я. Саполовнч и др.) разрабатывали вопросы организации больничной помощи, проведения санитарно-гигиенических и эпидемиологических меро­приятий, составляли многочисленные медико-топографические описания различных частей и городов России.

Передовые идеи и многочисленные практические предложения русских врачей XVIII века, направленные на улучшение медико-санитарного об­служивания населения, в условиях самодержавно-крепостнического строя оставались в большинстве случаев нереализованными.

М. В. Ломоносов. Значение его естественнонаучных открытий и мате­риалистической философии для развития медицины. Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России, возникновение цельной системы материалистической философии связано с именем великого М. В. Ломоносова.

Глубоко изучив и усвоив все ценное и положительное, что дали естествоиспытатели и философы в странах Европы, М. В. Ломоносов от­верг идеализм и метафизические объяснения явлений природы, которые в XVII-XVIII веках давались многими учеными. М. В. Ломоносову бы­ла чужда средневековая схоластика. Слепое преклонение перед авторите­тами, перед отжившими теориями он считал серьезным тормозом в раз­витии подлинной науки. М. В. Ломоносов был энциклопедически образо­ванным естествоиспытателем-мыслителем, проложившим новые пути в са­мых различных областях научного знания. Его открытия и ббобщения намного опередили современную ему науку.

М. В. Ломоносов был выдающимся представителем естественнонаучно­го материализма XVIII века. Ломоносов считал невозможным существо­вание пауки без опыта и наблюдения: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных только воображением». Однако не менее важ­но, по его мнению, осмысливание опыта и наблюдений, приведение в систе­му, построение теорий и гипотез. Он критиковал голый эмпиризм, неспособный из множества разрозненных фактов дать обобщение. М. В. Ломоносов разрабатывал материалистическую теорию познания.

Наиболее характерной чертой его творчества была гениальная спо­собность к теоретическому мышлению, к широким обобщениям экспери­ментальных данных о явлениях природы. Выступая как новатор, смело ломающий существующие в науке ложные представления и устарелые традиции. М. В. Ломоносов закладывал основы нового, научного взгляда на природу, материю и движение. Он выдвинул гипотезу атомно-молекулярного строения вещества, причем не как отвлеченную натурфилософ­скую концепцию, что делалось и до него, а как естественнонаучную гипо­тезу, основанную на данных опыта. Эту гипотезу о строении вещества М. В. Ломоносов последовательно развил в стройную научную систему и распространил на все известные в то время физические и химические явления.

М. В. Ломоносов открыл закон сохранения вещества. Первоначальная формулировка была:им дана в письме к Эйлеру в 1748 г.. затем - в 1756 г.

в «Размышлении о природе тепла». Окончательно закон сформултрован в речи «Рассуждение о твердости и жидкости тел» в 1760 г. Развив учение об атомах и их движении, открыв и научно обосновав закон постоянства вещества и движения, М. В. Ломоносов положил его в основу всеобщего закона природы и сделал из него многие естественнонаучные и философ­ские выводы. Он дал естественнонаучное и философское объяснение поло­жению материализма о единстве материи и движения.

Значение открытия М В. Ломоносова было поистине огромно не только для химии, но и для всего естествознания и материалистической философии. Открыв закон сохранения материи и движения, великий уче­ный отверг метафизическое положение о том, что движение есть нечто внешнее по отношению к материи и что поэтому оно может уничтожаться и возникать из ничего. Данная им формулировка закона сохранения мате­рии и движения включает.

Страница 1 из 2

Для государства, ведущего непрекращающиеся войны, первостепенное значение имело медицинское обеспечение армии. В первой четверти XVIII в. были открыты военные госпитали в Москве, Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани и др. В результате еще при жизни Петра I в стране было создано около 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.

Таким образом:

в первой четверти XVIII в. в России появились настоящие лечебные учреждения с медицинским персоналом, а при четырех генеральных госпиталях стали работать медицинские школы .

В 1710 г. был издан первый Госпитальный регламент, регулирующий деятельность госпиталей, а через четверть века, в начале 1735 г., был утвержден составленный архиятром И.Б. Фишером «Генеральный регламент о госпиталях», основанный на российском опыте, который определил структуру и штаты госпиталей, обязанности медиков, а также установил, что в финансовом отношении госпитали находятся в ведении военного ведомства, а в медицинском - подчинены только Медицинской канцелярии .

Обеспеченность страны медицинскими кадрами

В годы царствования Петра I ряды медицинских специалистов активно пополняли приглашенные из-за границы врачи. В 1695 г. было выписано 25, а в 1697 г. - 50 иностранных лекарей для военно-врачебного дела.

Всего за этот период на государственную службу было принято более 100 иноземных врачей и аптекарей .

Но проблема обеспеченности медицинскими кадрами стояла чрезвычайно остро. Огромную роль в подготовке медицинских кадров сыграли медицинские госпитальные школы.

Всего в XVIII в. было открыто шесть госпитальных медицинских школ (две Петербургские, две Московские, Кронштадская, Колывано-Воскресенская и Елизаветградская), подготовившие в течение этого столетия около 2000 лекарей .

Выпускниками госпитальных школ XVIII в. являлись многие выдающиеся врачи и ученые России: академик П.А. Загорский, профессора Н.М. Максимович-Амбодик, Г.И. Базилевич, Ф. Керестури, Е.О. Мухин, Я.О. Саполович, доктора медицины А.Г. Бахерахт, Н.К. Карпинский, Д.С. Самойлович, Г.Ф. Соболевский, член Медицинской коллегии, директор Медико-хирургической академии С.С. Андреевский и многие другие.

Не умаляя заслуг медицинского факультета Московского университета, следует отметить, что со времени его открытия (1758) до конца XVIII в. им было подготовлено не более 20 врачей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта