Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?
А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.
В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой. Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте ). Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.
Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:
После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей
Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.
Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.
Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.
В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев , а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.
Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.
Страх | Грусть | Злость | Радость |
---|---|---|---|
Беспокойство | Апатия | Агрессия | Блаженство |
Встревоженность | Безразличие | Брезгливость | Бодрость |
Замешательство | Беспомощность | Ярость | Возбужденность |
Паника | Депрессия | Бешенство | Восторг |
Ужас | Отчаяние | Гнев | Достоинство |
Додумывание | Вина | Досада | Доверие |
Дискомфорт | Затруднение | Жестокость | Удовольствие |
Замешательство | Изнурение | Зависть | Интерес |
Замкнутость | Истощенность | Мстительность | Любопытство |
Задетость | Меланхолия | Недовольство | Миролюбивость |
Испуг | Мрачность | Ненависть | Непосредственность |
Нервозность | Неудобство | Нетерпимость | Облегчение |
Недоверие | Никчемность | Омерзение | Оживление |
Неопределенность | Обида | Неудовлетворение | Оптимизм |
Неуверенность | Озабоченность | Осуждение | Энергичность |
Настороженность | Отвергнутость | Отвращение | Польщенность |
Отверженность | Опустошенность | Безумие | Покой |
Опасение | Одиночество | Оскорбление | Счастье |
Осторожность | Печаль | Презрение | Умиротворение |
Сдержанность | Пассивность | Привередливость | Уверенность |
Смущение | Подавленность | Пренебрежительность | Удовлетворение |
Стеснительность | Пессимизм | Раздражение | Упоение |
Суетливость | Потерянность | Ревность | Любовь |
Тревога | Разбитость | Резкость | Нежность |
Трусливость | Расстроенность | Сердитость | Сочувствие |
Сомнение | Стыд | Циничность | Удача |
Шок | Сломленность | Досада | Эйфория |
Скука | Язвительность | Экстаз | |
Тоска | |||
Усталость | |||
Угнетенность | |||
Угрюмость | |||
Хмурость |
И для тех, кто дочитал статью до конца 🙂 Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?
Чувства и эмоции
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.
"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и астенические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
Настроение - это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.
Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:
мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Все, что с нами бы не происходило вызывает определенную реакцию, чувства. Это особый вид отношения каждого из нас на явления. И в зависимости от того, соответствуют они нашим потребностям или нет, выражаются и разного рода чувства человека, эмоции. Они позволяют выяснить, какие эмоции ощущает человек по отношению к нам. Выявляем его мысли, моральные устои и внутренние особенности. И все происходящее с нами, или вокруг нас, касательно других людей мы выражаем через свои эмоции и чувства.
Без формирования эмоций и чувств невозможно развитие ни одного человека. Даже у умственно отсталых людей все равно проявляются хоть какие-то виды эмоций, чувства. Ведь они тоже могут плакать, смеяться, быть равнодушными – что тоже представляет собой определенную эмоцию. Формируются описываемые нами качество в процессе развития сознания каждого индивида, при воспитании, обретении образования, развития культуры и многих других факторов.
У нас существуют разные чувства, и каждое из них обладает определенными функциями, с которыми всем нужно ознакомиться более детально.
Мы обладаем модальными, осознанными, глубинными, продолжительными чувствами и отличаем их по интенсивности, наследственному происхождению, условиям и формам развития, выполняемым функциям. Мы их различаем по способу воздействия на наш организм, процессам в психике, с которыми связаны чувства, предметному содержанию, согласно нашим потребностям и т.д.
Как мы уже знаем, у человека есть два основных вида и их подвиды. Изучим каждый из основных внимательно.
Моральная, нравственная сущность человека. Благодаря им, каждый из нас переживает разные ценности или противоположные им явления, намерения. Степень переживаний, их результат зависит от того, насколько соответствуют моральные чувства нашим потребностям, насколько они интересны нам и обществу. Такие чувства могут проявиться при определенном соотношении поступков и действий людей согласно нормам, которые приемлемы в современном обществе.
К ним относятся те, что знакомы каждому из читателей с детских лет: товарищество, дружба, любовь, привязанность к конкретным людям, обществу. Каждый из перечисленных чувств мы должны проявить по отношению к другим, что называется долгом. Если же мы перестаем соблюдать данные качества – уважение, товарищество, дружелюбие и т. д., то обязательно испытываем определенные отрицательные ощущения – стыд, обиду, злость, угрызение совести. К негативным ощущениям морального, нравственного плана также относятся жалость, ревность, зависть, жадность и т.д.
Эстетические ощущения представляют собой переживания о прекрасном. Самый типичный пример – восприятие культурных произведений искусства – природные явления, люди, растения. Такие чувства развиваются благодаря развитию искусства. Мы слушаем красивую музыку и развиваем в себе музыкальные ощущения. За счет чувств красоты, прекрасного, мы также развиваем свое отношение к уродливому, так как знаем разницу между первым и вторым и понимаем гармонию, что такое возвышенное и трагическое. К этим же чувствам относятся злоба, ирония, юмор, драматизм, трагизм, издевка.
Интеллектуальные чувства развиваются за счет желания человека познавать мир, его деятельностью. При развитии познавательных навыков, удовлетворения собственных амбиций в плане любознательности, с решением сложных задач, поисками истины каждый из нас «обрастает» интеллектуальными чувствами.
Существует мнение о том, что настроение каждого из нас можно сравнить с линзами для очков, причем разноцветными, в которых реальность отражается в деформированном виде. В зависимости от настроения, мы может или преувеличивать значимость происходящих событий, или напротив, приуменьшать. И что примечательно, все мы понимаем, что просто так избавиться от определенного настроя на данный момент мы попросту не способны.
Единственное, что подвластно нам – учиться влиять на принимаемые решения, на их качество в моменты перепадов настроя. Но давайте все же разберемся, что же это такое – настроение.
По данным специалистов по психологии, настроение – это определенный процесс, при котором мы проявляем свое отношение к существующей на данный момент жизненной ситуации. Оно может быть продолжительным и влиять на эмоциональный фон. Порой для человека достаточно мельчайшей неурядицы, слова, взгляда, как его настроение может быть испорченным на целый день, неделю. Но, как правило, с течением времени настрой приходит в норму, если не провоцировать. Однако упускать порчу настроения безо всяких на то причин и поводов нельзя.
Судя по всему, в нашей жизни возникают моменты, из-за которых портится качество нашего существования. То есть, негативный настрой представляет собой индикатор, на который необходимо обратить внимание.
Сразу хотим отметить тот факт, что большинство из нас идет на «поводу» у своего негативного настроя. Более того, мы чувствуем себя в таком состоянии комфортно и ищем оправдания. Почему так происходит? Потому что это намного легче, чем бороться с отрицательным настроением и прийти в норму.
Мало кто знает, что слово «настроение происходит от древнеславянского «нас Трое ние». То есть, слово отражает единство души, духа и тела человека. И если каждый из них по отношению друг к другу находится в гармонии, резонансе, то у человека на душе «птички поют». Как только один из компонентов настроя выпадает – настроение портится.
Чтобы у человека проявилось то или иное настроение, необходимо 5 этапов его формирования.
Оцениваем действительность. Данный момент происходит в один миг и зависит от того, каковы наши внутренние ориентиры, задачи и ценности. По этой причине мы чаще всего не можем понять, почему погрустнели, расстроились, начали беспокоиться. Часто мы говорим себе «шестое чувство», «интуиция» и конечно же, часто ошибаемся, но иногда попадаем «в точку».
Способы интерпретации реальности. Ощутив определенный настрой, мы тут же ищем момент, которым подтверждаем перемены в ощущениях. Ведь не зря говорят, что «имеет значение не то, что происходит с нами, а то, как мы все это интерпретируем».
Доминирующая эмоция. Каким бы ни было наше настроение, в его основе чаще всего лежит доминирующая эмоция, которая и влияет на общий эмоциональный фон. Она полностью соответствует данной нами интерпретации. Пример: «За окном дождь, который не дает нам спокойно отправиться на пляж и позагорать». То есть, мы интерпретируем момент как негативный и весь день будем в плохом настроении. Если же скажем: «За окном дождь, мы можем приятно провести день дома, посмотреть любимый сериал, попить теплого грога». Здесь основа – позитив, из-за которого настроение далее будет только хорошим.
Физические моменты. Настроение, как мы знаем, отражается на эмоциональном фоне. И если оно плохое, то возникает ощущение тяжести, головная боль, нарушается темп дыхания, биение сердца и т.д. При позитиве каждый из нас чувствует легкость, прилив бодрости, энергии, комфорт.
Стимул к действию. Настроение побуждает человека совершать какие-то ошибки, принимать решения, то есть действия. Или же, определенный настрой побуждает бездействовать, ничего не делать. Как и в случае с дождем за окном. Если настроение из-за него испортилось – мы никуда не идем. А в противном случае, тут же накрываем на стол, готовим, веселимся, играем, развлекаемся.
Перечисленные этапы настроения весьма подвластны нашему руководству. И если мы научимся хоть чуточку влиять на собственный настрой, то сможем контролировать и свои действия. Конечно, такое подвластно мало кому. Для этого необходимо быть очень сильным, волевым человеком со стальным «стержнем» внутри. Попробуйте и вы. Начните с того, чтобы реагировать на простые проблемы позитивно. «Пусть идет дождь, зато как прекрасна природа, омытая чистыми каплями с небес. А какой воздух, он же попросту кружит голову и побуждает думать о чем-то хорошем».
Вокруг нас возникают различные явления и наше отношение к ним, ощущения и являются эмоциями. До сих пор нет точного утверждения о том, что же это такое. Так как явление изучено не до конца. Но большинство психологов сводится во мнении к тому, что – это своего рода регуляторы нашей с вами деятельности, они отражают резон ситуаций, которые складываются в течение всей жизни. Из-за них мы страдаем, злимся, переживаем, беспокоимся, боимся, получаем удовольствие, раздражаемся, удовлетворяемся и т.д. Чаще, они контролируют внутреннюю деятельность человека.
Изучаемые нами ощущения развивались с течением эволюции человека. И из простейших инстинктов наших пращуров, как двигательных, так и органических, они стали сложным процессом. Причем многие из них уже не имеют привязку к какой-либо ситуации. Они выражаются как индивидуальные оценки отношения к обстоятельствам и участия индивида в них. Например, ярость, страх, боль и другие обеспечивают каждому из нас выживание на Земле и являются сигналом к действию.
Они очень важны для каждого из нас. Именно благодаря эмоциям мы может проявлять радость, удовольствие, удовлетворение, обиду, грусть, тревогу, страх, беспокойство, удивление, восхищение и т.д. Они могут сопровождаться мимикой и телесными сигналами, например покраснением, бледностью кожи, жестикуляцией. Если у человека нет эмоций, то это социально пассивное существо, не видящее смысл в своих действиях. Из-за этого возникает , безучастие, отрешенность. Бывает так, что период апатичности наступает практически у каждого человека, но он связан со сложившимися определенными ситуациями. Как только все приходит в норму, человек становится опять таким же, как и положено – неравнодушным, активным и т.д.
Мы бы не смогли прожить и дня, если наши эмоции не давали бы нам сигналов. Так мы узнаем, в каком состоянии наш организм. То есть, если мы чувствуем себя хорошо, радостно, удовлетворенно, то есть позитивно, в нас живут положительный тип эмоций. Неудовлетворенность, досада, раздражение, обида, злость и другие негативные эмоции «говорят» о том, что мы недовольны. Благодаря эмоциям мы защищаем себя от перегрузок, способствуем сохранению в теле необходимой для жизни энергии.
Существует несколько видов эмоций: позитивных, негативных и нейтральных, а также аффект.
Важно отметить, что любая эмоция вызывает некий резонанс и в процесс эмоционирования включаются и другие моменты. Ранее полагалось, что на такое способны только люди. Но как оказалось, точно также себя ведут некоторые виды растений, животные.
Базовые эмоции заложены в каждом из нас, но широкий спектр ощущений доступен не всем. Все мы слышали о таком типаже людей, как «толстокожие», «непробивные». Они не обладают остротой эмоций, и реагируют на события, которые вызывают у других радость, слезы совершенно равнодушно. Нельзя судить за это – просто так устроена их психика. Они бы и рады радоваться также, как и другие, реагировать на события со всеми одинаково, но их внутренняя деятельность скована.
Аффект – отдельный вид человеческих эмоций. Это сильное, мощное эмоциональное состояние человека, влияющее на рациональность мышления. Единственное, на что он способен – действовать по стереотипу – становится агрессивным, бежит или цепенеет.
Природа наделила нас определенными ощущениями и инстинктами, когда возникают непредвиденные опасные ситуации. Кто-то убегает от большого льва, другой стоит от страха на месте, а третий накидывается на заведомо более чем он сильное животное.
У грустного меняется походка – она становится вялой, медленной. На лице гримаса – уголки рта опущены, глаза «потухшие». В состоянии агрессии тело тут же превращается в защитный предмет – выпрямляется, напрягается.
Интересный факт: учеными доказано, что в экстремальные моменты, когда возникает серьезная угроза жизни человека, сгущается кровь. По этой причине, можно избежать большой кровопотери и спастись.
Сильная радость также может быть виновной в скачке давления. Но организм и в этом случае подстраховался и у радостного человека, как правило, укрепляется тонус, защищающий организм.
Существует также явление, называемое алекситимия. В данном случае человек совершенно не испытывает никаких эмоций. Более того, такие типажи не способны даже не то что на проявление, но и обладание чувствами. Он заменяет их размышлениями. Для них главное – это выяснить смысл жизни, а не тратить время на переживания. Откуда берется такая «патология»?
Здоровые люди обладают эмоциями и чувствами. Все происходит из-за воздействия на нас внешнего мира, а человек отвечает, то есть реагирует. Он проявляет свои мысли, внутренний мир и окрашивает их эмоциями. И если в детские годы ребенок наблюдал за взрослыми, которые были «скупы» на эмоции и чувства, он перенимает «заразительный» пример. Также это может быть определенный склад характера, полученный в «наследство» от родителей.
Чаще всего алекситимией страдает сильный пол. Причиной тому – обучение с детских лет уметь сдерживать свои порывы, чувства, быть «мужиком». Им не позволяют плакать, страдать, грустить, настоящие мужчины так не поступают. И с возрастом, у мужчин данная черта развивается и превращается в то, что называют «бесчувственным чурбаном».
Два понятия очень связаны между собой. И все, что происходит у каждого из нас внутри, отображается именно эмоциями и чувствами. Но бывают моменты, когда нам трудно или мы боимся проявить эмоцию, и по этой причине путаем ее со своими чувствами. Или же есть типажи, неспособные в определенные моменты выразить – что они чувствуют. Почему же так происходит? Это что, бесчувственный человек или же есть причины для такого поведения?
Сразу отметим, не способный идентифицировать свои ощущения и эмоции человек не может принимать важные для его жизни решения. Причиной неспособности могут быть различные факторы, но первое место занимают социальные.
Чувства и эмоции могут в одно и то же время выражать одно и то же. Например, есть эмоция радость и есть чувство радости. Друг без друга они не существуют. В крайнем случае, человек может сдерживаться, но внутренний мир все же радуется с «двух сторон». Радость возникает тогда, когда есть чувство удовлетворения своих потребностей. Например, человек радуется, когда вкусно поест, прогуляется, встретит дорого человека, получит подарок и т.д. Удовлетворение напрямую связано с объектом, альтернативы которому нет. То есть, если человек хочет пить чай, а есть только кофе, то он будет неудовлетворен.
Страсть – плохо контролируемое чувство, с которым не каждому удается справиться. Здесь играет роль физиология. Она «диктует», как вести себя мужчине или женщине и если к ней прибавляется эмоциональный фон, побуждающий к страсти, то вопрос «закрыт».
Отвлекёмся от чувств с Яндекс Музыкой:
Нет ни секунды, чтобы мы с вами не испытывали определенные чувства. Благодаря им, мы можем ориентироваться по жизни и удовлетворять свои потребности, чувствовать опасность и получать удовольствие. Еще в древние времена великий Аристотель выделил главные 5 чувств человека и никто до сих пор их так и не опроверг:
Единственное, чего достигли некоторые ученые, так это увеличить их численность до 30. То есть, они выявили подвиды всех пяти чувств человека. Например, такое чувство как вкус имеет еще отдельные «разветвления»: вкус сладкого, соленого, кислого, горького. Также есть разветвления зрения согласно рецепторам – колбочки и палочки. Первые воспринимают свет, вторые цвет.
Но помимо пяти главных органов чувств, было присоединена также:
Существует также консервативный подход к определению органов чувств у человека. К ним относится:
Изучая короткий список, мы понимаем, что чувств намного больше. Иначе мы были бы скучными и неинтересными существами. Особенно всех интересует «шестое» чувство, называемое интуицией. Согласитесь, оно неоднократно спасало людей от гибели и спасало человечество. Например, в 80-е годы в центр по мониторингу неба над РФ поступил сигнал о том, что США направили ракету с ядерной боеголовкой. По правилам, офицер обязан был информировать руководство и конечно же, нажать на кнопку ответа. Но что-то его удержало, и, слава Богу! Как оказалось, информация была ложной. Если бы не его интуиция. Природа наделила всем, что нас защищает, позволяет сопереживать, получать удовольствие и радоваться жизни.
Всем пока.
С уважением, Вячеслав.
Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.
Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.
Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.
Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.
Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.
Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.