Главная » Условно-съедобные грибы » Типы звукописи. Значение слова звукопись в словаре литературоведческих терминов

Типы звукописи. Значение слова звукопись в словаре литературоведческих терминов

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

  1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
  2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
  3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
  4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга -

горе дола.

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе - через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись - один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться:

А) повтор звука: «Ворон каркн ул на сосн у,/ Трон ул сонн ую струн у » (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Ш урш ит вода по уш ам, и, ч ирикнув,/ На цыпоч ках скач ет ч иж » (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «В етер в еет и в ьётся украдками/ Меж в етвей, над в одой наклонённых, /Ш ев еля тяжёлыми складками/Ш елков зелёных » (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился » (И. Крылов).

Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Звукопись" в других словарях:

    Звукопись … Орфографический словарь-справочник

    См. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    В стихосложении то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши, К. Д. Бальмонт) … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 звукозапись (5) повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Звукопись - ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

    звукопись - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    И; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

    Звукопись - в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. ФГОС , Матвеева Е.И.. Учебник для 3-го класса состоит из двух книг. Вторая книга – 2 «Секреты рождения образа». Цель учебника – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить их познавательные интересы,…

Тема: Звукопись в стихах А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Даулетбая Бекарыса; Руководитель:

Введение

Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, представлять себе яркие образы, созданные автором. Для этого нужно быть внимательным к поэтическому слову, к его музыкальности, к звучанию. Я заинтересовался звукописью, как художественным приемом. Он помогает «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах. О звукописи на уроках литературы говорили совсем мало, нас лишь ознакомили с приемом, показали на примерах и всё. Мне стало интересно, какие ещё существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приему и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях Афанасия Фета и Федора Тютчева (поскольку мы знакомились с их творчеством на уроке литературы) и проследить, что происходит с данным приемом при переводе стихотворений данных поэтов на казахский язык.

Звукописью пользовались и пользуются многие поэты, писатели. Что же такое звукопись? Этот термин имеет несколько определений.

В БСЭ сказано, что «звукопись в стихосложении: то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

В поэтическом словаре говорится, что звукопись – условный термин

для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава изображенной картине или последовательно проведенная система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы. Прием звукозаписи был известен в античной поэзии, он встречается в фольклоре всех народов.

В литературном энциклопедическом словаре говорится, что звукопись в стихосложении, то же, что система звуковых повторов в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

Звуковой повтор является основным элементом фоники (эвфонии). Среди звуковых повторов различаются:

А) по характеру звуков – аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных)

Б) по количеству звуков – двойные, тройные и т. д., простые и сложные, полные и неполные

В) по расположению звуков в повторе

Г) по расположению повторов в словах, в стихах и т и. д. – анафора, эпифора, стык, кольцо и их комбинации.

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод …(А. Фет)

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе

Люблю грозу в начале мая,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые

(Ф. Тютчев)

Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки

Есть в светлости осенних вечеров (Е)

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев, (Е)

Багряных листьев томный, легкий шелест…

(Ф. Тютчев)

Анафора

Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале последующих строк

Я вс третил в ас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вс помнил в ремя золотое

И сердцу стало так тепло… (Ф. Тютчев)

Эпифора

Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят ;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом раз ят. (Ф. Тютчев)

Также известны другие понятия слова Ассонанс :

Ассонанс - Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
ассонанс - Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
ассонанс - Неточная, неполная рифма в стихосложении.
ассонанс - Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
ассонанс - Повторение в стихе сходных гласных звуков.
ассонанс - Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
ассонанс - Созвучие гласных звуков.

Основная часть

Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приемов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в её способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.

Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь уже самими звуками изобразить то, о чем пишут. Они тщательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими, «гремящими» звуками.

Одним из наиболее интересных стихотворений 19 века со стороны лингвистического анализа считают произведение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот. Робкое дыханье…».

Шепот. Робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!.. (1850)

Оно позволяет найти практически все принципы поэтической фонетики. Его изучают не только в школах, но и университетах с филолого-лингвистическим уклоном. Но, несмотря на всю свою программность, это не бездушный текст, а очень тонкое и лирическое произведение. Все поэтические тропы лишь помогают сделать стихотворение проникновенным и душевным. Одну тему стихотворения выделить трудно, скорее всего, это сочетание любовной лирики и пейзажной зарисовки. Ночью практически на рассвете двое влюбленных сплелись воедино и наслаждаются своими чувствами и окружающей природой. При этом природа изображена живой, она сочувствует и наслаждается вместе с людьми, отражает их чувства и переживания.

Тишина взрывается трелью соловья, но этот шум настолько гармоничен, что не влияет на всеобщее благоденствие . Фет без помощи глаголов создал отдельные картинки, которые складываются в общую живописную картину.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Всего в нем три строфы, каждая из которых состоит из четырех строчек. Рифма перекрестная. Много эпитетов: робкое дыханье, волшебные изменения, дымные тучки. Олицетворение: сонный ручей. Метафоры: колыханье ручья, тени без конца.

Особой эмоциональность наполнено окончание стихотворения, здесь есть и повторение союза и, восклицательный знак. Много глухих согласных использует Фет для создания более плавной, напевной речи. Все предложения в тексте назывные, но это придает не просто краткость, а заставляет читателя самому «додумать» действия, свойственные героям. Стихотворение очень лиричное, его хочется спеть, ведь оно о чувствах. Когда читаешь его, как будто переносишься на деревенский луг ночью, вдыхаешь ароматы, слушаешь пение соловья. Хочется наслаждаться природой и не мешать влюбленным, которые расположились здесь же.

Фет считается истинным певцом природы, он виртуозно описывает не только пейзажи, но и прекрасно передает чувства людей. Ведь каждый человек это частица всего живого на Земле. Поэтому автор пытается передать основную мысль, что любовь - одно из основополагающих чувств на нашей планете. Все должно дышать ею. Люди не должны растрачивать себя на мелочи, ругаться или спорить, нужно просто наслаждаться окружающей природой и своими чувствами.

Стихотворение посвящено баронессе Амалии Крюденер, с которой познакомился, когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он почувствовал себя околдованным и влюбленным. Впечатления от этой встречи легли в основу стихотворения "Я помню время золотое..." Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г. вызвала в душе поэта не только светлые воспоминания о прошлом, но и потребность излить свои чувства в новом стихотворении, которое было написано "на одном дыхании" 26 июля

Как в свое время (вспомним его "Я помню чудное мгновенье..."), выбирает форму обращения к любимому и дорогому другу, которого автор уже давно не видел и встреча с которым пробуждает в нем нежные, светлые, радостные чувства, память о давно ушедших "золотых днях" его молодости. Все это создает особую доверительность повествования, придает спокойное, размеренное звучание всему стихотворению, что поддерживается и ритмической, и звуковой, и образной организацией стиха.

Так, поэт использует обилие гласных в сочетании с согласными "л", "н", "р". Четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, приближающий стихотворение к прозаической речи, традиционные четырехстрочники с перекрестной рифмовкой, точная рифма, свойственная классической русской поэзии, - все это делает стихотворение простым и ясным по форме.

Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из настойчивых инверсий: "как поздней осени порою ","когда повеет вдруг весною ", "с давно забытым упоеньем смотрю на милые черты", "я вспомнил время золотое " - которые усиливают образную выразительность наиболее значимых слов.

С помощью повторов в заключительной строфе усиливается эмоциональность стихотворения, ощущение радости от встречи с давно знакомым другом. Именно к этой женщине он обращается в своей памяти, с ней связывает наиболее замечательное время в своей молодости. Поэтому в стихотворении большую роль играют эпитеты ("золотое время", "отжившее сердце") и гипербола ("вековая разлука"), которые помогают почувствовать настроение внутренней приподнятости, радости, приятного возбуждения от встречи с любимым человеком. Это настроение передается также с помощью метафорического сравнения пробудившихся чувств с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3 строфы).

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Так весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Третья строфа заканчивается смысловым фокусом стихотворения: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Эта ключевая фраза помогает понять художественную идею стихотворения: значимость новой встречи, которая пробудила в человеке прежние чувства, напомнила о "золотом" времени молодости и любви.

Многоточие в конце этой и других строф выполняет роль функциональной паузы, отражающей избыток чувств и эмоций в душе поэта. Интонационный фокус в заключительной строфе ("И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь!.."), оформленный восклицательным знаком с многоточием, передает ощущение "невысказанности", поскольку все, что переполняет душу поэта, невозможно передать словами.

Это стихотворение - подлинный шедевр любовной лирики, не только свидетельствующий о художественном мастерстве поэта, но и позволяющий понять, что "любви все возрасты покорны", что и в 67 лет можно испытать такие же пылкие чувства, что и в 20...

Сравним стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» и стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой..», проследим за звукозаписью в стихотворениях.

Ф. Тютчев А. Фет

Не охотно и не смело Зреет рожь над жаркой нивой.

Солнце смотрит на поля. И от нивы и до нивы

Чу, за тучей прогремело, Гонит ветер прихотливый

Принахмурилась земля. Золотые переливы.

Ветра теплого пор ывы, Робко месяц смотрит в очи,

Дальний гром и дождь порой… Изумлен, что день не минул,

Зеленеющие нивы Но широко в область ночи

Зеленее под грозой. День объятия раскинул.

Вот пробилась из-за тучи Над безбрежной жатвой хлеба

Синей молнии струя – Меж заката и востока

Пламень белый и летучий Лишь на миг смежает небо

Окаймил её края. Огнедышащее око.

Чаще капли дождевые, (конец 50-х годов)

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Повторяющиеся звуки передают шелест поспевающих ржаных колосьев, помогают увидеть плавные волны ржи, создают картину золотого моря.

Звук [Р] помогает услышать грозовые раскаты.

Проблема звука и смысла, их взаимосвязь и взаимодействие постоянно привлекают внимание не только лингвистов и литературоведов, но и читателей. Смысловая символика звука создает у читателя психологическую ассоциацию.

Так уже было сказано выше, среди средств выражения звукосмысловых связей издавна выделяют звукопись: аллитерацию, ассонанс, звукоподражание, рифму. К способам звуковой организации текста относят повторы, звуковые отражения слов в тексте.

На примерах стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева рассмотрим звукозапись.

Аллитерация

Ф. Тютчев

Месяц зеркал ьный пл ывёт по л азурной пустыне,

Травы степн ые ун изан ы влагой вечерн ей,

Р ечи отр ывистей, сер дце опять суевер ней,

Длинн ые тен и вдал и потон ул и в л ожбин е

Пустыне-ложбине, кручине - пустыне

Зарев ел гол одный л ев,

И на месяц в олк зав ыл;

Д ень с труд ом преод олев,

Бед ный п ахарь оп очил.

лев-преодолев

завыл-опочил

Тр авы степные свер кают р осою вечер ней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне

вечерней - суеверней,

терний - вечерней

Вс е кладбищ а, с ей порой,

Из зияющ их гробов,

В с умр ак м ес яц а с ыр ой

Высылают мертвец ов!..

порой-сырой

гробов –

мертвецов

Ассонанс

Ф. Тютчев

В ды мке -невидимке

Вы плы л ме сяц ве шний,

Цвет садо вый ды шит

Ябло нью, черешней.

Так и льне т, целуя

Тайно и нескро мно.

И тебе не грустно ?

И тебе не томно ?

вешний-черешней

нескромно-томно

Е сть в све тло сти о се нних вечеро в

Уми льная , таи нстве нная прелесть:

Злове щий бле ск и пе строта дере в,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

[е, о,и, а,я]

вечеров-дерев

прелесть-шелест

Истерзался песней

Соловей без ро зы.

Пла чет ста рый ка мень,

В пруд роняя сле зы.

Уро нила ко сы

Голова нево льно.

И тебе не то мно?

И тебе не бо льно?

розы-слезы

невольно-больно

Тума нная и тихая ла зурь

Над грустно -сиро те ющей земле ю,

И, как предчу вствие сходящих бу рь,

Порывистый, холо дный ветр поро ю

[а, я,о, е,у]

лазурь - бурь

землею - порою

Ф. Тютчев

Я громом их в отчаянье застигну,

Я молнией их пальмы сокрушу,

И месть на месть и кровь на кровь воздвигну,

И злобою гортань их искушу…

застигну-воздвигну

сокрушу-искушу

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе

Я члены их орлятам раскидаю,

Я кости их в песках испепелю,

И семя их в потомках покараю,

И силу их во внуках погублю.

раскидаю - покараю

испепелю - погублю

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении творца!

И смысла нет в мольбе!

звукоподражание

Ф. Тютчев

Правда, ночь при свете лунном

Холодна, тиха, ясна;

Бриллианты в свете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах

Ассоциация - тишины, ночного сияния

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шорох стаи журавлиной, -

И в шуме листьев замер он.

Ассоциация -

Звон - шум листьев

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через дом к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березнике свищет синица,

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны…

Ассоциация-

приход осени – осенняя суета в природе и тоска в душе

Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, -

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

Ассоциация-

Море - тень

Звон - тень - вечер

Русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров. Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения – от пророков до Гете и Пушкина включительно, - в сущности, музыкальные произведения – песни…гармония – также истина…меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих»

Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена».

Начертанная на бумаге буквами лирика звучит подобно нотам, правда, для тех, кто эти ноты умеет читать. А композитор видит в фетовских строках чудесную канву, в которую так интересно вплетать мелодические нити. На слова сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречаников, Балакирев и Рахманинов, Направник и Калинников и многие другие. Но стихи Фета звучат песенно и романсово еще до того, как к ним прикоснется музыкант. Разнообразие ритмов и звуков, точные рифмы и звукопись делают его поэзию звучащей.

Поэтому многие слышат в Фете главным образом напевность его стихов, мелодику, звуки. Другие же подчеркивают живописное начало, стремление передать в слове краски, линии, формы внешнего мира. Обаяние как раз в том и заключается, что живопись у него растворена в музыке, а мелодическое начало пластично воплощено в зрительные образы. Поэзия

и живописна, и музыкальна одновременно. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера.

Ухо и глаз одинаково чутки, и их действие синхронно:

Последний звук умолк в лесу глухом,

Последний луч погаснул за горою…

Поэт одинаково слышит последний звук и видит последний луч. Нет, скажу точнее, приближеннее к восприятию: он видит последний звук и слышит последний луч.

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал…не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор…

На мой взгляд, «связь родилась» и установилась не только между звездами и поэтом, но и между мерцанием и звучанием небесных светил. «Звезды дрожали» - в этом сочетании есть и изображение и звучание. Это создается употреблением звуков З и Др. сочетание звуков ДР и Ж помогает читателю не только услышать, но и почувствовать тихую дрожь звезд. Звук З , повторяющийся на протяжении всего стихотворения восемь раз, создает впечатление звона. Поэтому поэт и слышит «таинственный хор».

Самое звучание слова становится у Фета образом: звезды звенят – слышится звон золота – значит, звезды золотые .(Легкий звон золота рождают звуки зв, зд, звн)

В степной гл уши, над вл агой м ол чаливой,

Где кругл ые раскинулись листы,

Любуюсь я давно, пл овец пугл ивый,

На яркие пл авучие цветы …

Сочетания звуков гл, вл, м-л, гл рисую т здесь картину пруда, рождают ощущение влаги, свежести, создают контрастный образ – степь-вода.

Слово знает свое значение и свое звучание. Поэт не выходит за пределы слова, не изменяет его живую структуру в угоду мелодике, он использует внутренне присущие слову качества, находит в нем самом новые возможности и сочетания. В его лирике торжествует полногласие.

И под изрытою корою /ою, оро, ою

Ты полон силой молодою… /оло, оло, ою

Тихо вечер погорает, /оро

Горы золотя; /оло

Знойный воздух холодает – / оло

Спи, мое дитя…

Прозвучало над ясной рекою, /ою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою, /ою

Засветилось на том берегу… /ере

«Стих густой, как смола» - эти слова о пушкинском стихе можно с полным правом отнести и к.

С мот ри, к рас авиц а, - на мат овом ф арф оре

Румяный русск ий п лод/т и южный виноград /т.

Как ярко яблоко на лиственном узоре!

Как влагой ягоды на солнышке горят!..

Поэт рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, словно густая струя золотистого зрелого меда.

Густота достигается внутренней, вязкой, звуковой инструментовкой. При сильном напоре чувств открываются шлюзы языка, «звуковые» шлюзы.

(По)д т(ен)ью (с)л(адо)стной (по)луд(ен)ного (сада)

В широколист(вено)м (вен)ке из (вино)града…

Если записать эти стихи так, как они звучат, то обнаружатся удивительные закономерности:

По ен с-ада по ен сада

Вено вен вино.

Или вот строка:

Прох(ладно)го она иска(ла д)у(но)венья.

Если записать ее, как она слышится, то получится:

Ладно лад-но.

Подобными повторами, музыкальными, звуковыми «ходами» полны стихи

Это внутренняя механика его стихов. У каждого из них своя мелодия, свой ритмический рисунок, не повторяющийся в другом.

Сия(ла но)чь. (Луно)й был по(лон) сад. Лежали

(Лу)чи у наших (но)г в гости(но)й без огней.

Запишем эти строки так, как они звучат:

Ла но луно лон

А вот еще строка:

В за(ли)ве дрем(лю)т кораб(ли)

Записав эту строку, как она звучит, мы можем услышать убаюкивающий плеск волн:

Волны словно поют: «Люли люли люленьки».

В стихотворении

Чуждые о(гласки),

Слышу речи (ласки),

Вижу эти (глазки,)

Чую сердца (др)ожь…

В трех строчках звучат нежные ласки, а в последней слышится дрожь, которая создается звуками Р и ДР .

Михаил Светлов говорил: «Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом». У таких стихотворений десятки, если не сотни. Его шепот имеет амплитуду: от пианиссимо, напоминающего едва уловимый шелест, до ропота и гула. Сравним два стихотворения, в которых многократно повторяются глухие звуки. Поздним летом в окна спальной

Тихо шепчет лист печальный,

Шепчет не слова…

Свеж и душист твой роскошный венок ,

Всех в нем цветов благовонья слышны;

Кудри твои так обильны и пышны,

Свеж и душист твой роскошный венок…

В этих стихах многократно повторяющиеся глухие звуки ч и ш произносятся шепотом, но амплитуда шепота различна: в первом шепот – это шелест листьев, второй шепот – это восторженный крик. В создании шелеста листьев участвуют глухие звуки п (их в трех строчках 5), с, ст и х . Во втором стихотворении глухой звук ш соседствует с сонорным н (8!), что и позволяет шепоту перейти в восторженный крик.

В стихотворении

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе…

в первых двух строчках звучит мягкое мурлыканье, создаваемое мягким согласным р, (ри – ря – ре – ре), а вот в третьей строке в мягкое р, вплетается твердое гр , и читатель ощущает напряжение, создаваемое бурей, а в четвертой звуки св, щ позволяют уже услышать свист ветра.

В стихотворении

Я потрясен, когда кругом

Гудят леса, грохочет гром…

Фет с помощью аллитерации передает звуками р, г, гр рокот грома. (Аллитерация (лат. Alliteratio, от лат. аd к + littera – буква) – повтор одинаковых или сходных по звучанию согласных звуков, усиливающий звуковую выразительность художественной речи).

Сравним несколько стихотворений, в которых можно наблюдать прием аллитерации. Многие звуки, повторяющиеся в двух стихотворениях, обозначают различные явления.

Как сладко труженик смущен,

Весны заслыша зов единый!

Как улыбнулся он сквозь сон

Под яркий посвист соловьиный!..

Здесь читатель слышит свист птицы, а в стихотворении «Осенняя роза», где тоже повторяется звук с, появляется впечатление какой-то сухости и осыпания.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело…

В стихотворении «Хандра»:

Не ворчи, мой кот-мурлыка,…

Звук р помогает читателю услышать успокаивающее, убаюкивающее мурлыканье кота, а в стихотворении

Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою….

Звук р передает рокот ручья, который, наоборот, будит читателя, заставляет его встрепенуться и, быть может, вздрогнуть.

А вот в стихотворении «Буря на небе вечернем...» ощущение напряжения и какой-то тревоги передается не только аллитерацией, но и ассонансом.

(Ассонанс франц. аssonance – созвучие, от лат. аssono – откликаюсь) – повторение гласных звуков, чаще всего ударных)

Бу ря на небе вечернем,

Моря сердитого шу м –

Бу ря на море и ду мы,

Много му чительных ду м -

Бу ря на море и ду мы,

Хор возрастающих ду м –

Черная ту ча за ту чей,

Моря сердитого шу м.

Звук р в этом стихотворении передает рокот бурлящего моря; звук у – завывание ветра. Это завывание ветра и создает ощущение напряженности.

Мы можем обнаружить ассонанс и в стихотворении

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно и весело, -

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог…,

Звук у, повторяющийся здесь тринадцать раз, передает завывание ветра, которое усиливается с помощью звуков ы, о. Получается, что ветер воет «у-о - ы-у-у-ы-о».

«Людские так грубы слова, их даже нашептывать стыдно» . - признается

Он говорит: «Я звука душою ищу, что в душе обитает» И поэт не столько пишет о соловьином пении, о зыби ручья, ночной светотени, утренней заре, сколько говорит с читателем соловьиным пением, зыбью ручья, ночной светотенью, утренней зарей. Здесь мы встречаем звукоподражание – один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений.

В стихотворении «Я жду… Соловьиное эхо…»отражены рулады и переливы соловьиного пения, которыми поэт говорит с читателем:

Я жду… Соловьиное эхо

Несется (ца) с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

Вот она, песня соловья: ца-с-ст тр-пр-брилли ря-ля.

В стихотворении «Кричат перепела, трещат коростели…» слышатся трели, свист и треск птиц:

Кричат перепела, трещат коростели,

Ночные бабочки взлетели,

И поздних соловьев над речкою вдали

Звучат порывистые трели…

Сочетания звуков кр, п-р, тр, щ, к-р передают трещанье коростелей, а в третьей и четвертой строках звуки л, п-р, ст, тр, л помогают услышать свист и щелканье соловья.

В стихотворении «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,

Млея в весеннем соку;

Где-то вдали у опушки

Будто бы слышно: ку-ку…

Фет не просто говорит о кукушке, он передает ее кукование: ку-ку у-у ку-ку.

В стихотворении «Благовонная ночь, благодатная ночь…» можно наблюдать, как звуки помогают создать, а точнее, создают картину ночи, помогают услышать тишину, плеск ручья, шепот струй. Недаром поэт говорит, что тишина этой ночи «говорящая»:

Сверкает и плещется (ца) ключ…

Ласкательно шепчутся струи…

Словно робкие струны воркует гитар…

Словно все и горит, и звенит заодно

Словно дрогнув слегка, распахнется окно…

Звуки пл, щ, ц, кл передают плеск волн; звуки с, ш, ч, ст – шепот струй; звуки р – перебор струн; зв, з создают звон; а звуки др, р рождают дрожь.

Образы природы, нарисованные, завораживают. Они безупречны. И это происходит потому, что для создания этих поэтических образов автор находил не только проникновенные слова, но и чарующие звуки. Он «крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах», и красоту звездной ночи, и пение птиц, и удары грома, и еще многие картины и явления природы, которые волнуют наш ум, воображение и чувства. Звукопись в стихах помогает утверждению красоты каждого мгновения жизни, неповторимости бытия . За этим мы видим образ лирика, влюбленного в чудо жизни и красоты.

В казахской поэзии я заметил также звукозапись.

Например, у Шангерея Бокеева

Ағасың, ақылың артық асқармен тең, ассонанс [а, ы]

Асылдың арқар ұранды тіреуі сен.

Ала ту Абылайдың ала аттансаң, аллитерация [ғ, қ, р, л, м, ж ]

Аламан артыңдағы біреуі мен.

Адамның аманатын алла алады, рифма

Ажалға ақыл, ажар не қылады?

Алабы алыс сулар суалғанда,

Аңғарын айдын көлдің шаң алады.

Алайда аңсыраған алғыр тұйғын

Абайсыз аңқып ауға шырмалады.

У Касыма Аманжолова «Жыр жазамын жүрегімнен»

Сенің нұрлы жүзіңнен ассонанс [і, е, ұ-ү,ө ]

Көрем бақыт өмірді.

Сенің әрбір сөзіңнен аллитерация [ң, м, р, к]

Күй естілер көңілді.

Сол себепті мен саған

Ғашықтайын құмартам, рифма

Жүрегімнен, жанымнан

Жыр жазамын, сыр айтам.

Күндей шалқып күле бер,

Ақ маңдайлы, алма жүз.

Саған, сірә, тең келер

Жер жаһанда бар ма қыз?

Пример из поэзии Акана Серы Корамсакулы

«Қараторғай»

Келеді қараторғай қанат қағып, - ассонанс [а, ы, і]

Астына қанатының маржан тағып.

Бірге өскен кішкентайдан сәулем едің,

Айырылдым қапылыста сенен неғып.

Қараторғай, аллитерация [ к-қ, н - ң , т]

Ұштың зорға-ай.

Бейшара, шырылдайсың

Жерге қонбай.

Ертістің ар жағында бір терең сай,

Сүйреткен жібек арқан тел қоңыр тай.

Ағаштың бұтағына қонып алып,

Савйрайды таң алдында қараторғай.

Мы решили проследить за звукописью А. Фета и Ф. Тютчева в переводах на казахский язык.

Казахский

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Бұл таң, бұл бақыт

Бұл күннің мен жарықтың қуаты.

Бұл көк аспан

Бұл айқай мен

Бұл үйір, бұл құстардың леті.

Бұл судың сыбырлауы

Бұл мал мен қайың

Бұл тамшы – бұл жас

Бұл түбіт – жапырқ емес.

Бұл таулар, бұл кең дала

Бұл шіркей, бұл аралар

Бұл дыбыс мен ызын

Бұл қаранғысыз таң

Бұл түнгі ауылдың күрсінуі

Бұл ұйқысыз түн

Бұл мұнар, төсектің ыстығы

Бұл ------ мен бұл ----

Бұл бәрі – көктем.

/аллитерация и ассонанс сохранились/

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.

Адамның көз жасы, о адамның көз жасы ,

Ерте мен кеш мезгілде төгілеснін.

Тыныш күзде, қаранғы кезінде

белгісіз, көрінбейтін,

сарқылмайтын сарқылмас, сансыз төгілесін.

(ассонанс /е, і, ы/)

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

Литература

    Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. - М., 1981 (серия «Литературные памятники»). А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Изд. 2-е - Л., 1990. А. А. Фет // История русской литературы . В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука, 1980. Трубачев С. Фет, Афанасий Афанасьевич // Русский биографический словарь: в 25-ти томах. - СПб.-М., 1896-1918. Шеншин, Афанасий Афанасьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Фет // О поэзии. - Л., 1969.
    Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. - М.: Советский писатель, 1957. - 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия) Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 334 с. (Поэтическая Россия) Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с. Тираж экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье) Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. - М.: Издательский центр «Терра», 1994. - 960 с. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма: В 6 т. / М.: Издательский центр «Классика», 2005. - 3504 с.

Исследования

    Пигарев и творчество Ф. И. Тютчева. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 376 с. Пицкель Ф. H. Поэт-диалектик (о своеобразии поэзии Ф. И. Тютчева) // Русская литература. - 1986. - N 2. - С. 93-109. Карпенко Фёдора Тютчева. - Поэзия. ру - Лавровая роща. Эссе.

Фет. – М.: Художественная литература 1976, стр. 10

Там же

Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 28

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 35.

Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 264

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 83

Там же, стр. 36.

Там же, стр. 82.

Фет. 1976, стр. 11

Фет. 1976, стр. 11

Там же, стр. 146

Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 140.

Улыбка красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 30

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 91.

Там же, стр. 42.

Там же, стр. 27

Фет, 1976, стр. 186.

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 121

Там же, стр. 141.

Там же, стр. 64.

Фет, 1976, стр. 140

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 91

Фет, 1976, стр. 220

Фет красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 285

Там же, стр. 110.

Фет. Проза. Письма. – М. : Советская Россия, 1988, стр. 45.

Там же, стр. 94.

Фет красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 260

Фет красоты: Избранная лирика и проза. – М. : Школа – Пресс, 1995, стр. 268

Фет, 1976, стр.203

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) разные "стили" поэзии. В целях З. может использоваться:

а) повтор звука: "Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну" (А. Блок);

б) повтор фонетически близких звуков: "Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак);

в) противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклоненных, /Шевеля тяжелыми складками/Шелков зеленых" (М. Волошин);

г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов).

Приёмы З. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, "Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа "словесной инструментовки", в сборнике: Поэтика, в. 5, Л., 1929.

ЗВУКОПИСЬ — см. Фоника.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

ЗВУ́КОПИСЬ - совокупность приёмов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «Полено упало на палец Наполеона» - в этой фразе многократный повтор согласных п-л (л’)-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приёмов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.

Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определённым семантическим значением:

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

Идёт. К нему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремлённость рус. царя.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’"Ονομα — имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней — смыслом его. В словах — квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот — звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д.

Если для изучающего русский язык известно значение слов — лягушка, кошка и корова, — то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу — кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово βου̃ς, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции (свои уклады органов речи), — вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание — топот, для немцев — Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами.

Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1) ономапоэтичность звуков и 2) ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов (см. Аллитерация). Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот — ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове — копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:

О, как, о как

Нам к вам,

О, боги, не взывать.

(Сумароков).

Слова «как» и «к вам», взятые отдельно, не имеют отношения к кваканью лягушек, но в связи они характеризуют это кваканье.

Другой пример из Шантеклера Ростана, в переводе Щепкиной-Куперник:

ХОР ПЧЕЛ.

Жужжа, кружим,

Кружа, жужжим,

Мы из жасминов жадно пили,

Потом летим к цветам чужим.

Ух, ух, ух!

Шипи и трещи и сипи-и-и-и,

И мяукай,

Ухай, вой, улюлюкай,

Запугивай адской мукой.

Ух, ух, ух!

Ономапоэтичность, построенная на косвенной инструментовке, состоит в установлении связи между слуховыми ощущениями и другими — зрительными или моторными. Пример из Шантеклера:

Реет рой, рой резвых ос

Над грядой румяных роз;

Под игрою ранних рос

Нежно рдеют ризы роз.

Здесь звук «с» свистящий, как бы режущий, ассоциируется с жалом осы.

Ономапоэтичность ритма сводится или к быстрому, или медленному его течению. Примеров мы приводить не будем: их можно подыскать на любой странице у наших поэтов. Ритм иногда сочетается с ономапоэтичностью, например, в пословице — «тише едешь, дальше будешь».

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. dic.academic.ru

ЗВУКОПИСЬ - в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. ("...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт).

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ЗВУКОПИСЬ - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д.

Целое: звуковая организация стиха

Вид: звукоподражание

Прочие ассоциативные связи: консонантизм, сингармонизм

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...

К. Бальмонт

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. Пушкин

"В поэзии звучащее слово дается крупным планом. Слово превращается в образ, и в этом важную роль играет звукопись" (Е. Эткинд).

"Фонетические эффекты, звукопись может показаться верхом искусности, полной и свободной властью над речью. Но это не всегда так, потому что в таких стихах заранее приняты определенные ограничения, определенные "правила игры" (В.В. Кожинов).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Звукопись - фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Аллитерация и консонанс

Аллитерация - прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», - строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс - повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма - приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора - это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы - художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух -

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта