Заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Научного центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца Московского Комитета образования с 1992 г.; родилась 4 февраля 1933 г. в г. Каменске-Шахтинском Ростовской области; окончила философский факультет (отделение психологии) МГУ им. М. В. Ломоносова в 1956 г., кандидат психологических наук, академик РАЕН (1996), действительный член Академии творческой педагогики (1996) и Академии изобретательства (1997); 1956-1960 - младший научный сотрудник в экспериментальной лаборатории при Институте психиатрии АМН; 1960-1992 - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР: работала над проблемой предыстории человеческого интеллекта, исследовала мышление, предметную и игровую деятельность детей раннего и дошкольного возраста; вице-президент Российской Международной организации по дошкольному воспитанию, работающей под эгидой ЮНЕСКО, соавтор научной концепции и текста базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки"; основные научные достижения связаны с разработкой вопросов эволюционной психологии, теории довербальных общений, механизмов саморазвития деятельности ребенка, психологии развития игровой деятельности, классификации игр и игрушек, разработкой концепции информатизации дошкольного уровня образования в стране; опубликовала свыше 160 научных работ, в том числе монографии, работы научно-методического характера.
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Русская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Вера Леонидовна Кошелева РОГНЕДА РОГВОЛОДОВНА (ок. 960–1000) И ПРЕДСЛАВА ВЛАДИМИРОВНА (ок. 985-?) Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери. Н. А. Некрасов Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы
Вера Леонидовна Кошелева АННА (между 1026–1028 - не ранее 1075), ЕЛИЗАВЕТА (1024-?) И АНАСТАСИЯ (1047–1066) ЯРОСЛАВНЫ Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно. П. Бомарше Русские княжны, дочери Ярослава
Вера Леонидовна Кошелева КСЕНИЯ БОРИСОВНА ГОДУНОВА (1581–1622) Любовь - это отчизна души, прекрасное стремление к минувшему. Н. В. Гоголь На долю одной из самых пленительных и талантливых русских красавиц, какой в описаниях современников предстает Ксения Годунова, выпала
Светлана Светлана прожила с матерью только шесть лет, она родилась 28 февраля 1926 года.От родителей ей достался нелегкий характер - жесткий и неуравновешенный.Ее поступки иногда были непредсказуемы и неординарны. Но человек она всегда была смелый, самостоятельный, со
ЖИЗНЬ ЭМИГРАНТА ВАСИЛИЯ НОВОСЕЛОВА Был бы Виктор Ногин богатым туристом, очень бы понравился ему старинный город Цюрих.В Большом городе, у подножья горы Цюрихберг, тесно сбились в кучу средневековые дворцы и замки времен рыцарских турниров и демократического правления
ЮРЕНЕВА Вера Леонидовна 10(22).6.1876 – 19.1.1962Драматическая актриса. На сцене с 1902. Роли: Бронка («Снег» Пшибышевского, 1904), Регина («Привидения» Ибсена, 1904), Нора («Нора» Ибсена, 1909) и др. В 1911–1917 – актриса театра Незлобина.«Юренева обладала прелестной внешностью – небольшого
Галина Леонидовна. Низвержение из рая Галина Леонидовна Брежнева прожила жизнь, в которой все, что ей принадлежало, все, что ей было дорого и близко, внезапно безвозвратно исчезало. И всякий раз эта потеря оказывалась для нее ударом, от которого она не могла
Галина Леонидовна Брежнева Галина Леонидовна Брежнева была выдающейся авантюристкой советского времени. Ее биография вполне может стать сюжетом для приключенческого фильма. Она всегда поступала наперекор всему: традициям, обстоятельствам, приличиям и даже здравому
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК © И.В. Голоухова, 3.А. Новоселова, Л.В. Петрова - текст, © Е.М. Головач, О.А. Смольянинова, Л.В. Щекалов, ВИК «Княжеская дружина» - фотографии На небольшом скалистом островке в Крепостном проливе Финского залива возвышается Выборгский замок - единственный
Хроника расследования убийства депутата Новоселова 1 Депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова убили в среду, 20 октября 1999 года, около 9 утра.К 11 часам на месте происшествия побывали трое сотрудников АЖУРа, и вот что нам стало известно. В 8.45
Психологическое консультирование Справочник практического психолога Составитель Светлана Леонидовна
Просто Наталья Леонидовна Писать об инокине Иоанне - Наталье Леонидовне Трауберг - очень трудно, почти невозможно. Сочинить некие мемуары? Наверняка сочинят те, кто ее знал намного лучше меня, и это будет хорошо и правильно, но она же сама говорила про мемуары: «Берут
Краткие биографии бывших последователей Л. Н. Толстого св. мч. М. А. Новоселова и Д. А. Хилкова Новоселов М. А. (1864–1938), св. мч., – в молодости единомышленник Л. Н. Толстого. Принимал участие в пропаганде запрещенных сочинений Толстого и за распространение литографированной
Крачковская Наталья Леонидовна Советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России, 1938 г.р. Однажды руководитель курса во ВГИКе Владимир Белокуров принимал в составе комиссии вступительные экзамены. Особенно ему приглянулось артистичное
(2005-08-30 ) (72 года)Светлана Леонидовна Новосёлова (1933-2005) - советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения (ISSD), вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997).
Её дед по линии матери, В. Г. Маргаритов, был из священнической казачьей донской семьи. Получил образование в Гренобле (Франция), где он и его будущая избранница А. Д. Григорьева учились в университете . Позже они преподавали французский язык в России: В. Г. Маргаритов, преподавая в Вольском и Иркутском кадетских корпусах, дослужился до чина коллежского советника .
Своим интересом к естественной истории Новосёлова была обязана, по её воспоминаниям, другому деду: Фёдору Ивановичу Бочарову, окончившему в 1908 году отделение естественных наук Харьковского университета , где занимался палеонтологией и географией под руководством профессора А. Н. Краснова .
В 1947 году семья переехала в Москву, в дом № 13 по улице Чайковского (Новинский бульвар).
В девятом классе, в московской школе, где училась Новосёлова, появился новый предмет - психология, который стала преподавать аспирант из - Елена Михайловна Кудрявцева . Она рекомендовала любознательную ученицу Надежде Николаевне Лодыгиной-Котс , руководившей в Дарвиновском музее кружком школьников, студентов и взрослых, интересовавшихся поведением животных и происхождением психики. Так, ещё школьницей, С. Л. Новосёлова начала свои исследования интеллекта обезьян.
После окончания в 1956 году отделения психологии философского факультета московского университета она, работая младшим научным сотрудником в экспериментальной лаборатории С. Н. Брайнеса при , исследовала особенности интеллекта человекообразных обезьян (1956-1960); в эксперименте Брайнес и Новосёловой была доказана способность обезьян мысленно «достраивать» недостающие элементы ситуации и действовать на основе этих «построений». Затем она продолжала работать над проблемой предыстории человеческого интеллекта, исследовала мышление, предметную и игровую деятельность детей раннего и дошкольного возраста в качестве младшего научного сотрудника (1960–1968) в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого был А. В. Запорожец . После защиты в 1968 году кадидатской диссертации, в течение 30 лет (1968-1998) была старшим научным сотрудником института. В течение ряда лет читала в МГУ им. М. В. Ломоносова, МПГУ и других вузах Москвы лекции по проблематике зоопсихологии , генетически ранних форм мышления, психологии развития игровой деятельности . Доктор психологических наук с 2002 года - диссертация «Генетически ранние формы мышления».
Среди публикаций научно-методического характера:
Игра
Игра – явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развитию и педагогической поддержке этого вида детской деятельности. Наиболее распространен и известен подход Д.Б.Эльконина, который выделял в качестве единицы анализа игровой деятельности роль . Не менее известны классические подходы Л.С.Выготского, называющего основным критерием игры воображаемую ситуацию , и А.Н.Леонтьева, для которого, как для основателя деятельностного подхода в психологии, основанием, определяющим любую деятельность выступал ее мотив .
Каждый из этих подходов имел как свои сильные, так и проблемные стороны. Так, роль, выступая безусловно значимой характеристикой игры, при отсутствии игрового мотива, превращается в мертвое образование, «обязаловку», хотя остается при этом ролью, а действие, в которое таким образом втягивается ребенок, продолжает называться многими педагогами «сюжетно-ролевой игрой». Воображаемая ситуация , как справедливо замечено, часто путается со сценарием, придуманным взрослым и только воплощаемым ребенком в своей деятельности. Специфика игрового мотива заключается в том, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе». Данный критерий, с одной стороны, выделяет игру на фоне прочих видов деятельности, также определяемых по своему мотиву (изобразительная, конструктивная, трудовая, учебная и пр.), но с другой стороны, – сближает, «сливает» ее с любой творческой деятельностью, имеющей ту же характеристику, связанную с совпадением процесса и результата деятельности.
Каждое направление имеет своих последователей. Так, на классическую элькониновскую модель опираются широко известные работы по сюжетной игре Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, подход Л.С.Выготского разрабатывается Е.Е.Кравцовой и ее учениками. Светлана Леонидовна Новоселова в своих исследованиях продолжала и развивала идеи деятельностного подхода А.Н.Леонтьева.
С опорой именно на эти основания Светланой Леонидовной Новоселовой была разработана новая классификация детской игры , в рамках которой были четко разведены игра как ведущая деятельность и другие виды игры, имеющие иные функции. Одновременно было уточнено само понятие игры как ведущей деятельности – это не только сюжетно-ролевая игра, но и не всякая сюжетно-ролевая игра. Был разработан (совместно с Е.В. Зворыгиной) и опубликован еще при жизни А.В.Запорожца (в 1979 году) 1 комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр . Впоследствии он неоднократно переиздавался 2 , положен в основу работы по программе «Истоки» (1997, 2001, 2003, 2011) и широко используется практикой 3 .
К концу ХХ века новые информационные технологии широко вошли в жизнь общества, в том числе детей. И встала задача безопасного с точки зрения физического и психического здоровья дошкольников приобщения их к новым информационным технологиям, формирования у них мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информатизированном обществе. Такие исследования были начаты в конце 80-х годов в НИИ дошкольного образования АПН СССР на широкой междисциплинарной основе (в исследовании участвовали психологи, педагоги, физиологи, эргономисты, разработчики компьютерных программ и пр.) под руководством С.Л.Новоселовой. По ее мнению, подобные технологии должны входить в жизнь ребенка через игру. Поэтому разрабатывались специальные развивающие программы, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста.Тогда же С.Л.Новоселовой было введено в обиход педагогической практики понятие развивающая предметная среда , и стала активно разрабатываться эта проблематика уже в гораздо более широком контексте. Объединение психолого-педагогического и дизайнерского подходов позволило разрабатывать вариативные дизайн-проекты разных развивающих предметных сред с учетом приоритета тех или иных образовательных задач. Особое внимание было уделено разработке системы развивающих детских игрушек и игрового оборудования, в т.ч. модульного, для детей различных возрастных групп - от младенческого до старшего дошкольного возраста.
Разработка проблем игры не ограничивалась дошкольным уровнем образования – Светлану Леонидовну интересовали проблемы истоков игры. Ее исследования затрагивают не только проблемыонтонегеза, но и филогенеза, антропогенеза и социогенеза детской игры . Будучи психологом-эволюционистом, за спиной которого стояла научная школа Дарвиновского музея и ее учителя Н.Н.Ладыгиной-Котс, она подходила к проблематике игровой деятельности комплексно и широко: в ее работах затрагиваются проблемы специфики игровой деятельности приматов, исследуются архаические и традиционные игры. Никогда не выпадавшая из поля ее внимания проблематика связи игры с интеллектуальной основой деятельности развивалась от разработки комплекса дидактических игр для детей раннего возраста до изучения проблематики образа мира как обобщенного опыта деятельности субъекта, и его обогащения как важнейшего фактора развития детской игры и формирования в ней познавательных мотивов.
Обозначенные проблемы разрабатывались как С.Л.Новоселовой лично, так и в сотрудничестве с аспирантами, имена которых сегодня хорошо известны педагогам, поскольку сегодня они сами являются сильными специалистами в своей области и известными учеными.
Научное направление, связанное с разработкой проблем игры, заложенное Светланой Леонидовной Новоселовой сегодня продолжает успешно развиваться в разных уголках нашей огромной страны.
Ученики и сотрудники С.Л.Новоселовой
Е.В.Трифонова, Е.М.Волкова (Гаспарова), И.А.Качанова
Трифонова Е.В.
Светлена Леонидовна Новосёлова:
Учёный. Учитель. Человек.
Светлана Леонидовна Новосёлова сама написала о себе замечательные воспоминания. Когда их читаешь, перед глазами встаёт человек неукротимой энергии, широчайших интересов, искромётного юмора и тонкой самоиронии… Однако описывая себя, человек всегда чуть-чуть лукавит. Светлана Леонидовна тоже не смогла избежать этого. Но её лукавство – не от хитрости, не от желания показать себя в лучшем свете, а именно от её врождённых интеллигентности и скромности. Поэтому описывая те или иные обстоятельства, требующие известной силы духа и мужества, она объясняла свои действия наивностью, непониманием до конца ситуации и т.п. Эти воспоминания – ещё одна небольшая черта к портрету, который так ярок в памяти каждого, кто её знал, к автопортрету, который она сама оставила нам о себе и, может быть, ещё одна запоздалая попытка отдать дань уважения этому светлому прекрасному человеку.
Неистощимая энергия и глубокое понимание основ и перспектив развития ребёнка дошкольного возраста позволили Светлане Леонидовне в 1988 году организовать в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР лабораторию игры. В сентябре этого же года, провалившись на экзаменах в МГУ, в эту лабораторию попала лаборанткой я. И первое, с чем я столкнулась, начав работу в лаборатории, это огромный проект междисциплинарных исследований, связанных с проблемами внедрения компьютеров в дошкольное образование. Тогда ещё компьютерами не владели даже взрослые (кроме профессионалов-программистов), а Светлана Леонидовна собиралась учить этому детей, видя и понимая перспективы этого проекта. В проекте участвовали психологи, педагоги, физиологи, медики, дизайнеры… И какой же масштаб нужно иметь, чтобы руководить этой разношёрстной командой, связывать результаты несопоставимых по форме и методам исследований, делать на их основе фундаментальнейшие выводы… Тут же разворачивалась работа по изучению и организации разных вариантов организации развивающей предметно-пространственной среды. А это командировки, описания, анализ, разработка базисных положений…. А главная проблема – игра: апробация и уточнение в исследованиях аспирантов комплексного метода, изучение народных игр, игр-экспериментирований, оттачивание новой классификации и нового взгляда на психологическую сущность разных видов игр…
Впрочем, тогда я вряд ли могла оценить всю масштабность работы. Я тюкала на машинке планы и отчеты, статьи и тезисы и мало интересовалась происходящим. Светлану Леонидовну воспринимала как очень энергичного человека, но вот как учёного… Тогда – нет. У В.С.Мухиной есть замечательное описание-наблюдение того, как она показала своим ещё маленьким сыновьям книгу с картинками доисторических животных. Она была уверена, что динозавры произведут на мальчишек неизгладимое впечатление. Однако малыши смотрели на диковинных животных «равнодушными глазами невежд». Приблизительно таким же взглядом смотрела на происходящее и я в течение нескольких лет, пока не стала учиться и не дошла до середины курса.
Наверное, первым сильным впечатлением, когда я потихоньку начала понимать масштабность личности Светланы Леонидовны именно как учёного, стали лекции спецкурса по игре в МГУ. Концепции, излагаемые ею, были такими красивыми, стройными, логичными… И так расходились местами с классическим элькониновским подходом, который излагали нам на других лекциях! Правда, знания, полученные на её лекциях, были тогда для меня пока всего лишь отличной фишкой, чтобы щегольнуть «чем-то эдаким» на семинаре по возрастной психологии. Понимание многих вещей приходило позже, много позже.
В те годы Светлана Леонидовна неоднократно подчёркивала в разговорах и дискуссиях, что она в своих исследованиях опирается на деятельностный подход, говорила об А.Н. Леонтьеве как об одном из своих учителей. Сегодня понятно, с чем была связана такая настойчивость в определении собственной позиции. В конце 80-начале 90-х говорить о деятельностном подходе в психологии было не просто «не модно», но даже и почти так же неприлично, как говорить о марксизме, коммунизме, съездах партии и пр. Деятельностный подход базировался на марксизме и был официальной методологией советской психологии. Самое печальное, что преподавалась эта методология так же скучно и схематично, как три основы и три составные части марксизма-ленинизма, и поэтому в пылу социальных преобразований общества она была радостно отринута студенчеством в пользу куда более интересных, с их точки зрения, подходов. К сожалению, результатом подобного всеедения становилась элементарная эклектика, которая не даёт понимания механизмов, перспектив и детерминант, в которой смысловые связи заменяются механическими объединениями…. Тогда мне это было ещё не очень понятно. Вопрос методологии меня просто не волновал.
Но позиция Светланы Леонидовны была чёткой и однозначной. И это не могло не коснуться тех, кто работал вместе с нею. Методологию, в отличие от теории или методики, нельзя выучить. Методология – это фактически мировоззрение. Это жизнь. И она умела вдохнуть эту жизнь в своих учеников. Как это было? Внешне очень просто. Если смотреть со стороны, то, может быть, где-то даже нелепо. Например, так. Работая над поставленной проблемой, я обнаруживала кучу других проблем частного характера, с которыми я не знала, что делать. Не в силах найти ответ сама, надеялась на то, что сейчас вот задам эти вопросы научному руководителю (которым и была Светлана Леонидовна), получу на них чёткие и исчерпывающие ответы, и буду работать дальше. Но реальность оказывалась другой. Я приходила к Светлане Леонидовне и вываливала свой мешок вопросов вперемешку с объяснениями и обоснованием неудавшихся попыток решения проблемы. Светлана Леонидовна внимательно выслушивала, и дальше начинала говорить. Начинала она обычно очень эмоционально и примерно так: «Катя! Какая вы молодец! Как вы все точно и верно подметили!..» и дальше начинала говорить вещи, которые, с моей точки зрения, были абсолютно правильными, совершенно понятными и даже общеизвестными, против них нечего было возразить, но… Они совершенно не давали мне ответов на МОИ вопросы… Я уходила с консультации совершенно растерянная и даже разочарованная. Но именно тут и начиналась работа. Своими, как мне тогда казалось, очевидными объяснениями она не просто направляла, а можно даже сказать «утрамбовывала» в русло деятельностного подхода, в его систему понятий, систему координат, систему взгляда на явления и их причины… Я так и не находила ответа на ТЕ свои поставленные вопросы. Просто в какой-то момент начинала смотреть на проблему совершенно иначе, и тогда искомые ответы становились просто не нужны, потому что сама проблема и варианты её разрешения вставали совершенно в другом свете и другом ракурсе.
У Роберта Шекли есть замечательный рассказ «Верный вопрос». Речь там идет о машине под названием Ответчик, которая могла ответить на любой вопрос (любой правильно поставленный вопрос о природе вещей). Но сколько бы вопросов ему не задавали, его ответы всегда были: «Вопрос лишен смысла», «Данный вопрос в настоящей форме не может разрешиться», «Спрашивающий оперирует ложной концепцией Вселенной» и пр. В результате все вопросы оставались без ответа. Сегодня это очень напоминает мне те мои консультации у Светланы Леонидовны. Правда, в отличие от Ответчика, она всячески старалась объяснить мне, как же задавать вопросы правильно. И после этих бесед в голове начинали медленно, но верно происходить нужные изменения, и тогда пути решения проблемы становились если не очевидными, то по крайней мере ощутимыми. Ты просто начинал мыслить совершенно другими категориями. И теперь уже я с уверенностью говорю о себе, что я работаю в рамках деятельностного подхода, решаю проблемы, исходя из основных теоретических положений этого подхода, это моя методология и мой взгляд на мир. И мой учитель здесь – даже не столько факультет психологии МГУ, цитадель деятельностного подхода, сколько Личность, Учитель – Светлана Леонидовна Новосёлова.
Выше уже говорилось, что в автобиографии Светланы Леонидовны хорошо видны её личностные качества: неукротимая весёлость, жизнерадостность, открытость новому, устремлённость и уверенность в собственных силах несмотря ни на что. Эти качества она сохранила на всю жизнь. Попытаюсь немного дополнить её психологический портрет.
Это был в высшей степени творческий человек. Я не знаю, проходила ли она тестирование по методике креативного поля Д.Б.Богоявленской, но рискну предположить, что её результаты показали бы креативный уровень интеллектуальной активности. Она видела новые интереснейшие задачи там, где остальным все было ясно или наоборот, все видели абсолютно неразрешимую проблему. Она бралась решать такие проблемы. Она сыпала идеями легко и играючи, совершенно не заботясь об «авторском праве». Сейчас современная образовательная практика широко использует такие термины как «развивающая предметно-пространственная и предметно-игровая среда», «компьютерно-игровой комплекс», «самодеятельные игры», «комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр» и др., даже не подозревая, что в обиход отечественного дошкольного образования их ввела именно Светлана Леонидовна Новосёлова. И время их появления относится к концу 70-х – середине 80-х годов. Просто уже в 90-е постепенно из лабораторных отчётов, служебных записок, проектов исследовательских работ и пр. они перешли в документы Департамента образования города Москвы, а затем и в широкую практику.
Однако, как добрый человек никогда не думает о себе как о «добром», честный не думает о себе как о «честном» (иначе это не личность, а личина), Светлана Леонидовна искренне сомневалась в своём таланте, волновалась по поводу содержания своих лекций и выступлений, невероятно переживала факт защиты докторской, хотя для всех присутствующих на защите эта процедура носила чисто формальный характер: все и так понимали, что С.Л.Новосёлова, разумеется, доктор наук по праву. Заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ А.И.Подольский так и сказал, что эта защита наконец расставляет всё на свои места, и ему просто неудобно быть доктором, в то время как Светлана Леонидовна – кандидат наук.
Несмотря на некоторую внешнюю грузность, Светлана Леонидовна всегда была очень мобильным человеком. Она ездила с лекциями на далекую Кубу в 70-е, она постоянно ездила по бесконечным командировкам, откуда возвращалась с новыми проектами, с новыми людьми – представителями разных детских садов, которые становились практически сотрудниками лаборатории… И вот в 1997 году она оказывается прикованной к постели. Тяжелая операция. Светлане Леонидовне уже за 60… Восстановление сначала шло довольно сложно, тем более – возраст... Тогда было реальное ощущение серьёзной опасности… Однако Светлана Леонидовна со свойственной ей жизнестойкостью победила, восстав, как Феникс из пепла. И потом ещё продолжалась работа над программой «Истоки», были написаны две фундаментальные научные монографии «Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов» (Серия «Психологи отечества», 2001) и «Генетически ранние формы мышления» (2002), блестяще прошла защита докторской… Кстати, в книге «Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций 1935-2007 гг.» отмечается, что в наиболее зрелом возрасте докторские диссертации защищали среди мужчин А.С.Арсеньев (78 лет), а среди женщин С.Л.Новосёлова (72 года). Некоторая неточность с подсчётом возраста, но все равно почётно: немногие женщины решатся на подобное в пенсионном возрасте. В любом случае, как вполне справедливо отмечают авторы указанной книги, «главное для защиты диссертации не возраст соискателя, а качество работы».
И далее опять: работа, работа… 2004 год. Организация трёхдневного (!) круглого стола «Педагогические условия развития системы деятельности ребенка» (фактически конференция, организованная силами Светланы Леонидовны). Опять огромное эмоциональное напряжение при подготовке. И спустя некоторое время – страшное известие: инсульт…
При всем понимании остроты ситуации ощущения безысходности сначала почему-то не было. Инсульт воспринимался как болезнь… Конечно, очень тяжелая, но временная. Ведь Светлана Леонидовна – наш «Феникс», она обязательно поднимется! В лаборатории не назначали нового заведующего, его функции выполнял «И.О.».
И была надежда… И восстановление уже потихоньку набирало силу…Однако второй инсульт перечеркнул все ожидания.
Ушёл Учёный… Ушёл Талант… Ушёл Соратник… Ушёл Учитель…
Но воспоминания нельзя оканчивать на такой минорной ноте. Это было бы неправильно по отношению к Светлане Леонидовне, которая навсегда останется воплощением радости, целеустремлённости, научного поиска, активности, искренности, жизнеутверждающей силы… А ещё – огромного человеческого величия. С первых же лет знакомства со Светланой Леонидовной я все время ловила себя на мысли, что они чем-то очень похожи с Анной Ахматовой в последние годы жизни. Теперь я точно знаю, чем. Величием духа.
Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
Дата рождения: | |
---|---|
Дата смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Учёная степень: | |
Учёное звание: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Альма-матер : | |
Научный руководитель: | |
Известные ученики: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Известен как: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Известна как: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Подпись: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Светлана Леонидовна Новосёлова (1933-2005) - советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения (ISSD), вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997).
Её дед по линии матери, В. Г. Маргаритов, был из священнической казачьей донской семьи. Получил образование в Гренобле (Франция), где он и его будущая избранница А. Д. Григорьева учились в университете . Позже они преподавали французский язык в России: В. Г. Маргаритов, преподавая в Вольском и Иркутском кадетских корпусах, дослужился до чина коллежского советника .
Своим интересом к естественной истории Новосёлова была обязана, по её воспоминаниям, другому деду: Фёдору Ивановичу Бочарову, окончившему в 1908 году отделение естественных наук Харьковского университета , где занимался палеонтологией и географией под руководством профессора А. Н. Краснова .
В 1947 году семья переехала в Москву, в дом № 13 по улице Чайковского (Новинский бульвар).
В девятом классе, в московской школе, где училась Новосёлова, появился новый предмет - психология, который стала преподавать аспирант из - Елена Михайловна Кудрявцева . Она рекомендовала любознательную ученицу Надежде Николаевне Лодыгиной-Котс , руководившей в Дарвиновском музее кружком школьников, студентов и взрослых, интересовавшихся поведением животных и происхождением психики. Так, ещё школьницей, С. Л. Новосёлова начала свои исследования интеллекта обезьян.
После окончания в 1956 году отделения психологии философского факультета московского университета она, работая младшим научным сотрудником в экспериментальной лаборатории С. Н. Брайнеса при , исследовала особенности интеллекта человекообразных обезьян (1956-1960); в эксперименте Брайнес и Новосёловой была доказана способность обезьян мысленно «достраивать» недостающие элементы ситуации и действовать на основе этих «построений». Затем она продолжала работать над проблемой предыстории человеческого интеллекта, исследовала мышление, предметную и игровую деятельность детей раннего и дошкольного возраста в качестве младшего научного сотрудника (1960–1968) в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого был А. В. Запорожец . После защиты в 1968 году кадидатской диссертации, в течение 30 лет (1968-1998) была старшим научным сотрудником института. В течение ряда лет читала в МГУ им. М. В. Ломоносова, МПГУ и других вузах Москвы лекции по проблематике зоопсихологии , генетически ранних форм мышления, психологии развития игровой деятельности . Доктор психологических наук с 2002 года - диссертация «Генетически ранние формы мышления».
Среди публикаций научно-методического характера:
У меня на глазах блестели слёзы... И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы... и с именем которой древние воины бросались в бой... с именем которой рождалась новая жизнь... именем которой менялся и становился лучше наш мир... Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться... За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно... Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком...
– Ну что ты, мой друг!.. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся...
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое...
– Тебе нельзя расслабляться... Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а»... Получится а’мор (а"mort) – без смерти... Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать... Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви... оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных!.. Даария... Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины!.. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой!.. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.
– Скажи, Север, осталось ли что-то от записей катар? Должно же было что-то сохраниться? Даже если не самих Совершенных, то хотя бы просто учеников? Я имею в виду что-то об их настоящей жизни и учении?
– К сожалению – нет, Изидора. Инквизиция уничтожила всё и везде. Её вассалы, по приказу Папы, посылались даже в другие страны, чтобы уничтожить каждую рукопись, каждый оставшийся кусочек бересты, какой только могли найти... Мы искали хоть что-нибудь, но ничего не смогли спасти.
– Ну, а сами люди? Не могло ли остаться что-то у людей, кто сохранял бы это через века?
– Не знаю, Изидора... Думаю, даже если кто-то и имел какую-то запись, то её изменили за время. Человеку ведь свойственно всё перекраивать по-своему... А уж особенно не понимая. Так что вряд ли что-либо сохранилось, как оно было. Жаль... Правда, у нас сохранились дневники Радомира и Магдалины, но это было до создания катар. Хотя, думаю, учение не изменилось.
– Прости, за мои сумбурные мысли и вопросы, Север. Вижу, что потеряла много, не придя к вам. Но всё же, я пока жива. А пока дышу, я ещё могу тебя спрашивать, не так ли? Расскажешь ли мне, как закончилась жизнь Светодара? Прости, за то, что прервала.
Север искренне улыбался. Ему нравилось моё нетерпение и жажда «успеть» узнать. И он с удовольствием продолжил.
После своего возвращения, Светодар жил и учил в Окситании всего два года, Изидора. Но эти годы стали самыми дорогими и счастливыми годами его скитальческой жизни. Его дни, освещённые весёлым смехом Белояра, проходили в любимом Монтсегуре, в окружении Совершенных, которым Светодар честно и искренне пытался передать то, чему долгие годы учил его далёкий Странник.
Они собирались в Храме Солнца, который удесятерял собой нужную им Живую Силу. А также защищал их от нежелательных «гостей», когда кто-то собирался туда тайно проникнуть, не желая появляться открыто.
Храмом Солнца называли специально построенную в Монтсегуре башню, которая в определённое время суток пропускала в окно прямые солнечные лучи, что делало Храм в тот миг истинно волшебным. А ещё эта башня концентрировала и усиливала энергию, что для работающих там в тот момент катар облегчало напряжение и не требовало слишком большой отдачи сил.