Главная » Условно-съедобные грибы » Правила употребления местоимений. Особенности употребления местоимений

Правила употребления местоимений. Особенности употребления местоимений

Местоимение – это часть речи, состоящая из слов, которые указывают на предметы (или лица), их признаки или количество, спрашивают о них или обобщают их (но не называют!). Среди знаменательных частей речи местоимение занимает особое положение. Оно, как и имя числительное, относится к так называемым неосновным частям речи, т.е. к замкнутым, непополняющимся классам слов. По способности к изменению (образованию форм) местоимение относится к склоняемым частям речи, как и существительные, прилагательные, числительные. Поэтому местоимения называют местоимениями-существительными, местоимениями-прилагательными, счётно-местоимёнными словами.

Местоимение-существительное указывает на предмет и выражает это значение в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно). В зависимости от семантической функции местоимения-существительные делятся на следующие разряды:

1) личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);

2) возвратное (себя);

3) вопросительные (кто, что);

4) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их);

5) определительные (каждый, весь, всякий, любой, сам, самый, иной, другой);

6) указательные (этот, тот, так, такой, таков);

7) неопределённые (кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-кто, кое-что);

8) отрицательные (никто, ничто, некого, нечего).

Термин «местоимение» в грамматике употребляется применительно не только к существительному, но и к прилагательным, числительным и наречиям. Например, местоимение ОН может замещать собою любое существительное мужского и общего рода, которое называет существо мужского пола и является обозначением любого предмета, факта. Слова какой , такой могут указать на признак, слова там , где , когда , как – на любое обстоятельство места, времени, характера протекания действия. Поэтому среди местоимений как разряда указательных слов современная лингвистика выделяет собственно местоимения (заместители существительных, прилагательных, количественных числительных) и местоимённые наречия (здесь , там , туда , откуда , оттуда ).

Местоимённые прилагательные такой , некоторый грамматически относятся к прилагательным, а местоимения-числительные сколько , столько , несколько , много , мало ) – к числительным. Только местоимения-существительные не относятся к существительным из-за своеобразия выражения категории рода, числа и падежа. Их выделяют в особую часть речи «Местоимение».

Личные местоимения характеризуются изменением по падежам и наличием рода и числа у местоимений третьего лица единственного числа. Особенностью склонения личных местоимений является супплетивизм основ: я , меня , мне , мной , обо мне. Местоимения третьего лица изменяются по смешанному склонению, объединяющему в себе падежные флексии существительных и прилагательных (он , его , ему , им , о нём ). Припредложные формы 3-го лица в начале основы получают Н- (к нему, с ней, без них, ради нас ).

Местоимение я широко используется в устной речи, а в письменной речи его употребление ограниченно. В научном стиле вместо я чаще используются безличные обороты (очевидно, что …; представляется важным ; необходимо отметить ). Местоимение мы употребляется вместо я в так называемой формуле скромности в научных трудах (Мы определили данную зависимость формулой… ),

Употребление притяжательных местоимений мой, свой связано с отношением к лицу, производящему действие (В заключение моего/своего выступления позвольте поблагодарить вас за внимание ). В речи часто встречается нарушение норм употребления местоимения свой : Директор попросил секретаря принести свои документы (непонятно, чьи документы – самого директора или секретаря). Местоимение свой употребляется лишь тогда, когда лицо, на принадлежность которого указывает местоимение, является активным производителем действия и в предложении выполняет функцию подлежащего.

Местоимения его , её , их не имеют категории падежа.

Возвратное местоимение себя указывает на объект своего собственного действия (Он о себе ничего не рассказывает . Люди часто бывают недовольны собой ). Это местоимение не имеет категории рода, числа и формы именительного падежа. Формы рода и числа местоимения себя определяются полом лица, на которое указывает местоимение, или формами согласуемых слов (Она чувствовала себя слабой. Не властны мы в самих себе ). Местоимение себя вошло в состав многих фразеологических оборотов (так себе; не по себе; себе на уме ; сам по себе ; быть самим собой ; хорош собой ).

Большие затруднения вызывает выбор определительных местоимений всякий , каждый , любой . Они являются синонимами только в значении «один из ряда подобных, равноценных, безразлично какой». При отсутствии смысла безразличности следует знать следующее: 1) местоимение всякий обозначает «разный», «всевозможный» (В магазине бывают всякие покупатели ); 2) местоимение каждый синонимично понятию «один из всех в данном ряду» (Дипломный проект должен представить каждый выпускник ); 3) любой значит «какой угодно на выбор» (Выбирайте любой билет ).

Вопросительные местоимения кто и что не имеют категории числа. Синтаксически кто мужского рода, что – среднего рода. Эти местоимения выполняют функцию вопросительного слова в простом предложении и функцию относительных слов в сложном предложении (А ты кто такой ? Все , кто внесён в список , зачислены ).

Неопределённые местоимения образуются от местоимений кто и что при помощи частиц -то , -либо , -нибудь , кое - (что-нибудь , кое-кто ). Эти местоимения пишутся через дефис. Следует различать значение местоимений с той или иной частицей.

Частица -нибудь придаёт значение полной неопределённости, когда не имеется в виду никакой конкретный объект, предмет, лицо, качество и т.д.: Мне хочется почитать что-нибудь о русской архитектуре.

Для выражения меньшей степени неопределённости, когда имеется в виду вполне конкретный объект, который не известен говорящему, употребляется частица -то : К тебе заходила какая-то девушка и оставила тебе записку.

Частица кое- выражает вполне определённый, конкретный объект, который известен говорящему, но сейчас нет необходимости его называть: Мы уже кое-что приготовили для приёма гостей .

Сравните, как указанные частицы передают различную степень неопределённости: Наташа хочет с кем-нибудь познакомиться (не имеется в виду никто конкретно, Наташа ещё не выбрала). Наташа хочет с кем-то познакомиться (имеется в виду конкретный человек, известный Наташе, но не известный говорящему). Наташа хочет кое с кем познакомиться (имеется в виду конкретный человек, известный говорящему, но не называемый).

Отрицательные местоимения никто , ничто , некого , нечего изменяются так же, как и вопросительные местоимения кто , что . Эти два разряда местоимений противопоставлены по признаку личности/неличности. Местоимения некого , нечего не имеют формы именительного падежа. Местоимение некто не имеет форм косвенных падежей, а местоимение нечто имеет формы только именительного и винительного падежей. В роли форм косвенных падежей слова некто (некоего, некоему , неким , о некоем ) в литературном языке употребляется прилагательное некий , которое имеет два варианта форм (некоим неким ; некоих неких , некоими некими ). Вторые варианты являются более употребительными. В высоком стиле вместо этого местоимения употребляется слово некоторый .

Отрицательные и неопределённые местоимения с предлогами пишутся в три слова (не у кого , ни от чего , кое с кем , не о чём ). В отрицательных местоимениях под ударением пишется не- , а без ударения – ни- (не кого посылать , не чему удивляться ; ничего не знаю , никому не завидую ).

Словосочетания никто другой/иной, ничто другое/иное употребляются в предложениях, сказуемое которых имеет при себе отрицание (Никто иной так не поступил бы. Ничто другое меня не интересует ). Необходимо отличать эти словосочетания от безынформативных оборотов, в которых употребляется частица не и всегда пишется раздельно (Выступил не кто иной, как сам ректор ). При таких оборотах сказуемое не имеет при себе отрицания, а сам оборот можно опустить без ущерба для смысла предложения (Выступил сам ректор ).


1. Если личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в косвенных падежах и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется н: беседовать с ней, с ним, с ними.
Присоединения н не бывает:
а) после предлогов, образованных от наречий и управляющих дательным падежом: наперекор _им, навстречу _ей, подобно _ему;
б) после предлога благодаря: благодаря _ему;
Ж
Некоторые предлоги в древности оканчивались на н: вън, кън, сън. При словах, начинающихся на согласный звук, этот н впо-
в) после сравнительной степени прилагательных и наречий: он старше _её, приехал раньше _его.
следствии пропадал, а при словах, начинающихся на гласный, н отходил к следующему слову: кън ему ^ къ нему, сън ею ^ съ нею.
  1. Личные местоимения могут употребляться в переносном значении: Мы намерены провести серию опытов (в значении «я» в научной речи); Барин занят - они кушать изволят (в значении «он» в речи прислуги) и т. д.
  2. Не следует соотносить личное местоимение 3-го лица с собирательным существительным. Неправильно: Крестьянство не могло мириться с бесправным положением. Они поднимали восстания. В подобных случаях целесообразно заменить собирательное существительное на конкретное - крестьяне.
  3. Нередко двусмысленность возникает из-за неясной связи личного местоимения с существительными: Отец приехал к сыну летом, незадолго до этого он купил автомобиль (отец или сын?); Мать увидела дочь, она очень обрадовалась (мать или дочь?). Чтобы избежать ошибки, необходимо перестроить фразу или (в деловой речи) рядом с местоимением в скобках поставить поясняющее существительное. Например: Летом отец прихал к сыну на недавно купленном автомобиле; Увидев дочь, мать очень обрадовалась.
  4. Двусмысленность также бывает связана с употреблением возвратного местоимения себя и притяжательных местоимений: Наташа велела Оле почистить себе туфли. Андрей попросил Николая разослать своё резюме в кадровые агентства. Эти местоимения должны указывать на лицо, совершающее действие. Например: Андрей попросил, чтобы Николай разослал своё резюме в кадровые агентства (резюме Николая). Андрей попросил, чтобы Николай разослал его резюме в кадровые агентства (резюме Андрея).
  1. Поскольку притяжательные местоимения его, её, их, образованные от личных местоимений, не склоняются, недопустимо употреблять в речи формы типа ихний, ихняя, ейный.
«Без запинки» I. Составьте небольшие предложения с приведёнными ниже сочетаниями местоимений с предлогами.
Образец: от его - это письмо от его товарища; для него - это письмо прислано для него.

Из её, из неё, из-за них, из-за их, около её, вокруг него, от него, на их, против её, за неё, до их, в его, после неё, перед её, среди них, об их, за его, за них.
II. Составьте словосочетания, употребив местоимения в нужном падеже.
Говорить с (они), беседовать с (она), навстречу (она), подобно (он), наперекор (они), благодаря (он), младше (она), быстрее (он).


J Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1) Большинство учащихся будет принимать участие в олимпиаде. Оно поедет в Москву. 2) Безграмотность развивает безынициативность людей, необходимо бороться с нею. 3) На доске объявлений помощники вывесили списки участников конкурсов, через неделю их число увеличилось. 4) Когда проводятся экзамены, устраиваются консультации, на это уходит много времени. 5) Многие ученики уже прочли роман и принялись за новый, но есть и такие, которые отстают в этом. 6) Сегодня, кроме обучения языку по стандартной программе, этим занимаются сами учителя по методу преподавателя Иванова. 7) Директор сказал секретарю, что это не входит в его обязанности. 8) Судья адресовал свои аргументы участникам турнира, убедительно доказывая их правоту. 9) Пристрастие к чтению утратили многие люди; кажется, что иные из них и не имели его. 10) Мать попросила дочь примерить её платье. 11) При высших учебных заведениях открываются лицеи, с каждым годом они совершенствуются.
§ 27

Еще по теме Употребление местоимений в речи:

  1. 6.40. Употребление других частей речи в роли местоимений (прономинализация)
  2. 34. употребление разрядов местоимений в текстах разной функциональной принадлежности. Стилистические ресурсы личных местоимений.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие «Ты» и «Вы»…………………………………………………………..5

2. Формы общения на «Ты» и «Вы»…………………………… ………...…….6

2.1. Степень знакомства коммуникантов…………………...………………….7

2.2. Официальность и неофициальность обстановки общения…….………...8

2.3. Равенство неравенство статусно-ролевых позиций партнеров……….9

3. «Ты» и «Вы» в других языках……………………………………………..11

4. Употребление «Ты» и «Вы» в речи………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………………21

Введение

Этикет (французское etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Как видно в этом определении содержится указание на внешнее отношение к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательным. Как видно, разные функциональные разновидности русского языка по-разному относятся к личным местоимениям. Точное понимание того, где позволено, а где не позволено, неуместно «якать», «тыкать», «выкать», как, в каких формах говорить о присутствующем третьем лице и обращаться к собеседнику, связано со знанием этикетных правил, ус-военных с детства. Все это мы как будто хорошо понимаем. И все же нарушений в речи множество! В книге американского лингвиста Марио Пеи «Рассказ о языке» есть кое-что и об интересующем нас вопросе, применительно к языкам мира. Переложил эти сведения для журнала «Наука и жизнь» Ю. Фролов. Прибегнем к цитированию: «В разных языках встречается множество вариантов вежливого обращения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежливым обращением было «ваша светлость», «ваша честь», «ваша владетельность» - все эти существительные и по-итальянски женского рода. Через некоторое время для краткости стали говорить просто «она», и сейчас эта «Она», на письме выделяемая заглавной буквой, обычно заменяет «вы» в обращении к одному лицу - как к женщине, так и к мужчине. В действительном живом общении все признаки взаимодействуют, сложно сплетаются друг с другом, и каждый раз выявляется что-либо особенно важное, первостепенное значение: характер взаимных отношений, официальность обстановки, степень знакомства, равенство или неравенство собеседников

Умелое использование такого богатства родного языка, предполагает и хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с обшей культурой и культурой поведения.

Цель: изучить вопрос употребления в речи форм «ты» и «вы».

Задачи:

1.Изучить историю появления форм «ты» и «вы» в речи.

2.Ознакомиться с примерами употребления форм «ты» и «вы» в речи.

3.Научиться грамотно употреблять формы «ты» и «вы» в своей речи.

1.Понятие «Ты» и «Вы»

«Ты» и «Вы» - местоимения употребляются «вместо имени». «Жизнь» местоимений сама по себе очень интересна. Тем более, что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с называниями и с самоназываниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично» в таком названии. Вы, конечно, обращали внимание на поправки: «Я вам не ты», «Говорите мне вы», «Не тычьте, пожалуйста»! Это недовольство адресата, направленным к нему «неуважительным» местоимением. Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-обращения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе.

Местоимения представляют собой своеобразную в семантическом и грамматическом отношении группу слов. Как часть речи они объединяют слова, которые указывают на лицо, предмет, признак, и количество, но не называют их.

Традиционно по значению местоимения делятся на девять разрядов: личные (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), возвратное (себя), вопросительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), относительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), неопределенные (кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо, несколько), отрицательные (никто, ничто, нечего, некого, никакой, ничей, нисколько), указательные (тот, этот, такой, таков, столько), определительные (весь, всякий, каждый, иной, другой, любой), притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой). Местоименные слова обладают различными морфологическими признаками. Некоторые из них изменяются только по падежам (например: кто, что-то, ничто, сколько, столько), другие - по родам и числам (например: каков, таков), третьи - по родам, числам и падежам (например: какой, некий, наш, этот, другой).

Местоимения численно представляют собой небольшую группу слов, однако характеризуются очень высокой частотой употребления. Употребление местоименных слов в речи подчиняется определенным нормам, нарушение которых часто приводит к неясности, искажению смысла конструкции. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

1. К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, или многословие. В следующих примерах лишними являются местоимения, ибо они ничем не дополняют того, что выражено другими словами: Эта студентка, она всегда посещает занятия (личное местоимение дублирует подлежащее); И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» затрагивает множество проблем (значение принадлежности, выраженное в предложении притяжательным местоимением свой, само собой разумеется).

2. Личные местоимения свободно заменяют существительные и замещаются ими, поэтому часто используются для устранения тавтологии в речи (Когда сын переехал в Москву, он долго не мог привыкнуть к новому месту). Однако нагромождение личных местоимений нередко создает неясность текста: Тяжело приходилось ему, когда он с ним говорил о нем. Нежелательным является также дублирование одного и того же местоимения: Когда она получила диплом, она начала искать работу (лучше сказать: Получив диплом, она начала искать работу или Она получила диплом и начала искать работу).

3. Неудачно построенными считаются предложения, в которых личное местоимение 3-го лица множественного числа они заменяет существительное с собирательным значением, например: Студенчество активно участвует в жизни института, на них всегда можно положиться. В таких случаях следует заменять собирательное существительное конкретным (Студенты активно участвуют в жизни института, на них всегда можно положиться) или использовать форму единственного числа личного местоимения 3-го лица (Студенчество активно участвует в жизни института, на него всегда можно положиться).

4. В русской речи довольно часто встречается неоправданное отсутствие или, наоборот, наличие начального согласного н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Начальное н прибавляется к личным местоимениям, если они стоят после:

а) простых предлогов, например: для него, к ней, за ними

б) производных предлогов, управляющих родительным падежом, например: впереди него, напротив него, вокруг нее, мимо нее, посреди них, около них, но: внутри его, вне ее, наподобие их, насчет их.

Начальное н у местоимений 3-го лица отсутствует в следующих случаях:

а) после производных предлогов, управляющих дательным падежом, например: согласно ему, навстречу ему, вслед ей, наперекор ей, вопреки им, благодаря им

б) после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и существительного, например: при помощи его, в отношении его, за исключением ее, в пример ей, со стороны их, по поводу их.

в) при употреблении личного местоимения в значении притяжательного (сравните: гостить у него (у кого?) и гостить у его (чьего?) отца), г) после сравнительной степени прилагательного или наречия (выше их, звонче его, добрее ее). Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы, например: у всех их и у всех них.

5. По общим правилам местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Наличие перед местоимением двух или более существительных может в отдельных случаях привести к искажению смысла, к затруднению восприятия текста, например: Антон позвонил другу, он увлекается спортом (кто увлекается: Антон или друг?); Сестра моей подруги, которая вчера вернулась из Москвы, заболела (кто вернулся: сестра или подруга?). В этих случаях нужна правка. Избежать двусмысленности, неясности, можно, например, перестроив предложения следующим образом: Антон позвонил другу, который увлекается спортом или Антон позвонил другу, увлекающемуся спортом, Когда сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы, то заболела или Сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы и заболела.

6. Источником неясности и двусмысленности иногда является неправильно употребленное возвратное местоимение себя. Данное местоимение может соотноситься с любым из трех грамматических лиц (я себя люблю, ты себя любишь, он себя любит) или относиться к нескольким лицам (они себя любят). Кроме того, оно может выражать отношение не к какому-либо конкретному лицу (лицам), а к любому (Ради победы и себя не жаль). При наличии в предложении нескольких существительных часто непонятно, с каким из них связано местоимение, появляется возможность двоякого понимания смысла предложения: Отец сказал дочери отнести книги к себе в комнату (отнести в комнату к отцу или к дочери?). В соответствии с правилом местоимение себя должно относиться к слову, называющему производителя действия.

Исправить предложение можно так

1) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги к себе в комнату.

2) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги в ее (его) комнату.

3) Отец сказал дочери отнести книги в ее (его) комнату.

7. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета определенному лицу: мой, наш - первому, твой, ваш - второму, его, ее, их - третьему, свой - любому лицу. В отдельных случаях возможно их параллельное употребление: Я подчеркиваю свою (или мою) мысль. Довольно распространенная ошибка в речи - неудачный выбор одного из притяжательных местоимений - встречается, как правило, в предложении, в котором обозначено несколько лиц или действий. Например, употребление местоимения свой в предложении Таня просит детей почитать свои стихи делает конструкцию двусмысленной (чьи стихи: Тани или детей?). Устранить двусмысленность можно, в частности, так: Таня просит детей почитать ее (или их) стихи или Таня просит, чтобы дети почитали ее (или их) стихи.

8. Часто не соответствует литературной норме употребление определительных местоимений сам и самый, различающихся оттенками значения. Местоимение сам обозначает, что кто-нибудь лично производит действие, испытывает состояние или подвергается воздействию (Пусть сам и спросит), производит действие своими силами, без помощи и требования со стороны (Я сам справлюсь); в сочетании с существительными, называющими внутреннее свойство, качество, имеет значение «воплощенный, олицетворенный» (Человек этот - сама скромность); указывает, что действие или состояние распространяется также на данное лицо или предмет (Меня и самого это интересует); подчеркивает важность, значительность данного лица, предмета (Сам директор распорядился). Местоимение самый подчеркивает, усиливает указание на предмет или на тождество предметов (тот самый дом)\ употребляется для уточнения места и времени в значении «прямо, как раз, непосредственно» (с самого утра)", при прилагательном образует превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества (самый красивый, самые пустяки). Как правило, местоимения сам и самый не заменяют друг друга, за исключением некоторых случаев, например, при подчеркивании определяемого существительного в значении «взятый сам по себе, как таковой» (Важен сам (или самый) факт публикации статьи).

Следует различать не только значение указанных местоимений, но и их склонение. Сам и самый склоняются, как прилагательные, но первое местоимение -с ударением на окончании (за исключением формы именительного падежа множественного числа): самого, самому, самого, самим, о самом и т. п.; второе - с ударением на основе во всех падежах: самого, самому, самого, самым, о самом и т. п. В винительном падеже единственного числа женского рода местоимение сам имеет две формы: саму и самое. Первый вариант является более употребительным.

9. Не редко причиной речевых ошибок является неточность словоупотребления, обусловленная незнанием значений слов. Определительные местоимения всякий, любой, каждый сочетаются с существительными и указывают на выделение единичных предметов или лиц из совокупности однородных. Эти местоимения различаются оттенками значения: всякий имеет значение «разный», «самый разнообразный», «всевозможный», «какой-либо», «какой бы то ни было» (без всякого сомнения)-, каждый - «один из всех в данном количественном ряду», «любой из всех подобных, взятый отдельно» (на каждый день); любой - «какой угодно на выбор» (любой ценой добиться успеха). В отдельных случаях местоимения всякий, каждый, любой являются синонимичными и допускают замену одного другим, например: Это может сделать всякий (каждый, любой) из нас. Однако в ряде случаев их смысловые оттенки препятствуют такой замене. Сравните: Приходи в любое время (но не каждое), Каждый сделал, что мог (но не любой), Задача решается без всяких сложностей (но не каждых или любых).

10. Та же проблема - неточное словоупотребление - имеет место и при употреблении неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные или неизвестные лица [кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто- либо), предметы (кое-что, что-то, что-нибудь, что-либо), признаки (некоторый, некий, кое-какой, какой-то, чей-либо, чей-нибудь) и количества (несколько, сколько-нибудь). Различие между ними имеет смысловой или стилистический характер. Местоимения с постфиксом-то указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные ни говорящему, ни слушающему (Кто-то вошел в комнату); местоимения с приставкой кое- указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные слушающему, но в какой-то степени известные говорящему (Я кое- что могу рассказать вам о Сибири)-, местоимения с постфиксами -либо и -нибудь указывают на любое лицо, предмет или признак (Приняли ли вы какое-либо решение? и Кто-нибудь поедет на рыбалку?). Поэтому предложения Что-нибудь загремело вдалеке (надо что-то), Выберите мне, пожалуйста, кое-какую красивую открытку (надо какую-нибудь); За дверью слышался чей-либо голос (надо чей-то) являются неверно составленными. Местоимения с постфиксом - либо, а также нечто и некий имеют книжный характер, поэтому неуместно их использование в разговорной речи.

11. Нарушение нормы может быть связано с образованием и употреблением форм следующих

местоимений. Разговорный характер имеет употребление формы чего вместо что в вопросительных предложениях: Чего тебе нужно"? (надо Что тебе надо?)-, употребление местоимения такой в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: Это кто такой? (надо Кто это?)-, употребление вопросительного местоимения вместо неопределенного: Дайте кто совет (надо Дайте кто-нибудь совет)-, употребление слова самый при личном местоимении в значении «собственной персоной» (Разве это он?- Он самый). Устаревшим является употребление краткой формы определительного местоимения всякий: За всякую (надо всякую) безделицу готовы обругать, личного местоимения они по отношению к одному лицу: Они (о генерале) (надо он) отдыхают. За пределами литературного языка находится местоимение ихняя, формы местоимения сколько - со скольки и до скольки.

Лучший способ избежать ошибок при употреблении местоимений - хорошо усвоить их значение и функционально-стилистические характеристики.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта