Главная » Условно-съедобные грибы » Сложноподчиненное с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными: примеры

Сложноподчиненное с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными: примеры

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай - все придаточные прикрепляются непосредственно к главному; второй - когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное - к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные . Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана . 1-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она . Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного и того же слова в главном предложении - перед нами предложение с однородным подчинением (или соподчинением - см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий . Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и ). Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все . Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый серп гулял , пусто где? (где) падал колос . Во втором придаточном предложении где опущено, а между собой придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение может быть однородным и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и / или зависят от разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней - придаточное условия. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня - придаточное определительное. Мы задали разные вопросы к разным придаточным от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д.

Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение - Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала - придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец - придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого) называется придаточным второй степени. А связь называется последовательное подчинение .

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/ когда, что/ так как и др. Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что им вдогонку уже летели бушующие потоки - придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу - придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения. Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом - придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла - придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения - связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? - сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила - придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в этом предложении мы имеем и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки . Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична - придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна и эластична в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки - придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не тот какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?

3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (А. Пушкин). (2) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге ().

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

В СПП с несколькими придаточными возможны 2 типа отношений между объединенными частями: 1. Все придаточные относятся к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или к главной в целом. Между собой они связаны сочинительными и подчинительными союзами. Однородные придаточные имеют разные союзы и разные союзные слова. Неоднородными являются придаточные разноименные, т. е. разные по семантике, но одинаковые по значению. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – придаточными первой степени, придаточными второй степени. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной. Придаточные части в СПП с последовательным подчинением могу располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается после союза первой придаточной: Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь. СПП могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение: Она не понимала, когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать.

I. Последовательное подчинение придаточных

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы (почему?), так как боялись отца (какого?), который, со своей стороны, был тоже несколько смущён (несмотря на что?), хотя старался этого не показать.

II. Параллельное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал (когда?) к себе первого мужика (какого?), который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

III. Однородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

IV. Неоднородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы.

Я должен был нанять быков (зачем?), чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, (почему?) потому что была уже осень и гололедица.

V. Комбинированное подчинение придаточных

Подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно.

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

Виды подчинения. однородное последовательное параллельное главное предложение главное предложение главное предложение придаточное предложение придаточное предложение придаточное предл. I ст. придаточное предл. II ст. придаточное предложение придаточное предложение








1. (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся). СПП с придаточными услов., изъясн., с параллельным подчинением. 2. [Избавлю вас от описания гор, от возгласов, (которые ничего не выражают), от картин, (которые ничего не изображают, особенно для тех), (которые там не были), и от статистических замечаний], (которых решительно никто читать не будет). СПП с придаточными определительными, с параллельным и последовательным подчинением. 3. [Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, (сколько им лет), горы, от вечных ветров поседелые, реки], (которым названия нет). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с параллельным подчинением. 4. (Чтобы отбить, отбросить вражий вал), [такие город вынес испытанья], (каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья). СПП с придаточными цели, определительным, с параллельным подчинением. 5. [Город как бы спрашивал тебя], (где же ты был в зимние дни), (когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с последовательным подчинением. Определите придаточные и вид подчинения.




Однородные придаточные (соподчинение). Запятые ставятся. [Я увидел], (как звёзды стали бледнеть), (как по земле пронеслась прохлада). , (как…), (как…). Если соподчинённые (изъяснительные) придаточные связаны союзом «и», то запятая не ставится. [Очевидно было], (что Савельич был прав) и (что я напрасно оскорбил его). , (что…) и (что…). Если 3 придаточных изъяснительных (соподчинённых), но во 2 – ом предложении союз опущен и присоединяется оно с помощью союза «и», то перед «и» запятая не ставится. [Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды). , (как…) и (…), (как…). Если при главном предложении 2 придаточных соподчинённых (времени) и перед каждым стоит «и», то перед 2 – ым «и» ставится запятая. [Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом). и (когда…), и (когда…). ПунктуацияПримеры


ПунктуацияПримеры Неоднородные придаточные. Запятые ставятся. а) Параллельное подчинение: (От главного предл. ставятся к придаточным разные вопросы.) (Когда шлюпка подошла к берегу), [мы увидели], (что к берегу бегут люди). (Когда…), , (что…). б) Последовательное подчинение: (От главного предл. вопрос ставится к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени, от придаточного II степени – к придаточному III степени.) [Местами лепились деревушки], (которые цветом так сливались со скалами), (что надо было подойти ближе), (чтобы их приметить). , (которые…), (что…), (чтобы…).


ПунктуацияПримеры При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут 2 подчинит. союза. Если 2 – ое придаточное легко убирается из предлож., то оно обладает самостоятельностью и между союзами ставится запятая, если нет, то запятая не ставится (обычно перед «то», «но», «так»). [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать). [Старик предупредил], (что если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать). ССП, в состав которых входят СПП.[Ребята шагали быстро], и, (когда до места ночлега оставалось три километра), [справа показался лесок). Бывают СПП, в которых указанные виды предложений комбинируются. Между союзами (в данном случае «и» и «когда») запятая ставится, если предложение, начинающееся со второго союза, легко убирается, если нет, то запятая не ставится.


1. Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется когда всё требует новых форм. 2. С самого начала вы должны так поставить дело чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах чтобы им хотелось вам рассказать чтобы они были заинтересованы в вашем знании. 3. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет всё вытерпеть всё преодолеть на своём пути если к этому позовёт его Родина. 4. Пока доехал домой посидел дома прошло ещё два часа так что когда я вышел было уже светло. 5. Поздоровавшись папа сказал что будет нам в деревне баклуши бить что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.,,,


1.Определить тип предложения по цели высказывания (повест., вопрос., побудит.). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (воскл. или невоскл.). 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы. 4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.). 5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное). Схема разбора СПП с несколькими придаточными. [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже). (А. Чехов). [сущ., (на котором), глаг.], (почему), (почему). (Повест., невоскл., сложное, СПП с тремя придаточными: 1) опред., 2) и 3) – изъясн.; с параллельным и однородным подчи - нением). Образец разбора СПП с несколькими придаточными. какое? что? ____


Разберём предложение синтаксически. Отец мой говорил мне что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (Аксаков). [ гл.], (что) и (что). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) изъясн., 2) изъясн., с однородным подчинением придаточных). ,)(() о чём? о чём? ___ _ ___


Я слышал как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то что у того отвалилась ручка. (Паустовский). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1)изъясн., 2) изъясн., с последовательным подчинением придаточных). [ гл.], (как), (что). что?за что? Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его. (Чехов). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) обст. места, 2)обст. цели, с параллельным подчинением придаточных). (Ко гда), , (чтобы). когда?зачем? Расставьте знаки, сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения. I вариант II вариант (,), () (),,() _ ____ ____ _ ____




Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) {Печален я}: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. : [ сущ.], (с кем), (кому).


Схема разбора сложного предложения с разными видами связи. 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы. 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная). 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение). 6. Составить схему предложения. Образец разбора слож. предл. с разными видами связи [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев). , , и, {(чтобы), [сущ.], (которая)}. (Повест., невоскл., слож., с разными видами связи: бессоюзн., сочинит. и подчинит., состоит из 3 частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинит. соединит. союзом и (II и III части); I ч. - простое предл., II ч. - простое предл., III ч - СПП с двумя придаточными (цели и опр.) с параллельным подчинением. опр. цели


Расставьте знаки препинания. Разберите предложение синтаксически. Переулок был весь в садах и у заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов). ___ ___ [,], () [, и , (так что). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. ]


Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов) Такое предложение называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением. Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной. Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире. Период как особый вид сложного предложения.
А25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути. 1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3, 4 4) 1,3 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг. 1)1,2,4 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,3 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 Ответ: 4


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал. 1) 1, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 4 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4 Ответ: 2

Многочленные сложноподчинённые предложения (СПП) подразделяют на два типа. К первому типу относятся СПП, в которых все придаточные предложения относятся к главному предложению. В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному, разделяют однородные предложения и неоднородные .

Однородные и неоднородные

Однородными называют придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения, либо к главному предложению в целом. Между собой они связываются сочинительной или бессоюзной связью и называются придаточными соподчинёнными.

Примеры : Я видел, как она уходила, и как он долго смотрел ей вслед.

Ещё недавно мы вспоминали, что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом.

Неоднородными называются придаточные предложения, относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения.

Примеры : Когда он подошёл, я спросил, куда надо идти дальше.

Он объяснил, что нам придётся уйти как можно скорее, и добавил, что даст нам немного еды в дорогу.

Второй тип образуют СПП, в которых придаточные предложения образуют логическую цепочку, то есть первое относится к главному, второе – к первому, третье – ко второму и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – соответственно, придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.

Пример: Я подумал, что пора уже двигаться, чтобы быть к вечеру там, где мы должны были встретиться.

Также сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут объединять оба типа.

Например: Вчера он рассказывал, что люди покидают свои жилища, и что скоро некому будет растить пшеницу, и что никто не знает, что нужно делать.

Нам сказали, что мы должны будем быть там, когда придут гости, чтобы открыть дверь, и чтобы принять верхнюю одежду.

В первом примере первые три придаточных предложения относятся к главному предложению, а последнее придаточное (что нужно делать) – к придаточному предложению «что никто не знает». Во втором первое придаточное является придаточным первой степени (второй тип СПП), а остальные три придаточные, являются не только придаточными второй степени, но и неоднородными (первый тип СПП).

Также к многочленным сложноподчинённым предложениям относятся такие, в которых к одному придаточному задаётся вопрос от двух и более главных предложений . В этом случае главные предложения связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Пример: Ему явно было больно, он задыхался, и сердце его бешено стучало, когда, наконец, приехала скорая.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта