Главная » Условно-съедобные грибы » Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова.

(С, Л:возможно вступление, задающее тон рассуждению). Любовь, доброта, совесть… Как часто мы произносим эти слова, говоря о чем-то обыденном, повседневном! Порою просто для того, чтобы выразить свое эмоциональное состояние, не вкладывая глубокого смысла в сказанное слово.

А что же есть истинная любовь, доброта, совесть, и легко ли следовать этим духовно-нравственным составляющим человеческой личности?

Любовь… Казалось бы (V) куда проще: люби… и все!!! Но что же мешает жить с любовью в душе? Вероятно, то, что любовь – это не только великая радость, но и тяжкий крест, откровение и тайна, страдание и счастье…Как совместить все это в одной душе?. (Л: новый абзац) Обратимся к примерам их художественной литературы. В известной «Повести и Петре и Февроние (/) Муромских» княгиня Феврония любит мужа своего светло и нежно, тянется душою к его душе, утешает его душу, не давая ей упасть и погибнуть. Все самое тяжкое и горестное на себя принимает. Любовь ее бескорыстна. Дано ей знать, что лишь ее любовью спасется князь. (

В пору изгнанья и скитаний нет у него ближе человека, надежнее опоры, чем жена (V) Богом данная. Чистая любовь ее помогает душе князя освободиться от всего ложного и суетного. Мудро ведет она его по пути духовного совершенствования: не укорит, когда оступится, простит, когда заблуждается, утешит, когда страдает…И в этом ей помогает любовь мудрая, бескорыстная, нежная, терпеливая. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

А вот на современном языке слово «любовь», к сожалению, «звучит по-другому». Не «обветшает» ли? Надеюсь, нет, пока существуют образцы истинной любви.(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). (Л: новый абзац). Мудрость же позволяет любви подчиниться самоотверженности. Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…» покоряет читателя именно своей мудростью любить. Прощаясь со своей еще не остывшей любовью, герой стихотворения благословляет свою возлюбленную, чтобы в новой любви она была счастлива, любима «искренно и нежно»: «Как дай Вам Бог любимой быть другим».(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения) . (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

Есть и такая любовь, святая и искренняя, которая объемлет весь мир, его согревает и просветляет. Она не кричит о себе, а скромно дарит себя людям. Такую любовь показал нам (Р. погрешность, недочет) А.Платонов в рассказе «Юшка». (Л: возможно абзацное членение.) Какие глубокие чувства живут в убогом Юшке! Он чуствует (/) себя осиротевшим, когда видит упавших замертво жуков и бабочек, боится повредить цветы даже своим дыханием… Не сердится на детей, которые обежают (/) его. Он верит, что дети любят его, только не знают (V) что надо делать для любви. Верит, что народ его тоже любит, только «без понятия», так как «сердце в людях бывает слепое». (Л: новый абзац) А что же мы? Мы разучились любить мир вокруг себя: отгородились от мира природы бетоном, пластиком, металлом, Мы не замечаем, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы, превращая ее в «мастерскую» и забывая о том, что она «храм».(С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу.) А ведь в ней, говоря словами Ф.И.Тютчева, «…есть душа, есть свобода..., - в ней есть любовь, в ней есть язык». Разрывая связь с миром, мы теряем нравственную опору.



Так как же вернуть человека на путь нравственный, вылечить его «слепое сердце»? Наверное, и нужен всем нам такой Юшка, который откроет глаза на то, что такое истинная любовь и доброта.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник откликнулся на предложенную задачу, избежал ее подмены, выбрал свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые попытался аргументированно раскрыть. Автор сочинения частично сопровождает рассуждение личностной оценкой позиции объектов рассуждения. Можно выделить удачный подход в раскрытии замысла работы: учащимся самостоятельно выявлена проблемарассуждения в форме проблемного вопроса: «А что же есть истинная любовь, доброта, совесть, и легко ли следовать этим духовно-нравственным составляющим человеческой личности?»



Хотя выпускник строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но при этом он избегает использования литературного материала в достаточном для проведения смыслового анализа объеме. Литературный материал не ведет ученика за собой, а используется им только как основа для собственных размышлений. Обоснование тезисов отсылками к тексту стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…» могло бы быть более обстоятельным.

Объем сочинения в пределах допустимого– 300 слов

Известный писатель Даниил Гранин затрагивает очень важную нравственную проблему сохранения в современном мире понятия « честь».
Мы знаем о том, что в последнее время некоторые люди стали считать это понятие устаревшим. Автор справедливо полагает, что честь следует отнести к категории нравствен-ности, и такие понятия не могут считаться устаревшими. Во все времена незапятнанная честь и чистая совесть были величайшим благом для человека. Честь – это моральное достоинство, это то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или по стороны окружающих. Не случайно автор рассказывает о Чехове, которому совесть не позволяла одновременно одобрить избрание Горького почетным академиком и признать эти выборы недействительными. Он не оправдывал себя тем, что конкретно не он виноват, в том, что у Горького это звание отобрали. Чехов в знак протеста отказался от звания почетного академика, потому что создавшаяся ситуация противоречит его представлениям о чести, о верности своему слову. Писатель убежден, что честь – это нравственный стержень человека, который не позволяет человеку совершить какой-то бесчестный поступок. Гранин считает, что для человека порядочного важно прежде всего быть честным перед самим собой. Сохранять верность собственному слову – в этом для него проявление чувства чести. В этом заключается позиция автора. Я полностью согласен с мнением автора статьи. Понятие чести в моем представлении – это главное достоинство человеческой души. Честь воздается человеку со стороны общества. Чтобы сохранить честь, необходимо, образно выражаясь, иметь чистые руки, т.е. не запятнать себя какими-то бесчестными поступками. Когда человек кривит душой, это вызывает у меня неодобрение. В любой ситуации надо проявлять чистоту помыслов и поступков, выходить с достоинством, не унижаясь до вранья, выкручивания, оправдывая свои действия благими намерениями. И не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких. А значит, и не устареет понятие чести.
Ни для кого не секрет, что у нас проходят выборы не всегда честно. Как щедры бывают люди на обещания, чтобы достичь желаемого положения, как быстро все забывается, как только они обретают власть. Причина в том, что люди эти просто давно утратили истинное представление о чести.
То, что понятия чести и совести не устарели и есть еще люди, которые верны своему слову, можно судить по примерам из недавней истории. Наш современник академик Сахаров преподал всем незабываемый нравственный урок. Он практически один боролся против гонки вооружений в нашей стране и против войны в Афганистане, за что был сослан в город Горький. Общественное мнение было против позиции Д.Сахарова. Большинство людей нашей страны осознало правоту академика только после его смерти. Прошло совсем немного времени, и многие из тех людей, которые не давали Сахарову говорить во время выступления на съезде, в знак уважения и скорби склонят головы перед памятью этого великого человека. Поступки ученого показали, что рядом и одновременно с нами живут люди, для которых понятия чести являются основными критериями всех поступков, нравственными ориентирами в нашем сложном и быстро меняющемся мире. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных. Так, например, А.С.Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.
Я прихожу к выводу, что человеком может называться тот, для кого честь не пустое слово. Такие люди живут согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствуют свои внутренние качества, принося их на службу людям. Понятия чести не могут устареть. Но, пока жив человек, жива и честь. На том и держится Земля. Устарело ли на сегодня понятие чести - вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин и заставляет нас понять, что есть в нашей жизни нравственные критерии, которые устареть не могут.

Статья. Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения.

«Если бы я воскрес через сто лет, то, для того, чтобы узнать, что стало с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы». Дени Дидро. «О терпимости».
«Человек – это звучит гордо» - сказал писатель, и человечество ему поверило. И потянулось вверх. К небу, звёздам, культуре, интеллекту. А самой прямой и короткой дорогой к свету стала книга. Высокая грамотность, действительно, достижение цивилизации. Только не все книги способны указать правильное направление на пути к совершенству. И не всегда люди читают хорошие книги, если они вообще их выбирают, а не садятся перед светящимся экраном телевизора или компьютера.
А тем временем специалисты бьют тревогу, потому что компьютерная глобализация, по их мнению, имеет не только психотронное воздействие, а иногда даже приводит к печальному исходу. Она способна изменить не только генетическую структуру человека. Компьютерные игры считаются лучшим способом зомбирования. О телевидении отзывы тоже не из лестных. «На моих глазах телевидение создаёт новое обескультуренное поколение,» - писал Сергей Мурзин, один из ведущих телезнатоков. Трудно что – нибудь добавить к этому.
А уж если вспомнить самую цивилизованную страну Америку, то ураган «Катрина» продемонстрировал всему миру не только глобальные разрушения, но и шокирующее озверение до этого «законопослушных» американцев. Люди, с рождения привыкшие к благам цивилизации самой высокой пробы, в одночасье превратились в убийц, насильников и грабителей. Тем самым, разрушив стереотип о том, что удовлетворение насущных потребностей уже само по себе изменит мир к лучшему. Поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя не способно искоренить в человеке отвратительных качеств его души, пробудить в нём сопереживание и потребность быть нужным кому – то.
Только если с детства «нужные книжки читал», духовно развивался и совершенствовался, человек способен познать мир в его красоте. И строить на земле по – настоящему счастливую жизнь. Иначе мы вскоре все окажемся в террариуме.
Как известно, ныне на книжных полках безраздельно господствует коммерческая литература. Сегодня Россия переполнена «блудными» сыновьями и дочерьми, гораздыми питаться с чужого стола. Для них отечественная словесность – слишком пресная пища. Они ищут в книге острых ощущений, «блестящих» пороков.
Я жить так больше не хочу
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу.
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.
Н. Зиновьев.

Значение литературы упало, на мой взгляд, по следующим причинам: во первых, она сбилась со своей духовной службы и превратилась в товар (высокого или низкого качества, но товар), во – вторых, новая жизнь, являющая себя образованным варварством, сократило число читателей. Читать стало некогда, гоняясь за куском хлеба, и не принято – «удобрять себя стало ни к чему, в – третьих, уроки литературы в школе способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребёнка: внушительный список литературы, тома – «кирпичи», стандартный набор по схеме «биография автора – пересказ произведения – портреты главных героев – понятия любви, семьи, чести и прочее в произведении.
В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да ещё «пережёвывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши.
Ты слышишь стон:
«Спасите наши души!».

Русская литература 19 века, русская классика не просто распахнула настежь, воспела, вынесла к людям мир человеческой души. Она доказала, что жизнь сердца рождает поступок. Реальная человеческая жизнь – она и есть продолжение жизни сердца. Именно её, сложную и противоречивую, нужно научиться любить и ценить. Эта уверенность, эта святая убеждённость – суть русской литературы, лучших её произведений. А «Человек – это звучит гордо!» Вот почему Раскольников не смог жить убийцей, Тарас Бульба не захотел оставлять врагам даже свою люльку, а Петя Гринёв перед лицом смерти остался верен присяге. Скажите вслух: русская классика.
И что бы ни встало у вас перед глазами,– седая борода Толстого, кудрявая пушкинская голова или сумрачный взгляд Достоевского, - всё равно за этим обликом, за этим живым лицом глубже, ещё глубже, где - то в самой глубине вашего сознания возникнет образ, которому есть только одно имя – русский писатель.
Кто же он такой – русский писатель?И где та главная черта, по которой сразу и безошибочно можно его узнать и отличить? Ответ очень прост: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Это сказал Достоевский. Но вместо его имени можно после этих слов назвать любое. Это сказал Толстой, Некрасов, Чехов…Хотя русская классика 19 века одна из самых трагических и беспощадных страниц мировой литературы, в каждом её слове главный смысл – вера в человека, в его способность к совершенствованию, в его будущее.
А время…
Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нём.
Коржавин.

В 19 веке многое влияло на судьбу русского человека: сословные различия, определяющие его место в обществе, воспитание, образование, богатство или крайняя бедность, зависимость от сильных мира сего или принадлежность к ним. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век», - так поэтически охарактеризовал этот период А. Блок. Слишком разительны, болезненны были контрасты между роскошью и нищетой, самовластием и бесправием, высокой образованностью и невежеством разных членов российского общества. Все эти обстоятельства вместе с характером, взглядами, личностью конкретного человека определяли его отношения с миром. Действительность, которая окружала людей, родившихся в первой половине 19 века была такова, что поверить в свет казалось невозможным, а поверить в тьму естественным.
Жизнь – это предмет, а литература – учебник жизни.
Вот человек. Его бьют плетьми. И ты знаешь, что это приказала сделать твоя добрая, ласковая мать, которая сейчас с удовольствием пьёт кофей. Это Тургенев. …
Вот отец. Любимый отец, которого ты привык почитать и уважать. Он умирает прямо в поле. Его убили крестьяне. За то, что он издевался над ними и забивал до смерти. Это про Достоевского. …Вот бал. Ах, как прекрасны юные девицы в своих воздушных платьях с розой у пояса. Как прекрасны и мужественные красавцы военные, затянутые в великолепные мундиры! И как звенят шпоры во время мазурки! Но пройдёт два часа, и всё в том же великолепном мундире один из них отправится на плац – гнать солдата сквозь строй. Гнать живого солдата сквозь палки, пока он не станет полуживым… Или мёртвым…
Можно, конечно не видеть этого. Сделать вид, что не видишь. Убедить, уговорить себя, что не знаешь. И не мучиться, и не писать потом страшный рассказ «После бала», как Лев Толстой, или ужасный рассказ «Муму», как Тургенев. Но истинная вера в человека дала русским писателям и силу, и мужество.
Есть одно странное выражение – изучать жизнь. Писатель изучает жизнь. Писатель создал хорошее произведение, потому что хорошо изучил жизнь. Так ли это? Ведь это наука изучает, а потом делает выводы. Это биолог разглядывает внимательно – куда это бежит симпатичный муравей? А если изучаешь льва – его можно посадить в клетку. Но как посадить в клетку человеческую ложь? Жестокость? Злобу? Как можно изучить «доброту», или «преданность», или «любовь»? В русской литературе минувшего столетия редко бывают «хорошие концы».
Успокоиться герой этой литературы вообще не может. Ему всегда нужно ещё подумать, ещё понять, ещё достичь. Его преследуют неудачи, ошибки, сомнения… А «человек это звучит гордо!»
Когда Пьер Безухов после тысячи бед, тысячи сомнений, после целой жизни, прожитой в борьбе с самим собой, обретает, наконец, свою Наташу Ростову, - Это и вправду счастье, потому что они поняли друг друга. Когда Чацкий бежит прочь от того, что было, что казалось единственным счастьем, надеждой, будущим, бежит, чтобы никогда не вернуться в привычный мир своей юности, это горе, высокое, достойное человеческое горе. Он его не испугался – он понял.
Прочитайте эти книги. И если вы сумеете сквозь лица героев, сквозь переживания Татьяны Лариной, приключения Чичикова размышления Андрея Болконского увидеть лица Пушкина, Гоголя, Толстого, сквозь переплетения событий и судеб услышать голос писателя, голос человека, который всё это выстрадал, пережил и превратил в слово, - вот тогда на самом деле откроется вам суть, что называется творчеством. Литература в России – это больше, чем просто развлечение, чтение в свободное время. Так было. И очень хочется, чтобы и в двадцать первом веке книга оставалась стержнем культуры, которая средством противостояния массовой культуре избирает слово, основанное на Вере, Истине, Любви. И тогда
Спадет с очей твоих завеса,
И ты узришь, как мир людей
Под погребальный марш Прогресса
Стремится к бездне все быстрей.
Но ты пока не видишь это,
Ты в суете погряз мирской.
Лишь сердце чуткое Поэта,
Как атмосферою планета,
Объято страхом и тоской.
Н. Зиновьев.

Изменяется время. Изменяются люди. Но стремление человека к совершенству, стремление искусства возвысить и осветить человеческую жизнь будет существовать всегда. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя. Поэтому тысячу раз был прав А.С. Пушкин, написавший полтора века тому назад: «... никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей...»
Читайте русскую классику! И жизнь каждого из вас наполнится их чистым и благородным светом.

Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит.

Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью.

Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь - двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений.

Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.

Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик.

Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас?

Скорее всего - это нравственный стержень, нравственное чувство.

Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях.

Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.

К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.

Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться.

Сегодня все больше людей встают перед выбором - либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.

Нравственное чувство - это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Бессмертное произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломана войной.

Это не просто интересная история, а судьба человека, Андрея Соколова , испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Это еще раз убеждает в нравственности главного героя. Андрей Соколов настоящий сын своего государства, он олицетворяет в себе весь народ, всю его силу, мужество и непоколебимость.

6.2. В центре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Л.Н.Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также писатель стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего "дубину" освободительной войны против захватчиков. Интересно узнать, каково же отношение Л.Н.Толстого к войне? По мнению писателя, "война – это забава праздных и легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения Л.Н.Толстой раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о "своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия, убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: "косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающим розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески". Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются "мглой сырости и дыма", запахом "странной кислоты селитры и крови". В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне. В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году . Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать "за хорошие деньги, которые им предлагали, сено", и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Л.Н.Толстого, "уничтожали великую армию по частям". Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, "самом полезном и храбром человеке" в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове. Особое место в понимании "скрытой теплоты" русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником.

Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско", "наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят". Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой "шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами". Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было "сознавать опасность" и то трудное положение, в котором находился русский народ. Л.Н.Толстой резко осуждает такой "патриотизм", показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера.

Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Л.Н.Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе "Война и мир" Л.Н.Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта