Главная » Условно-съедобные грибы » Психология шаповаленко. Возрастная психология

Психология шаповаленко. Возрастная психология

Возрастная психология. Шаповаленко И.В.

(Психология развития и возрастная психология.)

М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

Учебник "Возрастная психология" представляет собой развернутый курс по дисциплине "Психология развития и возрастная психология" разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей - "Психология", "Социология", "Социальная педагогика", "Социальная работа" и других.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,54 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX - начале XX в.
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема "обучение и развитие"
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
§ 2. Категория "психологический возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество
§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XI V. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Приложение

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. - ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским,
Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалив стов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.

Скачать

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии 11
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки 11
§ 2. Проблема детерминации психического развития 16
§ 3. Основные понятия возрастной психологии 18
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии 22
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития 22
§ 2. Метод наблюдения 23
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования 25
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование.... 27
§ 5. Вспомогательные методы исследования 27
§ 6. Схема организации эмпирического исследования 30
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки 34
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки 34
§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в 39
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития 45
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии 45
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма 47
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный 52
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды 54

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический
подход 57
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа
3. Фрейда 57
§ 2. Психоанализ детства 63
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей. . . 68
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона 72
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона 72
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона 73
§ 3. Основные понятия теории Эриксона 74
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности 75
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского
развития 84
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении 84
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона.85
§ 3. Оперантное научение 89
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера 91
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения 96
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения 96
§ 2. Эволюция теории социального научения 97
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание 98
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития 102
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка. . . 104
§ 6. Социокультурный подход 105
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже 108
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже 108
§ 2. Ранний этап научного творчества 108
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже 114
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже 122
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа 125
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций 125
§ 2. Проблема специфики психического развития человека 129
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека 131
§ 4. Проблема «обучение и развитие» 132
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития 137

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе 140
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен 140
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского 143
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития
Д.Б. Эльконина 147
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 151
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество 156
§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период 156
§ 2. Младенчество как период стабильного развития 163
§ 3. Развитие общения и речи 166
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта 169
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами. . . . 172
§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни 176
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода.
Кризис одного года 177
Глава XIII. Раннее детство 181
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым 181
§ 2. Развитие предметной деятельности 183
§ 3. Зарождение новых видов деятельности 186
§ 4. Познавательное развитие ребенка 188
§ 5. Развитие речи 190
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве 193
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет 196
Глава XIV. Дошкольное детство 201
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 201
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 202
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) . . . 209
§ 4. Познавательное развитие 210
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками 216
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие. 218
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства 220
Глава XV. Младший школьный возраст 224
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению 224
§ 2. Адаптация к школе 227
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника 228
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. . 235
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый) 238

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество) 242
§ 1. Социальная ситуация развития 242
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 245
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков, . . 248
§ 4. Особенности общения со взрослыми 252
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста 252
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности 254
Глава XVII. Юность 261
§ 1. Юность как психологический возраст 261
§ 2. Социальная ситуация развития 264
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте 267
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности 270
§ 5. Развитие личности 273
§ 6. Общение в юности. 278
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость. . 283
§ 1. Взрослость как психологический период 283
§ 2. Проблема периодизации взрослости 286
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости 289
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости 289
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости 301
Глава XIX. Взрослость: старение и старость 306
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление 306
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем.... 308
§ 3. Теории старения и старости 309
§ 4. Проблема возрастных границ старости 313
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости 314
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости 319
§ 7. Личностные особенности в старости 325
§ 8. Познавательная сфера в период старения. . 332
Приложение 342

Название: Возрастная психология.

Учебник "Возрастная психология" представляет собой развернутый курс по дисциплине "Психология развития и возрастная психология" разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.
Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей - "Психология", "Социология", "Социальная педагогика", "Социальная работа" и других.

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов - психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.
Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях ВУЗов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого Заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX - начале XX в.
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема "обучение и развитие"
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
§ 2. Категория "психологический возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество

§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XIV. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Приложение

Название: Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)

Тип: учебник

Издательство: Гардарики

Год издания: 2005

Страниц: 349

Формат: PDF

Размер файла: 1,94 МВ

Размер архива: 1,62 МВ

Описание: Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и других.

===================================================== =======

Предисловие

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

§ 2. Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития

§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

§ 2. Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

§ 1. Эго — психология Э. Эриксона

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона

§ 3. Оперантное научение

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения

§ 2. Эволюция теории социального научения

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже

§ 2. Ранний этап научного творчества

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций

§ 2. Проблема специфики психического развития человека

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека

§ 4. Проблема «обучение и развитие»

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен

§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина

§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество

§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период

§ 2. Младенчество как период стабильного развития

§ 3. Развитие общения и речи

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами жизни

§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года

Глава XIII. Раннее детство

§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

§ 2. Развитие предметной деятельности

§ 3. Зарождение новых видов деятельности

§ 4. Познавательное развитие ребенка

§ 5. Развитие речи

§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Глава X I V. Дошкольное детство

§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

§ 4. Познавательное развитие

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства

Глава XV. Младший школьный возраст

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

§ 2. Адаптация к школе

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника

§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)

§ 1. Социальная ситуация развития

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков

§ 4. Особенности общения со взрослыми

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности

Глава XVII. Юность

§ 1. Юность как психологический возраст

§ 2. Социальная ситуация развития

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности

§ 5. Развитие личности

§ 6. Общение в юности

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

§ 1. Взрослость как психологический период

§ 2. Проблема периодизации взрослости

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Глава XIX. Взрослость: старение и старость

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

§ 3. Теории старения и старости

§ 4. Проблема возрастных границ старости

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

§ 7. Личностные особенности в старости

§ 8. Познавательная сфера в период старения

Приложение

Размер архива 1,62 МВ

Возрастная психология. Шаповаленко И.В.

(Психология развития и возрастная психология.)

М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

Учебник "Возрастная психология" представляет собой развернутый курс по дисциплине "Психология развития и возрастная психология" разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей - "Психология", "Социология", "Социальная педагогика", "Социальная работа" и других.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,54 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX - начале XX в.
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема "обучение и развитие"
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
§ 2. Категория "психологический возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество
§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XI V. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Приложение



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта