Главная » Условно-съедобные грибы » Святая равноапостольная княгиня ольга. Святая равноапостольная великая княгиня российская ольга

Святая равноапостольная княгиня ольга. Святая равноапостольная великая княгиня российская ольга

(ок. 890-969)
Святая благоверная княгиня Ольга — зачинательница православной веры на Руси. Она одной из первых, еще до крещения Руси, приняла христианство и много сил приложила к распространению веры Христовой; прославилась делами христианского благочестия, помогала больным и бедным.
Мудрость княгини Ольги отмечают все — летописцы, историки, составители житийных повествований. Предание говорит о том, что князь Игорь взял в жены Ольгу, будучи поражен не столько ее красотой (а она была красавицей), сколько «мудростью и смышленостью».
Став правительницей Руси, она сразу проявила себя как мудрый государственный деятель. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, за что он и поплатился (был убит древлянами), Ольга упорядочила сбор дани и налогов.
В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга старалась не воевать с соседями. «Великие князья до времен Ольгиных воевали — она правила государством» (Н.М. Карамзин).
Мудрость проявила княгиня, сумев отвести от себя притязания византийского царя Константина Багрянородного.
...А дело было так. Ольга отправилась! в Византию, чтобы креститься в православие. Летописец говорит, что во время приема, оказанного Ольге, Константин «подивился ее разуму» и сказал: «Достойна ты царствовать с нами ветолице нашей». Мудрая Ольга хорошо поняла прозрачный намек Константина. Она не растерялась:
— Я язычница. Если хочешь крестить меня, то сделай это сам — иначе не крещусь.
И крестил ее царь с патриархом с наречением ей христианского имени Елена.
Теперь она была христианка, и Константин снова сделал Ольге-Елене предложение.
— Как я могу быть твоею женой, — ответила Ольга, — когда ты сам крестил меня и назвал крестной дочерью?
— Перехитрила ты меня, Ольга, — сказал царь.
Это предание ярко характеризует ее героиню...
Вскоре после крещения княгиня Ольга захотела посетить родные места. Она пришла к берегу реки Великой, к тому месту, где в нее впадает река Пскова. Тогда там еще был каменистый холм. И она увидела, как по ту сторону реки, с востока, с неба сходят три светлых луча, разливающие вокруг чудный свет. Видели это чудо и спутники Ольги, которым она сказала:
— На сем месте, отмеченном трисиятельными лучами, встанет церковь Пресвятой Троицы. Там будет создан град великий, славный и изобильный.
Вернувшись в Киев и вспоминая о видении при реке Пскове, княгиня Ольга послала туда много золота и серебра на создание Троицкой церкви. И возник скоро в том месте великий город, именуемый Псковом.
При крещении Руси важную роль сыграл авторитет Ольги. Когда ее внук Владимир решил крестить Русь, то люди говорили:
— Если бы не добра была православная вера, то Ольга не приняла бы ее — ведь она была мудрая!
Конец жизни княгиня Ольга провела в молитве, посте и заботе о бедных и больных. Умерла в возрасте восьмидесяти с лишним лет. Летописец писал: «И плакался о ней сын ее и внуки, и люди все плачем великим... Она первая вошла в Царство Небесное от Руси. Ее славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь».

В допетровской Руси было немало выдающихся женщин - и правительниц, и просветительниц, и святых,и прекрасных и верных жен. О семи из них мы расскажем.

Ольга, в крещении Елена, по преданию, происходила из Пскова. Она правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Ольга проявила себя как решительная и мудрая правительница. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко покарала древлянских старейшин и привела древлян к покорности.

Первой из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси. Согласно Повести Временных Лет это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Повесть Временных Лет и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Анна (Агнесса) Ярославна или Анна Киевская- младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. Молодая королева была дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями её мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» (королева Анна).

Римский папа Николай II, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».

В 1060 году Анна переселилась в замок Санлис, в 40 км от Парижа, здесь основала женский монастырь, и церковь. Она являлась воспитательницей подрастающего сына и его руководителем в государственных делах, однако номинально опекуном был граф Бодуэн Фландрский (опекуном мог быть только мужчина).

В 1063 году Анна вышла замуж за Рауля де Крепи-ан-Валуа. Этот брак вызвал скандал. Хотя в жилах Рауля текла кровь Каролингов, а его феодальные владения превосходили домен французских королей, тем не менее он был вассалом. После смерти Рауля в 1074 году, Анна вернулась ко двору и была принята как королева-мать. Последнее упоминание об Анне мы находим в 1075 году (её подпись стоит на грамоте), после этого ничего точного о её судьбе неизвестно.

По одной из версий Анна была похоронена в аббатстве Вилье в местечке Серни недалеко от Ла Ферте Алле. С именем Анны в XVIII-XIX веках часто связывалась церковнославянская пергаментная рукопись, хранящаяся в Реймсском соборе; по крайней мере с XVI века на нём присягали французские короли. Мнение о том, что эта рукопись (точнее - первая её часть, написанная кириллицей; вторая, глаголическая, относится к XIV веку) была завезена во Францию Анной Ярославной, получило большую популярность.

Ефросинья Полоцкая - первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Её светское имя - Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича. Мать её - София - была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия - а по тем временам это было 12 лет - Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была её тётка, она и приняла юную монахиню.

В 1127-1128 годы Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь, куда под её влиянием постриглись также её сестра Гордислава (в иночестве - Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава Борисовна (в иночестве - Евпраксия). Монастырь получил богатые вклады и Евфросинией в нём был построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по настоящее время.

В преклонном возрасте Ефросинья отправилась в паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла.

Святая благоверная княгиня Евпраксия Рязанская - жена Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. По рассказам летописей, славилась своей красотой. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, пожелал, чтобы её привели к нему. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, за что и был убит по приказу Батыя. Узнав об участи своего мужа (по другим данным - после захвата крепости Батыем, чтобы не остаться на поругание), Евпраксия вместе с ребёнком наложила на себя руки, бросившись с крыши княжеского терема (по другим данным - с колокольни храма св. Николая).

Феврония (в миру Евфросиния) - святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра. О Февронии дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI века, появившиеся одновременно с канонизацией муромских чудотворцев. Князь Давид, еще до занятия княжеского стола в Муроме, долго страдал от какой-то тяжкой болезни: тело его было покрыто струпьями.

Дочь одного «древолазца» (бортника), славившаяся умом и красотой, вылечила князя какой-то мазью. Князь дал слово жениться на ней, но потом нашел неприличным своему сану супружество с девицей низкого происхождения. Вскоре князя опять посетила прежняя болезнь, и опять он был исцелен той же Евфросинией. На этот раз он выполнил свое обещание и сочетался с ней браком. Давид Юрьевич, по смерти старшего брата своего, занял муромский княжеский стол. Муромские вельможи, завидовавших его власти и они требовали, чтобы князь или отпустил от себя супругу, или сам оставил Муром. Давид Юрьевич покинул княжество. Княгиня советовала князю не печалиться и надеяться на Господа. Вскоре бояре были вынуждены были просить Давида и Евфросинию возвратиться в Муром. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности.

Достигнув старости, князь и княгиня приняли иноческий постриг один с именем Петра, другая - с именем Февронии. Феврония скончалась в 1228 г., в один день с супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробе.

Марфа, богатая и влиятельная вдова новгородского посадника Исаака Борецкого, в XV веке стала неформальным лидером боярской оппозиции растущему влиянию Москвы. Она вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода. Марфа и ее сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступили за выход Новгорода из зависимости от Москвы установленной Яжелбицким миром (1456).Узнав об этом, великий князь Московский Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил новгородцев. Дмитрий Борецкий был казнен, однако Новгород сохранил право на самоуправление в своих внутренних делах.

Но Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. В 1478 году Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезли в Москву, земли Марфы были конфискованы, ее с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород. Там Марфу постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском монастыре, где она и умерла в 1503 году. Этой неоднозначной, но яркой женщине посвящена повесть Николая Карамзина «Марфа-Посадница, или покорение Новгорода», а ее изображение присутствует на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Феодосия Морозова, в девичестве Соковнина, в 17 лет вышла замуж за царского спальника Глеба Ивановича Морозова. Став вдовой, Феодосия опекала малолетнего сына и пользовалась влиянием при дворе царя Алексея Михайловича, имея чин верховой боярыни. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, и общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом. Феодосия занималась благотворительностью, домашние молитвы совершала «по древним обрядам», а ее московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.

После тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в декабре 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Приверженность к «старой вере» и отказ присутствовать на царской свадьбе вызвали непримиримый конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Боярыня была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Академик А. М. Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами». Боярыня Морозова изображена на знаменитой картине Сурикова (1887); она является одним из главных персонажей телефильма «Раскол».

    - … Википедия

    На этой странице представлен список военно морских флагов Российской империи. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов по старому стилю. Содержание 1 Основные флаги 2 Шлюпочные флаги адмиралов … Википедия

    Фрейлина Прасковья Николаевна Репнина, жена князя Ф. Н. Голицына с фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте Придворные дамы Российск … Википедия

    Включает княгинь, княжон, цариц и царевен из правящих русских династий (Рюриковичи, Годуновы, Шуйские, Романовы) принявших постриг, как по собственному желанию, так и насильно. Как правило, существовало несколько причин ухода в монастырь: после… … Википедия

    Жены великих князей в списке перечислены жены великих князей Киевских и Владимирских, а также жены правителей русских земель … Википедия

    - «Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны» картина И.Е. Репина … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Сюда перенаправляетс … Википедия

    - (1741 1807) принцесса Брауншвейгская, дочь герцога Антона Ульриха и принцессы Мекленбургской Анны Леопольдовны, сестра российского императора Ивана VI. Родилась за несколько дней до свержения с престола своего брата, во время которого лишилась… … Википедия

    Брауншвейгская (1741 1807) представительница Брауншвейгского семейства, старшая дочь герцога Антона Ульриха и принцессы Мекленбургской Анны Леопольдовны, сестра российского императора Ивана VI. Родилась за несколько дней до свержения с… … Википедия

    ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ - (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) … Православная энциклопедия

"Начальницей веры" и "корнем Православия" в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!" При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини - устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.

Княгиня Ольга родилась в нынешней области Псковской, в семье простых людей. Была она супругой князя Игоря. Согласно одним сведениям, замуж Ольга вышла в неполные пятнадцать лет. Со своей будущей супругой Игорь встретился на охоте и был пленен ее красотой и умом. В летописях указывается, что княгиня Ольга была единственной женой князя, несмотря на разрешенное тогда многоженство. Согласно некоторым сведениям, будущая правительница Руси носила до замужества имя Прекраса. Впоследствии от Олега она приняла имя Ольга. Как известно, в 945 году от рук древлян Игорь погиб. На престол взошла его жена. В летописях можно найти достаточно подробное описание мести правительницы за смерть мужа. Вскоре после вокняжения Ольги древляне прислали к ней сватов звать ее замуж за князя Мала. Прибыли послы в ладье. Жители Киева отнесли ее вместе со сватами в огромную яму во дворе терема Ольги и закопали их живьем.

Равноапостольная Ольга. Икона с житием, 1969 год.

Написана к 1000-летию преставления равноапостольной Ольги

Следующих послов древлян, прибывших по просьбе правительницы, сожгли в бане. По обычаю, княгиня Ольга приехала в земли древлян справить тризну по мужу. Во время тризны по ее приказу древлян опоили, а потом перерубили на могиле Игоря. В 946 году Ольга, княгиня Киевская, выступила с войском против древлян. После безуспешной осады на протяжении лета города Искоростеня (древлянской столицы) княгиня Ольга приказала сжечь его при помощи птиц, к которым были привязаны зажигательные смеси. После победы правительница установила на всей Новгородской и Псковской земле налоги и дани. После покорения древлян правительница вернулась в Киев. Правила княгиня Ольга до совершеннолетия Святослава (сына ее и Игоря). Однако и после она оставалась у руля государства, так как сын постоянно был в походах.

Крещение княгини Ольги (в 955 году) отмечено в летописях как "великое деяние". Приняла христианство и получила имя Елена правительница в Константинополе. После возвращения в Киев, Ольга попыталась приобщить к вере и Святослава. Но сын был непреклонен и не поддался на уговоры. Ольга была первой правительницей Руси, принявшей христианство. По мнению многих исследователей, именно этот факт предопределил принятие православия во всем государстве. Согласно одним легендам, крещение Ольга приняла лично от Константина. Еленой нарекли ее в честь матери императора – святой царицы Елены. По некоторым данным, Константин сватался к Ольге до крещения. Однако мудрая правительница указала, что христианам к язычникам свататься не следует. После чего Ольгу крестили. Император снова позвал ее замуж. Но Ольга и на этот раз отказала царю, так как брак был невозможен, – она стала ему крестной дочерью. В других источниках указано, что крестил княгиню Роман Второй (соправитель Константина), а также патриарх Полиевкт.

Так как Святослав практически все время находился в походах, править государством приходилось его матери. В 968 году на Русскую землю свой первый набег совершили печенеги. Ольга с детьми Святослава укрылась в Киеве. Вскоре сын снял осаду. Однако Святослав не предполагал оставаться в Киеве долго. В 969 году он собрался в новый поход, но Ольга остановила его. К тому времени она была серьезно больна. Спустя трое суток Ольга скончалась. Завещала правительница похоронить себя по христианскому обычаю и не служить тризну. По мнению историков, в качестве святой княгиню Ольгу начали почитать во время правления Владимира Крестителя. Согласно сведениям, в 1007 году князь перенес мощи всех святых (в том числе и Ольги) в церковь Святой Богородицы, сооруженную им в Киеве. Приблизительно с того времени стали отмечать день памяти правительницы 11/24 июля. При этом официальная канонизация (прославление общецерковное) случилась, по всей видимости, несколько позднее – в середине 13 столетия. В 1547 году Ольга (Елена) была причислена к лику святых равноапостольных.

Молитва равноапостольной великой княгине Российской Ольге (Елене в крещении). Княгиня Ольга, в крещении Елена называется "начальницей веры" и "корень Православия" в русской земле. Покровительница государевых людей. Ей молятся о детях, о воспитании их в вере и благочестии, о вразумлении неверующих детей и сродников, или попавших в секты

21 февраля 1816 года в Петербурге венчались принц Вильгельм Оранский и великая княжна Анна Павловна. Русские великие княжны несколько раз становились женами иностранных королей. Мы решили рассказать о пяти великих русских княжнах, которые стали королевами.

Анна Павловна

Великая княжна Анна Павловна, младшая дочь российского императора Павла I, была одной из русских великих княжон, которая стала королевой Нидерландов, заключив брак с принцем Вильгельмом Оранским, старшим сыном короля Нидерландов Вильгельма I. После того как Вильгельм стал королем Виллемом II в 1840 году, Анна Павловна стала королевой Нидерландов. Она активно занималась благотворительностью, особое внимание уделяла учебно-воспитательным учреждениям, предназначенных для детей бедных классов. Во время царствования Анны Павловны в Нидерландах под ее покровительством было основано до 50 приютов для детей бедняков и сирот. Когда же Нидерланды вступили в войну с Бельгией, Анна Павловна на собственные деньги основала госпиталь и инвалидный дом. Нидерландцы до сих пор чтут память заботливой и чуткой к проблемам людей своего королевства русской королевы Нидерландов Анны Павловны. В ее честь в Нидерландах назван муниципалитет.

Анна Ярославна

Анна Ярославна была одной из дочерей великого киевского князя Ярослава. Тогда еще не было титула великой княжны для дочери правителя, но, тем не менее, ее, как и других дочерей русских правителей, можно неофициально считать великой княжной. Анна Ярославна отличалась очень привлекательной внешностью и особой образованностью. Две старших дочери князя Ярослава уже стали заморскими королевами, самая младшая, Анна, еще не была сосватана. Узнав об этом, из далекой Франции отправились послы для предложения князю Ярославу выдать замуж младшую дочь Анну за овдовевшего короля Франции Генриха I. Король жаждал жениться на красивой девушке, которая принесет ему наследника. Анна Ярославна не сразу согласилась на брак, но в итоге согласие было получено. Однако свой неутомимый нрав она проявляла и в браке, и в государственных делах Франции, когда уже стала королевой. Существует также предание, что Анна, отстаивая православие, отказалась присягать на латинской Библии, и принесла клятву на привезенном с собой славянском Евангелии. Хотя исторически известно, что Анна стала королевой-католичкой. Анна старалась всегда участвовать в государственных делах, подписывая указы или бумаги, решая политические вопросы. Недалеко от Парижа ею был основан и женский монастырь и церковь. Последующие короли Франции были потомками Анны, французы же до сих пор помнят ее как королеву Франции — Анну Русскую.

Екатерина Павловна

Екатерина Павловна — великая русская княжна, четвертая дочь Павла I Петровича и Марии Федоровны. Екатерину Павловну назвали в честь императрицы Екатерины II, чем сама императрица была весьма довольна. Когда Екатерина Павловна была еще совсем юной, то Александру I, брату Екатерины Павловны, поступило предложение о браке ее с Наполеоном, однако Александр вежливо отказался от этого предложения, заявив о том, что его сестра еще слишком молода. Однако Екатерине Павловне было все же суждено выйти замуж за иностранного принца много позже. Первый брак Екатерины Павловны состоялся с ее двоюродным братом принцем Георгом Ольденбургским, с которым великая княжна поселилась в Твери. Однако 15 декабря 1812 года Екатерина Павловна лишилась своего супруга. Во второй раз Екатерина Павловна вышла замуж за другого своего двоюродного брата, который являлся наследным принцем вюртембергским Вильгельмом, который в том же году, в котором состоялся его брак с Екатериной, вступил на престол. Именно тогда Екатерина стала русской королевой Вюртемберга. Будучи королевой, Екатерина Павловна ревностно заботилась о своем народе, в частности, о народном образовании. Более того, когда страна страдала из-за голода в 1816 году, Екатерина основала «благотворительное общество», при этом содействовала устройству домов трудолюбия. Муж Екатерины, король Вюртемберга, был очень вдохновлен делами своей русской жены и, поддержав инициативу Екатерины, выделил 10 тыс. флоринов на ежегодную помощь бедным.

Ольга Николаевна

Ольга Николаевна была дочерью императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Ольга стала еще одной русской королевой Вюртемберга, после того, как вышла за муж за Карла I, короля Вюртембергского. Ольга Николаевна была третьим ребенком и второй дочерью в семье императора Николая I и Александры Федоровны. По матери Ольга происходила из прусского королевского дома Гогенцоллернов. Княжна Ольга отличалась привлекательной внешностью, высокой образованностью. Она говорила на нескольких языках, играла на пианино и занималась живописью. Ольга Николаевна, благодаря своим данным, расценивалась как одна из лучших невест Европы. К ней приезжали свататься молодые принцы и герцоги. Практически всем женихам Ольги были даны отказы, и только уже много позже, когда Ольга встретила наследного принца Вюртембергского Карла, она согласилась на брак с ним. В 1864 году трон наследовал Карл I, после смерти отца, и Ольга Николаевна стала королевой Вюртемберга. Ольга, как и другие русские королевы зарубежных стран, много времени посвящала благотворительности. Она строила многочисленные благотворительные учреждения, помогала беднякам и другим жителям своего королевства, тем самым Ольга Николаевна стала настоящей любимицей немецкого населения. Ее именем до сих пор называется улица в одном из курортных городов Вюртемберга.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта