Главная » Условно-съедобные грибы » Уверенный голос. Развиваем голос с помощью упражнений

Уверенный голос. Развиваем голос с помощью упражнений

Красивый, звонкий, низкий голос всегда привлекает внимание других людей к своей персоне. Такому человеку с хорошо развитым голосовыми связками достаточно сказать пару слов, как другие люди обращают на него внимание. Окружающим просто интересно становится узнать об обладателе такого замечательного голоса. Звучащим, низким голосом, прежде всего, следует обладать мужчинам. Тогда на него женщины будут обращать намного больше внимание, будут стремиться с ним заговорить (читать также – ?). Ведь согласитесь, что приятно, когда будучи в ресторане и сказав что-то официанту или человеку, с которым пришел в это заведение, на тебя завороженно оглядываются все женщины, да и мужчины тоже. С развитым голосом не рождаются – его приобретают. Как тренируют мышцы для их роста (например, для того, чтобы лучше были развиты их постоянно тренируют), так и голос следует тренировать. Порой, чтобы иметь хорошо поставленный голос можно обойтись без специальных тренировок. Но просто так он не приходит. Всё равно человек его как-то развивает — например, постоянно общается и следит за своей дикцией или часто поет песни под гитару. То есть, он систематически не осознавая того тренирует свои голосовые связки.

Развивать голос полезно не только певцам, людям, выступающим на сцене со своей речью, но и обычным людям. Есть некоторые упражнения, которые изменят ваш голос в лучшую сторону. Да и вы точно приобретете на рынке большее преимущество. Люди неосознанно тянутся и больше проявляют симпатию к тому человеку, у кого красивый и развитый голос. И это не случайно. Ведь мы же живем в обществе, где нам постоянно приходится общаться с другими людьми.

Человек, который обладает развитым голосом может не только стать популярным певцом, но и легко найдет себе партнеров по бизнесу, его с большей вероятностью примут на любую работу, связанную с общением или произношением слов. Взлет по карьерной лестнице таким людям обеспечен.

Как поставить (развить, тренировать) голос самостоятельно дома?

Доверие вызывают глубокие и низкие тона голоса. На такой голос обращают внимание и его приятно слышать. Поэтому, если у вас высокий голос, то нужно придавать ему больше выразительности и развивать его. Чем у человека ниже голос, тем его обладатель больше производит впечатление серьезного и уравновешенного человека.

Упражнения для развития голоса

Предлагаемые далее упражнения желательно выполнять каждый день, лучше всего с утра, чтобы с ранних часов зарядиться энергий с помощью этих упражнений на целый день. С помощью данных упражнений вы не только разовьете свой голос, но и улучшите свое общее состояние здоровья.


Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох и на выдохе произносите каждый звук по отдельности до тех пор, насколько у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

1) звук – И –

2) звук — Э –

3) звук – А-

4) звук – О –

5) звук – У –

Последовательность данных звуков не случайна. «И » — самая высокая частота, с которой вы начинаете упражнение по развитию голоса. Если при произношении данного звука ладонь положить на голову, то можно ощутить небольшую вибрацию кожи. Это свидетельствует об улучшении кровообращения. Звук «Э » активизирует область горла и шеи – приложив руки к шее, вы можете это почувствовать. Звук «А » положительным образом воздействует на область грудной клетки. Произнесение звука «О » усиливает сердечное кровоснабжение, а звук «У » оказывает благотворное воздействие на нижнюю часть живота. Один за другим медленно произносите данные звуки три раза подряд. Если хотите, чтобы ваш голос был более глубоким и низким, то нужно чаще в течение суток произносить звук «У».

Далее активизируем область живота и груди – для этого следует с закрытым ртом произносить звук «м». Три раза проделайте упражнение на звук «М». В первый раз совсем тихо, во второй раз уже громче, и в третий раз как можно громче, чтобы напряглись голосовые связки. Если положите на живот ладонь, то ощутите сильную вибрацию.

Пристальное внимание нужно уделить звуку «Р», так как он придает голосу энергичность и силу, способствует улучшению произношения. Проведите предварительную подготовку, чтобы расслабить язык: кончик языка поднимите к небу за передними верхними зубами и «порычите» будто трактор. Выдохните, вдохните и начинайте рычать: «рррр». После рычания эмоционально и выразительно произносите следующие слова, выделяя букву «р»:

— сирень

— и прочие.

Заключительное «упражнение Тарзана», которое также является хорошей профилактикой к инфаркту миокарда и простудным заболеваниям (например, к , ). Встаньте прямо, сделайте вначале глубокий выдох, а потом глубокий вдох. Руки сожмите в кулаки. Произносите громко звуки из первого упражнения (-И-Э-А-О-У-) и одновременно колотите руками по своей груди, как это делал Тарзан из именитого фильма. Начинайте со звука – И – и колотите себя по груди, потом звук – Э – и так далее. Заканчивая упражнение, вы заметите, как очищаются от слизи легкие, дыхание становится более свободными, и вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавляя тело от всего ненужного. Упражнение Тарзана следует делать только по утрам, так как он обладает активизирующим и возбуждающим действием.

Спустя три месяца выполнения данных упражнений по развитию голоса сравните свой результат с тем, который был в начале тренировок. Для этого перед началом выполнения упражнений запишите свой голос на магнитофон, прочее звукозаписывающее устройство. Вы убедитесь, что за это время ваш голос значительно изменился. Он стал обладать большей силой, а значит, что вы можете говорить более убедительно и лучше воздействовать на других людей через свои слова.

В результате тренировки по развитию голоса глубже и спокойнее становится не только голос, но и ваши мысли. Чем ниже и глубже голос, тем глубже он оседает в сознании, а значит, большее влияние оказывают ваши слова на других людей. Никогда не прекращайте работать над своим голосом – ведь это в некотором смысле – ваша визитная карточка. Если перестать над ним работать, то он увянет, как и мышцы увядают, если спортсмен перестает их качать.

За последние пятнадцать-двадцать лет в России практически исчезла семейная песенная культура, и это очень серьезная потеря.

Раньше песня звучала постоянно: пели взрослые, собираясь за одним столом ; пели мамы, укладывая малышей спать.

Люди пели просто так: отправляясь в поход, копая картошку, делая генеральную уборку.

И все же песенные традиции постепенно возвращаются.

Сегодня огромное количество людей мечтает не просто петь, но делать это правильно, красиво. Не у всех есть возможность заняться вокалом с профессиональным педагогом. В этом случае попробовать самостоятельно научиться петь в домашних условиях.

Как научиться петь в домашних условиях: развиваем дыхательный аппарат

Караоке – это настоящая находка для любителей пения. Многие поют дома, в караоке-клубах, с друзьями и просто так, для себя. Есть талантливые люди, которым голос дан от природы, и тогда они вполне могут найти себя в профессии вокалиста.

Как научиться петь в домашних условиях? Прежде всего понять, что легко и быстро не получится. Если хочется достичь по-настоящему хорошего результата, придется поработать в трех направлениях:

Развить правильное дыхание;

Научиться правильно артикулировать;

Подобрать подходящий репертуар.

Так как же дышать правильно и почему это важно для тех, кто хочется научиться петь? Проблема как раз в том, что многие любители неплохо поют, но у них нет объема и мощности звука. Это происходит потому, что непрофессионал выдыхает воздух сразу, не удерживая его. Воздух заканчивается, мышцы расслабляются – звук теряется.

Самая главная ошибка – вдыхать воздух в верхнюю часть легких . При таком поверхностном дыхании поднимаются плечи и ключицы, возникает зажим шеи и связок. Красивого «полетного» звука не получится.

Как же понять, что такое правильное дыхание? Существует очень простой способ. Нужно лечь, расслабиться и представить себя спящим. Во время сна человек дышит наиболее физиологично. Воздух набирается в нижние отделы легких. Понять это можно по тому, что у спящего человека поднимается не грудь, а живот.

Именно так, животом, и нужно научиться дышать человеку, который хочет научиться петь в домашних условиях, без педагога. Такое дыхание не случайно называется диафрагмальным. Наполненные воздухом легкие в нижней части расширяются и начинают давить на диафрагму. Создается хорошая дыхательная опора, без которой получить сильный, чистый звук не получится. Диафрагма – секрет правильного дыхания, успешного обучения вокалу.

Чтобы проверить, правильно ли вы дышите, встаньте к стене, расправьте плечи и сделайте вдох, приложив к животу руку или (для наглядности), какой-нибудь вытянутый предмет: расческу, небольшой зонтик. Если чувствуете, что рука пошла вперед или увидите, как живот «вытолкнул» предмет, все в порядке: это именно оно, дыхание животом, или диафрагмой.

Теперь нужно тренировать мышечную мускулатуру специальными упражнениями. Чем больше вы будете тренироваться, тем быстрее и лучше научитесь петь. На самом деле, чем сильнее и дольше тянуть звук, тем сильнее должно быть напряжение в мышцах. Это поможет пропеть всю музыкальную фразу, а то и две, без напряжения, красиво и полно.

Если вдохнуть воздух и сразу выдохнуть, то конец фраз просто «размажется» или не прозвучит вовсе. Именно поэтому певец-любитель часто не «дотягивает» строчку до конца. Чтобы избежать распространенной ошибки, надо научиться держать дыхательную опору постоянно.

Неплохую помощь оказывает обычное качание пресса, но есть и профессиональные упражнения.

Максимально выдохнуть воздух, затем, не набирая воздух в грудь, дышать «прессом», с усилием вдыхая и выдыхая. Такое упражнение предназначено именно для разработки диафрагмы, дышать таким образом при пении нельзя! Вдох делается носом. На вдохе живот втягивается, на выдохе немного выпячивается. Темп вдоха-выдоха постепенно, по мере укрепления диафрагмы, нужно увеличивать.

Классическое академическое упражнение для диафрагмы: сымитировать окрик. Представьте, что вам нужно окликнуть человека, находящегося на далеком расстоянии. Сделайте окрик «эй!», почувствовав, как напряглась диафрагма. Проделайте 8 – 10 таких «окриков».

Как правильно дышать при пении? Набирать носом воздух, максимально заполняя нижнюю часть легких. Вдох должен быть бесшумным, свободным, естественным. Грудное, или ключичное дыхание недопустимо: вы просто станете задыхаться при пении, перегрузите связки. Это чревато потерей голоса, охриплостью, болью в горле.

Тренироваться нужно ежедневно. Это основное условие успеха: дыхательный и артикуляционный аппарат должен получать постоянную нагрузку, чтобы быть в тонусе, сохранять силу. Хороша развитая диафрагма эластична, сильна. Благодаря ей вы сможете постепенно наработать технику и научиться хорошо петь.

Как научиться петь в домашних условиях: важные упражнения

Ежедневные занятия должны обязательно включать упражнения на укрепления связок и артикуляцию. Первоначальная задача – научиться избавляться от напряжения в горле, расслаблять связки. Потребуется освоить «вокальную маску» – это особая мимика лица, позволяющая легче, сильнее, красивее пропевать звуки.

Упражнение «Широкое горло»:

Сделать «вокальную маску»: слегка улыбнуться, ощущая напряжение в скулах;

Вытащить язык, сохраняя «маску-улыбку». Чтобы было легче, можно придерживать щеки пальцами;

Сохраняя такую мимику, подышать по-собачьи, в разном темпе. Важно чувствовать напряжение в прессе, холодок и расслабление в области шеи. Помочь себе можно, приложив на язык карандаш, палочку для суши, ручку;

Сохраняя положение языка и щек, опустить челюсть вниз как можно ниже, продолжать дышать;

Оставить мышцы лица в принятом положении и произнести звук «а», вытолкнув его животом.

В таком положении связки отдыхают.

Важнейшее качество правильного пения – правильная артикуляция, то есть четкое произношение гласных и согласных звуков.

Упражнение на развитие артикуляции .

Включить оригинал песни. Хорошо, если вы помните слова на память. Если нет, нужно иметь перед глазами текст.

Взять толстый маркер или фломастер, зажать между зубами. Основная задача – удерживать фломастер во время произношения слов. Следите, чтобы верхние зубы нависали над фломастером: это облегчит пропевание звука.

Сначала не нужно пытаться петь, важно проговорить слова. Язык в этот момент не должен находиться ни под, ни над фломастером. При произнесении он постоянно будет наталкиваться на преграду и уставать. Это серьезная тренировка для мышц.

Проделав упражнение два-три раза, можно переходить на пропевание текста. Сделать три повтора пропевания.

Теперь можно спеть без фломастера. Суть в том, что артикуляционный аппарат запоминает положение мышц лица, при котором ему будет легко петь. Таким образом, упражнение позволяет не только улучшить артикуляцию, но и привыкнуть к «вокальной маске».

Конечно, не стоит игнорировать и скороговорки – обязательный элемент развития четкой дикции для всех артистов. Проговаривая скороговорки, обращайте внимание на окончания слов: их нельзя «проглатывать», фраза должна звучать чисто от начала и до конца.

Отлично подходят для одновременной тренировки дыхательных органов, голосовых связок, диафрагмы некоторые упражнения дыхательной гимнастики по Стрельниковой. Очень многие певцы занимаются по этой системе, почему бы не сделать этого и начинающим вокалистам? Основа этой парадоксальной системы – особый вдох носом. Он должен быть резким, коротким и шумным. А вот выдох должен быть совершенно незаметным, легким, он выполнятся ртом. Акцентировать внимание нужно именно на вдохе.

Упражнение «Насос» .

Сделать полупоклон, свободно опустив руки. Спина скруглена, ноги на ширине плеч.

Сделать наклон более сильным, как будто вы действительно работаете с насосом, и одновременно с этим движением резко вдохнуть.

Принять первоначальное положение вместе с бесшумным выдохом.

Повторить. Один цикл упражнения – восемь вдохов. Полное упражнение – это 12 циклов.

Упражнение «Обними плечи» направлено на то, чтобы расширить нижний отдел легких, что очень важно для певцов. При вдохе грудная клетка должна зажиматься, и весь воздух устремится вниз.

Расположить руки параллельно полу, согнув в локтях. Одна рука расположена поверх другой.

Резко, одновременно с вдохом, бросить руки навстречу друг другу, обнимая себя за плечи и одновременно зажимая грудную клетку.

На выдохе сжатие ослабить, вернуться в первоначальное положение.

Количество повторов то же.

Еще одно замечательное упражнение нужно выполнять так же, как «Насос». Однако руки нужно положить на живот. Одновременно с наклоном надавливать на пресс и проговаривать слоги с любыми согласными и гласными «и», «у», «о», «э». Получится очень похоже на классическую распевку «ми-му-мэ-мо», «ри-ру-рэ-ро» и т.д. Упражнение помогает развить дыхательную опору и поставить голос.

Как научиться петь в домашних условиях: выбираем репертуар

Пришло время подобрать подходящий репертуар. Это не так просто, как может показаться. Важно уловить ту тональность (высоту звучания голоса), при которой связки будут работать максимально комфортно, без напряжения. Если песня «ваша», звук будет литься свободно, без зажимов.

Попробуйте сначала пропевать отдельные звуки в унисон (однозвучие) к выбранной песне. Это значит, что одновременно будут звучать два звука одной высоты: ваш голос и музыка. Если дома есть музыкальный инструмент или камертон, сделать звучание чистым можно проще. Подбирайте голосом звук так, чтобы он совпал, слился с инструментом либо камертоном. Для начала можно делать это, не разжимая губ, то есть попросту мычать.

Если есть записи любимой песни, исполняемой профессиональным артистом, и если тональность вам подходит, начинайте петь. Старайтесь копировать интонации, мимику, движения певца – это поможет освоить технику пения. В идеале ваш голос и голос артиста должны полностью слиться.

Следующий этап – попробовать спеть караоке или «минусовку» выбранной песни. Обязательно запишите свое исполнение и прослушайте его. Когда человек поет, он не слышит себя. Анализ записи позволит увидеть погрешности и отработать их. Например, если вы где-то фальшивите, то есть не попадаете в тональность, нужно отработать этот фрагмент.

Учиться петь очень помогают детские песни. Обычно они имеют неширокий диапазон, приятную и понятную мелодию. Когда детский репертуар будет освоен, можно переключаться на популярную музыку, романсы, народные песни, которые вам по душе.

Если знаете иностранный язык – замечательно. Песни иностранных исполнителей значительно расширят ваш репертуар. Если не знаете – то же хорошо: благодаря музыке можно выучить язык. Главное, чтобы произведение было технически несложным, звучало в пределах одной октавы (то есть не было бы слишком большой разницы между низкими и высокими звуками) и имело простой текст.

Попросите доброжелательно настроенных родственников или друзей, обладающих музыкальным слухом, послушать ваше пение. Не принимайте в штыки критику. В конце концов, вы только учитесь петь, поэтому каждое замечание пойдет лишь на пользу.

Часто ли вы задумываетесь о том, как научиться петь? Дружеские встречи в караоке-баре, семейные праздники, даже обычные будние дни, когда вы пребываете в отличном настроении, не могут обойтись без песни. Конечно, стать оперной дивой или звездой эстрады без опытного наставника не получится, но перестать стесняться и начать петь в своё удовольствие можно уже через несколько самостоятельных тренировок.

Пение – навык, развитие которого лучше начинать с детства. Постановка голоса, слуха, умение удержать тональность на одном уровне, способность слушать и слышать музыку и других поющих – всё это тренируемые навыки, которые легче и быстрее усваиваются в юном возрасте. Но если детство давно прошло, а петь хочется, не отчаивайтесь. Существует несколько довольно простых упражнений для развития навыка пения, которые подойдут людям любого возраста.

Вспомните: в детстве каждый из нас с удовольствием пел песенки собственного сочинения, совершенно не обращая внимания на окружающих. Это уже позже, в подростковом и взрослом возрасте, появляются стыд и смущение. Посещают мысли, что люди вокруг разве что уши не затыкают от наших рулад, постепенно песня становится всё тише и со временем вовсе может умолкнуть.

Но ведь пение – это не только развлечение, это ещё и способ сбросить напряжение, укрепить дыхательную систему и развить уверенность в себе. Это один из древнейших способов выражения эмоций и чувств, наравне с танцем. Неужели возможно такое, что владение этим невероятным инструментом доступно только избранным? Конечно, нет.

Для абсолютного большинства людей научиться петь с нуля вполне достижимая мечта. Некоторые ограничения существуют у людей с нарушениями слуха и речи, но и для них разработаны специальные обучающие методики. Мы же рассмотрим общий случай: простой человек, не имеющий физических ограничений и желающий без смущения петь в кругу друзей.

Что необходимо для вокала?

Определимся с самого начала: в этом тексте вы не найдете волшебного упражнения, которое сделает из вас настоящего Певца в короткие сроки. Для этого необходим природный талант, который впоследствии шлифуется годами тренировок. Даже вокалистом (то есть, профессиональным исполнителем, обладающим специфическими знаниями и навыками) в домашних условиях без наставника стать не получится.

Однако кое-чему вы научитесь однозначно. Например, базовым умениям, без которых невозможно научиться красиво петь:

  • правильное положение тела и дыхание;
  • дикция;
  • интонирование (верное воспроизведение нот).

Если вы умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте – используйте это для развития навыка интонирования.

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью. Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Постоянная практика

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.

  1. Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
  2. Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
  3. Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
  4. Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
  5. Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.

Стоит обратить внимание и на здоровье горла: не переохлаждаться, пить много тёплой воды, избегать сладостей, кислой, солёной и перчёной пищи. Продукты, раздражающие слизистую, могут помешать связкам правильно смыкаться при пении. Вокал отнимает довольно много энергии, поэтому нужно высыпаться и хорошо питаться.

Заключение

Желание петь – яркий показатель того, что вы хотите и умеете выражать свои чувства в наиболее удачной форме. Конечно, чаще всего песня сопровождает радостные события, но переживать грусть или обиду тоже можно с песней. Не зря во многих древних культурах существуют песни практически о любом событии в жизни человека.

Итак, мы ответили на волнующий многих вопрос, как научиться петь. Выполняя несложные упражнения, вы сможете развить не только утилитарный навык пения, но и поймете собственные возможности, перестанете бояться публики, станете намного увереннее в себе. А еще, возможно, вы откроете в себе дар и со временем станете настоящим певцом.

Мать двоих детей. Веду домашнее хозяйство уже более 7 лет - это и есть моя основная работа. Люблю экспериментировать, постоянно пробую различные средства, способы, методики, которые могут сделать нашу жизнь легче, современней, насыщенней. Люблю свою семью.

В предыдущей статье мы говорили об основных законах или принципах пения, а сегодня мы продолжим разговор о том, как научиться петь и предложим вам ряд упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно поставить себе голос в домашних условиях.

Я достаточно долго занимаюсь этим вопросом профессионально, и обучила данному искусству огромное количество людей, а также вижу, как данная практика влияет на их жизни, а вернее на ее улучшение. Поэтому надеюсь, что данная информация будет полезна не только начинающим (или «продолжающим») певцам, но и людям, которым приходится публично выступать или даже просто много и убедительно говорить.

Зачем нужна правильная постановка голоса

Многие поющие люди часто задаются вопросом: поставлен ли у меня голос и насколько правильно это сделано? А начинающие просто спрашивают зачем им нужна правильная постановка голоса.

Существует великое множество подходов к данному вопросу вместе с разнообразием стилей музыки и, соответственно, вокала. Постановка голоса, по мнению большинства специалистов, может быть академической, оперной, эстрадной и т.д.

Как определить, правильно ли вы поете и есть ли у вас какая-либо постановка голоса?

Как определить поставлен ли у меня голос?

Изначально, конечно же определить поставлен ли у вас голос можно по звучанию. Если ваш голос (не просто звучание нот, а ваш собственный тембр) свободно льется и вас слышно на аудиторию средних размеров – да, вы достигли определенных результатов в области пения (вашим неустанным трудом, если вы прилагали к этому какие-то усилия, или же вашими природными данными, когда ваши мышцы сами функционируют правильно и вы без особых усилий можете хорошо петь).

Вместе с тем, для того, чтобы определить, насколько правильна ваша постановка голоса и есть ли она вообще, мало прослушать какой-то промежуток вашего исполнения (хотя для профессионалов, конечно же, и этого бывает достаточно).

Важным фактором, который может помочь нам в этом нелегком деле, является здоровье вашего вокального аппарата, которое определяется, к примеру, тем, сколько времени вы можете пропеть без остановки (если 2хчасовой концерт – то браво!), садится ли ваш голос после нагрузок и можете ли вы вообще его потерять.

Если такие проблемы и сложности происходят, можно сделать вывод о том, что с вашей постановкой голоса не все в порядке, какие-то мышцы работают неправильно, где-то в теле есть зажимы, от которых необходимо избавляться.

Конечно же, еще одним показательным элементом постановки голоса является ваш природный тембр. Очень часто вы можете говорить в одном регистре, а петь совершенно в другом, и это не всегда является неправильным.

Возможно, что ваш диапазон достаточно большой, однако вы говорите на том его участке, где вам удобнее всего. При этом, когда вы поете, ваш голос не звучит обедненно.

Если же все происходит наоборот, то есть в обычной жизни вы говорите своим природным тембром, а поете не своим (обедненным) голосом, ваша постановка, наверняка, является неправильной, поскольку не берет во внимание ваши природные данные, что имеет весьма неприятные последствия для вашего голоса.

Отсюда следует вывод, который мы делали в предыдущей статье, о том, что пение и речь — весьма близкие понятия.

Приобретение навыка вокальной опоры

Итак, постановка голоса начинается с поиска и обретения навыка вокальной опоры и правильной работы мышц опорно-двигательного и артикуляционного аппарата (языка, нёба, мышц лица и т.д). Эти группы мышц, в отличии от некоторых иных (к примеру, внутренних) мышц, поддаются тренировке.

Прежде, чем я дам вам список необходимых упражнений, который, кстати, не является закрытым (вы можете сами искать для себя лучшие варианты тренировки развития мышц голосовых), рассмотрим понятия опоры и работы артикуляции более подробно.

Вокальная опора. Начнем, пожалуй, с самого главного. Для того, чтобы голос правильно звучал и наши связки безболезненно смыкались, необходимо правильно опирать воздух. Образно говоря, нужно создавать воздушный столб, который будет «подпирать» связки.

Правильная постановка дыхания для пения

Начало столба, по нашим ощущениям, должно находиться в животе – именно поэтому правильное певческое (и вообще в жизни) дыхание – это дыхание животом. Заметьте, как дышат наши дети или, к примеру, как дышит человек, когда спит.

Отсюда следует, что в самом начале постановки голоса для пения в домашних условиях нужно научиться правильно дышать.

Певческий вдох не отличается от естественного (вдох живом), однако выдох при пении совсем не такой, как в жизни. Фаза выдоха здесь гораздо длиннее, когда как в обычной ситуации она равна по длительности фазе вдоха. Именно на равномерном оптимальном потоке воздуха строится певческая опора.

Для того, чтобы наш голос опирался правильно, необходима активная работа мышц пресса, спины (поясничный отдел), шеи и др. Данную группу мышц необходимо тренировать. Натренированные мышцы во время пения должны быть в тонусе – не зажаты и не расслаблены (об этом мы говорили в нашей первой статье).

Такой навык свободной работы мышц необходим для тех горе-певцов, которые в поиске опоры зажимают мышцы пресса, шеи, что создает напряжение, при котором голос перестает свободно литься и может даже сесть.

Итак, как нам можно самостоятельно научиться правильно опирать голос?

Упражнения для вокальной опоры

  • Качаем пресс: (медленные подъемы туловища, ног, планка). Делаем до усталости мышц.
  • Качаем спину (лодочка, планка, подъемы корпуса лежа на животе и закрепив руки за головой). Делаем до усталости мышц.
  • Упражнения для анкеровки шеи (лечь на спину, поднять шею параллельно полу, следить за подбородком, чтобы он не задирался) – 2 подхода. Делаем до усталости мышц.

Эти и другие упражнения (их великое множество) нужно делать с периодичностью один раз в 1-2суток, постепенно увеличивая время выполнения упражнений.

Еще 2 слова о том, как почувствовать опору голоса во время выполнения физических упражнений: в правильной позе планки ваш голос будет опертым.

Планка весьма схожа с позой отжимания. Здесь важно обращать внимание на ровную спину, отсутствие прогиба поясницы и поднятую на том же уровне шею. В таком положении необходимо пропевать фрагменты песни или какие-либо распевки. После того, как вы встанете, попробуйте мышечно повторить ощущения планки.

Если ваши мышцы живота, спины, шеи находятся в тонусе (они разогреты и свободно функционируют), начинайте тренировать дыхание.

Упражнения для тренировки дыхания для пения

Дыхание. Естественный вдох животом и медленный равномерный выдох на каком-нибудь звуке (например, о, у) и в удобном для вас диапазоне. В таких упражнениях для тренировки дыхания для пения в домашних условиях, дыхание лучше не переутомлять. Действуйте в рамках разумного.

Как развить артикуляционные мышцы для постановки голоса и пения

Работа артикуляционного аппарата. Возможно, найдутся те, которые не стали бы называть работу данной группы мышц, как необходимой для постановки голоса и пения, однако хочу сказать, что без правильного функционирования артикуляционного аппарата вся наша опора и звучание голоса сойдет на нет, поскольку передача звука происходит, в большей степени, за счет артикуляционных мышц.

К ним мы отнесем самые основные – это мышцы языка, нёба, челюсти, «маски» (то есть мышцы лица, за счет которых мы улыбаемся). Правильная работа артикуляции будет способствовать попаданию звука в резонаторы, регулированию частот звука, не говоря уже о базовом формировании звука языком и иными мышцами.

Как их тренировать?

Упражнения для тренировки артикуляции дома

  • Язык – быстрые движения из стороны в сторону, зубная щетка – проводим по зубам по кругу; распевки и скороговорки (только медленно) с языком наружу (или средней части языка, когда кончик упирается в нижние зубы) и т.д. Работать до усталости мышц. Главный навык, который необходимо приобрести – поднимать корень языка, для того, чтобы он не заваливался, и происходило правильное формирование звука.
  • Улыбка . Поднимаем мышцы лица и держим до изнеможения. После отдыха повторяем упражнение с опущенной челюстью, языком наружу (средней его части).
  • Челюсть – отрабатываем свободу движения опушенной челюсти, немного ею двигая для того, чтобы убрать возможный зажим.
  • Общий тонус мышц лица и эмоциональная разминка – корчим рожицы, пока не устанут мышцы.

Еще раз напомним вам, что закон 2х суток так же применим и в этом случае – тренироваться нужно максимум редко это через день для того, чтобы не потерять необходимые вам навыки.

Последнее, о чем хотелось бы сказать в данной статье, это поиск (для тех, кто потерял) своего собственного тембра.

Как мы с вами уже говорили выше и более подробно — в (которую вам лучше прочитать если вы еще этого не сделали) : начинать ставить голос в домашних условиях нужно со своей речи.

Наблюдайте за собой и своими мышцами

Подводя итог всему сказанному, хотим напомнить вам о важности постоянного наблюдения за своим физическим состоянием, дабы не допустить зажимов или, наоборот, вялых мышц.

Самое главное в пении – это здоровье, и, кстати, не в последнюю очередь и хорошее настроение. Поэтому желаем вам, как портал обучения и саморазвития, всегда быть здоровыми и достигать новых высот как в вокале, так и в иных сферах вашей жизни. Ну и конечно, для этого чаще посещайте наш портал и читайте другие наши статьи о пении, постановке голоса и прочем творческом саморазвитии.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта