Главная » Условно-съедобные грибы » Яркое светило казахской науки и культуры. Ахмет Байтурсынов: фото, биография, произведения

Яркое светило казахской науки и культуры. Ахмет Байтурсынов: фото, биография, произведения

Ахмет Байтурсынов - великий сын казахского народа, духовный лидер нации, выдающийся просветитель, ученый-тюрколог, лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты «Казах», видный общественный и политический деятель.

Ахмет Байтурсынов родился 15 (28) января 1873 года в урочище Сартюбек Тусунской волости Тургайского уезда (ныне – Жангильдинский район Костанайской области). Потомок прославленного героя сражений ХVII века с калмыцкими захватчиками батыра Аманжола, знаменитого воина Умбетей-батыра он перенял от своих предков гордость, чувство собственного достоинства, независимость характера и суждений, способность пойти на смерть за свои убеждения. Превыше всего дорожил своей честью и отец Ахмета – уважаемый среди сородичей-степняков, гордый, непреклонный Байтурсын. За избиение начальника уезда, оскорбившего его и весь род, Байтурсын вместе с братом Актасом был осужден на 15 лет каторжных работ. Столкнувшись с несправедливостью царского судопроизводства и беззащитностью неграмотного степняка перед законом, отец дал сородичам наказ обучить Ахмета русской грамоте, которой он и овладел в совершенстве. По окончании тургайского двухклассного русско-казахского училища Ахмет поступил учиться в Оренбургскую учительскую семинарию. В 1895 году успешно завершил учебу в семинарии и до 1909 года преподавал в аульных школах, двухклассных русско-казахских училищах Актюбинского, Тургайского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Годы вдохновенного педагогического труда стали для Ахмета и временем большого личного счастья. Именно тогда в его жизнь вошла чистая и красивая любовь, которую мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная и сострадательная Бадрисафа пронесли через весь свой тернистый и многотрудный жизненный путь. Дочь лесного объездчика, квартирохозяйка молодого учителя, русская по крови Александра Ивановна душой восприняла казахские обычаи и традиции, покорив своих новых сородичей добротой, благородством и человечностью. Из-за невозможности сочетаться браком людям разной веры она вышла замуж как мусульманка по чужим документам, до конца дней своих став татаркой Бадрисафой Мухамедсадык-кызы Байтурсыновой. Верная и преданная подруга и соратник, она сполна разделила судьбу своего мужа – лидера казахского национально-освободительного движения. Активная политическая деятельность А.Байтурсынова началась в годы его заведования Каркаралинским русско-казахским училищем, тогда же состоялась его судьбоносная встреча с представителями передовой казахской интеллигенции А.Букейхановым и М.Дулатовым. Вместе с ними в 1905 году он участвует в написании знаменитой петиции на имя царя с требованиями политических свобод, которую подписали 14 тысяч человек. За участие в ее составлении Байтурсынов с июля 1909 по февраль 1910 гг. был заключен в Семипалатинскую тюрьму, затем выслан в Оренбург «без права проживания в пределах киргизских степей в течение двух лет» и с 1910 по 1917 год находился под негласным надзором полиции. Занимался журналистикой, этнографией, переводил русскую классику. В 1909 году в Петербурге был опубликован его сборник переводов крыловских басен – «Қырық мысал», а в 1911 году в Оренбурге вышла в свет первая книга стихов А.Байтурсынова «Маса» («Комар»). Стоя у истоков казахского языкознания, он разработал научную терминологию грамматики, создал новый казахский алфавит. Идеи, высказанные еще в 1914-1915 годах в пособии по языку «Тіл құрал» в послереволюционные годы были развиты в «Новой азбуке», пособии для учителей «Баяншы», в работах «Теория словесности», «Очерки литературы», «Язык – средство общения». С 1913 по 1918 год Байтурсынов был редактором общенациональной газеты «Казах», на страницах которой создавались идейные предпосылки казахской конституционно-демократической партии «Алаш», организационно оформившейся в июле 1917 года. Автором программы партии и одним из ее лидеров был А.Байтурсынов, активно отстаивающий на І Всекиргизском съезде идею независимого автономного государства. В декабре 1917 года на Втором Всекиргизском съезде, объявившем автономию «Алаш-Орда» и сформировавшем правительство, Байтурсынов становится членом правительства, руководителем комиссии по организации учебного дела. Впоследствии, понимая невозможность победы партии «Алаш», не желая братоубийственной войны, и надеясь на обещания большевиков справедливо решить проблемы казахского народа, в 1919 году он идет на сотрудничество с Советской властью, вступает в РКП(б). Делегат Всероссийского съезда Советов, член Военно-революционного комитета по управлению киргизским краем, а затем Народный комиссар просвещения Кир.АССР, член Каз.ЦИК, сотрудник газеты ЦК Компартии Туркестана «Ак жол», Академического центра Казахстана он всегда стоял на страже интересов казахского народа, был в числе тех, кто подписался под «Добавлениями к тезисам Ленина по национальному и колониальному вопросам», предостерегая от грубого, насильственного решения наболевших проблем. После исключения из компартии (1921 г.) в связи с якобы новыми фактами антисоветской деятельности, А.Байтурсынов отходит от политики. Занимаясь с 1922 года исключительно научно-педагогической деятельностью, он становится председателем научно-литературной комиссии при Наркомпросе. Огромной популярностью пользовались созданные им учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, литературоведческие статьи. Делегат V съезда Советов Казахстана (1925 г.) Ахмет Байтурсынов был инициатором возвращения казахскому народу его исторического названия, убедительно доказав делегатам съезда правильность наименования страны Казахская АССР. До 1929 года он работал преподавателем ВУЗов Алма-Аты и Ташкента, был участником І тюркологического съезда в Баку, съезда работников народного просвещения в Казани. В июне 1929 года он был арестован по обвинению в националистической антисоветской деятельности, приговорен к расстрелу, два года провел в Бутырской тюрьме г. Москвы в ожидании казни, в январе 1931 года замененной ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. Тогда же в Томскую область была выслана его супруга с дочерью Шолпан. Только в 1934 году по ходатайству Международного Красного Креста, он получает возможность вернуться в Алма-Ату, воссоединиться с семьей. Пошатнувшееся здоровье, невозможность как политически неблагонадежному устроиться на работу, материальная нужда омрачили его последние годы. Консультант Центрального музея, а затем и просто билетный контролер, санитар в туберкулезном диспансере, он, повсеместно узнаваемый и почитаемый простыми людьми, вызывал опасения и ненависть властей, вновь и вновь оказывался без работы. После очередной провокации в октябре 1937 года А.Байтурсынов был вновь арестован и 8 декабря 1937 года расстрелян как «классовый враг» по обвинению в связи с террористической организацией – тюркской народной партией. 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана реабилитировал А.Байтурсынова за отсутствием в его действиях состава преступления. Ныне Ахмет Байтурсынов вновь со своим народом: в строках своих научных трудов и поэтических произведений, в названиях улиц Алматы и Костаная, в экспозициях музея, в благодарной народной памяти.

Ахмет Байтурсынов - известный казахский ученый, переводчик, крупный государственный и общественный деятель. Известен также как писатель и лингвист. Именно он реформировал казахскую письменность в начале XX века, после чего ею смогли пользоваться миллионы человек. В 1912 году он провел целую революцию, убрав все которые не использовались в казахском языке, и добавив вместо них уникальные символы. Новый алфавит и сегодня используется казахами по всему миру.

Биография ученого-лингвиста

Ахмет Байтурсынов родился в урочище Сартыбек в 1872 году. Оно расположено в Тургайской области.

Теперь вы знаете из этой статьи, в каком году родился Ахмет Байтурсынов.

Когда ему было всего 13 лет, полицейские устроили погром в семейном ауле. Отец Ахмета и его старшие братья не стерпели издевательств и избили полковника Яковлева, который руководил карательной операцией. За это они были сосланы в Сибирь на 15 лет.

Грамоту герой нашей статьи освоил у местных мулл, а начальное образование получал в русско-казахском училище, после чего поступил в учительскую школу в Оренбурге. Пока был студентом, испытывал серьезные финансовые трудности, но все же сумел получить образование.

Преподавательская деятельность

До 1909 года преподавал в волостных училищах. Когда работал в Кустанайском уезде, жил у лесника, полюбил его дочь Александру. Вскоре они поженились по мусульманскому обычаю. Жена Ахмета Байтурсынова сменила не только фамилию, но и имя.

Молодые супруги переехали в Кустанай, где Ахмет Байтурсынов преподавал в русско-казахской школе. Затем перебрались в Омск, после в Каркаралинск. Детей у них не было.

С 1905 года герой нашей статьи начинает активно увлекаться политическими процессами в стране. Например, принимает участие в составлении "Каркаралинской петиции", в которой выдвигались требования остановить экспроприацию земли у казахов, организовать народные земства.

Впервые попал в тюрьму в 1907 году. Ахмет Байтурсынов был обвинен в критике царской администрации. Через два года оказался в тюрьме Семипалатинска, провел там 8 месяцев, хоть и был заключен без суда.

Выступления за самостоятельность Казахстана

В его политической риторике все явственнее прослеживаются идеи независимого Казахстана. С 1913 года вместе с соратниками выпускает в Оренбурге газету "Казах". Именно в ней формулирует свои основные идеи. В работе над изданием ему помогают бывший депутат Первой Государственной думы, а также популярный писатель и поэт по имени Миржакип Дулатов.

Байтурсынов считает, что для сохранения Казахстаном самостоятельности необходимо, в первую очередь, стремиться к просвещению и культуре. Необходимо развивать литературу на казахском языке. Наличие собственного языка и литературы считал неотъемлемыми факторами, без которых не существует народа.

Газета "Казах" выпускалась героем нашей статьи до 1918 года. Все это время она была ключевым общественно-политическим казахским изданием. Целых пять лет казахское сообщество имело возможность излагать свои идеи и рассуждать по насущным вопросам.

Во время Октябрьской революции

В 1917 году Ахмет Байтурсынов, фото которого есть в этой статье, принял участие в создании казахской партии "Алаш". Она была учреждена в Оренбурге. Был выбрал представителем в Учредительное собрание от Тургайского округа.

В 1919 году его амнистировали. После этого он окончательно перешел на сторону советской власти. Стал членом коммунистической партии.

В 1929 году советская власть припомнила Байтурсынову его националистическую деятельность. Он был арестован. Отсидел в тюрьме НКВД, затем был выслан в Архангельскую область. Его супругу и приемную дочь по имени Шолпан отправили в Томск. Семья на несколько лет была насильно разделена. Супруги не виделись между собой, Ахмет ничего не знал о судьбе приемного ребенка, которого они с женой взяли на воспитание, так как своих детей они завести не могли.

Освобождение

В 1934 году важную роль в биографии Ахмета Байтурсынова сыграла Екатерина Пешкова (супруга Максима Горького). В то время она работала в комиссии Красного Креста. Благодаря ее ходатайству, Байтурсынова освободили.

Он воссоединился с семьей. Вместе с уже тремя приемными детьми приехал в Алма-Ату. До конца смерти жил в доме, который позже получил статус дома-музея.

В 1937 году Байтурсынов был снова арестован. Герой нашей статьи попал под машину Большого террора, свирепствовавшую в те годы в Советском Союзе. Как представитель национальных интересов казахского народа он оказался в поле зрение спецслужб.

Через два месяца его расстреляли по приговору тройки НКВД как врага народа. Официально казахский писатель был амнистирован только в 1988 году.

Реформа языка

Байтурсынов сыграл важную роль в формировании современной казахской словесности. Был профессором филологии, руководил республиканским Академическим центром.

Работал в первом в истории казахском народном государственном университете. Ему принадлежат многочисленные педагогические пособия по родной речи, учебники, с помощью которых проводилась работа по ликвидации безграмотности, также Байтурсынов издавал иллюстрированный букварь. Только в 1920-е годы он пережил несколько изданий.

Основная причина реформ заключалась в том, что без гласных представляло серьезное неудобство для тюркских языков.

Проект алфавита

Байтурсынов предложил собственный проект реформы казахского алфавита. Вся суть была в том, чтобы в каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда. Это было очень похоже на нотную запись басовых или скрипичных ключей и значительным образом экономило количество знаков для обозначения гласных, а также примиряло казахский язык с арабской графикой.

Многие современники, например, лингвист Евгений Поливанов, назвали этот проект гениальным. Ученый, отмечая заслуги Байтурсынова, писал, что, если бы проблема казахского языка могла решиться без оглядки на соседние народности, то казахская школа могла бы вполне удовлетвориться орфографией 1924 года, предложенной героем нашей статьи. Однако реализовать этот проект так и не удалось. В 1928 году началась массовая латинизация, а в 1940 году кириллизация тюркских языков народов, входивших в состав Советского Союза.

Литературная деятельность

Большой вклад Байтурсынов внес и в развитие казахской литературы, подтверждая свою идею, что только народ, имеющий собственную письменность и литературу, может претендовать на самостоятельность.

Чрезвычайно популярными были сборники "Сорок басен" и "Маса", в которые вошли его самые известные басни. Сборники выходили в 1909 и 1911 годах соответственно.

Также он проводил большую работу по коллекционированию и изданию образцов казахского устного народного творчества.

В 1926 выпустил сразу две книги - "Литературоведение" и "23 причитания". "Литературоведение" - особенное произведение Ахмета Байтурсынова. Это первое научное исследование, посвященное изучению истории казахской литературы.

В том же 1926 году Байтурсынов написал литературоведческий труд под названием "О терминологии в тюркских языках". Также под его авторством выходило множество пособий и учебников для обучения казахских детей родному языку. Это "Учебное пособие", изданное в 1912 году, "Азбука", увидевшая свет в 1924 году, "Новая азбука" (несколько изданий выходили с 1926 по 1928 годы), а также методическое пособие "Баяншы", опубликованное в 1926 году.

Гордость казахского народа


А хмет Байтурсынов родился в январе 1873 года в местности Сарытубек, где река Жиланчик впадает в озеро Аккол (нынешняя территория Жанкельдинского района Костанайской области). После успешного окончания двуклассного училища в Торгае Ахмет в 1891 году поступил на учебу в Оренбургское училище, где готовили преподавателей для казахских школ, и с 1895 года началась его педагогическая деятельность в аульных и волостных училищах Актюбинского, Каркаралинского и Костанайского уездов.

А хмет Байтурсынов был основателем газеты «Қазақ», которая имела свыше трех тысяч подписчиков. С 1913 до 1918 года был ее редактором. Газета выходила в тяжелых условиях царско-полицейского режима. На ее страницах он опубликовал немало материалов на темы просвещения, литературы и языкознания, знакомил читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывал их к познанию, духовному обогащению. Газета «Қазақ» положила начало национальной демократической прессе.

В эти же годы Ахмет Байтурсынов приобщается к литературному творчеству, переводит на казахский язык басни Крылова. Параллельно занимается созданием первых по времени пособий по родному языку, организует национальные школы, пишет книги под названием «Маса» («Муха»), «Қырық мысал» («Сорок басен»). Ахмет Байтурсынов стоял у истоков литературоведения и науки о казахском языке. В двадцатые годы на основе арабской графики, учитывая особенности казахского языка, он создал азбуку, написал ряд трудов по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методике обучения, проделал большую работу по развитию казахской литературы и культуры.

М ногие годы деятельности Ахмета Байтурсынова связаны с созданием Алаш-Орды и организацией партии «Алаш», одним из авторов программы которой он является. В этой программе было указано, что Россия должна быть демократически-федеративной республикой, а казахи должны иметь свою автономию. Характерно, что Временный народный совет Алаш-Орды состоял из 25 членов, из которых 10 мест было отдано представителям русского и других народов, проживающих в Казахстане.

Д вадцатые годы были тяжелыми для истории Казахстана, когда интеллигенция подвергалась тяжелым гонениям со стороны приспешников сталинского режима. В 1929 году А.Байтурсынов был арестован и затем сослан в Архангельскую область, а его научное и поэтическое наследие оказалось под запретом. Лишь в 1934 году при содействии жены Максима Горького - Е.П.Пешковой, работавшей в Красном Кресте, А.Байтурсынов был досрочно освобожден из ссылки. Но в августе 37-го года он опять был посажен в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности, хотя виновным себя не признал, а как председатель Казинпроса всего лишь высказывал свое несогласие с проводимыми советской властью отдельными мероприятиями. Ссылка серьезно подорвала здоровье Ахмета. По постановлению тройки УНКВД Алма-атинской области от 25 ноября 1937 года ему определили меру наказания - расстрел. Жизнь его, как и многих представителей интеллигенции, оборвалась в 1937 году. Постановление исполнено 8 декабря 1937 года.

Н еизменной спутницей жизни Ахмета Байтурсынова была его любимая жена. Родилась она в 1878 году в Челябинской области. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь (в ста километрах от Костаная), познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя - Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Совместная жизнь началась в Костанае. В связи со ссылкой в 1929 году А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа, как жена врага народа, вместе с дочерью Шолпан была отправлена в 1931 году в ссылку в Томскую область. Затем их разъединили - Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в деревню Жуково.

В 1934 году они вернулись на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую обл. Здесь она тяжело заболела. По возвращении в Костанай беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Она стала жертвой сталинских репрессий, жизнь её трагически оборвалась на территории Костанайской области.

В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь.

О ни хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга.

М ногогранный талант Ахмета Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, переводчиком, этнографом, составителем многих учебников, но и автором многих стихов для детей младшего возраста. Ахмет-ага был великим Устазом - Учителем с большой буквы для детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светилом казахской науки и культуры.

“Если для народа главное богатство - здоровье, главные богатства для души - знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача - дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача” - говорил Ахмет Байтурсынов.

И отрадно, что на его родине его имя носит Костанайский государственный университет, где нынешное поколение получает доступное образование. В честь него названа улица и площадь, перед университетом поставлен памятник А.Байтурсынову.

PDF

Ахмет Байтурсынов - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахское письмо на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране,России.

Разработал основы казахского и научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Биография

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила своё имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

Ахмет Байтурсынов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; 28 января 1873, урочище Сартыбек, Тургайская область - 8 декабря 1937, Алма-Ата) - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта