Главная » Условно-съедобные грибы » Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: Приложение к рабочей программе. Тексты диктантов

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: Приложение к рабочей программе. Тексты диктантов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приложение к рабочей программе

Оценочно-методические материалы

по предмету "Русский язык"

для учащихся 3Г класса

Составитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Амирова Милявша Мидхатовна

Набережные Челны

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание оценочно-методических материалов по русскому языку для 3Г класса составлено в соответствие с требованиями ФГОС к предметным и метапредметным результатам учащихся. Для выявления текущих результатов обучения используются письменные контрольные диктанты с грамматическим заданием. Контрольные диктанты взяты из сборника контрольно-измерительных материалов авторов Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой и проводятся в тетради для контрольных работ по русскому языку. Контрольная работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

По результатам работы каждому учащемуся выставляется оценка по предмету русский язык, которую учитель заносит в классный журнал.

Структура контрольной работы:

Каждая контрольная работа состоит из двух частей: диктанта и грамматического задания. Кроме того, проводятся контрольное списывание.

Каждая контрольная работа разработана по определённой теме и проводится с целью проверки уровня освоения как отдельных тем, так и курса русского языка в целом за определённый период.

№ контрольной работы

Тема

Цель

Входной контрольный диктант по теме: «Слово в предложении и тексте».

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по темам 2 класса.

Контрольный диктант за 1 четверть по теме: «Слово. Предложение. Текст».

Определить уровень сформированности знаний,умений,навыков по теме «Слово. Предложение. Текст» в 3 классе

Контрольное списывание

Контрольный диктант за 2 четверть по теме: «Главные части в средствах языка»

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по теме «Главные части в средствах языка» в 3 классе

Контрольный диктант за 3 четверть по теме: «Падежные формы имён существительных и прилагательных».

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по теме «Падежные формы имён существительных и прилагательных» в 3 классе

Контрольное списывание

Определить уровень сформированности навыков внимательного чтения и списывания, уровня графической и орфографической зоркости.

Контрольный диктант за год «Повторение пройденного»

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков за 3 класс.

Итоговая комплексная работа

Определить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в 3 классе.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Составлено на основе требований методического письма № 1561/14 от 19.11.98 г.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи. Контрольная работа оценивается отметкой.

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Нарушение правил орфографии при написании слов;

Пропуск и искажение букв в словах;

Замену слов;

Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

Предложения записано с заглавной буквы;

Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

Два исправления;

Две пунктуационные ошибки;

Повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

Повторение одной и той же буквы в слове;

Недописанное слово;

Перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

Дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольное списывание

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

Предварительный просмотр:

Сентябрь (вводный диктант)

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста под диктовку;

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова;

Проверить умение обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы, решать орфографические задачи;

Проверить умение анализировать слова по составу, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

Кросс.

В субботний солнечный день школьники участвуют в спортивном празднике.

Кто победит в кроссе? Первым легко и красиво бежит Илья Михайлов. За ним Руслан Тучков и Анна Шипова. Ребята любят спорт.

Судьи вручают им призы. Молодцы! Болельщики несут цветы. У всех радостные улыбки.

Грамматическое задание

1. Фонетический разбор слова день

2. Анализ слов по составу:

школьники, субботний, несут

3. Определить части речи и главные члены в первом предложении.

Контрольный диктант за 1 четверть

Цели:

Проверить умение выделять главные члены в предложениях;

Проверить умение проводить фонетический разбор слов, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

Байкальский заповедник

Байкальский заповедник находится вдоль побережья озера Байкал. Однако он не имеет выхода на берег озера. В лесах здесь много редких зверей и птиц. Среди них воробьиный сыч и соболь. Животные получают помощь от человека.

А чем интересна ваша местность? Изучайте природу России. Не наносите ей вред!

Грамматическое задание

1.Сделайте звукобуквенный анализ слова.

I вариант - коньки,

II вариант - ёлка.

2.Прочитайте слова. Подчеркните проверяемые орфограммы в корнях каждого слова. Подберите к ним проверочные слова.

поздний - ...

колосок - ...

скользкий - ...

сторожить - …

3. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях:

I вариант - Цветёт липа.

II вариант - Поспевает рожь.

Контрольный диктант за 2 четверть

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

Совершенствовать навыки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов, способы проверки двух безударных гласных в слове;

Совершенствовать навык анализа словосочетания.

Автопробег

В субботу дан старт автопробегу по местам боевой славы России. Многие семьи чтут память о погибших на войне. На своих автомобилях они едут от города к городу.

Во время войны наши воины защищали эту землю. Они не дали врагу захватить страну.

Молодёжь несёт к памятнику цветы. Все машины гудят. Вечная память защитникам Отечества!

Грамматическое задание

1. Решить орфографические задачи:

1 вариант 2 вариант

б…р…да ст…р…на

2. Анализ слов по составу:

1 вариант - молоденький, осинки, снегопад

2 вариант - берёзки, гигантский, лесоводы

3. Анализ словосочетания:

1 вариант - подбежал к проруби

2 вариант - гулял с собакой

Контрольный диктант за 3 четверть

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

Проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописание гласных в приставках.

Мыши

С давних времён люди не любили мышей и боролись с ними. Чем это объяснить? Грызуны могут переносить опасные болезни. Они съедают любые продукты. Мыши могут погрызть всё на своём пути.

Позднее мышь стала объектом серьёзного изучения. Русский учёный Илья Мечников сделал важное научное открытие. Оно оказало большую помощь в сохранении здоровья человека. Учёные много узнали о строении и работе сердца.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены:

1 вариант 2 вариант

Он не любит света. Ими он разгребает землю.

Этот зверёк умещается на ладони. Живёт крот отшельником в своих владениях.

2. Анализ слов по составу:

1 вариант 2 вариант

подземное зверёк

в шёрстке маковое

дождевой ящерица

лягушонок разгребает

Итоговый контрольный диктант

Цели:

Проверить уровень освоения программы по русскому языку и сформированность следующих предметных результатов:

Вычленение общих способов решения орфографических задач и использование их при письме;

Применение правил правописания (в объёме содержания курса 3 класса);

Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;

Каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Её мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошёл сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев ещё капали дождевые капли. Душистою смолою и сосновыми шишками запахло в лесу.

Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.

Грамматическое задание

1. Полный анализ простого предложения по членам предложения:

1 вариант 2 вариант

Полярные совы живут в тундре. В воздухе раздаётся пересвист птицы.

2. В какой строчке записаны однокоренные слова, выпиши их и выдели корень.

а) коробка, коробочка, корковый;

б) вязанка, вяжет, вязал;

в) лесной, лесничий, лестница;

г) солнце, солнышко, солнечный.

3. Выпишите из слов глагол.

а) лес; в) беречь; б) речь; г) мель.

4. В какой из строчек ь является во всех словах разделительным. выпиши эти слова.

а) печенье, соль, мальчик;

б) соловьи, ручьи, осенью;

в) веселье, маленький, мель.

Контрольное списывание №1

Ночка укатила за леса, за горы. Утренней прохладой в воздухе пахнуло. Серые туманы поднялись в долинах. Звёздочки погасли. Молодой и рогатый месяц побледнел и меркнет. С высоты небесной видит он, что тучки все бегут к востоку. Весело и бодро всплывает солнце золотое. Яркими лучами будит оно речку, поле, луг и рощу. Будит птиц на ветках и зверя в чаще. Говорит всем нежно солнце золотое: «Отдохнули - пора и за дело!» (по К. Ушинскому). (70 слов)

Задания

Текстовое задание: озаглавьте текст.

Проверьте написанное и оцените результат

списывания (нет ли пропусков букв, слогов, знаков внутри предложений; нет ли замены одной буквы другой; все ли слова написаны правильно).

Грамматические задания

1) определите вид первого предложения по цели высказывания и по интонации;

2)найдите нераспространённое предложение, подчеркните в нём сказуемое;

3) подчеркните основу в третьем предложении, выпишите словосочетания;

4) укажите над каждым словом второго предложения из второй части, какой частью речи оно является;

5) найдите в предложениях и выпишите словосочетание, состоящее из глагола и имени существительного в предложном падеже;

6) укажите время над глаголами в пятом предложении;

7) подберите и запишите однокоренные слова к слову солнце;

8) подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении;

9) подчеркните образное словосочетание, имеющее значение «молодой месяц».

Контрольное списывание №2

Я прислонился к ёлке и стал слушать певчего дрозда. Дрозд пел на самой верхней еловой свечке. Выше его было только небо. А в небе - звезда. Дрозд высвистывал. Свистнет и помедлит. Будто прислушивается: так ли свистнул? Ещё свистнет и опять помедлит: так ли отозвалось эхо? И вдруг трель - будто стёклышки посыпались с ёлки! Слышно даже, как язычком прищёлкивает. Рад, наверное, что и свистнуть сумел и эхо отозвалось как надо (Н. Сладков). (69 слов)

Задания

Текстовое задание: озаглавьте текст, запишите заголовок.

Орфографическое и оценочное задания: проверьте написанное и оцените результат списывания (нет ли пропусков букв, слогов, знаков внутри предложений; нет ли замены одной буквы другой; все ли слова написаны правильно).

Грамматические задания

1) укажите над каждым словом первого предложения часть речи;

2) подчеркните во втором предложении грамматическую основу; определите падеж имён существительных в этом предложении;

3) выпишите из третьего предложения слово, в котором звуков больше, чем букв;

4) подберите к каждому имени существительному четвёртого предложения однокоренное имя прилагательное и запишите их.


Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.

Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.

Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…

Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.

(По В. Бурлаку)

Грамматическое задание

по итогам 3 четверти

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(По Г. Скребицкому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм

3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца

(диктант) в 6 классе

по итогам года

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.

Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.

Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца

3. Разберите по составу слова: масляными, набежали

4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 7 классе

по итогам 1 четверти

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек.

Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.

(По Г. Троепольскому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 7 классе

по итогам 2 четверти

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.

Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа . Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 1 четверти

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные , вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи (1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;

2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант - дающая, сохраняется, долго

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 2 четверти

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником , когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах

3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)

4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 3 четверти

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

Всегда на службе

С давних времён собаки жили рядом с человеком. Они по­могали людям пасти скот, охотиться, перевозить грузы.

И сегодня эти умные остаются нашими верными помощниками. Собаки служебных пород участвуют в спасе­нии людей, охраняют границы страны, помогают задержи­вать опасных правонарушителей. На Крайнем Севере ездовые собаки могут перевозить людей и грузы по глубокому снегу и бездорожью. Собаки-поводыри служат надёжными помощни­ками слабовидящим людям.

Много профессий освоили наши четвероногие герои. Но во все времена люди особенно дорожили главным собачьим призванием - быть настоящим другом. (80 слов)

Слова для справок: поводыри, профессий, призванием.

Грамматические задания:

  1. Определите спряжение глаголов в четвёртом предложе­нии. Выделите окончания глаголов.
  2. Разберите по составу глаголы: помогали, перевозить, задерживать.
  3. Глаголы живут, дорожат, служат, помогают запиши­те в форме 2-го л. ед. ч. Выделите окончания.

Баобаб

На жарких просторах Африки растут баобабы. У деревьев очень толстый ствол и мощные корни. Весной на ветвях сна­чала появляются не листья, а . Они раскрываются но­чью. Опыляют их летучие мыши. С рассветом большие белые цветы увядают.

Листья баобаба поедают африканские слоны, а плоды де­рева очень любят обезьяны.

Служит баобаб и людям. Из мякоти плодов готовят напи­ток. Его вкус напоминает лимонад. Поэтому баобаб иногда на­зывают лимонадным деревом. Из переработанной коры изго­тавливают бумагу и одежду. Нередко в пустых стволах огромных деревьев люди устраивают жилища. (82 слова)

Слова для справок: баобабы, переработанной.

Грамматические задания:

  1. Выполните полный синтаксический разбор первого предложения.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор глагола съели.
  3. Подберите антонимы к глаголам: идёт, строит, гово­рит, радуется. Определите спряжение всех глаголов.

Гроза

Тишина. Кажется, всё в природе замерло. Замолчали пти­цы. Даже листочки на осинке не дрожат. На солнце наползает тяжёлая серая туча. Она, как чудовище, пожирает солнце.

Вдруг налетел ветерок. Он становится сильнее. Вот уже порывы ветра сгибают деревья до земли. По листьям, кры­шам, дорожкам забарабанили крупные капли дождя. Раздал­ся гром. Его раскаты разлетелись по окрестности. Небеса раз­резает молния. По земле запрыгали ледяные шарики. Это град. усиливается и льёт стеной.

Внезапно всё стихает. Лучи солнца пробиваются сквозь тучи. О дожде напоминают только ручейки. (82 слова)

Грамматические задания:

  1. Определите спряжение глаголов во втором абзаце.
  2. Разберите по составу слова: замолчали, наползает, сги­бают.
  3. Разберите стихает как часть речи.

Ураган

Однажды мы с ребятами играли в прятки. Вдруг на улице потемнело, поднялся ветер. В воздухе кружилась пыль, лома­лись ветки, с деревьев падали гнёзда. Нам стало страшно, но мы не двигались с места. Шум нарастал с каждой секундой. Вокруг всё грохотало, летали доски и куски железа.

Но вот шум и треск стали удаляться. На улице посветлело, шум утих. Тёмная масса ушла к лесной полосе. Дома стояли без крыш и окон. Страшно смотреть! Ветер и нас потрепал не­много, но никто с улицы не уходил. (82 слова)

Слова для справок: немного, никто.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста предложение с тремя грамматиче­скими основами. Составьте его схему.
  2. Выполните синтаксический разбор выделенного пред­ложения. Выпишите словосочетания.
  3. Разберите слово посветлело как часть речи.

Весенний сад

Ясное весеннее утро. Солнце запускает свои длинные лас­ковые руки в окна домов. Сегодня мы с семьёй собираемся съездить в деревню и насладиться красотой сада.

Весной, когда зацветают яблони и вишни, сад особенно хо­рош. Выходишь, а он встречает тебя пышным облаком цветов. Пахнет свежей зеленью, влажной землёй, ароматом цветов. Над распустившимися бутонами слышится весёлое гудение пчёл, ос и шмелей. Среди деревьев летают птицы в поисках пищи. Лёгкое дуновение ветерка шевелит ветки. Лепестки цветов срываются и кружат в медленном вальсе. Ты замира­ешь и любуешься этой красотой. (84 слова)

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор десятого предложе­ния. Выпишите словосочетания.
  2. Разберите как часть речи слова: слышится, любуешься.
  3. Найдите в тексте и выпишите по одному глаголу в форме:

а) II спр. наст. вр. 2-го л. ед. ч.;

б) I спр. наст. вр. 2-го л. ед. ч.;

в) II спр. наст. вр. 3-го л. мн. ч.

Плещеево озеро

На юге Ярославской области лежит озеро Плещеево. По его берегам раскинулись островки лесов. В тихих водах отрази­лись белокаменные стены древних храмов и монастырей.

Здесь издавна селились люди. Название озера встречается в старинных сказаниях и былинах русского народа.

На Плещеевом озере юный царь Пётр создавал потешную флотилию. Это были первые военные корабли - «прадедуш­ки» современных российских боевых судов.

На живописном берегу озера стоит небольшой город Пере- славль-Залесский. Его герб украшают две маленькие рыбки. Это переславские ряпушки. Они обитают только в одном месте на Земле - в Плещеевом озере. (85 слов)

Слова для справок: старинных, Переславль-Залесский.

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Выпишите из текста четыре-пять глаголов с орфограм­мой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». До­кажите правильность написания.
  3. Определите спряжение глаголов в четвёртом абзаце. Выделите окончания глаголов.

Ключевская сопка

Полуостров Камчатка - край суровый, заповедный. На его уникальной территории расположены сотни потухших и десятки действующих вулканов. Самая высокая «огнеды­шащая гора» называется Ключевская сопка. Мощный вулкан просыпается почти ежегодно. Он выбрасывает облако газа и пепла на высоту в несколько километров. Из кратера с ог­ромной скоростью вылетают раскалённые камни. Широкими огненными ручьями вниз по склону стекает кипящая жидкая лава. Земля гудит под ногами. Грохот от извержения разно­сится по окрестности.

Глядя на грозное природное явление, невольно думаешь о том, как удивителен и загадочен , в котором мы живём! (85 слов)

Слова для справок: расположены, раскалённые.

Грамматические задания:

  1. Разберите по составу глаголы: выбрасывает, стекает, думаешь, вылетают.
  2. Выполните морфологический разбор слова жизнь.
  3. С помощью приставки образуйте от глаголов-исклю­чений на -ать однокоренные глаголы и запишите их в форме 3-го л. ед. ч.
Данные контрольные диктанты с грамматическими заданиями предназначены для учащихся с диагнозом ЗПР или для индивидуальной работы со слабо успевающими учащимися.
Материалы собраны из ресурсов интернетаё


по итогам 1 четверти

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.
(По И.Соколову-Микитову)

Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст
2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»
3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово
4. Подчеркните грамматическую основу в 5-ом предложении («Смело переплывают…»)
5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких»

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

Грамматическое задание
2. Составьте схему 4 предложения;
3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
4. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

Грамматическое задание

1. Выполните морфемный разбор слова «туманная»
2. Обозначьте орфограммы в словах «д..ждя», «со…нца»
3. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)
по итогам года

Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.
Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.
Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант)
2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи
3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему

Контрольная работа по русскому языку
по итогам 1 четверти

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет.
Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.
Прощай, осенний лес!

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст
2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.
Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.
Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…
Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.
(По В.Бурлаку)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь)

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(По Г.Скребицкому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст
2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)
по итогам года

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.
Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.
Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст
2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему

Контрольная работа по русскому языку
по итогам 1 четверти

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек.
Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.

(По Г.Троепольскому)

Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст
2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.
Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.
А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст
2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
3. Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант – поставленной, осторожно; 2 вариант – поломанные, немного

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.
Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.
Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой.
Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.
(По Ю.Лощицу)

Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.

Грамматическое задание
1.Озаглавьте текст
2. Выписать из текста 2 словосочетания, в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)
по итогам года

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят.
Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.
Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.
У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.
(По Л. Кассилю и М. Полянскому)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия

Контрольная работа по русскому языку
по итогам 1 четверти

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.
На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи (1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;
2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант- дающая, сохраняется, долго

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.
Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.
Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст
2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)
по итогам года

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.
Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст;
2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

Контрольная работа по русскому языку
по итогам 1 четверти

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.
Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.
Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.
С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст;
2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
3. Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант – 2 предложение 3 абзаца; 2 вариант – 3 предложение 3 абзаца;

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам 2 четверти

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи данного текста;
2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам 3 четверти

Приближение грозы

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее.
Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи данного текста
2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия

Контрольная работа по русскому языку
(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)
по итогам года.

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, кА ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.
Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов.
В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст;
2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)

(По В. Солоухину )

Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

(По Д. Мордовцеву )

На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)

(По Н. Михайловой )

Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда.
При красноватом мерцании уютно потрескивающей печки хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются.
В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. Печка погасла. Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей.
С утра светлые легкие облака затянули все небо. Невидимое солнце излучало сильный свет. Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение. (146 слов)

(По И. Ефремову )

Стояла жара, седая от дыма лесных пожаров. В речные затоны, тихие и неподвижные, медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури.
Мне нужно было написать небольшой рассказ, но писать было невозможно. Я ждал осени, ненастья, когда поневоле буду привязан к дому и наконец напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, потому что скоро блестящая морская волна ударит им в глаза, соленый полуденный ветер взъерошит их перья.
Дожди и ветры уже шумели в лесах, но в зарослях было тепло и тихо, как в запертой комнате. На полянах доцветала белая гвоздика, сухая и растрепанная, и ползли из-под земли, похожей на золу, грибы-крепыши.
И я, конечно, в ту осень не написал ни строчки. (149 слов)

(По К. Паустовскому )

Русский Север... Двинское Заволочье, как его в старину называли первые поселенцы здешних мест... Этот край, эту землю, с великим трудом отвоеванную у леса, у болот, у моря, северяне старательно украшали. Дивные, прославленные на весь мир каменные и деревянные храмы (достаточно назвать такую жемчужину северного зодчества, как Соловки), бесподобные бревенчатые дома-богатыри, дома-крепости с их непременным деревянным коньком, горделиво восседавшим на тесовой крыше, символе крестьянского счастья и благополучия, амбары, целой улицей выстроившиеся на передках села...
Однако, может быть, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры — это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, сохранившее сегодня строй и дух русского языка древнейшей поры. И уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа — это его ум и мудрость и, конечно, его история и поэзия.
На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная, была пронизана многоцветным словом... (154 слова)

(По Ф. Абрамову )



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта