Главная » Условно-съедобные грибы » Толкование слов на 15.3 огэ русский язык. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Толкование слов на 15.3 огэ русский язык. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Сочинение 15.3. Как вы понимаете значение слова доброта? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2(раза) примера аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста,второй из вашего жизненного опыта. текст В юности у меня был друг Валька
Зыков, человек очень необычный -
строгий, твердый, серьезный, что
такое человеческие слабости, не
знающий компромиссов.
Когда Вальке исполнилось
тринадцать лет,в этот
исторический день он показал мне
написанное им заявление,
адресованное неизвестно кому, о
том,что с этого дня он берет на
себя обязательство никогда не
врать. Я отнесся к этому
заявлению скептически и
недоверчиво.
- Во-первых, это невозможно –
сказал я ему.
-Во-вторых, это неинтересно.
Он посмотрел на меня светлыми,
спокойными близорукими глазами
первого отличника и не унизился
до ответа.
Однажды Валька зыков прогулял
школу. .Обычно нас спрашивали,
почему мы отсутствовали. врал
как мог Я, например обычно кого-
нибудь встречал или провожал:
уезжал мой отец,то уезжала куда-
то мать, то улетела срочным
рейсом моя неугомонная бабушка.
-У тебя не семья,а подвижной
состав,-вздыхала классная
руководительница и отмечала в
журнале: <<Отсутствовал по
уважительной причине>>.
-Что случилось с тобой, Зыков?
Мрачно стукнула доска парты,
волны бешеного шепота
захлестали по классу: это Вальке
подсказывали надежные и
правдоподобные причины …
Валькины глаза были печальны и
ясны …
- Что случилось с тобой, Зыков?
Может быть, ты переутомился
,плохо себя чувствовал? -
подсказывая ему выход, тихо и
сочувственно говорила ему
учительница.
-Нет я не был болен, -твердо
ответствовал Зыков. -Я бы
полностью и абсолютно здоров.
Он задумался на секунду и
дрогнувшим, но громким голосом
произнес: - Я прогуливал.
Стон недоумения и отчаяния
пронесся по классу а-ах!
И классная руководительница
проговорила проникновенно и
устало:
-Ты праведный мальчик, Зыков. -И
мелким четким почерком она
поставила в журнале
:<<Отсутствовал по
неуважительной причине >>.
30) когда после уроков мы
возвращались домой, Зыков шёл
впереди нас, одинокий и
скорбный, как Джордано Бруно.
Я верил Вальке. Валька был моим
рыцарем правды, всегдашним
укором моей совести….
однажды я сыпался на экзамене
по истории, утопая в пучине дать и
событий, и, утопая, я кинул Вальке
белый флаг, я взмолился о
помощи. Я знал, что он выучил
историю назубок.
- Подскажи, Валька, - прошептал я.
и тут я вспомнил: это же Валька
Зыков, не знающий
компромиссов…этот разве
подскажет! я безнадежно и устало
посмотрел на него. Лицо его
мучительно искривилось. он
страдал. он был слишком правдив,
чтобы подсказать, и слишком
добр, чтобы дать мне утонуть. и он
мучился, Валька Зыков, зажатый в
тисках своей принципиальностью
и своей добротой.
- ну-с, в каком же году это
произошло?!-риторически
произнес я и развел руками. и тут
я увидел. как разверзлись
побледневшие уста моего друга,
как дрогнули его непримиримые
губы. прерывающимся шепотом он
произнес дату. я был спасен.
после экзамена я кинулся к нему.
я хотел его обнять, я хотел сказать
ему самые прекрасные слова. он
отстранил меня твердой рукой, не
принял моей благодарности. он
ушел, гордо подняв неширокие
плечи, ушел потому, что не смог
соблюсти своих принципов и
подавить свою доброту. я понял,
как я был жесток, поставив его
перед этим выбором.
а потом мы стали взрослыми

Выбор- это внутренняя борьба превознесения одного варианта из множества других. Каждый день мы сталкивается с выборами. Что съесть на завтрак, по какой дороге пойти до школы, помочь бабушке перейти дорогу или нет. От того или иного выбора может зависеть наша дальнейшая судьба.

В данном тексте у Жени Лес­нев­ского, нашедшего телефон в маршрутном такси, стоял выбор: вернуть телефон владельцу или оставить себе.

Выбрав второй вариант, вскоре, пожалев о своем поступке и попытавшись исправить это, у него ничего не получилось.

В произведение А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Татьяне, будучи уже княгиней предстоит выбор: остаться верной мужу или же изменить ему с любовью ее юности- Евгением Онегиным. Но она совершает правильный выбор- остается верна супругу.

Выбор- сложная и важная вещь в нашей жизни. От любого выбора может повлиять наша судьба, и прежде, чем совершить поступок, нужно несколько раз подумать!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Примерная формулировка задания:
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...


Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят
от содержания текста !

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

3. ДОБРОТА - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.


4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ
- это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

7. ЛЮБОВЬ - это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
- это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

14. СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

"Каждому - то же, что и другим". Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его "О справедливейший из справедливых!". Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька "весело и добровольно подчинялись" им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара (предл. 33-34). Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность - одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие - качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным - значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: "...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря" при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома (предл. 12-17). Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале (предл. 35, 37, 39).

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность - это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг - следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же (предл. 3-4, 19-21).

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие - это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице (предл. 22, 24, 38). Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: "Подумаешь, птицы!.."

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему нас надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Задание 15.3. Что такое дружба
Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев - оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.

Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.

Задание

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 9

Текст 10

Текст 11

Текст 12


Текст демонстрационного варианта КИМ 2015

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Текст изложения демонстрационного варианта КИМ 2015

Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность , доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим человеком.



Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности . Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому)

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Человечность моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

Человечность - гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество.

Словарь русских синонимов

Челове́чность - гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле - система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек - социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Мастер-класс о том, как девятиклассникам готовиться к сочинению-рассуждению провела Дьяченко Юлия Александровна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска.

Как показывает практика, учащиеся 9-го класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 выбирают чаще всего для написания сочинения-рассуждения задание 15.3, где от них требуется дать определение какого-либо термина, аргументировать его и сделать вывод. В большинстве случаев для рассуждения обучающимся предлагаются нравственные понятия: как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ или КРАСОТА или ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ или ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ или НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и т.д. Не всегда девятиклассники могут дать определение таким понятиям, не всегда знают, с чего начать, поэтому при работе над сочинением-рассуждением 15.3 предлагаю некоторые приёмы. Начнём с композиции сочинения-рассуждения 15.3.

Композиция сочинения-рассуждения

  1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

  1. Основная часть. Доказательства.

Аргумент 1 + пример + комментарий.

Аргумент 2 + пример + комментарий.

  1. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Теперь прокомментируем работу над каждой частью сочинения.

Вступление. Тезис

В качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Рассмотрим эти способы.

Синонимический способ

Полемика – спор.

Оригинал – подлинник.

Коммерция – торговля.

Зодчий – архитектор.

Аморальный – безнравственный .

Перечислительный способ

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Нравственные ценности – честность, верность, патриотизм…

Описательный способ

Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный

Совесть – то, что заставляет человека предъявлять к себе моральные требования.

Способ отрицания

Бескультурье – отсутствие культуры.

Бессовестный – не имеющий совести, неправдивый.

Комбинированный способ

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого .

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

Нравственность – это…

При подготовке к сочинению-рассуждению не лишним будет обратиться к словарям: лингвистическим или энциклопедическим. Так, работая над пониманием нравственных суждений, можно обратиться к философскому словарю.

Из словаря

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, 2001.719 с.).

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише, как:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор ).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Примеры аргументов:

1-й аргумент

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

2-й аргумент

С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише:

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Учащиеся обязательно должны быть ознакомлены с системой оценивания сочинения-рассуждения, поэтому таблица выставления баллов по критериая должна быть прокомментирована учителем.

Не лишним будет напомнить, что что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому учащиеся должны стараться писать работу не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Сочинения. Результат работы групп

Сочинение 15.3 Нравственный выбор

Группа 1

Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между положительным и отрицательным. Его каждый человек делает сам. Выбор бывает очень весомым, серьёзным, а иногда и незначительным. Что же определяет этот выбор? Чаще всего на страже нашего выбора стоит совесть.

С проблемой нравственного выбора сталкивается герой рассказа Домбровского, которому стало тяжело видеть физические страдания краба, его медленное угасание. Зыбин неожиданно для себя понимает, что он поступает неправильно. Никто не даёт человеку права мучить животное. И он, не желая стать злодеем, принимает правильное решение – выпустить краба в море (предложение 11). От этого поступка герою становится легко, радостно (предложения 51,52).

В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» перед Алексеем Мересьевым, потерявшим ноги, стоит выбор: смириться с судьбой или снова начать летать, сражаться с врагом, защищать Отечество. Превозмогая нестерпимые мучения, он возвращается в строй.

Итак, совершить какой-либо трудный шаг, хороший или плохой поступок, зависит от внутреннего мира конкретного человека, от его морально-волевых качеств.

Группа 2

Нравственный выбор – это осознанные и продиктованные совестью действия человека, который протянул руку помощи своему ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Нравственный выбор обязывает человека забыть о своих проблемах ради спасения друга, путника, незнакомца.

В ситуации нравственного выбора оказался простой парень – герой рассказа Яковлева. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти тонущего человека. Об этом он скромно и просто рассказал Алисе (предложения 16-23), вовсе не считая свой поступок героическим. Моральную оценку выбора между трусостью и самопожертвованием даёт

Соврем немного требовалось актрисе Сергеевой, чтобы помочь спасшему её парню. Но она не способна поступиться даже своим комфортом.

Таким образом, нравственный выбор – это самый главный поступок, который рано или поздно человек совершает в своей жизни. Он же и определяет будущее каждого человека.

Орфография и пунктуация сохранены.

Тексты для рабочих групп

Текст 1

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– (11)Всё, больше я не могу – вечером я его выпущу.

(12)Она ответила:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...

– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу.
(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить! (По Ю. Домбровскому)*

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Текст 2

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю.Я. Яковлеву)*

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта