Главная » Условно-съедобные грибы » Презентация - прямое и переносное значение слов.

Презентация - прямое и переносное значение слов.

Словарь Ушакова

Облако

о блако , облака, мн. облака, облаков, ср.

1. Скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе на фоне неба. Кучевые облака, перистые облака. «Белые, круглые облака высоко и тихо неслись над нами.» А.Тургенев . «Лебедь рвется в облака.» Крылов .

2. перен. Густая масса, клубы мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п. ), застилающие воздух. Облака пыли. «В темной и тесной кухне в облаках дыма работают повара.» Чехов .

3. перен. Смутное, едва заметное выражение какого-нибудь состояния, настроения (грусти, печали и т.п. ; книж. ). «По лицу ее пробежало облако.» Л.Толстой . «На лице повисло облако недоумения, недоверчивости.» Гончаров . «В наших взаимных отношениях пробегало облако: мы чувствовали, что в сущности Антосъ презирает нас.» Короленко .

С облаков (свалиться и т.п. ) - о неожиданном появлении кого-чего-нибудь. «- Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков.» Грибоедов . Под облаками или до облаков - очень высоко. «Пальмы там растут до облаков.» Лермонтов . В облаках быть или в облака уноситься (и т.п. ) - перен. быть далеким от повседневной, реальной жизни.

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Облако

дисперсия в атмосфере какого-либо вещества в любом из возможных фазовых состояний. Выделяют твердые, жидкие и/или газообразные фазовые состояния дисперсии.

Словарь Ожегова

О БЛАКО, а, мн. а, ов, ср.

1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении когон.; разг.).

2. перен., чего. Сплошная масса какихн. мелких летучих частиц. О. дыма, пара.

| уменьш. облачко, а, мн. а, ов, ср.

| прил. облачный, ая, ое (к 1 знач.). О. слой.

Тема урока: Прямое и переносное значение слова
Цель урока: 1.выявить признаки слов в прямом и переносном значениях;
2.развить творческое мышление, активность, творческие способности учащихся
3.привить любовь к разделу « Лексика», повысить интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки – задания, опорная схема, таблицы

Тип урока: закрепление изученного материала
Форма: традиционная

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка задачи.

II.Проверка домашнего задания:

Вып. упр.278.

Золотая листва – жёлтая листва

Золотое сердце – доброе сердце

III. Актуализация знаний учащихся.

Терминологический диктант.

    Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

    Словарный состав языка называется …(лексика)

    То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

    Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

    Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

    Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

IV. Усвоение нового материала.

1. - Ребята, давайте запишем термины “прямое”, “переносное значение”. Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.

Значение слова


Прямое

Прямо указывает на предмет, действие, явление


Переносное

Переносит прямое значение слова на другой предмет


Таблица

V. Первичная проверка знаний.

Задание. Найдите «лишнее» слово.

1. Часы идут, дождь идёт, снег идёт, человек идёт.

2. Серебряное кольцо, золотой браслет, бронзовая медаль, бронзовый загар.

VI. Закрепление темы.

1.Задание 1:

На доске схема.

Задание учащимся: закончить построение схемы.

Схема должна иметь следующий вид:

Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме:

Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

2. Задание 2.Самостоятельная работа. Объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Почему происходит перенос названия с одного предмета на другой?

(Перенос названия с одного предмета на другой происходит, если у них есть какое - либо сходство).

3.Работа по карточке.

Карточка 1.

Укажите однозначные и многозначные слова.

Мир, цена, старый, море, компьютер, дом, деревня, голова, лёд, цветок, книга, доска, окно, линейка.

Карточка 2. Распределите слова по значениям:

прямое

переносное

стальной

характер

4.Задание 3.Разноуровневое задание.

Образуйте новые словосочетания, заменив в данных главное слово так, чтобы зависимое стало бы употребляться в переносном значении.

Первый уровень.

Железный гвоздь - (железное здоровье)
Румяная девочка – (румяное яблоко)

Второй уровень.

Кудрявый малыш –(кудрявая берёза)
Сладкий пирог –(сладкая жизнь)

Третий уровень.

Каменный дом –(каменное сердце)
Тёплый чай –(тёплый взгляд)

VII. Подведение итога урока.

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

4.Укажите словосочетание в прямом значении.

А)уснувшее море

Б)уснувшая девочка

В)уснувшие деревья

5.Укажите словосочетание в переносном значении.

А) бегущие волны

Б) бегущий мальчик

С) бегущий человек

VIII. Домашнее задание.

1.Вып. упр.279 стр.124

2.Выставление оценок.

Словарь Военных Терминов

Крылатая ракета

управляемая ракета с несущими поверхностями (крыльями), создающими аэродинамическую подъёмную силу при полёте в атмосфере. На К- р. используются ракетные и воздушно-реактивные двигатели. К- р. могут выполняться по самолётной схеме с плоским крылом или с крестообразным крылом и оперением. К К. Р- относятся зенитные, авиационные, противотанковые, противолодочные и противокорабельные ракеты. Однако нередко под К. р. понимают только те из них, которые выполнены по самолётной схеме. По такой схеме в США разработаны в стратегическом и тактическом вариантах К. Р- для пуска с ПЛ, стратегических бомбардировщиков и наземных мобильных пусковых установок. Стратегические К- р. имеют стартовую массу до 1360 кг. дальность полёта 2600 км, скорость полёта 800-900 км/ч, мощность ядерной боевой части (БЧ) до 200 килотонн. Тактическая К. р. отличается меньшей дальностью полёта (600 км), снаряжением БЧ (обычная, массой до 500 кг), отсутствием иа борту ракеты дополнительных топливных баков. По оценке специалистов, сложность борьбы с К- р. обусловлена небольшими размерами К- Р-. возможностью её полёта на предельно малых высотах (30 м) с огибанием рельефа местности, незначительной эффективной поверхностью рассеяния.

Военно-морской Словарь

Крылатая ракета

беспилотный летательный аппарат, траектория полета которого определяется аэродинамической подъемной силой крыла, тягой реактивного двигателя и силой тяжести. Может запускаться с кораблей, самолетов и т. д. и нести обычный или ядерный заряд, аппаратуру для проведения разведки, электронного противодействия и самонаведения.

Значение слова Облако орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Словарь Ожегова

Словарь — надежный помощник в любой ситуации. Каждый человек очень часто сталкивается с ситуацией, когда ему непонятно значение какого либо слова или выражения. Как правило, это случается в специфических отраслях деятельности, малоизвестных общему кругу людей. Мы даем вам возможность ознакомиться с более чем двадцатью русскими словарями, включая такие известные, как: толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова и другие.

Наш мир многогранен, имеет массу различных направлений и мнений, множество специфических и профессиональных терминов. Для того, чтобы люди могли понимать друг друга, могли обшаться, делиться информацией и не испытывать при этом каких либо затруднений, для всего этого мы публикуем на нашем сайте русские толковые словари. Каждый русский словарь имеет свою уникальную историю, несет в себе отголоски своего создателя, его труд и усилия. Каждый русский толковый словарь является результатом неимоверно кропотливой работы и исследований. Словари, в прямом смысле слова, собирались по крупицам многие годы. Каждый словарь требовал от своего создателя массу энергии, путешествий по стране, много общения с представителями разных народов и профессий. Например, толковый словарь Даля потребовал от своего создателя — Владимира Даля, талантливого русского лексикографа, 20 лет усилий. Владимир Даль объездил всю Россию, от Сибирских морозов до Камчатки, чтобы его толковый словарь имел на сегодняшний день репутацию одного из самых качественных и употребляемых словарей современности.

Популярные слова: Словарь Ожегова
Академический Пятисотлетие
Безусловный Расстроиться
Выигрыш Ремесленник
Длиннота

Слайд 1

Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Как называются эти слова? Корень ______________________. Мягкий _____________________. Ходить ______________________.

Слайд 2

Укажите, в каких лексических отношениях находятся выделенные слова. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре. 1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма. 2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей. 3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех. 4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции. 5. Сделать добро людям; чужое добро.

Слайд 3

Прочитайте словосочетания. Укажите, используя условные обозначения, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении. Плачущая береза; плачущий ребенок; дремлет лес; дремлет собака; разыгравшиеся воды; разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети; крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако; волнистые волосы. Используя понравившиеся вам словосочетания со словами, употребленными в переносном значении, напишите сочинение-миниатюру о природе.

Слайд 4

Прочитайте «вредный совет» Г.Остера. В каком значении употребляется слово мягкий? Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню: В кухне твердый холодильник. Тормозите лучше в папу, Папа мягкий. Он простит.

Слайд 5

Найдите однозначные и многозначные слова. – Сбрасывают елки и сосны иголки? – Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. – Видела. А вот голых елок не видела, – задумчиво сказала Алена.

Слайд 6

Понятие о тропе Выпишите слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, назовите их. Нахмурился, словно туча. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.Пушкин) Горит восток зарею новой... (А.Пушкин)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта