Главная » Условно-съедобные грибы » Теория сестринского дела стандарты деятельности медицинской сестры. Современная концепция сестринского дела

Теория сестринского дела стандарты деятельности медицинской сестры. Современная концепция сестринского дела

Теория сестринского дела – комплексная дисциплина, призванная дать ответ на наиболее общие вопросы сестринской науки и практики. Она изучает историю и философию сестринского дела, его роль и место в медицине и жизни общества. Также теория сестринского дела исследует закономерности организации сестринской помощи и научных исследований в этой области, формулирует модели сестринского дела, права и обязанности сестер всех уровней положения и образования.


ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Философия сестринского дела, в свою очередь, отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на сестринское дело, на роль и место в нем сестринского персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения - человек, больной, здоровый или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями. Человек, имеющий право на активную, гармоничную жизнь и развитие, на получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального положения. Эта философия основана на общечеловеческих 36 принципах этики и морали. Большое внимание здесь уделяется отношению медицинской сестры к пациенту как к человеку, к личности.


Философия сестринского дела устанавливает: этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать автономию пациента, говорить правду и т. д.); цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т. п.); моральные качества или добродетели (мудрость, сострадание, милосердие, терпение и т. д.)


НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Каждая из них содержит следующие основные положения: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача сестры, роль сестры, фокус вмешательства, способы вмешательства, ожидаемый результат




ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА. По своим основным этапам врачебный и сестринский процесс весьма сходны: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации


Сестринский процесс это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».


Что дает для практики сестринский процесс? Сестринский процесс: во-первых, определяет конкретные потребности пациента в уходе. во-вторых, он способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме этого прогнозирует его последствия. в-третьих, сестринский процесс определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направленную на решение проблем пациента, связанных с болезнью. в-четвертых, с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства. и, самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.


Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти основных этапов: 1. сестринское обследование пациента, 2. диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), 3. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), 4. выполнение плана необходимых сестринских вмешательств 5. оценка полученных результатов с их коррекцией в случае необходимости


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, значимость которой для пациентов и их окружения ставит ее вровень с профессией врача. Функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение врачебных назначений. Это: Осуществление сестринского ухода. Сюда относятся профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Данная функция эффективнее всего выполняется в рамках сестринского процесса. Обучение пациентов и сестринского персонала. Исполнение сестрой зависимой и независимой роли в бригаде медицинских работников. Развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности. Эта функция включает, в частности, участие в создании и разработке стандартных сестринских технологий. Теория сестринского дела является ключевой дисциплиной, позволяющей по-новому осмыслить профессию сестры в современном обществе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Двойников С. И., Карасева Л. А., Пономарева Л. А. Теория сестринского дела. Самара. ГП Перспектива с. 2. Кодекс Международного Совета медицинских сестер. 3. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: Родник, Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела./В 2 ч./ М.: Родник, Постановление II Всероссийского съезда средних медицинских работников. Москва октября 2004 г. 6. Приказ МЗ РФ 4 от 9 января 2001 г. «ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 7. Приказ МЗ РФ 354 от 8 декабря 1998 г. «О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении». 8. Приказ МЗ РФ 374 от 22 декабря 1998 г. «О введении классификатора "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ". 9. Сестринское дело. Т.1. Под редакцией А. Ф. Краснова. Самара: ГП Перспектива, Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. ред. профессора Г.М.Перфильевой.- М.:ГЭОТАР МЕД, с. 11. Харди И. Врач, сестра, больной. М.: Мед Этический кодекс медицинской сестры России. 13. Веаге Р.G. & Муеrs J.L. Рrinciples and practice of adult health nursing (2nd ed.)-Тоrоnto: Моsbу Patricia A. Potter, Anne G. Perry. Fundamentals of Nursing. Concepts, process and practice//2nd ed. - The C.V. Mosby Company. - ST.LOUIS, BALTIMORE, TORONTO, P.15

СБОРНИК

Заданий в тестовой форме

Для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»


Сборник заданий в тестовой форме для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» / издание первое. – Казань, КМК. 2012 – 60 с.


Введение

Тестовые задания МДК 01 4

Тестовые задания МДК02 9

Тестовые задания МДК 03 18


ВВЕДЕНИЕ

Критерии оценок тестового контроля

Задания в тестовой форме по безопасности - 100% правильных ответов.

По другим разделам:

5 "отлично" - 91-100% правильных ответов из 170 тестов.

4 "хорошо" - 81-90% правильных ответов из 170 тестов.

3 "удовлетворительно" - 71-80% правильных ответов из 170 тестов.

2 "неудовлетворительно" - 70% и менее правильных ответов из 170 тестов.

Задания составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060101 «Лечебное дело».
МДК 01. Теория и практика сестринского дела

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в

а) Каменецк-Подольске, январь 1995 г.

б) Москве, октябрь 1993 г.

в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.

г) + Голицыно, август 1993 г.

2. Физиологическая проблема пациента

а) одиночество

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

г) + нарушение сна

3. Цель сестринского процесса

а) диагностика и лечение заболевания

б) + обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

4. Предмет изучения биоэтики

а) + моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми

б) профессиональный долг медицинской сестры

в) история сестринского дела

г) профессиональные знания и умения медицинской сестры

5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей)

психолога А.Маслоу

а) принадлежность

б) + физиологические потребности

в) достижение успеха

г) безопасность

6. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу,

относится

а) уважение

б) знание

в) + дыхание

г) общение

7. Страх смерти является проблемой

а) + психологической

б) физической

в) социальной

г) духовной

8. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных

потребностей, по А.Маслоу

а) четырнадцать


б) десять

9. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является

а) социальная потребность

б) потребность в самоуважении и уважении окружающих

в) + потребность в самореализации личности

г) потребность в безопасности

10. Первым теоретиком сестринского дела является

а) Ю. Вревская

б) Е. Бакунина

в) Д. Севастопольская

г) + Ф. Найтингейл

11. Понятие жизненно важная потребность человека означает

а) способность функционировать независимо

б) + дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека

в) любое осознанное желание

г) потребность человека в самоактуализации

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Иванович

в) Флоренс Найтингейл

г) + Вирджиния Хендерсон

13. Цели сестринского ухода бывают

а) + краткосрочными

б) общими

в) личными

г) не конкретными

14. Количество этапов сестринского процесса

15. Третий этап сестринского процесса включает

а) + планирование объема сестринских вмешательств

б) срочное оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

г) сбор информации

16. Второй этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) + выявление проблем пациента

в) сбор информации о пациенте

г) определение целей сестринского ухода

17. Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает

а) болезнь

б) признак

в) состояние

г) + распознавание

18. К вербальному относят общение с помощью

а) мимики

б) + слова

г) взгляда

19. Пример независимого сестринского вмешательства

а) использование газоотводной трубки

б) + организация взаимопомощи в семье пациента

в) назначение горчичников

г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

20. Сестринский диагноз (проблемы пациента)

а) + недержание мочи

б) ангина

в) цианоз

а) + Доротея Орем

б) Юлия Вревская

в) Абрахам Маслоу

г) Николай Пирогов

22. Проблема задержка стула

а) второстепенная

б) потенциальная

в) эмоциональная

г) + физиологическая

23. Социальные потребности пациента

в) + признание

24. Первый этап сестринского процесса включает

а) прогнозирование результатов ухода

б) + беседу с родственниками пациента

в) определение существующих и потенциальных проблем пациента

г) профилактику осложнений

25. Определение сестринской проблемы

а) выявление клинического синдрома

б) выявление конкретного заболевания

в) выявление причины заболевания

г) + описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание

26. К субъективному методу сестринского обследования относится

а) определение отеков

б) + расспрос пациента

в) измерение артериального давления

г) знакомство с данными медицинской карты

27. Сестринская проблема

а) + может изменяться в течение суток

б) не отличается от врачебного

в) определяет болезнь

г) имеет цель вылечить

28. Специализированное учреждение для оказания паллиативной помощи

а) + хоспис

б) поликлиника

в) медсанчасть

г) станция скорой помощи

29. Понятие сестринского диагноза впервые появилось

а) в Японии

б) в Соединенных Штатах Америки

в) в России

г) + в Англии

30. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский

психолог

б) + Маслоу

31. Выберите из предложенного перечня сестринскую проблему

а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности

б) персонал избегает контактов с пациентом

в) сердечная недостаточность

г) + дефицит знаний по уходу за стомой

32. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства

а) у пациента не будет одышки

б) пациент получит достаточно жидкости

в) пациент бросит курить после беседы с сестрой

г) + пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели

33. На первом этапе сестринского процесса требуется

а) + умение проводить беседу с пациентом и его родственниками

б) согласие лечащего врача

в) согласие старшей медсестры

г) согласие заведующего отделением

34. Четвертый этап сестринского процесса включает

а) сбор информации о пациенте

б) + выполнение сестринских вмешательств

в) определение целей ухода

г) выявление проблем пациента

35. Пятый этап сестринского процесса – это

а) составление плана сестринской помощи

б) сбор информации о пациенте

в) + оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений

г) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных

проблем человека в связи со здоровьем

36. Классификация сестринских диагнозов (проблем пациента)

а) краткосрочные и долгосрочные

б) + настоящие и потенциальные

г) технические, духовные, социальные

37. Сестринское вмешательство может быть

а) взаимосвязанным

б) + взаимозависимым

в) взаимным

г) взаимодейственным

38. Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности

а) + сестринского ухода

б) беседы с пациентом

в) манипуляции

г) профилактики заболевания

39. Своеобразный протокол самостоятельной профессиональной деятельности

медсестры отражается при заполнении

а) + карты сестринских наблюдений за пациентом

б) медицинской карты стационарного больного

в) статистической карты

г) листа назначений

40. "Международный день медсестры" отмечают

41. Метод организации и оказания сестринской помощи определяет

а) сестринское вмешательство

б) + сестринский процесс

в) сестринские потребности

г) сестринский уход

42. Тип общения, который положительно влияет на пациента

а) хирургический

б) + терапевтический

в) педиатрический

г) психологический

43. Медсестра, общаясь с плохо слышащим пациентом, воспользуется

а) специальной терминологией

б) устной речью

в) мимикой

г) + письменной речью

44. Медсестра, выполняя функцию преподавателя, должна уметь

а) измерить давление

б) выявить отеки

в) + эффективно общаться

г) обработать инструментарий

45. Основных потребностей человека насчитывается

а) десять

б) + четырнадцать

г) пятнадцать

46. К физиологической потребности относится потребность

б) работать

в) одеваться

г) общаться

47. К потребностям безопасности относится потребность

а) + двигаться

в) общаться

г) выделять

48. Потребность общаться принадлежит

а) первому уровню пирамиды

б) второму уровню пирамиды

в) + третьему уровню пирамиды

г) четвертому уровню пирамиды

49. Первый этап сестринского процесса включает

а) составление плана ухода

б) выявление проблем пациента

в) + сбор информации о пациенте

г) постановка целей

50. Сестринское обследование пациента является

а) зависимым

б) + независимым

в) взаимозависимым

г) взаимосвязанным

51. Проблемы, которые могут появиться у пациента в результате выполнения

сестринского ухода называются

а) настоящими

б) + потенциальными

в) приоритетными

г) долгосрочными

52. К приоритетной проблеме относится

а) + срочное оказание неотложной помощи

б) определение главного клинического синдрома

в) знакомство с данными медицинской карты

г) организация взаимопомощи в семье пациента

53. Цели сестринского ухода бывают

а) долголетними

б) долговечными

в) долгожданными

г) + долгосрочными

54. В обязанности медсестры входит

а) диагностика заболевания

б) назначение лечения

в) назначение санитарной обработки

г) + профилактика болезней и травм

55. «Вдовьи дома» в Петербурге были созданы в

а) 1776 году Екатериной II

б) 1715 году Пётром I

в) + 1803 году Марией Фёдоровной

56. Женщины, которые осуществляли уход за престарелыми и больными вдовами

а) повивальные бабки

б) + сердобольные вдовы

в) сёстры милосердия

57. Впервые больница для бедных была открыта в

а) + 1806 году в Москве на базе Вдовьего дома

б) 1776 году в Екатерининской больнице

в) 1715 году в военном госпитале

58. Обучающие курсы сердобольных вдов были созданы по указу

а) Елизаветы I

б) Екатерины II

а) Екатерина II

б) + Христофор фон Оппель

в) Мария Фёдоровна

60. Свято-Троицкая община сестёр милосердия была создана в

а) + 1844 году

б) 1873 году

в) 1901 году

61. В общину сестёр милосердия принимали женщин

а) + 18 – 40 лет, незамужних, грамотных

б) 18 – 20 лет, замужних, необразованных

в) 40 – 55 лет, вдов, не грамотных

62 «Отцом русского сестринского дела» в России признан

б) + Н.И.Пирогов

в) Христофор фон Опель

63. Впервые получила опыт оказания помощи раненым во время военных действий

а) Крестовоздвиженская община

б) + одесская община сердобольных сестёр

в) Никольская община сестёр милосердия

64. Отличительный знак сестёр милосердия в крымской войне

а) белый вышитый крест на одежде

б) + металлический крест на зелёной ленте

в) нательный деревянный крестик

65. Инициаторы организованной женской помощи больным и раненым во время крымской войны

а) Павел 1, Екатерина Бакунина

б) + княгиня Елена Павловна, Н.И.Пирогов

в) Николай 1, Мария Фёдоровна

66. Указ о создании Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия издал

а) + Николай 1

б) Александр 1

в) Павел 1

67. Разделить медсестёр на перевязочных, аптекаршей и хозяек предложил

а) Е.Бакунина

б) + Н.И.Пирогов

в) А.Стахович

68. Первой начальницей крестовоздвиженской общины сестёр милосердия была

а) + Александра Стахович

б) Екатерина Бакунина

в) Даша Севастопольская

69. Деятельность Екатерины Бакуниной после крымской войны

а) продолжала возглавлять Крестовоздвиженскую общину

б) + построила сельскую лечебницу для крестьян

в) работала операционной сестрой с Н.И.Пироговым

70. Государственная награда сёстёр после крымской войны -

а) крупное денежное пособие

б) + серебряная медаль

в) пожизненная пенсия

71. Развитие сестринского дела в России после крымской войны

а) сестринское дело развивалось за счёт пожертвований

б) сестринское дело перестало развиваться

в) + сестринское дело стало контролироваться государством

72. Международный договор о помощи раненым во время войн был заключён

а) в 1901 году в Вашингтоне

б) в 1854 году в Лондоне

в) + в 1864 году в Женеве

73. Первое название Российское общество красного креста

а) Российское общество красного креста и красного Полумесяца

б) + российское общество попечения о больных и раненых воинах

в) общество сестёр красного креста

74. Курсы, утвержденные в декабре 1919 года приказом Реввоенсовета

а) братьев и сестёр милосердия

б) сестёр милосердия

в) + красных сестёр и санитарок

75. Награда международного красного креста медсестрам за труд во время Великой Отечественной Войны -

а) медаль имени Е.Бакуниной

б) + медаль Флоренс Найтингейл

в) серебряная медаль «за храбрость»

76. I всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию состоялась

а) + в 1922 году в г. Москве

б) в 1941 году в г. Ленинграде

в) в 1916 году в г. Москве

77. Средние медицинские учебные заведения в России были сформированы

а) в 1914 году

б) в 1917 году

в) + в 1925 году

78. Реализация международного проекта «новые сёстры для новой России» началась

а) в 1983 году

б) в 1975 году

в) + в 1991 году

79. Основоположник общества красного креста

а) Н.И.Пирогов

б) + Анри Дюнан

Здравоохранение является важнейшим фактором формирования здоровья населения, по оценкам экспертов ВОЗ среди факторов, определяющих здоровье отдельного индивидуума и людей в целом, имеется следующее соотношение: в 50% и более здоровье обусловлено условиями и образом жизни, в 20-25% - состоянием (загрязнением) внешней среды, в 20% - генетическими факторами, в 8-10% - состоянием здравоохранения. Однако мнение о том, что здоровье определяется только на 8-10% развитием системы здравоохранения, по современным представлениям, не имеет реального подтверждения, это лишь условная оценка. По данным академика РАМН О.П. Щепина, выступавшего на прошедшем в 2004 году в г. Иркутске Всероссийском конгрессе «Человек и здоровье», роль здравоохранения существенно выше. Причём правильно организованное оно приносит пользу людям, а неправильно организованное – вред, который сложно оценить. Для более точной оценки роли здравоохранения требуется создание полного представления о том, какие параметры здоровья отражают влияние именно системы здравоохранения.

Наиболее важной и приоритетной функцией здравоохранения является профилактическая. Врачи, анализируя вредные факторы возникновения и развития болезней в состоянии предлагать пути профилактики по некоторым из них и соответственно снижать поражённость болезнями. В России профилактическая медицина долгие годы имела довольно высокий уровень и занимала лидирующие позиции. Широко известны программы по йодированию соли и других пищевых продуктов, внедрению фтора в зубные пасты и т.д. Таких инициатив предложено очень много, лишь малая толика внедрена. Очень важную роль играют исследования гигиенистов по оценке роли факторов окружающей среды на здоровье и путей профилактики рисков здоровью.

Состояние и развитие системы здравоохранения определяется тремя основными позициями 1:

    Объективно существующими закономерностями формирования здоровья населения, реальными тенденциями;

    Уровнем представлений о путях развития и коррекции медицинскими мерами основных недугов человека;

    Возможностями общества, интеллектуальными и в основном экономическими, для выработки (или восприятия) и внедрения современных технологий ведения больных, управления здоровьем, исходя из действующих приоритетов.

Сестринское дело – это одна из важнейших составляющих системы здравоохранения любого государства.В России доминирует врачебная модель взаимоотношений старшего и среднего медицинского персонала, а также организации ухода за больным. Медицинская сестра из активной действующей фигуры, которой она является во всём мире, превращена в безликое существо, функции которого ограничиваются, чаще всего, лишь удовлетворением потребности врача в безропотном и исполнительном помощнике. Подобная ситуация привела к тому, что в статистических ежегодниках ВОЗ, посвящённых проблеме организации здравоохранения, Россия по своей сестринской практике не выдерживает сравнения с другими государствами и потому просто исключается из перечня. Низкая социальная значимость профессии медицинской сестры в нашей стране подчёркивается, кроме всего прочего, малой оплатой труда и значительным недостатком профессионально подготовленных и квалифицированных специалистов в этой области. По данным статистики в России на 1 врача приходится 2,7 медицинских сестры, при этом в центре страны, в Москве – 3,5, на окраине, например, в Приморском крае – 1,1, в Иркутске – 1,6 (для сравнения, в Швеции - 5). Безусловно, при сложившемся положении сёстры не могут выполнять в необходимой степени функцию ухода за больными. Но ведь известно, что уход представляет собой не менее, а иной раз, даже и более важный этап в реабилитации пациента и возвращении его в общество в качестве активного элемента.

Реформа сестринского образования, ставящая своей целью формирование нового статуса медицинской сестры – академического (менеджера здравоохранения), позволит изменить положение вещей в позитивную сторону. Средний медицинский персонал с высшим образованием будет представлять собой принципиально новый и высокий в качественном отношении слой медицинских работников: это будут не пассивные и часто равнодушные исполнители, а активные и творчески мыслящие администраторы и специалисты по уходу. Чрезвычайно важной составляющей, позволяющей сформировать мировоззрение медицинской сестры нового типа, представляется гуманистически ориентированное образование, направленное на понимание важности прав и свобод пациента, высшей ценности человеческой жизни. И в этом процессе важная роль отводится этическому воспитанию, которое имеет определяющее значение в процессе профессионального становления медицинской сестры, ее личностного роста, позволяющего принимать взвешенные, грамотные и ответственные решения.

Проследим эволюцию понятия «Сестринское дело». Пожалуй, самое первое определение дала Ф. Найтингейл (1859 г.), основоположница сестринского дела, о ней мы коротко скажем чуть ниже. По её словам сестринское дело – это действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. Это глубокое понимание предмета, которое однако, очень абстрактно отражает его сущность для непосвящённого. Более метко и ёмко звучат другие определения: «наука ухода» (Arnold и Carson, 1990), «забота о другом ради его блага» (Д. Орэм), «практика челове­ческих взаимоотношений» (ВОЗ). Тем не менее, проблема определения сестринского дела остаётся существенной. Попытки выразить сущность сестринского дела предпринимались на многочисленных съездах и конференциях, различными авторами (можно познакомиться с ними в глоссарии), но все они имеют существенные недостатки – фрагментарность в отображении понятия и сложность формулировки. Последнее может быть обусловлено трудностями перевода, т.к. большинство терминов – иноязычные. Мы предлагаем собственную попытку определить сестринское дело с учётом опыта других дефиниций и, прежде всего, определения данного Международным советом медицинских сестёр 2 .

Сестринское дело – это комплекс организованных мероприятий по уходу, осуществляемый специально подготовленными профессиональными медицинскими сёстрами, направленный на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода нуждающимся лицам всех возрастных групп, с учётом существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды 3 .

Это определение позволяет чётко выделить ряд существенных позиций, типичных для сестринского дела:

    Мероприятия по уходу носят организованный характер, т.е. являются составляющей частью системы здравоохранения и благодаря этой системе получают организацию.

    Проводятся профессиональными медсёстрами – эта позиция показывает важность получения образования сёстрами для достижения своего положения и подчёркивает их социальный статус.

    Мероприятия имеют определённую цель – эти цели составляют ведущие компоненты деятельности медицинской сестры и всех сестёр в целом: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, предоставление помощи и ухода нуждающимся.

    Обязательный учёт конкретной ситуации – в данном контексте, учёт состояния больного и состояния окружающей его среды.

Таким образом, в этом определении слились воедино все 4 компонента философии сестринского дела, которые были сформулированы J. Fawcett в 1989 г. и получили название метапарадигмы сестринского дела. Коротко разберём их:

    Человек (личность больной, клиент, индивидуум, семья, коллектив) – это основное понятие сестринского дела. В сестринском деле под определение «человек» может подходить как индивидуум, так и общность – семья, школа или рабочий коллектив. Всеобъемлющее понятие о человеке означает, что он рассматривается с физической, психической и социальной точек зрения, что означает наличие у него физических, психологических и социальных потребностей. Понятие о человеке включает в себя понимание ценности человеческой жизни. Человек в сестринском деле рассматривается через призму гуманистической теории. Человек чувствует, переживает, творит, непрерывно растет и развивается. Человек – это неповторимый индивидуум, который самостоятельно способен определить свои потребности и хорошее самочувствие. В сестринском деле человек воспринимается как целостность. Человек живет, общаясь и контактируя с другими людьми, и его необходимо воспринимать самостоятельно способным принимать решения и их выполнять. Физическая сущность человека представляет собой совокупность органов. К чувственной стороне психических особенностей человека относится память, мышление, способность оперировать понятиями, стремления и чувства, а также надежда. Каждый человек обладает духовностью, что проявляется в присущем только ему чувственном и духовном мире. Человек растет и развивается в социальном плане, общаясь и контактируя с другими людьми и усваивая принятые в его окружении нормы и обычаи. Человек живёт, поддерживая отношения с природой, культурой и обществом, он живёт как социальный индивид, а также как член различных групп и обществ. Наиболее важной социальной группой для человека является его семья.

    Окружающая среда (окружение). Окружение человека неотделимо от здоровья и благосостояния человека. Человек живёт строя продолжительные социальные отношения со своим окружением. Он оказывает влияние на окружение, равно как и окружение влияет на него. К физическому окружению относятся те отношения, в которых человек живёт. Психическое и социальное окружение состоит, в том числе из отношений между людьми, общения, языка, культуры и норм повеления. Одной из целей сестринского ухода является оказание поддержки человека в условиях, максимально приближенных к условиям его окружения, обычно дома. Стационарный уход требует от человека приспособления к новым условиям. Хорошее окружение во время стационарного ухода позволяет человеку чувствовать себя безопасно и комфортно. Благосклонное и обходительное окружение во время ухода способствует улучшению состояния пациента. Решающим фактором может стать поддержка, оказываемая родственниками и близкими, посредством чего пациенту легче адаптироваться к больничным условиям, а в дальнейшем к домашним.

    Здоровье . Здоровье можно определить с различных точек зрения. По определению ВОЗ (1947), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. Человека можно рассматривать с точки зрения состояния здоровья по шкале, на одном конце которой находиться идеальное здоровье, а на другом - смерть. Здоровье не означает лишь отсутствие заболевания, учитывается достаточно хорошее физическое, психическое и социальное равновесие, посредством чего достигается хорошее самочувствие и дееспособность. Под дееспособностью понимается способность человека удовлетворять свои основные потребности в физической, психической и социальной областях жизни. Человек воспринимает своё здоровье индивидуально, по-своему приспосабливаясь к заболеваниям. В уходе мы стремимся к тому, чтобы человек достиг как можно более хорошей дееспособности. Исходной точкой ухода является собственное понятие человека о том, что для него лучше в повседневной жизни.

    Уход . Уход – это профессиональная деятельность, отвечающая потребностям пациента. Сестринский уход исторически связан с уходом за больными людьми. Это очень узкое понятие. В современном понимании сестринского ухода на первый план выходят предупреждение заболеваний, поддержание здоровья путем обучения и просвещения, консультирования. Медсестра должна уметь просвещать учить и консультировать пациента с тем, чтобы он мог максимально самостоятельно обходиться в повседневной жизни. Уход включает в себя общение между пациентом и медсестрой. Общение строится на ценностях и принципах ухода. Также важными при осуществлении ухода являются умение дать пациенту надежду и поддерживать её, а также уменьшать страдания. Уход – это всегда совместная работа с пациентом, его семьей, при этом как можно больше необходимо использовать внутренние резервы пациента. С точки зрения улучшения состояния пациента важно, чтобы он сам как можно более активное участие принимал в уходе за собой. Основными методами ухода являются помощь клиенту / пациенту, умение слушать, разговаривать, оказывать поддержку, проявлять заботу, обучение, консультирование.

Сестринское дело несёт множество функций, которые мы должны коротко перечислить (ЛЕМОН, 1996):

1. Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе (5 этапов).

2. Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

    оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

    подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;

    оценку результатов подобных просветительных программ;

    применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.

3. Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:

    сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;

    выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;

    делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности; сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;

    участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.

4. Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:

    внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;

    определение областей сестринских исследований;

    использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

Конечно же, чрезвычайно важную информацию о любом предмете даёт определение его цели. По С.И. Двойникову и соавт. (2002), выделяется четыре основных цели сестринского дела 4:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

    обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менедже­ров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

    выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Несколько шире позволяет ощутить важность предмета рассмотрение его задач, которые также очень детально сформулировал С.И. Двойников и соавт. (2002):

    развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

    консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

    ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    осуществление консультативной сестринской помощи;

    обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Ключевой фигурой сестринского дела, как мы это усвоили из определения, является медицинская сестра . В соответствии с современным пониманием, представленным в Глоссарии МАНГО (1994) 5 , –это лицо, завершившее программу базового медсестринского образования общего характера и полу­чившее у соответствующего регламентирующего органа полномочия на занятия сестринским делом в своей стране. Причём отмечается, что базовое медсестринское образование представляет собой официально признанную программу учёбы, которая даёт широкую подготовку по поведенческим наукам, биологии и сестринским наукам для осуществления общей практики сестринского дела, выполнения лидерской роли или более высокой подготовки по специальности. Предполагается, что медицинская сестра имеет подготовку и необходимые полномочия для того, чтобы:

    Заниматься общей сестринской практикой, включая укрепление здоровья, профилактику болезней и оказание помощи лицам с физическими недостатками, психическим больным и инвалидам всех возрастов, преимущественно в условиях учреждений здравоохранения и иных учреждениях коммунально-общинного характера.

    Осуществлять обучение по вопросам охраны здоровья.

    Принимать всемерное участие в деятельности в качестве члена группы (бригады) здравоохранения.

    Осуществлять контроль работы медицинских сестёр по уходу (сиделок) и вспомогательного персонала.

    Принимать участие в научных исследованиях.

Кроме определения медицинской сестры общего профиля необходимо выделить медицинскую сестру-специалиста . В соответствии с Глоссарием МАНГО – это медицинская сестра с более высоким уровнем подготовки, превышающим уровень медсестры общего профиля, имеющая право на деятельности в качестве специалиста по узкому разделу сестринского дела. Деятельность медсестры-специалиста подразумевает клинические, учебные, организационно-административные и консультативные функции.

Обобщённо ключевые функции медицинских сестёр можно свести к четырём:

    Первая: обеспечение и руководство сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве сестринского процесса.

    Вторая: обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.

    Третья: сотрудничество - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.

    Четвертая: развитие практики сестринского дела, что предполагает: научные исследования, использование новых методов работы, расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований, использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Учебная дисциплина «Теория сестринского дела» имеет своею целью познакомить студента, обучающегося по специальности «Сестринское дело» на факультете высшего сестринского образования, с эволюцией представлений о сестринском деле, с важнейшими философскими концепциями лежащими в его основе и теоретической основой практических подходов, которые в настоящее время применяются.

Контрольные вопросы:

    Дайте определение понятия «Сестринское дело».

    Укажите значение теории сестринского дела для формирования статуса профессии медицинской сестры.

    Что включает философия сестринского дела?

    Назовите функции, цели и задачи сестринского дела.

    Какова цель изучения дисциплины «Теория сестринского дела»?

Лекция 3 Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела .

План:

1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.

2. Модели сестринского дела.

Потребность - это психологический или физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изоб­разил уровни потребностей человека в виде пирамиды (рис. 3-1). Эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент). В пира­миде физиологические потребности человека составляют фунда­мент (основу) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Первую ступень пирамиды (уровень выживания) Маслоу представляют физиологические потребности, без которых невозможна жизнь, и если человек не будет удовлетворять эти потребности, то умрет

Одной из основных физиологических потребностей является потребность дышать , которая удовлетворяется при участии системы органов дыхания, нарушение функции которых ведет к нарушению всех 14 жизненно важных потребностей организма человека.

Потребности есть, пить, выделять занимают особенно важное место, так как они обеспечивают постоянство уровня питательных веществ в крови. Пища является не только источником энергии, но и материалом для дальнейшего роста и развития. Выделение – единый биологический процесс, в котором наряду с ЖКТ принимают участие почки, легкие и сальные железы.

Вторую ступень пирамиды составляют потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность : защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Удовлетворение этих жизненных потребностей необходимо для гармоничного роста и развития в окружающей среде.

К третьей ступени пирамиды относятся потребности в принадлежности к обществу, ему необходимо иметь опору, быть принятым этим обществом. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность общаться .

Четвертую ступень пирамиды составляют потребности в достижении успеха на работе, в жизни, семье; стремление к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности представлены в потребности – иметь жизненные ценности .

Вершину пирамиды, пятую ступень (уровень самовыражения) составляют потребности в служении , обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребности: играть, учиться, работать.

Каждый человек должен стремиться к самовыражению. Единственный способ помочь ему в этом - это способствовать удовлетворению потребностей других четырех уровней. Абрахам Маслоу, размышляя об уровнях потребностей людей, называл самовыражения высоким из них. Когда люди удовлетворяют свою потребность в самовыражении, они верят, что делают то, что лучше всего умеют. Например, человек может считать, что он себя выразит, написав книгу, излечивая людей или животных, воспитывая детей или обеспечивая хороший уход за людьми. Поскольку каждый человек проявляет себя по-разному, опыт самовыражения людей будет разным. Проводя беседу со своими пациентами, медицинская сестра может помочь им, поощряя их к разговору о необходимости в самовыражении.

Зная уровни потребностей пациентов, медицинская сестра может лучше ухаживать за ними, понимать их.

Рассмотрев пирамиду в целом, видим, что пока человек не удовлетворит потребности, стоящие на нижних ступенях, не сможет удовлетворить более высшие психо-социальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия. Стоит запомнить, что основные потребности каждого человека одинаковы, и в определенный период времени некоторые потребности могут быть удовлетворены, а другие - нет. их побуждают условия существования человека в среде, постоянно меняется. Переход потребности в поступки и действия сопровождают эмоции. Эмоции - это индикатор потребностей. По удовлетворению потребностей они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому все потребности можно разделить на:

1) жизненные (потребность в жизни и обеспечении своей жизни);

2) социальные (потребность занять определенное место в обществе);

3) познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Но, не смотря на то, что потребности у каждого человека одинаковы, способ их удовлетворения разный, называется он образом жизнии зависит от возраста человека, социокультурного окружения, экологии, знаний, желания и сил человека. Поэтому и состояние здоровья у всех нас разное.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на образ жизни человека. Это факторы риска, которые делятся на 2 группы:

Генетические: пол, возраст, наследственность – устранить нельзя;

Выборочные: они могут быть, а могут отсутствовать, их можно устранить – гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стресс, экология, вредные привычки.

Факторы риска отрицательно влияют на удовлетворение потребностей и могут привести к их нарушению. Болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Если невозможно устранить факторы риска, то необходимо адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска. А для этого надо знать о факторах риска, их влиянии на здоровье, а также иметь желание и волю к адаптации.

Модели сестринского дела

Модель – это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела – это направление на достижение цели. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Модель В. Хендерсон Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Основные положения модели - пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Чтобы осуществить индивидуальный план ухода, младшей медицинской сестре необходимо владеть знаниями стандартов специального ухода, стандартами манипуляций, процедур, ориентироваться на стандартную модель сестринского ухода.

Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга. Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. В. Райхл и К. Рой их определяют так: «Систематически построенный, научно обосно­ванный и логически связанный набор понятий, которые составля­ют элементы сестринской практики» .

Попробуем разобраться, что означает модель сестринского ухо­да. Посмотрите на рис. 6-1. Что общего между моделью сестрин­ского ухода и моделями... автомобилей? На рисунке слева схема­тично изображена «символическая» модель автомобиля, имеющая некоторые общие для всех автомобилей характеристики, а справа - определённые модели, имеющие различные названия и отличаю­щиеся друг от друга и внешним видом, и объёмом двигателя, и ко­личеством дверей, и грузоподъёмностью и т.д.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству отечественных сестер, так как именно на неё ранее была ориентирована подготов­ка сестринского персонала в нашей стране.

Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о хорошей врачебной подготовке в разные эпохи были неодинаковы. До XVIII в. врачебная практика носила в основ­ном целостный характер: при постановке диагноза и назначении лечения принимали во внимание связь между пациентом и окружа­ющей средой. Однако современное врачебное внимание концент­рируется на установлении анатомических, физиологических и био­химических причин заболевания и его проявления. Такой подход часто преуменьшает или даже полностью игнорирует политиче­ские, социальные, психологические и экономические факторы при установлении причины заболевания и в ряде случаев не позволяет назначать адекватную терапию.

6.2.1. Основные положения модели

Согласно врачебной модели, человек (пациент) представляет со­бой набор органов (сердце, лёгкие, желудок и т.д.) и физиологичес­ких систем (система дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.).

Источник проблем пациента. При этой модели считается, что со­циальное поведение и многие особенности психологического по­ведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При та­ком подходе человек рассматривается как пассивный носитель бо­лезни.

Сестринское дело при этой модели связано исключительно с физиологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не на восстановление (сохранение) здоровья человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства определяется вра­чом, а не сестрой и зависит исключительно от нарушения деятель­ности определённых органов и систем, например одышка, кашель, запор и т.д.

Цель ухода состоит в том, чтобы устранить (уменьшить) патоло­гические изменения в конкретных физиологических или анатоми­ческих системах организма, восстановив их деятельность до преж­него устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента ред­ко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, опреде­ляется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение (уменьшение) нарушений деятельности того или иного органа или системы.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «при­ведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние» (Бертон, 1985) . Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и набор сестринских вмешательств практически одинаков для раз­личных пациентов, имеющих одно и то же заболевание (одинако­вые симптомы).

Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной мо­дели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяет­ся степень ухода при устранении (уменьшении) патологических на­рушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.

Роль сестринского персонала сводится к роли помощника врача (при враче). Холл (1983) }

Предыдущая статья: Следующая статья:


© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта