Главная » Условно-съедобные грибы » Сказка о потерянном времени краткое содержание произведения. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Сказка о потерянном времени краткое содержание произведения. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

  1. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения.
  2. Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи.
  3. Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
  1. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;
  2. Формирование представлений о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
  3. Воспитание духовных потребностей.
  4. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.
  5. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

Ход классного часа

На доске написано слово «Воспитание».

Учитель: …. С кем или с чем у вас ассоциируется это слово? (С учителями, уроками, книгой, природой, мамой, папой, семьей, …) Всё перечисленное записывается на доске.

Учитель: Что в человеке воспитывает семья? (перечисляют качества воспитанного человека, которые учитель вписывает в контуры сердца)

Как вы догадались, наша беседа сегодня посвящена семье, воспитанию в семье.

Учитель: Семья - это святое слово, и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила, Наши заветные слова!

Учитель. У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей. Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Когда -то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

  • Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 - Я?

А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.

Как появилось слово «семья»

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

«Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Оказывается история идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды - это дети. Существует такая заповедь - наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях.

Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет примером нравственного долга. (чтение стихотворения обучающимися)

На Руси это издавно чтимо,

Что в нашей, наверное, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила измаясь в конец:

«Обними - ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом. Т. Кузовлева

Учитель: С одной стороны семья - это несколько человек, живущих вместе под одной крышей, самое главное, самое нужное в жизни. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Семья - самое главное в жизни для каждого человека

  • Итак, что же такое семья?

Семья - это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Семья - это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я - дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.

  • А в ваших семьях кто вы?

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

  • свекровь (мать мужа).
  • свекор (отец мужа).
  • теща (мать жены).
  • тесть (отец жены).
  • зять (муж дочери).
  • сноха (жена сына).
  • золовка (сестра мужа, жена брата).
  • деверь (брат мужа).
  • шурин (брат жены).
  • свояченица (сестра жены).
  • свояки (женатые на родных сестрах).

А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабуля и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья? (7 человек)

Вот сколько важных ролей мы выполняем.

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

  1. В гостях хорошо… а дома лучше.
  2. Не красна изба углами… а красна пирогами.
  3. Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
  4. Каково на дому… таково и самому.
  5. Дом вести… не бородой трясти.
  6. Не нужен клад… когда в семье лад.
  7. Вся семья вместе, так и душа на месте
  8. При солнышке - тепло, при матери - добро
  9. Согласную семью и горе не берет
  10. На что и клад, коли в семье лад.
  11. В семье и каша гуще.
  12. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  13. Согласную семью и горе не берет.
  14. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  15. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
  16. Дружная семья и землю превращает в золото.

Учитель: Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы учеников)

Зачем же нужна семья? Каковы её функции?

У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись, а их назначение — нет.

Функции семьи

  1. Хозяйственная: круг хозяйственно бытовых обязанностей по дому.
  2. Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского воспитания.
  3. Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

Учитель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Учитель: - О каком же тепле идет речь?

С единым телом я сравню семью:

Отец-глава, а руки -сыновья.

И в теле - мать, она, как сердце,

И от неё зависит вся семья.

  • Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Учитель: Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии держится все семейное здание.

Итак, как видим, родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству

И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество.Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.

«Обязанности человека делятся на четыре рода:

  • на обязанности перед самим собой;
  • перед семьей;
  • перед государством;
  • перед другими людьми вообще.»

Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость.

Учитель: Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели»

Открытый классный час.

Тема: «Семья, как много в этом слове »

Цели:

стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной,

Задачи: - формировать уважение к членам семьи.

Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.

В.Маяковский

Всем добрый день! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи.

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях.У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

(Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского: В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.

- Есть еще такое понятие: чувство родства (-Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)

Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека

ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую). Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь

Стихотворение «Берегите матерей»

Прошу вас, берегите матерей

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу»

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет на встречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.(А.Ремизов)

И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.

Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед другими людьми вообще.»

-А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?(отвечают дети)

Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди, тексты которых вручаются родителями, приглашенными на классный час.)

Заповеди:

· свято храни честь своей семьи;

· люби свою семью и делай её лучше;

· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

· подари родителям радость;

· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Строить взаимоотношения в семье необходимо по законам человечности:

И чтобы после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Следующий этап классного часа – формулирование законов человечности.

Законы человечности.

1. Строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

3. Уметь чувствовать рядом родного человека, не причинять ему боли.

4. Чаще задумываться над вопросом: «Что я сделал хорошего для родителей» Чем я им помог?»

5. Уважать старость, дарить радость, помнить «Делать хорошее людям – хорошеть самому».

(Досказать до конца)

    В гостях хорошо… а дома лучше.

    Не красна изба углами… а красна пирогами.

    Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.

    Каково на дому… таково и самому.

    Дом вести… не бородой трясти.

    Не нужен клад… когда в семье лад.

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.”

Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать в пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

Чтение родословных

Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи.

Ребята , покажите, пожалуйста, какие семейные гербы изобразили вы, рвсскажите о них.

Ребята,наш коллектив-большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся? И каким может быть наш классный герб?

На каждом семейном гербе свои условные обозначения, например, зеленый цвет означает счастье, желтый - радость, солнышко - тепло родного дома, уют, радуга - добро, голубь - дружба, дом - крепкая семья и т.д.

Т.о., семья – это сложный организм, не даром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

А в ваших семьях кто вы?

Делимся на две команды.

(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

    свекровь (мать мужа).

    свекор (отец мужа).

    теща (мать жены).

    тесть (отец жены).

    зять (муж дочери).

    сноха (жена сына).

    золовка (сестра мужа, жена брата).

    деверь (брат мужа).

    шурин (брат жены).

    свояченица (сестра жены).

    свояки (женатые на родных сестрах).

    мачеха (неродная мать).

    отчим (неродной отец).

    падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Воистину, крепка семья – крепка Держава!

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И. конечно, большое значение имеет имя, которое дают ребенку при рождении. Послушаем, что расскажут об этом уважаемые родители. (Рассказы родителей о значении имен их детей.)

Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся)

Классный час

"Семья, как много в этом слове…"

Цель: -Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;

Формирование духовных и нравственных качеств личности;

Воспитание бережного отношение к семейным ценностям, как

общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;

Воспитание любви и уважения к семье.

Оборудование: мультимедийная аппаратура; плакаты с высказываниями о семье; альбомы с проектами, альманах «Моя семья - мой храм», изображение дома; камина; брёвен; пословицы и поговорки о семье; мелодия песни «Дом родной»; презентация «Моя семья»

Актуальность данной темы

Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа:

( Звучит мелодия песни “Дом родной”)

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе, посвященном … А чему посвящен наш классный час, подскажете мне вы. Предварительно вы были разделены на три группы. И каждой из групп я раздала карточки со словами, из которых вы должны составить определенные высказывания.

Первая группа : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).

Вторая группа : «Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им»

(В. Ключевский)

Третья группа : «Жениться - это значит вдвое увеличить свои обязанности» (А. Шопенгауэр)

Что объединяет все эти три высказывания? Вы догадались, какая тема нашего классного часа?

Итак, начало нашей фразы есть, а окончание ее мы допишем в конце нашего занятия.

Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?

Ответы детей.

Предполагаемый вывод:

Семья - самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.

Ученик 1: В семейном кругу мы с вами растём.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом!

Ученик 2: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Ученик 1: Испокон веков семья помогала, человеку появится на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Ученик 3: И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Учитель: О каждой семье можно написать интересную содержательную книгу. Благодаря проекту, над которым мы с вами работали в течении нескольких месяцев, такая книга у нас есть. Называется она «Семья, как много в этом слове…».

Я вам предлагаю полистать страницы нашей книги и по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.

Первая страница « В кругу семьи»

Учитель: Что означает слово семья?

Почему именно число 7?

(Ответы детей)

Ученик: Когда появилось слово “семья”?

Когда - то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", - тихо молвила Ева - Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

Учитель:

Даль Владимир Иванович утверждает, что СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.

Разберемся в такой ситуации.

1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения (вопрос для всех трёх групп)

«Как повысить настроение папе и маме?»

Предложения детей.

Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.

И первая заповедь семейной жизни:

«Подари родителям радость»

Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.

Я раздала вам карточки с заданиями. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.

Первая группа : К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)

Вторая группа : К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)

Третья группа : К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).

Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица

  • Шурин - брат жены
  • Деверь - брат мужа
  • Золовка - сестра мужа
  • Свояченица - сестра жены

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.

У кого есть родные дяди, тёти.

И вот наша вторая заповедь семейной жизни:

Вторая страница «Мой тёплый дом»

Учитель: У каждой семьи есть свой дом (словарь)

Подберите синонимы к слову ДОМ.

(Дом - изба - квартира - жилище).

Учитель: А изначально дом - жилище, изба. В древнем русском языке слово ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович трактуют эти слова так:

ИЗБА - деревянный крестьянский дом.

ИСТОПИТЬ - топкой нагреть, закончить топить.

ТОПИТЬ - поддерживать огонь в очаге, в печи.

ТЕПЛО - нагретое, тёплое состояние чего-нибудь; сердечное, доброе отношение между людьми.

Вот дом для нашей семьи (прикрепляю к доске)

1 группа: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

(Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый) - брёвна

2 группа: К слову ДОМ придумайте глаголы.

(Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит) - брёвна

3 группа: К слову ДОМ придумайте существительные, обозначающие тёплые взаимоотношения между членами семьи

(ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ) - брёвна

Дети размещают на доске “брёвна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “ДОМ”.

Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло (прикрепляю камин).

Психологический тренинг «Камин»

  • Соберите в ладони своё т е п л о.
  • Пусть его будет м н о г о.
  • Почувствуйте э т о т е п л о.
  • Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети прислоняются ладонями друг к другу).

Третья страница «Домашний очаг»

Учитель: С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.

А теперь задание вам.

Первая группа : Должны ли в каждой семье быть свои традиции? Объясните.

Вторая группа : Докажите, что традиции могут быть как положительными, так и отрицательными. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?

Третья группа : Составьте описание интересных дел, которые могут стать, по вашему мнению, традициями вашей семьи.

Давайте вспомним замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях.

«Традиции русских семей»

  • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  • Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  • Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
  • Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Третья заповедь семейной жизни:

Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь.

Прикрепляется очаг.

Четвёртая страница «Народная мудрость»

Соединить в единое целое пословицы о семье

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Этому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…

1 группа

В гостях хорошо, … не бородой трясти

Дом вести, … дом сирота

Каково на дому, … а дома лучше

Без хозяина … таково и самому

2 группа

Не красна изба углами,… хлеб-соль найдёшь

Домой придёшь - … когда в семье лад

Дом невелик, … а красна пирогами

Не нужен клад,… да лежать не велит

3 группа

Когда семья вместе, … не страшна и туча

Семья в куче - … будет всё на скатерти

Чти отца с матерью - … дом сирота

Без хозяина… так и душа на месте

Пятая страница «Великие люди о семье»

Чтение и обсуждение ситуаций, описанных в рассказах писателей

(по группам)

Шестая страница «Увлечения в моей семье»

Лиза исполняет номер художественной самодеятельности

Седьмая страница «Юные поэты»

При работе над проектом «Семейный калейдоскоп», в школе прошёл конкурс сочинений «Моя семья - мой храм». Было много хороших работ, но мы выбрали три лучших сочинения. Давайте послушаем их. (Прослушиваются сочинения). Все сочинения ребят мы поместили в альманах под названием «Моя семья»

(зачитываются лучшие сочинения)

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

Дом

Живем

Семья

Микроитог: Какие замечательные стихотворения у вас получились!

А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:

«Жизнь - это дорога, полная испытаний.

Будь готов с честью пройти их»

Восьмая страница “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”

Внимание, на экран!

О чем говорят эти дети?

Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья) - В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия) - Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама) - Место, где мы бываем все вместе. (Дом) - Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок) - Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка) - В них играют все дети. (Игрушки) - Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

  1. Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье?

Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.

Условия семейного счастья

  • Сходство привычек и интересов
  • Умение уступать в споре, особенно если ты не прав
  • Равное выполнение всех семейных обязанностей
  • Совместная забота о детях и совместное воспитание их
  • Взаимопомощь в любых обстоятельствах
  • Жить по средствам, довольствуясь малым
  • Не ставить перед супругом невыполнимых условий
  • Принимать решения совместно

Пятая заповедь семейной жизни:

Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания комфортной семейной жизни. Тем не менее, давайте вспомним все то, к чему мы пришли с вами во время нашего занятия.

  • «Подари родителям радость»
  • «Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
  • «Свято храни традиции своей семьи»
  • «Жизнь - это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
  • «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.

Семья богата заботами о родственниках.

Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.

Семья богата традициями.

Семья богата любовью.

Итак, закончите тему нашего классного часа:

«Семья, -… (как много в этом слове…)!»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: Что же такое семья? Семья - это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

Дети читают стихотворение И. Молчанова «Семь правил»

Классный час «СЕМЬЯ»

Цель:

1. Формирование у детей любви и уважения к близким людям, чувства дружбы между членами семьи;

2. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям

3. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

4.Корректировать мышление, память, речь.

Форма проведения классного часа: беседа.

Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о чём-то важном и главном, а вот о чём будет наша беседа вы узнаете из ключевого слова, разгадав кроссворд. Он у нас не простой, он состоит из загадок.

Разгадывание кроссворда:

1.Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она? …

(Сестра.)

2.Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш…(дед)

3.Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой…(мамочки)

4.Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)

5.Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал?

(Тетя.)

— Вы разгадали кроссворд и ключевое слово Семья. Значит мы сегодня будем говорить о семье.

— А что такое «семья»? Посмотрим в энциклопедии это слово. Слово «семья » понятно всем, как слова «мама», «» хлеб, «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…

— Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из 7 Я? (Ответы учащихся)

— Как появилось слово «Семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:- Я.

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:- Я.

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:- Я.

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я… Я… — тихо молвила Ева,- Я… Я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась Семья!

— Сейчас мы определим, какие семьи бывают. Вам необходимо придумать прилагательные к слову семья.

С – славная, смелая, сильная.

Е – единая, единственная.

М – милая, молодая, мирная

Я – ясная, яркая.

— Молодцы, вы подобрали очень подходящие слова. А сейчас я вам расскажу притчу о старике и его сыновьях.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

— Что вы поняли из этой притчи? (ответы детей).

Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

— Расскажите о своей семье, какие традиции в вашей семье, какие взаимоотношения? (рассказы детей о своей семье)

Физкультминутка:

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно закаляться.

Мы- счастливая семья:

Мама, папа, брат и я!

У каждого из вас есть младшие братья и сестры. Представьте себе, что маме нужно срочно уйти из дома, а вы остаётесь с младшей сестрой, а ей всего лишь годик. Она хочет спать, а поэтому вам нужно укутать ее и спеть колыбельную песню. (Двое учащихся выходят к доске и укутывают кукол, которые плачут. После того, как они споют колыбельную песню, плач прекращается).

— Молодцы! Вы очень заботливые старшие братья и сестры.

Пословицы и поговорки

Прочитайте поговорки, которые на доске и объясните как вы их понимаете?

Сердце матери лучше солнца греет.

Изба детьми весела.

Тот дом хорош, где хороши обитатели.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

— Значит как должны дети относится к своим родителям и к остальным членам семьи? (ответы детей)

— Как вы думаете: можно с уверенностью сказать: «Семья- это свято!» (ответы детей)

Чтобы убедиться в том, что вы всё запомнили, хочу дать вам такое задание: выберите карточки с теми качествами, которые относятся к дружной семье. (Учащиеся выбирают и подставляют карточки к слову семья, объясняя при этом почему он выбрал это качество)

Карточки: любовь, понимание, забота, помощь, доверие, доброта, уважение, дружба, внимание, согласие.

— Вы справились с заданием и я надеюсь, что вы будете всегда будете дорожить своими семьями и у вас будут счастливые семьи.

— В заключение нашего классного часа я прочитаю вам стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача…

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

На этом классный час окончен, спасибо всем.

Классный час заканчивается песней «Родительский дом начало начал»

Классный час:

« Моя семья –

моё богатство»

Классный рук-ль 2 «А» класса: Краева М.Ю.

Классный час: « Моя семья – моё богатство ».

Цель:

    Расширить кругозор детей о составе своей семьи, родственных отношениях, формировать морально-этические нормы поведения в семье; развитие интереса к семейным традициям, праздникам.

    Развить представления обучающихся о роли семьи для всей жизни человека; ознакомить с условиями создания благополучной семьи.

    Воспитывать уважение, любовь к старшим членам семьи. Сплочение классного коллектива, создание дружелюбной атмосферы.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, презентация, солнышко на доске, толковый словарь Ожегова, листочки, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Проверка готовности.

2. Вводная беседа.

Сегодня наша встреча о том, что объединяет всех нас.

Что же это такое, когда все вместе: 2 дедушки, 2 бабушки, папа, мама, я?

Правильно, это семья . Мы будем говорить о семье. Тема нашего классного

часа «Моя семья - моё богатство». Год от года Вы становитесь взрослее, и придет время, когда тоже будете создавать свои семьи.

А что же обозначает слово семья?

3. История слова.

Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья
».

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.-

Семья (по С. Ожегову) - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.

4. Работа с пословицей.

Как вы понимает эту пословицу? «На что клад, если в семье лад?» .

(Лад – согласие).

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей).

Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни, помогают друг другу.

    Анкетирование (проводилось заранее)

1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие -2 3) нормальные -2

2) отличные - 4 4) не очень хорошие -1

2.Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да -7

2) не совсем -2

3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники -5 4) всё, многое -1
2) ужин в кругу семьи -3 5) праздники и поездки - 0

3) поездки – 0 6) не знаю -0

7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин -1

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно - 0 4) когда как -2
2) часто -2 5) редко - 4

3) как получится -1 6) всегда - 0
4. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом -7
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 0
3) обсуждаем учёбу - 5
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 4
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы -1
6) занимаемся семейно – бытовым трудом - 3
7) делимся впечатлениями - 0

8) смотрим TV передачи - 4

9) общаемся - 5

10) вместе проводим досуг -3

11) читаем - 2

12) шутим, смеёмся - 3

13) отдыхаем -7

5. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко - 6

2) иногда - 1

4) часто - 0

Из этой анкеты видно, что взаимоотношения в вашей семье хорошие, соблюдаете семейные традиции для укрепления вашей семьи. Очень хорошо, что вы с семьей проводите большую часть времени, общаетесь, занимаетесь общим трудом. В каждой семье возникают ссоры, конфликты. В нашем классе иногда тоже возникают конфликты.

6. Чтение легенды о семье в Древнем Китае.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней

лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово.

Какое слово назвал старейшина?ТЕРПЕНИЕ

Нам часто не нравится чьё - то поведение, чьи - то слова. Мы должны быть немного сдержанными, понимать, прощать, во что бы то ни стало, терпеть любые поведения других. Дарить им тепло, говорить ласковые слова.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.

7 . “Комочек счастья”.

(Каждый ученик передает добрые слова, пожелания соседу)

Как приятно слышать добрые слова в свой адрес.

Какие чувства связывают живущих вместе близких родственников?

(ответственности друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание)

8. Притча «Почему одному плохо?»

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.

Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.

- Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.

Схватила бабушка посох, обрадовалась:

- Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?

- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.

- Можешь отдыхать сколько хочешь.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:

- Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.

- Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.

- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.

В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада.

Обсуждение.

А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением.

Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится.

9. Упражнение «Кто кем приходится?»

Семьи могут быть большими, где живут бабушки, дедушки, тети, дяди и

другие. Следующее упражнение «Кто кем приходится?»

Прабабушка Папин или мамин брат

Бабушка Сын твоей тети и дяди

Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя Дедушка твоего отца или мамы

Тетя Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы

Прадедушка Мамина или папина сестра

Племянник Сын твоей сестры или брата

Племянница Дочь твоей сестры или брата

Отчим Муж твоей мамы

Мачеха Жена твоего папы

Обсуждение:

Л.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

10. Упражнение «Обязанности в семье».

мама

папа

дети

Раздаются листы бумаги с заданиями. Как разделяются обязанности в вашей семье.

После выполнения задания, обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.

Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Вот, если вы себя показываете с хорошей стороны, то мы думаем что в вашей семье все хорошо.

Ну а сейчас давайте с вами пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья.

11 . «Моя семья» . Задание(на листочках)

В слове СЕМЬЯ , к каждой букве подпишите слова на вопрос - КАКАЯ?

С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

МЬ - милая, многодетная, мечтательная, музыкальная и т.д.

Я - яркая, ясная и т.д.

Есть такая пословица: «Счастье дороже богатства ». Из чего же складывается семейное счастье?

12. «Семейное солнышко».

На доске солнышко с названием СЕМЬЯ, от него отходят лучики со словами: Радость Смех Друзья Чистота Долг Свет Ссора Понимание Терпение Сквернословие Верность Уважение Праздность Взаимопомощь Любовь Доброта Забота.

Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Наша семья –это наше богатство. Все мы живём одной дружной школьной семьёй. Когда наша семья будет богатой, когда будут отходить эти лучики от нашей семьи.

Как бы не было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был бы

окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод.

Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.

13. Итоги классного часа.

И в конце хочется отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре такими как 1 октября – день пожилого человека, 25 ноября – день Матери, 8 марта – Международный женский день ООН 15 мая провозгласил Международный день семьи.

Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет
Сохраняйте письма. Ждите в гости
Иногда дарите им цветы
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черед
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет
Вы еще успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черед.

На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою. Вы все поедете домой и вам домашнее задание заполнить родословное древо.

Наш классный час подошёл к концу.

Что нового и интересного вы запомнили с нашего занятия?

Нужна ли человеку семья? Обоснуйте ответ.

Какие семейные традиции вы знаете?

Что составляет основу здоровья?

В какой семье легче жить?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта