Главная » Условно-съедобные грибы » Поэтессы 60 годов. Кто такие поэты-шестидесятники

Поэтессы 60 годов. Кто такие поэты-шестидесятники

С 16 ноября 2015 года во Владимирской областной научной библиотеке работает книжно-иллюстрированная выставка «Образ века своего …»: отечественная поэзия 60-90 годов XX века.

Отечественная поэзия 60-90-х годов достаточно точно и ярко выражает душевное состояние, психологию настроений и чувств людей второй половины XX века – сложнейшего общественно-исторического этапа развития нашей страны. Поэтому без изучения русской поэзии этого периода невозможно постичь историческое прошлое нашей страны и понять состояние русской литературы на современном этапе. Представленный на выставке материал раскрывает лишь некоторые направления развития русской поэзии последних десятилетий XX века и знакомит с наиболее значимыми и самобытными авторами этого периода. Выставка «Образ века своего…» состоит из 3-х разделов: «О поэзии 60-90-х годов XX века», «Стихи не пишутся, случаются…», «Поющие поэты».

О поэзии 60-90-х годов XX века

Поэзия послевоенных десятилетий отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение интенсивно ведется и по сегодняшний день. Общий раздел выставки «О поэзии 60-90-х годов XX века» содержит публикации по истории советской литературы, и прежде всего, по истории поэзии и о выдающихся поэтах того времени.

В «Малое собрание сочинений» И. Бродского вошли поэтические сборники «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания», и «Пейзаж с наводнением», выпускавшиеся американским издательством «Ардис» с 1970 по 1996 годы, а также пьеса «Мрамор» и эссе.

… Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льется мед огней вечерних,

и пахнет сладкою халвою;

ночной пирог несет сочельник

над головою.

Твой Новый Год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.

(Рождественский романс: [отрывок] // Малое собрание сочинений / Р. И. Рождественский. СПб., 2012. С. 7-8.)

На выставке находится сборник стихотворений выдающегося лирического поэта XX века Н. М. Рубцова «Той девушке, которую люблю» . Его «тихая лирика» проникает в душу, а многие строки так и просятся на музыку и звучат – уже много лет – в наших любимых песнях: «Плыть, плыть, плыть…», «Я буду долго гнать велосипед…», «В горнице моей светло…».

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

(В горнице моей светло… // Той девушке, которую люблю: [стихотворения] / Н. М. Рубцов. М., 2008. С. 10) .

«Поющие поэты»

Раздел выставки «Поющие поэты» знакомит с особым видом поэтического творчества, зародившегося еще в 50-е годы XX века и, наверняка, многим знакомым — жанр авторской песни, когда автор сочиняет слова, музыку и сам представляет публике результаты своего творчества.

Авторская песня для второй половины XX века стала символом альтернативной культуры. Дело в том, что «глянцевая» эстрадная культура не отвечала требованиям и острым вопросам времени, поэтому авторы старались донести мысли и чаяния современных людей до общества. Так возникает современный монотеатр, в котором автор должен выполнят одновременно роли поэта, композитора и исполнителя.

Одним из основателей жанра авторской (бардовой) песни считается Булат Окуджава , он заявил о себе, прежде всего, как романтик, дал в своем творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой – способность к возвышенным переживаниям. У Окуджавы очень много песен о любви. В своей любовной лирике он стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.

«Для меня авторская песня - это прежде всего стихи. Поющий поэт», - так сам Булат Окуджава определяет специфику жанра. Булат Окуджава редко пишет песни «от первого лица», но поет их всегда «от себя»: «Мне важно, чтобы те самые чувства, которые владеют мною, автором песни, в момент ее исполнения завладели бы и слушателями…» По мнению Булата Окуджавы, искусство исполнения произведений этого жанра заключается в умении выразить авторский замысел или хотя бы приблизить к нему, а не в мастерстве интерпретации.

О нынешней жизни Юлия Кима Вы можете узнать, прочитав беседу Светланы Новиковой с популярнейшим автором песен и стихов в журнале Современная драматургия «Юлий Ким: «Музыка приподнимает действие над обыденностью»» .

Также немаловажный интерес представляет сборник песен Юлия Кима , где представлены не только песни, но и ноты.

Завершает представленный раздел выставки литература о Юрии Визборе – одном из талантливейших представителей поколения советской интеллигенции золотого века «Шестидесятники», которая познакомит Вас с его биографией и творческим наследием. Студенческие туристические песни Визбора переписывались магнитофонным самиздатом, лились из окон квартир сначала Москвы, а затем и всей страны, а его самого стали называть туристским поэтом и композитором. Но период романтичных, походных песен прошел, и поэт увидел другие песни - негромкие, лиричные, иногда грустные, но светлых и чистых тонов, с легко запоминающимися мелодиями, которые уверенно потеснили своих предшественниц.

Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

На выставке представлена первая подробная биография Ю. И. Визбора – «Визбор» А. В. Кулагина из серии «Жизнь замечательных людей» . Автор книги на основе многочисленных свидетельств, привлечения разных источников, всестороннего анализа творчества Визбора, раскрывает непростую и в то же время цельную во всех своих проявлениях личность этого человека. Биография прекрасно вписана в контекст той исторической эпохи, в которую жил и творил поэт, которую он запечатлел в своих песнях, стихах, прозе, фильмах, ролях и репортажах.

В книгах Юрия Визбора «Я сердце оставил в синих горах» и «Ты у меня одна» собраны повести, рассказы, очерки, статьи, песни и стихотворения автора, которые ярко отражают творчество самобытного «барда».

Выставка «Образ века своего…» представляет «живые голоса поэзии» — , на которых звучат стихотворения 60-90-х гг. XX в. в исполнении авторов и профессиональных актеров.


Острая идейная борьба на рубеже 50 - 60 -х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарования.

На страницах «Свистка» и «Искры» печатались, время от времени произведения Козьмы Пруткова. Такого поэта в действительности не существовало. А.К. Толстой и его двоюродные братья А. и В. Жемчужниковы придумали своеобразную сатирическую маску тупого и самодовольного бюрократа, от имени которого и писались разнообразные литературные произведения - стихи, пьесы, афоризмы. С помощью выдуманного автора и его «творении» создатели Козьмы Пруткова получали возможность для сатирического разоблачения политической реакции, обывательской пошлости.

К демократическому направлению русской поэзии середины XIX в. относятся так же Н.П. Огарев и И.С. Никитин.

Творческий путь Николая Платоновича Огарева (1813 - 1877) начался еще в 30-е годы. В его творчестве развиваются традиции философского направления в поэзии. Лирический герой поэзии Огарева - передовой человек своего времени, живущий в атмосфере напряженной умственной работы, идейно-философских исканий и раздумий. Он жаждет свободы. Стремится к постижению истины и справедливости. В дальнейшем на первый план выдвигается социальная проблематика, повышается внимание к жизни и быту простых людей, что сближало его с Некрасовым. К концу 30 - началу 40-х годов относятся поэмы «Дон», «Царица моря», «Юмор». В лирическом герое поэмы «Юмор» отчетливо виден сам автор, страдающий от царящей вокруг социальной несправедливости.

Значительное место в лирике Огарева заняли мотивы любви и дружбы. Примечательным является лирический цикл «Книга любви». В центре цикла - пленительный образ женщины, вызвавшей чистую, возвышенную, но не разделенную любовь: «Я вас люблю! Но не скажу вам /ни слова про любовь мою, /и этих строк не покажу вам /и все в себе я затаю».

Из произведений, созданных Огаревым в последнее десятилетие его жизни на родине, наиболее значительными являются стихотворения «Совершеннолетие» (1846), «Упование. Год 1848» (1848), поэмы «Господин», «Зимний путь» (1855), стихотворная повесть «Деревня» (1847).

Годы эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в литературной деятельности Огарева. Свыше трехсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им на страницах «Полярной звезды», «Колокола».

Иван Саввич Никитин (1824 - 1861) вошел в литературу как наследник Кольцова. Правдивое изображение народной жизни, тесная связь с устным народным творчеством, мелодичность и эмоциональный строй его лирика - все это предопределило популярность поэзии Никитина у демократического читателя. В раннем творчестве Никитин проходит литературную школу Пушкина, Кольцова. Лермонтова, Майкова, Некрасова. Совмещая в одном стихотворении будничные зарисовки суровой жизни бедняков с «кольцовскими», «майковскими», «фетовскими» картинами гармонической природы, Никитин пытается эстетически преодолеть мир нужды, нищеты и горьких забот («Утро на берегу озера» 1854).

В своем творчестве А.А. Фет (1820-1892) исходил из признания высокого и непреходящего значения поэзии, резко противопоставляя ее реальной действительности, представляющейся ему «миром скуки и труда». Фет был убежден в том, что литература призвана отражать лишь высшие ценности, откликаться на вечные, общечеловеческие потребности, совершенно оставляя в стороне актуальные вопросы общественно - политической жизни. Поэзия Фета резко отличается от демократической («некрасовской») линии в русской литературе. Для него характерно состояние восторга перед красотой, природой, любовью, искусством.

Его стихи о природе принадлежат к числу замечательных образцов пейзажной лирики. Поэт умеет видеть красоту типичной русской «неяркой» природы. Связь человека с природой у Фета дана не прямо, а опосредствованно. Его пейзаж внутренне очеловечен. Природа и человек образуют единый, нерасторжимый мир («Лес», «Весенний дождь», «Уснуло озеро» и др.)

Фет широко использует яркие детали, поданные «крупным планом», конкретные примеры тока или иного времени года или времени суток.

В отличие от пейзажной лирики стихи Фета о любви лишены конкретности. Поэта интересуют преимущественно мимолетные явления душевной жизни в их соотношении с природой («Сняла ночь...», «Только в мире и есть...», «На заре ты ее не буди...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.)

А.А. Блок считал, что стихи Фета были для него «путеводной звездой».

Ф.И. Тютчев (1803-1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву в отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские..» (1850), «Пошли господь свою отраду..»(1850).

В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение и сильные, и слабые стороны его мировоззрения. Поэт остро ощущал непрочность, призрачность, дисгармоничность и даже обреченность мира, в котором он живет. Отсюда трагичность мировосприятия, ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из этого мира и отчаяние от сознания невозможности этого. Что бы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить словами. Так возникает стихотворение «Silentium!» (Молчание!») с знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь».

У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Природа у него одушевлена, очеловечена: и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, в единстве человека и природы.

Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу - север, дню - ночь, зиме - лето или весна. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве. Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь близка...», «Зима недаром злится...»)

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется в поэзии Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е.А. Денисьевой и названный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, имеющий большое историко-литературное значение. Любовь воспринимается Тютчевым как «поединок роковой», в котором неизбежна гибель любящего сердца.

Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она по характеру своему диалогична: ее структура строится на сочетании двух уровней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его. Ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины, ее роковое поражение. Лирический герой ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством. В «денисьевском цикле» мы встречаемся и с формой внутреннего диалога («О, как убийственно мы любим...», 1851), где внутреннее смятение самого героя приобретает трагический характер. Примерно в это же время Некрасов создавал свою любовную лирику («панаевский цикл»), в которой так же на первый план был выдвинут образ женщины.

На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал 20 строк. Для того, чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психологического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафорические эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т.д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы. Этому соответствует вопросительная или восклицательная интонация, возникающая уже в начальных строчках ряда стихотворений.

Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии. Его изучение, интенсивно ведущееся в течение последних двух десятилетий, все же еще не достаточно полно цредставляет это явление в советской литературе.

Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенкий, Р.Казакова, Н.Матвеева, В.Цыбин, Б.Ахмадулина и др. Эпоха, бурно возраставшего энтузиазма народа, на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения. Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории. В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой "тихой лирики" наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности. Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н.Рубцов, В.Казанцев, А.Прасолов, А.Передреёв, А.Жигулин, "Полярные цветы".

Собственно, наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского - Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. - и другое - от тютчевско-есенинской - Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.Соколов и др., скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма. Но самым "дееспособным" оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее многие принимали в войне самое непосредственное участие - Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Дудин и др.

Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова, А.Прокофьева, В.Солоухина, В.Соколова, А.Яшина и др. вторая половина 60-х годов ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке. Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика гржданского звучания в их произведениях приобрела в то время решающее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме С.Викулов "Преодоление"1964, "Окнами на зарю", 1965, Е.Евтушенко "Братская ГЭС" 1965, А.Вознесенский "Лонжшо" 1963, Р.Рождественский "Реквием" 1961, "Письмо в XXX век"1965, В.Федоров "Седьмое небо" 1965-1967, А.Твардовский "За далью - даль" 1961, Е.Исаев "Суд памяти" 1963 и др.

Это обстоятельство свидетельствовало о наступавшем времени обобщенно-масштабного осмысления действительности нашими художниками.

Данный сайт посвящен известным советским поэтам середины 60-х годов 20 века с целью сохранения и популяризации литературного наследия их творчества.

Поэзия 60-х годов

«Колоссальнейшая эпоха!» - так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и - главное - интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» - журнал молодых, талантливых авторов.

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, - Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», - пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть там свои стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали люди.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Самиздат - от словосочетания «самостоятельно издавать» - перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.
Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В 1959-1960 годах молодым поэтом Аликом Гинзбургом был основан первый самиздатовский журнал «Синтаксис», в котором были опубликованы ранее запрещённые стихи Б. Ахмадулиной, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, В. Некрасова, В. Шаламова.

Однако особенно был велик интерес к звучащему, живому слову - в Политехническом институте регулярно проводятся поэтические вечера, пусть уже несколько «облагороженные», находящиеся под присмотром власти, но всё же необходимые читателям и слушателям: практически всю аудиторию составляли молодые люди. Они определяли для себя смысл жизни, внимая предельно искренним, полным внутренней энергии строкам Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной. Слово было наделено особой силой, поэзия - особой властью: лирика определяла идеалы, лирика внушала желание переустроить мир, сделать его светлее и лучше.

Тогда как в Москве в Политехническом регулярно проводятся литературные вечера, в Ленинграде открывается «Кафе поэтов», аналог знаменитой «Бродячей собаки» акмеистов. Там впервые со своими стихами выступает юный Иосиф Бродский.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».

«Объединяло их одно - время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной - для миллионов», - вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

«Эстрадная» лирика

«Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии - пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой - геройпреобразователь.

А первый День поэзии -

в том перевальном -

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

но едва-едва...

Кто временем рождён -

рождает время.

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

«На у-ли-цу!»...

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...

Карандаши ломались о листочки -
студенты,

Происходило чудо оживанья
доверия,

рождённого строкой.

Поэзию рождает ожиданье
поэзии -

и страной.

Е. Евтушенко.

«Первый День поэзии»

Основная тема новой поэзии - конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм - поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день - лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим.

Ситуация ошарашивает.

невозможно молчать!

Надо нам научиться

спрашивать.

А тем более -

отвечать!

Научиться -

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

Отвечать,

на любое мгновенье

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Р. Рождественский.

«Отвечать!»

Молодые поэты не отрицали традиции - они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни - вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт - не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня - торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике - доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Б. Ахмадулина.

«День поэзии»

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя.

Да разве святость - влезть при жизни в святцы?

В себя не верить - всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость - самоуваженье...

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

Е. Евтушенко.

«Неверие в себя необходимо»

«Тихая лирика»

Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».

Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».

Как-то стыдно сплошной заслезнённости,
сострадательства с видом бойца.

Как-то стыдно одной заземлённости,
если всё-таки есть небеса.

Как-то хочется слова нескушного,
чтоб лилось оно звонко, легко,

И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину,
ну, а он - высоко-высоко...

Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»

Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Б. Ахмадулина. «Свеча»

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский - поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких -

Попробуй их останови! -

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Н. Рубцов. «В минуты музыки»

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Мои рифмы - обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы - типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, -
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия -
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, - и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.

«Лианозовская школа» - неофициальная литературно-художественная группа 60-х годов XX века. Названа по месту встреч художников (В. Кропивницкая, Л. Кропивницкий, О. Рабин, Н. Вечтомов, В. Немухин, Л. Мастеркова) и поэтов (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, Я. Сатуновский) в барачном посёлке Лианозово (ныне район Москвы). Сперва на квартире художника и поэта Е. Кропивницкого в посёлке Долгопрудный, а позднее - у его дочери В. Кропивницкой и её мужа О. Рабина проходили неофициальные выставки живописи, на которых также читались стихи. Термин «лианозовская группа» впервые прозвучал в 1963 году в официальном обвинении Е. Кропивницкому при исключении его из Союза художников СССР.

Повторяем пройденное

Вспомните, что такое модернизм. Что вам известно о литературных направлениях Серебряного века и поэзии 1960-1970-х годов? Творчество каких поэтов и почему вам особенно близко?

Вспомните традицию литературных кафе Серебряного века. В чём, по-вашему, достоинство подобных поэтических собраний? Считаете ли вы, что чтение стихов возможно только в небольшой аудитории, среди избранной публики?

С. Чупринин. Крупным планом (Поэзия наших дней).

Выскажите своё отношение к прочитанному

    Читали ли вы какой-нибудь из литературных журналов? Что вы можете о нём сказать?

    Как вы думаете, что послужило причиной «литературной свободы» в 60-е годы? Что вы знаете об эпохе «оттепели»?

    Существует ли в наши дни самиздат?

    Чем вызвано разделение поэзии 1960-х на «тихую» и «эстрадную» лирику? Связано ли это, на ваш взгляд, только с манерой исполнения произведений?

    Каково ваше отношение к «эстрадной поэзии»? Близка ли вам лирика поэтов-«эстрадников»? Какие стихотворения и почему привлекли ваше внимание?

    Как вы понимаете определение «тихая лирика»? Чего вы ожидали от этой поэзии и оправдались ли ваши ожидания? Познакомьтесь с «тихой лирикой» по поэтическим сборникам и ресурсам электронных библиотек. Какие стихотворения произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

    Как проявляется в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки» мотив лирического раздумья? Как бы вы определили основную интонацию стихотворения? С помощью каких художественных приёмов создаётся его напевность, музыкальность?

    Какая поэзия вам ближе - «эстрадная» или «тихая» лирика? Почему? Прочитайте выразительно ваше любимое стихотворение, прокомментируйте его.

Решаем читательские задачи

    Каково, по-вашему, основное настроение стихотворения Е. Евтушенко «Первый день поэзии»? С помощью каких художественных приёмов оно создаётся? Какие фразы напоминают лозунги, девизы? К чему, по-вашему, призывает читателей автор? Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать ораторское начало «эстрадной» лирики.

    За что, как вы считаете, чувствует себя в ответе лирический герой стихотворения Р. Рождественского «Отвечать!»? Только ли о работе идёт речь в этом стихотворении? Какова его тема?

    Как характеризуется читательская и зрительская аудитория в стихотворении Б. Ахмадулиной «День поэзии»? Можем ли мы говорить о традиционном конфликте «поэт и толпа»? Как он трансформируется в поэзии «шестидесятников»?

    Каким перед нами предстаёт поэт в стихотворении Ахмадулиной? В чём его отличие от обыкновенного молодого человека своего времени? С помощью каких художественных приёмов это подчёркивается?

    Как вы думаете, какое значение обретают слова «неверие» и «вера в себя» в контексте стихотворения Е. Евтушенко «Неверие в себя необходимо»?

    Проанализируйте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Пожар в Архитектурном». В чём заключается новаторство образной системы и необычность метафор? Как вы понимаете смысл последней строки?

    Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Я - Гойя!». Какова, на ваш взгляд, тема этого произведения? С помощью каких художественных средств создаётся интонационная инструментовка стихотворения? Каким представляется вам лирический герой? Объясните своё понимание его признания, вынесенного в заглавие.

    Опираясь на приведённые в учебнике стихотворные фрагменты и самостоятельно прочитанные стихотворения, ответьте на вопрос: как относятся молодые поэты-«шестидесятники» к классическим традициям русской поэзии?

    В чём простота и сложность образной системы стихотворения Г. Горбовского?

Давайте поспорим

«Молодым поэтам той поры, конечно же, неслыханно повезло.

Повезло со временем - людям, как никогда, пожалуй, хотелось новых „песен”...

Повезло с литературой, в которую они вступили, - поэтам в России привыкли верить...

Повезло с возрастом, - двадцатилетние, они могли отвечать лишь за будущее...

Повезло с талантом...» (С. Чупричин. Крупным планом (Поэзия наших дней)).

Как вы понимаете слова литературоведа? Что, на ваш взгляд, определило успех «эстрадной» поэзии - новые темы, новаторская образная и ритмическая система, «обыкновенный» лирический герой? Предложите своё объяснение этого феномена.

«„Тихая лирика" вернула современной русской поэзии то сосредоточенное тепло, ту трогающую душу интимность, которой так недоставало блестящей, но холодноватой и несколько рассудочной поэзии эстрады» (С. Чупринин). Подтвердите или опровергните мнение литературоведа, обратившись к стихотворениям Н. Рубцова, В. Соколова, Г. Горбовского, А. Жигулина.

«Молодость - вот что было паролем времени, вот что питомцами Политехнического воспринималось как единственный реальный капитал и как первейшая добродетель» (С. Чупринин). Подберите синонимы к слову «молодой». Можно ли, по-вашему, утверждать, что ведущий конфликт «эстрадной» поэзии, «века нынешнего и века минувшего» определён прежде всего молодостью и юношеским максимализмом «шестидесятников»?

Сравните прочитанные вами стихи «эстрадников» и поэтов «тихой лирики». Как проявилась разница в тематике, образе лирического героя, языке и стиле, интонации произведений? Согласны ли вы с мнением критика, что, «ориентируясь на классические образцы, „тихая лирика" противостояла чрезмерной „прозаизации" и чрезмерному „разбалтыванию" российского лирического стиха, активизировала интерес к традициям отечественной поэзии XIX века, щедро ввела в современный литературный обиход дары национального фольклора» (С. Чупринин)? При ответе можете использовать самостоятельно подобранные поэтические тексты.

Обсудим вместе

    Вспомните, какое литературное направление начала XX века утверждало отказ от традиций и принцип преображения действительности с помощью поэзии. Каковы его основные черты? Что роднит это направление с «эстрадной» поэзией? Подтвердите свою точку зрения, используя фрагменты поэтических произведений.

    На примере стихотворения Е. Евтушенко «Первый День поэзии» покажите, как изменяется ритмическая система новой лирики. Сравните её со знаменитой «лесенкой» В. Маяковского. Какой эффект достигается при переносе слов на другую строку? Укажите неточные и составные рифмы.

    В чём парадоксальность заявлений Е. Евтушенко в стихотворении «Неверие в себя необходимо»? Как она реализуется на уровне лексики, метафор? Попробуйте дать своё толкование данного стихотворения.

    Какая антитеза лежит в основе фрагмента стихотворения Евтушенко «Как-то стыдно изящной словесности...»? Прочитайте стихотворение полностью. К какому выводу приходит поэт?

    С помощью каких микрообразов и эпитетов создаётся образ «старинной поэзии» в стихотворении Б. Ахмадулиной «Свеча»? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.

    Вспомните, что такое элегия. Можно ли сказать, что «тихая лирика» элегична? В чём это проявляется? Подтвердите свою точку зрения, обращаясь к поэтическим текстам.

    Что является предметом изображения в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки»? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ русской природы?

    Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения Рубцова? Какую роль играет пейзаж в передаче его чувств и мыслей? Сравните его с лирическим героем «эстрадной» лирики. Как вы понимаете слова Л. Аннинского об откровенном и сокровенном человеке в лирике 60-х годов?

    Каково, на ваш взгляд, поэтическое кредо «тихой лирики»? Каким предстаёт перед нами поэт и процесс рождения стихотворения?

    Сопоставьте стихотворения Ахмадулиной и Евтушенко о Дне поэзии? Какие черты, общие для «эстрадной» поэзии, вы можете отметить? В чём различие авторских поэтических индивидуальностей?

    Прочитайте самостоятельно стихотворение Е. Евтушенко «Идут белые снега». Чем необычно это стихотворение для «эстрадной» лирики? Какая тема в стихотворении является центральной, с помощью каких образов она раскрывается? Как вы думаете, почему поэт выбирает устаревшую и очень редкую грамматическую форму слова - «снега»? Какова, на ваш взгляд, роль рефрена?

    Прочитайте самостоятельно стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей», «В горнице». Вспомните также знакомое вам стихотворение «Тихая моя родина». Какая тема, на ваш взгляд, является ведущей в его лирике? Традиции какого поэта начала XX века продолжает Н. Рубцов? Докажите свою точку зрения, обратившись к другим стихотворениям поэта-«шестидесятника»: обратите внимание на тематику, образ лирического героя, образную систему и язык стихотворений.

Творческое задание (на выбор)

Предложите свою интерпретацию любого стихотворения поэта«шестидесятника». Можете проанализировать самостоятельно прочитанное вами стихотворение.

Создайте литературный портрет поэта-«шестидесятника», используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета. Можете оформить свой проект в виде презентации или веб-странички. Включите в свою работу фотоматериалы и видеофрагменты и представьте её одноклассникам на читательской конференции. Выберите автора, творчество которого вас особенно заинтересовало: это может быть «эстрадник», представитель «тихой лирики», поэт-реалист или бард; ваша задача - рассказать о жизни и творчестве этого поэта, подчеркнуть его творческую индивидуальность. При защите проекта прочитайте наизусть наиболее понравившиеся вам строки.

Напишите исследовательскую работу «Традиции поэзии С. Есенина в творчестве Н. Рубцова». Разместите свою работу в Интернете.

Напишите исследовательскую работу «Поэзия футуристов и „эстрадная” лирика». Представьте свою работу одноклассникам и разместите её в Интернете вместе с отзывами на неё.

Составьте электронный сборник наиболее понравившихся вам стихотворений поэтов-«шестидесятников» с аннотацией к нему.

Темы сочинений

Тема Родины в поэзии И. Рубцова.

Образ поэта в «эстрадной» лирике.

Тема поэта и поэзии в лирике поэтов-«шестидесятников».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта